Без чего невозможно обеспечить высокое качество профессиональной подготовки выпускников вузов

Обновлено: 30.06.2024

Основными источниками (причинами) проблем в обеспечении качества высшего образования (качества подготовки специалистов) в вузах Российской Федерации является следующие:

систематическое недофинансирование российской системы высшего образования на протяжении 10 лет;

значительное возрастание неопределенности состояния и динамики изменений социальной и экономической среды российского общества (поиск новых целевых ориентиров и моделей развития), экономические и рыночные сбои;

отставание российской высшей школы от ряда мировых и общеевропейских тенденций в развитии высшего образования и совершенствовании его качества;

неадекватность сложившихся механизмов развития и обновления высшего образования новым социально-экономическим условиям функционирования российской высшей школы;

слабая обновляемость и интенсивное старение профессорско-преподавательского состава российской высшей школы;

сокращение объемов научно-исследовательских работ в вузах и снижение научно-исследовательского потенциала вузовских коллективов за последние 10 лет;

Можно выделить несколько основных групп проблем обеспечения качества высшего образования (качества подготовки специалистов) в вузах Российской Федерации, представленных в таблице 1.

Таблица 1.

Основные группы проблем обеспечения качества высшего образования (подготовки специалистов)
в вузах РФ: общая характеристика

Общая характеристика проблемного поля:

  • Законодательно-нормативная база высшего образования Российской Федерации недостаточно ориентирована на решение проблем качества высшего образовании (качество полготовки специалистов) в вузах РФ на всех уровнях организации и управления высшим образованием
  • На федеральном уровне: законы, программы, государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ГОС ВПО), требования к профессорско-преподавательскому составу (ППС), требования к студентам и т.п.
  • На региональном уровне (субъектов РФ) региональные законы, программы, региональные компоненты ГОС ВПО, требования к преподавателям и студентам вузов и т.п.
  • На вузовском уровне уставы, программы, требования к преподавателям и студентам, вузовские компоненты ГОС ВПО и т.п.

Общая характеристика проблемного поля:
В целом, слабо развит механизм целеполагания в высшей школе:

Проблемы источников формирования и обновления содержания высшего образования в вузах РФ как важнейших факторов обеспечения качества подготовки специалистов с высшим образованием

Общая характеристика проблемного поля:

  • сокращение НИР в вузах;
  • недостаточно развиты механизмы использования возможностей ИНТЕРНЕТ как источника содержания высшего образования;
  • высокий процент устаревшей учебной и научной литературы в вузах как источников содержания высшего образования, слабая кооперация вузов (в т.ч. через учебно-методические объединения (УМО) и научно-методические советы (НМС)) для решения проблемы источников содержания высшего образования,
  • недостаточно эффективные механизмы в вузах, стимулирующие обновление содержания образования.

Проблемы оценки и мониторинга качества высшего образования (качество подготовки специалистов) в вузах, на региональном и федеральных уровнях

Общая характеристика проблемного поля:

  • нет соответствующих ГОС ВПО фондов оценочных средств и технологий для итоговой и поэтапной аттестации студентов (по всем направлениям и специальностям высшего профессионального образования);
  • не сформирована в высшей школе культура мониторинговых исследований качества подготовки специалистов и подготовки по итогам таких исследований ежегодных аналитических докладов.

Проблемы соответствия профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов современным требованиям к качеству подготовки специалистов и к преподавательской деятельности

Общая характеристика проблемного поля:

  • большая часть ППС вузов по квалификации сегодня уже не в полной мере соответствует современным требованиям;
  • средний возраст ППС старше 60 лет;
  • нет адекватной реакции на обновление ППС: подготовку молодых преподавателей;
  • низкий уровень материального обеспечения ППС;
  • перегрузка ППС (аудиторные занятия, работа в нескольких вузах).

Проблема соответствия уровня подготовки абитуриентов вузов требованиям к исходной подготовке студентов - будущих специалистов

Общая характеристика проблемного поля:

Проблемы организации учебной деятельности студентов в вузах, адекватной современным требованиям к качеству подготовки специалистов

Общая характеристика проблемного поля:

  • сложившееся в высшей школе соотношение аудиторской и самостоятельной работы студентов (СРС) (в пользу аудиторной) входит все больше в противоречие с современными требованиями к качеству подготовки специалистов;
  • во многих вузах не созданы современные условия для СРС, включая обеспеченность учебной литературой, доступ в ИНТЕРНЕТ и др.
  • в большинстве вузов не организован свободный доступ студентов к информации о требованиях к качеству их подготовки (ГОС ВПО и др.), нет специальных изданий ГОС ВПО и ОП, облегчающих трансляцию этих требований, не развиты компьютерные оценочные и обучающие средства.

Общая характеристика проблемного поля:

  • в высшей школе преобладает лекционная форма обучения;
  • слабо используются проблемные и другие активные формы обучения, не развиты информационные компьютерные технологии обучения;
  • ППС вузов не имеет достаточной квалификации в выборе и использовании новых образовательных технологий.

Проблемы взаимодействия вузов со своими выпускниками и сферой их трудовой деятельности, их участием в разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов.

Общая характеристика проблемного поля:

  • многие вузы не установили прочных деловых связей со своими выпускниками и сферами их трудовой деятельности;
  • работодатель и выпускники вузов слабо привлекаются к разработке и реализации программ совершенствования качества подготовки специалистов.

Проблемы формирования и развития в вузах академической образовательной среды, адекватной современным требованиям к качеству подготовки специалистов с высшим образованием

Общая характеристика проблемного поля:

  • во многих вузах не созданы условия для устойчивого профессионального взаимодействия студентов с преподавателями вузов;
  • кроме лекций и других аудиторных занятий студенты почти не имеют возможности для систематических деловых и творческих контактов с преподавателями;
  • на низком уровне оснащенности деятельности студентов и ППС современными информационными средствами.

Общая характеристика проблемного поля:

  • управленческая культура большинства вузов, включая ее нормативное оснащение не соответствует современным международным требованиям стандартов серии ИСО и Т

Общая характеристика проблемного поля:

  • управленческая культура большинства вузов, включая ее нормативное оснащение не соответствует современным международным требованиям стандартов серии ИСО и Т

Рекомендации по основным направлениям совершенствования систем обеспечения качества высшего образования (качества подготовки специалистов) в вузах:

усилить законодательно-нормативную ориентацию вузов на решение проблем обеспечения качества подготовки специалистов (в т.ч. через новые редакции вузовских уставов и др.);

осуществить переход к формированию постоянно действующего механизма развития государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) (на всех уровнях организации управления высшим образованием), включая учет требований сферы и рынки труда;

усилить контроль за обновлением содержания ВПО в вузах РФ;

поддержать реализацию проекта создания примерных фондов оценочных средств и технологий по всем направлениям и специальностям высшей школы для итоговой аттестации студентов вузов;

организовать поэтапное развертывание постоянно-действующего системного мониторинга качества высшего образования (охватывающего все уровни управления: федеральный - региональный - вузовский);

предложить Минобразованию России реализацию государственной программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и обновление профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов;

при проведении эксперимента по единому государственному экзамену предусмотреть создание многоуровневых оценочных средств, учитывающих весь спектр основных требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учебных заведений и абитуриентов вузов разного профиля;

предусмотреть меры, стимулирующие вузы к снижению аудиторной лекционной нагрузки преподавателей и студентов и увеличению времени на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателей;

организовать массовое повышение квалификации ППС вузов в области системного проектирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ГОС НПО к качеству подготовки специалистов;

организовать массовое повышение квалификации управленческого персонала вузов в области современных систем качества в высшем образовании.


В России ощущается острая нехватка в современных высококвалифицированных специалистах, которые могли бы обеспечить успешное развитие страны и конкурентоспособность ее экономики. В большей степени за нехватку специалистов отвечают именно организации высшего образования, так как именно они несут ответственность за подготовку молодых специалистов, которые должны удовлетворять потребности работодателей в квалифицированных кадрах и потребность в развитии научно-технического потенциала российских регионов.

Для оценки эффективности образовательных организаций высшего образования Министерством образования и науки проводится Мониторинг эффективности ВУЗов, который в 2014 году состоял из 8 показателей, а именно: образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность, международная деятельность, финансово-экономическая деятельность, инфраструктура, трудоустройство, приведенный контингент студентов, дополнительные показатели образовательных организаций. Данный мониторинг позволяет объективно оценить состояние высшего образования в России, стимулирует учебные заведения повысить качество работы, а так же сравнить их между собой и поддержать наиболее эффективные.

По мнению экспертов, идея данного мониторинга очень позитивна и в целом средства на науку в России выделяются довольно большие, но их отдача незначительна, так как вузы России не продвигаются в международных рейтингах.

Самыми влиятельными общепринятыми рейтингами выступаю пять глобальных рейтингов: QS 100,Times Higher Education, Webometrics, Perfomance Ranking of Scientific Papers for World Universities, Academic Ranking of World Universities.

Свой собственный рейтинг PerfomanceRankingofScientificPapersforWorldUniversities (PRSP) публикует Совет по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования Республики Тайвань (Higer Education Evaluationand Accreditation Councilof Taiwan). Рейтинг включает в себя около 500 ВУЗов и основывается на 9 показателях, которые отражают научную деятельность университета в части написания научных работ.

Ежегодный академический рейтинг ведущих университетов мира Academic Ranking of World Universities (ARWU) составляет и Шанхайский университет (Shanghai Jiao Tong University) (Китай). В итоговую таблицу данного рейтинга входит 500 университетов. В рейтинге ARWU участвуют только те университеты преподаватели или выпускники которых имеют Нобелевскую или Филдсовскую премию, публикуют в научных изданиях цитируемые научные исследования, индексируемые в Science CitationIndex Expanded и Social Science CitationIndex. Таким образом, можно сделать вывод, что данный рейтинг так же основывается на оценке научных достижений университета.

Нижегородский государственный университет им. Р.Е. Алексеева, основанный в 1917 году, является одной из ведущей образовательной организацией высшего образования Приволжского Федерального округа. Основной задачей университета является подготовка основного кадрового потенциала промышленных предприятий. При этом университет так же занимается подготовкой молодых высококвалифицированных специалистов экономических направлений.

Связь Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) с предприятиями Нижнего Новгорода и регионов осуществляется через Отдел практик и трудоустройства. Работу данного отдела можно рассматривать в двух направлениях:

Во-первых, организация всех видов практик. Отдел имеет Базу предприятий, с которыми НГТУ сотрудничает не один год и имеет долгосрочные договоры по организации практик или же договора, которые заключаются каждый год. Уже на этом этапе можно выявить какие предприятия в каких специальностях и направлениях подготовки молодых специалистов имеют потребность.

Во-вторых, трудоустройство выпускников и студентов НГТУ. По этому направлению отдел занимается размещением вакансий, поступающих в НГТУ на сайте университета и на информационных стендах по трудоустройству, а также передает данную информацию на соответствующие кафедры. Отдел постоянно оказывает помощь выпускникам и студентам в поиске рабочих мест, составлению и рассылке резюме. Так же в течение года помогает организовывать встречи и презентации предприятий, заинтересованных в молодых специалистах - выпускниках НГТУ, со студентами.

Одной из основных задач отдела является осуществление мониторинга занятости и востребованности молодых специалистов — выпускников НГТУ среди крупных предприятий Нижнего Новгорода и регионов. Так же проводит анализ рынка труда, основное внимание уделяя следующим проблемам:

соотношение предъявляемых работодателями требований к молодым специалистам с предлагаемыми условиями труда и уровнем зарплат.

Для определения степени удовлетворенности работодателей с 2007 года проводится ежегодное анкетирование работодателей из числа предприятий Нижнего Новгорода и региона. Справочные данные по анкетированию 2009-2013 годов приведены в табл. 1.

Читайте также: