Автором концепции гражданского общества как основы правового государства является токвиль

Обновлено: 01.06.2024

Общество можно рассматривать в двух аспектах: в широком смысле – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений. Оно создается на основе интересов, которые реализуются в результате сотрудничества людей. Организованность общества зависит от сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Учет различных интересов, упорядоченность деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, достигается с помощью различных структур общества, и в первую очередь государства.

Не могло быть, строго говоря, гражданским и рабовладельческое общество, поскольку оно не признавало значительную часть своих членов в качестве свободных и равноправных. Рабы были не субъектами, а объектами притязаний со стороны людей. То же самое можно сказать о феодальной системе с его крепостничеством.

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личности и их групп.

Признаки гражданского общества: самоуправление свободных граждан, организаций; разнообразие форм собственности на основе многоукладной экономики; конкуренция образующих его структур и объединений граждан; свободно формирующееся общественное мнение, плюрализм; контроль деятельности ряда государственных структур; обеспечение выполнения прав и свобод человека и гражданина.

Понятие гражданского общества, будучи известным уже давно, оказалось для наших граждан относительно новым. Сама эта идея весьма слабо распространена в широких массах, в общественном сознании. Гораздо больше утвердилась идея правового государства. Гражданское общество не нашло четкого отражения в новой российской Конституции, которая даже не содержит этого термина, хотя отдельные элементы гражданского общества в ней все же закреплены (частная собственность, рыночная экономика, права человека, политический плюрализм, свобода слова, многопартийность).

С возникновением гос-ва значительная часть людей оказалась неудовлетворенной тем, что государство реализует интересы не всегда большинства, что его сила, власть употреблялись не на общее дело, не на общее благо, а в корыстных целях узкого круга лиц. В таких ситуациях государство из слуги общества превращалось в хозяина, навязывало свою волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Отсюда в период буржуазных революций и зародились идеи о правовом государстве у Шарля Монтескье, Джона Локка, Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо. Сегодня правовое государство нами воспринимается как такой тип государства, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. В идее правового государства можно выделить три главных аспекта:

- народного суверенитета, в соответствии с которым народ - источник всей той власти, которой располагает государство (статья 3 Конституции РФ гласит, что единственным источником власти является многонациональный народ);

- свобода человека, наиболее полное обеспечение его прав (в статье 2 конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита этих прав – обязанность государства);

- ограничение правом государственной власти (или разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений).

Исходя из этого правовое государство – это такая форма организации и деятельности государственной власти, при которой государство и граждане связаны взаимной ответственностью при безусловном главенстве Конституции, демократических законов и равенства всех перед законом. Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.

Право, соответствующее развитому правовому государству, в литературе именуется цивилизованным правом. Такое право не должно отражать интересы отдельных классов, сословий или групп, а обеспечивать общечеловеческую справедливость. Оно призвано также охранять индивидуальные интересы личности, если они, разумеется, не противоречат индивидуальным интересам других людей. Цивилизованное право должно одновременно предоставлять условия для свободного волеизъявления и быть мерой ограничения свободы. Такое право ограничивает произвол со стороны власти, обеспечивая действительную свободу человека и гражданина, согласующуюся с идеями естественного права.

Концептуального оформления идея гражданского общества приобрела в творчестве Т. Гоббса. Он одним из первых начал противопоставлять естественное и общественно-политическое в человеке. Природное в человеке является неуправляемым и поэтому неполитическим, тогда как общественное подчиняется законам общества, а политическое - власти, государству. Считая свободу естественным состоянием, Т. Гоббс в то же время обосновывал необходимость подчинения властям государства ничем не ограниченной свободы, которая ведет к всеобщей вражды и насилия. Так природном обществу (soci-etas naturalis) было противоположность гражданское общество (societas civilis) как совокупность членов общества, сограждан, подчиненных власти государства. За Т. Гоббсом, гражданское общество - это получил-ное общество, которое является результатом перехода от естественного к общественно-политического состояния. Государство создает гражданское общество, закладывая его основы, устанавливая порядок, цивілізуючи общество и его членов.

Хотя Т. Гоббс и Дж. Локк выходили из договорной теории происхождения государства, они сделали из нее разные выводы. Как апологет абсолютной монархической власти Т. Гоббс утверждал, что, заключив однажды общественный договор и перейдя к гражданского состояния, люди должны во всем подчиняться государству и не могут оказывать ей сопротивление. Дж. Локк, наоборот, обосновывал право народа на сопротивление государству в том случае, если она пренебрегает его права и интересы. Он доказывал, что, заключив общественный договор, государство получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо и достаточно для достижения главной цели политического сообщества - создание условий для того, чтобы все и каждый могли обеспечивать свои гражданские интересы, и не может посягать на естественные права человека - на жизнь, свободу, собственность и т.д. Хотя Дж. Локк еще не разграничивал общество и государство, различения им прав личности и государства имело большое значение для становления концепции гражданского общества.

Принципиально важный внесение в развитие концепции гражданского общества сделал Г. В. Ф. Гегель. В отличие от своих предшественников, которые не разделяли общество и государство, он рассматривал их как отдельные образования. По его мнению, гражданское общество существует не внутри государства, а рядом с ней. У Гегеля гражданское общество является сферой материальных условий жизни, в которой индивиды связанные интересами. Это общество философ рассматривал как совокупность индивидов, которые посредством труда удовлетворяют свои нужды и потребности других. Фундаментом гражданского общества является частная собственность. Переход от гражданского общества к государству происходит тогда, когда отдельные члены общества объединяются в органическую целостность, то есть в государство. Во взаимоотношениях общества и государства Гегель отдавал предпочтение последней, считая, что в ней представлена общая воля граждан, тогда как гражданское общество является сферой реализации частичных, частных интересов отдельных лиц.

К. Маркс, как и Гегель, также считал, что гражданское общество существует вне государством как политическим институтом. Он рассматривал это общество как совокупность семей, общественных сословий и классов, отношений собственности и распределения, вообще всех форм и способов позадержавного существования и функционирования общества. Однако в отличие от Гегеля К. Маркс исходил из идеи вторичности государства в отношении гражданского общества, а в конечном итоге - к его экономической структуры. По его мнению, гражданское общество, в котором частной собственности принадлежит решающая роль, порождает государство. Такое общество является буржуазным, государство в котором, как и любое государство, является орудием классового господства. Историческое развитие, по К. Марксом, ведет к освобождению гражданского общества от государства. Не государство подчиняет себе общество, а общество с его базовыми экономическими отношениями подчиняет себе государство и в конечном итоге растворяет ее в самоуправляющихся структурах, государство в коммунистическом обществе отмирает.

Так постепенно сложилась концепция гражданского общества как сферы негосударственных общественных отношений, что так или иначе соотносится и взаимодействует с государством как политическим институтом. Под гражданским обществом начали понимать все то в обществе, которое не является государством и государственным.

Таким образом, гражданское общество - это сфера негосударственных общественных институтов и отношений.

Уединенность гражданского общества от государства не означает, что оно находится вне сферы государственного влияния. Так или иначе, государство регулирует все общественные отношения - от семейных до политических, однако это регулирование может осуществляться как на основе закона, который в правовом государстве является результатом общественного консенсуса, так и путем произвольной регламентации со стороны различных государственных структур и должностных лиц, нередко вопреки общественным интересам. Гражданское общество находится вне пределов такой произвольной регламентации со стороны государства. Оно должно иметь определенную автономию относительно государства как политического института.

Конкретизации представлений о гражданское общество будет способствовать выяснению его структуры.

Гражданское общество - это относительно самостоятельная от государства и самоорганизующаяся система социальных, экономических и политических отношений, включающая в себя различные формы объединений людей с целью удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. 1

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы - независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:

  • гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
  • гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы - не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
  • демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
  • высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государсва;
  • народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;
  • верховенство и полновластие народа;
  • справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
  • свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества - в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим - т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Можно выделить функции гражданского общества:

  • защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
  • способствует формированию демократии, правового государства;
  • контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
  • помогает воспитанию и социализации граждан;
  • защищает интересы людей. 2

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

В правовом государстве четко и точно определены формы, пути и механизмы деятельности государства, пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Общие требования, которым должно отвечать правовое государство:

  • соответствие законодательства важнейшим интересам всех классов и социальных слоев, тенденциям социально-экономического развития и морально-психологической ситуации в обществе;
  • ограниченное вплетение законодательства в контекст практического процесса решения насущных проблем;
  • строгое соответствие текущего законодательства конституционному;
  • практическое обеспечение верховенства закона по отношению к подзаконным нормативным актам;
  • диалектическое сочетание стабильности и динамизма законодательства;
  • наличие отработанных демократических процедур участия граждан в правотворческом процессе;
  • учет общественного мнения;
  • наличие совершенного юридического механизма разрешения спорных и конфликтных ситуаций между субъектами права на всех уровнях аналитической, государственной, социальной структуры;
  • высокий уровень правовых знаний и правовой культуры граждан.

Итак, правовое государство обеспечивает:

  • верховенство права и закона;
  • максимальную гарантию прав и свобод человека;
  • равенство всех перед законом и судом.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество. Гражданское общество составляет сферу абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом. Оно предстает в виде социального, экономического, культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор. 3

Гражданское общество – это совокупность гражданских и общественных организаций и объединений, которые составляют основу общества в отличие от властных структур государства (независимо от политической системы государства) и коммерческого института рынка.

Также под гражданским обществом понимают такое общество, которое характеризуется активностью и способностью к самоорганизации, а также к определению и достижению поставленных целей без побуждения со стороны государственных органов.

Современные политологи и социологи важнейшей особенностью гражданского общества называют его способность действовать независимо от государственных институтов. При этом независимость не должна означать соперничество между обществом и властью, которое обычно происходит в странах, где политическая система противоречит воле большинства граждан.

Также важнейшим признаком гражданского общества называют осознание его членами потребностей общества и стремление удовлетворить их, то есть интерес к обществу (сообществу) и чувство ответственности за его благополучие.

Принципы гражданского общества

Принципы гражданского общества

К основополагающим принципам, которые разделяют члены гражданского общества, относятся:

  • экономический и политический плюрализм;
  • личная свобода;
  • публичность и общая осведомлённость;
  • справедливость и строгое соблюдение законов;
  • верховенство права во всех сферах жизни общества;
  • невмешательство государственной власти в индивидуальные вопросы и дела гражданского общества;
  • защита государством необходимых естественных гражданских свобод, вытекающих из самого общества;
  • признание приоритетного значения прав личности, нерушимости её чести и достоинства, обеспечение условий для её защиты;
  • универсальность и равенство закона для всех;
  • взаимная правовая ответственность личности и государства (чиновников, официальных лиц);
  • принцип разделение властей (система сдержек и противовесов);
  • автономия судов и судей и др.

Аспекты гражданского общества

Кроме множества определений гражданского общества, исследователи выделяют и ряд его аспектов.

  • С точки зрения защиты и реализации индивидуальных и групповых интересов гражданское общество – это совокупность добровольных социальных организаций, средств формирования общественного мнения, давления на политическую сферу, а также других межгрупповых и межличностных отношений, создающих возможности для реализации членами общества своих интересов. Здесь важна способность человека сознательно и добровольно объединяться с себе подобными.
  • С точки зрения структуры общественной системы гражданское общество – это своеобразное социальное пространство, в котором люди взаимодействуют как автономные индивиды, а взаимодействуя, образуют сложную, многоуровневую сеть гражданских связей и взаимозависимостей, которые и создают собственно социальную жизнь и собственное общество, которому не нужно принуждение со стороны политических структур, чтобы функционировать.
  • С точки зрения взаимоотношений с государством гражданское общество – это сфера автономного существования, самовыражения, самореализации и самоорганизации индивидов, которая защищена законами от прямого вмешательства и регламентации со стороны государственной власти; это совокупность неполитических, негосударственных отношений в социуме: экономических, социальных, духовных, этнических, религиозных и т.п.

Условия эффективного функционирования гражданского общества

Условия эффективного функционирования и жизнеспособности гражданского общества

Политологи и социологи выделяют ряд условий, необходимых для существования сильного гражданского общества. К ним относятся:

  • наличие права, которое закрепляет и охраняет личную автономию граждан;
  • владение, либо право пользования и распоряжения каждым членом общества какой-либо собственностью;
  • обеспечение свободы личности и личной инициативы;
  • структурированность общества, общественных отношений, которые отражают богатство и разнородность интересов представителей разных социальных групп и слоёв;
  • ответственность за последствия собственных действий;
  • способность индивидов к общественному сотрудничеству ради индивидуальной и совместной выгоды и гражданского мира.

Отношения гражданского общества и государства

Отношения и взаимовлияние гражданского общества и государства является определяющим в обеспечении демократического развития страны. Отстаивая материальную и духовную независимость человека от государства, добиваясь правовой гарантии такой независимости, защиты частных и общественных интересов людей, гражданское общество активно способствует процессам демократизации, появления признаков правового государства.

Концепции гражданского общества

Концепции гражданского общества

В этом плане гражданское общество было против естественного состояния. По мнению Джона Локка, человек принадлежит порядку природы, установленному Богом. При этому он подчиняется и государственному порядку, которое возникает в результате общественного договора, а гражданское общество поддерживает государство в этом порядке.

В последующие века эта концепция была переработана и значительно изменилась. В XIX в. это сделал Георг Гегель – немецкий философ, а в начале XX в. – итальянский философ Антонио Грамши. Их соображения, существенно отличающиеся друг от друга, были уже явно постулативными и нормативными. В основном они касались того, как должно быть организовано общество, а не каким оно является на самом деле.

Георг Гегель обратил внимание на тот факт, что естественным является состояние некультурности, насилия и несправедливости. Именно по этой причине обязательным является вступление людей в гражданское общество, поскольку только в нём правовые отношения обладают действительностью.

  • субстанциальный (к которому относятся земледельцы-шляхтичи и крестьяне);
  • промышленный (фабриканты, торговцы, ремесленники);
  • общий (к которому относятся чиновники).

В гегелевской системе гражданское общество было одним из трёх элементов социальной системы:

  • национальное сообщество, основанное на этических принципах;
  • государство, базирующееся на разуме (а значит и правительство, парламент, общественное мнение);
  • гражданское общество, которое он представил в виде сети рыночных взаимозависимостей.

Антонио Грамши выделял 3 разных элемента социальной системы:

  • экономику (в которой доминирует буржуазия);
  • государство (инструмент насилия в её руках);
  • гражданское общество, которое по своей концепции должно было быть реализовано в социальной, политической и культурной жизни, создавая барьер для господства буржуазии.

В последующие годы идея гражданского общества утрачивает свою популярность. Этому были свои причины:

  • с одной стороны, набирает популярность идея демократического общества;
  • с другой – противостоящие ей концепции и идеи (тоталитарные общества в коммунистической и фашистской версиях).

В период с 1750 по 1850 года это понятие стало предметом научных исследований и дискуссий.

Дискуссия об обществе возвращается в 1970-х годах в связи с процессами, происходящими в Центральной и Восточной Европе, и, прежде всего, с растущей тенденцией к освобождению его от давления коммунистической системы.

Отправной точкой для любого размышления о гражданском обществе является самореализующийся человек, автономный, принимающий, а также ищущий одобрения у других. Он участвует в экономической, культурной, домашней жизни, ассоциациях и любых мероприятиях, которые рождаются и развиваются в местных сообществах. Он является источником таких инициатив, не ограниченных давлением со стороны государственных органов. Государство не создаёт правовых рамок для этого вида деятельности.

Гражданское общество как сфера социума

Гражданское общество как особым образом структурированная сфера социума

Этот подход позволяет выделить 3 относительно самостоятельные элементы данного социального феномена и соответственно 3 уровня исследования гражданского общества:

  • исследование фактического наличия институтов и структур гражданского общества во всех сферах жизни (в социологии для данного исследования используют преимущественно статистический метод);
  • анализ процессов функционирования, связей и взаимодействия различных элементов и структур гражданского общества (для него характерно сочетание количественных и качественных методов исследования);
  • исследование граждан того или иного сообщества (здесь особое значение приобретают качественные методы социологического исследования).

При анализе обществ, которые начали осуществлять демократические преобразования, самым важным пунктом исследования является первый уровень, в отличие от обществ с демократической системой, где наличие физических элементов гражданского общества несомненна, а вектор исследования смещён в направлении изучения личностного уровня.

В период перехода от тоталитарного (командно-административного) к гражданскому состоянию общества возникает множество конфликтов между существующими и новыми (в качественном и количественном аспекте) социальными институтами. Изменения эти влияют на уже имеющуюся консервативную систему ценностей, углубляют эти конфликты. Выход из этой ситуации – постепенные цивилизованные изменения в обществе.

Существуют заметные отличия между гражданским обществом, которое находится в становлении, и уже сформированным. В некоторых формах такого институционализированного общества также возможно повторное возникновение движений и инициативных групп, ставящих своей целью новое радикальное разрушение институтов.

Для формирования главных институтов гражданского общества необходимы благоприятные условия. Их обеспечивает именно общество через государство.

Методология исследования гражданского общества

Методология исследования гражданского общества

Методы исследования гражданского общества можно разделить на следующие группы:

  • общелогические: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, теоретическое моделирование;
  • теоретические: мысленный (виртуальный) эксперимент, математическая формализация, аксиоматический метод, гипотетический переход от абстрактности к конкретности;
  • социологические: изучение документов (контент-анализ), анкетирование, интервью, экспертный опрос, наблюдение, изучение социальных установок, социально-политический эксперимент;
  • социально-психологические: изучение документов (контент-анализ), когнитивное картирование, социометрические опросы, тестирование, шкалирование, наблюдение, социально-психологический эксперимент;
  • сравнительно-исторические: исторического описания, конкретно-исторического анализа, сравнительный, периодизации, хронологический ретроспективный;
  • эмпирические (экспликативные): практический опыт, анализ статистического материала, контент-анализ, ивент-анализ, конкретное моделирование;
  • системно-функциональные: системный метод, декомпозиция, композиция, институциональный и функциональный методы, структурно-функциональный анализ;
  • прогностические: выводы по аналогии, метод простой экстраполяции, дельфийский метод, спектральный анализ, компьютерная симуляция и др.

Роль политических партий в становлении гражданского общества

Политические партии как неотъемлемая часть гражданского общества непосредственно влияют на государственную политику и играют ведущую роль в формировании политической культуры граждан. Именно через партии выражается воля различных слоёв населения в органах власти, достигается ответственность правительственных структур перед народом. Главная черта, которая отличает политические партии от других организаций – это стремление к замещению государственных должностей своими представителями.

Феномен гражданского общества имеет негативные и позитивные аспекты. Например, известно много примеров стран с сильным и действенным гражданским обществом, где слабость политических партий ставит под угрозу систему в целом как таковую. Есть примеры стран, в которых политические партии на порядок меньше развиты, чем само гражданское общество.

В большинстве случаев кажется, что гораздо легче и удобнее для международного сообщества оказывать поддержку и поощрять гражданское общество посредством ограниченного взаимодействия с политическими партиями. Однако для перехода к демократии требуется мобилизация общественного мнения и его институциональное оформление. Первоначальная мобилизация может быть направлена гражданским обществом, но только политические партии могут установить необходимые институциональные рамки.

Читайте также: