Авторитет авторитетность характеризуют как право так и религию

Обновлено: 02.07.2024

Эффективное взаимодействие с другими людьми – это необходимое условие успеха в любой деятельности. И важным фактором этого взаимодействия является авторитет. Без него невозможно стать лидером, успешным организатором, да и просто работать в команде. Авторитет – это то, что позволяет нам оказывать влияние на других людей.

Авторитет с точки зрения психологии

Социальная психология рассматривает авторитет как форму влияния на людей, основанную на уважении и доверии. Фактор веры побуждает людей некритически воспринимать информацию, исходящую от авторитета, и основным рычагом управления в этом случае является не принуждение, а убеждение. Поэтому хоть авторитет и рассматривают как форму власти, но делают это с оговорками. Ведь люди добровольно признают за авторитетом право управлять ими и принимать решения.

В разных социальных группах набор качеств, необходимых для получения влияния, может быть разным. Так, в сообществе мальчиков-подростков главную роль играет уверенность в себе, независимость, смелость и даже наглость. А в профессиональном коллективе обязательными являются организаторские способности, чувство ответственности и профессионализм.

Большинство членов группы обладает авторитетом, только разного уровня. Исключение составляют отверженные и изолированные, которые не смогли завоевать уважение одногруппников.

Авторитет как инструмент власти

Власть – это одно из наиболее привлекательных для человека социальных явлений. Власть над своим телом, своими желаниями, власть над природой и, конечно, другими людьми. Она позволяет человеку ощутить собственное могущество и превосходство над окружающими.

Одним из наиболее эффективных инструментов власти является авторитет, который обеспечивает практически безоговорочное подчинение его носителю. Это связано с положительной оценкой обладающего авторитетом человека и убежденностью правильности принимаемых им решений. Такому человеку хочется доверять и подчиняться.

Правда, в зависимости от характера власти формирование авторитета идет разными путями. Различают формальный и неформальный аспекты власти и, соответственно, авторитет лидера и руководителя.

Авторитет лидера

Этот вид влияния основан на личных качествах человека. Лидер обладает совокупностью особенностей, притягивающих к нему людей и обеспечивающих ему высокий социальный статус и, соответственно, авторитет. Можно назвать следующие личностные качества, необходимые, чтобы завоевать авторитет:

  • уверенность в себе, убежденность в своей правоте и своей силе;
  • высокий уровень энергии, стремление к деятельности, направленной на достижение значимых целей;
  • обладание харизмой – яркой индивидуальностью, связанной с одаренностью, особыми способностями, в первую очередь, в интеллектуальной и социальной сферах;
  • хорошие организаторские и коммуникативные способности, развитая риторика и умение убеждать;
  • принятие своего высокого статуса, потребность в социальном признании и даже в восхищении окружающих.

Без этих качеств и способностей невозможно стать действительным авторитетным лидером, человеком, за которым люди признают право на власть, то есть право принимать решения и управлять ими.

Авторитет руководителя

Руководитель, в отличие от лидера, получает власть, так сказать, в готовом виде. В основе его права влиять на людей лежат формальные законы, положения, постановления и т. д. По сути дела, руководитель может влиять на людей и не обладая авторитетом, для этого у него есть инструменты принуждения и поощрения. Например, он может понизить или повысить человека в должности, выдать премию или перевести на менее престижную работу.

Руководитель имеет полномочия управления, делегированные ему высшей властью. Поэтому нередко руководители не обладают авторитетом вовсе. А если авторитет все же имеется, то основан он не на личных качествах. Это прежде всего авторитет статуса. Люди привыкли считать, что те, кто обладает формальной властью, достигли поста руководителя, заведомо умнее, профессиональнее обычных членов группы, и, следовательно, имеют право принимать решения и руководить. Лишившись своей должности, такой руководитель быстро утрачивает и авторитет.

Бывает, конечно, ситуация, когда руководитель обладает одновременно и неформальным авторитетом, то есть является одновременно и лидером. Эта самый лучший, самый эффективный вариант для успешной деятельности группы. К тому же он является условием позитивного психологического климата и помогает решать внутренние конфликты. Но к сожалению, такая ситуация встречается далеко не всегда. Ведь уже обладая влиянием статуса, руководитель часто не хочет прилагать усилия для завоевания еще и личного авторитета.

Виды авторитета

Быть авторитетным членом сообщества престижно, и завоевать этот высокий статус стремятся многие. А есть личности, которые в силу особенностей характера буквально одержимы стремлением к власти. Пути приобретения влияния на людей могут быть разные, и в зависимости от них выделяют разные виды авторитета.

Подлинный и ложный (мнимый) авторитет

Доверие

Подлинный авторитет – это следствие конструктивной деятельности человека и того уважения, которое испытывают к нему другие члены социума. Формирование авторитета этого типа требует не только немалых усилий и затрат времени, но и личностных качеств, о которых говорилось выше.

Нередко бывает, что стремление к власти, желание управлять людьми и извлекать из этого пользу упирается в отсутствие авторитета. Не все готовы жертвовать своим временем и интересами ради того, чтобы заслужить уважение. Если подобные люди лишены еще и нравственных принципов, то они идут к завоеванию авторитета обходными путями: используют манипулирование, интриги, лицемерие, распускание слухов и разжигание межличностных конфликтов.

Известный психолог Э. Берн охарактеризовал такие действия как социальные игры. Нередко с помощью таких нечестных приемов человеку удается если не заслужить уважение, то хотя бы получить влияние на людей. Это и есть ложный или мнимый авторитет, который, по сути, является не авторитетом, а лишь временным преимуществом человека, сумевшего обманным путем вскарабкаться по лестнице статусов.

Рациональный и иррациональный авторитет

Эту классификацию ввел один из лидеров психоанализа Э. Фромм.

Рациональный авторитет опирается на доводы разума, на рациональную оценку качеств, способностей и опыта личности. Главную роль в формировании этого вида авторитета играет уровень компетенции – чем он выше, тем устойчивее влияние человека в определенной сфере, тем авторитетнее его мнение и тем больше доверия к нему.

Так, если мы приглашаем специалиста для настройки нашего компьютера, то нас интересует прежде всего его компетенция и профессиональный опыт. Специалисту высокого уровня мы доверяем, и он для нас является авторитетом в данной области. Но только именно в этой области. Мы не будем ждать от него советов о том, как воспитывать детей или как мариновать мясо для шашлыка.

Следовательно, рациональный авторитет не носит всеобщего характера и имеет отношение не столько к личным качествам, сколько к профессиональным. Еще одной особенностью рационального авторитета является его толерантность к критике. Более того, этот тип влияния предполагает постоянное подтверждение уровня компетентности и доказательства профессионализма на деле.

Иррациональный авторитет – это влияние власти и статуса. Он не требует осмысления и не терпит критики. Так, люди часто считают, что тот, кто выше их по статусу, заведомо умнее, опытнее, авторитетнее. Поэтому начальник, представитель власти уже в силу своего статуса и прав является авторитетом. Это и есть иррациональный авторитет, и любая попытка серьезного анализа и оценки действий авторитарной личности может привести к разочарованию в ней.

Но многие люди не хотят задумываться, анализировать действия властей, так как им удобнее и проще иррационально им доверять, перекладывать на плечи авторитарных личностей и решение своих проблем, и ответственность за эти решения.

Как завоевать авторитет

  • Шаг 1. Самоанализ и самооценка. Это серьезное осмысление своих личных и профессиональных качеств и оценка их с точки зрения значимости и привлекательности для окружающих. Для этого необходима рефлексия – умение посмотреть на себя со стороны. Чтобы облегчить себе задачу, можно выписать все значимые для завоевания уважения качества и оценить их наличие у вас по десятибалльной шкале.
  • Шаг 2. Саморазвитие. Оценив качества, необходимые для завоевания авторитета, выберите те, что считаете наиболее важными, и составьте план их развития.
  • Шаг 3. Коммуникация. Невозможно завоевать авторитет, не взаимодействуя с людьми. Это необходимо и для налаживания контактов, и для демонстрирования своих личных и профессиональных качеств. Поэтому оцените свои коммуникативные качества, и если они недостаточно развиты, поработайте над этим.
  • Шаг 4. Социальная значимость. Для того чтобы завоевать авторитет, нужно стать полезным, значимым для общества. Это требует понимания интересов и целей группы и готовности жертвовать своими интересами ради блага социума. Чем больше группа нуждается в вас, тем выше ваш авторитет.

Ну и еще один совет. Помните, что понять, какие качества необходимы для завоевания авторитета, очень легко. Это то, что мы все ценим в окружающих:

  • открытость и честность;
  • естественность поведения;
  • позитивный настрой;
  • трудолюбие и отзывчивость;
  • умение уважать других и прощать их ошибки.

Будьте строги к себе и снисходительны к окружающим, не стремитесь перекладывать на других ни работу, ни ответственность, и проблемы с завоеванием авторитета у вас не будет.

Послушайте, как интересно авторитет влияет на наше восприятие других людей:

В текущий момент мы переживаем стадию модернизации политической системы, чего ей, однако, не хватает пока, так как нет более оперативной и четкой дифференциации политических ролей. "Мы наблюдаем, например, как наша оппозиция не может удержаться в роли критиков правительства, обижаясь, что ее "не слушаются", а правительство сбивается на роль критиков, разоблачая, обличая то, за что должно отвечать. Законодатели не могут удержаться от постоянных вмешательств в действия исполнительных органов. А эти последние тайком переделывают законы с помощью инструкций. И все вместе дружно испытывают неодолимую тягу к прекрасной, но, увы, не принадлежащей им роли пророков, духовных вождей" (Наумова Н. Переходный период // Коммунист. 1990. № 8. С. 8).

Одна из неотложных задач поэтому – дополнение преобразования политической системы преобразованием, а во многом образованием, политической культуры, где "мания деструктивного участия" уравновешивается пассивностью, доверием, способностью к подчинению авторитетам.

Опыт истории показывает, насколько ослабляют государство и опасны попытки одной из ветвей власти доминировать или вообще свести разделение власти к чисто формальной процедуре. В этом последнем случае реальной правящей властью оказывается какая-либо иная сила, стоящая вне структуры официальной власти либо заменяющая ее (в странах с однопартийной системой, авторитарным, диктаторским, тоталитарным правлением). Таким образом, принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную необходим для избежания узурпации власти одной из них.

Вопрос 52. Политические режимы

Политический режим – способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающей уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Основные элементы политического режима:

– форма и роль государства;

– структура политических институтов;

Политический режим обеспечивает:

– стабильность политической власти;

– приемлемую для власти динамику и направленность политических процессов;

– достижение целей политики;

– реализацию интересов властвующей элиты.

Тоталитарный политический режим стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Характерные признаки тоталитарного политического режима:

– монополия на средства вооруженной борьбы, на террористический контроль со стороны политической полиции;

– единственная массовая партия;

– монопольно существующая, признанная всеми идеология;

– монополия на средства массовой информации;

– централизованная система контроля над экономикой. Авторитарный политический режим характеризуется тем, что политическая власть осуществляется одним лицом или группой лиц (семьей, группой военных и т. п.) при минимальном участии народа. "Государство – это я", – говорил Людовик XIV. Характерные черты авторитаризма:

– концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;

– наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов воздействия на общественную жизнь;

– ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;

– отсутствие огромного репрессивного аппарата;

– разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

– присутствие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба).

Отличия от тоталитаризма:

– необязательность четко разработанной единой идеологии;

– отсутствие всепроникающего характера государственного воздействия на общество, тотального регулирования общественных процессов;

– поощрение самостоятельности и инициативы граждан;

– отказ от вмешательства в частную жизнь;

– допустимость размежевания и даже поляризации политических сил и интересов;

– большая автономия политической системы по отношению к экономической, возможность ее сочетания как с централизованной, так и с рыночной;

– главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила.

Демократический политический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Носителем политических отношений является отдельная личность, когда она вступает в отношения с государством как его гражданин, участвуя в выборах, в работе различных государственных органов, во всенародном обсуждении законопроектов, либо как депутат, представитель населения в органах государственной власти. Каждая личность прямо или косвенно оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие основных элементов демократической политической системы. Сила этого воздействия возрастает по мере социального прогресса, становясь результатом все более активного использования гражданами своих политических прав и свобод, все более эффективного участия в формировании всех сторон общественной и государственной жизни.

Характерные черты демократического политического режима:

– избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем равных, всеобщих, прямых выборов с использованием тайного голосования;

– наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

– разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, наличие механизма сдержек и противовесов в распределении властных полномочий между ними;

– многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, стоящих как на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

– принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

– гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику власти и любых ее представителей;

– отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных полномочий.

Гарантиями функционирования демократического режима являются:

– создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов государства и его аппарата;

– ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;

– наличие возможностей для своевременного и полного политического информирования граждан;

– упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников.

Вопрос 53. Политический режим современной России

Переходный характер современного российского общества определяет переходное состояние и его политической сферы. Применительно к современной России речь может идти только о посттоталитарном становлении демократического режима, представляющем собой трудный, сложный, длительный процесс расширения, углубления и реального гарантирования подлинно демократических начал, их внедрения в конкретные формы, способы и методы осуществления политического властвования.

Этот процесс отнюдь не прямолинеен и далеко не всегда идет только по восходящей линии. Но он идет и развивается, уже достигнуто немало, хотя несомненно и то, что предстоит добиться еще неизмеримо большего, прежде чем и в России можно будет безоговорочно вести речь о подлинно демократическом режиме.

В современной России конституционно закреплены:

– принципы народовластия, в соответствии с которыми носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ России, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы;

– гражданское равноправие и недопустимость лишения гражданина РФ своего гражданства;

– социальный и правовой характер государства, многообразие форм собственности;

– разделение государственной власти на независимые ветви – законодательную, исполнительную и судебную; самостоятельное местное самоуправление;

– политический плюрализм, многопартийность, уважение и свобода деятельности оппозиции, свобода общественных объединений;

– отказ от государственной или обязательной идеологии и признание идеологического многообразия;

– светский характер государства, равенство религиозных объединений и отказ от установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной и др.

Следует подчеркнуть, что именно эти базовые принципы и черты политической жизни современной России характеризуют ее политический режим сегодня.

Однако важно отметить и то, что в реальных переходных и кризисных условиях современного этапа развития российского общества многие из провозглашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, способов и методов политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации. Так, незначительные темпы экономического развития не позволяют радикально сократить безработицу, преодолеть обнищание большинства населения, задолженности по выплате зарплаты и т. д., что не может не нарушать или ограничивать права человека. Однобокий перекос в пользу исполнительной ветви власти не позволяет успешно, последовательно и эффективно реализовать в полном объеме преимущества демократического разделения и равновесия властей.

Авторитет власти всегда строится на ее легитимности. Авторитетная власть, как правило, пользуется уважением и доверием со стороны всего общества. Авторитет власти – показатель эффективности выбранной властью стратегии управления обществом.

Авторитет зарабатывается благодаря успехам, достигнутым властью в решении текущих проблем, которые волнуют общество. Поэтому авторитетные полномочия власти можно охарактеризовать как влияние, основанное на легитимности.

Авторитетом, как правило, обладает сильная власть. Причем такая власть практически незаметна в обыденной жизни. Она проявляется лишь тогда, когда возникают спорные моменты, и выступает в качестве арбитра при разрешении подобных ситуаций, возникших внутри общества. При этом как раз авторитет власти позволяет ей выступать в данном качестве, так как только ей доверяют, с ее мнением считаются в первую очередь.

Но авторитет власти может носить как формальный, так и неформальный характер. Формальным авторитетом обладает практически любая власть, прошедшая стадию подтверждения своей легитимности. Если люди через правовые процедуры отдают предпочтение власти, значит, для них эта власть авторитетна, по крайней мере на момент ее легитимации. Закрепление формального статуса авторитета власти не означает, что она пользуется и неформальным авторитетом.

При неформальном авторитете люди не всегда могут объяснить, почему они выбрали эту власть, которая им просто может нравиться.

Другая особенность авторитета власти состоит в том, что иногда его приписывают исключительно авторитарному стилю правления. Конечно, авторитаризм во многом строится на авторитете политического лидера страны, который позволяет ему концентрировать всю власть в своих руках. Но тем не менее данное утверждение справедливо лишь для первого этапа развития такого государства, когда происходит формирование и достижение пика развития авторитаризма. При возникновении внутренних конфликтов или сильной внешней угрозы такие государства быстро распадаются, если авторитет власти не подтверждается харизмой и сильной верой в политического лидера, способного в короткие сроки ликвидировать опасность.

Неправильным будет и утверждение о том, что власть пользуется уважением только в условиях авторитарного режима. В демократичных обществах власть может иметь авторитет не только формального характера, подтверждаемого через демократические процедуры выборов.

И в этих обществах власть довольно часто обладает неформальным авторитетом. Вспомните, как почитают власть американцы и как с трепетом они относятся ко всем своим политическим лидерам и ко всему тому, что связано с символами государства, а значит, и с символами власти.

Неформальный авторитет власти может определяться, как вы помните, и харизмой, которой она обладает. Сила харизматической власти заключается в том, что она обладает необыкновенными возможностями или привлекательностью в глазах общества, имеет в себе нечто, заставляющее других повиноваться.

М. Вебер считал, что харизмой обладали герои, великие полководцы, пророки и провидцы, основатели мировых религий – Будда, Иисус, Магомет, основатели государств – Солон и Ликург, великие завоеватели – Александр Македонский, Гай Юлий Цезарь, Наполеон и др. Они могли придерживаться различных взглядов, позиций, но их роднило одно – воздействие на окружающих.

Основанием для харизмы могут служить различные качества личности и обстоятельства жизни. Так, в основе ее могут быть некие врожденные свойства – исключительная сила воли, пророческий дар, выдающийся ум и даже владение гипнозом. Но возникновению харизмы могут способствовать и такие обстоятельства, как выдающаяся биография (военные подвиги, участие в великих событиях), создание новой системы взглядов, провозглашение необычных идей и т.п.

В новейшей истории таким периодом можно считать эпоху индустриальных революций, которая срывала с насиженных мест большое число людей и порождала массовую нищету. Похожие условия сложились в 20-30-е годы ХХ в. во многих странах Европы, переживавших очередной кризис. И харизматические лидеры не замедлили явиться в лице А. Гитлера, Б. Муссолини, И. Сталина, фигура которого возникла в переломную для нашей страны эпоху.

В заключение стоит отметить, что определенной харизмой должен обладать любой политик в любом обществе, если он хочет достигнуть успеха. Но полностью полагаться на нее не стоит. Ведь народная любовь непостоянна, сегодня народ тебя любит, а завтра свергает. Поэтому стоит соблюдать те правила игры, которые установило общество, и не пытаться их изменить под себя, иначе, если твоя политика приведет страну к краху, придется отвечать за все содеянное головой. Вот почему так важны демократические законы смены власти, а также взаимоограничение и взаимоконтроль различных ветвей власти.

В текущий момент мы переживаем стадию модернизации политической системы, чего ей, однако, не хватает пока, так как нет более оперативной и четкой дифференциации политических ролей. "Мы наблюдаем, например, как наша оппозиция не может удержаться в роли критиков правительства, обижаясь, что ее "не слушаются", а правительство сбивается на роль критиков, разоблачая, обличая то, за что должно отвечать. Законодатели не могут удержаться от постоянных вмешательств в действия исполнительных органов. А эти последние тайком переделывают законы с помощью инструкций. И все вместе дружно испытывают неодолимую тягу к прекрасной, но, увы, не принадлежащей им роли пророков, духовных вождей" (Наумова Н. Переходный период // Коммунист. 1990. № 8. С. 8).

Одна из неотложных задач поэтому – дополнение преобразования политической системы преобразованием, а во многом образованием, политической культуры, где "мания деструктивного участия" уравновешивается пассивностью, доверием, способностью к подчинению авторитетам.

Опыт истории показывает, насколько ослабляют государство и опасны попытки одной из ветвей власти доминировать или вообще свести разделение власти к чисто формальной процедуре. В этом последнем случае реальной правящей властью оказывается какая-либо иная сила, стоящая вне структуры официальной власти либо заменяющая ее (в странах с однопартийной системой, авторитарным, диктаторским, тоталитарным правлением). Таким образом, принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную необходим для избежания узурпации власти одной из них.

Вопрос 52. Политические режимы

Политический режим – способ функционирования политической системы общества, определяющий характер политической жизни в стране, отражающей уровень политической свободы и отношение органов власти к правовым основам их деятельности.

Основные элементы политического режима:

– форма и роль государства;

– структура политических институтов;

Политический режим обеспечивает:

– стабильность политической власти;

– приемлемую для власти динамику и направленность политических процессов;

– достижение целей политики;

– реализацию интересов властвующей элиты.

Тоталитарный политический режим стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Характерные признаки тоталитарного политического режима:

– монополия на средства вооруженной борьбы, на террористический контроль со стороны политической полиции;

– единственная массовая партия;

– монопольно существующая, признанная всеми идеология;

– монополия на средства массовой информации;

– централизованная система контроля над экономикой. Авторитарный политический режим характеризуется тем, что политическая власть осуществляется одним лицом или группой лиц (семьей, группой военных и т. п.) при минимальном участии народа. "Государство – это я", – говорил Людовик XIV. Характерные черты авторитаризма:

– концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы;

– наличие у государства лишь ключевых и решающих рычагов воздействия на общественную жизнь;

– ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций;

– отсутствие огромного репрессивного аппарата;

– разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством;

– присутствие некоторых элементов демократии (выборы, парламентская борьба).

Отличия от тоталитаризма:

– необязательность четко разработанной единой идеологии;

– отсутствие всепроникающего характера государственного воздействия на общество, тотального регулирования общественных процессов;

– поощрение самостоятельности и инициативы граждан;

– отказ от вмешательства в частную жизнь;

– допустимость размежевания и даже поляризации политических сил и интересов;

– большая автономия политической системы по отношению к экономической, возможность ее сочетания как с централизованной, так и с рыночной;

– главный аргумент политической власти – авторитет, а не сила.

Демократический политический режим – это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в решении государственных и общественных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

Носителем политических отношений является отдельная личность, когда она вступает в отношения с государством как его гражданин, участвуя в выборах, в работе различных государственных органов, во всенародном обсуждении законопроектов, либо как депутат, представитель населения в органах государственной власти. Каждая личность прямо или косвенно оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие основных элементов демократической политической системы. Сила этого воздействия возрастает по мере социального прогресса, становясь результатом все более активного использования гражданами своих политических прав и свобод, все более эффективного участия в формировании всех сторон общественной и государственной жизни.

Характерные черты демократического политического режима:

– избрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления путем равных, всеобщих, прямых выборов с использованием тайного голосования;

– наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;

– разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, наличие механизма сдержек и противовесов в распределении властных полномочий между ними;

– многопартийность, наличие в партийной системе политических партий, стоящих как на почве существующего строя, так и отрицающих его, но действующих в рамках конституции;

– принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства;

– гарантии равноправия граждан, признание права каждого человека на критику власти и любых ее представителей;

– отсутствие у политических партий непосредственных публично-властных полномочий.

Гарантиями функционирования демократического режима являются:

– создание системы контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов государства и его аппарата;

– ликвидация системы привилегий, связанных с обладанием властью;

– наличие возможностей для своевременного и полного политического информирования граждан;

– упрощение процедуры отзыва депутатов и смены чиновников.

Вопрос 53. Политический режим современной России

Переходный характер современного российского общества определяет переходное состояние и его политической сферы. Применительно к современной России речь может идти только о посттоталитарном становлении демократического режима, представляющем собой трудный, сложный, длительный процесс расширения, углубления и реального гарантирования подлинно демократических начал, их внедрения в конкретные формы, способы и методы осуществления политического властвования.

Этот процесс отнюдь не прямолинеен и далеко не всегда идет только по восходящей линии. Но он идет и развивается, уже достигнуто немало, хотя несомненно и то, что предстоит добиться еще неизмеримо большего, прежде чем и в России можно будет безоговорочно вести речь о подлинно демократическом режиме.

В современной России конституционно закреплены:

– принципы народовластия, в соответствии с которыми носителем суверенитета и единственным источником власти признается многонациональный народ России, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы;

– гражданское равноправие и недопустимость лишения гражданина РФ своего гражданства;

– социальный и правовой характер государства, многообразие форм собственности;

– разделение государственной власти на независимые ветви – законодательную, исполнительную и судебную; самостоятельное местное самоуправление;

– политический плюрализм, многопартийность, уважение и свобода деятельности оппозиции, свобода общественных объединений;

– отказ от государственной или обязательной идеологии и признание идеологического многообразия;

– светский характер государства, равенство религиозных объединений и отказ от установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной и др.

Следует подчеркнуть, что именно эти базовые принципы и черты политической жизни современной России характеризуют ее политический режим сегодня.

Однако важно отметить и то, что в реальных переходных и кризисных условиях современного этапа развития российского общества многие из провозглашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, способов и методов политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации. Так, незначительные темпы экономического развития не позволяют радикально сократить безработицу, преодолеть обнищание большинства населения, задолженности по выплате зарплаты и т. д., что не может не нарушать или ограничивать права человека. Однобокий перекос в пользу исполнительной ветви власти не позволяет успешно, последовательно и эффективно реализовать в полном объеме преимущества демократического разделения и равновесия властей.

Читайте также: