Бог сказал не убий но если угрожают ближнему

Обновлено: 16.05.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Десять заповедей

[Текст содержит ненормативную лексику]

From George Carlin's HBO special "Complaints And Grievances", 2001.

Еще одна вещь, которая мне не нравится. Десять заповедей. Вот в чем дело. Почему их десять? Вам не нужно десять. Я думаю, что перечень заповедей был целенаправленно и искусственно раздут, чтобы довести число заповедей до десяти. Это избыточный список. Вот что произошло. Около пяти тысяч лет назад религиозные и политические мошенники собрались вместе, чтобы придумать, как контролировать людей. Как держать их в строю. Они знали, что люди в основном глупы, и будут верить всему, что им скажут. Так что они объявили, что бог дал им несколько заповедей. На вершине горы. Когда никого вокруг не было. Бог дал им 10 заповедей. Но позвольте спросить: когда они сидели вместе и придумывали эту хеRню, почему они выбрали десять? Почему десять, а не 9 или 11. Я скажу вам почему. Потому что 10 звучит официально, 10 звучит важно. Они знали, что если заповедей будет 11, люди не восприняли бы их серьезно. Они сказали бы: "Ты что шутишь! 11 заповедей! Иди на хRй отсюда!" Но десять. Десять звучит важно. Десять - это основа десятичной системы исчисления. Это десяток. Это психологически выгодное число. 10 самых популярных, 10 самых разыскиваемых, 10 лучше одетых. Так что решение остановиться на 10 заповедях - это на самом деле маркетинговое решение.

И как по мне, это список хеRни. Это политический документ, искусственно раздутый для увеличения продаж. Я покажу вам, как вы можете сократить число заповедей и прийти к перечню, который более реален и логичен.

Я начну с первых трех заповедей. Я использую римско-католический вариант десяти заповедей, который мне преподавали, когда я был маленьким мальчиком.

- Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно

- Святи день субботний.

Сразу же, первые три - чистейшая хеRня. "субботний день", "имя бога", "другие боги". Кошмарящий язык. Кошмарящий язык, разработанный, чтобы пугать и контролировать примитивных людей. Ни коим образом подобная суеверная чушь не должна иметь значение для интеллектуальных, цивилизованных людей 21 столетия. Мы выбрасываем первые три заповеди. Остается 7. Далее.

- Почитай отца твоего и мать твою. Послушание. Почтение к власти. Всего лишь еще одно название для контроля над людьми. Правда в том, что послушание и почтение не должны даваться автоматически. Они должны быть заслужены. Они должны зависеть от родительской опеки. Некоторые родители заслуживают почтения, большинство из них - нет. Точка. Осталось 6.

Теперь в интересах логики (с чем у религии большие проблемы) мы перепрыгнем немного по списку.

- Не произноси ложного свидетельства.

Воровство и ложь. Ну фактически, эти две заповеди запрещают один и тот же тип поведения. Непорядочность, воровство и ложь. Так что вам не нужны две заповеди. Вы можете объединить их и сказать: не делай ничего непорядочного. И вот, осталось 5.

И поскольку мы объединяем, я укажу две другие, которые должны быть слиты.

- Не желай жены ближнего твоего.

Снова, эти две заповеди запрещают один и тот же тип поведения. В данном случае супружескую неверность. Различие в том, что вожделение происходит в мыслях, но я не думаю, что следует объявлять преступным фантазирование о чьей-то жене. В противном случае, о чем думать парню, когда он полирует свою морковку? Но супружеская верность - это хорошая идея. Поэтому мы оставим ее и скажем: не будь неверным. И вот, осталось 4.

Но если подумать, порядочность и верность на самом деле части одной всеобщей ценности. Так и есть. Поэтому вы можете объединить две заповеди порядочности и две заповеди верности и сформулировать их просто, в позитивных выражениях (вместо негативных) и сказать: будь всегда порядочным и верным. И осталось 3 заповеди. Они исчезают. Они исчезают быстро.

- Не желай ничего, что у ближнего твоего.

Вот эта просто блRдь тупость. Желание обладать тем, что есть у ближнего твоего - именно то, что заставляет экономику работать. Так ведь? Ваш ближний достал вибратор, который играет "Придите к Младенцу". Вы тоже хотите такой. Зависть создает рабочие места. Не трогайте ее. Вы выбрасываете зависть из списка, и теперь остаются две: большая заповедь порядочности и верности и еще одна, о которой мы еще не говорили.

- Не убий. Убийство. Пятая заповедь. Но если подумать. Если подумать, у религии на самом деле никогда не было больших трудностей с убийством. Не особенно. Во имя бога было убито больше людей, чем по другим причинам. Все, что вам нужно сделать. Все, что вам нужно сделать, вспомнить Северную Ирландию, Ближний Восток, Кашмир, инквизицию, крестовые походы и Всемирный торговый центр, чтобы понять, насколько серьезно религиозные ребята воспринимают "Не убий". Чем они набожнее, тем больше они думают, что "Не убий" обсуждаемо. "Не убий" обсуждаемо. Все зависит от того, кто убивает и кого убивает. Поэтому, учитывая все это, я представляю вам мой пересмотренный перечень двух заповедей:

1. Будь всегда порядочным и верным с теми, с кем спишь; и

2. Очень постарайся никого не убить, если, конечно, кто-то не молится другому невидимому человеку, которому ты не молишься.

Две заповеди - все, что вам нужно. БлRдь, да Моисей мог принести их с горы в своем кармане. И если бы у людей из Алабамы был такой перечень, я бы не возражал, чтобы они повесили его на стену в здании суда. Если бы они включили в перечень дополнительную заповедь:

- Держи свою религию при себе.


Спасибо!


Неверующие люди часто ошибочно полагают, что христианство переполнено одними запретами и ограничениями. Однако это весьма примитивный взгляд. Законы существуют везде: и в духовном, и в физическом мире. На дороге мы соблюдаем правила дорожного движения, на работе — нормативно-правовые акты, в жизни — Законы той страны, в которой проживаем, на лабораторной по химии — технику безопасности. Их нарушения способны привести к большому ущербу и даже катастрофе.

Так же — и в вере. Если человек игнорирует духовные законы, живёт как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он повреждает свою душу. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.

Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам Заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления.

Из истории

заповеди божии моисей скрижали история

Заповеди были даны Моисею самим Богом

Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) — предписания, десять основных законов, которые были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.

Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей.

10 заповедей

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Краткое толкование заповедей

Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

первая заповедь

Атеизм — грех перед первой заповедью

Грехи против первой заповеди:

Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

вторая заповедь

Идолопоклонничество — грех против второй заповеди

Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Основные грехи против этой заповеди — язычество и идолопоклонство. Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, всё равно многие творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки: чревоугодие, блуд, гнев, печаль, сребролюбие, уныние, тщеславие, гордость. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам. Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.

Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.

Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.

четвёртая заповедь

День воскресный мы посвящаем молитве

Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).

В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда вспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

заповедь пятая

Почитай отца твоего и мать твою

Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — об упокоении их душ.

Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции скрепляют общество, делают народ сильным.

Не убивай.

Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.

Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.

  • Неосознанное сокращение своей жизни

Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.

Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.

Не прелюбодействуй.

седьмая заповедь

Не прелюбодействуй

Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.

Не кради.

восьмая заповедь

Не кради

Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабёж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

девятая заповедь

Не судите, да не судимы будете

Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего.

Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

десятая заповедь

Грех зависти — семя других грехов

Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.

Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть, как кислота, разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога.

10 библейских заповедей необходимо знать тому, кто считает себя истинным христианином, поскольку по ним он может проверять свой жизненный путь и сверять его с тем, который уготовил Господь.


Рубрика: О православии


1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли.
6. Не убий .
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Православный сайт "10 Заповедей" создан на основе толкования 10 Заповедей Закона Божьего православным священником Алексием Морозом для более глубокого понимания людьми как самого значения Заповедей, так и грехов, которыми нарушаются эти Заповеди. Люди сегодня настолько пропитаны грехом и ложной духовностью, что зачастую не в состоянии осознать всю полноту, которая изложена в 10 Заповедях Господних. Живя "как все", не совершая смертных грехов, многие считают себя чуть ли не праведниками, между тем, как нередко впадают в грех. Материалы данного сайта помогут глубже, с православной точки зрения, познать смысл 10 Заповедей, данных Богом Моисею на горе Синай много веков назад.
Подобно тому, как существуют законы материального мира (которые также были установлены Господом) и нарушающий их подвергает свою жизнь опасности или даже риску смерти, точно так же существуют и законы духовного мира и противящийся им, обрекает себя на множество несчастий и на саму возможность духовной или физической гибели. Никому из живущих на земле не приходит в голову, например, возмущаться тем, что существует закон тяготения и человек, спрыгнувший с большой высоты, разбивается на смерть. Также понимают практически все, что не стоит полагать голову в огонь или пытаться дышать под водою. Те, кто руководствуются законами материального мира, спокойно и здраво живут на земле, а пытающиеся преступить возможности своего естества, погибают. В силу своего атеистического воспитания, современный человек, как правило, живет так, как будто духовный мир, просто не существует. Не стараясь познать законы невидимого мира и жить в соответствии с ними, люди часто жестоко расплачиваются за это. Между тем, законы духовного мира, сотворенного Богом, изложены в Евангелии и непосредственно содержатся в десяти заповедях, данных еще Моисею на горе Синай. На данном сайте на основании 10 заповедей Господних, дан не только наиболее полный перечень, встречающихся грехов, но и раскрыта их суть, указаны пути борьбы с ними. Сначала приводится заповедь Господня, потом указываются действия, считающиеся ее нарушением, затем раскрывается их греховная сущность.
Все комментарии и объяснения сущности заповедей и греха исходящего от их нарушений, основаны на святоотеческих писаниях и наставлениях.

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.

Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

Брачный союз — изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель — сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

Желание присвоить собственность соседа — значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Гюстав Доре — Изгнание Адама и Евы из рая.

Изгнание Адама и Евы из рая, Гюстав Доре

Причем, наряду с так сказать более или менее приличными творениями Божиими, типа солнца или луны, они почитали деревья, камни и даже самых отталкивающих животных, например, крокодилов, змей, драконов и т.п. Как говорит об этом заблуждении язычников апостол Павел:

Под стать помрачению истинной веры в людях было и их жалкое нравственное состояние. Апостол Павел связывает то и другое (веру и постыдные дела язычников), говоря:

Правда, язычники не были полностью лишены нравственного чувства и закона. Как опять же говорит апостол Павел:

— здесь речь идет о естественном нравственном законе, вложенном в природу, душу и сердце каждого человека.

Но это естественное нравственное чувство по причине его слабости, смутности и неопределенности, можно было сравнить лишь со слабой свечей, не способной осветить и просветить всю тьму языческих заблуждений и непотребств!

Еврейский народ, как избранный Богом, еще со времен своего праотца Авраама был более просвещен верой в единого Бога и высокими нравственными заповедями. Однако и он, в течение более четырехсот лет пребывая в сугубо языческом Египте, под влиянием тамошних культов также возымел сильную склонность к идолослужению.

Посему Господу было угодно воздвигнуть великого пророка, который возвестил бы Израилю и всему остальному миру истинный закон Божий – закон истинной веры и высокой, чистой нравственности. Поэтому следует несколько слов сказать и

О великом пророке Божием Моисее

Он родился в тяжелое время для евреев. Когда жестокий фараон устроил самое настоящее гонение на них, в частности, приказав убивать еврейских младенцев мужского пола. Однако мать Моисея Иохаведа, не побоявшись сего повеления, сохранила жизнь своему сыну. Однако не будучи в силах долго скрывать его, она положила дитя в просмоленную корзину и пустила ее по водам Нила.

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины

Придя в возраст и обладая замечательными личными способностями, он быстро выдвинулся среди египетских вельмож. Его слава особенно выросла после того, как он, по приказу фараона возглавив войска, одержал блестящую победу над эфиопами. В это время (в сорокалетнем возрасте) Моисей уже выдающийся политический деятель и военачальником, приемный сын дочери фараона — был самым первым кандидатом на престол египетского царства. Ибо при таких своих намного превосходящих соперников достоинствах он, если бы захотел, то достаточно легко мог сам стать фараоном.

Но он хотел другого. Его сердце соболезновало, болело при виде страданий и тяжелых работ родного ему народа в плену египетском. Посему, как говорит о нем апостол Павел:

Поэтому, когда он увидел, что египтянин бьет еврея, то, как повествует Библия:

Однако фараон узнал об этом и, уже давно завидуя Моисею, хотел его казнить. Но тот, боясь этой завистливой мести, бежал из Египта в страну Мадиамскую (по мнению толковников – это местность на Синайском полуострове).

Святой пророк Моисей

Моисей, пророк Датировки: XIX в. Конец XIX в.Материал: Дерево, левкас, масло, цировка, золочение, эмаль. Размеры иконы: высота 62 см, ширина 31 см Пророк изображён в рост. © Самарский областной художественный музей

Поэтому Моисею и пришлось прожить еще сорок лет в стране Мадиамской. Где он, женившись на дочери местного священника Иофора (по мнению толковников – это был один из немногих тогда служителей единого Бога), пас его овец. Вот так этот великий человек, который вполне мог быть царем Египта, самой могущественной на тот исторический момент страны мира, смирил себя до того, что стал обычным пастухом!

Впрочем, как свидетельствует предание, во время его пребывания в Мадиамской пустыне ему являлся архангел Гавриил, который открыл ему тайну сотворении Богом мира и многое другое, что впоследствии сей великий пророк изложил в Книге Бытия. Также архангел научил его многим наукам, в частности, благодаря этому Моисей создал еврейскую азбуку и письменность, с помощью которой и написал потом Пятикнижие.

Но вот прошли сорок лет, в течение которых Господь готовил Свой народ к освобождению из плена. А Моисей у Неопалимой купины был призван стать вождем народа в сем великом и благодатном деле. Силою Божией сей пророк совершал чудеса и знамения пред еврейским народом и фараоном, который не хотел отпускать евреев из Египта. За это данная страна и все египтяне были наказаны десятью казнями. Самой страшной из которых была последняя, десятая – смерть всех их первенцев. Лишь после этого Израиль был отпущен на свободу.

Наконец, окончательно избавившиеся от власти богопротивного царя, евреи пришли к горе Синай, где Моисею были даны основные

Десять заповедей Божиих

Как говорится в Библии:

«И изрек Бог [к Моисею] все слова сии, говоря: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения тог[yw]о, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

В более кратком виде эти десять заповедей выглядят так:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

О том, почему этих заповедей именно десять, говорит святитель Епифаний Кипрский. Потому, чтобы, угрожая наказанием за их нарушение, напоминать евреям о десяти казнях египетских.

Теперь рассмотрим все эти заповеди по порядку:

1-я заповедь

На самом деле православие действительно исповедует, что Отец – Бог; Сын – Бог; Дух Святой – Бог, — но не три бога, как мнят иудеи, а единый Бог!

Саваоф

2-я заповедь

Эта заповедь также используется в качестве предлога для нападок на православных (из-за их иконопочитания) как со стороны собственно иудеев, так и со стороны подавляющего большинства иудействующих, в данном пункте вероучения, сект и сектантов.

Догматическое возражение на иконоборческое лжеучение всех этих иудействующих содержится в следующих словах Евангелия:

До воплощения и Рождества сына Божия Бога никто никогда не видел, поэтому, естественно, Его нельзя было изобразить обычными средствами художников. Следовательно, в ветхозаветное время любая попытка такого изображения была ложной, т.е. являлась идолом. Посему в Ветхом Завете и была эта 2-я заповедь, запрещающая такие изображения (т.е. идолов) делать.

Но от Рождества Христова Сын Божий – Бог, приняв плоть от Пресвятой Девы, стал видим в этой плоти, поскольку последняя имеет естественное свойство быть видимой. Поэтому Сын Божий – Бог может быть изображен красками. Впрочем, согласно Священному Преданию впервые не художник, а Он Сам чудесным действием изобразил Свой Лик на Нерукотворенном Образе (Убрусе).

Однако, 2-я заповедь действует и сейчас в отношении всяческих и разнообразных идолов (который суть изображения бесов), запрещая их делать. При этом следует заметить еще и то, что догматическое запрещение идолотворения с идолослужением и, наоборот, разрешение иконописи с иконопочитанием взаимосвязаны одним и тем же законом. А именно: законом связи образа с первообразом.

А закон этот гласит одну очень простую истину: каков первообраз – таков и его образ. Поэтому поскольку первообраз идола, т.е. бес, достоин всякого презрения, поругания и ненависти, то это же следует воздать и его нечистому образу, т.е. этому самому идолу.

Поскольку же первообразы икон – Господь, Божия Матерь, святые люди – достойны всяческого чести, почитания и любви, то это же воздается и их образам, т.е. иконам. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз.

Правда, иудей может заметить нам, что, кроме догматических, закон Моисеев налагает на нас и обрядовые ограничения, запрещающие изображать Бога. Однако и мы ответим на сие тем, что все эти обрядовые ограничения сего закона уже давным-давно – еще на Апостольском соборе (51 г. по Р.Х.) были отменены. Как сказано в вероопределение этого собора:

Как видим, запрещения писать иконы в этом соборном определении нет. А если кто-то из сектантов сего постановления собора не признает, то ему надо соблюдать не одну лишь 2-я заповедь Моисееву, но и весь закон, в частности, следует обрезываться. Итак, пусть сначала покажут нам свое обрезание, а потом мы будем говорить с ними об иконопочитании и идолослужении.

3-я заповедь

Это заповедью не только запрещается всякая божба, но мы призываемся к внимательной молитве, особенно Иисусовой, чтобы святое имя Божие в ней не поминалось всуе!

4-я заповедь

Этой заповедью мы призваны к тому, чтобы, избегая повседневной суеты, уделяли время для служения Господу. Причем, этим временем должен быть не только один день субботний (у христиан – воскресный), но и какое-то время каждого дня, освящаемое молитвой. Кроме того, у православных есть посты, во время которых (особенно Великого поста) можно удобно служить Христу, отчасти избавившись забот о чреве и о том, что ниже чрева.

5-я заповедь

6-я заповедь

Но Бог не может противоречить Сам Себе, поэтому в применении этой заповеди надобно сделать исключение для действий воинов в справедливой войне. Кстати сказать, такой воин в этой войне не стремится убивать, но, наоборот, желает защитить своих близких (родителей, жену, детей и всех своих соотечественников) от убийства их напавшими на его страну врагами.

7-я заповедь

Вообще-то говоря, прелюбодеянием называются случаи, когда некто, состоящий в браке, вступает в незаконную, блудную страсть на стороне. Но, думаю, этой заповедью запрещены вообще все виды блуда, наиболее из всех грехов отдаляющие человека от Бога.

Заповедь эта очень актуальна в наше развращенное время, когда, наоборот, все эти виды блуда и прелюбодеяний всячески культивируются и пропагандируются с помощью СМИ и средств массовой культуры, особенно порнографии.

При этом они изо всех сил выпячивают сомнительное и мимолетное наслаждение, подаваемое в блуде. Но зато лезут из кожи вон, чтобы скрыть (намного превышающее это жалкое наслаждение) наказание Божие, неминуемо следующее за нарушением сей 7-й заповеди!

9-я заповедь

Здесь запрещены все виды клеветы на ближнего. Особенно клеветы, которая может нанести ему существенный вред, например, при лжесвидетельстве в суде.

10-я заповедь

Этим искореняется зависть, которая может послужить причиной нарушения прежних заповедей: украсть из-за нее что-то у ближнего; вступить из-за нее же в прелюбодеяние с его женой; наконец, из-за той же убить его самого. А насколько страшна и действенна зависть видно из убийства Каином своего брата Авеля.

О восьми смертных грехах

Посчитаем: 1 + 7 = 8, — вот откуда берется число восемь основных смертных грехов или страстей. Согласно преподобному Иоанну Лествичнику это: чревоугодие; блуд; сребролюбие; гнев; печаль мирская; уныние; тщеславие; гордыня.

Строить свою исповедь православный христианин должен с учетом именно этих грехов, не забывая при сем и десятисловия Моисеева.

Правильно истолковать эти Его слова можно лишь поняв, что Христос пришел исполнить дух закона, а не его букву.

Поэтому Он, к примеру, заповедь, запрещающую прелюбодействовать, простирает вплоть до душевных и духовных движений человека. Запрещая даже взирать на женщину с вожделением. И действительно, ведь сначала грехом блуда согрешает душа, а уже затем тело. И это верно в отношении всех других грехов. Как говорят святые отцы:

Православный христианин должен именно так относится к своей духовной жизни. Да, мы, к примеру, может быть и не блудим непосредственно телом, но что делается у нас в душе? А мы зачастую удерживаем в ней блудные помыслы, вспоминаем их, услаждаемся ими – а ведь это, согласно заповеди Спасителя (Мф.5: 28) тоже определенные виды блуда; особенно если мы увлекаемся порнографией, потом вспоминая те или иные соблазнительные сцены из нее.

Заповеди блаженства

И как весь закон Моисеев вкратце изображен в его десятисловии, так точно и Господь вначале Своей Нагорной проповеди сказал:

  1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.Радуйтесь и веселитесь,ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф.5%3-12).

Почему этих заповедей девять также сказал святитель Епифаний Кипрский:

Почему они названы заповедями блаженства? Потому что исполнение закона Моисеева не открывало врата рая, для исполнявших его.

Воскресение Христово

Иконография: Воскресение Христово — Восстание из Гроба Датировки: XX в. 1898 год.Иконописная школа или художественный центр: Палехская школа иконописи Иконописец: Кузнецов Александр Арсентьевич. Материал: Дерево, левкас, темпера, масло, золото, чеканка. Размеры иконы: высота 35,5 см, ширина 31,4 см Христос представлен в белых одеждах, восстающий из Гроба. По сторонам от него ангелы. Слева – группа жен-мироносиц. На первом плане – римские воины. Инв. № ГМПИ 3154. ДИ-424-И. © Государственный музей Палехского искусства

А после нашего искупления, содеянного на Кресте Христом, рай открыт для тех, кто соблюл заповеди Спасителя. Поэтому и оные, и исполняющие их – блаженны. Кроме того, Господь дал нам и благодатные средства для соблюдения Его заповедей; в первую очередь, — это церковные Таинства.

Смиренный плачь о своих грехах и своем недостоинстве естественно следует из предыдущего. У Лествичника и других преподобных отцов он считается достаточно высокой добродетелью. Причем, заметим, этот плачь может быть и без слез, но с печальным воздыханием духовным.

Эта заповедь особенно соответствует духу русского человека, который по своей духовной природе – правдолюб, и всегда ищет правду. Впрочем, христианство дает человеку не только ее, но и сподобляет его личной праведности, также не достижимой без православного исповедания догмата Искупления.

Милостыня и, главное, милостивое состояние нашего духа – это одна из самых простых добродетелей, способных дать нам спасение. К сожалению, ныне, в погрязшем в неправедных стяжаниях мире, эта добродетель почти полностью забыта. И вправду, какой, неправедно наживший свое богатство, богач будет милосердствовать нищим, если он, наоборот, думает, как бы их еще раз ограбить!

Святые отцы говорят, что наше сердце сотворено Творцом так, что оно имеет свои духовные очи, коими может видеть Бога. Но как по причине болезней слабеют наши телесные глаза, и мы теряем зрение, так точно по причине духовных болезней, т.е. страстей и грехов, гнездящихся в сердце и оскверняющих его, меркнут наши очи сердечные, и мы уже не можем видеть ими Спасителя.

Однако по мере очищения сердца чрез церковные Таинства и христианскую аскезу эти духовные очи постепенно выздоравливают и начинают видеть: сначала как бы чрез некоторую пелену, а затем все более и более ясно ощущают и видят Бога!

Тут Господь требует не только миролюбия от нас самих, но и того, чтобы мы примиряли враждующих, обещая нам за это сыновство Богу. Поскольку в таком деле мы уподобляемся Самому Сыну Божию, пришедшему дать Свой мир грешному человечеству.

Казалось бы, та же самая награда, что и в первой заповеди. Но на самом деле это не сосем так. Царство Небесное для первых, т.е. смиренных, открывается после многих их подвигов. Но даже после этого и после своей смерти они проходят тяжкие мытарства. Изгнанные же за правду, т.е. мученики Христовы даже после и кратковременного своего мученического подвига сразу же, минуя мытарства, сподобляются Царства Небесного.

Впрочем, не только мученики за Христа, но и исповедники, гонимые, принявшие за Него страдания и злословия, однако не сподобившиеся мученической смерти, также блаженны.

Таково краткое, наподобие Моисеева десятисловия, изображение завета Христова, дарующего нам блаженство. Однако Сам Господь еще более кратко изложил сей закон, сказав:

И действительно, любить Бога и ближнего, а также жить в соответствие с этой любовью – это и есть самое главное блаженство для христианина на земле, которое в будущем сподобляет его нескончаемого блаженства в Царстве Небесном!

Читайте также: