Бинарный урок как средство обеспечения преемственности начального и основного общего образования

Обновлено: 02.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС (на примере уроков истории)

Постиндустриальная стадия развития общества декларирует основные ценности-

информацию, развитый интеллект и креативность человека.

Основная цель внедрения ФГОС - формирование универсальных учебных действий школьников.

Универсальные учебные действия направлены на реализацию возможностей учащихся самостоятельно ставить учебные цели, использовать соответствующие целям способы их реализации, проводить рефлексию и оценивать результаты собственной деятельности, а также создание в школе условий гармоничного развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, формирования компетентностных навыков в любой предметной области.

учить ученика учиться

учить ученика учиться в общении

  • Личностные
  • Метапредметные
  • Предметные
  • Развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции.
  • Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
  • Формирование коммуникативной компетентности;
  • Умение формировать и осваивать универсальные учебные действия.
  • 1) формирование основ самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение гуманистических и демократических ценностей;
  • 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;
  • 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
  • 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.

Роль личностных УУД для школьника

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей. САМООСОЗНАНИЕ

Умение ориентироваться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой.

Как сформировать универсальные учебные

показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни; привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала; обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия;

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Формирование УУД на уроках истории осуществляется на основе системно-деятельностного подхода:

- преемственность учебных программ,

- реализации личностных, метапредметных и предметных результатов.

Ученик должен научиться осуществлять учебную деятельность, находить, анализировать, систематизировать информацию и применять ее в необходимых практических условиях.

Для реализации системно-деятельностного подхода в обучении истории, возможно применение следующих педагогических технологий:

Технология проектной деятельности

  • формирование навыков самостоятельной работы,
  • умение работать в группе,
  • осмысление собственного опыта,
  • умение выделять причины успеха и неудач,
  • осознание проблем, возникающих в ходе работы,
  • поиск ресурсов их решения.

- активное стимулирование инициативности, активности учащихся в образовательном процессе,

  • развитие критического мышления,
  • формирование уважительного обращения участников друг к другу.
  • столкновение точек зрения и поиск компромисса в их решении,
  • активизация интеллектуальной деятельности учащихся,
  • развивает умение слышать противоположную точку зрения ,

-аргументировано отстаивать собственное мнение,

Учебная дискуссия в процессе формирования УУД эффективна для закрепления сведений углубленного изучения материала, его творческого осмысления и формирования ценностных ориентаций.

Технология развития критического мышления

-целеустремленность и настойчивость в решении задач;

-готовность к проектированию и моделированию ситуаций;

  • гибкость позиции, предполагающая готовность к восприятию нового, различных вариантов решения,
  • отбор и анализ информации для принятия оптимальных решений;
  • готовность исправлять собственные ошибки, искать новые решения. При формировании УУД используются
  • обобщение информации,
  • анализ, структурирование изучаемого,
  • эссе и др.

- ресурсы сети Интернет.

Вывод Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал.


Материал представляет собой рекомендации к организации методической работы в ОУ с целью реализации ФГОС.

Описание разработки

Презентация затрагивает следующие вопросы: что такое преемственность в образовании, какова её роль реализации ФГОС, как организовать методическую работу в образовательном учреждении, чтобы максимально соблюсти требования преемственности между начальным образованием и основным общим. В качестве дополнительных материалов предложены таблицы требований (предметных результатов ) учащихся 4 класса по русскому языку и литературному чтению. Презентацию может использоваться в качестве методических материалов как учителями начального образования, так и учителями русского языка и литературы, а также завучами по учебно-методической работе.

Презентация Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС: русский язык

Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития.

Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.

Что такое преемственность?

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.

Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Содержимое разработки

9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС: русский язык Выступление Чуриловой Т.Ю., учителя МБОУ СОШ№18 им.А.П.Ляпина ст.Урухской

9 ноября 2011 г.

Координационный совет

Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС: русский язык Выступление Чуриловой Т.Ю., учителя МБОУ СОШ№18 им.А.П.Ляпина ст.Урухской

ФГОС Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.

Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся; преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.

1. Требования к результатам Что такое преемственность Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.

1. Требования к результатам Что такое преемственность

  • Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое,сохраняет в себе некоторые его элементы.В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации.

 Преемственность в образовании . Требования к результатам – это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Преемственность в образовании . Требования к результатам

– это система связей , обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

1. Требования к результатам Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться .

1. Требования к результатам

Основанием преемственности

разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирование умения учиться .

Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться

Приоритетная цель школьного образования:

  • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
  • проектировать пути её реализации,
  • контролировать и

оценивать свои

Программа формирования УУД включает в себя: - ценностные ориентиры содержания образования; - характеристики УУД и типовые задачи их формирования; - преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.

Программа формирования УУД

включает в себя:

- ценностные ориентиры содержания образования;

- характеристики УУД и типовые задачи их формирования;

- преемственность УУД при переходе от начального к общему образованию.

8 шагов преемственности

Планируемые результаты

Личностные результаты

Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция

Познавательные УУД

Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией

Предметные результаты

Определены с учетом содержания учебных предметов

Таблица требований (предметных результатов). РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 класс.

Темы: ___________________________________________________________________________ (см.2-ю стр.)

(рекомендуется для каждой учебной четверти заводить отдельный лист таблицы требований)

Материал раскрывает основные трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при переходе из 4-го в 5-й класс и способы их преодоления.

Содержимое разработки

Преемственность обучения между основной и начальной школой

Преемственность обучения между основной и начальной школой

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. Л. С. Выготский

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Начальная школа

Главная задача начальных классов – научить ребенка учиться, пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.

Вот здесь и возникает разрыв

между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.

Картина преемственности: начало года, сентябрь месяц

Картина преемственности:

начало года, сентябрь месяц

Основные трудности, которые испытывают дети при пере- ходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

Основные трудности, которые испытывают дети при пере- ходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

  • Смена социальной обстановки;
  • изменение роли учащегося;
  • увеличение учебной нагрузки;
  • изменение режима дня;
  • разность систем и форм обучения;
  • нестыковка программ начальной и основной школы;
  • различие требований со стороны учителей-предметников;
  • изменение стиля общения учителей с детьми.

Причины возникновения проблемы:

-Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

-Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;

-Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

-Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

-Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

-Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

-Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

-Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

-Не владение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

-Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

-Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

-Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

-существенное изменение родительского отношения к школе:

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

Необходим ЕДИНЫЙ КОМПЛЕКС ТЕХНОЛОГИЙ

Проблемный диалог - вместо объяснения темы …

– постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками

Продуктивное чтение : вместо скорости прочтения и воспроизведения фактуальной информации…

- вычитывание подтекста и концептуальных смыслов – глубокое понимание текста

Оценивание учебных успехов : вместо внешнего контроля за учениками с помощью отметок…

- обучение их комфортному и адекватному самооцениванию своих достижений

Необходимо построение единой образовательной среды Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов Требования к педагогам и детям Отношения: Учителя –дети -родители Процесс обучения Совместно полученный НОВЫЙ ОБРА ЗОВА ТЕЛЬ НЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Митя Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Оформление школы

Необходимо построение единой образовательной среды

Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК и т.д.) для достижения этих целей и задач

Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов

Требования к педагогам и детям

Учителя –дети -родители

Совместно полученный НОВЫЙ ОБРА ЗОВА ТЕЛЬ НЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Что и как оценивается?

Внеклассная жизнь

Оформление школы

АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Необходима преемственность

-проблемный диалог, -продуктивное чтение, -оценивание учебных успехов

Единая система универсальных учебных действий:

1шаг . Январь – дети в 4-м кл.

Метод.объединение начальной и основной школы

Создание временного метод.объединения учителей начальной и основной школы .

Объединение создается на один календарный год – с января (начало второго полугодия одного учебного года) по декабрь (окончание первого полугодия следующего учебного года). Оно включает учителей, которые в момент образования метод.объединения ведут 4-е классы в начальной школе и педагогов-предметников, которые на следующий год будут принимать этих детей в 5-м классе.

2 шаг . Январь

Согласование целей, содержания и технологий

Внутри метод.объединения нужно достичь компромисса:

2. О соблюдении единых технологий и принципов.

3 шаг . Февраль-март

Посещение и анализ уроков в 4-м классе

Это позволяет учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке. В ходе обсуждения педагоги начального и основного звена уточняют свои позиции и требования, предъявляемые к ученикам. Многие из умений, которые желали бы видеть учителя основной школы у своих учеников в начале 5-го класса (процедура устного ответа, правила ведения тетрадей и т.п.), необходимо скорректировать за оставшиеся полгода начальной школы.

4шаг . Март-апрель Совместные уроки в 4-м классе Разработка и проведение учителями основной и начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета. На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным .

4шаг . Март-апрель

Совместные уроки в 4-м классе

Разработка и проведение учителями основной и начальной школы совместных уроков в 4-х классах. Учителя начальной школы могут выступать в качестве специалистов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной – консультантами в нюансах своего предмета.

На этом шаге, педагоги разных ступеней образования, делая общее дело, как раз и смогут почувствовать себя командой единомышленников, скорректировать свои позиции в плане обучения. А ученики 4-го класса познакомятся со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным .

5 шаг Март-апрель Диагностика нового результата в начальной школе, подведение первых итогов, родительские собрания Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу. В рамках эксперимента задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы

5 шаг Март-апрель

Диагностика нового результата в начальной школе, подведение первых итогов, родительские собрания

Диагностика личностных, метапредметных и предметных результатов, а так же психологического состояния учеников на выходе из начальной школы и на входе в основную школу.

В рамках эксперимента задача-минимум – замерить уровень развития универсальных учебных действий (общеучебных умений) на выходе из начальной школы

6 шаг Сентябрь-октябрь (дети в 5-м классе)

Анализ уроков в 5-м классе

На данном этапе необходимы посещения уроков в 5-м классе руководителем метод.объединения и учителями начальной школы.

Педагоги должны своими глазами увидеть, как адаптируются ученики к новым условиям и требованиям. Одновременно необходимо советами помогать учителям-предметникам реализовывать на практике современные технологии в организации изучения нового знания (проблемный диалог), в работе с текстами (продуктивное чтение), в правилах оценивания и самооценивания образовательных достижений (технология оценивания учебных успехов).

7шаг Октябрь-декабрь Решение проблем адаптации Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы. Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение в интересах развития личности каждого ученика.

7шаг Октябрь-декабрь

Решение проблем адаптации

Главное на этапе седьмого шага - регулярное проведение методобъединений в 5-м классе, на которых обсуждаются уроки, координируется работа и решаются возникающие по ходу проблемы.

Принципиально важно в первые же две недели и далее учителям-предметникам регулярно встречаться с учителями бывших 4-х классов, чтобы обсуждать, как проявляют себя ученики в новых условиях, какие возникают трудности учебного или психологического плана. По любой проблеме можно выработать коллективное решение в интересах развития личности каждого ученика.

8 шаг Январь – май

Определение эффективности организации преемственности

Диагностика нового результата в 5 классе - анализ результатов, корректировка деятельности педагогического коллектива.

Сравнение результатов диагностики в 5-м и 4-м классах показывает нам, как чувствуют себя ученики в новых условиях.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Автор: Григорьева Татьяна Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №18 им. Э. Д. Потапова
Населённый пункт: г. Мичуринск Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по ФГОС"
Раздел: начальное образование

Проблемы преемственности обучения в начальной и основной школе по

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в

ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни,

те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не

Вопросы преемственности в образовании были актуальны всегда. Актуальны

они и сегодня. Особенно в условиях введения новых Федеральных

государственных образовательных стандартов.

Переход от начального образования ко второй ступени считается очень

важным и болезненным не только для учеников, но и для педагогов.

Переход в основную школу совпадает с началом кризисного периода,

связанного с физическим созреванием, сменой ведущей деятельности,

повышением уровня тревожности. Они чаще отвлекаются, неадекватно

реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены,

Пятиклассники перешли от одного учителя, который строил с каждым

ребенком и с его семьей разносторонние отношения, ко многим

предметникам, отношения которых с учеником и его родителями становятся

ситуативными и касаются в основном вопросов успеваемости и поведения на

Конечно большую роль играют родители в процессе адаптации. Многие

родители считают своих детей уже взрослыми и ослабляют свой контроль за

детьми, возложив всю ответственность на школу и классного руководителя.

Вместо одного своего кабинета появляется кабинетная система, в которой 5-

тиклассник чувствует себя “беспризорником”.

Одна из главных проблем – это адаптация к новым учителям, что

сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и

учеников друг другом.

Многое, да пожалуй всё, зависит от учителя. Ведь не секрет, что многим

учителям, работающим в 5 классе, с первых дней хочется видеть перед собой

умных, самостоятельных, моментально адаптирующихся к требованиям

конкретного учителя, учеников. И видит своих новых учеников маленькими ,

чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Учителя

начальных классов и основной школы по-разному смотрят на

Выпуская своих учеников в основную школу, отчетливо видим как вырос

каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для

дальнейшего роста, то есть оценивает его оптимистично. Принимая новый

старших классов и видит своих новых учеников маленькими

несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком

образованными. А если еще он переносит методы обучения и формы

взаимодействия со старшими классами на пятиклассника, а они по многим

своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не

следствие – резкое снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, стресс и

ухудшение здоровья учащихся.

Причины снижения успеваемости

1. Увеличение объёма учебной нагрузки

2.Новые учебные дисциплины: история, обществознание, география,

3.Большое количество учителей вместо одного

4.Отсутствие единства требований

5.Смена традиций классного коллектива, которые создавались в течение

5.Совпадает с переходным возрастом

6. Ослабление внешнего контроля

7.Неполнота данных о выпускниках начальной школы

8. Несоответствие оценок реальным результатам обучения

9. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой

10. Рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней

11. Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой

Приоритетное направление развития образования - переход на новые

образовательные стандарты, главная задача которых - создать социально-

педагогическую среду, способствующую формированию и развитию

человеческого потенциала России, реализовать социально-образовательные

проекты, культурно-образовательные инициативы.

ФГОС – новая парадигма (модель) отечественного образования, средство

обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его

постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-

трансляционной к школе деятельностной, где

начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;

основная школа – самостоятельная навигация по освоенным

предметным знаниям при решении конкретных задач;

старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной

и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном

Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.

Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных

стандартов общего образования является принципиальным, поскольку

стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего

образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО

и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и

основной ступеней образования.

Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки

Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки

Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит

системно - деятельностный подход.

Системно - деятельностный подход – это подход к организации

процесса обучения, в котором на первый план выходит

проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно –

деятельностный подход ориентирован на становление личностных

характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной

школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия

характеристики выпускника начальной школы.

Портрет ученика начальной школы:

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,

обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих

Портрет ученика основной школы:

- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий

свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи,

гражданского общества, многонационального российского народа,

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда,

науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования

для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий

свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности

перед семьей, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог,

достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих

- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и

окружающих образа жизни;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение

профессиональной деятельности для человека.

Основанием преемственности является – формирование умения учиться.

Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в

Стандарт общего образования

Итоговая оценка выпускника

формируется на основе:

1. накопленной оценки,

зафиксированной в портфеле

достижений, по всем учебным

2. оценок за выполнение (как

минимум 3-4) итоговых работ (по

предметам и комплексной работы на

Итоговая оценка выпускника

формируется на основе:

1. результатов внутришкольного

достижений по всем предметам,

зафиксированным в оценочных

листах, в том числе за промежуточные

и итоговые комплексные работы на

2. оценок за выполнение итоговых

работ по всем учебным предметам;

оценки за выполнение и защиту

3. оценок за работы, выносимые на

аттестацию ФГОС общего

требования к структуре ООП, к соотношению обязательной части

ООП и части, формируемой ОУ;

требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-

требования к результатам освоения ООП (личностным,

метапредметным и предметным).

Требования к результатам освоения основной образовательной программы

являются ключевой составляющей Стандарта.

Требование к структуре ООП включает в себя и требование к соотношению

обязательной части и части, формируемой участниками образовательного

процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для

основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая

участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте

основной школы возможность введения учебных предметов и курсов,

обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию

Структура основной образовательной программы состоит из трёх разделов:

целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает

пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися

ООП и систему оценки их достижения. Всодержательном

разделе программа развития универсальных учебных действий (которая

присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами

формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и

проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени

образования и возрастными особенностями обучающихся в программу

воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная

ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры

здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП

– организационный, который содержит учебный план и совершенно новый

материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями

В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе

ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и

познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.

Формировать и развивать УУД – значит:

Научить выполнять учебные задания, построенные на способе

действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).

Передать сам способ выполнения метапредметного действия.

Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при

необходимости – развивать его.

УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания,

формировать умения и компетентности, включая самостоятельную

организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает

полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной

1) познавательные и учебные мотивы;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции.

Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения

самого предмета (опыт получения, преобразования и применения

2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей

является формирование умения у учащихся работать с информацией

(извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и

нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового

образа жизни, мотивация.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных

Личностные. К ним относится:

Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;

Сформированность мотивации к обучению;

Сформированность ценностно-смысловых установок;

Способность ставить цели и строить жизненные планы,

Познавательные включают:

Умение строить высказывания;

К коммуникативным относятся:

Умение выражать свои мысли;

Управление поведением партнера;

Планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные. К ним относятся:

Система оценки достижения планируемых результатов

Одной из составляющих преемственности НОО и ООО является структура

урока – современного урока.

Итак, программа ФГОС ставит перед нами новую задачу – требуется ученик

новой формации: интеллигент, способный к самообразованию,

ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой

культурой мышления. Новые образовательные стандарты говорят нам о том,

что учитель несет огромную ответственность перед учеником.

Подлежит изменению и предметная деятельность учителя, работающего по

ФГОС: если по предыдущим стандартам большую часть урока занимала речь

учителя (объяснение, закрепление нового материала), то сейчас это

самостоятельная деятельность обучающихся. Учитель должен так

организовать работу учащихся, чтобы они искали и обрабатывали

информацию, обобщали, систематизировали, ставили учебную задачу. Теперь

актуальными являются такие формулировки заданий: проанализируйте,

докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или

модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или

способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. вместо

Читайте также: