Атакуемая информационная среда как сфера правового регулирования

Обновлено: 30.06.2024

Петренко Николай Иванович, профессор Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации, доктор юридических наук.

Тимофеев Сергей Михайлович, аспирант Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации.

В статье рассматривается информационная сфера общества как автономная подсистема современного социума и объект государственно-правового регулирования, анализируются ее структура и элементы.

Ключевые слова: общество, информационная сфера общества, информация, информационные отношения, когнитивно-информационная деятельность, информационная инфраструктура, информационная культура, государственно-правовое регулирование.

Informatizational sphere of society as an object of legal regulation

S.M. Timofeev, N.I. Petrenko

The article considers informational sphere of society as an autonomous sub-system of contemporary socium and object of state-law regulation, analyses its structure and elements.

Key words: society, informational sphere of society, information, informational relations, cognitive-information activity, informational infrastructure, informational culture, state-law regulation.

Общество является сложным объектом для научного познания. В социальной философии, социологии, социальной психологии и ряде других наук социально-гуманитарного профиля разрабатываются основные характеристики современного общества. Их научный инструментарий, выводы и достижения имеют методологическое значение для юридической науки.

В работах зарубежных авторов Л. Берталанфи, Т. Парсонса, К. Бейли, Н. Лумана; работах ученых советского периода второй половины XX в. И.В. Блауберга, В.Н. Садовского, А.И. Уемова, Э.Г. Юдина; в исследованиях современных российских ученых П.В. Алексеева, В.С. Барулина, А.А. Давыдова, М.Н. Руткевича, С.В. Соколова, А.Н. Чуракова получили развитие представления об обществе как социальной системе, представляющей собою целостность, в которой объединены сложными и разнообразными связями индивиды, социальные институты и другие элементы структуры общества. Социальная реальность представляет собою целостную саморазвивающуюся систему, продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей, объединенных общими интересами.

Субстанциональную основу общества составляет совместная деятельность людей как форма их активного отношения к окружающему миру. Содержанием этой деятельности является целесообразное осмысление, изменение и преобразование окружающего мира. В социальной философии выделяют четыре элемента всякой человеческой деятельности: это люди, физические вещи, символы и связи между ними. Объективно существующая необходимость их постоянного воспроизводства обусловливает основные типы, формы общественной деятельности, образующие основные структуры в общественной системе. Отсюда можно выделить, соответственно, четыре области, сферы общественной деятельности: материальную, духовную, регулятивно-управленческую и социально-гуманитарную. В своей совокупности они обеспечивают необходимые условия любой человеческой деятельности и создают вместе с тем предпосылки жизнеспособности общества в целом. Причем каждому виду человеческой деятельности соответствует своя специфическая сфера общественной жизни с собственной внутренней структурой и наличием их отдельных форм.

Сфера как общенаучное понятие обозначает и характеризует крупную часть социального бытия. Обычно выделяют духовную, социальную, экономическую и политическую сферы жизни общества, в каждой из которых осуществляется вид социальной деятельности, имеющей свою специфику и назначение. Такой подход выделения четырех сфер общества в целом соответствовал рамкам традиционного аграрного и индустриального общества, в которых основная трудовая деятельность сосредотачивалась, соответственно, в сельском хозяйстве и в промышленности.

С повышением роли информации и информационной деятельности в новейшей истории вполне оправдано выделять и информационную сферу общества. С середины XX в. в Японии, США и других развитых странах стала развиваться социологическая и футурологическая концепция информационного общества как разновидность теории постиндустриального общества. Это одна из теоретических моделей для описания качественно нового этапа общественного развития. Н.В. Литвак насчитал шесть групп концепций информационного общества, от документалистов начала XX в. до виртуалистов XXI в. . Основные характеристики информационного общества получили свое развитие в трудах таких зарубежных ученых, как Р. Айрис, Д. Белл, У. Дайзар, Г. Кан, Р. Коэн, М. Кастельс, Дж. Мартин, Е. Масуда, Т. Стоуньер, О. Тоффлер, А. Турен, А. Этцони, Ж. Эллюль и др. Их выводы опирались на реальные процессы массового распространения интеллектуального творческого труда, возрастания объема научного знания и информации, применяемых в производстве, на заметном преобладании в структуре экономики сферы услуг, науки, образования и культуры.

См.: Литвак Н.В. К вопросу о классификации концепций информационного общества // Социологические исследования. 2010. N 8. С. 3 - 12.

Многие российские исследователи (Г.Т. Артамонов, В.М. Глушков, И.С. Мелюхин, Н.Н. Моисеев, К.К. Колин, А.В. Соколов, А.И. Ракитов, А.Д. Урсул и др.) также обращают внимание на то, что принципиальным отличием информационного общества от иных состоит в том, что основным общественным богатством и средством обмена становится уже не столько вещественный продукт и капитал, сколько информация, информационная инфраструктура, роль субъектов информационной деятельности. Именно в информационной сфере общества развиваются эти новые процессы и отношения, которые в перспективе должны стать основой качественно нового цивилизационного развития.

В современной России говорить о сложившемся информационном обществе пока еще рано, но объективные факторы и общие закономерности его становления и развития обозначились достаточно отчетливо, нашли свое отражение в целом ряде концептуальных и программных документов государства, в соответствующих нормативных актах, и юридическая наука должна исследовать эти процессы. В этой связи следует более пристальное внимание уделить категории "информационная сфера общества", содержание которой характеризует, раскрывает направленность и многообразие деятельности государства в этой сфере общества.

Результативность теоретико-правового подхода к исследованию информационной сферы общества во многом зависит от методологической вооруженности теории государства и права, использования современного философского инструментария научного познания. Так, если изначально информацию рассматривать как своеобразный предикатор информационной сферы общества и порождение интеллекта, имеющую разные формы своего материального и нематериального выражения, то вполне оправданно опираться в ее анализе на когнитивно-информационную теорию как методологию гуманитарного познания, разработанную О.М. Медушевской. И ход рассуждений при этом выглядит следующим образом.

С этих философских позиций информационная сфера общества закрепляет в себе материально-вещественный след совокупного когнитивного феномена человеческого мышления, проявляющегося в деятельности. В этом социуме человек постепенно формирует свою информационную среду как пространство, в котором реализуется его способность опосредованного информационного обмена по вертикали и горизонтали своих связей и отношений. Это сфера проявления специфической человеческой способности обмена информацией через посредство целенаправленно созданных единиц интеллектуального (информационного) продукта. Опосредованный информационный обмен осуществляется через материальный продукт, который представляет собой результат целенаправленной человеческой деятельности - осознанного поведения индивида.

Через информационный обмен осуществляется социальная когнитивная адаптация, вхождение индивида в информационную среду (сферу) общества посредством способности воплощать идею мышления в вещь и способности распознавать в структуре созданной вещи ее назначение и смысл создания, распознавать идею другого индивида, ориентироваться в информационной сфере как среде его развития. В этой способности фиксировать информацию вовне и распознавать информацию, зафиксированную в вещи, содержится ключевой момент в становлении личности и социума.

В информационном обмене между индивидом и социумом центральное значение имеет факт и феномен преобразования мысли (динамической информации) в вещь (информацию статическую). Накопление информации в вещественных единицах составляет содержание прогресса в истории. Можно предположить, что человеческое общество всегда было информационным и его "открытие" в последние десятилетия достаточно условно, как и само название "информационное общество".

С философских когнитивно-информационных позиций исторический процесс есть процесс взаимодействия индивидов, осуществляющих свою целенаправленную деятельность в рамках эволюционного глобально единого информационного пространства как актуализированной части информационной сферы общества. Здесь необходимо также отметить, что для юридической науки большое методологическое значение имеет понятие деятельности как феномена, поддающегося нормативно-правовому и управленческому воздействию. Деятельность в информационной сфере в когнитивно-информационном понимании - это способ существования человека (самореализация индивида), преобразующего энергию своего замысла посредством последовательного воплощения в ряд целенаправленно созданных интеллектуальных продуктов . Такой подход позволяет сформулировать методологически правильный и более глубокий подход к пониманию информационной сферы общества.

См.: Медушевский А.Н. Когнитивно-информационная теория как новая философская парадигма гуманитарного познания // Вопросы философии. 2009. N 10. С. 70 - 72.

Категория "информационная сфера общества" является сравнительно новой для теории государства и права и не имеет пока четкого устоявшегося содержания, хотя получила широкое распространение в научном обороте и обыденной жизни.

В справочной литературе в этом отношении предлагаются различные трактовки информационной сферы общества. Так, в Глоссарии по информационному обществу последнее понимается в нескольких значениях:

  1. сфера экономики, занятая производством, обработкой, хранением и распространением информации и знаний;
  2. совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений .

По мнению К.К. Колина, информационная сфера включает в себя всю искусственно созданную человеком знаковую среду, которая окружает людей в современном обществе .

См.: Колин К.К. Социальная информатика. М.: Академический Проект, 2003. С. 336.

В учебной литературе нередко понятия "информационная среда" и "информационная сфера" используются как синонимы. Например, А.В. Шевченко полагает, что информационная среда - это среда, в которой создается, хранится, обрабатывается и распространяется информация и осуществляются все формы информационного взаимодействия в обществе, обеспечивающие его существование и функционирование как единого социального организма . П.У. Кузнецов, раскрывая системный характер информационной сферы, выделяет такие ее компоненты, как информационные ресурсы, телекоммуникации и субъекты - участники информационной деятельности .

См.: Шевченко А.В. Управление безопасностью информационных процессов: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 127.
См.: Кузнецов П.У. Системные проблемы правового обеспечения информационной сферы // Право и политика. 2001. N 6.

Известный специалист по информационному праву В.А. Копылов предложил следующую модель информационной сферы, состоящую из двух частей. Основная часть связана с обращением информации, а вторая часть информационной сферы призвана обеспечивать это обращение. В них он выделяет пять предметных областей: создания и применения информационных технологий и средств их обеспечения; создания и применения средств и механизмов информационной безопасности; область производства и распространения исходной и производной информации; область поиска, получения и потребления информации; формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг . Д.В. Грибанов активно разрабатывает теорию кибернетического пространства .

См.: Копылов В.А. Информационное право. М.: Юристъ, 2005.
См.: Грибанов Д.В. К вопросу о правовой теории кибернетического пространства // Государство и право. 2010. N 4. С. 57 - 62.

Легальное определение информационной сферы было дано в Федеральном законе от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (с изменениями от 30 июня 2003 г.), который утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации". В ст. 2 утратившего силу закона было зафиксировано: "Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации". Примечательно, что в новом Федеральном законе упоминания об информационной сфере уже не содержится.

А.И. Рожкова в своем диссертационном исследовании, посвященном теоретическим аспектам правового регулирования информационной сферы, рассматривает ее как особую область правового регулирования, образованную совокупностью информации, информационной инфраструктуры и информационных правоотношений . Представляется, что наряду с названными можно выделить и другие содержательные элементы информационной сферы общества. Но прежде всего необходимо определиться с искомой дефиницией.

См.: Рожкова А.И. Теоретические аспекты правового регулирования информационной сферы: Автореф. канд. дис. Тамбов, 2005.

С учетом высказанных в научной литературе мнений и анализа действующего законодательства можно дать следующее определение информационной сферы общества как объекта государственно-правового регулирования. Информационная сфера общества - это относительно обособленная подсистема общества, в рамках которой осуществляется специфическая когнитивно-информационная человеческая деятельность по воспроизводству информационных основ жизни общества на базе производства новых информационных продуктов, услуг и технологий. Она теснейшим образом связана с другими сферами общества, но является автономной, поскольку в ее рамках осуществляется специализированная информационно-когнитивная деятельность, которая составляет субстанциональную основу этой подсистемы общества.

Пока приходится констатировать, что основная заслуга в разработке проблематики информационной сферы общества принадлежит представителям информационного права. У теории государства и права, призванной заниматься разработкой методологии научного познания государственно-правовых явлений, исследованием их фундаментальных закономерностей и основного понятийно-категориального аппарата юридической науки здесь пока недостаточно прочные позиции.

Теоретико-правовой анализ информационной сферы требует формализации ее структуры, выделения элементов ее содержания (подсистем). Первыми элементами и подсистемами информационной сферы являются информация и информационные отношения (правоотношения). Их понятие, сущность и юридические свойства подробно исследованы в трудах теоретиков права и представителей информационного права И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, Г.В. Емельянова, Т.В. Закупень, З.З. Зейналова, В.З. Когана, В.А. Копылова, В.Н. Лопатина, С.В. Малахова, В.Б. Наумова, М.М. Рассолова, С.И. Семилетова, С.Ю. Соболя, О.В. Танимова, М.А. Федотова и др.

Деятельность, как отмечалось ранее, всегда являлась важнейшим социальным системообразующим признаком. Поэтому важным элементом информационной сферы является деятельность (инициативная, служебная, коммерческая) различных субъектов (государство, органы государственной и муниципальной власти, физические и юридические лица), связанная с поиском, созданием, накоплением, переработкой, распределением и использованием информации в целях удовлетворения своих потребностей. Деятельность субъектов информационной сферы в наибольшей мере поддается государственно-правовому регулированию, правовому и управленческому воздействию современного государства.

Характеристика информационной сферы связана с выделением ее технико-технологической, коммуникативной основы: информационной индустрии и информационной инфраструктуры, которые во многом определяют уровень информационного развития общества.

Информационная инфраструктура - это система организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие информационного пространства страны и средств информационного взаимодействия. Она включает в себя совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи и обеспечивает доступ потребителей к информационным ресурсам общества. Ее сердцевиной является национальная информационно-телекоммуникационная инфраструктура (ИТИ), призванная обеспечить создание единого информационного пространства России, ее последовательное вхождение в европейскую и глобальную информационную инфраструктуру.

Элементами информационной сферы являются наука (информационная наука) и информационная культура. Наука характеризует интеллектуальный потенциал общества, возможности формирования достаточного информационного ресурса общества, является условием, элементом и результатом когнитивно-информационной деятельности. Информационная культура как часть общей культуры связана с осознанием фундаментальной роли информации в общественном развитии, закономерностей функционирования информационной сферы общества, о месте человека в этих процессах. В узком смысле слова информационная культура больше характеризует информационную среду и профессиональные (когнитивно-информационные) качества субъектов информационной деятельности.

В информационной сфере общества следует выделить институциональную регулятивно-управленческую подсистему, которую составляют прежде всего информационное законодательство и государство как универсальный регулятор социальных процессов. Они способны функционально глубоко проникать в информационную сферу общества (проблема установления пределов правового регулирования и пределов государственной деятельности в этой сфере), устанавливая нормативные правила поведения и осуществляя управленческое воздействие на общественные информационные отношения.

Таким образом, информационная сфера общества как первичное системообразующее понятие для юридической науки является сложным, комплексным междисциплинарным объектом научного исследования и государственно-правового регулирования.

Закономерности развития и функционирования информационной сферы общества во многом обусловливают структуру информационного права, информационного законодательства, наличие соответствующих государственных учреждений и организаций, ответственных за информационное развитие общества, определяют их управленческую деятельность. Теория государства и права должна способствовать правильному определению приоритетов правового регулирования и государственной деятельности в информационной сфере общества.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Как сфера правового регулирования она представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность, объектов права, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых правом или подлежащих правовому регулированию.

В основе производства, распространения, преобразования и потребления информации лежат информационные процессы — создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, получения, распространения и потребления информации в государстве и обществе, а также процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, средств и механизмов информационной безопасности. Социальные (общественные) отношения, подлежащие правовому регулированию, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными отношениями, а деятельность по осуществлению информационных процессов — информационной деятельностью.

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация (в переводе с латинского — ознакомление, разъяснение, изложение).

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

Анализируя информацию как предмет правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, неконкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном обороте и по поводу которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

Согласно приведенному выше определению, документированная информация (документ) есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная информация относится к вещам особого рода. Главное ее отличие от других вещей заключается в упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требований, касающихся ее правового режима.

Таким образом, с правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.

Традиционно для документирования в качестве материального носителя применялась писчая бумага. Созданный на таком носителе документ, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко использовался, да и используется в гражданских, экономических и иных отношениях, в том числе и как доказательственный материал при судебном разбирательстве. Известно, что доказательственная способность документированной информации основана на возможности установления с помощью почерковедческой экспертизы того факта, что данный конкретный документ является оригиналом и что подпись на нем точно (вернее, с большой степенью вероятности) принадлежит конкретному лицу.

С внедрением новых информационных технологий вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночитаемые носители — магнитные и оптические диски, память ЭВМ, электрические колебания, электромагнитные волны. К сожалению, в отличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация на машиночитаемом носителе может быть легко изменена без желания ее автора в результате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем без всяких следов такого вмешательства. Естественно, в этом случае документ на машиночитаемом носителе теряет свою доказательственную способность, его легко подделать и никакая экспертиза не в состоянии эту подделку выявить.

Возникла проблема установления доказательственной силы машиночитаемого документа. Необходимо было создать такой механизм записи информации на нем, который, с одной стороны, исключал бы возможность несанкционированного доступа постороннего лица к информации с целью ее искажения или подделки, а с другой, позволял бы конкретному лицу ставить на этом документе некоторую отметку, аналогично его подписи на бумаге, которую было бы невозможно подделать, а экспертиза могла бы надежно подтвердить принадлежность этой отметки-подписи данному лицу.

Распространение в системах связи и телекоммуникации информации на машинном носителе, снабженной электронной цифровой подписью, аналогично распространению оригинала документов на бумажном носителе традиционными способами. Распространение же информации на машиночитаемом носителе без электронной цифровой подписи или других аналогичных средств идентификации подобно или передаче устной информации, идентичность содержания которой гипотетическому оригиналу может быть подтверждена показаниями свидетелей, или передаче копии документа, но отношению к которой требуется доказать возможными способами соответствие ее оригиналу.

Таким образом, электронная цифровая подпись обеспечивает ввод и передачу документа по системе связи и телекоммуникации с предоставлением возможности в любой точке трафика и в любой момент времени вывести этот документ из системы и представить его для разрешения спора.

Сложнее обстоит дело, когда документ автоматически формируется внутри автоматизированной системы (банка данных) алгоритмическим путем на основе исходных документов (данных), получаемых из разных точек информационного пространства этой системы и в разные моменты времени. Такие документы до последнего времени должны были подписываться должностным лицом, ответственным за их подготовку. Очевидно, что при большом количестве исходных данных и автоматических вычислений, необходимых для подготовки выходного документа, это лицо фактически не в состояния проверить правильность произведенных системой расчетов и должно подписывать документ, так сказать, по должности. Действительно, ведь кто-то должен нести ответственность за документ, хотя и подготовленный автоматизированной системой, но используемый для принятия ответственных решений.

Возникает вопрос: возможна ли автоматическая простановка электронной цифровой подписи на документе, подготавливаемом автоматически автоматизированной системой, самой этой системой (или компьютером)? С одной стороны, казалось бы, это нонсенс — ведь в данном случае создается впечатление, что никто не несет ответственности за содержание документа — с компьютера не спросишь. Но ведь, с другой стороны, возлагать обязанность подписывать такой документ на должностное лицо, которое не в состоянии проверить его содержание и привлекать к ответственности за недостоверность в нем сведений — тоже неправильно. Как же следует поступить?

По-видимому, простановку такой электронной подписи можно возложить на автоматизированную систему, но при условии четкого решения задачи распределения обязанностей и ответственности за качество исходной и промежуточной информации, используемой при автоматической подготовке окончательного документа компьютером, между:

- субъектами, обеспечивающими подготовку исходной информации;

- субъектами, ответственными за разработку алгоритмов и программ обработки информации на ЭВМ;

- субъектами, обеспечивающими работоспособность технических средств.

Для этого должна быть разработана такая снабженная качественным организационно-правовым обеспечением технология подготовки и движения исходной и промежуточной информации в автоматизированной системе, которая в случае установления недостоверности окончательного результата, отмеченного в документе, позволила бы быстро и надежно выявить ту точку технологического процесса, в которой была допущена ошибка, приведшая к искажению окончательного результата, а также лицо, ее допустившее. В правовом плане здесь возникает необходимость урегулирования отношений по поводу обязанностей и ответственности лиц, осуществляющих подготовку, обработку и передачу исходной и промежуточной информации по всем этапам ее движения, а также разработку программы для ЭВМ и обеспечение надежной эксплуатации технических средств (ЭВМ, средств связи и телекоммуникации).

Для выявления множества видов документированной информации как разновидностей объектов правового регулирования, а также комплекса общественных отношений (информационных отношений), возникающих при осуществлении действий над такими объектами, необходимо рассмотреть движение информации в информационной сфере и процедуры ее трансформации при осуществлении процессов создания, преобразования и потребления информации.

Информационная сфера (среда) - сфера деятельности, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации (см. ст. 2 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене"). Как сфера правового регулирования она представляет собой совокупность субъектов права, осуществляющих такую деятельность, объектов нрава, по отношению к которым или в связи с которыми эта деятельность осуществляется, и социальных отношений, регулируемых нравом или подлежащих правовому регулированию.

В основе производства, распространения, преобразования и потребления информации лежат информационные процессы - создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, получения, распространения и потребления информации в государстве и обществе, а также процессы создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, средств и механизмов информационной безопасности. Социальные (общественные) отношения, подлежащие правовому регулированию, возникают при выполнении именно этих информационных процессов. Такие общественные отношения называют информационными отношениями, а деятельность но осуществлению информационных процессов - информационной деятельностью.

Анализируя информацию как предмет правоотношений, нельзя говорить о ней вообще, неконкретно. Предметом рассмотрения должна быть в первую очередь информация, которая находится в гражданском, административном или ином общественном обороте и по поводу которой или в связи с которой поэтому и возникают общественные отношения, подлежащие регулированию правом.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информацию как "сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления" (ст. 2). Учитывая социальный аспект рассматриваемого объекта, добавим: включаемой в оборот в виде, понятном для восприятия человеком. Такое определение дает возможность "вывести" из понятия "информация" программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), отнесенные названным Законом к средствам обеспечения ЭВМ.

Этот закон вводит термин "документированная информация (документ)" и определяет его как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (ст. 2).

Понятие "документированная информация" основано на двуединстве - информации (сведений) и материального носителя, на котором она отражена в виде символов, знаков, букв, волн или других способов отображения. В результате документирования происходит как бы материализация и овеществление сведений. Информация "закрепляется" на материальном носителе или даже "привязывается" к нему и тем самым обособляется от своего создателя. В итоге в качестве документированной информации мы получаем книгу, статью в журнале, сборник статей, фонд документов, банк данных или иной массив документов (данных) на бумажном, машиночитаемом и иных носителях.

Согласно приведенному выше определению, документированная информация (документ) есть по сути дела объект материальный, что дает основание относить ее также и к категории вещей. А это означает, что на нее распространяется право вещной собственности. Следует, однако, отметить, что документированная информация относится к вещам особого рода. Главное ее отличие от других вешен заключается в упомянутом выше двуединстве информации и материального носителя, что предопределяет специфику требовании, касающихся ее правового режима.

Таким образом, с правовой точки зрения двуединство информации и материального носителя дает возможность защищать документированную информацию с использованием одновременно двух институтов: института интеллектуальной собственности и института вещной собственности.

Традиционно для документирования в качестве материального носителя применялась писчая бумага. Созданный на таком носителе документ, подтвержденный соответствующими реквизитами и снабженный подписями, широко использовался, да и используется в гражданских, экономических и иных отношениях, в том числе и как доказательственный материал при судебном разбирательстве. Известно, что доказательственная способность документированной информации основана на возможности установления с помощью почерковедческой экспертизы того факта, что данный конкретный документ является оригиналом и что подпись на нем точно (вернее, с большой степенью вероятности) принадлежит конкретному лицу.

С внедрением новых информационных технолог ни вместо бумаги в качестве материальных носителей стали использоваться машиночитаемые носители - .магнитные и оптические диски, память ЭВМ, электрические колебания, электромагнитные волны. К сожалению, в отличие от информации, зафиксированной на бумажном носителе, информация на машиночитаемом носителе может быть легко изменена без желания ее автора в результате несанкционированного доступа к ней постороннего лица, причем без всяких следов такого вмешательства. Естественно, в этом случае документ на машиночитаемом носителе теряет свою доказательственную способность, его легко подделать и никакая экспертиза не в состоянии эту подделку выявить.

Возникла проблема установления доказательственной силы машиночитаемого документа. Необходимо было создать такой механизм записи информации на нем, который, с одной стороны, исключал бы возможность несанкционированного доступа постороннего лица к информации с целью ее искажения или подделки, а с другой - позволял бы конкретному лицу ставить на этом документе некоторую отметку, аналогично его подписи на бумаге, которую было бы невозможно подделать, а экспертиза могла бы надежно подтвердить принадлежность этой отметки-подписи данному лицу.

Отсюда возникло понятие "электронная цифровая подпись", которая посредством специального программно-информационного комплекса обеспечивает надежное подтверждение оригинальности сведений, реквизитов документа и факта его "электронного подписания" конкретным лицом.

Распространение в системах связи и телекоммуникации информации на машинном носителе, снабженной электронной цифровой подписью, аналогично распространению оригинала документов на бумажном носителе традиционными способами. Распространение же информации на машиночитаемом носителе без электронной цифровой подписи или других аналогичных средств идентификации подобно или передаче устной информации, идентичность содержания которой гипотетическому оригиналу может быть подтверждена показаниями свидетелей, или передаче копии документа, по отношению к которой требуется доказать возможными способами соответствие ее оригиналу.

Таким образом, электронная цифровая подпись обеспечивает ввод и передачу документа по системе связи и телекоммуникации с предоставлением возможности в любой точке трафика и в любой момент времени вывести этот документ из системы и представить его для разрешения спора.

Сложнее обстоит дело, когда документ автоматически формируется внутри автоматизированной системы (банка данных) алгоритмическим путем на основе исходных документов (данных), получаемых из разных точек информационного пространства этой системы и в разные моменты времени. Такие документы до последнего времени должны были подписываться должностным лицом, ответственным за их подготовку. Очевидно, что при большом количестве исходных данных и автоматических вычислений, необходимых для подготовки выходного документа, это лицо фактически не в состоянии проверить правильность произведенных системой расчетов и должно подписывать документ, так сказать, по должности. Действительно, ведь кто-то должен нести ответственность за документ, хотя и подготовленный автоматизированной системой, но используемый для принятия ответственных решений.

Возникает вопрос: возможна ли автоматическая простановка электронной цифровой подписи на документе, подготавливаемом автоматически автоматизированной системой, самой этой системой (или компьютером)? С одной стороны, казалось бы, это нонсенс - ведь в данном случае создается впечатление, что никто не несет ответственности за содержание документа - с компьютера не спросишь. Но ведь, с другой стороны, возлагать обязанность подписывать такой документ на должностное лицо, которое не в состоянии проверить его содержание и привлекать к ответственности и за недостоверность в нем сведений - тоже неправильно. Как же следует поступить?

По-видимому, простановку такой электронной подписи можно возложить на автоматизированную систему, но при условии четкого решения задачи распределения обязанностей и ответственности за качество исходной и промежуточной информации, используемой при автоматической подготовке окончательного документа компьютером, между:

субъектами, обеспечивающими подготовку исходной информации; субъектами, ответственными за разработку алгоритмов и программ обработки информации на ЭВМ; субъектами, обеспечивающими работоспособность технических средств.

Для этого должна быть разработана такая снабженная качественным организационно-правовым обеспечением технология подготовки и движения исходной и промежуточной информации в автоматизированной системе, которая в случае установления недостоверности окончательного результата, отмеченного в документе, позволила бы быстро и надежно выявить ту точку технологического процесса, в которой была допущена ошибка, приведшая к искажению окончательного результата, а также лицо, ее допустившее. В правовом плане здесь возникает необходимость урегулирования отношений по поводу обязанностей и ответственности лиц, осуществляющих подготовку, обработку и передачу исходной и промежуточной информации по всем этапам ее движения, а также разработку программы для ЭВМ и обеспечение надежной эксплуатации технических средств (ЭВМ, средств связи и телекоммуникации).

Для выявления множества видов документированной информации как разновидностей объектов правового регулирования, а также комплекса общественных отношений (информационных отношений), возникающих при осуществлении действий над такими объектами, необходимо рассмотреть движение информации в информационной сфере и процедуры ее трансформации при осуществлении процессов создания, преобразования и потребления информации.

Аннотация: Признаки и условия информационного века начали формироваться еще в начале 1950-х гг. Если в начале XX столетия объем знаний удваивался каждые 50 лет, то начиная с 1990 г. данный показатель удваивается всего лишь за один год.

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу встал вопрос о мерах правового регулирования вновь появляющихся отношений. Каждое государство выбрало свой путь развития в данном направлении. В настоящее время правовое регулирование информационной сферы является настолько сложным и запутанным, что ни в одной стране мира нет гармоничного законодательства, которое могло бы полностью разрешить все соответствующие проблемы в данной сфере.

Информационные ресурсы играют важную роль в жизни современного государства. Благодаря им фактически обеспечивается вся содержательная сторона государственного управления. Одной из приоритетных задач любого государства является правовое регулирование в информационной сфере. В России данный процесс начался сравнительно недавно, однако в настоящее время он уже идет полным ходом. Тем не менее, на сегодняшний день по-прежнему существует необходимость в дополнительной проработке многих вопросов, связанных со сферой информационных отношений. Помимо этого, также необходимо уточнить и комплекс правовых норм, которые регулируют эти отношения.

Информационная сфера состоит из множества различных компонентов: 1) субъектов информационного взаимодействия; 2) общественных отношений, в которые вступают субъекты информационного взаимодействия; 3) информационной инфраструктуры, без которой данные отношения не могут полноценно развиваться; 4) информационных технологий; 5) самой информации, в отношении которой возникают общественные связи субъектов информационного взаимодействия [18, с. 65].

Информационная сфера представляет собой системообразующий фактор жизни современного общества. Она оказывает активное влияние на состояние политической и экономической сферы, а также оборонной и других составляющих безопасность России сфер.

Таким образом, информационную сферу можно рассматривать в качестве среды оборота информации (производство — распределение — потребление). В такой среде субъекты информационного взаимодействия могут реализовать свои возможности и потребности применительно к информации и информационным системам.

Можно выделить несколько различных секторов информационной индустрии, где в ближайшем будущем необходимо будет регламентировать деятельность субъектов информационного взаимодействия. Это: 1) информационные службы (банки данных, агентства печати, библиотеки); 2) производство носителей информации (фильмов, газет и книг, видео- и звукозаписей); 3) информационные технологии (терминалы, электронно-вычислительные машины); 4) интеграционные технологии (устройства сопряжения и преобразователи); 5) средства связи (радио, телевидение, телефон); 6) каналы связи (спутниковая связь, телеграф, почта); 5) каналы массовой коммуникации (системы доступа к базам и банкам данных, телевизионные и радио сети) [13, с. 162].

С юридической точки зрения, информационную сферу можно разделить на две категории: естественную (устная речь, мимика и жесты) и искусственную (письменность, знаки и символы).

В качестве объекта правового регулирования информационная сфера первоначально состояла из пяти предметных областей: 1) области создания и распространения исходной и производной информации; 2) формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг; 3) реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации; 4) создания и применения информационных систем, информационных технологий, а также средств их обеспечения; 5) создания и применения механизмов и средств информационной безопасности [17, с. 89].

Однако число областей, которые входят в информационную сферу общества увеличивается ежегодно. В настоящее время их насчитывается уже как минимум десять. Это: 1) область международного информационного обмена; 2) реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере; 3) организации и деятельности средств массовой информации; 4) связи и массовых коммуникаций (сюда же относятся и проблемы, связанные с Интернетом); 5) обеспечения информационной безопасности России; 6) электронного документооборота; 7) электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий; 8) формирования и обработки персональных данных; 9) библиотечного дела, архивного дела; 10) рассмотрения конфликтов и информационных споров [17, с. 89].

Рассмотрим особенности законодательного регулирования в сфере персональных данных.

Законодательство России в сфере персональных данных состоит из предусмотренных Конституцией РФ норм-принципов (ст. 23, 29, 33), заключаемых Россией международных договоров, а также специальных законов.

Одной из особенностей данного закона является то, что в его статье 2 затрагиваются вопросы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни, а также семейной, личной и другой, охраняемой законом тайны.

Обработка персональных данных состоит из различных действий либо операций с ними. При обработке персональных данных создается информационная система персональных данных (к примеру, в границах отдельно взятой организации). Подобная система как правило обрабатывает информацию при помощи средств автоматизации. Автоматическая обработка состоит из совокупности различных операций: накопления данных, проведения арифметических или логических операций с подобными данными, а также их распространения, восстановления, изменения и стирания [20, с. 143].

Персональные данные должны обрабатываться на законной и справедливой основе.

Теперь рассмотрим особенности правового регулирования документооборота, в том числе электронного. Организация работы с документами является основой деятельности любой организации, учреждения либо индивидуального предпринимателя, поэтому любой руководитель организации как правило заинтересован в налаживании эффективной организации работы с документами.

Документооборотом является перемещение документов между их составителями и исполнителями по информационным технологическим цепочкам. Документооборот позволяет проинформировать всех заинтересованных в этом лиц, донести принятые решения до их сведения, а также произвести учет и контроль.

В свою очередь электронным документооборотом является такая система ведения документации, где в отличие от традиционного бумажного документооборота весь массив создаваемых электронных документов поддерживается при помощи информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, которые объединены в сеть. Данная система предоставляет возможность формирования и ведения распределенной базы данных. Впрочем, изложенное не означает, что в такой системе не используются традиционные бумажные электронные документы, просто электронный документ, который создается, хранится и корректируется при помощи компьютера, обладает приоритетом над бумажным документом.

В условиях ноосферного информационного общества и ноосферной цивилизации формируются факторы, затрагивающие область обращения различной цифровой информации. В XXI в. процесс документирования обладает следующими тенденциями.

1. Поскольку информационные потоки уплотняются, то изменяются и сами носители информации, а также структура и состав ресурсов документальной информации.

2. Документооборот каждой отдельно взятой страны обогащается особенностями, которые характерны именно для этой страны.

3. Новые экономические отношения содействуют росту международного влияния на область оборота документированной информации.

4. Происходят процессы стандартизации и унификации документации.

5. Большинство информационных отношений носят преимущественно международный характер [14, с. 176].

Одним из наиболее сложных и дискуссионных является вопрос о правовой природе отношений, которые появляются, изменяются и прекращаются в сфере использования глобальной сети Интернет.

Интернет уже давно и прочно проник в повседневную жизнь людей; в настоящее время он оказывает значительное влияние как на социальную, так и на экономическую жизнь общества.

При использовании глобальных компьютерных сетей возникают особого рода общественные отношения — информационные отношения, которые направлены на организацию движения информации в обществе. Своим появлением они обязаны информационной природе коммуникаций самого информационного общества. Такие отношения следует называть интернет-отношениями либо информационно-кибернетическими отношениями. Участвовать в них можно лишь при помощи ЭВМ, которая обязательно должна быть подключена к компьютерной сети.

В Интернете осуществляют реальную деятельность реальные физические и юридические лица, которые располагаются в различных местах. Их поведение регламентировано специальными нормами, которые одинаково применяются ко всем без исключения участникам, в том числе и к иностранным лицам. Очевидно, что Интернет не может существовать без правового регулирования, однако это вовсе не означает, что он ставит под сомнение основные постулаты российского права, которые были выработаны теорией и подтверждены практикой. Необходимо отметить, что в основе правового регулирования сети Интернет лежат общие принципы построения информационного общества, при этом сеть Интернет преимущественно регулируются нормами международного и договорного права.

В зарубежных странах (прежде всего в странах Западной Европы и США) уже давно проводится анализ различных правовых аспектов среды Интернета. В частности, в США, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии было опубликовано множество различных отчетов и рапортов, которые касаются проблем законодательного регулирования электронных сетей и Интернета. Заказчиками таких отчетов нередко выступают правительства, которые хотят исследовать динамику развития и функционирования сети Интернет, которая является новым и ранее неизвестным способом коммуникации.

В настоящее время ученые и специалисты предлагают три противоположных подхода, направленных на регулирование информационных отношений в глобальной сети Интернет.

Сторонники второго подхода считают, что государства, равно как и их институты и учреждения являются слишком медлительными и неповоротливыми, они ничего не делают ни для коммерческого ни для технического развития Интернета и обладают правомочиями лишь в пределах своих границ [11, с. 59].

Наконец сторонники третьего подхода считают, что успешно регулировать информационную среду могут лишь действующие демократические учреждения и существующие законодательные процессы и только они обладают легитимным правом по обсуждению и решению вопросов, которые стоят перед теорией и практикой Интернета. В подтверждение своей позиции они указывают, что органы правосудия могут рассматривать индивидуальные споры, которые вытекают из деятельности субъектов в киберпространстве и тем самым постепенно накапливать судебную практику в данной сфере [11, с. 60].

С 2012 году в России начался процесс государственного регулирования Интернета. Тогда же был принят первый закон, предусматривающий внесудебную блокировку интернет-сайтов. За последние 7 лет в нашей стране было принято множество различных нормативных актов, затрагивающих сферу Интернет. Однако, как считают многие специалисты, в России законодательное регулирование Интернета осуществляется преимущественно в репрессивном и регрессивном направлениях [19, с. 118].

Большинство ученых считают, что Интернет не является юридическим лицом, так как у него отсутствуют признаки, которые присущи данной правовой категории. Таким образом, поскольку Интернет не имеет, да и просто не может иметь конкретного собственника, то он не обладает имущественной обособленностью, одним из основных признаков юридического лица.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что Интернет не может существовать без правового регулирования. В данной области существует множество споров и дискуссий относительно источников права, действия права в пространстве и по кругу лиц, профессиональной этики и правосознания, оценки поведения субъектов права, разработки общих и устойчивых понятий и категорий, культурных, экономических, политических и других проблем. Большинство из указанных вопросов пока еще не нашло своего ответа, при этом иногда их разработка в отношении Интернета наталкивается на целый ряд серьезных трудностей.

Можно предположить, что в будущем Интернет будет выступать как объект обычного (а не специального) правового регулирования. В этой связи считаем, что являются несостоятельными призывы некоторых специалистов ввести в отношении Интернета специальный правовой режим, аналогичный тому, который применяется для регулирования космического пространства, Антарктики или Мирового океана.

Одним из наиболее важных институтов развитой демократии и гражданского общества являются независимые средства массовой информации (СМИ).

Массовая информация может распространяться в самых различных формах (например, периодическое печатное издание, сетевое издание, радиопрограмма, радиоканал, телеканал, специализированное СМИ и т.д.).

Деятельность российских СМИ осуществляется в соответствии с определенными принципами: 1) принципом информационной открытости и свободы массовой информации; 2) принципом недопустимости прямой либо косвенной цензуры; 3) принципом недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

Организация работы российского СМИ состоит из трех последовательных этапов: 1) учреждения; 2) регистрации; 3) распространения информации.

СМИ может прекратить либо приостановить свою деятельность лишь по решению суда, либо его учредителя.

СМИ может осуществлять свою деятельность в полном объеме лишь после того, как оно пройдет процедуру регистрации. На сегодняшний день в России существует уведомительная модель регистрации СМИ, в то время как в период существования Советского Союза действовала разрешительная система.

Особой средой является Интернет, где осуществляют свою деятельность множество различных сетевых изданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

9. Андреев В.В., Киркина Н.В. Правовое регулирование информационной сферы // Пробелы в российском законодательстве. — 2015. — № 8. — С. 21-25.

11. Бачило И. Л., Лапина М.А. Актуальные проблемы информационного права. — М.: Кнорус. — 2016. — 560 с.

12. Волков Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория. — 2-е изд., стер. — М.: Юрайт, 2019. — 112 с.

13. Городов О. Информационное право. — М.: Проспект. — 2017. — 310 с.

14. Копылов В. Информационное право. — М.: Юрайт. — 2018. — 480 с.

15. Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности. — М.: Юрайт. — 2018. — 340 с.

16. Кусова Е.А. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере // Правовое государство: теория и практика. — 2015. — № 6. — (16). — С. 60-65.

17. Ловцов Д.А. Информационное право. — М.: Российская академия правосудия. — 2016. — 680 с.

18. Лопатин В.Н. Понятие и структура информационной сферы // Актуальные проблемы права: теория и практика. — 2017. — №26. — С. 64-69.

19. Просвирин Ю.Г. Правовое регулирование информационной сферы // Международно-правовые чтения. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2017, Вып. 2. — С. 114-123.

20. Рассолов И. М. Информационное право. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 350 с.

Читайте также: