Берут ли в армию мусульман

Обновлено: 17.06.2024

Как солдаты-мусульмане служили в армии Российской империи

Так или иначе, лед тронулся только пару лет назад — после личной беседы экс-главы Дагестана Магомедсалама Магомедова с министром обороны Сергеем Шойгу в ходе весеннего и осеннего призыва 2014 г. из Дагестана на службе в армии РФ должно оказаться около трех тысяч человек. А с 1 октября 2014 года впервые за 10 лет планируется призвать 500 новобранцев из Чечни. Вопрос решился благодаря личному участию Рамзана Кадырова — в августе Кадыров потребовал письменных объяснений причины отказа чеченских юношей на службу в российскую армию.

Как интегрировать мусульман Северного Кавказа в современную российскую армию? С каким текущими повседневными бытовыми проблемами сталкивалась Российская империя, когда мусульмане оказывались в рядах ее армии?

Всеобщая воинская повинность появилась для жителей Северного Кавказа далеко не сразу. В 1874 году был введен новый воинский устав – именно тогда вводилась всесословная и всеобщая воинская повинность, которая, однако, охватила не все регионы империи и не всех российских подданных.

Действие нового устава не распространялось, например, на Финляндию (до 1878 г.), на Туркестанский край, Камчатскую и Сахалинскую области, на некоторые местности Сибири и т.д. Не попадали под призыв и кавказские мусульмане - в 1887 г. вместо воинской повинности мусульманское население Закавказья, Терской и Кубанской областей было обложено специальным налогом (за исключением осетин-мусульман)

Общий порядок призыва в армию был введен на Кавказе в 1893 г. - призванные в армию мусульмане несли службу в войсковых частях на родине, осетины – в составе Терского войска.


Офицеры Дикой дивизии у стен Петроградской мечети. 1917 г.

Обязательным ритуалом, посвящавшим в армейскую жизнь, была присяга. В имперской России принимал ее не командир, а муллы, т.е. духовные лица. Причем ритуал, связанный с присягой, был одинаково значим как для тех, кто ее приносил, так и для религиозных деятелей, которым было поручено принимать присягу. Только в том случае, если не было соответствующего священнослужителя, то принимал присягу командир при участии корабельного или полкового священника.


Мусульмане-тюрки принимают присягу. 1914 г.

Мусульмане клялись на Коране (впрочем, имперская система учитывала полиэтничный и поликонфессиональный состав населения в армии не только в случае с мусульманами. Иудеи, например, клялись на Торе).

Присягающий мусульманин был должен, держа руку на Коране, повторять слова присяги, читаемой мусульманским духовным лицом, при этом обязательно трижды поклясться именем Аллаха, по окончании поцеловать книгу Корана. Текст присяги для мусульман был обнаружен в Своде военных постановлений 1869 года и опубликован известным современным исследователем ислама в Российской империи профессором Д.Ю. Араповым в 2002 году.

Служба в армии мусульман предполагала и решение повседневных проблем из области духа и из области тела — как молиться и как питаться.

Система питания – одна из деликатных сфер, особо оговариваемых в мусульманской традиции. Запреты на употребление в пищу спиртного и свинины всем известны, но существует еще несколько нюансов, делающих пищу не запретной, а дозволенной.

Прием пищи в войсковых частях Российской империи регламентировался в соответствующих уставах. Для солдат и офицеров устанавливался специальный рацион питания. Солдаты питались из общего котла, им также выдавались спиртные напитки. Нижние чины имели право получать деньги вместо вина, что, однако, не всегда соблюдалось. Традиционным атрибутом солдатской пищи являлась свинина, употребление которой было недопустимо для мусульман.

В таких условиях у мусульманина был только один способ соблюсти мусульманскую чистоту пищи — остаться полуголодным. В какой-то мере солдат-мусульман спасали сухие пайки. Более или менее обеспеченные мусульмане могли организовывать свое питание индивидуально.

Впервые тема питания мусульман в армии стала публично обсуждаться в годы Первой российской революции. Татарская умма, как многочисленная, влиятельная и давно и успешно интегрированная в пространство империи, подняла этот вопрос первой.

Татарские религиозные и общественные деятели в 1906 г. в Уфе просили властей исключить из рациона питания единоверцев свинину и не выдавать им алкогольные напитки.

Организация особого питания для солдат-мусульман во время религиозных постов - еще одна проблема, которую пытались решить на вполне высоком для начала ХХ века уровне - на заседании Особого совещания в 1914 г. (такие Особые совещания были чем-то типа аналитических заседаний, где выделялись и обсуждались самые важные вопросы духовной жизни мусульман России). Однако, конкретных законодательных решений Совещание не предложило, вопрос было предложено решать в текущем порядке.

В целом, как пишут специалисты по истории ислама в России, мусульманский пост мог соблюдаться — правда, если местный командир был расположен это разрешить.

В архивах упоминаются случаи недовольства солдат-мусульман питанием в период соблюдения поста. Известны случаи, когда во время поста солдат пытались заставить питаться из общего котла, не дожидаясь захода солнца.

В праздники Курбан-Байрам и Ураза-Байрам выходные получали и сунниты, и шииты – последние еще и на день памяти Хусейна и на Навруз. Получив свои три дня отгула, военнослужащие могли участвовать в праздничных общественных молитвах в ближайших мечетях или молиться на территории войсковой части при благосклонном отношении командиров. Солдаты посещали мечети организованно, как правило – под руководством офицеров из мусульман. Время для молитвы выделялось и для солдат в военно-исправительных ротах.

Солдаты разных вероисповеданий выручали друг друга, и это было зафиксировано в воинских уставах ‒ в дни христианских праздников наряды в части выполняли нехристиане, и наоборот.

Очень важен вопрос, который еще пока не изучен – как расселялись солдаты мусульмане до тех пор, пока войска не перевели в казармы? Могли ли солдаты мусульмане устроиться на квартиру вместе, чтобы в своей среде чувствовать комфортнее? Расселяли ли солдат-мусульман в квартиры своих единоверцев?

Когда солдаты были переведены в казармы, для молитвы оставалось лишь свободное от занятий и службы время.

Впервые официально вопрос о выделении временных молелен солдатам-мусульманам был поставлен в Главном штабе в 1909 г. . С этого времени это становилось обязанностью командного состава.

Вопрос об обязательном полном омовении в пятницу – тоже довольно деликатная тема, тем более, что для солдат банный день – это воскресенье. Единственное время, когда мусульманин мог совершить ритуал омовения перед пятничной молитвой – в отгуле или ночью. Иногда в этом случае (за омовение ночью) солдаты сурово наказывались офицерами, которые квалифицировали это как нарушение внутреннего распорядка части.

В начале ХХ в. общественность и правительство стали обсуждать необходимость пересмотра законодательных актов, касающихся религиозных прав российских подданных. Одно из главных пожеланий мусульман-военнослужащих заключалось в освобождении солдат-единоверцев от несения службы на время намазов (пять раз в день). Однако никаких существенных изменений в этой сфере не произошло.

Ислам и мусульмане в вооруженных силах России: История и современность

23.02.2009

Но специфика того времени заключалась в том, что имамы наравне с рядовыми несли все тяготы военной службы и, к тому же, занимались воспитательной религиозной деятельностью в мусульманских по составу подразделениях, выполняя эти обязанности по собственной воле и религиозному долгу служения. Государство их деятельность никак не регулировало. Этих имамов именовали в XV-XVIII вв. абызами — и именно они направляли духовную жизнь служилых татар.

Институт служилых татар перестал существовать в начале XVIII века, когда во времена правления Петра Великого была создана регулярная армия. Мусульмане стали служить в царской армии наряду с представителями других конфессий. Естественно, у них существовали свои потребности в отправлении религиозных треб, особенности жизни, свойственные правоверным.

В имперской России происходят серьезные преобразования в армии. Рекруты-мусульмане оказываются в рядах служащих бок о бок с христианами, но в численном меньшинстве. К тому же, поскольку в Российской империи взаимоотношения между конфессиями решались законодательно, то очень важным моментом было статусное положение конфессий. Православие являлось государственной религией. А остальные религии делились на терпимые и нетерпимые. Ислам входил в число терпимых, наряду с Буддизмом, Иудаизмом, Католичеством, Лютеранством, Армяно-григорианством.

В истории России существовал опыт деятельности специальных мусульманских воинских подразделений. Например, в Отечественной войне 1812 года участвовали свыше тридцати татаро-башкирских полков. Мусульманский казачий полк состоял из 500 рядовых, в командный состав входили 30 человек: командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартирмейстер, 1-2 писаря и 10 пятидесятников. В каждом полку имелся мулла.

Башкирская и татарская конница участвовали в изгнании французов из Гамбурга, Берлина, Веймара, Франкфурта-на-Майне и других немецких городов. В Веймаре казаки встречались с немецким поэтом И. В. Гете и подарили ему лук со стрелами и курай (национальный музыкальный духовой инструмент). Мусульманские казачьи полки первыми вошли в покоренный Париж.

По поручению МИДа он вел переговоры с казахскими ханами Старшего и Среднего жузов, состоял внештатным переводчиком Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД. В июне 1840 года указом Николая I Сулейманов был назначен оренбургским муфтием — главой Оренбургского магометанского духовного собрания и занимал эту высокую должность вплоть до своей кончины в 1862 году.

Каждая конфессия имела право в войсках совершать службы и выполнять обряды, но не имела право вести миссионерскую деятельность, кроме православной — в силу ее статуса государственной религии. Поэтому деятельность православных священников, представлявших официальную религию государства, выходила и в миссионерство. Например, в 1828 г. Синод утвердил новую инструкцию благочинным, через которых обер-священник управлял духовенством в войсках и на флотах.

Согласно этой инструкции, флотский благочинный имел разрешение присоединять желающих к православной церкви из евреек, магометан и язычников и совершать над ними таинство крещения на кораблях и в частях. Но учитывая, что присоединение к православию в те годы давало отдельные преимущества в служебных отношениях, инструкция обязывала приступать к этому не иначе, как по письменному предложению командира, проверив при этом бескорыстие и твердость обращаемых в христианскую веру.

В 1845 г. в сухопутной армии и военных портах на Черноморском и Балтийском флотах были учреждены должности имамов. В портах Кронштадте и Севастополе было по одному имаму и помощнику, а в прочих портах — по одному имаму, который избирался из нижних чинов с государственным жалованием. Причем в финансировании военных имамов, кроме государства, принимали участие мусульманские мечети, в районе которых находились подведомственные имаму воинские части.

Возможность исповедовать свою религию была предоставлена мусульманам, служившим на территории Нижнего Новгорода и Нижегородской ярмарки. Необходимость исполнения духовных треб по просьбе нижних военных чинов, дислоцирующихся в Нижнем Новгороде, привела к тому, что в 1840-х годах в качестве духовных лиц ежегодно на ярмарку посылались Оренбургским магометанским духовным собранием известные имамы не только в интересах мусульман, торговавших на ярмарке, но и для военных мусульманского вероисповедания.

Право иметь своего муллу не сразу, но появилось и у казаков. К. Кабдулвахитов привел в своей статье данные о том, что в 1852 году казаки станицы Становой Тобольской губернии подали прошение разрешить им избрать из своей среды муллу с содержанием его за счет общества и с освобождением от военной службы. На эту должность они предложили резервного казака Абдулвалита Синюкаева. Тогда командование Отдельного Сибирского корпуса отложило решение вопроса. Это обращение не было единственным. С подобным ходатайством выступили казаки Тобольского полка. Через год департаментом военных поселений на примере прошения Тобольского казачьего конного полка был разработан проект правил о назначении мусульманского духовенства в казачьих войсках Сибири.

К началу XX в. количество военных духовных деятелей в портах и крупных гарнизонах возрастало. Кроме православного духовенства, действовали католические капелланы, лютеранские проповедники, евангельские проповедники, мусульманские имамы и иудейские раввины, а впоследствии еще и старообрядческие священники. Они вводились там, где это было необходимо вследствие специфики контингента экипажей, частей и районов дислокации кораблей. В штабе флота и армии по штату полагался один имам, один раввин, один католический и один лютеранский капеллан. Надо сказать, что представители этих религий практически не соприкасались друг с другом. Каждый по своей линии подчинялся своему непосредственному духовному начальству.

Духовная деятельность муллы не ограничивалась мечетью и войсками. Несмотря на совмещение двух серьезных должностей, он время от времени преподавал в ряде учебных заведений, где учились мусульмане.

Таким образом, представителям терпимых религий, как христианских, так и иноверных, разрешалось совершать молитвы по правилам своей веры. Для этого командиры выделяли им определенное место и время. Организация проведения богослужений и молитв иноверцами закреплялась в организационных приказах по части или кораблю. При наличии в пункте дислокации части или корабля соответствующей церкви, мечети или синагоги командиры, по возможности, отпускали туда иноверцев для молитв. Кроме того, каждое исповедание имело право совершать свои большие религиозные праздники и в этот день быть свободными от несения своих обычных воинских повинностей.

Важной ролью для религиозных деятелей была присяга. В дореволюционной России принимал ее не командир, а духовные лица. Если человек мусульманином, то вызывали имама из штаба флота или армии, который приезжал и принимал присягу у мусульман. Только если не было соответствующего священнослужителя, то принимал присягу командир при участии корабельного или полкового священника. Но мусульмане в любом случае клялись на Коране, а иудеи — на Торе. Были случаи, когда на флот и в армию попадали представители языческих пародов Сибири и Севера. При принятии ими присяги нашивался амулет, который имел значение для этих язычников, и на нем эти новобранцы приносили присягу.

Приведенный нами материал показывает, что в истории Отечества существовал достаточно весомый опыт использования мулл в армии. В Российской империи имелись военные структуры, воевавшие под царскими и мусульманскими знаменами. Власти осознавали необходимость использования такого мощного рычага как традиционный ислам для создания нужного настроя среди мусульман, оказавшихся в рядах защищающих общество и искали принципы взаимодействия имамов со служащими, отражая их в законе и реализуя в повседневной жизни.

В целом представляется, что вплоть до 1917 года в вооруженных силах Российского государства действовала неплохо организованная система удовлетворения духовных нужд мусульман-военнослужащих. Всякие несогласия на религиозной почве пресекались законодательно. От служащих в армии требовалось терпимо и бережно относиться к местным вероисповеданиям, как в районах дислокации, так и на территории противника.

Современные Вооруженные Силы РФ сохраняют в своем составе примерно то же соотношение представителей разных конфессий, что имелось в имперской России. В соответствии с проведенными опросами, среди верующих военнослужащих православных 79%, мусульман 10%, буддистов около 2,5% и около 2% протестантов и католиков.

Чувствуя необходимость духовной помощи тем, кто служит в рядах вооруженных сил, имамы на добровольной основе оказывают им содействие. Их сегодня часто можно встретить в воинских частях: они появляются там, чтобы принять присягу, пытаются решить и предотвратить назревающие межконфессиональные конфликты, проводят беседы.

Мусульмане понимают необходимость введения имамов в вооруженные силы страны. Однако процесс введения религиозных наставников не видится им простым и безболезненным. Поэтому мнения в среде самих правоверных разделились. Проходящая сегодня дискуссия по этому вопросу, нашедшая отражение в СМИ, вышла на новый виток в связи с тем, что Главная военная прокуратура завершила разработку законопроекта о введении в вооруженных силах России института военных духовных лиц.

Обращение иного рода было принято накануне Совет муфтиев России. Он выступил с заявлением, в котором подверг резкой критике законопроект, предусматривающий введение штатных военных священников. В СМР критике подверглись те муфтияты, которые одобрили введение военного духовенства и преподавание Основ православной культуры в школах.

По мнению Совета, институт военных священников приведет к монополии Русской православной церкви в армии и спровоцирует обострение межнациональных отношений среди солдат. Это же мнение высказали не только имамы, но и российские раввины, пасторы, ламы.

Такая позиция обусловлена рядом обстоятельств. Дело в том, что духовные управления мусульман России оказались по большей части неготовыми к введению нового армейского института: нет подготовленных к такой работе людей. Поэтому введение института военных священнослужителей ставит российских мусульман, служащих в армии, в неравные условия по сравнению с Русской православной церковью.

Мусульмане с полным основанием опасаются миссионерской деятельности православных священников в армии и на флоте. Исторические традиции развития российского общества поставили православных священнослужителей в особую привилегированную ситуацию. Начинать решение одной и той же задачи введения военных мулл и военных священнослужителей нецелесообразно сегодня при разных стартовых возможностях. Поэтому с мусульманами в их позиции неприятия скорого введения института военных священнослужителей блокируются те конфессии российского сообщества, которые оказались в аналогичной ситуации нехватки кадров.

Чрезвычайно сложно выглядела еще не так давно ситуация, связанная с деятельностью православных священников в воинских частях, расположенных на территории Чечни. Нередко после бесед православных священников, как считают некоторые военные, российские солдаты начинали вкладывать в свою службу особый религиозный смысл.

Вопросы работы духовных лиц в российской многонациональной армии должны быть, видимо, в поле зрения межрелигиозных советов. Кроме того, армейское командование и мусульманские деятели для снятия конфликтных ситуаций должны контактировать более регулярно.

Приведенный нами материал показывает, что в истории России существовал опыт использования мулл в армии. В Российской империи имелись военные структуры, воевавшие под царскими и мусульманскими знаменами. Власти осознавали необходимость использования такого мощного рычага как Ислам для создания нужного настроя среди мусульман, оказавшихся в рядах защищающих общество и искали принципы взаимодействия имамов с армейцами, отражая их в законе и реализуя в повседневной жизни.

Поэтому введение института военных священнослужителей ставит имамов в неравные условия с православными священнослужителями. Начинать решение одной и той же задачи приходится при разных стартовых возможностях, поэтому и последовал со стороны Совета муфтиев России призыв не торопиться с введением нового закона и развивать контакты с армией на добровольных договоренностях с конкретными военными подразделениями, не закрепляя законом.

Ольга СЕНЮТКИНА

Фотография

Я работаю в армии немусульманского государства, и между ними и мусульманами идет война. Каково постановление, если они посылают меня с подразделением этой армии, чтобы вести войну против мусульман? Мои чувства как мусульманина, состоят в том, что я никогда не хочу сражаться против мусульман в любой войне. Что я должен сделать? Каково постановление, если я все таки пойду в эту армию …?

Вся хвала Аллаху.

Если он будет отправлен для ведения войны против Мусульман, то ему вообще нельзя состоять в этой армии. Помощь кяфирам против Мусульман является большим куфром, который выводит из Ислама.

Аллах сказал о тех, кто поддерживает мушриков (перевод смысла):

Относительно того как вам следует выйти из сложившийся ситуации вам следует проконсультироваться с мусульманами обладающими знанием или опытом в этой сфере.

Мы хотим указать на обязательность поиска другой работы и оставления службы в армии кяфиров, потому что это является помощью им, усилением и увеличением числа их воинов и помощников. Исключением могут быть случае если ваша работа может принести пользу мусульманам, как например передача информации и секретов кяфиров мусульманам, с целью помощи мусульманам. Или если вы работаете исключительно с призывом: даете хутбы, руководите молитвой мусульман в кяфирской армии, и увещеваете мусульман о необходимости избегать работы усиливающей кяфиров.

Мы просим Аллаха сохранить вас от фитны и даровать вам благой конец в обоих мирах.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Please Login or Register to see this Hidden Content


Бизнесмену мусульманину предложили золотую возможность продать оборудование и еду или подписать контракт на поставку машин и оборудования армии, которая ведет войну против мусульман. Какое решение в отношении подобного бизнеса?

Вся хвала Аллаху.

Ученые Ислама постановили, что запрещено поддерживать кяфиров против мусульман, и это является куфром (неверием) и ридда (вероотступничеством), потому что Аллах сказал (перевод смысла):

Факихи Ислама, имамы мазхабов Ханафи, Малики, Шафии и Ханбали и другие факихи постановили в своих книгах, что запрещено (харам) продавать все что может оказать помощь против мусульман, как например оружие, оборудование, верховых животных и т.д.

И поэтому нельзя давать им еду или продавать еду, питье, воду, палатки, грузовики, машины или заключать контракты на поставку, транспортировку и т.д.

Все это харам и тот кто получает доход от подобных сделок совершает харам, и он заслуживает Огня.

Запрещено продавать им даже финики или давать им то, что они могут использовать против врагов. И кто будет делать это, тот заслуживает Ада, и Огонь более подходит всему этому зарабтку.

И это одно из самых греховных вещей.

И нельзя давать им что то что окажет хоть малейшую помощь против мусульман.

Ан-Навави сказал в аль Маджму:
«Относительно продажи оружия ahl al - harb (тем против кого воюют мусульмане) – то это харам согласно консенсусу ученых.

Аль Хасан аль Басри сказал: «Запрещено мусульманину передавать оружие или лошадей врагам мусульман, которые усилят их против мусульман или все что поможет им получит оружие и лошадей, потому что продаже оружия ahl al - harb усиливает их в войне против мусульман и мотивирует их на начало войны и продолжение сражения.

Этот не вопрос обычного или маленького греха. Это вопрос агиды (веры) и Таухида (веры в Единство Аллаха) и вопрос проявления мусульманином дружбы к религии Аллаха и неприязни к врагам Аллаха.
И это то о чем было сказано имамами в книгах.

Шейх ‘Abd al-‘Azeez ibn Baaz (may Allaah have mercy on him) сказал в своих фетвах (1/274):
Ученые Ислама единогласны в том, что поддерживающий кяфиров против мусульман и помогающий им любым способом – кяфир, подобный им так как Аллах сказал (перевод смысла):

Фотография

Я работаю в армии немусульманского государства, и между ними и мусульманами идет война. Каково постановление, если они посылают меня с подразделением этой армии, чтобы вести войну против мусульман? Мои чувства как мусульманина, состоят в том, что я никогда не хочу сражаться против мусульман в любой войне. Что я должен сделать? Каково постановление, если я все таки пойду в эту армию …?

Вся хвала Аллаху.

Если он будет отправлен для ведения войны против Мусульман, то ему вообще нельзя состоять в этой армии. Помощь кяфирам против Мусульман является большим куфром, который выводит из Ислама.

Аллах сказал о тех, кто поддерживает мушриков (перевод смысла):

Относительно того как вам следует выйти из сложившийся ситуации вам следует проконсультироваться с мусульманами обладающими знанием или опытом в этой сфере.

Мы хотим указать на обязательность поиска другой работы и оставления службы в армии кяфиров, потому что это является помощью им, усилением и увеличением числа их воинов и помощников. Исключением могут быть случае если ваша работа может принести пользу мусульманам, как например передача информации и секретов кяфиров мусульманам, с целью помощи мусульманам. Или если вы работаете исключительно с призывом: даете хутбы, руководите молитвой мусульман в кяфирской армии, и увещеваете мусульман о необходимости избегать работы усиливающей кяфиров.

Мы просим Аллаха сохранить вас от фитны и даровать вам благой конец в обоих мирах.

Please Login or Register to see this Hidden Content

Please Login or Register to see this Hidden Content


Бизнесмену мусульманину предложили золотую возможность продать оборудование и еду или подписать контракт на поставку машин и оборудования армии, которая ведет войну против мусульман. Какое решение в отношении подобного бизнеса?

Вся хвала Аллаху.

Ученые Ислама постановили, что запрещено поддерживать кяфиров против мусульман, и это является куфром (неверием) и ридда (вероотступничеством), потому что Аллах сказал (перевод смысла):

Факихи Ислама, имамы мазхабов Ханафи, Малики, Шафии и Ханбали и другие факихи постановили в своих книгах, что запрещено (харам) продавать все что может оказать помощь против мусульман, как например оружие, оборудование, верховых животных и т.д.

И поэтому нельзя давать им еду или продавать еду, питье, воду, палатки, грузовики, машины или заключать контракты на поставку, транспортировку и т.д.

Все это харам и тот кто получает доход от подобных сделок совершает харам, и он заслуживает Огня.

Запрещено продавать им даже финики или давать им то, что они могут использовать против врагов. И кто будет делать это, тот заслуживает Ада, и Огонь более подходит всему этому зарабтку.

И это одно из самых греховных вещей.

И нельзя давать им что то что окажет хоть малейшую помощь против мусульман.

Ан-Навави сказал в аль Маджму:
«Относительно продажи оружия ahl al - harb (тем против кого воюют мусульмане) – то это харам согласно консенсусу ученых.

Аль Хасан аль Басри сказал: «Запрещено мусульманину передавать оружие или лошадей врагам мусульман, которые усилят их против мусульман или все что поможет им получит оружие и лошадей, потому что продаже оружия ahl al - harb усиливает их в войне против мусульман и мотивирует их на начало войны и продолжение сражения.

Этот не вопрос обычного или маленького греха. Это вопрос агиды (веры) и Таухида (веры в Единство Аллаха) и вопрос проявления мусульманином дружбы к религии Аллаха и неприязни к врагам Аллаха.
И это то о чем было сказано имамами в книгах.

Шейх ‘Abd al-‘Azeez ibn Baaz (may Allaah have mercy on him) сказал в своих фетвах (1/274):
Ученые Ислама единогласны в том, что поддерживающий кяфиров против мусульман и помогающий им любым способом – кяфир, подобный им так как Аллах сказал (перевод смысла):

Читайте также: