Авторское право композиторов сколько лет

Обновлено: 01.07.2024

Воспользовавшись моментом, между государством и артистом вклинилась третья сила. Предполагалось, что закон должен охранять собственника оригинального произведения, но, согласно закону, этим собственником чаще всего оказывался не артист, а издатель, присваивавший себе все права в обмен на выплату авторского вознаграждения создателю. В тот момент, когда музыкальное произведение поступало в печать, оно прекращало быть собственностью композитора на весь срок, пока оставалось в обращении. Издатель получал весь доход от продажи нот и, если был честным, делился им с композитором. В результате революционного освобождения издатели получили возможность пользоваться новообретенными правами и приобрели силу, а артисты так и остались бедными и задавленными.

Зарождение такого понятия, как права на исполнение, улучшило положение композиторов лишь в той степени, в которой популярный автор мог заинтересовать издателей, стать для них желанной собственностью и предметом продвижения во все уголки земного шара. Ясно, что эти соображения могли относиться лишь к уже состоявшимся композиторам и действовали только в странах, признававших права на исполнение. Англия стала защищать их лишь в 1912 году[784]*, а Германию, родину серьезной музыки, принять соответствующий закон вынудила лишь кампания, проводившаяся Рихардом Штраусом примерно в то же время[785]*.

История издания музыки в Германии восходит ко временам Гутенберга, но немецким композиторам всегда было трудно добиться надлежащего отношения к себе со стороны далекой от сантиментов индустрии. Композитор-дилетант Антон Диабелли недоплачивал Шуберту и оскорблял его советами писать поменьше песен.

Сам Верди помог Рикорди укрепиться в правах тем, что в 1854 году переехал во Францию, чтобы пользоваться благами наполеоновских законов; после того как палата лордов предоставила защиту авторского права только подданным Великобритании, композитор задумался о получении английского паспорта. Его адвокат составил соглашение об авторском праве между Великобританией и Пармой, и Верди, будучи членом первого итальянского парламента, проталкивал законы о защите авторских прав, выгодные для Рикорди.

Беляев помогал молодым композиторам независимо от того, имели ли они раньше дело с другими издателями. Когда ему не удалось разлучить Сергея Рахманинова с его московским издателем Карлом Гутхейлем, он взял на себя составление программ его выступлений во время финансируемых им же ежегодных Русских симфонических концертов в Санкт-Петербурге, что только укрепило его репутацию. Он благородно вел себя и в отношении конкурентов, например, дал Юргенсону лицензию на распространение своих нот в России. Единственное, что волновало Беляева — это развитие и пропаганда русской музыки всех направлений и стилей.

Революция 1917 года разрушила все российские надежды и предприятия. Компанию Юргенсона национализировали, и его сын Борис в конце жизни работал простым служащим в некогда принадлежавшем ему здании[806]*. Сыновья Бесселя эмигрировали в Париж, туда же переехало и издательство Беляева, лишившееся всех своих фондов. Единственным, кто сохранил и укрепил свои позиции, был Кусевицкий. В 1924 году дирижер уехал из Парижа и стал художественным руководителем Бостонского симфонического оркестра, но и тогда он продолжал искать, открывать и издавать новых композиторов из самых разных стран.

Берлинская семейная фирма Адольфа Фюрстнера, чья дружба с Рихардом Штраусом восходила к началу века, подверглась такой же экспроприации. Добравшись до Лондона, Отто Фюрстнер передал все зарубежные права на оперы Штрауса в благодарные руки Ралфа Хоукса.

Возрождение музыкальных издательств в Германии основывалось на вере в объединенную Европу. Для музыки это означало принятие доктрины дармштадтской школы французскими и немецкими композиторами, окончательно расставшимися с прошлым и решившими начать все заново, приняв для себя в качестве исходного пункта атональную и электронную музыку, лишенную какого бы то ни было национального характера.

Еще в 1942 году Шлее обещал некоему еврею-беженцу в Италии, что, как только позволят условия, он напечатает его сочинения. После войны Рольф Либерман некоторое время считался довольно успешным композитором, но затем переквалифицировался в оперные администраторы; с 1959 по 1980 год он возглавлял Гамбургскую и Парижскую оперы, проявив себя на этих постах настоящим провидцем.

Собственность — это кража!

Собственность — это кража! Несомненно, важнейшее влияние на английский характер оказали ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ и связанные с ней ПРАВА ЛИЧНОСТИ.Тут английские и русские пути полностью разошлись по времени.Об этом хорошо думается во время прогулок у Виндзора, особенно

Авторский Совет — главный руководящий орган Российского Авторского Общества. Именно от решений Авторского Совета зависит такой ключевой аспект работы Общества, как размер и порядок выплаты авторского вознаграждения. Совет занимается наиболее важными вопросами внутренней деятельности организации — утверждает годовой бюджет, открывает филиалы и специальные фонды. Главой этого органа является Президент Авторского Совета. Он представляет РАО в государственных и общественных организациях, в том числе иностранных.



Бутман Игорь Михайлович

Президент Авторского Совета, композитор, саксофонист, народный артист РФ


Кролл Анатолий Ошерович

Вице-президент Авторского Совета, дирижер, композитор, пианист, народный артист РФ



Микоян Анастас Алексеевич
(Стас Намин)

Вице-президент Авторского Совета, композитор, продюсер, режиссер



Резник Илья Рахмиэлевич

Вице-президент Авторского Совета, поэт-песенник, народный артист РФ, почетный член РАХ



Рыбников Алексей Львович

Вице-президент Авторского Совета, композитор, народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ


Чайковский Александр Владимирович

Вице-президент Авторского Совета, композитор, пианист, педагог, народный артист РФ


Бабаджанян Ара Арноевич

Певец, актер, президент Фонда памяти Арно Бабаджаняна


Блинов Александр Борисович



Бочков Александр Викторович


Воляндо Олег Ильич

Композитор, певец, автор текстов


Вулых Александр Ефимович

Поэт, писатель, журналист, сценарист


Высоцкий Никита Владимирович

Сценарист, режиссер, актер


Дарин (Ковалев) Дмитрий Александрович


Добрынин Вячеслав Григорьевич

Певец, композитор, народный артист РФ


Дробыш Виктор Яковлевич

Композитор, продюсер,
заслуженный артист РФ


Екимовский Виктор Алексеевич

Композитор, председатель Ассоциации современной музыки, заслуженный деятель искусств РФ


Задерацкий Всеволод Всеволодович


Кобылянский Евгений Борисович

Продюсер, композитор, аранжировщик, звукорежиссер


Коннов Дмитрий Валерьевич


Кончакова Виктория Викторовна


Крамер Даниил Борисович

Пианист, композитор, продюсер, народный артист РФ


Крылатов Евгений Павлович

Композитор, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР


Любимов Борис Николаевич

Театровед, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина



Майко Дмитрий Борисович


Матецкий Владимир Леонардович

Композитор, продюсер, радиоведущий


Плешак Виктор Васильевич

Композитор, заслуженный деятель искусств РФ



Пресняков Владимир Петрович

Композитор, исполнитель, заслуженный деятель искусств РФ


Соколов Александр Сергеевич

Заслуженный деятель искусств РФ, ректор МГК им. П.И. Чайковского


Чеснов Андрей Сергеевич

Шурочкин Владимир Вячеславович

Композитор, продюсер, певец

Зачастую сонграйтеры (от англ. songwriter – автор песен) не всегда выражают музыку в том виде, в котором они слышат и представляют ее в идеале. Отсутствие музыкального образования и нехватка знаний по теории музыки вынуждает авторов обращаться к услугам аранжировщиков – специалистов, обладающих композиторскими навыками для обрамления мелодии и гармонии в музыкальную фактуру. Далее мы рассмотрим, как автору песен выстроить отношения с аранжировщиком, чтобы не нарушить его права и правомерно в дальнейшем монетизировать свое творчество.

Авторским правом охраняются как оригинальные музыкальные произведения, так и аранжировки, которые отнесены законом к производным произведениям.[1]

Комплекс авторских прав (исключительное право, а также личные неимущественные права) возникает у автора с момента выражения музыкального произведения в объективной форме. Это может быть как традиционная нотная запись, так и звуко- или видеозапись, публичное исполнение.

Закону безразличны назначение и достоинство произведения, поэтому даже если автор не рассматривает свое творение как законченное музыкальное произведение, оно все равно охраняется авторским правом.

Верховный суд Российской Федерации поддерживает такую точку зрения: охране на основании и в порядке, предусмотренных частью четвертой ГК РФ, подлежат также неоконченные произведения.[3]

Одним из правомочий (они же способы использования), входящих в состав исключительного права входит право на переработку произведения – то есть создание нового на его основе. Таким образом, права аранжировщика, хоть и являются самостоятельными авторскими правами, производны от прав автора оригинального музыкального произведения.

Этот тезис отражен в пункте 3 статьи 1260 ГК РФ – автор производного произведения осуществляет свои права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного произведения. Последнее означает получение права на переработку оригинального музыкального произведения – либо путем заключения договора об отчуждении исключительного права на оригинальное музыкальное произведение, либо лицензионного договора о предоставлении права на переработку оригинального музыкального произведения. Кроме того, следует также указывать имя (псевдоним) автора оригинального произведения, если иное они не предусмотрели в договоре. Однако такой порядок приемлем в случае, если аранжировщик желает сохранить за собой право на свое творение и самостоятельно использовать аранжировку.

Если же автор оригинального музыкального произведения заинтересован в единоличном использовании аранжировки, то он вправе, руководствуясь пунктом 2 статьи 1288 ГК РФ, заключить договор авторского заказа на создание аранжировки с включением в него условия об отчуждении исключительного права на аранжировку или предоставления права использования аранжировки в определенных пределах (в интересах автора это должна быть исключительная лицензия).

Также не стоит забывать и о личных неимущественных правах аранжировщика (праве авторства и праве на имя). В случае публикации музыкального произведения (релиза), автору надлежит указывать сведения об аранжировщике, если иное они не предусмотрели в договоре.

Такая деятельность безусловно носит творческий характер и никак не является деятельностью по техническому, консультационному, организационному или материальному содействию автору.[6]

В таком случае музыкальное произведение будет считаться общим детищем автора и аранжировщика, созданным в соавторстве.[7] Правовой режим соавторства означает множественность лиц в исключительном праве на созданное в соавторстве музыкальное произведение. При этом, как указывает Пленум Верховного суда Российской Федерации, указанное не означает наличия у данных лиц права на раздел принадлежащего им исключительного права и выдел из него долей.[8] Соавторы могут договориться только о доле каждого автора в доходах от использования песни.

Во избежание возможных спорных ситуаций, автору следует заключить с аранжировщиком соглашение о соавторстве, предусмотренное статьями 1229 и 1258 ГК РФ, в котором следует отразить следующие основные моменты:

  • доля каждого соавтора в доходах от использования музыкального произведения;
  • порядок использования музыкального произведения;
  • порядок распоряжения исключительным правом на музыкальное произведение;
  • возможность одного из соавторов выступать в интересах другого соавтора в отношениях с третьими лицами и др.

Таким образом, автору и аранжировщику стоит заранее обсудить приемлемую для обеих сторон схему взаимодействия при создании аранжировки и последующем ее использовании.

[2] см. страница 11 Энциклопедического музыкального словарь /составитель Барановская, под ред. К. А. Жабинского]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998

[4] от англ. backing vocal – песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию.

Авторское право на музыку

Сегодня я расскажу вам об авторском праве на музыку, что оно собой представляет и как его защитить.

Предыдущие публикации можете посмотреть здесь:

Авторское право и актёры Подробнее ➤

Авторское право на логотип Подробнее ➤

Авторское право на музыку возникает с момента ее сочинения.

Считается, что автором является создатель. Когда композитор сочиняет музыкальное произведение, то оно автоматически становится его интеллектуальной собственностью. Но при этом он должен переложить ее на ноты, записать музыку на диск, и желательно приписать дату создания, как на диске, так и на нотах. Этот факт будет являться неопровержимым доказательством его авторства на случай того, что если вдруг понадобиться доказывать свое право как автора.

Но, хотя в России и действует презумпция авторского права, лучше подстраховаться дополнительно.

В соответствии со статьей 1255 ГК РФ, необходимо оформить официальную регистрацию авторского права на музыку и тогда композитор сможет

  • 1. Признать себя автором. А это значит, иметь исключительное право на произведение и авторство, а также на неприкосновенность: распространять произведение под собственным именем, псевдонимом или вовсе анонимно можете только вы, и никто иной.
  • 2. Единолично владеть произведением. Автор волен распоряжаться своим произведением по своему усмотрению. Продать или отдать.
  • 3. Называть произведение.

Порядок регистрации авторского права

Защитить свои права на музыкальный контент можно несколькими способами. Рассмотрим вариант депонирования — свидетельства того, что творение существовало именно в таком виде и в конкретное время.

Получить такое подтверждение можно, если:

Вам будет необходимо:

  • Предоставить заявление. В нем нужно указать ваши паспортные данные, а также информацию о соавторах, если таковые есть.
  • Записать фонограммы. Все аудиозаписи и трек-листы требуется приложить к заявлению.
  • Указать подробную информацию о произведении. Вам потребуется прописать все данные, которые касаются творения: сведения об оригинальности (это только ваше произведение или оно сделано на основе уже существующих песен и треков), название, формат, жанр и стилистику обработки.

Срок действия авторского права

Сроки действия права на музыкальные произведения в разных странах варьируются. В России есть три правила, на которые нужно ориентироваться как после оформления права, так и по умолчанию, даже если оно не состоялось:

  • Действие права распространяется на всю жизнь создателя произведения + 70 лет с момента ее окончания.
  • Если речь идет о нескольких соавторах, 70 лет прибавляется после смерти последнего из них.
  • Действие длится 70 лет и в случае посмертной публикации: если произведение увидело свет в период 70 лет после смерти создателя. Таким образом срок продлевается.

Нюансы использования музыкального произведения.

Какой смысл держать музыку при себе. Ведь исполнение вашей музыки может приносить вам доход. Но для этого музыку надо продать тому, кто будет ее транслировать, например, на радиостанцию или продюсеру. Тогда автор будет получать вознаграждение при публичном исполнении, выпуске в эфир и других воспроизведениях композиции.

При просмотре кинофильма, мы всегда слышим фоновую музыку и песни того или иного композитора, в исполнении самого актера или его дублера. Композиторы, чья музыка звучит в транслируемых фильмах, получают 1% роялти от кассовых сборов.

Вы наверняка подумаете, какие отношения возникают между композиторами и певцами. Ведь есть композиторы, которые сами сочиняют музыку и сами же пишут слова и исполняют (Олег Анофриев, Игорь Николаев, Булат Окуджава и другие). А есть композиторы, которые пишут только музыку. Есть поэты, которые пишут стихи. И есть певцы, исполнители этих песен. Напрашивается вопрос, какие отношения возникают у этих сторон.

Музыка сама по себе – это музыка. Стихи – это стихи. Певец – это связующая нить. И получается песня – абсолютно новое произведение. И возникло оно при участии трёх авторов. Вот вам и ответ, какие отношения возникают у трёх авторов – СОАВТОРСТВО. Они заключают между собой заключение о распределении доходов и прочее.

zashchita avtorskikh prav muzykanta

Если вы читаете это, то вероятно мечтаете о карьере в музыке. Яркие огни, кричащие фанаты, удача, слава и документы… Почему-то никто не говорит о последней части, подразумевающей много административной работы, отвечающей за монетизацию музыки в больших масштабах. Это может показаться не таким радужным, как гитарное соло, но это также важно для карьеры. И первый шаг к возможности зарабатывать деньги на музыке — это авторское право.

Что такое авторское право и зачем это нужно?

Что это значит?

Два типа авторские прав

В музыке существует два основных типа авторских прав:

Нужно ли мне, как музыканту, регистрировать авторское право?

Если любите суетиться с бумажной документацией, не позволяйте сторонним лицам регистрировать ваше творение. Некоторые компании предоставляют эту услугу за определенную плату, но она всегда дороже, чем ее базовая стоимость (35 долларов за 1 работу, или 65 долларов за коллекцию).

Чтобы зарегистрировать авторское право в США:
  • Перейдите на сайт copyright.gov
  • Создайте и войдите в учетную запись
  • Следуйте инструкциями, чтобы подать форму SR
  • Заполните дополнительную информацию о форме PA

Получение денег от публикации

Музыкальный издатель несет ответственность за административные обязанности, связанные с созданием музыки (например, лицензирование песен для использования в заставках, видео, прямом эфире или кино), а также для сбора платежей по роялти. В обмен на их услуги, издатели, обычно получают 50% от доходов, генерируемых продуктом.

В качестве альтернативы, такие компании как CD Baby, Songtrust и TuneCore, предлагают подобные услуги. Они будут обрабатывать документы за 15% плату и собирать все роялти от вашего имени, поэтому вы сможете сосредоточиться на творчестве.

Что такое организация по исполнению прав человека?

PRO — это организации, которые собирают вознаграждения за исполнение от имени издателей и владельцев авторских прав. Очевидно, что вы не сможете позвонить в каждый бар, клуб или на радиостанцию и получить роялти. Как всё это организовать и упростить себе жизнь?

Здесь работает PRO. Основные структуры:
  • ASCAP: Американское общество композиторов, авторов и издателей
  • BMI: Broadcast Music Inc.
  • GMR: глобальные права на музыку
  • SESAC: Общество европейских композиторов (вступить можно только по приглашению).
  • SoundExchange *

* Примечание. SoundExchange фокусируется исключительно на цифровых не интерактивных роялти от таких сервисов, как SiriusXM и Pandoraon, от имени владельцев и исполнителей авторских прав SR (обычно это лейблы и композиторы). Таким образом, независимо от того, какой PRO вы выберете, вы также должны зарегистрироваться в SoundExchange, чтобы убедиться, что не упускаете какие-либо роялти. Да, и это бесплатно!

Telegram 2

Какая из PRO структур лучше?

Все они предоставляют один и тот же сервис, но имеют небольшие различия. ASCAP не имеет регистрационного взноса, но берет 50 долларов каждый раз при подаче заявки. BMI изымает плату за регистрацию в размере 150 долларов США для физических лиц (250 долларов для компаний). ASCAP нанимают фирму для случайного мониторинга радиостанций, чтобы определить суммы роялти. BMI имеет свои станции/группы людей, заполняющие документацию и журналы.

Помимо немного разных графиков выплат, различия между ними заканчиваются. Как музыкант, вы можете подписаться только на один PRO сервис. Но как издатель, вы имеете право использовать несколько. Издатель должен быть связан с тем же PRO, что и художник, для публикации и сбора роялти за музыку.

Если вы имеете большую аудиторию, не забудьте о регистрации авторских прав, и не упускайте свой пассивный доход. Наша студия, при выполнении сведения и мастеринга, не распространяет материалы третьим лицам и по истечению определенного времени удаляет проекты без возможности восстановления. Таким образом только автор/исполнитель имеет исходники и готовые продукты, что обезопасит интеллектуальную собственность.

Читайте также: