Авторское и изобретательское право ктм ссср 1925г

Обновлено: 14.05.2024

Изучение истерии советского авторского права заистекшие сорок лет, как мы отметили, не может абстрагироваться от изучения политики партии а области науки, литературы и искусства н непосредственной практической деятельности социалистических организаций, осуществляющих эту политику.

Периодизацию истории авторского права, по нашему мнению, следует рассматривать в связи с общим вопросом о периодизации истории советского общества государства и права. За последнее время все больше и больше пробивает дорогу деление истории советского общества на две основные эпохи: 1) переход от капитализма к социализму и 2) завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунизму. Хроно

'См С Муромцев Авторское право Юридический Вестник, 1879 i , т I, ее 359 и 362

лошческую грань между этими этапами одни проводят в 1938, другие в 1936 г., есть и иные предложения; не совпадает полностью и периодизация внутри каждого из основных этапов, предлагаемая отдельными авторами.' Мы полагаем, что и историю советского авторского права следует рассматривать, исходя из тех же основных этапов. Внутри первой эпохи в развитии советского авторского права можно выделить три периода: 1) проведение Великой Октябрьской социалистической революции и гражданская война (1917—1920), 2) восстановление народного хозяйства (1921—1926) и 3) социалистическая перестройка народного хозяйства (1926—1935).

Хотя исторические грани, как правило, условны и выходят за рамки твердых календарных дат, мы считаем, что для развития советского права более правильно относить начало второй эпохи в 1936 г, как предложил И. Б. Новицкий, а не к 1938 г., как предлагают авторы учебника истории СССР, поскольку принятие Конституции СССР в 1936 г. действительно знаменовало наступление новой эпохи в развитии советского права.2

Историю нашего авторского права во вторую эпоху сложно подразделить также на три периода: 1) вступление СССР в полосу завершения строительства социалистического общества (1936—середина 1941); 2) Великая Отечественная война (середина 1941—1945) и 3) завершение строительства социализма и постепенный переход к коммунизму (1946—до настоящего времени).

Не ставя своей задачей исчерпать все законодательства по авторскому праву СССР и союзных республик, мы ограничиваемся рассмотрением либо наиболее существенных, либо малоизвестных нормативных актов СССР, а также РСФСР, так как до последнего времени другие союзные республики в своем законодательстве по авторскому праву в большинстве вопросов следовали примеру Российской федерации. В связи с неуклонным расширением законодательных прав союзных республик дальнейшие пути развития их авторского права несомненно будут отличаться своеобразием и потребуют раздельного рассмотрения

' См История СССР Эпоха социализма, 1958 г 2 См И Б Новицкий История советского гражданского права, 1957 г и другие авторы

а) Советское авторское право в период проведения Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны

Рабочий класс нашей страны после победы Октября стал не только господствующей материальной силой, но и гегемоном социалистической культуры.

Руководящая роль партии и Советского государства в развитии науки, литературы и искусства заключается прежде всего в утверждении, укреплении и обогащении идеологии марксизма-ленинизма в произведениях духовного творчества и широком использовании последних для строительства социализма и коммунизма.

В мае 1918 г. Ленин говорил, что только социализм освободит науку «от ее буржуазных пут, от ее порабо-

1 Маркс и Энгельс. Соч., т. IV, с. 36..

Эти принципы марксизма-ленинизма не только получили отчетливое отражение в первых декретах Совет-

2 См. В. И. Л ен и н. Соч., т. 31, ce. 291, 292.

3 В. И. Л е н и н. Соч., т. 31, с: 262:

4 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференции и" пленумов ЦК. Изд. 7, 1953 г., с. 420, ч. 1.

(.скоп власти по авторскому праву, но и определили на ряд лет вперед главную линию его развития.

Государственному издательству было поручено также массовое издание учебников и дано право субсидировать общеполезные периодические и книжные издания, предпринимаемые общественными организациями и отдельными гражданами. Полученные субсидии подлежали возврату государству, если издание оказывалось доходным.

' Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства от 4 января 1918 г.. № 2; СУ'РСФСР, 1918 г., № 14, ст. 201. 2 Та же газета от 6/19 декабря 1917 г., № 26.

проект декрета не стал законом.' М. р. Гордон пишет, что проект без рассмотрения был передан Совнаркомом ВЦИКу, которым был принят 29 декабря 1917 г.

Отсюда следует, что проект декрета, представленный Комиссариатом по народному просвещению, подвергся значительным изменениям 'во ВЦИКе в части, относящейся к авторскому праву.

1 А. М. К и л и н с к и и. Важнейшие черты советского авторского права иа произведения литературы и искусства. 1949 г, Диссертация, с. 66.

Во исполнение декрета о государственном издательстве от 29 декабря 1917 г. Государственная комиссия по просвещению постановлением от 14 февраля 1918 г. монополизировала сроком на 5 лет произведения 58 известных писателей.

Декрет о государственном издательстве от 29 декабря 1917 г. требовал при выборе сочинений для издания руководствоваться тем, насколько они близки трудовому народу, что несомненно являлось важным ориентиром не только для издательства, но и для авторской деятельности.

Запрещения органов прессы временные или постоянные проводились лишь по постановлению Совнаркома. Декрет о печати имел временный характер и подлежал отмене по наступлении нормальных условий общественной жизни.2

'M. В. Гордо-ч. Советское авторское право, 1955 г, с. 21.

2 СУ 1917 r, № l, er 7

Декрет о печати и постановление о революционном трибунале печати не имели непосредственного отношения к регулированию авторских отношений и относились только к буржуазной контрреволюционной прессе, однако эти нормативные акты не могли не оказать сдерживающего, отрезвляющего влияния на творческую работу отдельных буржуазных авторов в области литературы, науки и искусства, а также на направление деятельности частных издателей и других предпринимателей, издававших, распространявших произведения литературы и науки и организовывавших публичное исполнение сценических произведений.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил Конституцию РСФСР, которая определила основы общественного и государственного строя первого в мире социалистического государства, уничтожившего навсегда эксплуатацию человека человеком, и закрепил,! в законах новую историческую эпоху. Конституция яви-

СТАНОВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В СССР В 1930-Е ГОДЫ - тема научной статьи по государству и праву, юридическим наукам из журнала Право и государство: теория и практика

СТАНОВЛЕНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО ПРАВА

В СССР В 1930-Е ГОДЫ

АФАНАСЬЕВА Валентина Ивановна,

Краткая аннотация: статья посвящена становлению изобретательского права в СССР в 30-е годы, а также формированию законодательной базы в области изобретательского права.

Article is devoted to formation of the inventor's law in the USSR in 30-ies, as well as the formation of the legislative base in the field of inventive law.

Ключевые слова: изобретательское право; законодательство; патент; Комподиз. Inventive law; legislation; the patent; Kompodis.

Произошедшие изменения в экономиче-

усовершенствованиях , которое в принципиальных чертах оставалось неизменным, но, тем не менее, стало новым поворотным пунктом в развитии законодательства в области охраны промышленной собственности в СССР. Данное Положение имело важнейшее значение в разрешении ряда вопросов практического и правового характера.

Этим постановлением была дана жизнь двум параллельно просуществовавшим в СССР более 60 лет формам правовой охраны изобретений - авторскому свидетельству, которое было введено Декретом 1919 г., и патенту, при этом было определено доминирующее положение авторского свидетельства. Правовой режим охраны изобретений, основанный на авторском свидетельстве, рассматривался как обеспечивающий для советского общества исключительно важные экономические и иные преимущества. Таким образом, авторское свидетельство становилось основной формой охраны изобретений и прав изобретателей с 1931 по 1991 гг.

Во вступительной части данного Положения указывалось, что «действовавшее до сих пор

1 Систематический сборник важнейших приказов и постановлений по изобретательству и рабочим предложениям в промышленности. М., 1931. С. 53, 54.

2 Партийное строительство. 1930. № 23-24.

3 СЗ СССР. 1931. № 21. Ст. 180, 181; Тальянский В.Б., Полищук Е.П., Казакова В.К., Орлова В.В., Лынник Н.В. Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование. М., 1995.

История права и государства

В дальнейшем основные источники изобретательского права неоднократно будут обновляться, при этом изменения практически не затрагивали концепции авторского свидетельства и основанного на нем исключительного права государства на изобретения. Концепция изобретательского права обусловила и особенности процедуры признания права авторства и закрепления исключительного права на изобретения за государством. Отсюда - орган экспертизы выступал в качестве государственного органа, предоставляющего права изобретателю от имени государства, а поскольку данный орган действовал как представитель государства, то приобретения делались для государства (п. 57 Положения).

Таким образом, государство предоставляло изобретателю самому выбрать удобную форму защиты и, казалось бы, учло дореволюционный и собственно советский опыт регулирования данных отношений. Однако более пристальное рассмотрение данного Постановления и принятых в его развитие подзаконных актов показывает, что государство будет поддерживать и вознаграждать в первую очередь тех авторов, которые переуступят свое исключительное право на использование изобретения государству, т.е. выберут формой защиты авторское свидетельство.

При защите авторским свидетельством изобретения государство гарантировало изобретателю-трудящемуся выплату вознаграждения как непосредственному участнику социалистического

строительства. Заботу же о внедрении данного изобретения оно брало на себя, что давало возможность безвозмездно и беспрепятственно использовать данное изобретение любой государственной, кооперативной или общественной организации. Вознаграждение автора ставилось в зависимость от экономического эффекта, полученного от внедрения изобретения. Процент вознаграждения к годовой экономии составлял 20% при годовой экономии от 1 тыс. до 5 тыс. руб. и снижался до 2% при годовой экономии от 500 тыс. до 1 млн. руб. и более2.

Изобретатель, выбравший патент, по сути, лишал себя практической возможности воспользоваться его преимуществами, так как частное предпринимательство к этому времени в стране было ликвидировано. Перспектива же реализации патента либо лицензии государственными предприятиями или учреждениями в основном носила абстрактный характер, а главным субъектом и управляющей силой экономических отношений вновь и в полном объеме стало государство.

Таким образом, юридическая конструкция патента окончательно была сведена на нет.

На Комитет по изобретательству (Компо-диз) при Совете труда и обороны (СТО) были возложены задачи по содействию изобретательству, общее руководство органами по изобретательству и надзора за их деятельностью. В состав Комитета вошли Бюро новизны и Совет по рассмотрению жалоб на постановления Бюро3.

В обязанности Бюро новизны вменялось определять новизну изобретений; возможность выдачи авторского свидетельства или патента; на основании приказа № 26 Комитета эксперты должны были отбирать среди отклоненных заявок ценные рацпредложения, давать по ним заключения о возможности их использования в народном хозяйстве. Создавались также органы по изобретательству при наркоматах СССР и союзных республик, отраслевых объединениях и главках для содействия изобретательству и внедрению новшеств.

Все изобретения, сделанные в границах СССР, должны были патентоваться и реализовывать-ся за пределами государства исключительно с разрешения Комподиза при СТО и в установленном им

2 Патентное право в России. Сб. М., 2002. С. 56, 57.

3 Законодательство об изобретательстве. Сб. офиц. материалов об изобретениях и технических усовершенствованиях / Сост. Д.С. Постоловский. М., 1933. Разд. VII. Вознаграждение. Конфликты. С. 103-105.

порядке. За нарушение Положением предусматривалось наказание в виде 10-летнего срока лишения свободы с конфискацией всего или части имущества за передачу за границу без надлежащего разрешения изобретений, созданных на территории СССР или советскими гражданами за рубежом.

Таким образом, государство стремилось не только заинтересовать, но и привлечь как можно больше изобретателей и их изобретения в промышленное производство, что подтверждается Постановлением ЦК ВКП (б) от 26 октября 1930 г. «О положении массового изобретательства под углом в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.


Как известно, патентно-лицензионная работа-это деятельность по созданию и освоению принципиально новых объектов техники, а также по защите прав авторов в области изобретений и открытий. Эта работа по своему характеру является не только неотъемлемой частью научно-исследовательских работ, но и важнейшим элементом государственности. Государство с большим грузом проблем в этой области и без защиты прав изобретателей, не может считаться цивилизованным и развитым государством в современном мире.

Предлагается организовать Интернет-аукцион идей и изобретений, которые до сих пор не востребованы и неоцененны должным образом. Идеи и изобретения не хуже денег, могут и должны работать, обращаться и приносить, в том или ином виде, известность, доход и уважение своим владельцам, а также их потомкам. Государственные чиновники часто ошибались и продолжают ошибаются, решая проблемы в отрыве от изобретателей. О мытарствах основоположника космонавтики Э.К.

О конкретных изобретательских проблемах

После распада СССР, по мере ускорения капитализации стран на постсоветском пространстве, проблемы изобретателей все более обостряются, запутываются и требуют своего решения. Рассмотрим лишь часть из них.

Имеются и другие вопросы. Как решать вопросы с заявками на изобретения, на которые были получены положительные решения ВНИИГПЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы), или не получены, а делопроизводство кем-то было прервано? Известно, что выдача таких решений раньше не могла состояться без проведения экспертизы.

Когда это будет возможно неизвестно. Возникает необходимость в разработке межгосударственных взаимовыгодных соглашений по экспертизе заявок на изобретения.

На тот момент, по понятным причинам, сделка не состоялась. Авторы же изобретений, граждане СССР, имеют полное право на получение информации о заявке или авторском свидетельстве и на личное участие при решении их судьбы.

Имеются также неурегулированные вопросы, связанные с изобретениями, которые затрагивают финансовые интересы авторов, государственных организаций, предприятий бывшего ВПК СССР, разбросанных теперь по СНГ. Как быть если автору известно, что его изобретения используется много лет, а вознаграждения, которые во времена СССР было однократными, при изменившихся обстоятельствах в стране, не пересматриваются? Ответить на этот вопрос сложно, как сейчас модно говорить — без политического решения, и, особенно, без законов, обязывающих должностных лиц СНГ решать проблемы изобретателей.

Положение о том, что основным владельцем и распорядителем авторского свидетельства на изобретение является государство, по существу, сохраняется, а патент в обмен на авторское свидетельство СССР, как задумывалось раньше, выдавать никто не торопится. Тем более никто не будет думать за автора о получении, причитающегося ему вознаграждения за использование изобретения.

Защиту прав изобретателей в таком случае организовать трудно, а иногда очень трудно.

Невозможно точно оценить вклад рассматриваемых в примерах изобретений на прогресс всего человечества, но возможно, хотя бы примерно, сравнить и оценить уровни вознаграждений и защиты этих изобретателей со стороны государств. Этот изобретатель в Америке получил вознаграждение почти в десятки тысяч раз выше, чем такого уровня и даже выше изобретатели по авторскому свидетельству СССР.

Однако, справедливости ради, следует заметить, что во всем мире методики по определению размера как вознаграждения, так и причиненного ущерба изобретателям, нет и создать такую методику невозможно. Однако, любой ущерб, как в Америке, может быть доказан в справедливом суде хорошими адвокатами.

Ни единовременного поощрительного никакого другого вознаграждения автор не получал за это изобретение. Это изобретение, как выше говорилось, относится к разряду тех, которые ждут своего времени, но его уже используют в научных статьях, диссертациях и при разработках проектов.

Перечень литературы с такими фактами может быть приведен. Возникает ряд вопросов.

Следует ли считать, что такие изобретения, в виде технических знаний, используются министерством образования и науки, которые и должны соблюдать права авторов, используя имеющиеся у них фонды? Кто защитит права авторов таких изобретений, на которых тоже учится подрастающее поколение?

Или в государстве защищают только права Нобелевских лауреатов? Но лауреатов нельзя вырастить без массива изобретений, прошедших экспертизу и отвечающих всем требованиям мировой новизны.

Необходимы волевые решения должностных лиц. Изобретатели СССР надеются, что такие решения появятся.

Читайте также: