Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования
Обновлено: 02.07.2024
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС (на примере уроков истории)
Постиндустриальная стадия развития общества декларирует основные ценности-
информацию, развитый интеллект и креативность человека.
Основная цель внедрения ФГОС - формирование универсальных учебных действий школьников.
Универсальные учебные действия направлены на реализацию возможностей учащихся самостоятельно ставить учебные цели, использовать соответствующие целям способы их реализации, проводить рефлексию и оценивать результаты собственной деятельности, а также создание в школе условий гармоничного развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, формирования компетентностных навыков в любой предметной области.
учить ученика учиться
учить ученика учиться в общении
- Личностные
- Метапредметные
- Предметные
- Развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции.
- Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
- Формирование коммуникативной компетентности;
- Умение формировать и осваивать универсальные учебные действия.
- 1) формирование основ самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение гуманистических и демократических ценностей;
- 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;
- 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
- 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.
Роль личностных УУД для школьника
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. САМООСОЗНАНИЕ
Умение ориентироваться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой.
Как сформировать универсальные учебные
показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни; привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала; обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Формирование УУД на уроках истории осуществляется на основе системно-деятельностного подхода:
- преемственность учебных программ,
- реализации личностных, метапредметных и предметных результатов.
Ученик должен научиться осуществлять учебную деятельность, находить, анализировать, систематизировать информацию и применять ее в необходимых практических условиях.
Для реализации системно-деятельностного подхода в обучении истории, возможно применение следующих педагогических технологий:
Технология проектной деятельности
- формирование навыков самостоятельной работы,
- умение работать в группе,
- осмысление собственного опыта,
- умение выделять причины успеха и неудач,
- осознание проблем, возникающих в ходе работы,
- поиск ресурсов их решения.
- активное стимулирование инициативности, активности учащихся в образовательном процессе,
- развитие критического мышления,
- формирование уважительного обращения участников друг к другу.
- столкновение точек зрения и поиск компромисса в их решении,
- активизация интеллектуальной деятельности учащихся,
- развивает умение слышать противоположную точку зрения ,
-аргументировано отстаивать собственное мнение,
Учебная дискуссия в процессе формирования УУД эффективна для закрепления сведений углубленного изучения материала, его творческого осмысления и формирования ценностных ориентаций.
Технология развития критического мышления
-целеустремленность и настойчивость в решении задач;
-готовность к проектированию и моделированию ситуаций;
- гибкость позиции, предполагающая готовность к восприятию нового, различных вариантов решения,
- отбор и анализ информации для принятия оптимальных решений;
- готовность исправлять собственные ошибки, искать новые решения. При формировании УУД используются
- обобщение информации,
- анализ, структурирование изучаемого,
- эссе и др.
- ресурсы сети Интернет.
Вывод Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал.
Материал представляет собой рекомендации к организации методической работы в ОУ с целью реализации ФГОС.
Описание разработки
Презентация затрагивает следующие вопросы: что такое преемственность в образовании, какова её роль реализации ФГОС, как организовать методическую работу в образовательном учреждении, чтобы максимально соблюсти требования преемственности между начальным образованием и основным общим. В качестве дополнительных материалов предложены таблицы требований (предметных результатов ) учащихся 4 класса по русскому языку и литературному чтению. Презентацию может использоваться в качестве методических материалов как учителями начального образования, так и учителями русского языка и литературы, а также завучами по учебно-методической работе.
Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.
Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
Что такое преемственность?
Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
Содержимое разработки
9 ноября 2011 г.
Координационный совет
Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС: русский язык Выступление Чуриловой Т.Ю., учителя МБОУ СОШ№18 им.А.П.Ляпина ст.Урухской
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
1. Требования к результатам Что такое преемственность
- Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое,сохраняет в себе некоторые его элементы.В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.
Преемственность в образовании . Требования к результатам
– это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
1. Требования к результатам
Основанием преемственности
разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться .
Приоритетная цель школьного образования:
- развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
- проектировать пути её реализации,
- контролировать и
оценивать свои
Программа формирования УУД
включает в себя:
- ценностные ориентиры содержания образования;
- характеристики УУД и типовые задачи их формирования;
- преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.
8 шагов преемственности
Планируемые результаты
Личностные результаты
Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные УУД
Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические
Коммуникативные УУД
Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией
Предметные результаты
Определены с учетом содержания учебных предметов
Таблица требований (предметных результатов). РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 класс.
Темы: ___________________________________________________________________________ (см.2-ю стр.)
(рекомендуется для каждой учебной четверти заводить отдельный лист таблицы требований)
Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления.
Содержимое разработки
Преемственность обучения между основной и начальной школой
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. Л. С. Выготский
Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.
Начальная школа
Главная задача начальных классов – научить ребенка учиться, пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.
Вот здесь и возникает разрыв
между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.
Картина преемственности:
начало года, сентябрь месяц
Основные трудности, которые испытывают дети при пере- ходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.
- Смена социальной обстановки;
- изменение роли учащегося;
- увеличение учебной нагрузки;
- изменение режима дня;
- разность систем и форм обучения;
- нестыковка программ начальной и основной школы;
- различие требований со стороны учителей-предметников;
- изменение стиля общения учителей с детьми.
Причины возникновения проблемы:
-Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;
-Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;
-Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;
-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;
-Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;
-Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;
-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;
-Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;
-Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;
-Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников
-Не владение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;
-Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;
-Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;
-Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.
-существенное изменение родительского отношения к школе:
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
Необходим ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ
Проблемный диалог - вместо объяснения темы …
– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками
Продуктивное чтение : вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации…
- вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста
Оценивание учебных успехов : вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок…
- обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений
Необходимо построение единой образовательной среды
Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач
Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов
Требования к педагогам и детям
Учителя –дети -родители
Совместно полученный НОВЫЙ ОБРА ЗОВА ТЕЛЬ НЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Что и как оценивается?
Внеклассная жизнь
Оформление школы
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
Необходима преемственность
-проблемный диалог, -продуктивное чтение, -оценивание учебных успехов
Единая система универсальных учебных действий:
1шаг . Январь – дети в 4-м кл.
Метод.объединение начальной и основной школы
Создание временного метод.объединения учителей начальной и основной школы .
Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно включает учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.
2 шаг . Январь
Согласование целей, содержания и технологий
Внутри метод.объединения нужно достичь компромисса:
2. О соблюдении единых технологий и принципов.
3 шаг . Февраль-март
Посещение и анализ уроков в 4-м классе
Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.
4шаг . Март-апрель
Совместные уроки в 4-м классе
Разработка и проведение учителями основной и начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета.
На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным .
5 шаг Март-апрель
Диагностика нового результата в начальной школе, подведение первых итогов, родительские собрания
Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.
В рамках эксперимента задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы
6 шаг Сентябрь-октябрь (дети в 5-м классе)
Анализ уроков в 5-м классе
На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем метод.объединения и учителями начальной школы.
Педагоги должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике современные технологии в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов).
7шаг Октябрь-декабрь
Решение проблем адаптации
Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы.
Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение в интересах развития личности каждого ученика.
8 шаг Январь – май
Определение эффективности организации преемственности
Диагностика нового результата в 5 классе - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива.
Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.
Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы
Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки
Комплекты учителю
Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы
Вебинары для учителей
Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.
Автор: Григорьева Татьяна Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №18 им. Э. Д. Потапова
Населённый пункт: г. Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по ФГОС"
Раздел: начальное образование
Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в
ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни,
те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не
Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны
они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных
государственных образовательных стандартов.
Переход от начального образования ко второй ступени считается очень
важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.
Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода,
связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности,
повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно
реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены,
Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым
ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим
предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся
ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на
Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие
родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за
детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.
Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-
тиклассник чувствует себя “беспризорником”.
Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что
сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и
учеников друг другом.
Многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим
учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой
умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям
конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими ,
чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя
начальных классов и основной школы по-разному смотрят на
Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос
каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для
дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый
старших классов и видит своих новых учеников маленькими
несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком
образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы
взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим
своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не
следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и
ухудшение здоровья учащихся.
Причины снижения успеваемости
1. Увеличение объёма учебной нагрузки
2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география,
3.Большое количество учителей вместо одного
4.Отсутствие единства требований
5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение
5.Совпадает с переходным возрастом
6. Ослабление внешнего контроля
7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы
8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения
9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой
10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней
11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой
Приоритетное направление развития образования - переход на новые
образовательные стандарты, главная задача которых - создать социально-
педагогическую среду, способствующую формированию и развитию
человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные
проекты, культурно-образовательные инициативы.
ФГОС – новая парадигма (модель) отечественного образования, средство
обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его
постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-
трансляционной к школе деятельностной, где
начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
основная школа – самостоятельная навигация по освоенным
предметным знаниям при решении конкретных задач;
старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной
и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных
стандартов общего образования является принципиальным, поскольку
стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего
образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО
и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и
основной ступеней образования.
Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки
Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки
Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит
системно - деятельностный подход.
Системно - деятельностный подход – это подход к организации
процесса обучения, в котором на первый план выходит
проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно –
деятельностный подход ориентирован на становление личностных
характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной
школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия
характеристики выпускника начальной школы.
Портрет ученика начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих
Портрет ученика основной школы:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий
свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,
гражданского общества, многонационального российского народа,
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,
науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования
для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий
свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности
перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог,
достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и
окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение
профессиональной деятельности для человека.
Основанием преемственности является – формирование умения учиться.
Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в
Стандарт общего образования
Итоговая оценка выпускника
формируется на основе:
1. накопленной оценки,
зафиксированной в портфеле
достижений, по всем учебным
2. оценок за выполнение (как
минимум 3-4) итоговых работ (по
предметам и комплексной работы на
Итоговая оценка выпускника
формируется на основе:
1. результатов внутришкольного
достижений по всем предметам,
зафиксированным в оценочных
листах, в том числе за промежуточные
и итоговые комплексные работы на
2. оценок за выполнение итоговых
работ по всем учебным предметам;
оценки за выполнение и защиту
3. оценок за работы, выносимые на
аттестацию ФГОС общего
требования к структуре ООП, к соотношению обязательной части
ООП и части, формируемой ОУ;
требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-
требования к результатам освоения ООП (личностным,
метапредметным и предметным).
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
являются ключевой составляющей Стандарта.
Требование к структуре ООП включает в себя и требование к соотношению
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для
основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая
участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте
основной школы возможность введения учебных предметов и курсов,
обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию
Структура основной образовательной программы состоит из трёх разделов:
целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает
пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися
ООП и систему оценки их достижения. Всодержательном
разделе программа развития универсальных учебных действий (которая
присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами
формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и
проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени
образования и возрастными особенностями обучающихся в программу
воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная
ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры
здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП
– организационный, который содержит учебный план и совершенно новый
материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями
В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе
ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и
познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Формировать и развивать УУД – значит:
Научить выполнять учебные задания, построенные на способе
действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при
необходимости – развивать его.
УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания,
формировать умения и компетентности, включая самостоятельную
организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает
полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной
1) познавательные и учебные мотивы;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции.
Различают три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения
самого предмета (опыт получения, преобразования и применения
2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей
является формирование умения у учащихся работать с информацией
(извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и
нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового
образа жизни, мотивация.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных
Личностные. К ним относится:
Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;
Сформированность мотивации к обучению;
Сформированность ценностно-смысловых установок;
Способность ставить цели и строить жизненные планы,
Познавательные включают:
Умение строить высказывания;
К коммуникативным относятся:
Умение выражать свои мысли;
Управление поведением партнера;
Планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные. К ним относятся:
Система оценки достижения планируемых результатов
Одной из составляющих преемственности НОО и ООО является структура
урока – современного урока.
Итак, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик
новой формации: интеллигент, способный к самообразованию,
ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой
культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том,
что учитель несет огромную ответственность перед учеником.
Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по
ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь
учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это
самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так
организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали
информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь
актуальными являются такие формулировки заданий: проанализируйте,
докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или
модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или
способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо
Читайте также:
- Может ли снилс быть недействительным
- Почему банкир согласился предоставить кредит полковнику данверсу и чарльзу темперу
- Международное финансовое право как отрасль права эссе
- В какой форме и с помощью каких средств связи следует направить претензию исполнителю
- Нужно ли обжаловать представление если обжалуется постановление