Архивное право как составляющая информационного права

Обновлено: 14.05.2024

Цель освоения дисциплины

1. ознакомиться с основными подходами правового регулирования информационных отношений; 2. развить способность критического анализа существующих подходов к правовому регулированию информационных отношений; 3. познакомить студентов с актуальными проблемами в области информационного права и развить способность выявлять новые проблемы в правовом регулировании информационных правоотношений; 4. сформировать навыки применения полученных знаний для решения практических задач в зависимости от профессиональной направленности: нормотворчество, правоприменение, экспертно-консультационная деятельность; 5. сформировать навыки разработки решения актуальных проблем информационного права на основе полученных знаний.

Планируемые результаты обучения

Студент умеет: 1) воспроизводить и корректно использовать базовые понятия и основные концепции информационного права; 2) выявлять и критически анализировать актуальные проблемы правового регулирования в области информационного права; 3) решать практические задачи в сфере информационного права; 4) формулировать предложения по решению актуальных проблем правового регулирования в области информационного права.

Содержание учебной дисциплины

Понятие информационного права. Предмет информационного права. Методы правового регулирования. Соотношение информационного права со другими отраслями права. Понятие и виды источников информационного права. Международно-правовые акты в информационной сфере. Конституционные основы информационного права. Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российский Федерации как источник информационного права. Подзаконные нормативные правовые акты в информационной сфере.

Понятие информации. Свойства информации. Виды информации. Соотношение информации и данных. Информационные ресурсы. Документированная информация. Электронный документ. Понятие и содержание правового режима информации. Субъекты правового режима информации. Обладатель информации. Информация как объект частноправовых отношений и публично-правовых отношений. Информация и данные в цифровой экономике. Понятие оборота данных.

Право на информацию и право на доступ к информации. Содержание права на доступ к информации. Конституционные основы реализации права на доступ к информации. Законодательное регулирование доступа к информации. Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Доступ к информации о деятельности судов. Правовой режим общедоступной информации. Понятие и правовой режим открытых данных.

Тема 4. Информация ограниченного доступа. Конфиденциальность информации. Тайны в российском законодательстве.

Правовые основы ограничения доступа к информации. Понятие конфиденциальности информации. Правовой режим информации ограниченного доступа. Понятие тайны в российском законодательстве. Классификация тайн. Первичные тайны. Вторичные тайны. Соотношение конфиденциальности и тайн. Государственная тайна. Понятие государственной тайны. Правовые основы режима государственной тайны. Сведения, составляющие государственную тайну. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений. Порядок отнесения сведений к государственной тайне. Порядок рассекречивания сведений. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне. Особый порядок допуска к государственной тайне. Коммерческая тайна. Понятие коммерческой тайны. Правовые основы режима коммерческой тайны. Сведения, составляющие коммерческой тайну. Сведения, не подлежащие отнесению к коммерческой тайне. Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну. Предоставление информации, составляющей коммерческую тайну, государственным и муниципальным органам. Коммерческая тайна в трудовых отношениях. Коммерческая тайна и ноу-хау. Служебная тайна. Понятие служебной тайны. Проблемы формирования правового режима служебной тайны. Понятие профессиональных тайн. Правовые основы режима профессиональных тайн. Сведения, составляющие профессиональную тайну. Профессиональные тайны как вторичные тайны. Адвокатская тайна, врачебная тайна, тайна связи. Другие виды профессиональных тайн. Предоставление информации, составляющей профессиональную тайну, государственным и муниципальным органам, третьим лицам. Тайны личности. Понятие личной тайны. Понятие семейной тайны. Соотношение личной тайны и правового режима персональных данных. Предоставление информации, составляющей личную и семейную тайну, государственным и муниципальным органам.

Понятие информационной системы. Оператор информационной системы. Правовой режим государственных и муниципальных информационных систем. Национальная система управления данными. Взаимодействие публичных и частных информационных систем.

Понятие и задачи информационной безопасности. Соотношение информационной безопасности и кибербезопасности. Угрозы, риски, правонарушения в области информационной безопасности. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Правовые гарантии информационной безопасности. Защита критической информационной инфраструктуры.

Виды ответственности в информационной сфере. Общие условия ответственности. Субъекты ответственности информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере. Административная ответственность в информационной сфере. Дисциплинарная ответственность информационной сфере. Гражданско-правовая ответственность информационной сфере.

Текст законопроекта
внесен депутатами Государственной Думы
В.В.Похмелкиным, С.Н.Юшенковым

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О праве на информацию в Российской Федерации

Глава I. Общие положения


Статья 1. Предмет и сфера регулирования
настоящего федерального закона

Настоящий федеральный закон устанавливает условия и порядок реализации права на информацию как право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию на территории Российской Федерации.

Его действие распространяется на физических лиц; на юридических лиц, независимо от их формы собственности и организационной формы (далее - организации); органы государственной власти и органы местного самоуправления (далее органы). Иностранные граждане и лица без гражданства реализуют в Российской Федерации право на информацию наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечения безопасности государства.

Статья 2. Термины и их определения, используемые
в настоящем федеральном законе

“Информация” - сведения о фактах, лицах, событиях, явлениях, процессах независимо от формы их представления.

“Официальная информация” - все виды информации, создаваемой органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, содержащая сведения о принимаемых ими решениях и действиях в пределах их компетенции; нормативные правовые акты, издаваемые этими субъектами.

“Пользователь” - субъект, обращающийся за получением информации.

“Поиск информации” - обращение лица в целях получения необходимой информации.

“Получение информации” - получение информации в установленной форме.

“Передача информации” - адресное предоставление имеющейся у лица информации пользователю по каналам связи или непосредственно.

“Производство информации” - создание информации в процессе творческой, производственной и иной деятельности физических и юридических лиц. “Распространение информации” - безадресное предоставление имеющейся у лица информации другим лицам в различной форме.

“Персональные данные” - достоверная информация (сведения, данные) о гражданине, формируемая им в процессе его общения с публичными и частными лицами в целях реализации его конституционных прав и обязанностей и позволяющая идентифицировать его личность.

“Личная тайна” - информация о личности, режим ограниченного доступа к которой личность устанавливает самостоятельно.

“Семейная тайна” - информация о членах семьи, принадлежащая членам семьи, режим ограниченного доступа к которой устанавливает лично член семьи.

“Тайна переписки” - конституционно установленный запрет на свободный доступ третьих лиц к информации, которую лицо передает другим лицам.

“Частная жизнь” - право личности на сохранение в тайне информации, затрагивающей интересы личности и не отнесенной к персональным данным.

“Достоверная информация” - заведомо неискаженная и соответствующая истине информация.

Статья 3. Законодательство о праве на информацию

Право на информацию в Российской Федерации закреплено Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации”, данным федеральным законом, иными федеральными законами и подзаконными актами Российской Федерации, а также законами и подзаконными актами субъектов Российской Федерации, международными актами, включенными в состав российского законодательства, посвященного праву на информацию.

Статья 4. Содержание и субъекты права на информацию

1. Право на информацию реализуется как право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

2. Право на информацию реализуется в процессе личной, профессиональной, производственной, общественной деятельности физических, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, государства, выступающих в роли:

- собственников и владельцев (держателей) информационных ресурсов, информационных систем и сетей;

- пользователей информационными ресурсами, информационными системами и сетями;

- посредников между собственниками, владельцами (держателями), пользователями информационных ресурсов, систем и сетей.

3. Право на информацию реализуется в единстве прав и обязанностей каждого конкретного субъекта в соответствии с его правовым статусом.

Глава II. Виды реализации права на информацию


Статья 5. Право физического лица на создание
и распоряжение своей информацией

1. Физическое лицо имеет право на создание информации в любой форме и на любом носителе.

Информационный ресурс физического лица, создавшего этот информационный ресурс, является его собственностью, кроме случаев, установленных законом или указанных в договоре.

2. Физическое лицо свободно распоряжается своим информационным ресурсом в пределах, установленных законом или договором.

Статья 6. Право физических лиц на информацию о себе.
Личная, семейная тайны, сведения о частной жизни

1. Физическое лицо соблюдает установленные законодательством Российской Федерации правила создания и хранения документов, удостоверяющих его личность, факты и события личной жизни, семьи; несет ответственность за достоверность и полноту информации, содержащейся в этих документах в момент их оформления и изменения.

2. Запрещается использование и распространение сведений о частной жизни лица, а также сведений, отнесенных к личной и семейной тайне, без его согласия за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 7. Право на поиск и получение информации

Каждый свободен реализовать свое право искать и получать любую информацию в любых формах и из любых источников в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.


Статья 8. Запрос на получение информации

1. Каждый имеет право непосредственно или через своих представителей обращаться к владельцу информации с устной или письменной просьбой (запросом) о получении необходимой ему информации.


Статья 9. Право на сбор и хранение информации

1. Каждый имеет исключительное право на хранение своего информационного ресурса, формируемого в соответствии с его личными или служебными интересами при соблюдении требований законодательства Российской Федерации.

2. Каждый может передавать свой информационный ресурс или его часть на хранение в любые депозитарии.

3. Сбор и хранение информации о других физических лицах в порядке предпринимательства или благотворительной деятельности физическим лицом осуществляется исключительно с согласия этих физических лиц в письменном виде.

Статья 10. Передача и распространение информации

1. Принадлежащая лицу информация может свободно передаваться им в пользование другим физическим и юридическим лицам на любом носителе и в любой форме в порядке, установленном законодательством или предусмотренном договором.

2. Лицо обязано передать, предоставить информацию, принадлежащую ему, в целях осуществления правосудия, спасения жизни, предотвращения угроз для здоровья других людей, ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных случаях, установленных законом.

3. Передача информации, известной лицу в связи с его служебной или производственной деятельностью, другим физическим или юридическим лицам, не может быть приравнена к передаче личной или частной информации и регулируется режимом служебной, профессиональной или производственной информации.

4. Распространение информации физические и юридические лица осуществляют через средства массовой информации, средства печати, устные выступления, информационные системы и сети и иные средства с соблюдением установленных законодательством требований в этих сферах деятельности.

Глава III. Порядок предоставления информации


Статья 11. Порядок рассмотрения и удовлетворения запроса
на информацию органами государственной власти
и местного самоуправления

1. Ответ на запрос о получении информации должен быть дан в возможно короткий срок, но не позднее чем через 30 дней после дня получения запроса, если иное не установлено федеральным законом.

Если запрашиваемая информация не может быть предоставлена в указанный срок, обратившемуся за ее получением направляется письменное уведомление об отсрочке предоставления запрашиваемой информации. В уведомлении должны быть указаны причины отсрочки предоставления запрашиваемой информации.

Если орган или организация не обладают запрашиваемой информацией, они не позднее чем через семь дней после дня получения запроса обязаны сообщить об этом пользователю, а также по возможности предоставить ему адрес органа или организации, которые могут обладать запрашиваемой информацией.

2. Ответ на запрос предоставляется, по желанию пользователя, в устной или письменной форме. В ответе могут быть указаны орган, организация или лицо, располагающие более полной информацией по запросу.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в ответе на запрос об опубликованной информации вправе ограничиться предоставлением сведений об опубликовании и необходимыми разъяснениями.

3. Письменные запросы подлежат обязательной регистрации.

Органы исполнительной власти, судебные органы в порядке годовой отчетности о своей работе предоставляют сведения о количестве и темах запросов, исполненных и неисполненных, анализ причин неисполнения запросов.

Статья 12. Информация, не подлежащая
предоставлению по запросам

Органы и организации имеют право отказать в предоставлении информации по запросам, если запрашиваемая информация содержит сведения:

- составляющие государственную тайну;

- об оперативно-розыскной деятельности;

- о судебном рассмотрении гражданских и уголовных дел в случаях, когда разглашение этих сведений запрещено законом, может нарушить право человека на объективное судебное рассмотрение его дела, создать угрозу жизни или здоровью граждан;

- составляющих коммерческую, служебную или иную, охраняемую законом тайну;

- доступ к которым ограничен другими федеральными законами.

Сведения, интересующие пользователя и являющиеся открытыми, но содержащиеся в документе или фонде, отнесенном к категории ограниченного доступа, предоставляются органом или организацией в купюре из указанного документа (фонда) или в виде письменной справки, заверенной должностным лицом соответствующего органа или организации.

Статья 13. Основания и порядок отказа
в предоставлении информации

1. Основаниями для отказа в предоставлении информации пользователю являются:

- несоблюдение требований к запросу, предусмотренных статьей 8 настоящего закона;

- запрос о получении информации, содержащей сведения, перечисленные в статье 12 настоящего закона и в других законодательных актах об информации ограниченного доступа, при отсутствии соответствующего допуска к этой информации.

2. Отказ в предоставлении информации должен содержать причины, по которым запрос не может быть удовлетворен, дату принятия решения об отказе, разъяснения о порядке его обжалования; подпись должностного лица, принявшего решение по запросу.

3. Необоснованные отказ в предоставлении информации или отсрочка выполнения запроса, нарушение сроков, установленных статьей 11 настоящего закона могут быть обжалованы в административном порядке в вышестоящие органы и организации, Уполномоченному по правам человека, либо в суд.

Статья 14. Доступ к информационным ресурсам архивов
и библиотек, другим информационным системам
публичной информации

1. Архивы и библиотеки в Российской Федерации соблюдают принцип публичности и открытого доступа пользователей к их фондам при соблюдении законодательства об архивах и библиотеках Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Обслуживание пользователей в Государственных архивах Российской Федерации и в государственных библиотеках осуществляется на абонементной основе, по запросу в форме обслуживания абонента или других информационных услуг, предусмотренных уставами и положениями этих учреждений.

2. Услуги частных библиотек осуществляются на договорной основе при соблюдении законодательства Российской Федерации о библиотеках и библиотечном деле.

3. Электронные библиотеки, электронные информационно-справочные и иные системы публичной информации, включая Интернет, свободно доступны всем пользователям при условии соблюдения правил, установленных в нормативных актах и стандартах по их использованию

Читайте также: