Бизнес разведка как метод профилактики покушений

Обновлено: 16.05.2024

Деятельность по разведыванию профессиональных секретов конкурентов ведут 18% российских компаний, - показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru. В свою очередь представители 62% отечественных компаний утверждают, что они не ведут разведывательную деятельность в отношении конкурентов. При этом часть респондентов называет подобную практику некорректной и даже безнравственной. Другие не мониторят конкурентов, поскольку уверены в устойчивом положении своей компании на рынке и не нуждаются в чужих наработках. Еще 20% участников опроса признались, что они не осведомлены о том, ведется ли в их компаниях деятельность по разведыванию коммерческих тайн конкурентов. Интересно, что при этом 77% опрошенных руководителей отечественных компаний считают промышленный шпионаж чрезвычайно эффективным методом рыночной борьбы. Между тем бизнес-разведка, то есть сбор и обработка информации для снижения неопределенности при выработке управленческих решений - занятие вполне легальное. В рамках бизнес-разведки, как сообщили "РБГ" профессионалы в этой области, собираются подробные досье на юридических и физических лиц. Если объект разведки - компания-контрагент, в первую очередь собирается базовая информация о компании: когда и кем создана, анализ изменений в учредительном и руководящем составе; причастность к категории однодневок; участие в судебных тяжбах и наличие ярко выраженного негатива. Определяется финансовая устойчивость компании и возможность выполнять взятые на себя договорные обязательства. Анализируется деловая репутация и выявляется просроченная задолженность.

Профессиональные бизнес-разведчики собирают и более детальную информацию: определяют масштаб бизнеса, анализируют взаимосвязи между аффилированными лицами, детально прорабатывают учредителей и руководителей компании, выявляют их участие в других бизнес-структурах, а также определяют истинных владельцев компании и ключевые фигуры. Бизнес-шпионаж за конкурирующими компаниями также включает изучение внешней и внутренней организационной структуры, кадровой политики, анализ положения компании на рынке и продвижение в сети, выявление основных клиентов и поставщиков.

"Формирование конкурентной разведки, как института управления бизнесом, в России только начинается, и все больше и больше руководителей осознает необходимость информационного обеспечения процесса принятия решения. По-другому и не может быть, так как конкуренция в российском бизнесе с каждым годом все усиливается, то и управленцы ищут дополнительные инструменты повышения конкурентоспособности своих компаний, одним из них и является бизнес-разведка, - говорит Роман Ромачев, гендиректор компании "Р-Техно", директор интернет-проекта "Технологии разведки для бизнеса". - К тому же одна из основных задач бизнес-разведки - это снижение деловых рисков путем оперативного предоставления достоверных сведений об объектах, фактах, которые, в свою очередь, помогают выработать верное решение. Бизнес-разведка - это, своего рода, "карта" и "компас" менеджеров, которые не позволяют заблудиться им, не наткнуться на непроходимое болото, способное поглотить их с головой".

Конкурентная разведка абсолютно легальна. В арсенале бизнес-разведчиков нет прослушивающей аппаратуры, шпионской фототехники и т.п. Основным инструментом разведчика является компьютер. 80-90% всей информации добывается из открытых источников. Так что расслабляться тем 62% компаний, которые не ведут разведывательной деятельности, не стоит: очень может быть, что за ними легально шпионят те самые 18%, которые выявил опрос Superjob.

По данным американских спецслужб, убытки американского бизнеса от корпоративного шпионажа составляют от $100 млрд до $250 млрд в год. Больше всего страдают корпорации промышленного и высокотехнологичного секторов. По оценкам федерального управления Германии по защите конституции, немецкая экономика теряет от корпоративного и промышленного шпионажа ежегодно около 50 млрд евро. По мнению экспертов в области безопасности, кризис вызвал рост количества случаев промышленного шпионажа и одновременно сокращение расходов на безопасность.


Аналитическая бизнес разведка необходима для анализа конкурентов, их сильных и слабых сторон. Результатом проведенной работы будет отчет с полной информацией о конкурирующих фирмах. Зная все о своих конкурентах, вы сможете подать себя в лучшем свете перед клиентами и отработать возможные возражения целевой аудитории.

Бизнес разведка (конкурентная разведка — второе название этого метода) — это поиск, систематизация и анализ информации о конкурирующих фирмах. Вам необходимо понять, как работает компания-конкурент, какие у нее сильные и слабые стороны, на каких преимуществах можно сыграть, чтобы переманить всех потенциальных клиентах.


Само понятие бизнес разведки подразумевает фактически слежку за другими компаниями. Это необходимо для:

  • Определения бизнес-стратегии конкурента. Владея этой информацией, вы будете понимать, чего можно ждать от соперников. Зная бизнес стратегию, можно просчитать все шаги руководителя наперед.
  • Независимая оценка фирм-соперников. В результате разведки вы выявите сильные и слабые стороны конкурентов, сможете вычислить их потенциал.
  • Оценка потенциальных клиентов, партнеров и поставщиков. В результате разведки можно сформировать собственную базу покупателей и поставщиков, переманив их у конкурентов.

Имея на руках такие данные, вы сможете поработать над потенциалом уже собственной компании, получив конкурентное преимущество. Разница между бизнес разведкой и промышленным шпионажем состоит в том, что в первом случае используются только законные методы.

Ключевые особенности разведки


Ключевая особенность всех действующих организаций в области бизнес разведки — полная легальность методов. Времена девяностых годов прошли. Для анализа используется только информация, полученная легальным путем из открытых источников. Эксперт, владеющий методами бизнес разведки , сможет многое сказать о компании даже из списка открытых вакансий. Никто не отходит от методов общепринятой конкуренции и не нарушает деловых норм.

Помимо этого, выделяют следующие особенности бизнес разведки:

  • Постоянство. Проводить анализ новых компаний на рынке нужно регулярно. Даже первым в своей отрасли необходим постоянный мониторинг, иначе можно потерять статус лидера.
  • Разумная достаточность. Информация должна подаваться в полном объеме, но не превышать допустимых разумных пределов. Нужно понимать, какие сведения бесполезны, а какие в будущем могут пригодиться.
  • Целенаправленность. Нужно понимать, какой сектор рынка вы будете исследовать. Желательно заранее составить список компаний, на которых будет нацелена разведка. Пытаться охватить всю отрасль сразу не стоит.

Этапы бизнес разведки

Традиционно организация бизнес разведки проходит в четыре этапа.

1.Постановка задачи и планирование операции.

Бессистемный сбор информации — одна из худших ошибок, которую можно совершить при выполнении бизнес разведки. Прежде, чем приниматься за поиск данных, нужно поставить задачу. На этом этапе важно четко обозначить сектор для разведки. И чем он меньше, тем эффективнее будут собраны данные.

В первую очередь определитесь со своей целевой аудиторией. Пропишите портрет покупателя, который с большой вероятностью может стать клиентом вашей компании. После этого проанализируйте крупных игроков рынка. Определите, кто в действительности может переманить этого клиента.

Не стоит настраиваться на весь рынок сразу, поскольку никакого практического толка такое решение не принесет. Не пытайтесь конкурировать с крупными холдингами, если сами являетесь небольшой компанией.

Ваши реальные конкуренты — владельцы таких же организаций похожего масштаба. Исключение — если выбранный сектор достаточно широкий, и клиенту нет разницы, обслуживаться у знакомых, в компании по франшизе или крупном холдинге.

2. Сбор информации

При проведении бизнес разведки используется стандартная трехмодульная схема. Всю информацию собирают по трем направлениям:

Чаще всего источником информации для разведки выступают обычные люди. Много данных можно получить от болтливого консультанта или бывшего сотрудника компании. Помимо этого, данные хранятся в открытых документах, рекламных буклетах, коммерческих предложениях и так далее.

3. Анализ информации

Самый важный этап в бизнес разведке — это полный анализ полученной информации. Необработанные данные не несут в себе никакой фактической пользы. Поэтому в начале все данные нужно хорошо систематизировать.

Нужно сделать следующее:

  1. Собрать все полученные данные и отделить полезные от бесполезных. Это поможет сфокусировать внимание на действительно важной информации.
  2. Подвести статистику. При проведении бизнес разведки можно понять, насколько рынок занят, какие услуги пользуются реальной популярностью у потенциальных клиентов, какой уровень сервиса в отрасли в среднем. Статистические данные позволят понять, какие преимущества являются конкурентными.
  3. Построить бизнес модель. Правильное моделирование позволит определить место вашей компании на рынке. Модель достаточно построить один раз, после чего ее можно просто обновлять и расширять.

4. Предоставление результатов

Наконец, полученную информацию нужно собрать в единый отчет. На этом этапе рекомендуется посоветоваться с экспертами рынка, чтобы они дали свои комментарии. Их также необходимо включить в итоговый документ.

Полученный отчет необходимо обсудить с доверенными бизнес-партнерами. Желательно задокументировать их комментарии, замечания и предложения. На основе этой информации вы сможете выстроить грамотную конкурентоспособную стратегию развития компании.

Легальные методы бизнес разведки

Все способы бизнес разведки делятся на легальные и нелегальные. К нелегальным относят шантаж, кражу, шпионаж и прочие методы, которые противоречат деловой этике и законодательству. Использование нелегальных способов эффективно, однако несет в себе большой риск. Именно поэтому само понятие промышленного шпионажа осталось в ушедшем веке.

Из легальных методов чаще всего используются:

  • анализ всех доступных источников информации о конкурентах, сбор данных и их систематизация;
  • опрос и разговоры с сотрудниками конкурирующей фирмы под видом потенциального клиента;
  • поиск бывших и актуальных клиентов соперника, их опрос о качестве предоставления услуг, сильных и слабых сторонах компании;
  • устройство на работу в конкурирующую организацию и поиск информации изнутри;
  • изучение различной открытой документации, в том числе почты и прессы, заказываемой в компании;
  • поиск информации в интернете, городских группах, средствах массовой информации;
  • опрос поставщиков, работающих с конкурентами, определение всех особенностей заключенных договоров поставки.

Недостатки самостоятельной бизнес разведки

Эффективная и легальная бизнес разведка — не самая простая задача. Очень часто попытка самостоятельно собрать информацию о конкурентах заканчивается провалом. У этого есть три причины:

  • Долго. Хороший анализ рынка занимает от нескольких месяцев. При этом отрасль не стоит на месте. Руководитель должен не только следить за конкурентами, но и развивать свою компанию, привлекая новых потенциальных клиентов.
  • Сложно. Самая непростая задача — остаться незамеченными. В бизнесе все руководители следят за своими соперниками, но делать это в открытую не принято. Попавшись на опросе чужих сотрудников, можно серьезно испортить свою деловую репутацию.
  • Размыты границы. При проведении бизнес разведки иногда сложно понять, какие методы являются легальными, а какие напрямую нарушают закон. За промышленный шпионаж предусмотрено серьезное наказание — до 10 лет лишения свободы.

ВНИМАНИЕ: Проводить поиск информации о конкурентах самостоятельно может быть чревато как минимум потерей времени.

Аналитическая бизнес разведка конкурентов

В компании poisk.xyz вы можете заказать поиск информации о конкурирующих фирмах. Мы проведем полный анализ рынка, выявим самых крупных игроков, проанализируем сильные и слабые стороны их компании.

В результате вы получите объемный структурированный отчет, снабженный комментариями экспертов вашей отрасли. Помимо этого, мы соберем для вас базу данных потенциальных клиентов и поставщиков со всеми контактами. Этих данных будет достаточно для ведения бизнеса с нуля.

Наши преимущества

  • Работаем быстро. Проводим бизнес разведку за 2-4 рабочих дня, в зависимости от выбранного тарифа.
  • Сохраняем полную анонимность и конфиденциальность. Мы не разглашаем имена наших клиентов. Собранная нами информация будет передана только вам.
  • Собираем актуальную базу контактов. Все номера в отчете будут действительными. Вы сможете договорится о сотрудничестве.

Как сделать заказ

Чтобы заказать бизнес-разведку, выберите тарифный план. Заполните простую форму со своими контактными данными. Наш сотрудник свяжется с вами в течение нескольких минут!

Получение информации о конкурентах — это важный шаг в составлении собственной бизнес-стратегии. Важно знать, какими средствами привлечения клиентов пользуются конкурирующие фирмы, какие преимущества сотрудничества они могут предложить. Полученная таким образом информация поможет вам сделать собственную компанию более конкурентоспособной. Существует несколько легальных способов сбора информации о конкурентах. Подробно разберем их все. Шаг 1. Понаблюдайте за работой […]

Конкуренция – двигатель прогресса в бизнесе. Маркетинговое исследование, которое проводится перед началом нового дела, включает в себя обязательный анализ соперников. Однако мониторинг конкурентов необходимо проводить регулярно. Это поможет выявить свои слабые места, своевременно отреагировать на действия “коллег” и держать бизнес на высоком уровне. Где искать Поиск конкурентов нужно осуществлять в той же локации, где Вы […]

80% покупателей при выборе продукта принимают решение, отталкиваясь от его стоимости. Формирование цен – один из элементов конкурентоспособности. Грамотная ценовая политика способна вывести компанию на рынок и помочь в удержании позиции. Целью ценообразования является увеличение прибыли при сокращении затрат. Однако установить свою цену можно только после сравнения цен конкурентов и понимания их мотивов. Выделяют 3 […]

Скрыть уведомление

Книга — учитель без платы и благодарности.
Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости.
Это — собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей,
о тайных делах вещающий молча.

По психологии написано множество книг, различных авторов, на различные темы. Чтобы можно было легко ориентироваться в этом бескрайнем море психологической информации мы создали нашу электронную психологическую библиотеку.
Мы стараемся собирать в этой психологической библиотеке лучшие книги по психологии и саморазвитию, достижению успеха в бизнесе и личной жизни, построению качественных отношений и развитию навыков публичных выступлений. Психологическая библиотека — это кладовая психологических идей и открытий, размышлений и исследований. Каждая книга психологической библиотеки, словно крупица мудрости, открывает небольшой кусочек тайны под названием Жизнь.
Каждую неделю мы добавляем новые книги в нашу психологическую библиотеку, так что заглядывайте и наслаждайтесь чтением.
Часть книг можно почитать прямо с сайта, все — скачать себе в виде архива (они помечены значком ). Для прочтения некоторых книг вам могут понадобиться специальные программы.

Новые поступления

Это одна из первых книг (издание 1906 года) о Великом Законе Привлечения, управляющем человеческой жизнью.

Как известно, то, чего мы желаем или боимся, притягивается к нам. Настало время овладеть этой силой притяжения и заставить ее служить себе во благо.

Не так давно ученые обнаружили, что фантазирование в расслабленном состоянии активизирует правое полушарие мозга.

Правому полушарию мозга удается совершать чудесные вещи, а каким образом оно это делает Роберт Стоун очень просто все объясняет на языке мифов и сказок.

Автор не обещает манну небесную и виллу на Канарах в придачу: вам придется приложить усилия, например, немного подкорректировать свою поведенческую тактику и применить на практике особые секреты, находящиеся на страницах этой книги.

Работающая стратегия по отказу от аренды квартиры и переезду в свою собственную

Многим из нас уже давно очень хочется купить собственную квартиру, и вы думаете, что знаете, что для этого нужно сделать.

Вы пытаетесь откладывать деньги и тут возникает какая то ситуация и все деньги тратятся не понятно куда… не получается…

И так вы живете уже и 3 и 5 и 7 лет.

Так вот, только для тех, кто хочет достигнуть своей цели — книга из 10 конкретных шагов, которые помогут вам получить собственную квартиру.

Книга научит Вас так выбирать и использовать наиболее эффективные действия и методы, число которых относительно невелико, чтобы достижения отлично соответствовали Вашим целям, замыслам, мечтаниям.

Являясь автобиографией и практическим руководством к действию книга в увлекательной форме и на богатом фактическом материале рассказывает, как добиться успеха, приводит поучительные примеры и дает подробные указания, как развить в себе стиль, дух и технику первоклассного коммерсанта.

Книга полезна каждому, кто хочет научиться работать наиболее плодотворно в любой сфере деятельности и стать человеком, общение с которым доставляет людям радость.

Рассмотрены проблемы ускоренного развития и обучения детей в раннем возрасте.

Основная мысль автора: дети требуют не а который им могут дать только их родители. Для малышей они самые лучшие педагоги.

Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над тем, почему одни купаются в роскоши, а другим суждено всю жизнь бороться с финансовыми проблемами. Размышляя о причинах такого положения дел, мы вспоминаем об образовании, умственных способностях, навыках, умении планировать, методах работы, деловых связях, удачливости и т. п.

А может, дело вовсе не в этом? Прочитав книгу, вы познакомитесь с оригинальной точкой зрения. Автор считает, что у каждого из нас есть личная финансовая программа, предопределяющая уровень финансового благополучия, и дает практические советы по ее изменению при необходимости.

Силы, призванные сделать вас глупым, больным и бедным

Книга затрагивает вопросы, касающиеся взрослой жизни, и содержит соответствующую лексику, что может быть неприятно определенному кругу читателей. Рекомендуется к прочтению только с разрешения родителей.

Книга написана женщиной исключительно для женщин и о Женщине.

Поднимаются вопросы о современных проблемах и вариантах их решений. Потому что в современном ритме жизни оставаться Женщиной с большой буквы этого слова становится всё сложнее. И что опасно — остаётся покрыта забвением самая суть, основа женского начала — её чувства, желания, сила любви. И огромное количество прекрасных жительниц планеты бьётся, как рыба об лёд, в поисках своего места под солнцем, разрываясь между духовным и материальным, между процессом и результатом, чувствами и долгом.

Данная книга будет актуальна именно для тех, кто хочет разобраться в первую очередь в себе, понять, принять, осознать, как обрести гармонию. И, как следствие, быть женственной и желанной.

«Все мы знаем, как важна ВНУТРЕННЯЯ ИГРА, но ты останавливался на том, чтобы спросить себя, что такое ВНУТРЕННЯЯ ИГРА на самом деле? Это когда Я просто очень хорошо запомнил материал или, может быть, когда Я улучшил доходчивость своего голоса?

Фактически, Внутренняя Игра основана на уверенности, убеждениях и общем отношении к жизни. Понимаешь ты это или нет, твое внимание постоянно направлено на женщин, с которыми ты говоришь. Если у тебя прочное, настойчивое и позитивное отношение к жизни, женщин естественно будет притягивать к тебе. Как это происходит у большинства натуралов.











шпионаж

Шпионаж или разведка?

шпионаж

Законно ли это?

В уголовном кодексе Российской Федерации есть статья 183, в зависимости от пункта предусматривающая наказание за промышленный шпионаж. Санкции довольно суровы, в лучшем случае – штраф до полумиллиона. Лишение свободы и исправительные работы тоже возможны сроком от года до семи лет, в зависимости от того, насколько крупным считается нанесенный ущерб (от 1,5 млн руб. – уже крупный) и повлекли ли эти деяния тяжкие последствия (категория оценочная). Преступлением считается применение следующих методов:

  • Незаконное получение секретных сведений, а также их разглашение. Имеется в виду налоговая, коммерческая или банковская тайна.
  • Похищение документов.
  • Угрозы.
  • Подкуп.
  • Шантаж.

Снисхождение возможно при условии, что деяния совершены по неосторожности. Как ясно из статьи УК, преступлениями считается то, что и так является по всем юридическим номам правонарушением. Воровать, угрожать, подкупать и шантажировать нельзя в любом случае.

бизнес-разведчик

Немного истории

Важность разведки осознавалась воинами с древних времён, и велась она всеми доступными методами, независимо от степени их этичности. Но и купцы понимали толк в добывании чужих секретов. Тайна производства китайского шёлка была похищена древнеперсидскими монахами вместе с шелковичными червями и переправлена в Рим в специальных контейнерах, вмонтированных в посохи.

методы

Британские негоцианты украли у бразильцев технологию производства каучука. Чертежи текстильного оборудования нелегально вывезены из Англии. Рассаду цейлонского чая, несмотря на возможное наказание в виде смертной казни, в 30-х годах доставили в Грузинскую ССР советские разведчики. Все эти примеры имели стратегические последствия.

шпионаж

Бывает ли шпионаж законным?

Итак, все незаконные методы промышленного шпионажа наказываются в уголовном порядке, и если их кто-то применяет, то многим рискует. Хакерские взломы баз данных конкурентов, засылка в офисы своих агентов с целью похищения секретной информации, собирание компромата на руководство чужого предприятия с последующим шантажом, подкуп в виде денежных вознаграждений и прочих видов взяток – всё это составляет состав преступления. Бороться с этими прискорбными явлениями следует точно так же, как с обычными ворами и грабителями, как бы сложно это ни было. Однако следует признать, что ни одна фирма не откажется от ведения бизнес-разведки, то есть всё того же сбора сведений, интересующих руководство. Точно так же ни одна из стран не прекратит активности своей зарубежной резидентуры, в том числе и нелегальной, каким бы ни было строгим наказание пойманным агентам. Но есть и вполне законные методы, придраться к которым невозможно. И не очень почтенные способы, использование которых очень трудно доказать.

бизнес-разведчик

Если допустить, что есть такая абстрактная фирма, руководство которой хочет быть информированным в делах конкурентов, но при этом не желает нарушить законодательство и этические нормы, то можно вывести примерный алгоритм его действий. Существует два пути.

Первый, - привлечь стороннюю организацию, обычно называемую консалтинговой фирмой, и поручить ей сбор нужных сведений. Это очень неплохой вариант. В случае провала отвечать будет исполнитель, а не заказчик, потому что всегда можно признать, что заказ был, но о незаконных методах в договоре не сказано ни слова. К тому же на таких предприятиях часто работают бывшие сотрудники спецслужб, знающие дело на профессиональном уровне. Но есть и недостаток в этом подходе. Сегодня в эту консалтинговую фирму обратилась одна организация, а завтра другая, и вполне возможно, что как раз конкурирующая. И те, кто недавно был за, теперь против. Ничего личного. Бизнес.

шпионаж

Своя служба разведки

методы

Открытые источники

Профессиональный разведчик отличается от дилетанта, и тем более от киношного образа шпиона тем, что никогда напрасно не рискует, а вернее, вообще не стремится попадать в опасные ситуации. Он чётко знает, что 90-95% полезной информации находится в общедоступных источниках, и её нужно просто уметь оттуда извлечь. Хранить тайны на самом деле почти никто не умеет. Руководители крупных фирм на пресс-конференциях и во время брифингов говорят слишком много, особенно когда хотят намекнуть на ожидаемые вскоре перспективы. Утечки случаются постоянно, и виноваты в них чаще всего те, кто от них и страдает.

Но можно допустить, что важны как раз оставшиеся в тени 5-10%. Что делать тогда?

бизнес-разведчик

Секретные приёмы

Тайные методы потому так и называются, что разглашению они не подлежат, и у каждого они свои. Теоретически узнать можно всё, что знает более одного человека. Всё дело в умении находить оригинальные подходы и в степени абстрагирования от моральных норм. Внимание добывающего информацию сотрудника сосредоточено исключительно на юридических аспектах своей безнаказанности. К примеру, есть магазин, и нужно определить его посещаемость. Нет ничего проще – нужно совершить две небольшие покупки, в начале и конце рабочего дня, и отнять две цифры номеров чеков, а при необходимости умножить разницу на число работающих кассовых стоек. И всё законно – ничего не украдено, и никто не завербован. На любом цифровом носителе можно восстановить ранее стёртую информацию, остаётся лишь одолжить флэш-карту под благовидным предлогом. В большинстве случаев визуальное наблюдение не имеет никаких признаков слежки. В общем, бизнес-разведчик обладает обширным инструментарием и практически бесконечным полем деятельности.

Читайте также: