Брак как союз мужа и жены соединение всей жизни общность божественного и человеческого права

Обновлено: 19.05.2024

Правильный брак – союз, заключенный мужчиной и женщиной одного правового качества; этот брак заключался в специальных, признанных законами формах, этот брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз – союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между перегринами и т. п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Брак характеризовался:

– взаимностью: в него вступают два партнера, причем безусловное равенство сторон не является обязательным условием брака;

– состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров;

– наличием половой связи между партнерами в браке;

– стремлением партеров заключить именно брачный союз;

– постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т. п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставило под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.

Виды римского брака:

–matrimonium justum – законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii;

–matrimonium juris gentium – брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного римского брака:

–cum manu mariti – брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

–sine manu mariti – брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом дав-ностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т. д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов).

Способы заключения брака cum manu:

–confarreatio – религиозный свадебный обряд;

–coemptio – путем покупки жены;

– признание брака по истечении давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Способы заключения брака sine manu:

– увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера;

–usus – совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias. Заключению брака обязательно должно было предшествовать обручение. Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов – их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более раннее время – присутствием свидетелей-гостей). Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков. Условия заключения брака:

– достижение брачного возраста (для мужчин – 14, для женщин – 12 лет);

– согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна;

– согласие вступающих в брак;

– отсутствие близких степеней родства (по прямой линии и не ближе 5 (6) степени по боковой) или свойства;

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей.

Три формы брака в римском праве:

· cum manu - брак, устанавливавший власть мужа над женой, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

· sine manu - брак, не порождавший власть мужа над женой (жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом);

· конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Подробнее

Брак и условия его заключения

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Условия вступления в брак:

1. достижение брачного возраста;

2. согласие на брак;

3. наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Подробнее

Способы заключения брака

Браку и условиям его заключения предшествовало обручение. В древнее время его совершали жених и невеста с согласия глав семейств. Обручение совершалось в форме манципации. В более позднее время оно проходило без соблюдения формальностей. Сторона, нарушившая договор обручения, теряла право на переданные ею другой стороне подарки, а также возвращала полученное от стороны.

Способы заключения брака в римском праве:

1. путем совершения религиозного обряда;

2. путем покупки женихом невесты;

3. путем простого соглашения сторон.

Религиозный обряд (confarreatio) имел место в богатых патрицианских семьях. Данный способ представлял собой пышную церемонию, сопровождаемую поеданием лепешек (хлеба), принесением съестного в пользу Юпитера. Обряд проходил в присутствии жреца и 10 свидетелей.

Покупка женихом невесты (coemptio) осуществлялась в форме манципации, которую осуществлял домовладыка. Она проходила в присутствии пяти свидетелей, весовщика с весами и сопровождалась произнесением определенных слов.

Простое соглашение сторон не требовало особых брачных формальностей. Брак считался заключенным с отведением невесты в дом жениха. При этом способе заключения брака власть мужа над женой устанавливалась одногодичным непрерывным осуществлением брачного сожительства.

Расторжение брака и его виды

Основания прекращения брака в римском праве:

1. Смерть одного из супругов.

2. Утрата свободы (capitus deminutio maxima) одним из супругов, т. е. обращение его в рабство.

3. Утрата гражданства (capitus deminutio media) одним из супругов.

4. Умаление гражданской правоспособности в виде кровосмешения (incestum superveniens).

5. Воля главы семьи.

7. Назначение мужа вольноотпущенницы сенатором.

Подробнее

Формы развода в римском праве:

1. объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

2. письменное соглашение;

3. фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1) развод с плохими последствиями (divorium cum damno):

· по вине одного из супругов (repudium ex iusta causa) (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

· без вины супруга (repudium sine ulla causa), т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями — от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым;

2) развод без последствий (divorium sine damno):

· развод по взаимному согласию супругов (divortium communi consensu);

· развод по воле одного из супругов (divortium bona gratia). Такой развод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

20. Имущественные отношения супругов в браке sine manu.

При браке sine manu жена остается под властью своем отца, т.е. остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (personasui iuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее главенство мужа сказывалось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство муха было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица у которого она находилась, и т.п. Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим, и т.п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, что приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого (см. ниже, п.З) и пр., при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.

При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основаниях договора поручения.

Приобретения жены во время состояния в браке (sine manu) также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.

3. Приданое. Этим термином обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом ad onera matrimonii ferenda, для облегчения материальных затруднений семейной жизни.

В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.

Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н. э. стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем (так называемую cautio rei uxoriae), по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие ли развода или смерти супруга ). Пои отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.

В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату. Если при установлении брака было заключено по этому поводу соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого: обыкновенно это была actio ex stipulatu (иск из соглашения о возврате приданого), переходившая и на наследников жены; это был иск строгого права (см. выше, разд. II, § 4, п. 3), муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемую actio rei uxoriae. Это был иск bonae fidei (см. там же); он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек, в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т.п.

При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actio ех stipulatu, по которой приданое возвращается полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем.

4. В императорский период сложился обычай, по которому муж получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому .называлось предбрачным даром (donatio ante nuptias). Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака, почему его стали называть donatio propter nuptias (дарение ввиду брака). По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.

21. Юридическая регламентация отношений детей и родителей в классическом римском праве.

От брака отличается конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, для мужчины в республиканскую эпоху считалось допустимым наряду с matrimonium с одной женщиной состоять в конкубинате с другой (напротив, всякое сожительство женщины с другим мужчиной, кроме мужа, давало в древнереспубликанском праве мужу право убить жену).

В доюстиниановом праве различали брак cum manu – с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или его домовладыки, если муж сам был подвластным лицом), и брак sine manu – при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Брак sine manu по внешности был похож на конкубинат, но отличался от него намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

Условия вступления в брак:

  1. Необходимо было свободное согласие жениха и невесты, а если они находились под властью домовладыки, то также согласие домовладыки (впрочем, если домовладыка отказывал в согласии без достаточного основания, его можно было принудить через магистрат).
  2. Требовалось достижение брачного совершеннолетия (14 лет – для мужчин, 12 лет – для женщин).
  3. Не допускался брак лица, состоявшего в (непрекращенном) браке.
  4. Необходимо было, чтобы вступающие в брак лица имели ius connubii – юридическую способность создать iustae nuptiae, то есть законный брак. До Юстиниана на этом основании не могли заключить законного римского брака некоторые категории чужеземцев (брак между римским гражданином и чужеземкой считался недопустимым по политическим соображениям; целью этого запрещения было помешать чужеземке путем вступления по браку в семью римского гражданина получить права римского гражданства).

По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие ius connubii могло быть следствием близкого родства или свойства (свойством называется отношение между одним из супругов и родственниками другого супруга).

Брак признавался ничтожным: между родственниками прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства (так, недопустим брак между братом и сестрой, между теткой и племянником и т. п.). Аналогичные правила применялись и к свойственникам; так, не допускался брак меж одним из братьев и женой другого брата (умершего) и т. п.

Помимо изложенных условий законности брака существовали еще некоторые специфические римские требования: например, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции (этим запретом предупреждалось возможное давление на вступающих в брак, а с другой стороны, препятствовало усилению влияния магистрата посредством семейных связей).

Заключение брака. Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия вступающих в брак (конечно, в предположении, что все условия законного брака на лицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu (с мужней властью), то для установления manus мужа требовалось совершение определенных формальных актов.

Брачный союз прекращался:

  • со смертью одного из супругов;
  • с утратой свободы одним из супругов;
  • разводом.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни. В период абсолютной монархии были установлены существенные ограничения развода. Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом. Односторонние заявления о разводе были допущены в случае, если другой супруг нарушил верность, покушался на жизнь первого супруга или допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине (например, неспособность к половой жизни; желание поступить в монастырь). Односторонний развод без уважительной причины сопровождался наложением штрафа (но брак все же считался прекращенным).

Личные и имущественные отношения между супругами. При браке cum manu жена поступала под власть мужа на одинаковых основаниях с его детьми; она была на положении дочери. Первоначально власть мужа была неограниченной, но по мере развития хозяйственной жизни и в результате общего культурного развития власть мужа была введена в известные рамки: например, отпало право убить жену, продать в кабалу и т. д. Но принцип главенства мужа и подчинения жены проводился последовательно в течение всего того времени, пока существовала практика браков cum manu.

При браке sine manu жена остается под властью своего отца, то есть остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна – alieni iuris, она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее, главенство мужа сказывалось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа; местожительство мужа было обязательным местожительством и для жены; муж мог исковым порядком истребовать жену от всякого третьего лица, у которого она находилась, и т. п.

Оба супруга были обязаны относиться друг к другу с уважением; поэтому, если один из супругов имел основание предъявить к другому иск, связанный для ответчика с бесчестьем, этот иск заменялся другим и т. п. Нарушение супружеской верности давало оскорбленному супругу основание для развода, приводило к решению в его пользу вопроса о возврате приданого и пр.; при этом последствия нарушения верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа.

Имущественные отношения. При браке cum manu все имущество жены поступало в полную собственность мужа, сливаясь нераздельно с имуществом, принадлежавшим ему до брака. Даже в случае прекращения брака имущество, принесенное женой, не возвращалось ей; она получала лишь известную долю в порядке наследования в случае смерти мужа. При браке sine manu имущество супругов оставалось раздельным. Даже простое управление имуществом жены принадлежало мужу при браке sine manu только тогда, когда жена сама передаст ему имущество для этой цели; в таком случае отношения между супругами определялись на основании договора-поручения.

Приобретения жены во время состояния в браке sine manu также поступают в ее имущество; впрочем, если относительно каких-либо вещей возникал спор между супругами по вопросу о праве собственности, то применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу, пока жена не докажет, что право собственности на данную вещь принадлежит ей.

Приданое. Этим термином (dos) обозначаются вещи или иные части имущества, предоставляемые мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом, для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В древнереспубликанский период, когда браки почти всегда были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, приданое полностью поступало в собственность мужа.

Когда вошли в практику браки sine manu, для приданого, как имущества, передававшегося мужу, был установлен особый правовой режим. Приблизительно за два века до н. э. стало входить в правило заключать при установлении приданого устное соглашение с мужем, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака (вследствие развода или смерти супруга). При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых воззрений муж считал себя обязанным оставлять его по завещанию в пользу жены. На случай, если брак прекратится разводом, претор стал давать жене иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа за необоснованный развод.

В классический период (первые три века н. э.) приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, принципиально имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако в ограждение интересов жены законом Августа было введено запрещение мужу отчуждать принесенные в приданое земельные участки, если нет прямо выраженного согласия на то жены. В случае прекращения брака приданое подлежит возврату.

Если при установлении брака было заключено по этому поводу специальное соглашение, на его основе и давался иск о возврате приданого – actio ex stipulatu, переходивший и на наследников жены; это был иск строгого права, муж возвращал приданое безусловно и в полном размере. Если специального соглашения заключено не было, претор давал жене иск, так называемую actio rei uxoriae. Это был иск bonae fidei; он давался жене, но не ее наследникам (так что, если брак прекращался смертью жены, приданое оставалось за мужем); возвращая приданое, муж имел право удержать известную его долю на содержание остававшихся при нем детей, на покрытие произведенных на детальное имущество издержек в виде штрафа, если развод наступал по вине жены, и т. п.

При Юстиниане правила о возврате приданого были упрощены путем объединения двух названных исков. Независимо от того, было ли заключено соглашение о возврате приданого или нет, жена и ее наследники получают теперь actio ex stipulatu, по которой возвращается приданое полностью, но за вычетом суммы необходимых издержек, понесенных мужем.

В императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака (так как дарения между супругами запрещались) и поэтому называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака. По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа; в случае расторжения брака по вине мужа оно переходило к жене; в договоре обыкновенно предусматривалось право жены требовать выдачи этого имущества также в случае смерти мужа.

Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя – идеей главенства мужа в общесемейных делах.

Везде права жены постепенно вырастали, но старые, пережитые стадии власти и опеки мужа долго оставляли и до сих пор оставляют свои следы в юридическом положении замужней женщины. Римское право, знавшее вначале также только патриархальный брак с manus mariti, созданием брака без manus совершило сразу огромный исторический прыжок и надолго опередило другие народы в развитии брачных отношений: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого.

С другой стороны, римское право смотрит на этот брак как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Как бы ни относиться к этой трудной проблеме, во всяком случае, и здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.


В статье показана эволюция юридических форм брака в римском праве, выявляются закономерности их формирования и развития, определяются этапы социально-юридической жизни института брака в римском праве, а также проводится сравнительная характеристика процессов эволюции брака в римском и российском праве.

Ключевые слова : семья, брак, брачные отношения, виды браков в римском праве, эволюция брака, римский брак, конкубинат.

Римское право — правовая система государства античного мира, которая, пережив множество изменений за все время своего существования, в силу своей структурированности и универсальности стала основой правовых систем других государств. И Россия не является исключением. Многие вопросы регулирования брачно-семейных отношений, детально разработанные римскими юристами, в настоящее время выполняют роль базовых институтов современного семейного права:

1) условия вступления в брак (согласие партнеров, достижение определенного возраста);

2) имущественное равенство мужа и жены;

3) основания прекращения брака (смерть одного супруга, развод);

4) расторжение брака по соглашению сторон и по одностороннему волеизъявлению одного из супругов.

Однако римское брачное право было крайне сложным правовым институтом. Так, не всякая семья и не любые отношения мужчины и женщины можно было признать браком, порождающим соответствующие правовые последствия.

В истории римского семейного права существуют два вида брака, которые совершались в различных формах и порождали разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов, а также неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, и прекращались в разном порядке.

Римское право знало два вида брака: cum manu и sine manu. Первый — брак, в котором присутствовала власть мужа над женой. Данный брак заключался тремя способами. Первый — confarreatio. Это был религиозный акт, который совершался в присутствии десяти свидетелей, при участии жрецов (pontifex maximus и flamen Dialis) и состоял в целом ряде различных сакральных обрядов. Вторая форма — coemptio (буквально — покупка жены). Любая покупка на тот момент совершалась форме манципации. И третья форма — через продолжающееся в течение давностного срока сожительство. Такое сожительство в течение года давало мужу manus (власть) над женой.

Таким образом, второй юридической формой брака стал брак sine manu — это союз, основанный на равенстве супругов, имущественной и агнатической независимости жены от мужа. Жена сохраняла свое прежнее семейное (агнатическое) положение: она оставалась persona sui juris, если была таковой до брака, либо она подлежала patria potestas своего отца, если он был жив. Как отмечает И. А. Покровский, первоначально две формы брака сосуществовали вместе, но, предположительно, уже во второй период республики форма брака sine manu стала преобладающей [10, с.375]. В III в. до н. э., происходит резкое уменьшение браков cum manu и увеличивается число разводов, изменился и взгляд на правовую природу приданого, которое стало рассматриваться как материальный взнос, совершаемый paterfamilias жены в имущество созданной ею семьи, но никак не к выгоде одного лишь мужа. Из этого следует, что при разводе не по вине жены приданое должно было быть возвращено её отцу с тем, чтобы она могла вступить в новый брак.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат, который представлял собой простое постоянное сожительство двух лиц. Правовыми последствиями данного брака являются: моральный упадок общества, распространение разврата, рост популяризации бездетности, свобода развода. Одни ученые считают, что данная тенденция была заимствована у перегринов и этрусков, а другие считают, что пришло из стран Востока (Египта), где было наложничество [8, с. 1084]. У конкубината был ряд преимуществ перед другими формами: он устанавливался простым соглашением, не нужно было иметь намерение иметь детей и создать устойчивую семью, можно было жить вместе людям разных социальных слоев с разным правовым статусом. Лица, живущие в конкубинате, не имели супружеских прав. Так, рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

Следует обратить внимание на правовое положение женщин в Древнем Риме.

Прелюбодеяние женщины расценивалось как преступление против собственности мужа, хотя мужья допускали возможность в знак дружбы или гостеприимства, например, уступить свою жену другим мужчинам. Так же не редки были такие случаи с целью вознаграждения. Однако не всегда семейные отношения идеальны, поэтому римское право допускало возможность их прекращения, в том числе развод. В римском праве были следующие основания для прекращения брака:

  1. утрата свободы одного из супругов, утрата гражданства, признание супруга без вести пропавшим.
  2. смерть супруга (для мужчины было разрешено сразу вступить в новый брак, а женщина должна была придерживаться траура определенное время);
  3. развод.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался по обоюдному согласию или по заявлению об отказе от брачной жизни одним из супругов, а в период абсолютной монархии условия развода были ограничены. Юстиниан запретил развод по обоюдному согласию: развод допускался при одностороннем заявлении, но сопровождался он наложением штрафа. Было несколько видов развода [4, c. 251]:

  1. с плохими последствиями: по вине одного из супругов и без вины — такой развод карался достаточно строгими санкциями;
  2. без последствий: по взаимному согласию, по воле одного из супругов — уважительная причина (уход в монастырь).

Интересные факты приводит в своей книге Д. И. Азаревич [2, с. 44–45]. Эволюция римского строя настолько сильно менялась сквозь эпохи, что уже во времена Цицерона наблюдаются сильные изменения, например, теперь опекаемые женщины берут других под опеку, а через время и вовсе освобождаются из под нее, а затем и приоритеты женщины меняются, их жизнь больше не крутится вокруг домашнего очага и они начинают интересоваться наукой, светской жизнь, а некоторые могли даже похвастаться своим образованием и оставили свой след в истории (жена Цицерона, его дочь, дочь историка Кремуция-Корда).

Позднереспубликанский римский брак основываться на свободе, независимости женщины, появлении прав и свобод, а в обществе появляется мысль о прелестях холостяцкой жизни. Начинается волна безбрачия среди молодого поколения. Для восстановления института брака и семьи Октавиан проводит ряд реформ, которые получили название “Юлиевы законы”. В частности, была предпринята попытка введения обязательной регистрации брака на законодательном уровне; чтобы не было смешения крови, были введены условия для различных слоев общества для заключения брака и за нарушение данных законов следовало серьезное наказание. Таким образом, Юлиевы законы были призваны укрепить римскую семью и вернуть отношения между ее членами к традиционным устоям. Законодательство Августа вводило целый набор карательных мер к нарушителям супружеской верности, обязывало всех граждан вступать в брак и рожать детей. Однако, как показали последующие события, издание брачных законов оказалось не только не способным эффективно противостоять негативным процессам развития общества, но и значительно обострило кризис древнеримской семьи. Семья издревле была сферой общественных отношений, в которой власть государства всегда стояла ниже власти главы семейства, и только с приходом христианства происходит новый виток изменений в семейном праве.

Следует обратить внимание на определенные закономерности развития правового регулирования брака в разные периоды истории римского права и выделить следующие этапы:

— первый этап — патриархальный брак, в котором идет четкое разделение обязанностей мужчины и женщины: она держит домашний очаг, а он является добытчиком;

— второй этап — с появлением новой эпохи/скачка в развитии социума происходит некое ослабление в обществе, появляются первые возможности оформления более свободного брака, к примеру, sine manu, где женщина более самостоятельна в своих действиях, она не обязана отдавать свое приданое, ее главная задача не сводится к поддержанию дома в чистоте; мужчина же в свою очередь также меняет свое поведение и отношение к семье;

— третий этап — здесь брак стоит на пороге своего кризиса, популярным становится свободное совместное сожительство, в котором никто не думает даже о браке;

— четвертый этап — это попытки государства вернуть обратно баланс и классическое понимание семьи, т.к у граждан уже на тот момент потерян смысл брака как такового, что имеет серьезные последствия, связанные с демографическим кризисом, вырождением, общим упадком культуры. В этих условиях государство начинает проводить всевозможные реформы по восстановлению и укреплению брака.

Подобная цепочка постоянно повторяется в развитии института брака и семьи и отражает тесную связь с закономерностями развития общественной системы во всех ее элементах (экономический строй, активная или пассивная политическая жизнь, уровень нравственности в обществе, влияние других культур и т. п.).

Схожие закономерности можно выделить в развитии семейного права многих других государств, в том числе и в истории России.

В более позднее время после реформ Петра Великого институт семьи укрепился, однако элита общества стала показывать пренебрежительное отношение к браку. Помещики заводили “гаремы” из крепостных девушек, крестьян своих продавали, проигрывали в карты, очень часто разлучая родственников. Императрицы, не состоявшие в браке, по мнению князя М. М. Щербатова и других современников [13, с.2] подавали дурной пример обществу. Однако, несмотря на такое ослабление крепкости семейных уз, свободы развода не было, существовал очень ограниченный круг оснований прекращения брака, что, конечно, обусловлено влиянием церкви и отношением к браку не только как к правовому институту, но и к социально-религиозному установлению.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что брак и созданная им семья имеет огромное значение как для общества, так и для каждого человека отдельно. Именно брак дает человеку новый социальный статус, он обретает уверенность. Проведя сравнительный анализ брака в римском праве и в России, можно сказать, что история циклична, нам необходимо научиться видеть закономерности и не совершать возможные ошибки. Брак всегда был, есть и будет союзом мужчины и женщины, заключенным с целью создания семьи и правового оформления семейных отношений.

Основные термины (генерируются автоматически): брак, семья, женщина, XII таблиц, жена, отношение, развод, Россия, супруг, домашний очаг.

Читайте также: