Бабенко а н правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей

Обновлено: 02.07.2024

Правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Приобщаясь к сложившемуся регламенту жизнедеятельности своей социальной группы, человек начинает проявлять негативное отношение к любым отклонениям от действующих социально-правовых установок и принимает участие в противостоянии деструктивным силам, действия которых направлены против сложившегося общественного порядка. Получив необходимые правовые умения и навыки урегулирования отношений с другими членами общества, он может не только продуктивно взаимодействовать с ними, но и закреплять или даже повышать свой статус, успешно выполняя предписанную ему социальную роль.

Содержание

Эволюция теории правовой социализации

Девяностые годы ХХ века отличаются преобладанием компаративистских исследований национальных моделей правовой социализации [4] и значительной дифференциацией направлений научных исследований данного феномена. Внимание исследователей обращается на целый ряд взаимосвязанных проблем правовой социализации человека: формирование национальной модели социализации, трансформация правосознания граждан в транзитивный период развития общества, духовные и религиозные аспекты развития системы ценностей правовой культуры, роль правового менталитета в механизме социализации, институты гражданского общества как агенты социализации, деформации правосознания, правовая ресоциализация и т. д. В этот период к исследованию данной проблематики активно подключаются российские ученые.

В XXI веке исследователи особое внимание обращают на изучение аспектов формирования национальных моделей правовой социализации [5] . Они исследуют проблемы управления процессом правовой социализации молодежи, повышения роли социальных институтов как ее агентов, мониторинга социализирующих функций образовательных учреждений, создания современных технологий пенитенциарной ресоциализации и определении позитивных факторов способствующих ей [6] .

Механизм правовой социализации человека

Правовая социализация проходит в социокультурной среде, на качественное изменение которой оказывает прямое или опосредованное влияние множество духовных и материальных факторов, образующих постоянно меняющиеся многоуровневые полисистемы, непосредственно определяющие тенденции развития правовой культуры общества [7] . К числу базисных составляющих механизма правовой социализации следует отнести: эталоны-ориентиры правового поведения, доминирующие в обществе; сложившуюся в социуме иерархическую систему социально-правовых статусов и ролей; нерерывно развивающийся институт правового воспитания и обучения [8] .

Иерархическая система социально-правовых статусов и ролей является важной составляющей механизма правовой социализации человека. Каждый индивид относит себя к определенной категории и группе людей, тем самым признавая ее идеалы и ценности, принимая на себя обязательства согласования своих интересов с групповыми нуждами и требованиями. Права и обязанности субъекта, занимающего определенную ступень в социальной иерархии, определяются не только и даже не столько его личными качествами, сколько исполняемой им общественной ролью. В процессе правовой социализации человек входит в сложную систему социально-правовых статусов и ролей, в рамках которой он постоянно подвергается внешним воздействиям. Ему приходится на них реагировать, и в зависимости от адекватности реакции его авторитет и статус могут повышаться или понижаться, а влияние на развитие общественных процессов усиливаться или ослабляться.

Институт правового воспитания и обучения можно рассматривать как открытую систему устоявшихся и преобладающих социальных правил, регулирующих процесс формирования личности как субъекта права в целях ее подготовки к активному участию в общественно-правовой деятельности. Важной составляющей института является система воспитательных и учебных учреждений (организаций). Такие структуры следует оценивать исходя из степени их чувствительности к изменениям личностных качеств социализируемых индивидов. Излишне бюрократизированные организации неадекватно реагируют на изменения ценностных установок личности, вследствие чего их социализирующая деятельность не только не продуктивна, но и вызывает у человека чувство отчуждения по отношению к декларируемым ими ценностям. Воспитательные и учебные организации, чутко реагирующие на изменения в развитии личности, достигают больших успехов в своей деятельности.

Агенты правовой социализации

Агентами правовой социализации могут выступать индивиды и общественные группы, которые осуществляют процесс социализации индивида в исторически сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественные организации.

Семья является самым влиятельным агентом социализации на ранних стадиях психосоциальной эволюции человека. В зависимости от типа культуры существуют различные системы семейных отношений, поэтому сложившиеся в определенной общественной группе нормы коммуникативных связей ребенка не являются стандартными для всех людей. В самой малой социальной группе мать выступает практически всегда главным действующим лицом в процессе ранней социализации ребенка, формирует стиль его поведения и отношение к окружающему миру. Она учит малыша тому, как надо обходиться с людьми и жить с самим собою. Закладываемые ею в сознание ребенка внутрисемейные коммуникативные принципы и установки будут в значительной степени перенесены и на отношения с другими людьми, которые не являются членами его семьи.

Школа органично связана с национальными и социальными идеалами, которые культивируются государством. В процессе получения школьного образования намного контрастнее, нежели в семье, проявляются упущения и ошибки, сделанные родителями в процессе правового воспитания своих детей. Здесь на помощь должен прийти учитель, который понимает возрастные проблемы ребенка и может внести соответствующие коррективы в иерархию ценностей формирующегося правового сознания [10] .

В постиндустриальном обществе люди в значительной мере усваивают правила поведения и правовые установки благодаря влиянию на их мировоззрение средств массовой информации, которые оказывают мощное воздействие на процесс формирования системы аксиолантов правовой культуры [11] . В статьях газет и журналов, передачах и фильмах телевизионных каналов, радиовыпусках и электронных изданиях интернет-СМИ охватывается множество событий из правовой сферы жизнедеятельности общества. СМИ представляют гражданам образцы общественной деятельности и модели правового поведения, которым люди пытаются подражать. Процесс копирования моделей поведения происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Средства массовой информации стали одним из важнейших коммуникационных проводников правовых идей, благодаря которым формируются новые ожидания и интересы граждан, а также воспринимают ролевые модели общественно-правовой жизни, сложившиеся в незнакомой для них социальной среде.

В настоящее время психологическое знание продолжает оставаться наиболее востребованным в разных сферах жизнедеятельности человека, развиваются и дифференцируются отрасли этого знания, конкретизируются его задачи и возможности применения.

В условиях социальных потрясений, дестабилизации состояния мирового сообщества, переживания катаклизмов в экономической, политической и правовой системах сохраняет постоянную значимость нормативное регулирование поведения людей, актуализируется необходимость прогноза неблагоприятных последствий нарушений правовой социализации отдельно взятой личности и социальных групп.

В связи с этим возрастает прикладная ценность такой недостаточно исследованной области знания, как правовая психология.

Правовая психология определяется как изучающая психологические особенности отражения правозначимых феноменов в сознании общества, социальных групп и индивидов. Она исследует интернализацию личностью правозначимых ценностей, социально-психологические аспекты правотворчества, закономерности правовой социализации, формирование и функционирование правосознания, психологические условия правоисполнительного поведения [1, с. 45].

Одной из ключевых категорий рассматриваемого раздела психологической науки выступает правовая социализация, под которой, по мнению М.С. Андрианова, понимается процесс, включающий человека в правовую культуру. Правовая социализация, с одной стороны – это усвоение индивидом правовых знаний, норм и ценностей общества, а с другой, – активное воспроизводство системы социальных связей на основе правового опыта и правомерного поведения индивида за счет его деятельности и активного включения в социальную среду [3].

Правовая социализация личности, как и ее развитие, происходит на протяжении всего жизненного периода под влиянием разных социальных институтов и подчиняется своим закономерностям.

Так, с первых дней жизненного пути человек оказывается в определенной системе традиций и связей социальной среды. Как правило, это микрогруппа в виде семьи, представители которой и выступают для ребенка основным источником социального опыта, оказываются своеобразными моделями его воссоздания, а значит образцами для подражания и идентификации. При этом взрослыми репродуцируется и отношение к нормам морали, являющейся базисом правовых положений, т. е., таким образом, косвенно с момента рождения формируются элементы знания правовых устоев и происходит переживание их смысла.

С точки зрения Г.Г. Шиханцова, далее наиболее активное становление основы индивидуального правосознания претерпевают в раннем детстве, когда родители являются олицетворением правовых норм и нравственных ценностей, а ребенок копирует стереотипы их поведения. Вместе с тем автор подчеркивает, что степень усвоения поведенческих стандартов взрослых во многом зависит от эмоционального фона в семье. Положительный эмоциональный фон взаимоотношений способствует усвоению примера взрослых, отрицательный – может привести к стремлению противопоставления себя системе нравственно-правовых ценностей, демонстрируемых родителями [17, с. 37–38].

В связи с этим, повторимся, сказав о логичности суждения, согласно которому основным транслятором содержания ролей и моральных, в том числе правовых, норм выступает ближайшее социальное окружение, определяющее во многом личностные новообразования ребенка и азы его правосознания.

В младшем школьном возрасте спектр институтов правовой социализации расширяется, несовершеннолетний познает мир, благодаря пребыванию в образовательных организациях, прежде всего, в школьном окружении.

В целом, в данном возрасте происходит дальнейшее формирование мотивационной сферы личности, ее интересов, ценностных ориентиров, убеждений, развивается самосознание, поведение становится более осмысленным и подчиненным самоконтролю.

Правовая социализация, продолжающаяся в подростковом возрасте, имеет свои нюансы. Отметим, что к основным психологическим характеристикам подростка принято относить живое стремление приобщиться к миру взрослых, а важнейшим психологическим новообразованием является чувство взрослости. С одной стороны, оно заключается в склонности к самостоятельности, а с другой, – в тенденции самоутверждения среди сверстников, получения признания от них, обретения социального статуса в группе принадлежности.

При отсутствии условий для проявления индивидуальности и позитивной реализации своих возможностей самоутверждение подростка может приводить к неблагоприятным последствиям, в частности, к развитию отклоняющегося поведения, когда поступки противоречат принятым в обществе правовым и нравственным постулатам [14, с. 79].

По мнению Г.Г. Шиханцова, можно выделить следующие причины нарушений правовой социализации подростков: причины, обусловленные определенными характеристиками семьи и семейных отношений; трудности, неудачи в школе; контакты, сближение со стихийными группами сверстников [17, с. 40–55].

Говоря о первой группе причин, Г.Г. Шиханцов указывает семьи, в которых родители откровенно демонстрируют асоциальные образцы поведения или следуют правовым нормам лишь словесно, совершая на деле противоречащие нравственным и моральным устоям поступки [17, с. 41].

Примечательными в контексте характеризуемых причин представляются результаты эмпирического исследования А.С. Калашниковой и А.Д. Шалуновой, согласно которым родители, хорошо ориентирующиеся в правовой сфере, в большей степени способствуют правовой социализации детей в области прав и обязанностей, часто затрагивая подобные темы при общении со своими детьми [8].

К семьям с наиболее глубокими дефектами правовой социализации, провоцирующим детей и подростков на совершение правонарушений и преступлений, Г.Г.Шиханцов относит неблагополучные семьи, в частности, криминогенные (совершают преступления), аморальные (например, в них взрослые страдают алкоголизмом), проблемные (характеризуются постоянной конфликтной атмосферой), псевдоблагополучные (отличаются жесткими или даже жестокими взаимоотношениями) [17, с. 40–47].

Тот же автор подчеркивает наличие прямой связи между школьным воспитанием и семейным. Он разъясняет, что, как правило, в случае недостаточного семейного воспитания ребенок с трудом осваивает и другую важную роль – обучающегося, а значит, не соответствует в необходимой мере имиджу ученика, нарушая правила и предписания в образовательной среде. Это, в свою очередь, может выступать своеобразной предпосылкой глубоких нарушений правовой социализации личности в будущем [17, с. 47–48].

О.О. Шемякина отмечает, что школьная дезадаптация является одной из причин появления девиаций поведения, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно допущенные на ранних этапах обучения, могут породить психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые, в случае их неразрешенности в младшем школьном возрасте, становятся основой для отклонений психосоциального развития несовершеннолетних в дальнейшем. Такая траектория личностного развития способна изменить поведение подростков в негативную сторону, вызывая агрессию, склонность к употреблению психоактивных веществ и уход в виртуальный мир (компьютерную и интернет-зависимости), самовольные уходы из дома и школы на длительное время, отказ от обучения [16].

Стоит сказать, что с развитием социума расширяется перечень институтов социализации, а, кроме того, усиливается влияние факторов, способствующих ее стихийному и неблагоприятному характеру.

Так, Е.М. Лажинцева и А.А. Бочавер указывают на роль Интернета как почвы для проявления девиантного поведения у подростков, отмечая, что Интернет может оказаться средой, негативно воздействующей на их социализацию. Авторы раскрывают формы девиантного поведения в Интернете – интернет-преступность, хакерство, кибербуллинг, геймерство и интенет-зависимость. В качестве одной из наиболее актуальных задач возрастной и педагогической психологии ученые видят развитие методологии исследований освоения подростками пространства Интернета и разработку системы сопровождения этого процесса; повышение осознанности, целенаправленности и критичности у подростков [10].

Соглашаясь с мнением авторов, дополним, что целесообразно говорить о комплексном подходе к решению обозначенной ими задачи с участием разных специалистов, в том числе, в области педагогики, юриспруденции, юридической психологии.

Третьей группой причин нарушений правовой социализации у подростков, по мнению Г.Г. Шиханцова, является сближение со стихийными группами сверстников, сопровождающееся потерей эмоционально положительных связей с семьей и образовательными организациями. При неблагоприятных социальных условиях подростковые группы могут стать асоциальными (или антисоциальными), совершать правонарушения или преступления, т. е. претерпевать существенные сбои процесса правовой социализации [17, с. 52–55].

В период юности происходит последующее формирование интересов и мировоззрения, осуществляется поиск своего места в жизни, совершается самоопределение, и, одновременно, сохраняется восприимчивость к воздействию факторов, способных внести разрушительный эффект в ход правовой социализации.

На наш взгляд, данные опроса не только подтверждают суждения об отрицательном влиянии жизненной неустроенности, ощущения субъективного психологического неблагополучия и трудностей самореализации отдельных представителей молодежи. Они свидетельствуют и о существенной роли совокупности институтов правовой социализации, микро и макро социума в становлении личности и правосознания у молодого поколения.

Рассуждая о правовой социализации лиц юношеского возраста целесообразно сослаться и на мнение Л.В. Карнаушенко, подчеркивающего опасность стихийности данного процесса. Автор утверждает, что освоение информационно-компьютерных и телекоммуникационных технологий способствует приобщению студенческой молодежи к различным социальным и культурным феноменам, минуя агентов социализации. Тяготение молодежи к запретному объясняется ее социально-психологической природой, неприятием советов и мнений взрослых, стремлением к самореализации различными способами, в некоторых случаях – асоциальными и антисоциальными [9].

С точки зрения Л.В. Карнаушенко, увеличение блока некачественной информации является индикатором духовно-нравственного кризиса общества. При этом комментарии различных коммуникаторов в сети зачастую искажают ключевые представления о праве, подвергают сомнению и отрицательному воздействию основанные на нем мировоззренческие взгляды. Поэтому необходим творческий подход, опирающийся на широкомасштабные исследования молодежного сознания в целях адаптации транслируемого материала для аудитории [9].

Одно из решающих воздействий на процесс правовой социализации и формирование личности в зрелом возрасте оказывает трудовой коллектив и профессиональная сфера. В случае достижения желаемого уровня в профессиональной деятельности и успеха в ней у человека, как правило, возрастает положительная мотивация к труду, происходит творческое развитие личности средствами профессии [13, с. 136].

Интересными в этой связи представляются исследования индивидуально-психологических особенностей личности сотрудников правоохранительных органов, осужденных за совершение преступлений, проведенные В.А. Лютых и И.Н. Коноплевой. Согласно полученным ими данным, в целом, по сравнению с правопослушными сотрудниками, сотрудники, совершившие преступления, субъективно ощущают себя менее счастливыми, а их самовосприятие отличается более низким уровнем удовлетворенности собой, своими поступками и личностными особенностями [12].

Вместе с тем, нарушения правовой социализации в зрелом возрасте могут происходить по самым разным сценариям в результате влияния совокупности отрицательных факторов – внутриличностных, профессиональных, семейных, социальных. Причем провоцирующее влияние социальных обстоятельств иногда оказывается наиболее опасным для личности взрослого человека-профессионала в случае, если у него не выработаны стереотипы (алгоритмы) конструктивных профессиональных действий. Достаточно ярко этот феномен проявляется во взаимоотношениях сотрудников дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ДПС ГИБДД) с участниками дорожного движения (как правило, водителями).

Стоит вспомнить ситуации, в которых участники дорожного движения предпринимают попытки привлечь к себе внимание инспекторов ДПС ГИБДД не вполне адекватным поведением, демонстрируют издевательский тон диалога, пытаются задеть профессиональное достоинство сотрудников полиции и завести их вопросами и репликами в эмоциональный и интеллектуальный тупик. При этом инспекторы ДПС ГИБДД нередко оказываются неспособными грамотно противостоять подобным провокациям, проявляют эмоциональную неустойчивость или даже превышение служебных полномочий. Здесь можно сослаться на конкретный пример необоснованного применения инспектором ДПС ГИБДД физической силы в отношении блоггера-водителя, нанесения ему телесных повреждений, что в совокупности не только свидетельствует о профессиональной некомпетентности инспектора ДПС ГИБДД, но и квалифицируется впоследствии судом как уголовно-наказуемое деяние [4].

Таким образом, в приведенном случае мы сталкиваемся с одной из траекторий нарушения правовой социализации, сопровождающегося, по сути, драматичными потрясениями, способными кардинально и нежелательно для самой личности изменить ее жизненный путь. Преодоление ненормативных кризисов и нарушений правовой социализации, безусловно, зависит не только от внешних воздействий, но и от внутреннего потенциала, психологического ресурса личности, созидательного стремления человека соответствовать правовой действительности.

Правовая социализация личности реализуется и на послетрудовой стадии, например, в общественных организациях для пенсионеров. На данном этапе, чаще всего в пожилом возрасте, вероятность кардинальных изменений в правосознании и правоисполнительном поведении личности низка. Это обусловлено, по-видимому, возрастными психологическими особенностями человека, его меньшей социальной активностью, устоявшимися взглядами и мировоззрением, снизившимся уровнем гибкости поведения. Поэтому целесообразно предположить, что при условии благоприятного протекания правой социализации в ходе предыдущих жизненных периодов ее нарушения в пожилом и старческом возрасте маловероятны.

Завершая статью, хотелось бы подчеркнуть, что динамика и закономерности правовой социализации личности, ее взаимосвязь с кризисами возрастного развития и соотношение с событиями в основных сферах жизнедеятельности конкретного человека или общества требуют своего фундаментального и научно обоснованного исследования. Не менее важным представляется установление причинно-следственных связей между правовой социализацией и другими феноменами (девиантным поведением, социально-психологической адаптацией индивида, характеристиками норм права и иными явлениями).

В сфере психологической практики предстоящие научные изыскания позволят осуществить грамотную профилактику нарушений правовой социализации личности и социальных групп, а на уровне методологии и теории обусловят дальнейшую разработку и совершенствование категориального аппарата правовой психологии.

Сайт Юридическая психология

2.5. Психологические аспекты правовой социализации

Сущность правовой социализации 1 личности. Каждый человек с момента своего рождения проходит непрерывный путь развития, длящийся всю жизнь, но особенно значимый по своим результатам и последствиям в первые 15—25 лет. Суть его — в социализации, т.е. усвоении личностью социальных ценностей (речи и знаний, человеческого мышления и сознания, отношений к окружающему и самому себе, умений и навыков, норм поведения, привычек, качеств, потребностей, способностей и др.), которые выработаны предшествующими и существующим поколениями людей и воплощены в окружающей предметной и духовной действительности. Человек, рождаясь по существу животным, обладающим, по выражению выдающегося отечественного психолога А.Н. Леонтьева, 2 одной способностью - стать человеком, личностью, становится им в прижизненном развитии (онтогенезе).

Обследования показывают, что процесс правовой социализации нередко запаздывает и чаще не достигает требуемого уровня развития, что объясняется субъективными причинами разного масштаба и уровня, ослаблением внимания государства и общества к позитивному регулированию правовой социализации, особенно подрастающего поколения, молодежи, недостаточно квалифицированным подходом к психологическим особенностям правовой социализации.

Основные психологические особенности процесса правовой социализации. Главные закономерности правовой социализации в своей основе имеют социальную, педагогическую и психологическую природу. Различия общей социализации и правовой — в содержании присваиваемых ценностей, ее времени протекания, в психологических трудностях овладения разными знаниями, навыками, отношениями, привычками и др. Темпы, трудности и результаты общей социализации отражаются и на правовой, хотя есть и обратное влияние второй на первую.

Правовая социализация личности и ее результаты — процесс не статичный, застывший, а развивающийся под влиянием совокупности сопутствующих ему жизненных обстоятельств. Правовая психология в любом возрасте при относительной ее устойчивости меняется (принцип развития). Вопрос в том, что меняется, в какой степени, с какой скоростью, с какими трудностями. С возрастом сформированные предшествующей жизнью особенности правовой психологии приобретают большую устойчивость, но все же меняются. Поэтому правовая социализация людей нуждается в постоянной оценке изменений, происходящих в их психологии, выборе таких средств и способов воздействий, которые способствовали бы прогрессивным изменениям и предупреждали нежелательные.

Правовая социализация личности протекает под влиянием как целенаправленных воздействий, так и стихийных, спонтанных, с которыми она сталкивается в ходе жизни, начиная с детских лет. Преобладание стихийности всегда чревато задержками и деформациями в правовой социализации. В условиях современных тенденций криминализаци общества, снижения уровня культуры и морали преобладание стихийных влияний особенно нетерпимо. Необходимо резкое преодоление стихийности и придание правовой социализации граждан, начиная с дошкольного возраста, целенаправленного, организованного и регулированного характера.

Сущность правовой социализации здоровой личности, как отмечено выше, социальна. Ее протекание и результаты обусловлены в решающей степени прижизненно, общественными обстоятельствами (принцип социальной обусловленности), а не врожденно и не биологически. Поэтому главные регулятивные возможности совершенствования правовой социализации лежат в социальной сфере, они — в возможностях общества и людей, отвечающих за законность и правопорядок, а также руководителей, родителей, коллективов, всех граждан — патриотов своей страны.
Правовая социализация — продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств. Верно утверждение: человек на 1/3 то, что ему дали родители, на 1/3 — то, что сделали с ним другие люди, и на 1/3 — то, что он сделал с собою сам. Человек не в силах изменить все обстоятельства, но они во многом таковы, какую дорогу он выбрал. Другие люди не в состоянии кардинально изменить человека, пока не начал действовать механизм саморазвития. Каждый в главном таков, каким он сделал себя сам. Потому важнейшим условием регулирования правовой социализации выступает побуждение подростков, молодежи, граждан к саморазвитию, помощь в его эффективном осуществлении.

Непосредственные факторы, влияющие на процесс правовой социализации, лежат в социально-психологическом феномене, именуемом образ жизни. Это целостная микросистема материальных условий, круга людей, с которыми он постоянно общается, и собственной активности человека, слитых в воздействующий на него комплекс. Важно оценить, как этот микромир влияет на правовую социализацию, попытаться усовершенствовать его влияние, а в необходимых случаях по возможности вообще сменить его. Сами условия и их влияние во многом зависят от того, что делает находящийся в них человек: поддерживает их, одобряет, приспосабливается или пытается изменить. Классическая формула: обстоятельства так и настолько влияют на психологию человека, как и в какой степени он влияет на них. Так, члены одного и того же коллектива, находящиеся, вроде бы, в одинаковых условиях, сами создают себе разные условия, если один, например, постоянно нарушает трудовую дисциплину, а второй не только служит образцом исполнительности, но и принимает активное участие в борьбе за образцовый порядок. Это объясняет, почему люди, живущие рядом, в одной микросреде, развиваются в действительности по разному. Включение человека в деятельность по укреплению справедливости, дисциплины и законности выступает поэтому важным способом его собственного правового развития.

Содержательно изучение процесса правовой социализации и воздействий на него связано с поэлементным подходом, т.е. прослеживанием изменений каждого из элементов правовой психологии личности, описанной в § 1.2, их взаимовлияний и целостного проявления. Решающее значение при этом имеет контроль за развитием подструктуры правовой направленности и поиск путей ее развития до уровня, отвечающего требованиям правовой культуры.

Возможности совершенствования регулирующих воздействий на процесс правовой социализации. Изначальная психологическая задача, которая относится к уровню государственных органов, органам власти на местах и к каждому коллективу, группе — это задача коренного перелома в отношении к правовой социализации граждан, подрастающего поколения, к преодолению преобладающей стихийности этого процесса, создание системы регулирования правовой социализации, основанной на упреждении отставания или деформаций ее. Задача эта столь же актуальна, сколь и сложна, особенно в условиях современной России.

Подход к созданию такой системы ныне следует искать не в затратных мерах, а в интенсификации предусмотренных и актуализации возможных мер. Требуется система мер, к которым могут быть отнесены: законодательные, организационные, образовательно-пропагандистские, кадровые, методические, научные.

Вместо отдельных, разрозненных и частично устаревших законодательных актов желательно иметь единый пакет: закон о правовой социализации и правовом воспитании населения, а в дополнение к нему — ряд подзаконных актов по главным направлениям деятельности.

Назрела необходимость создать систему управления процессами правовой социализации и правового воспитания населения от центра на федеральном уровне до органов на местах, объединив их в единую систему под единым управлением, обеспечивающих их тесное взаимодействие по вертикали и горизонтали. В нее целесообразно функционально включить все существующие органы, имеющие отношение к правовой социализации и правовому воспитанию (отделы профилактики правоохранительных органов, детские комнаты, инспекции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, органы, исполняющие наказания, преподавателей правовых учебных дисциплин, психологов и социальных педагогов образовательных учреждений и др.), заполняя временно пустующие в системе управления органы советами, общественными формированиями, периодически проводимыми координационными совещаниями, организацией консультаций, общественных проверок и др.

Есть необходимость говорить о создании на новом качественном и содержательном уровне системы правового всеобуча населения, охватывающего молодые семьи, молодых родителей, преподавательский состав, воспитателей всех категорий, работников учреждений, государственных служащих, персонал правоохранительных органов и др.

В серьезном и существенном усовершенствовании нуждается система правовой пропаганды, участие в которой средств массовой информации, учреждений искусства, культуры, досуга, видеорынка сегодня не выдерживает никакой критики.

Нуждается в продуманных решениях работа по подбору кадров, обладающих способностями к регуляции процесса правовой социализации. Здесь уместен психологический отбор по способностям. Опыт свидетельствует о

необходимости особой подготовки отбираемых кадров, их специализации по проблемам правовоспитания. Даже лицам с базовым педагогическим и психологическим образованием требуется немало времени, чтобы понять способы решения этих своеобразных проблем. Нужна подготовка юристов-педагогов и юристов-психологов, а остальным нужна дополнительная специализация. В улучшении психологической и педагогической подготовки по рассматриваемым проблемам нуждаются все сотрудники правоохранительных органов. Никакой интенсификации регулирования процессов правовой социализации невозможно добиться без перечисленных мер; неудачи обеспечены, и вновь по привычке будут выдвигаться обоснования необходимости затратных мер, безмерного увеличения числа работников и т.п., хотя даже десять бездарных и некомпетентных работников не могут заменить одного подлинного профессионала.

Меры методического обеспечения — издание учебной литературы, наглядных пособий, учебных фильмов, методических разработок, распространение передового опыта, массовое использование интенсивных психолого-педагогических технологий, специальная разработка методик работы с различными группами населения и по отдельным трудным вопросам и другое — необходимая часть системы мер.

Перефразируя слова Ромена Роллана, можно сказать, что мы, конечно, сейчас слабы, чтобы быстро и эффективно решить задачу радикального улучшения правовой социализации населения, но достаточно сильны для того, чтобы хорошо поработать в этом направлении.

1 От лат. socialis - общественный.

2 Леонтьев А.И. Деятельность. Сознание. Личность. — М, 1975.

3 См.: Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). - М, 1992.


Во-первых, социализацию можно рассматривать как усвоение социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они не навязываются посредством внешней регуляции, а налагаются самим индивидом и являются, таким образом, частью личных свойств индивида (Ж. Пиаже и др.). Во-вторых, социализация нередко сводится к целенаправленному воспитанию. Любое правило, шаблон поведения навязывается индивиду группой. Этот подход принижает самостоятельность индивида в саморазвитии личности, недостаточно учитывает процессы ее спонтанной самоорганизации и латентного влияния на социализацию личности социальной среды. В-третьих, социализация может рассматриваться в качестве существенного элемента социального взаимодействия (Дж. Мид). Взаимодействие это происходит, когда люди общаются. Стало быть, речь идет о взаимодействии как клеточке общественного организма и одновременно — психологическом явлении. В этом случае понимание социализации основывается на предположении, что люди, вступая в интеракцию, желают улучшить свой собственный имидж посредством достижения статуса и освоения ролевого поведения с целью одобрения со стороны окружающих. Индивиды становятся социализированными лишь тогда, когда они направляют свои собственные действия в соответствии с ролевыми ожиданиями других людей.

В основе социологического понимания социализации, по мнению Ю.Р. Хайрулиной, лежит взаимодействие личности с социальными институтами, в ходе которого она усваивает аккумулированные ими ценности, правила, роли и занимает соответствующий статус. А. В. Мудрик интерпретирует социализацию как социально-педагогическое явление, сущность которого состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Основываясь на субъект-субъектном подходе, он определяет социализацию как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Определяя понятие социализации с позиции права, В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев пишут, что она, с одной стороны, включает в себя целенаправленное воздействие социальных условий человека, приобщая его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм, ценностей культуры, принятых в обществе, с другой — социальную деятельность самого человека, который в социальной среде совершенствует ее и в то же время изменяет собственную сущность, формирует у себя новые качества и свойства. В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир.

Индивид в процессе социализации усваиваются коллективные нормы поведения до такой степени, что они, в конечном счете, автоматически подсознательно направляют все его поступки.

Становление личности как субъекта социальных отношений происходит в процессе формирования и развития ее свободной воли первоначально в моральной сфере, а затем в нравственно-правовой.

В процессе становления и формирования личности как субъекта социальных ценностей она движется вперед от индивидуального круга ценностей к ценностям общественным, правовым, которые способствуют развитию ее свободной воли от моральной сферы к нравственно-правовой сфере.

Индивид вступает с обществом в различные отношения — политические, экономические, юридические, моральные, духовные и т. д. Иначе говоря, общество есть не что иное, как совокупность отношений, следствие взаимодействия между индивидуумом и государством.

Процесс социализации личности условно можно подразделить на несколько стадий:

Первая стадия — становление человеческой личности, ее формирование. Этому способствует семья, где человек усваивает целую систему ценностей, определяющих в дальнейшем его нравственную и социальную позицию. Данная стадия — исключительно важный момент нравственно-правовой социализации личности, хотя нуждается в дальнейшем развитии.

Вторая стадия — восприятие нравственным сознанием индивида норм права в форме закона. На этой стадии в личности человека формируются качества гражданина.

Третья стадия имеет место только тогда, когда право воспринимается субъектом как нравственная ценность. На данной стадии нравственные ценности и нормы права отражаются в сознании индивида в теснейшем единстве, т. е. когда можно говорить о полной включенности индивида в общественные процессы. Только на этой, третьей, стадии развития правовые ценности приобретают для человека конкретную значимость и выступают средством формирования активной, одобряемой обществом жизненной позиции личности.

Каждая стадия нравственно-правовой социализации личности в свою очередь условно разделяется на два периода:

  1. Когда личность как бы нравственно взрослеет, обогащаясь вначале познанием норм морали, а затем нормами права, которые, с одной стороны, побуждают человека к законопослушному поведению, а с другой — ограничивают, оказывая положительное влияние на его сознание.
  2. Когда индивидуум в нравственном и правовом смысле сформирован и готов к исполнению своего гражданского долга, он становится активным субъектом общественных отношений, как бы возвращая при этом в социум приобретенные им у него ценности.

Таким образом, человек, социализированный обществом, используя полученные от него знания, трансформированные в его сознании, вносит свой вклад в социализацию самого общества.

Основные термины (генерируются автоматически): социализация, социальная среда, стадий, формирование личности, моральная сфера, норма, нравственно-правовая социализация личности, общество, процесс усвоения, самый человек, свободная воля, целенаправленное воздействие, ценность.

Читайте также: