Автосейф что это страхование

Обновлено: 30.06.2024

Автомобиль подвержен различным опасностям: он может попасть в аварию, его могут угнать и т.д. Чтобы уберечься от убытков, фирмы страхуют свои транспортные средства. Договоры страхования авто могут быть двух видов: договор страхования имущества (ст. 930 ГК РФ) и договор страхования гражданской ответственности (ст. 931 ГК РФ). В первом случае страховая компания компенсирует ущерб от повреждения или угона автомобиля, а во втором — ущерб, причиненный машиной, которая принадлежит вам, другой фирме или гражданину. В данной статье мы остановимся на ­особенностях учета и налогообложения двух видов страхования автомобилей.

Что такое ОСАГО?

Владельцами транспортных средств признаются те фирмы, которые не только владеют автомобилем, но и пользуются автотранспортом по ­доверенности или арендуют его.

Если фирма использует автомобиль своего сотрудника по договору аренды без экипажа или по договору безвозмездного пользования, то владельцем транспортного средства, а следовательно, и страхователем является организация. Если организация выплачивает работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях, то застраховать свою гражданскую ответственность должен сам работник.

Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее чем через пять дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Закона № 40-ФЗ). В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру и не зарегистрируют в ГАИ.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены постановлением ­Правительства РФ от 07.05.2003 г. № 263.

Для того чтобы застраховать гражданскую ответственность, нужно заключить договор со страховой компанией, которая имеет соответствующую лицензию. Для этого организация должна представить страховой компании следующие документы или их копии:

  • заявление о заключении договора обязательного страхования по форме, которая приведена в Приложении № 1 к Правилам страхования;
  • свидетельство о регистрации юридического лица;
  • паспорт или свидетельство о регистрации транспортного средства, указанного в заявлении о заключении договора страхования;
  • водительские удостоверения лиц, которые допущены к управлению автомобилем, а также документы, подтверждающие право водителя на управление этим транспортным средством.

После того, как договор будет подписан, страховая компания должна вручить владельцу транспортного средства страховой полис по форме, приведенной в Приложении № 2 к Правилам страхования, а также специальный знак государственного образца. Этот знак надо разместить на автомобиле в правом нижнем углу ветрового стекла.

В том случае, если страховой полис или специальный знак будут утеряны, страховая компания обязана выдать дубликат этих документов. Делается это за определенную плату, размер которой определяется расходами на изготовление дубликатов.

Еще страховая компания должна выдать организации два бланка извещения о ДТП. Его нужно заполнить в случае аварии и вручить страховщику в течение 5 дней с момента ДТП.

Договор страхования гражданской ответственности заключается на срок не менее одного года (ст. 10 Закона № 40-ФЗ). Затем его действие будет продлеваться до тех пор, пока страхователь не уведомит страховую компанию о прекращении договора. Причем он должен это сделать не позднее чем за два месяца до того, как истечет срок договора. С другой стороны, договор может быть разорван в том случае, если владелец транспортного средства опоздает с уплатой страховых взносов за следующий год более чем на 30 дней.

Страховая премия

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность, должны уплачивать страховой компании взносы. Это так называемая страховая премия, которая уплачивается разовым или частичными платежами. Ее размер рассчитывается исходя из страховых тарифов, которые установлены постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. № 739.

Страховыми тарифами будут базовая ставка и коэффициенты. Страховая премия равна их произведению. Величина страховки зависит от категории владельца легкового автомобиля (физическое, юридическое лицо или владельцы такси). Базовые тарифы для них составляют 1 980 руб., 2 375 руб. и 2 965 руб. соответственно.

Кроме того, размер тарифа зависит еще от возраста и стажа водителя, места регистрации автомобиля. Например, в Москве данный коэффициент равен 2.

Марка машины и ее возраст не учитываются, зато учитывается срок договора и период пользования автомобилем.

Размер страховой премии для легковых автомобилей, такси (в том числе маршрутных) сегодня рассчитывается по следующей формуле:

СП = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КП х КН,

где ТБ — базовая ставка страхового тарифа в рублях (см. Таблицу 1).

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости:

КТ — от территории преимущественного использования ­транспортного средства;

КБМ — от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. Если договор ­страхования заключается впервые, то КБМ принимается равным 1;

КВС — от собственника машины (физ. / юр. лицо), возраста и стажа водителя;

КО — от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством;

КМ — от мощности двигателя легкового автомобиля (см. Таблицу 2);

КС — от периода использования транспортного средства;КП — от срока страхования (см. Таблицу 3);

КН — от добросовестности страхователя. Его величина зависит от того, насколько достоверно лицо сообщило сведения, необходимые для ­заключения договора, или сведения об обстоятельствах дела при ДТП.

Таблица 2

Коэффициенты, применяемые в зависимости от мощности двигателя

Таблица 3

Коэффициенты страховых тарифов в зависимости от срока страхования

Если страховая компания уличит организацию в представлении ей ложных сведений, которые повлекли за собой уплату страховой премии в меньшей сумме, то она применит коэффициент КН в размере 1,5.

Такой же коэффициент будет применяться в том случае, если ДТП было совершено умышленно или обстоятельства аварии были умышленно искажены в целях увеличения страховой выплаты.

Наконец, указанный размер коэффициента КН страховая компания может применить и тогда, когда вред будет причинен при обстоятельствах, явившихся основанием для предъявления регрессивного требования.

В налоговом учете расходы по обязательным видам страхования включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, которые утверждены в соответствии с российским законодательством. Это ­установлено пунктом 2 статьи 263 Налогового кодекса.

Таким образом, в состав прочих расходов предприятие может включить сумму страховки, рассчитанную для него по установленному тарифу.

Если же тарифы не утверждены, то затраты по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в том размере, в котором были фактически уплачены.

Обратите внимание: в некоторых случаях налоговые органы придерживаются прямо противоположной позиции. В статье 263 Налогового кодекса нет прямого указания на то, что она применяется не только к расходам на страхование имущества, но и к расходам на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Это дает основание налоговикам считать, что расходы на автогражданку не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Они полагают, что организация может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль только на сумму расходов по обязательным видам страхования имущества.

В случае принятия указанного законопроекта теряется смысл в Справках о страховании, которые должны выдавать страхователям страховщики при прекращении договора. Ведь водитель может быть одновременно застрахован в нескольких страховых компаниях (вписан в полисы разных машин). Следовательно, чтобы доказать свою положительную страховую историю, нужно принести справки из всех страховых компаний! Эта проблема может быть решена с помощью единой компьютерной базы данных, но сумеют ли страховщики за 90 дней после принятия закона внедрить эту базу данных, а главное — обеспечить доступ к ней всех продающих ­подразделений и ­агентов по всей стране?

Сведения об истории страхователя каждого водителя теперь понадобятся не только при переходе из одной страховой компании в другую, но и при продлении договора в той же СК, при внесении изменений в договор, добавлении нового водителя в полис. Все это значительно усложнит данные процедуры, и, соответственно, увеличит сроки оформления документов. Например, если сегодня вписать нового водителя в полис может практически каждый агент, то после изменений в законе это можно будет сделать только после получения запроса из базы данных — скорее всего, сроки внесения изменений в полисы ОСАГО увеличатся до 2 дней.


Порядок получения страхового возмещения

Для получения страхового возмещения по ОСАГО организация должна в течение пяти рабочих дней после ДТП уведомить страховщиков о наступлении страхового случая. Для этого в страховую компанию нужно представить:

  • заявление с требованием о страховом возмещении в произвольной форме;
  • извещение о ДТП (форма этого документа утверждена приказом МВД РФ от 14 июня 2003 г. № 414);
  • справку об участии в ДТП (Приложение № 12 к Методическим рекомендациям по организации деятельности подразделений ГАИ при производстве по делам об административных правонарушениях (письмо МВД РФ от 18 июня 2003 г. № 13/ц–72));
  • копию протокола об административном правонарушении (Приложение № 1 или № 2 к Методическим рекомендациям).
  • справке об участниках ДТП (Приложение № 31 к Методическим рекомендациям);
  • копии постановления по делу об административном ­правонарушении при наличии события административного правонарушения;
  • документах, подтверждающих право собственности организации на поврежденное имущество или право на страховую выплату при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
  • заключении независимой экспертизы о размере причиненного вреда;
  • документах, подтверждающих оплату услуг независимого эксперта, если оплата произведена потерпевшим;
  • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного транспортного средства от места ДТП до места его ремонта или хранения;
  • документах, подтверждающих оказание и оплату услуг по хранению поврежденного имущества со дня ДТП до дня проведения ­страховщиком осмотра или независимой экспертизы.

Если транспортное средство в результате ДТП сильно повреждено и доставить в страховую компанию его невозможно, то осмотр и оценка такого имущества в те же сроки проводятся по месту его нахождения.

Учтите, что страховое возмещение будет выплачено организации только после предоставления полного пакета документов.

Размер страхового возмещения

Если ущерб нанесен жизни и здоровью, то потерпевшему должны компенсировать утраченный заработок (доход), который он имел или мог иметь на день причинения ему вреда. Кроме этого, страховая компания должна компенсировать и дополнительно понесенные расходы:

  • на лечение;
  • дополнительное питание;
  • приобретение лекарств;
  • протезирование;
  • посторонний уход;
  • санаторно-курортное лечение;
  • приобретение специальных транспортных средств;
  • подготовку к другой профессии.

Если ущерб нанесен имуществу, то страховая компания должна компенсировать пострадавшему его реальную стоимость, которая определяется в зависимости от состояния имущества. При полной гибели имущества расходы могут быть возмещены в размере его действительной стоимости на день совершения ДТП. Это относится и к тем случаям, когда стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, попавшего в ДТП, равна или превышает его стоимость до аварии.

Если автомобиль поврежден не полностью, то ущерб возмещается в размере восстановительных расходов, то есть тех расходов, которые необходимы для приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до наступления страхового случая. К ним относятся:

  • материалы и запасные части, необходимые для проведения ­ремонтных работ;
  • расходы на оплату работ по ремонту транспортного средства.

Страховая организация определяет размер расходов с учетом износа частей, узлов, агрегатов и деталей, используемых при восстановительных работах. Расходы на ремонт транспортного средства оплачиваются исходя из средних цен, которые сложились в соответствующем регионе.

Помимо этого страховая компания возместит организации расходы на эвакуацию транспортного средства с места аварии до места ремонта или хранения, а также расходы по его хранению со дня ДТП до дня проведения осмотра страховщиком или до дня проведения независимой экспертизы.

Максимальная страховая сумма по ОСАГО, в пределах которой страховщик возместит страхователю причиненный ущерб, составляет 400 000 руб. (ст. 7 Закона об обязательном страховании). Из этой суммы на возмещение вреда, причиненного:

  • жизни или здоровью, приходится при наличии нескольких потерпевших 240 000 руб., одного потерпевшего — не более 160 000 руб.;
  • имуществу, при наличии нескольких потерпевших — 160 000 руб., одного потерпевшего — не более 120 000 руб.

Если по результатам ДТП будет заведено уголовное или гражданское дело, то размер выплаты может зависеть от результатов производст­ва по этим делам. Срок страховой выплаты в этом случае продлевается до окончания этого производства и вступления в силу решения суда. Такой же механизм действует и при возбуждении дела об административных правонарушениях. По требованию страхователя страховщик должен выдать расчет, на основании которого был определен размер страховой премии.

Особенности добровольного страхования авто

Страхование, которое фирма осуществляет по своему желанию, является добровольным. Компания может застраховать автомобиль от угона или повреждения. Для этого надо заключить договор страхования имущества со страховой компанией. В договоре должны быть указаны следующие основные моменты:

1. Срок действия договора (как правило, один год).

2. Размер страховых взносов и порядок их уплаты.

3. Страховые случаи (ситуации, в которых страховая компания ­выплачивает возмещение).

4. Страховая сумма (максимальная сумма, которая может быть выплачена в страховом случае). Она не должна быть больше, чем стоимость застрахованного автотранспортного средства.

Договор страхования начинает действовать в тот день, когда организация заплатит первый взнос (п. 1 ст. 957 ГК РФ). При этом компании выдается страховой полис. Его нужно будет предъявить страховщику в том случае, если с автомобилем что-нибудь случится.

Фирма может застраховать и арендованное транспортное средство, если это не сделал его владелец. Ведь возмещать расходы в случае его порчи придется именно арендатору (ст. 669 ГК РФ).

Учет и налогообложение

Расходы по добровольному страхованию автотранспортных средств, которые используются для извлечения дохода, также учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ). Причем это в полной мере относится и к арендованным автомобилям.

Условиями договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом. Тогда по договорам, которые заключены на срок более одного налогового периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора.

Сумма страхового возмещения, полученная организацией при ­наступлении страхового случая, не облагается НДС.

На сумму страховых взносов можно уменьшить налогооблагаемую прибыль (ст. 263 НК РФ). При этом не важно, какое автотранспортное средство застраховала организация — свое или арендованное. Главное, чтобы оно использовалось в производственной деятельности. Обязательным условием признания таких расходов является фактическая оплата страховой премии.

Порядок налогового учета страховых взносов зависит от того, каким методом организация учитывает доходы и расходы. Если применяется метод начисления, то в налоговом учете, так же, как и в бухгалтерском, страховые взносы нужно включать в расходы в том отчетном периоде, к которому они относятся. Это значит, что при уплате страховой премии разовым платежом расходы на страхование включаются в состав прочих расходов равномерно в течение всего срока действия договора.

Налоговый учет расходов на страхование транспортных средств можно вести, используя данные бухгалтерского учета.

Организации, использующие для определения доходов и расходов кассовый метод, могут уменьшить свою налогооблагаемую прибыль на всю сумму страховых расходов в том месяце, когда был уплачен взнос (п. 3 ст. 273 НК РФ). В этом случае данные налогового учета не будут совпадать с данными бухгалтерского учета.

Обязательное страхование автогражданской ответственности позволяет переложить на страховую компанию компенсацию ущерба, причиненного третьим лицам. Это значит, что если транспортное средство организации причинит вред жизни, здоровью или имуществу потерпевшему, то возмещать нанесенный ущерб будет страховая компания.

Учтите, что страховая компания не станет возмещать вред, который был причинен в результате действия непреодолимой силы или в результате умысла потерпевшего.

Таким образом, страховое возмещение — это сумма, которая выплачивается в том случае, когда транспортное средство пострадало из-за чрезвычайных обстоятельств. Тот факт, что действительно произошли чрезвычайные события, нужно подтверждать документально.


Бухгалтерский и налоговый учет страховой выплаты

В налоговом учете возмещение включается в состав внереализационных доходов, увеличивающих налогооблагаемую прибыль (ст. 250 НК РФ). А расходы, возникшие у предприятия из-за страхового случая, включаются в состав внереализационных расходов (подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Когда застраховано арендованное имущество, учет возмещения зависит от того, в пользу кого заключен договор. Ведь договор страхования можно заключить как в пользу арендатора, так и в пользу арендодателя (ст. 930 ГК РФ).

Если страховка выплачивается арендодателю, то в учете арендатора она не отражается. Если же страховое возмещение получает арендатор, то отражение в бухгалтерском и налоговом учете этой операции точно такое же, как и в случае, когда пострадало собственное имущество.

Ф.Н. Филина, экономист-аналитик

АКЦИЯ ГОДА

Добровольное автострахование – необходимость или лишняя трата денег? Мы за осознанный выбор! Поэтому предлагаем поближе познакомиться с ДСАГО.

Несколько тысяч рублей, вложенных в страхование сегодня, могут уберечь от серьезных финансовых проблем в будущем

О существовании ОСАГО и каско известно практически всем, вне зависимости от наличия автомобиля. Однако что такое ДСАГО и зачем его оформляют, знает даже не каждый водитель. А среди тех, кто знает, бытует мнение, что это пустая трата денег.

До наступления страхового события мало кто задумывается о возможных последствиях. Но если вам довелось хотя бы раз в жизни получить страховую выплату, вы на личном опыте узнали, насколько кстати бывают дополнительные средства, когда случается потоп в квартире или приходится уйти на длительный больничный.

Так и с ДСАГО – при определенных обстоятельствах оно может спасти автомобилиста от серьезных финансовых проблем.

Что такое добровольное страхование автогражданской ответственности

ДСАГО (или ДоСАГО) – это добровольное страхование автогражданской ответственности, направленное на финансовую защиту ответственности страхователя, которая может возникнуть в результате ДТП с участием других людей и транспортных средств (далее – ТС).

Несмотря на то что этот вид страховки необязателен, подумать о ее оформлении однозначно стоит, ведь положенной по ОСАГО суммы не всегда хватает на компенсацию ущерба пострадавшим, и при отсутствии дополнительной защиты остальные расходы ложатся на плечи виновника ДТП.

Какие еще есть виды автомобильных страховок

Существует шесть основных видов автострахования:

Финансовая защита от поломок часто входит в заводскую гарантию, но ее можно оформить и самостоятельно. Согласно условиям, страховщик обязан компенсировать стоимость ремонта ТС.

ОСАГО – страхование, обязательное для всех автомобилистов в РФ. За вождение без него предусмотрен штраф 800 рублей. В случае аварии пострадавшим не придется добиваться от виновника оплаты ремонта авто и лечения. Ущерб компенсирует его СК: материальный – до 400 тысяч рублей на каждый автомобиль, физический – до 500 тысяч рублей на человека.

Остальные виды автострахования добровольны.

Каско – удовольствие не из дешевых и доступно не каждому. Его главное преимущество в том, что страхователь получает выплату независимо от того, кто виновен в повреждении автомобиля. В числе страховых событий ДТП, угон, действия третьих лиц, стихийные бедствия.

Договор ДоСАГО часто заключают в тандеме с каско, но работает он так же, как при отдельном оформлении – покрывает урон, причиненный другим участникам ДТП, если он превышает максимальную сумму по ОСАГО – 400 тысяч рублей.

Страхование водителей и пассажиров от несчастных случаев – это классическая страховка, которую можно оформить в дополнение к каско или ОСАГО.

Отличия от ОСАГО и каско

Чтобы до конца разобраться, что такое ДСАГО, сравним его с самыми популярными видами страховок для автовладельцев – ОСАГО и каско.

Не более 400 тысяч рублей при повреждении имущества (по европротоколу – 100 тысяч), за нанесение вреда здоровью – до 500 тысяч рублей

Определяется как разность между суммой ущерба и возмещением по ОСАГО (либо франшизой). Лимит зависит от условий договора

Все виды страховок могут быть оформлены в разных СК, при этом каждый страховщик будет покрывать часть урона, которая соответствует условиям отдельного договора.

Преимущества ДСАГО

Учитывая скептическое отношение некоторых граждан к добровольной финансовой защите, в качестве одного из преимуществ ДСАГО можно выделить необязательность его оформления.

Во-вторых, нет ограничения суммы покрытия. Страхователь сам выбирает тариф, исходя из своего бюджета и отношения к риску.

В-третьих, наличие ДСАГО освобождает виновника ДТП от целого ряда проблем, если ущерб превысил максимальную выплату по ОСАГО:

  • необходимости переговоров с пострадавшей стороной;
  • расходов на юридические услуги;
  • оплаты судебных издержек;
  • траты времени на судебные разбирательства;
  • ареста счетов;
  • дополнительной компенсации ущерба пострадавшему из собственного кармана.

Если вы цените финансовую стабильность и хотите быть уверены в завтрашнем дне, стоит подумать об оформлении дополнительной страховки

Казалось бы, 400 тысяч рублей – это довольно крупная сумма, и обязательного страхования должно быть вполне достаточно. Однако статистика говорит о том, что средняя стоимость нового легкового автомобиля на российском рынке более 2 млн рублей. Значит, вероятность нанесения повреждений, на устранение которых потребуется больше денег, чем можно получить по ОСАГО, не так уж мала.

К счастью, несколько месяцев назад Иван заключил договор ДоСАГО, и суммы компенсации хватило, чтобы полностью покрыть ремонт. Без него пострадавший мог как воспользоваться своей страховкой, так и обратиться в суд.

Недостатки ДСАГО

Поскольку оформление дополнительной защиты носит добровольный характер, прежде чем принять решение о заключении такого договора, у автовладельцев есть возможность изучить вопрос как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Первый недостаток касается именно процедуры оформления ДоСАГО. Не все СК предоставляют эту услугу, а если она и есть, то не в рамках отдельного договора, а в качестве дополнения к другим видам автострахования – ОСАГО или каско.

Кроме того, во избежание мошенничества страховщик имеет право осмотреть ТС для принятия решения о возможности оказания услуги.

При выборе ДСАГО важно уделить внимание надежности СК. Дело в том, что в отличие от ОСАГО, РСА (Российский союз автостраховщиков) не гарантирует выплату по страховому событию. В случае банкротства страховщика виновник ДТП лишится дополнительной финансовой защиты, а пострадавшие получат компенсацию только в рамках обязательного страхования.

СК вправе в течение 15 суток после ДТП осмотреть не только пострадавший автомобиль, но и транспорт виновника. Если клиент не предоставит такую возможность или отремонтирует машину раньше установленного срока, страховщик может отказать в выплате.

Условия страхования

Поскольку отдельных законов и указаний по ДСАГО нет, тарифы СК устанавливают самостоятельно.

Клиент вправе выбрать подходящий вариант страховки в соответствии с желаемой суммой покрытия. Это может быть как 1 млн, так и 30 млн – ограничений нет.

Существует два типа выплат.

  • Агрегатный – когда есть предельная сумма выплат в рамках одного договора.
  • Неагрегатный – не учитываются выплаты по предыдущим авариям, то есть компенсация по каждому случаю ограничивается только размером страховой суммы, указанной в соглашении.

Аналогично обязательному автострахованию в документы по ДСАГО можно вписать данные конкретных лиц, которые будут вправе управлять ТС, либо оформить страховку без ограничений.

Срок действия ДСАГО истекает в день, когда перестает действовать ОСАГО, вне зависимости от даты оформления. Страховку можно оформить позже, чем обязательную, но тогда страховой период по договору будет меньше.

Еще один нюанс – франшиза. Это сумма урона, до достижения которой СК не выплачивает выплату. Как правило, это 400 тысяч рублей по ОСАГО, но для снижения стоимости услуги можно заключить соглашение и с большей франшизой.

Если бы франшиза по договору Ивана составляла 600 тысяч рублей, то при отсутствии у владельца TLC страхования каско выплата компенсации состоялась бы таким образом: 400 тысяч рублей – от СК по ОСАГО, 200 тысяч – с виновника, остальные 100 тысяч – по ДоСАГО.

Сколько стоит полис и от чего зависит цена

В связи с тем, что добровольное страхование считается убыточным для страховщиков, на рынке сложно найти отдельные предложения по ДСАГО. Чаще всего СК предоставляют возможность оформить расширения к ОСАГО или каско.

Согласно статистике, средняя цена нового легкового автомобиля в России превышает максимальное покрытие по ОСАГО более чем в пять раз

На цену дополнительной услуги влияет множество факторов:

Дешевле обходится страховка с агрегатными выплатами

ДТП в прошлом повышают стоимость страховки

При использовании в коммерческих целях стоимость выше, чем в личных

Как получить выплату по страховке

Чтобы получить выплату по страховке, пострадавшая сторона должна обратиться к страховщику виновника с заявлением и следующим пакетом документов:

  • паспорт;
  • регистрационные документы на автомобиль (СТС, ПТС, технический талон);
  • справка об аварии или копия протокола для подтверждения участия в ДТП;
  • заполненный бланк извещения о ДТП;
  • медицинские справки и выписки при наличии травм;
  • реквизиты банковского счета для перечисления денежных средств.

После подачи заявления СК проводит экспертизу для определения стоимости ремонта ТС. Если поломки возможно устранить, машину направляют в автосервис; если повреждения тотальны или причинен ущерб жизни и здоровью, деньги поступят на указанный счет.

Франшиза в страховке может стать неприятной неожиданностью. Она означает, что за помощь при наступлении страхового случая придётся частично заплатить из своего кармана. Даже при наличии полиса. Разбираемся, как работает страховая франшиза и почему туристический полис с франшизой невыгоден, а каско с франшизой вполне можно взять.

Что такое франшиза

Франшиза — это сумма, которую человек заплатит сам при наступлении страхового случая. Если размер ущерба будет меньше франшизы, то и заплатит человек меньше. Если больше — всё, что сверх, покроет страховая компания.

Рассмотрим, как это работает, на примере туристической страховки, каско и имущественного страхования.

1. Франшиза в туристических страховках

Пример. Турист купил полис с франшизой в $30. За границей он заболел и обратился к врачу. Осмотр врача и стоимость лекарств составили $50. Из них $30 по условиям страховки платит турист (это та самая франшиза), а остальные $20 компенсирует страховая.

Покупать туристическую страховку с франшизой не рекомендуется.

Экономия на полисе в 10–50 ₽ в случае болезни или травмы обернётся затратами в $25–50 — столько обычно составляет франшиза.

Кроме франшизы, нужно учитывать условия страхования. Некоторые полисы предполагают минимальные выплаты только при опциях по умолчанию, например при простуде или вывихе. Этого на лечение может не хватить.

Вместо такой страховки (или вместе, если полис идёт в пакете с туром) лучше выбрать вариант без франшизы и с нужными опциями, например с помощью при аллергии или обострении хронических заболеваний.

Сравнить предложения разных страховых и выбрать оптимальный по цене полис можно на сайте-агрегаторе. Там указано, есть ли в страховке франшиза.


Полисы без франшизы и с франшизой а на Сравни.ру.

Выбрать полис без франшизы, который защитит в путешествии

2. Франшиза в каско

Каско — необязательная, но полезная страховка.

По ней положены положены выплаты:

  • при ДТП по вине автовладельца или третьих лиц;
  • при угоне авто;
  • при повреждениях машины от упавших веток, сосулек и т. п.

Стоимость каско с франшизой всегда ниже минимум на размер франшизы. При повреждении машины её владелец платит за ремонт сумму, равную франшизе или меньше — если размер ущерба не превысил франшизу.

Пример. Клиент покупает каско с франшизой 10 тысяч ₽. В этом случае полис дешевле минимум на те же 10 тысяч ₽. Это экономия автовладельца в случае, если за год с машиной ничего не случится.

В случае же ущерба клиент заплатит за восстановление авто лишь 10 тысяч ₽, остальное покроет страховая. То есть автовладелец как бы компенсирует скидку за страховку. Если же с машиной произойдут два и более страховых случаев, платить франшизу придётся в каждом из них. Это дополнительные расходы.

Как зависят от числа ДТП расходы по каско с франшизой и без

Каско без франшизыКаско с франшизой в 30 000 ₽
Стоимость полиса77 000 ₽45 000 ₽
Экономия, если за год с машиной ничего не случилось0 ₽32 000 ₽
Расходы, если за год произошло одно ДТП77 000 ₽ за страховку75 000 ₽ = 45 000 ₽ за страховку + 30 000 ₽ на компенсацию расходов
Расходы, если за год произошло два ДТП77 000 ₽ за страховку105 000 ₽ = 45 000 ₽ за страховку + 2*30 000 ₽ на компенсацию расходов в каждом из ДТП

Каско с франшизой выгодно, если за год происходит не больше одного страхового случая.


Читайте по теме:

3. Франшиза в страховании имущества

● При условной франшизе клиент сам возмещает убыток, если его размер меньше или равен франшизе. Если же ущерб больше франшизы, то страховая выплачивает всю сумму, от клиента ничего не требуется.

Пример. Условная франшиза в полисе равна 10 тысячам ₽. Если ущерб от подтопления составил 8000 ₽, клиент возмещает его самостоятельно. Если же ущерб — 15 тысяч ₽, страховая выплачивает всю сумму в полном объёме. От клиента ничего не требуется.

● Безусловная франшиза работает стандартно: при наступлении страхового случая клиент возмещает ущерб в размере франшизы. Всё, что сверх — платит страховая. Сумма ущерба на размер компенсации никак не влияет.

Пример. При пожаре квартира пострадала на 100 тысяч ₽. Полис был с безусловной франшизой в 10 тысяч ₽. Это значит, что страховая компания выплатит компенсацию в 90 тысяч ₽, остальные 10 тысяч ₽ — расходы клиента. Если бы франшиза была условной размером в 10 тысяч ₽, то клиенту возместили бы все 100 тысяч ₽ ущерба.

Страхование имущества с франшизой выгодно.

Применение франшизы снижает стоимость полиса.

Условная франшиза выгоднее безусловной, так как убытки в случае пожара или кражи обычно существенно больше размера франшизы. Минус в том, что страховки с франшизой предлагают нечасто.

В связи с некоторыми обстоятельствами мне пришлось несколько глубже, чем обычному туристу, разбираться со страховками при прокате автомобиля на Крите. Излагаю ситуацию так, как я ее понял.

На Крите НЕТ полной страховки (типа российской КАСКО) на арендованные туристами автомобили, как бы она ни называлась в договоре аренды. Всегда есть существенные исключения, про которые ренткары предпочитают не говорить. А теперь по порядку.

Все компании по прокату автомобилей на Крите в соответствии с законом обеспечивают определенное страхование в обязательном порядке и оно уже включено в стоимость аренды. Это так называемое Страхование третьей стороны (Third Party Liability, Third Party Insurance), аналогичное нашему ОСАГО. В случае ущерба, нанесенного имуществу или здоровью третьей стороны, выплаты этой третьей стороне осуществляет страховая компания прокатной фирмы. По имеющейся у меня информации, минимальный размер такого страхования составляет 500 000 Евро (ущерб здоровью) и 100 000 Евро (ущерб имуществу). При этом полная материальная ответственность за повреждение арендованного вами автомобиля ложится на вас, независимо от того, чья вина. Привожу цитату из Terms&Conditions одного из "брендов":

Third Party Liability: is included in the rental rate up to the limits required by Greek law.
Customer will be asked to leave the damage responsibility as a deposit.
Damage responsibility for Greece is full value of the vehicle.

То есть равна эта ответственность полной стоимости автомобиля. Если вина не ваша, то сначала вы оплачиваете стоимость поврежденного прокатного автомобиля (как вариант - стоимость его полного ремонта, если ренткар согласится), а уж потом ренткар перечислит вам деньги, полученные от страховой компании. Такие проблемы никому не нужны, поэтому рассмотрим дополнительные страховки.

Эти страховки формально необязательны и либо предоставляются фирмой клиенту бесплатно (включены в стоимость аренды автомобиля), либо за отдельную плату. Вот эти виды страхования:

TI (Theft Insurance) - страхование от кражи (угон авто или кража деталей автомобиля - колесо, магнитола, но не Ваших вещей или навигатора, полученного от ренткара);

CDW (Collision Damage Waiver) with excise/excess/deductible/risk - отказ рента от требования к клиенту о компенсации ущерба, нанесенного арендованному автомобилю в ДТП с другим транспортным средством, с франшизой (ее размер указывается в договоре);

FDW (Full Damage Waiver) - отказ рента от требования к клиенту о компенсации ущерба, нанесенного арендованному автомобилю без столкновения с другим транспортным средством (например, акты вандализма, камнепад, коза на дороге), бывает с франшизой (указывается в договоре) или без франшизы. В некоторых фирмах утверждают, что в их FDW также включена страховка от повреждения днища, колес и стекол (иначе называемая WUG) - проверяйте состав FDW при подписании договора.

WUG (Weels, Underside, Glasses) - страхование от повреждения колесных дисков, днища и стекол. Не распространяется на проколы шин и повреждения, полученные в результате езды по гравийным или проселочным дорогам. Иногда включает повреждение шин (разрыв, боковой порез).

Ну и разнообразные вариации типа Super-CDW (уменьшенная франшиза), EXR (Excess Reduction) - снижение франшизы вплоть до нуля, LIS (Liability Insurance Supplement) - увеличение возмещения третьей стороне до, например, 3 000 000 Евро.

Не забывайте, что франшизу (excise, excess, deductible, risk) платите после аварии (или закладываете в депозит по требованию ренткара) вы, даже если не виноваты в аварии (в этом случае ее возместят, но потом).

Все предоставленные Вам дополнительные страховки вписываются в договор аренды авто или отмечаются в нем "галками" (если уже напечатаны в нем; их разъяснение часто дается на обороте). Отдельный страховой полис не оформляется.

Если у Вас есть ваучер или предложение (при заказе через интернет, там также перечисляются виды дополнительных страховок) - сохраните его на время аренды.

Что касается сравнения стоимости и условий аренды одного и того же класса автомобиля в "брендах"-рентах, то, если добавить к цене "бренда" стоимость необходимых дополнительных страховок и стоимость исключения франшизы, то конечная цена аренды в "бренде" может оказаться существенно выше, чем в местной компании.

Насколько надежны местные компании в случае возникновения страхового случая? Отзывы разные, в том числе негативные. Однако есть ряд проверенных местных компаний, имеющих высокую репутацию. Имеет смысл взять машину у них. Про местные рентные фирмы - на соответствующей странице.

Про дополнительные страховки: на мой взгляд, необходимо брать следующие дополнительные страховки: CDW (лучше CDW full/no excess), FDW, PAI для водителя и пассажиров, TI, FI. Я еще всегда беру WUG, потому что камешек в лобовое стекло может попасть легко, и при сдаче машины стекло с трещиной может обойтись в 300-400 Евро. С перечисленными дополнительными страховками вы имхо не будете платить ничего при аварии, произошедшей не по Вашей вине.

Многие туристы полагают, что полная страховка (full insurance) является вариантом российского КАСКО. Это не так, поэтому, получив заверение в том, что у вас "полная страховка", задайте менеджеру вопрос или (лучше) прочитайте в договоре про исключения из "полной" страховки. А они там есть, в том числе известная "небрежность при вождении", про которую подробнее ниже.

Я знаю (пока) только три фирмы на Крите, утверждающие на сайтах, что "Вам ничего не придется платить даже в случае Вашей вины" - Voyager, Alianthos и AnnaCars ( кроме управления под алкоголем, конечно):

Any damage is fully covered by the Insurance even if the driver is responsible for the accident. No compensation is required, even if the driver is responsible for the accident.

Не проверял - не устраивать же ДТП ради этого, но с кажу, что данное заявление звучит несколько сомнительно. Страховые, насколько мне известно, не дают ренткарам КАСКО на арендуемые автомобили, поэтому необходимо детально выяснять у такого ренткара, в каких конкретных случаях действует такое условие и проверить его наличие в договоре. А если его в договоре нет, а оно размещено только на сайте или обещано устно, то рассчитывать на него не стоит имхо.

Пример: на сайте ренткара (не критского) указано, что платить не придется:

"In case of a collision with another car and being your fault you will have to pay ABSOLUTELY NOTHING, ZERO !!"

А в договоре аренды указано, что все дополнительные страховки перестают действовать (т.е придется платить), если арендатор нарушил ПДД:

"Renter is responsible for all the damages caused to Vehicle or to others, in case of violation of the terms of use of Vehicle or driving same in an illegal manner or in violation of the Greek Driving Code independently of any optional extra insurance accepted".

А как можно быть одновременно виновным в ДТП и не нарушить правила дорожного движения? Виноват в аварии - нарушил ПДД. Так в полицейском протоколе и указывается. Спросил этот ренткар, что за ерунда.

Ответ был ожидаем, конечно:

"Все условия аренды, включая страхование, изложены только в договоре".

Т.е. на их сайте про "платить не придется" - фейк, завлекалка. Еще один фейк у них же - про страховку от кражи, от полной (угон) или от частичной (типа колесо или зеркало).
На сайте:

Theft Protection Insurance relieves the renter from all financial responsibility for loss or damages to the Rent a Car vehicle.

". за исключением частичной кражи ."

Т.е. сняли жулики колесо - платит турист-арендатор.

Само собой, образца договора на сайте этого ренткара нет. Хорошо, конечно, что ренткар не критский, но договор с любым ренткаром советую читать, 15-20 минут могут сохранить прилично денежек.

Теперрь про "небрежность", она же "negligence".

Обычно осознанной, или не вынужденной, небрежностью считаются два основных момента - несоблюдение условий страхования и несоблюдение правил дорожного движения . Например:

- повреждение машины от столкновения при проезде на красный свет или при нарушении приоритета проезда (знак "STOP") - несоблюдение ПДД;

- повреждение машины, запаркованной там, где парковка запрещена, другой машиной/автобусом/грузовиком - несоблюдение ПДД;

- повреждение машины от наезда на неподвижный объект (забор, бордюр, стена, ограждение) вследствие неосторожности (обычно при парковке, разворотах на узких улицах, въезде во двор) - несоблюдение условий страхования
и т.п.

Во всех подобных случаях страховая компания (возможно) откажет ренткару в компенсации ущерба, а он в таком случае постарается перенести свои убытки на арендатора. И все же negligence штука тонкая:
- вы съехали в кювет, уворачиваясь от козы, выскочившей на дорогу - скорее всего, страховой случай;
- вы съехали в кювет, читая дорожный указатель - скорее всего, не страховой случай, т.е. negligence.

А вот как звучит исключение про небрежность из "полной" страховки одной греческой фирмы:

Full collision damage waiver insurance without excess does not cover damage to wheels, tyres, the underside of the car, windows, the roof, the interior of the car, towing charges where the vehicle is driven off-roads, or on un-tarmaced roads, or damage caused willfully or recklessly.

Некоторые споры вызывает также определение "днище" - относятся ли к нему, например, глушитель, поддон картера, пороги, детали подвески? Да, к "днищу" относятся все части автомобиля, расположенные (видимые) снизу, кроме дисков и шин. В договорах аренды это термин обозначается как underside, underneath, under parts, undercarriage.

Между прочим - у одной крупной рентной фирмы, работающей в том числе и в Греции, я прочитал процедуру, которой надо следовать в случае любой аварии, так вот там один из первых пунктов - никогда не признавать себя виновным, ни при каких обстоятельства х , и, после звонка в полицию, сразу же звонить в ренткар (или даже сначала в ренткар), а все остальное потом.


Небольшое "но": прокатные фирмы, как правило, исключают из всех страховок повреждения антенны, замков дверей, ключей (и их утерю), стеклоочистителей, зеркал, домкрата, фар, внутренней обивки, колпаков колес. За эти повреждения придется платить, если их обнаружат при сдаче машины. А "как правило" - потому что попадаются ренткары-исключения, но редко.

Еще один "хитрый" момент: до некоторых очень красивых мест на Крите не проложены асфальтовые дороги - только грунтовки. Чтобы доехать туда, многие туристы берут в прокат полноприводные внедорожники, логично полагая, что на такие машины страховки распространяются, несмотря на грунтовую дорогу. Увы, это не так - если будете брать такую машину в прокат, поинтересуйтесь, действуют ли страховки на грунтовых дорогах - все ренткары, у которых я спрашивал, не имели страховок для внедорожников при езде по грунтовке.

Про навигатор GPS - выясняйте у ренткара, действует ли на него страховка от кражи, т.к. даже "полная" TI может на него не распространяться и, если его украли (а такой случай был), то ренткар потребует полную компенсацию с туриста. Рекомендация - забирайте его с собой, покидая машину.

Вот история человека, попавшего в неприятную ситуацию со страховкой на Крите. Похоже, он попал под рассказанное выше: фактически все прокатные конторы на Крите имеют в договоре примечательную фразу о том, что страховые обязательства не действуют, если при разборе дела станет очевидно, что авария произошла в результате вашей осознанной или не вынужденной небрежности (negligence или reckless driving ) - например, если ехали по встречке, зная, что едете по встречке и нарушаете этим ПДД, то решение будет не в вашу пользу - страховка будет недействительна с соответствующими крупными финансовыми последствиями для вас.
А это еще один пример, хотя из него довольно очевидно, что был развод на деньги со стороны ренткара.

И еще раз: "полная" страховка для арендуемой машины всегда имеет ограничения и исключения, про которые полезно узнать у ренткара при оформлении контракта.

Однако отмечу еще раз: водить машину на Крите, соблюдая условия страхования и правила дорожного движения - легко и просто, поэтому огромное число туристов берет машины в прокат.

Читайте также: