Будет ли сокращение в росреестре

Обновлено: 01.07.2024

МОСКВА. 26 сентября 2019 года. Запланированная еще в 2010-2011 годах Президентом РФ и Правительством РФ реформа федеральных, региональных и муниципальных органов управления подразумевает, в том числе, снижение повышенного уровня дублирования деятельности, принятие на себя ответственности руководящих работников государственных органов управления касательно реализации стратегических проектов и программ и уменьшение количества промежуточных звеньев в административной цепочке. О механизмах сокращения чиновников в 2020 году, отзывах и прогнозах экспертов, о том, кого коснутся массовые увольнения, читайте ниже.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

"Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь", — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — "автоматически": численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

"То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности", — пояснила Нестеренко.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

Если процесс реформирования госаппарата активизируется, то в 2020 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

В конце 2020 Премьер-министр РФ, М. Мишустин, заявил о необходимости оптимизации состава и количества штатных единиц в органах исполнительной власти. План председателя Правительства предполагал сокращение 32 тысяч государственных служащих, однако год спустя обнаружилось, что их число не уменьшилось, а увеличилось.

Будет ли сокращение госслужащих в 2022 году

Обзор ситуации

Реформы – перманентные предписания, периодически издаваемые федеральными властями, поэтому региональное управление отработало схемы, позволяющие обойти распоряжения верховной власти с наименьшими кадровыми потерями. Опубликованный еще два года назад проект указа о сокращении госслужащих предполагал оставить 103 чиновника из 148, приходящихся на каждые 10 тыс. населения России.

В некоторых субъектах федерации действительно прошло сокращение, как, например, в Пензенской области и кое-где на окраинах, но в остальных случаях были просто использованы привычные варианты. Так называемая реформа госслужбы в 2021 вылилась в следующие действия:

  • сокращение пустых вакансий, припасенных специально для такого случая;
  • перевод мелкого чиновника на гражданский трудовой договор: контрактник не числится в структуре, но все еще в наличии на рабочем месте;
  • часть функций передается унитарному или подведомственному учреждению.

Сокращение чиновников получается номинальным. На бумаге оно есть, а в реальности – нет. Финансирование все равно происходит из бюджета, как и в случае другой, более новой схемы – образования центров управления или институтов развития региона, которые дают возможность местной власти спокойно распоряжаться бюджетными средствами. Опубликованные Росстатом цифры свидетельствуют, что число чиновников увеличилось за 2 десятилетия почти в два раза.

Запланированные цели и методы

  • на 2 миллиона чиновников ежегодно расходуется из государственного бюджета 1,4% ВВП;
  • многие из них недовольны должностными окладами и перманентно заводятся разговоры о необходимости увеличения;
  • рост ассигнований из госказны на содержание разросшегося управленческого аппарата невозможен;
  • есть только один выход – переформатирование системы, реформа с сокращением численности чиновников;
  • она позволит назначить тем, кто действительно нужен, достойный уровень оплаты.

По мнению первого зама главы финансового департамента, сокращение федеральных государственных служащих, как и местных чиновников — это масштабное реформирование. Как и у любой реформы, у нее есть стратегические цели – повышение эффективности работы в каждой сфере, достижение более качественного исполнения функций управления, улучшение системы, как таковой.

С этой новостью читают:

Сокращение госслужащих в 2022 году

Методы, которые намерена применить федеральная власть для достижения целей – обновление устаревших стандартов, реинжиниринг процессов, отказ от обременительных и неэффективных регламентов, использование возможностей цифровизации.

Аргументы в пользу от Минфина

Задача финансового департамента – находить средства для выполнения текущих задач и поставленных целей. Они не появляются ниоткуда и их особенно сложно изыскивать в тяжелой экономической ситуации, вызванной мировой пандемией.

В благополучном 2019, анализируя запланированные мероприятия, обнаружили, что и в этом случае придется выделять ассигнования на проведение переформатирования и запуска обновленной системы:

  • сокращение придется проводить поэтапно, потребуется, как минимум, два временных периода;
  • сначала уменьшатся ЦА федеральных органов, примерно на 10%, территориальные сократят на 5%;
  • второй этап – структурная оптимизация, которая должна дать дополнительное сокращение численности;
  • на сколько сократят госслужащих, Т. Нестеренко не ответила, расплывчатое утверждение о том, что этот вопрос должен решать руководитель госоргана – не точная цифра.

Оказалось, что в планах – укрупнение территориальных органов министерств и ведомств, создание филиалов или фронт-офисов, в которых упраздняться подразделения, решающие вопросы организации, информирования, ведения документации, финансов и даже непосредственно административного обеспечения деятельности.

Отрицание авторами основной цели запланированного – экономии средств из бюджета, не может скрыть очевидного факта – сэкономленные ресурсы будут направлены на повышение зарплат, а это позволит не выделять ежегодно, как минимум, 100 млрд руб. Помешала воплощению грандиозных планов по сокращению и реорганизации управленческого аппарата мировая пандемия, которая коснулась всех отраслей экономическо-финансовой деятельности.

Причины приостановки в 2021

Первая, и основная – стагнация экономики в период локдаунов и карантинов, которая привела к росту уровня безработицы. На этом фоне было бы просто невозможно увеличивать число людей без средств к существованию еще на 3,3% по стране в целом. Поэтому в марте 2020 было принято решение о приостановке и временном сворачивании подготовительных мероприятий, по дополнительным причинам:

Госслужащий вправе претендовать на содержание за реально отработанное время, за неиспользованный отпуск, спецкомпенсацию и возмещение за непредвиденное досрочное увольнение. Специальная компенсация, при сокращении штата – это 4 должностных оклада.

Перспективы

Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил параметры, по которым будет проводиться массовое сокращение в госаппарате. Лайф разбирался, во сколько обходилось содержание чиновников и какие суммы в результате останутся в бюджете.


Фото © Getty Images

В этом году госслужащих станет меньше. Михаил Мишустин подписал постановление, которое утверждает параметры кадровой реформы в госаппарате. В нём устанавливается предельное количество структурных единиц в ведомствах, а также число сотрудников в штате.

Как следует из документа, в центральных аппаратах ведомств исполнительной власти сократят 741 должность. Это затронет 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения.

— О реформе госаппарата Михаил Мишустин объявил в ноябре 2020 года. Её планируется завершить до 1 апреля 2021 года. Она предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5%, а территориальных органов — на 10%. В целом более 32 тыс. единиц в основном за счёт имеющихся вакансий, — сообщается на сайте правительства.

Далее поясняется, что штат структурных подразделений в министерствах по новым требованиям будет составлять не меньше 40 единиц, служб и агентств — не менее 25, отделов в составе департамента или управления — не менее пяти, самостоятельного отдела — не менее 10. Для обеспечивающих подразделений появилось ограничение — не более 30% общей численности сотрудников.

Началась распродажа биткоина. На сколько упадёт курс криптовалюты и как спасти сбережения

Одна из задач массовых сокращений в госаппарате — оптимизировать работу. Сколько денег в результате сэкономит бюджет?

— Пока ещё нет новых штатных расписаний по ведомствам, в которых объявлено сокращение. Так что сделать точные расчёты по всем ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти) невозможно. Вместе с тем из опубликованных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по госслужащим, замещающим должности заместителей министров, руководителей служб и агентств, следует, что в среднем в год задекларированный доход у них составляет 8–9 млн рублей (в среднем, подчеркну). У руководителей, заместителей руководителей департаментов и управлений задекларированный доход — 5–6 млн рублей в год, — говорит Наталья Дмитриева, старший научный сотрудник отдела организационного проектирования центра анализа деятельности органов исполнительной власти НИУ ВШЭ.

Прогноз курса валют на 2021 год. Что угрожает доллару и давит на рубль

Таким образом, заключает эксперт, при сокращении 36 заместителей руководителей, а также руководителей и замруководителей 74 структурных подразделений только на фонде оплаты труда можно сэкономить 850–950 млн рублей в год (с НДФЛ).

К тому же, согласно госзакупкам, в год на обслуживание автомобилей для этой группы должностей тратится до 1 млн рублей. Есть и другие расходы на материально-техническое обеспечение.

— В итоге в результате сокращения только на 36 заместителях руководителей, а также руководителях 74 структурных подразделений может быть сэкономлено до одного миллиарда рублей, — заключает Наталья Дмитриева.

Сокращение в органах исполнительной власти и их территориальных подразделениях предусмотрено в количестве 32 000 должностей. При средней заработной плате госслужащих в стране 39,1 тыс. рублей с учётом индексации 6,8% в 2021 году это даст экономию бюджету в годовом исчислении в размере 16 млрд рублей. Такие подсчёты сделал Валерий Корнейчук, доцент, преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами.

По его словам, сокращение в центральных аппаратах 741 должности при средней зарплате 150 000 рублей дополнительно принесёт бюджету 1,3 млрд рублей.

Сокращение доли обслуживающего персонала чиновников до 30% штатного состава, отталкиваясь от того, что численность обслуживающего персонала составляет ту же численность, что и сами чиновники, по самым скромным оценкам, принесёт бюджету экономию в 10 млрд рублей.

— В результате общая экономия в годовом исчислении составит порядка 27,3 млрд рублей, — подсчитывает Валерий Корнейчук.

Впрочем, на практике эти деньги так и останутся в фонде оплаты труда. Сокращать его не планируется. Предполагается, что высвободившиеся средства пойдут на повышение зарплаты оставшимся госслужащим. Многие рядовые сотрудники получают немного. За счёт этих денег предполагается назначить им конкурентоспособные зарплаты.

Дом правительства РФ Михаил Терещенко/ТАСС

МОСКВА, 31 марта. /ТАСС/. Госаппарат в РФ сокращен почти на 10% за счет неиспользуемых вакансий, сообщил в интервью "Известиям" вице-премьер - руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

Компании, фонды и организации, которые затронет реформа системы институтов развития

"На данный момент сокращены 66 структурных подразделений и 33 штатных единицы заместителей руководителей федеральных ведомств. Также сокращена и штатная численность ведомств: в центральных аппаратах - на 213 единиц, а в территориальных органах - на 31 642 единицы", - сказал Григоренко. По его словам, таким образом, "численность госаппарата к 1 апреля уменьшилась в целом почти на 10%". Вице-премьер назвал этот результат "одним из самых масштабных сокращений за последние годы".

При этом Григоренко подчеркнул, что "оптимизация численности проводится за счет неиспользуемых вакансий с сохранением фонда заработной платы". "Это значит, что риски увольнения или снижения уровня оплаты труда сотрудников, профессионально исполняющих свои обязанности, сведены к минимуму", - пояснил он.

Вице-премьер отметил, что "суть нынешней реформы не в корректировке количественных показателей, а в изменении структуры госаппарата". "Мы сделаем ее более компактной. Это в свою очередь устранит дублирование функций, исключит лишнюю бюрократию и позволит госаппарату работать более эффективно", - уверен Григоренко. Он также обратил внимание на то, что одновременно стимулируется "расширение использования цифровых решений". "Это повысит скорость и качество принятия важнейших решений для выполнения национальных целей развития, но самое главное - людям будет проще, комфортнее и быстрее получать госуслуги", - указал вице-премьер.

Уровень зарплат

Правительство России в 2021 году устранит разрыв в зарплатах между органами власти одного уровня и приведет их к справедливому значению. Этот шаг будет продолжением завершаемой административной реформы, заявил Григоренко. Как отметил вице-премьер, сейчас сложилась ситуация, когда разрыв в зарплатах между ведомствами стал критическим. "По министерствам - в 1,5 раза, по службам - 1,7 раза, по агентствам - 1,9 раза, а по территориальным органам - достиг двукратной отметки", - пояснил он.

По словам Григоренко, в результате наиболее квалифицированные сотрудники переходят в ведомства с высокими заработными платами. "Это приводит к разному уровню компетенции сотрудников, напрямую мешает слаженной работе всего госаппарата, - указал он. - В этом году правительство сбалансирует уровень средней заработной платы между ведомствами и приведет к справедливому уровню - это важнейший этап реформы".

Руководитель аппарата правительства указал, что основной для дальнейшего реформирования системы оплаты труда госслужащих станет проведенная реорганизация госаппарата. "Этот вопрос обсуждался давно, но провести преобразования мешали искусственно поддерживаемые пустующие ставки", - заметил он.

Помимо этого, как сообщил вице-премьер, изменится сама структура заработных плат: увеличится доля ежемесячных гарантированных выплат за счет уменьшения премиального фонда, что позволит сотрудникам на местах планировать социально значимые расходы, например, ипотеку. "Мотивационная часть будет привязана к конкретным результатам выполненной работы, - обозначил он еще одно нововведение. - Это будет способствовать росту мотивации действующих сотрудников, привлечет на госслужбу перспективных и эффективных специалистов".

Цифровизация - драйвер, но не самоцель

Отвечая на вопрос, будет ли на этом завершена реформа, Григоренко заметил: "Если внимательно посмотреть лучшие практики, неважно - в бизнесе или в госуправлении, то мы увидим, что важнейший элемент успеха - это стремление к постоянному развитию". По его словам, сейчас драйвером изменений выступает цифровизация, но "это не самоцель, а только инструмент, который нужно научиться правильно применять".

"Поэтому мы продолжим внимательно анализировать, а затем - переводить в онлайн-формат максимально широкий спектр ведомственных процессов, особенно в той части, которая касается контрольно-надзорных функций", - пояснил вице-премьер.
Он подчеркнул, что государственные услуги бизнесу и гражданам должны предоставляться "по принципу 24/7 и экстерриториально".

В то же время, как считает Григоренко, "важно понимать, что ключевой элемент успеха - это не "цифра", а люди, которые объединены одной целью". "Поэтому главное и самое сложное - переформатировать госаппарат в современную, ориентированную на результат команду профессиональных сотрудников. В своей работе мы будем стремиться именно к такому результату", - резюмировал он.

Цифровизация и платформенные решения создают резерв для дальнейшей оптимизации системы госуправления, указал Григоренко. "Здесь есть значительные резервы за счет цифровизации и применения платформенных решений, которые позволяют часть функций - в том числе территориальных органов (госвласти) - централизовать на федеральном или межрегиональном уровне, оставив на уровне регионов ограниченный круг вопросов - например, только по очному обслуживанию граждан", - сказал он.

В целом, рассуждая о реформе, вице-премьер отметил, что в нынешних условиях система госуправления должна уметь адаптироваться к вызовам новой реальности, в основе которой лежит цифровая трансформация. "Технологии кратно увеличивают возможности повышения эффективности работы госаппарата. Они помогают реализовать модель сервисного государства, ориентированного на запросы общества, на высокое качество предоставляемых гражданам услуг. Поэтому институты власти должны стать цифровыми платформами, естественно и незаметно предоставлять услуги в максимально оперативном режиме. Именно эту модель мы взяли за основу", - заявил он.

По словам Григоренко, в ходе реформы кабмин постарался решить ключевую проблему структурного дисбаланса штатной численности госведомств. Правительство разработало единые стандарты организационно-штатной модели, акцент был сделан на устранение избыточных руководящих должностей.

"Так, замруководителя теперь должен курировать не менее двух структурных подразделений, а замначальника структурного подразделения - как минимум два отдела. Мы также установили требования к минимальной численности подразделений. Для департаментов министерств - не менее 40 человек, управлений в службе или агентстве - не менее 25 человек, для отделов - не менее пяти человек. Штат обеспечивающих работников не должен превышать 30% от предельной численности, при увеличении состава профильных специалистов", - рассказал Григоренко.

Глава аппарата кабмина подчеркнул, что при проведении реформы были предусмотрены механизмы точечной донастройки. Так, если ведомству нужно усилить центральный аппарат, руководство может перераспределить численность за счет территориальных органов в пределах фонда оплаты труда, пояснил он.

Требование времени

Григоренко объяснил необходимость преобразований в госуправлении требованием времени, так как "существующая структура органов государственной власти практически не менялась на протяжении многих лет - в современных условиях она не может эффективно работать над решением задач, которые ставит перед собой государство". По словам вице-премьера, за это время корпоративный сектор уже несколько раз трансформировал модели управления бизнесом, исходя из изменения запросов потребителей и возможностей, которые дают технологии.

"Госаппарат же все это время продолжал работать по системе, которая не менялась десятилетиями, - по принципу "ведомственных колодцев", то есть в замкнутом цикле - через долгие бюрократические согласования. Это привело к серьезным системным проблемам: модель госуправления оказалась абсолютно не адаптивной, не отвечающей современным реалиям и новым задачам", - добавил вице-премьер.

Административная реформа

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин объявил о реформе госаппарата в ноябре 2020 года, срок ее завершения был установлен до 1 апреля 2021 года. Реформа предполагает приведение к единому стандарту штата и организационной структуры министерств и ведомств, сокращение центральных аппаратов на 5%, а территориальных органов на - 10%. В целом сокращение должно было затронуть более 32 тыс. должностей, в основном за счет имеющихся вакансий при сохранении фонда оплаты труда в ведомствах. В центральных аппаратах сокращению подлежала 741 штатная единица, в том числе 36 заместителей руководителей, а также 74 структурных подразделения.

Читайте также: