Б н чичерин понимает право как внешнюю свободу

Обновлено: 04.07.2024

Теория правового государства нашла свой отклик в конце XIX- начале XX вв. в либеральной мысли России и являлась программой, реализация которой, по моему мнению могла предотвратить все последующие государственные революционные преобразования. Обозначившаяся в конце века насущная необходимость в переменах, напряжение в гражданском обществе, стремление правоведов к теоретическому осмыслению и практическому осуществлению реформ - вот то, что роднит рассматриваемый исторический период с настоящим и делает актуальным обращение к правовому наследию либеральных государствоведов конца XIX- начала X X вв.

Работа содержит 1 файл

История Политических учений.docx

Правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и эффективный практический институт по обеспечению защиты прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма реализации и существования реального народовластия. В современной России создана правовая основа для формирования правового государства, закрепленная в нормативных правовых актах; развиваются демократические принципы деятельности государственной власти; утверждается функционирование публичной власти на основе разделения властей; укрепляется судебная власть; формируются и развиваются социальные институты гражданского общества; укрепляются права и свободы человека и гражданина, правой статус личности в государстве; создана правовая основа для взаимодействия личности и государства; внутреннее законодательство согласуется с международно-правовыми нормами; обеспечивается упорядочение общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства. Правовое государство предполагает и определенный уровень индивидуальной и общественной нравственности. Осмысление права и его взаимосвязи с моралью - одна из самых давних традиций в истории общественной мысли. В ее основе лежат представления об универсальной значимости права как системы справедливых установлений, создающих условия для свободного осуществления разумной воли. Эта роль права сближает его с моралью, поскольку оба феномена являются социальными регуляторами и обеспечивают цивилизованную человеческую деятельность. Процесс формирования правового государства, по мнению диссертанта, базируется на фундаментальных принципах, реализованных в ряде ведущих зарубежных стран. Но, применяя их в России, необходимо комплексно и творчески исследовать теоретический, исторический и практический опыт с учетом специфики Российской государственности и осуществлять в форме, соответствующей российской национально-правовой системе. Автор диссертации подчеркивает, что реалии общественно-политической жизни России свидетельствуют о том, что мало и недостаточно эффективно используется исторический опыт и теоретическая база либеральной политической и правовой мысли, которые являются первой попыткой адаптации либеральных идей в Российском государстве.

Политико-правовые взгляды Б. Н. Чичерина

Политико-правовые взгляды П. И. Новгородцева

Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) с самого начала своей научной и преподавательской деятельности зарекомендовал себя блестящим историком и философом права. Его имя стало известным в связи с подготовкой и изданием сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Из глубины" (1918), ставших крупным событием в духовной жизни российского общества. Самым значительным по замыслу и исполнению трудом стало "Введение в философию права". Первую часть его составили работы "Нравственный идеализм в философии права" и "Государство и право" (1907), в которых было дано обоснование потребности в возрождении философии естественного права. Вторую часть составила работа "Кризис современного правосознания" (1909), где сделан обзор кризисных тенденций в использовании идеалов и ценностей эпохи века Просвещения, в том числе ценностей правового государства".

О праве. Понятие естественного права, как подчеркивал Новгородцев, всегда определялось через противопоставление праву позитивному (воплощенному в законах). Оно воспринималось, с одной стороны, как совершенная (идеальная) норма, а с другой - как норма неизменная, обусловленная самой природой. Особенности естественного права Новгородцев видел в стремлении к философскому осмыслению сущности права и его нравственных критериев. С помощью естественного права Новгородцев обосновывал неотчуждаемые права личности, призывал "к усовершенствованию реформ во имя нравственных целей". Новгородцев отстаивал мысль о том, что право и нравственность сосуществуют в тесном единстве. Он объяснял это следующими обстоятельствами: а) право и нравственность образуют единую сферу идеального и должного, которая не может предполагать раздвоение человеческого идеала; б) право и нравственность имеют одинаковую конечную цель - воплощение идеи справедливости и добра; в) данная цель может быть осуществлена только на основании единого принципа личности.

Новгородцев писал, что цель права — охрана свободы, однако пользование этой свободой может быть совершенно парализовано недостатком средств. Вот почему, несмотря на то, что задачей и сущностью права является охрана личной свободы, не менее важна и возможность осуществления этой задачи — забота о материальных условиях свободы. Решение данной проблемы, заключал ученый, должно взять на себя государство.

О государстве. Существенное место в теоретических разработках Новгородцев занимало философское обоснование концепции правового государства новейшего времени, в рамках которого можно выделить следующие основополагающие идеи: а) признание дуализма права, т.е. его деления на право положительное (позитивное) и естественное (субъективное): б) учение о нравственной личности как высшей норме права и подлинной основе построения правового государства; в) идея единства власти и необходимости разделения властей; г) принцип законности, "господство знающих" и естественное подчинение им всех остальных субъектов права; д) цель такого государства - "не гармония общественного совершенства, а свобода бесконечного развития". Именно в стремлении к "общественному совершенству" Новгородцев видел главный недостаток учений о правовом государстве, который он определял как рациональный утопизм. Следствием последнего Новгородцев считал появление теорий социализма и анархизма, построенных на абсолютизации роли абстрактного научного мышления. Являясь противником научного социализма, Новгородцев в своих работах по общей теории права обосновывал необходимость борьбы за конституционно-демократические преобразования в России.

В 1845 г. Борис Николаевич поступил на юридический факультет Московского университета. По окончании университета в 1849 г. Б.Н. Чичерин вернулся домой, в имение отца, для подготовки к магистерскому экзамену. Для приобретения ученого звания магистра государственного права требовалось преодолеть испытания по государственному, полицейскому и финансовому праву, политэкономии и статистике.

Большое влияние на взгляды Б.Н. Чичерина философия Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, который проблему правового государства и свободы личности рассматривал в плане формирования народного самосознания и образования универсального правового пространства, что во многом определило культурно-национальный универсализм философии права Б.Н.Чичерина.

1) внешняя свобода – право;

2) внутренняя свобода – нравственность;

3) общественная свобода – переход субъективной нравственности в объективную и сочетание ее с правом в общественных союзах (семья, гражданское общество, церковь и государство).

Таким образом, сама идея человеческой свободы оправдывается безусловным достоинством человеческой личности и теряет характер самодовлеющей ценности, какой она имеет в либерализме. Свобода становится орудием безусловного, воплощающегося в человеке. Пока человек стоит на животной ступени развития, он может делать зло, не раздумывая, руководствуясь своими естественными влечениями. Но как только он осознает себя свободным отрешиться от чувственных влечений и определяться изнутри себя, на основании присущей ему идеи Абсолютного, так действие, противное этому внутреннему самоопределению, представляется ему нравственным злом. Поэтому хотя склонность ко злу и является прирожденным свойством человека, но все же он, по признанию Чичерина, может и должен свои поступки подчинять разумному закону, что и ведет к торжеству разума во внешнем мире.

Поскольку каждая личность обладает свободой и стремится расширить ее границы, то необходимо, чтобы свобода одного не мешала свободе остальных, чтобы сильнейший не превратил других в орудия для осуществления враждебных им целей, чтобы каждая личность могла свободно развиваться и были установлены твердые правила для разрешения неизбежных при совместном существовании споров. Именно поэтому, подчеркивал Чичерин, право как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ.

Два принципа справедливости относятся по преимуществу к двум разным областям государственной жизни – гражданской и политической. В первой должно господствовать равенство арифметическое, во второй – равенство пропорциональное. Этим обусловливалось и конкретное неравенство прав и обязанностей в публично-правовой сфере, где господствуют отношения власти-подчинения, определяющие отношения не между равными и независимыми субъектами, а между общественным целым и его структурными элементами.

Рассуждения Чичерина не всегда бесспорны, однако критически осмысленные и очищенные от предвзятости и политических симпатий самого автора, а также времени, в котором он жил и творил, они полны здравого смысла, содержат глубокое понимание специфики русского исторического процесса, много верных наблюдений и богатого материала для дальнейших раздумий. В этом отношении наследие ученого всегда будет привлекать внимание не только исследователей, но и читающей публики.

В историю юриспруденции прочно вписаны имя и творческое наследие выдающегося русского мыслителя, педагога, общественного деятеля, представителя известного дворянского рода Бориса Николаевича Чичерина. Анализ философских, политических и правовых взглядов Б.Н. Чичерина становился специальным предметом многих исследований. Основатель государственной школы русской историографии, оригинальный представитель неогегельянства в русской философии, виднейший представитель русского либерализма – вот некоторые характеристики и оценки вклада ученого в копилку отечественной науки.

Философско-правовые идеи Б.Н. Чичерина о путях развития государства, о соотношении нравственности, свободы и права, гражданского общества и государства в этом смысле приобретают эвристическое значение, и могут стать элементом концептуальных основ построения правового государства с учетом современной российской специфики.

1. Трубецкой Е.Н. Учение Б.Н. Чичерина о сущности и смысле права // Вопросы философии и психологии. 1905. Кн. 80.

2. Чичерин Б.Н. Философия права. М., 2000.

3. Богданова Н.А., Шевердяев С.Н. Наука государственного права и ее преподавание на юридическом факультете Императорского Московского университета (К 250-летию Московского университета) // История, теория, практика российского права. Сб. науч. раб: Вып. 1 / Отв. ред. В. В. Захаров. Курск, 2005.

4. Глушкова С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме. Екатеринбург, 2001.

6. Зорькин В.Д. Чичерин. М., 1984.

7. Мошлаков Е.Н. Чичерин один из основоположников политической науки в России//Вестник московского университета. 2004. №2.

8. Нерсесянц B.C. Философия права. М, 2007.

9. Погодин С.Н. К истории философии права в России. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. №1.

10. Поляков А.В. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина. // Правоведение. 1993. №5.

11. Поляков А.В. Политико-правовое учение Чичерина // Чичерин Б. Н. Избранные труды. СПб., 2004.

12. Фишер С.И. Истоки формирования идей философии права Б.Н. Чичерина // Гуманитарный вестник ВТУ № 2. М.: Изд-во ВТУ ФССС РФ, 2002.

[1] Погодин С.Н. К истории философии права в России. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. №1.

Борис Николаевич Чичерин — историк, правовед, философ, публицист и политик. (26 мая (7 июня) 1828, село Караул, Кирсановский уезд Тамбовская губерния — 3 (17) февраля 1904). Учил старшего сына императора (сын погиб, был 2 года головой Москвы…).

Ему удалось непротиворечиво соединить идею свободы и идею государственности, представитель и один из основателей (наряду с С. М. Соловьёвым и К. Д. Кавелиным) государственной школы в русской историографии. Чичеринпрактически все исторически значимые явления в России связывал с деятельностью государства. Вместе с тем считал, что государство подчинило личность, закрепостило сословия, породило политическую несвободу. Разработал программу либеральных реформ для России, его политический идеал — конституционная монархия.

К основным трудам Чичерина относится его магистерская диссертация, которая посвящена областным учреждениям России в XVII веке.

По Чичерину свобода имеет две стороны: отрицательную и положительную. С отрицательной стороны она состоит в независимости от всяких чуждых ей определений — а, следовательно, не только от чувственных влечений, но еще более от чужой воли. С положительной стороны свобода состоит в возможности определяться к действию по собственному побуждению, а не по внешнему велению. Вот почему произвольный выбор действий составляет существенную и необходимую ее принадлежность, без которой она лишается важнейшего своего элемента.

В центре внимания Чичерина - идея свободы, которую он разделял на свободу гражданскую, общественную и политическую. В обществе должно существовать равновесие между свободой гражданской и политической.Государство выражает интересы народа, общее благо. Если же оно получает перевес над общественной сферой и поглощает последнюю, то полностью уничтожает как основы личной свободы, так и основы собственного существования. Однако политическая свобода может вести не только к благу, но и к конфликтам и раздору в обществе. Общее политическое правило, сформулированное Чичериным, гласит: чем меньше в обществе единства, тем сосредоточеннее должна быть власть и, наоборот, чем крепче народное единство, тем более разделенной она должна быть.

Там, где народ не имеет длительных традиций свободы, ее надо вводить осторожно и постепенно, так как неумение пользоваться ею может привести к серьезным общественным осложнениям.

Движение России к свободе должно быть постепенным и спокойным - только освоив обретенное можно идти вперед. Чичерин выступал за поэтапные эволюционные реформы "сверху" для России.

Важнейшая задача на пути реформ - ограничение самодержавия в России, сплочение реформаторских сил на платформе "либерал-консерватизма" под лозунгом "либеральные меры и сильная власть".

Чичерин происхождение права связывает именно со свободой. Так как каждая личность обладает свободой и стремится расширить границы проявления этой свободы появляется необходимость определить, что принадлежит каждому, разграничить области свободы так, чтобы свобода одного не мешала бы свободе остальных, чтобы сильнейший не превратил бы других в орудия для осуществления посторонних им целей, чтобы каждая личность могла свободно развиваться и чтобы были установлены твердые правила для разрешения неизбежных при совместном существовании споров. Таково происхождение права по Чичерину.

Право есть взаимное ограничение свободы под общим законом и составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ. Слово право принимается в двояком значении: субъективном и объективном. Субъективное право есть законная свобода что-либо делать или требовать; объективное право есть самый закон, определяющий свободу и установляющий права и обязанности людей. Оба значения связаны неразрывно, ибо свобода только тогда становится правом, когда она освящена законом, закон же имеет в виду признание и определение свободы.

Соединение обоих смыслов дает нам общее определение по Чичерину: право есть свобода, определяемая законом.

Основное значение имеет, однако, субъективное право: Чичерин рассматривал источник права не в законе, а в свободе. По Чичерину право есть начало самостоятельное и поэтому в нем нельзя видеть лишь низшую ступень нравственности: такое воззрение отводит праву подчиненное значение и делает его слугой нравственности, что ведет в конце концов к самым ужасным последствиям, совершенно уничтожающим свободу, а именно к насильственному, принудительному осуществлению нравственных начал.

Исследуя государство, выделял его основные элементы: власть, закон, свобода, общая цель.

Цель государства, его идея есть гармоническое сочетание всех элементов общежития и руководство общими интересами для достижения общего блага.

Стоит особо отметить, Чичерин говорил, что только правовое государство — это в полном смысле слова государство, и только в таком государстве возможна человеческая свобода.

И еще одна очень важная деталь: свободы вне государства на самом деле не существует.

Политический идеал Чичерина - конституционная монархия. Он подчеркивал, что конституционная система, прежде всего имеет то преимущество, что при ней есть оппозиция, которая может беспрепятственно критиковать и таким образом содействует освещению оборотной стороны любой проблемы. Развитие демократии в условиях конституционной монархии происходит постепенно, путем расширения избирательных прав. В своем становлении конституционная монархия проходит, согласно Чичерину, два этапа: дуалистический и парламентарный. Причем на первом этапе преобладающее политическое влияние имеет крупная буржуазия, а на втором - представительный парламент, который, по мнению Чичерина, является признаком политической зрелости народа.

Демократию оценивал отрицательно: Он отмечает недостатки демократии: господство посредственности, деспотизм большинства. Нецелесообразной признается и такая демократическая ценность, как политическое (демократическое) равенство. Более того, он подчеркивает противоположность свободы и равенства, утверждая, что "свобода естественно и неизбежно ведет к неравенству", что "уравнять материально можно только рабов, а не свободных людей". Равенство в концепции Чичерина признается только в одном смысле - "в признании за всеми равного человеческого достоинства и свободы".

Читайте также: