Беседа что такое право

Обновлено: 28.06.2024

Цель занятия: познакомить воспитанников с неотъемлемыми правами, закрепленными в Конвенции о правах ребенка; помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;
способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, принятым в обществе.

Оборудование: конспект занятия, индивидуальные карточки с заданиями для воспитанников;

Ход занятия

1. Вводная часть.

- Сегодня на занятии мы будем говорить о ваших правах и обязанностях, поэтому мы должны рассмотреть два важных понятия – "права" и "обязанности", что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга. В процессе занятия мы с вами будем путешествовать по станциям и на каждой из них/

2. Беседа "Права и обязанности человека".

- Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о вас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.
Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система "Конвенция о правах ребенка" (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.
- Что такое право?
Право - есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. Права человека — это правила, по которым живет он сам и окружающее его общество людей. Каждый человек (и взрослый, и ребенок) имеет свои права.
- Какие права есть у детей?

С рождения ребенок имеет права:

  1. на имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ);
  2. на гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона "О гражданстве Российской Федерации");
  3. жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
  4. на общение с обоими родителями и другими родственниками (ст.55 СК РФ);
  5. на защиту (ст. 56 СК РФ);
  6. получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст.60 СК РФ).

- Когда человек рождается на свет, он уже имеет право на жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, равенство и свободу, отдых, досуг, социальное обеспечение, наслаждение искусством. Затем со временем он получает и другие права: иметь образование, свободно передвигаться, на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации. В 18 лет возникают права на свободный брак, участие в управлении страной, объединение в различные союзы, партии, группы, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, на свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд и на достойный жизненный уровень. Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать.
- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то есть я могу бить, оскорблять, брать чужие вещи, обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Чтобы такого беспорядка в обществе не происходило, чтобы не нарушались права каждого отдельного человека, существует понятие "обязанности".
Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.
- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей? (Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять).

3. Ознакомление с памяткой "Важные правила" (всем детям раздается памятки, пункты памятки вслух зачитываются детьми, педагогом делается вывод по сказанному)

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

4. Игровой момент "Мои права".

Найдите все слова, которые "спрятались" в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

В сканворде спрятаны "наши права". Найдите все слова, они могут быть изогнуты змейкой.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект внеклассного мероприятия на тему "Что такое право? Какие у меня есть права?"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект внеклассного мероприятия

« Что такое право?

учитель начальных классов

Пронякина Ольга Геннадьевна

Тема занятия : Что такое право? Какие у меня есть права?

1.Познакомить с основным законом - Конституцией России;

3.Форми­ровать представления о правах и обязанностях школьника.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент. Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!

Рассказ учителя : Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные в о п р о с ы :

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти во­просы, когда их решили, появились законы, которые помогали уст­ранить кошмар и неразбериху.

- Что же это такое - законы?

Законы - это правила, которые устанавливает госу­дарство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Законы бывают разные, но главный (основной) за­кон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года . С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

2. Знакомство с Конституцией.

Итак, Конституция (показывает брошюру) - ос­новной закон, по которому мы с вами живем.

- Что записано в Конституции? В Конституции записаны права наших граждан, та­кие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие. Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?

Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отно­шения людей в обществе.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

Ребята, а зачем вообще нужно знать какие-то права людям?

- А есть ли какие–нибудь права у детей?

И они записаны в документе, Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Учитель . Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке.

Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.

Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

На доске 3 листа:

Право на бесплатное образование.

Право на свободный труд, защита от безработицы.

Право на неприкосновенность жилища.

1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то ка­кое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ - № 3 право на неприкосновенность жилища.)

2) Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ- № 2 защита от безработицы.)

3) Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким пра­вом? (Ответ - № 1 на бесплатное образование.)

- Какие же права есть у вас, школьников?

1. Право на учебу.

2. Право на отдых между уроками.

3. Право на каникулы.

4. Право на занятия в кружках и секциях.

Учитель . Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.

- Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)

Обязанности : уважать взгляды, свободу других людей (взрос­лых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

Человеку много нужно,

Чтобы счастливо прожить!

Нужен дождь и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море.

3 - й у ч е н и к . Нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе

И родные голоса.

Невозможно без природы,

Без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу,

Мир загадок и чудес.

Чтобы жить на белом свете,

Чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить,

Все почувствовать вокруг.

-На этом наше занятие закончено и я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

* Худо тому, кто добра не делает никому.

Список использованной литературы

1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

2. Декларация прав ребенка (1959 г.).

3. Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

5. Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

6. Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб.посо­бие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(Права, обязанности и ответственность.) и попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

(Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе

Декларация о правах ребенка – ответы детей?

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, (в чем особенности деклараций?) (дети) их нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; (чем конвенция отличается от декларации?) (дети) это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.

Чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:

I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

В Конституции.

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

В нашей школе, как и в любом учреждении, что существует? (дети)

Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Он находится в вестибюле школы.

Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека.

Что вы можете сказать, глядя на иллюстрацию?

Подарив Буратино азбуку, папа Карло хотел, чтобы Буратино воспользовался правом на бесплатное образование.

Буратино хотел попасть в театр, у него было право наслаждаться искусством.

Карабас Барабас нарушил право Буратино на неприкосновенность.

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги и лишить Буратино принадлежащего ему имущества.

3. (работа по желанию в группе или индивидуально)

Ответь сказочному герою, пользуясь статьями декларации прав человека: (слайд со статьями, распечатка статей и ситуаций детям.

предлагаю вам воспользоваться своим правом на отдых и сыграть в игру.

5. Обязанности. Анализ ситуаций (после инсценирования её перед слушателями):

Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе)

Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

6. Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РК уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

Ложный звонок

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ведущий зачитывает: Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои. Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 МРП, или принудительными работами, или арестом до трех месяцев.

– В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРП, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ведущий оглашает приговор: по ст. 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ведущий: ст. 130 УК РК - оскорбление - штраф в размере до 100 МРП, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Каждый день, заходя в подъезд, мы видим следы пребывания там наших детей. Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта или звонков, сломанные почтовые ящики. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

Ведущий зачитывает: ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРП и возмещение ущерба.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 тыс. тенге:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Права есть, как у взрослых, так и у детей.

Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.

Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Уважай чужие права!

9. Рефлексия

Кого заставила задуматься сегодняшняя беседа?

10. Памятка школьнику

Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.


Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.

Форма проведения: познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Источники информации:

Никитин А.Ф. Право. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / А.Ф. Никитин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 352 с.;

Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.;

Семейный, Гражданский, Уголовный кодексы;

Конвенция о правах ребенка;

20 ноября – Всемирный день прав детей

Дети – все человеческие существа до 18 лет.

Ход занятия:

Каждый из вас по цепочке должен назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя. Например, Наталья – надежная.

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще записано, кто знает?

Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами РФ. А это значит, что наше государство защищает ваши права. А какие у детей есть еще права, где они записаны, кто их утверждал?

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Какие же права есть у всех детей мира?

На экране записаны права. Нужно зачитать записи.

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право говорить на родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры

Право свободно выражать свое мнение

Право на достаточное питание и достаточное количество воды

Право на свободное перемещение, но у нас в республике введен закон ст. 2.5 о комендантском часе, и после 22:00 нельзя свободно перемещаться по улице, только в присутствии родителей или законных представителей

Право на заботу и воспитание родителями

На экране читаем что такое обязанности, и какими они бывают.

Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?
Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения.

Вывод: Соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.

Маугли: Так случилось, что он жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот он попал в общество людей. Имеет ли Маугли такие же права, как и все дети?

Примерные ответы детей:

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но он не умеет говорить человеческим языком. Он говорит на языке зверей и птиц. Поэтому люди посадили Маугли в клетку и обращаются с ним как с животным. Имеют ли они на это право?

Примерные ответы детей:

Давайте выведем простые правила общения:

Нужно знать свои права.

Нужно уважать права других людей.

Нельзя забывать об обязанностях

6. Подведение итогов (рефлексия)

Цель: Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.,обобщить знания детей об основных правах ребенка

Знакомство учеников с основными нормативными документами,

законопроектами, регулирующими и защищающими их жизнедеятельность;

Воспитание чувства ответственности за совершенные дела и поступки;

На примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

Развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию;

Формирование активной жизненной позиции;

Правовое просвещение и предупреждение правонарушений.

Какие ассоциации вызывает у вас эта тема? (ответы детей)

Ответы детей:

- право на свободу слова, мысли и религии,

- право на медицинскую помощь,

- право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни,

- право жить со своими родителями и воспитываться в семье,

- право на воспитание,

- право на уважение человеческого достоинства,

- право на защиту от жесткого обращения,

- право на Ф.И.О. при рождении,

- право на защиту от вовлечения в преступную деятельность,

- право на образование и др.

Учитель:В Древнем государстве Спарта каждого новорождённого ребёнка осматривали и решали: если он крепкий, здоровый – пусть живёт, а если ребёнок родился слабым – его сбрасывали со скалы.Справедливо ли поступали граждане Спарты?(ответы детей)Почему?В нашем современном обществе каждый человек имеет право на жизнь. Ребята, скажите, как мы обращаемся друг к другу?(ответы детей) Каждый человек имеет право на имя. А каким документом вы можете подтвердить это право? (ответы детей)

Учитель: вы можете подробно познакомиться с правами человекав-Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Уголовный кодекс.

Учитель: Ребенок имеет право выражать свое мнение, получать и передавать информацию, иметь доступ к сведениям из различных отечественных и международных источников. Источниками информации могут служить издания, видеоматериалы, сайты Интернета и другие источники, с условием, что они не наносят вред психике несовершеннолетнего, не содержат информации порнографического характера и сцен насилия, не воспитывают расовой и национальной неприязни. И наверное, самым главным, является право жить и воспитываться в семье. Ни одного ребенка никто насильно не может забрать из семьи, если в этой семье не нарушают его права (родители жестоко обращаются с детьми, не обеспечивают пищей, необходимыми вещами, не лечат и т.д.) кроме того, ребенок наравне со всеми имеет свободу выбора религии и языка. На самом деле с правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

право на отдых и здоровье

право на заботу и воспитание родителями. право на здоровье

право на доступ к информации и СМИ

право на образование

право на медицинскую помощь.

посещал кружки и секции

право на всестороннее развитие

играл в компьютер

право на отдых и досуг

право на справедливое вознаграждение

встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

отвечал на урок, защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Учитель: У нас много прав и свобод, но они не должны нарушать права и свободы других людей. Каждый человек, кроме прав, имеет и определенные обязанности. Об этом говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина. Ребята, в чем отличие прав и обязанностей?

Ученик:Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Учитель: Какие обязанности у вас как у учеников? Где перечислены ваши обязанности как учеников?

Ученик: В Уставе школы-интерната.

Учитель: Какие же обязанности несёт ребёнок? Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

В год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову военного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет;

Контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

Лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллекционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.);

Учитель: Итак, мы с вами разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации, идет совместное обсуждение, дается правильный ответ

На урок ученица пришла в неприличном виде: белые джинсы, яркая цветная кофточка, волосы разбросаны по плечам. Учитель сделал замечание…

Вопрос:Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

На улице мальчики пристают к девочкам и малышам, нарушают общественный порядок и спокойствие…

Вопрос:Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих мальчиков наказать?

Правильный ответ:Да, это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Между одноклассниками произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у одного был сломан нос, а другой получил удар в живот. Рядом находившийся третий мальчик не остановил драку…

Вопрос:Какие обязанности и права были нарушены?

Правильный ответ:Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассникивытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Учитель: Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. Несовершеннолетние несут правовую ответственность за совершенные проступки и преступления. Подростка могут исключить из образовательного учреждения за противоправные действия (за преступления), за грубое и неоднократное нарушение устава образовательного учреждения, если ученик достиг 14-летнего возраста. Но не думайте, что после исключения можно ничего не делать, отдыхать, гулять. Органы местного самоуправления совместно с родителями обязаны в месячный срок решить вопрос о его трудоустройстве или обучении в другом учреждении. В случаях причинения материального ущерба несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет обязан его возместить. Причинением ущерба считается не только лишение человека какой-либо вещи или денег, а так же те случаи, когда ему приходится тратить средства на лечение из-за нанесенного вреда здоровью. Несовершеннолетние подлежат и уголовной ответственности за совершенные преступления. К несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-0воспитательное учреждение закрытого типа. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются: штраф; лишение права заниматься определенный деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок.Вы должны знать, что ваш возраст не освобождает вас от обязанности отвечать за свои поступки.

Подведение итогов (учитель задает вопрос и предлагает три варианта ответа, ребята называют правильный ответ):

На презентаци и появляется слайд с изображение м большого кру га.

– Представьте, чт о большой круг – это ч еловечество, а кажд ый кружочек

внутри кру га - отдельно взяты й человек. П редставили? А тепе рь уберем од ин

кружочек. О н пропал. Е го нет. Место пропав шего кружочка пусто, так ?

Мы помним, чт о каждый маленьк ий кру жочек - это челове к. Следовательно,

каждый из нас – один из тех, кто с оставляет челове чество. Правда, здорово?

И если всего лишь один человек п ропадет, то чел овечество уже не полно.

– А как вы ду маете, хорошее оно, человечеств о и отчего зав исит, хорошее

– Эт о зависит от то го, каков я и к аков каждый из нас .

Значит, что бы человечеств о было хорош им, нужно, чт обы каждый из нас был

успехом справите сь с ее правилами. (Уч итель раздает ребятам загот овки

человечков, пр осит приготовить цветные каран даши: красн ый и синий).

– Итак, я буду называть качества характера, и если в ы считаете, что

обладаете этим ка чеством, то кра сным каранд ашом рису ете кружочек на

туловище человеч ка, а если нет, то с иним цветом, понятно?

Приготовились, начали: д обрый, щедрый, т рудолюбив ый,

доброжелательн ый, честный, а ккуратный, сп раведливый, см елый, веселый,

ласковый, пре дупредитель ный, вежливый. и сполнительны й, чуткий,

спортивный, отзыв чи вый, горды й, дисциплинирова нный (ученики ставят на

человечке син ий кру жок, если думают, что таког о качества у него н ет, и

красный, есл и предполагают, что обладают названным качеством).

Учитель предлага ет всех человеч ков прикрепить на доску.

Теперь посмот рим на своего чел овечка. Видите, какой пестрый получился

– В каждом чел овеке есть хороши е и плохие черт ы. Конечно, нужно

стремиться к т ому, чтобы исправл ять отрицател ьные качеств а и развивать

положительн ые, хорошие. Над о стремиться к тому , чтобы чел овечек состоял

из красных кру жочков, соглас ны? Очен ь приятно, что всем хочется быть

1. Знать, что такое хо рошо, а что такое пл охо (просмот р видео со

Это стихотворе ние В.В. Маяковск ого помогает мал ышам в понимании

главных вопрос ов человечества о Д обре и Зле. Н о еще ведь ну жно

по цепочке д олжен быстр о подняться с о своего места, назв ать свое имя и

добавить прилагат ельное, к оторое характеризу ет тебя. Я начинаю первой.

показывает на у ченика, сидящег о за первой па ртой, затем на тог о, кто сидит

- Сейчас каждый попробовал ох а рактеризовать себя и назвал свое имя .

Ребята, а имеете л и вы право на свои им ена? Как вы считает е?

Классный ру ководитель. А можете ли в ы доказать, чт о вас зову т именно так,

а не иначе ? Что вы не при своили себе чу жого имени и фам илии?

Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения за писаны в свидетельстве о

Классный ру ководитель. Да, это пе рвый ваш доку мент. А что там еще

Классный рук оводитель . Правильно, а еще там записа но, что вы являет есь

гражданами Ро ссии. А э то значит, что наше госуда рство защищает ваши

права, в том ч исле и ваше право на имя. А какие ещ е есть у детей права? Где

Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном доку менте,

Организация Объедине нных Наций. Это авторитетная международна я

организация возни кла после Второй мировой войны, которая отняла у

десятков миллионов л юдей их главное право - право на жизнь. Чтобы не

допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в

К сожалению, на ш мир не стал без опасным: во йны, теракты, преступл ения,

аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взросл ые, сильные люди

не могу т противостоять эти м опасностям, н о самыми б еззащитным и

оказываются дети. Они даже в мирной жизни ну ждаются в особой заботе и

внимании со сто роны взрослых. Чтобы защитить права дете й, и была принята

Конвенция - это соглашение. Это знач ит, что все государства, которы е

подписали эту Конвенцию, согласились защищать п рава детей.

Учитель показыва ет на экран, г де записаны права детей, чи тает записи.

Все мы с вами увидели, что у нас много прав, но вместе с тем немал о и

обязанносте й. Все ли обязанности мы выполняем безу коризненно? А что

мешает исполнять обязанности ? П рави льно, наши недостатки. Вот м ы опять

вернулись к нашим человечкам, то есть нам надо упорно работать по

искоренению пло хих привычек, качеств, черт личности.

А знаете ли вы, чт о когда нарушаются наши права, нам надо обращ аться за

Консультация - это совет, разъя снение, а юристы - это люди , которые хорошо

знают законы. Полу чив юридическую консультацию, мы сможем защит и ть

себя от произвола и сам оуправства. Давайте поиграем с вами в игру

знаете п рава детей (а некоторые из ни х вы видите на лис тах, кот орые лежат

перед вами на п артах ). Познакомимся с вып иской из декл арации о права х

Представьте, что к вам за советом приходят литературные герои. Подумайте,

какие п рава ре бенка на рушены и разъясните нашему герою его права. Только,

пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О права х

Маугли . Так слу чи лось, что я ж ил дол гое время в лесу вместе с диким и

зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я т акие же права, как и все

- Конечно, имеете. Согласно Конве нции реб енком является каждое

человеческое существо до 1 8 - летнего в озраста. Вам еще нет 18 лет, значит, вы

Маугли . Но я не у мею говорить челове ческим язык ом. Я го ворю на яз ы ке

зверей и птиц. Поэтому люди по садили меня в клетку и обращаются со мной

подвергать вас же стокому обращению, насилию и оск орблениям.

медицинское о бслуживание, об разование, разв итие своих спосо бностей.

Классный руководитель. Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребенок,

даже в чем - то неп олноценный, до лжен жить в условиях, не у нижающих его

достоинства. А тепе рь подошла очередь другого литературног о героя, Гарри

Читайте также: