Анкета как обеспечить положительное самоощущение ребенка в музыкальной деятельности

Обновлено: 30.06.2024

Опыт работы музыкального руководителя по вовлечению семей воспитанников в образовательный процесс.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Одним из основных принципов дошкольного образования:

– сотрудничество Организации с семьей;

– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одна из задач, на решение которой направлен стандарт – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Возникла необходимость в обновлении и повышении эффективности использования форм организации взаимодействия с семьей.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период его начальной социализации. В связи с этим особую актуальность приобретает творческое развитие детей для их самореализации.

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. ФГОС дошкольного образования целью образовательной области художественно-эстетического развития детей определяет формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) и мира природы.

Детский сад и семья должны предоставить единую воспитательную систему.

При составлении планирования работы перед нами были поставлены следующие задачи:

1.Выявить уровень музыкальной культуры родителей, их отношение к проблеме индивидуального развития музыкальных способностей ребенка в семье.

2.Повысить компетентность родителей в вопросах создания условий в семье для развития музыкальных способностей дошкольников.

3.Разработать эффективные формы сотрудничества детского сада и семьи.

4.Повысить уровень активности родителей к участию в музыкально-образовательном процессе.

Результаты анкетирования показали, что 87% родителей понимают необходимость развития музыкальных способностей, при этом большая часть (75%) считают, что это задача, как семьи, так и дошкольной организации. Эти данные свидетельствуют о готовности родителей принимать участие в развитии музыкальных способностей детей. В 40% семей практикуется посещение театров, концертов, но большинство (60%) ограничиваются слушанием музыкальных произведений, которые, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями. В домашних условиях чаще всего дошкольники не знакомятся с классическими произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления. Об этом свидетельствуют и результаты наблюдения детей. В 70% семей не ведется целенаправленное обучение детей пению, танцам или игре на музыкальных инструментах, 20% родителей иногда поют с детьми, 10% родителей владеют игрой на музыкальных инструментах, но не все обучают этому своих детей, 13% родителей водят ребят в танцевальные кружки.

В семьях не создаются условия для развития музыкальных способностей у дошкольников. У 80% имеются музыкальные игрушки, которые способствуют развитию лишь общего интереса к музыкальной деятельности. Ведущие педагоги по музыкальному воспитанию О.П. Радынова, К.В. Тарасова считают, что музыкальные способности необходимо развивать, При анкетировании родителей подавляющее большинство из них ответили, что согласны с этим утверждением, но не знают как реализовать развитие музыкальных способностей детей самостоятельно. Таким образом, большинство родителей (41%) положительно относятся к развитию у детей музыкальных способностей, однако уровень их теоретической подготовленности по этому вопросу не достаточно высок.

На основании полученных данных мною была спланирована и проведена работа по следующим направлениям:

2. Вовлечение родителей в музыкально-образовательный процесс (участие в НОД, развлечениях и праздниках).

3. Организация совместной культурно – досуговой деятельности (обсуждение сценариев праздников, развлечений и совместное участие в них, кружок оркестрового творчества, конкурсно-игровые программы, исполнение ролей в музыкально-театральных постановках, участие в показе кукольного театра).

alt

alt

alt

Книга отзывов свидетельствует о том, что многие родители ценят такие встречи, поскольку здесь предоставляется много практического материала. Кроме родителей присутствуют и профессиональные музыканты, выпускники детского сада, которые обучаются в музыкальных школах города и других заведениях художественно-эстетической направленности. Родители музицируют вместе с детьми и выступают с музыкальными номерами на совместных праздниках и конкурсах.

Все мы знаем, что музыка обогащает духовный мир ребенка , оказывает влияние на развитие его творческих способностей,

Любая деятельность в условиях обогащённой среды позволяет ребёнку проявлять пытливость, любознательность, творческие устремления,

познавать окружающий мир без принуждения, действовать уже по своему желанию, а не по велению взрослого.

Для меня как для музыкального руководителя музыкальная предметно – развивающая среда занимает особое место.

Я поняла, что для эффективной подачи материала и вовлечения детей в разные виды деятельности мне порой не хватает элементарных вещей-масок, костюмов, элементов для театрализац и и.

О Конкурсе Платковых кукол в ДОУ

Итоговым мероприятием стал Конкурс Платковых Кукол. Была проведена предварительная работа с родителями, индивидуальная беседы и консультации,

был организован круглый стол по подготовке к мероприятию, разработаны критерии, назначены номинации для участников

В конкурсе приняли активное участие 32 семьи. Конкурс превратился в настоящий праздник и оставил яркие впечатления у детей взрослых.

Цели этого конкурса: расширение партнерских отношений между семьями воспитанников и ДОУ, вовлечение родителей в образовательный процесс, укрепление семьи, как социального института, поощрение семейного творчества, открытие талантов у родителей, демонстрация достижений и умений, пропаганда семейных традиций, расширение предметно-пространственной среды в ДОУ.

Результат проведенной работы показал, что совместное творчество обогащает предметно-развивающую среду, объединяет коллектив детского сада и семьи.

-существенно расширилась предметно-пространственная среда в музыкальном зале и на группах. Платковые куклы меня очень выручают. Я вижу эмоциональный отклик, дети становятся более раскрепощенными.

Ничего так не вовлекает ребенка, как восприятие ярких красочных персонажей. Этот удивительный сказочный мир никого из малышей не оставляет равнодушным.

Прежде всего, дети заинтересованы, а если есть интерес - это отклик…. это живые глаза, это желание участвовать и творчески себя проявлять в разных видах музыкальной деятельности-

-Платковыми куклами мы пользуемся на занятиях, праздниках и досугах, в режимных моментах, в различной игровой деятельности.

-Стоит отметить, что и родители стали проявлять неподдельный интерес к различным мероприятиям нашего сада и активно участвовать в них уже не в качестве зрителей, а как наши лучшие помощники и соратники.

Таким образом, у родителей, которые выбрали активную позицию и стали нашими соратниками, появилась мотивация, интерес к различным направлениям, которые мы предлагаем, в итоге повышается эффективность музыкального воспитания детей. Большая часть выпускников продолжает заниматься музыкой, хореографией, живописью, театральным искусством.

Следовательно, целенаправленная работа по сотрудничеству детского сада и семьи позволяет повысить уровень развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, способствует обогащению предметно-пространственной среды в ДОУ, помогает эффективным образом укреплять партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников и повышать статус семьи.

Анкета для родителей доу по музыкальному развитию ребенка thumbnail

Фамилия, имя ребенка _____________________________________

1. Кто из родителей занимается или занимался музыкой?

2. Посещает ли Ваш ребенок музыкальную школу, студию и какую?

3. Есть ли дома техническое оборудование для занятий музыкой, и какое

4. Покупаете ли вы своему ребенку диски с записями музыки?

а) классической ________________________________________________

б) детской _________________________________________________

в) другое (что именно)__________________________________________

5. Имеются ли дома музыкальные инструменты? Музыкальные игрушки? Назовите их

6. Делится ли Ваш ребенок впечатлениями о музыкальных занятиях?

а) да б) почти всегда в) нет

7. Что чаще всего делает Ваш ребенок в своих играх?

а) слушает музыку б) напевает в) танцует

г) играет на музыкальных инструментах

8. Какую музыку любит Ваш ребенок больше?

а) спокойную б) грустную б) бодрую г) веселую

10. Заучиваете ли Вы по собственной инициативе с ребенком:

а) народные песни б) детские в) современные

11. Любимая песня Вашего ребенка?__________________________

12. Как часто Вы бываете в театре, на концертах и постановках?

13. Какие праздники в Вашей группе хотели бы устроить, провести? Ваши предложения.

14. Нужны ли праздники в детском саду? Да… нет (нужное подчеркнуть)

15. Посещаете ли вы праздники в детском саду?

Да.. нет… по обстоятельствам (подчеркнуть)

16.Что вы ждете от праздника?

а) хороший сценарий

б) яркое выступление детей

в) чтобы ребенок получил удовольствие от праздника

17. В каких номинациях вы хотите видеть видеть вашего ребенка?

г) играет на муз. инструментах

д) выступает в сценке в роли героя

18*. Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, спектакля или в их подготовке?

а) выступить со своим ребёнком;

в) сыграть на музыкальном инструменте;

д) оформить, нарисовать декорации;

е) самостоятельное выступление : спеть песню, станцевать, прочитать стихотворение (подчеркнуть)

Ё) другое (что именно) ___________________________________________

Анкета для родителей

1. Ваше мнение о влиянии музыки на развитие ребенка:

а) не влияет на развитие

б) оказывает незначительное влияние

в) играет большую роль в развитии ребенка

2. Что, по-вашему, играет главную роль в музыкальном развитии ребенка дошкольного возраста:

3. Есть ли у вас дома фонотека с детским репертуаром?

а) Да, достаточно обширная

б) Да, но скудная

4. Слушаете ли вы дома с ребенком музыку, (если да, то кто слушает – мама, папа, бабушка, дедушка…):

5. Есть ли у вас дома музыкальные инструменты, какие?

6. Как часто вы со своим ребенком посещаете детские концерты, спектакли, театр:

б) Время от времени

7. Испытываете ли вы затруднения в организации домашнего праздника с детьми?

8. Делится ли ребёнок с вами впечатлениями о музыкальных занятиях в детском саду?

9. Как на ваш взгляд, проходят праздники в д/с и что они дают детям?

10. Ваши предложения по улучшению сотрудничества детского сада и семьи по музыкально-эстетическому развитию ребёнка.

1.Любит ли Ваш ребенок музыку?_______________________________________________

2.В чем это выражается? (поет, танцует, слушает, сочиняет песенки, любит муз. игрушки)____________________________________________________________________

3.Знаете ли Вы, чем занимается Ваш ребенок на муз. занятиях?______________________

4. Нравится ли Вам активное участие ребенка на утренниках?________________________

5.В каких видах деятельности? (чтение стихов, пение, танцы, театральная деятельность, в коллективном исполнении, в индивидуальном исполнении)______________________________

6.Какие эмоции испытываете Вы, слушая удачное выступление ребенка?___________________

9.Помогаете ли Вы развивать любовь, интерес к музыке?____________________________

10. В чем это выражается?(беседы о музыке и музыкантах, слушание музыки, просмотр муз. теле- и радиопередач, посещение театра, детской школы искусств, исполнение муз. произведений на каком-либо муз. инструменте. пение с ребенком) ____________________________________________________________________________

11.Какие муз. передачи Вы слушаете, смотрите?___________________________________

12.Какая музыка звучит в Вашем доме чаще всего? (классическая, народная, популярная) ____________________________________________________________________________

13. Знакомы ли Вам шедевры классической музыки, великие композиторы? ____________________________________________________________________________

14 Имеете ли дома какой-либо муз. инструмент?__________________________________

15. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок владел каким-либо муз. инструментом?_______________

16. Знаете ли Вы, что для этого нужно?_________________________________________________

17. Есть ли дома муз. уголок ( муз.игрушки,инструменты, муз.центр,интернет)_____________________

18.Знакомы ли Вы с советами по муз.воспитанию ребенка, предложенных Вам в нашем дошк.учреждении?_______________________________

19.Ответы на какие вопросы Вы хотели бы получить, приобщая ребенка к музыке

20 Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок занимался муз. творчеством более углубленно? ________

21. Какими видами: ( вокал, хореография, театрализованная деятельность, и др)_____________

22. Как Вы празднуете день рождения своего ребенка? (застолье взрослых, детское чаепитие с играми, сюрпризами, подарками)_____________________________________________________

23 .Ллюбит ли слушать или смотреть Ваш ребенок сказки? (название и автор)_______________

24. Какие передачи любит смотреть Ваш ребенок по телевизору? __________________________

25. Назовите любимые мультфильмы Вашего ребенка.____________________________________

26.Как эмоционально отзывается ребенок на праздники в детском саду? (рисует, рассказывает своим близким, делится впечатлениями со своими сверстниками, друзьями, ни как не выражает свои эмоции)______________________________________________________________________

27.Как часто Вы с ребенком посещаете цирк, кукольный театр, концерты (ежемесячно, один раз в пол года, каждую премьеру, непосещаем)__________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Болотова Марина Николаевна

Анкета помогает выявить маршрут дальнейшего музыкального развития дошкольников.

Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

по вопросам музыкального воспитания детей.

Музыка является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к музыке и эффективной организации работы с ними по музыкальной деятельности в дошкольной образовательной организации предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

  1. Участвуете ли вы в мероприятиях, организуемых в детском саду? _______________________________________________________________________________
  2. Ваши пожелания по организации музыкального воспитания детей в детском саду? _______________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка является важным источником развития эмоций, социального опыта и творчества детей. Для выявления у воспитанников интереса к музыке и эффективной организации работы в области музыкального развития в нашем детском саду, предлагаем вам ответить на вопросы данной анкеты.

1. По вашему мнению, как влияет музыка на развитие личности ребенка?

2. Часто ли в вашем доме звучит музыка? Если да, то какой отдается предпочтение (народной, классической, рок-музыке, джазу, другому жанру)? _______________________________________________________________________________________

3. Как реагирует ваш ребенок на музыку? Какая музыка нравится? _______________________________________________________________________________________________

4. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка музыкальные способности (укажите конкретно)?_______________________________________________________________________________________________

5. Нужны ли вашему ребенку, на ваш взгляд, дополнительные музыкальные занятия?

6. Как вы оцениваете организацию музыкального развития и работу музыкального руководителя в детском саду, который посещает ваш ребенок? _______________________________________________________________________________________________

7. Ваши пожелания по организации музыкальной деятельности, проведению музыкальных досугов, праздников для детей в детском саду?

Благодарим за сотрудничество!

Методы и приёмы.

1. Фамилия, имя, отчество ребёнка.____________________________________

2. Часто ли у вас дома звучит музыка?_________________________________

3. Играет ли кто-либо из взрослых на музыкальных инструментах, каких?____________________________________________________________

4. Любят ли взрослые петь или слушать музыку?________________________

5. Какая это музыка: классическая, народная, современная?_______________

6. Есть ли дома: фортепьяно, баян, проигрыватель, магнитофон?___________

Другие инструменты (какие)?_________________________________________

Детские музыкальные инструменты (какие)?____________________________

7. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к музыке, в чём он проявляется:

а) ребёнок внимательно слушает музыку, песню;

б) стремится подпевать, выстукивать ритм;

в) тянется к игре на муз. инструментах;

г) любит танцевать под музыку;

д) пробует сочинять свои мелодии, песни, танцевальные движения.

8. Занимается ли кто-то с ребёнком музыкой специально?_________________

9. Поёт ли ребёнок дома песни, разученные в детском саду?______________

10. Любимая песня вашего ребёнка.____________________________________

11. Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, в их подготовке:

а) выступить со своим ребёнком;

в) сыграть на музыкальном инструменте;

д) помочь в разработке сценария, подготовке музыкального или литературного материала;

е) принять участие в играх, аттракционах.

ж) другое (что именно)_____________________________________________

Анализ анкетирования родителей.

Дата проведения: 22.01.2012г

– На 2 вопрос анкеты положительно ответили 67 человек – 75,3 %

отрицательно ответили 12 человек – 13,5 %

иногда ответили 10 человек – 11,2 %

-На 3 вопрос ответили положительно 70 человек – 78,7 %

отрицательно 19 человек – 21,3 %

– На 4 вопрос положительно ответили 88 человек – 98,9 %

Отрицательно ответил 1 человек – 1, 1 %

– На 5 вопрос ответили, что слушают классическую 1 человек – 1,1 %

народную 1 человек – 1,1 %

современную 44 человека – 49,5 %

разную 42 человека – 47,2 %

никакую 1 человек – 1,1 %

– На 6 вопрос положительно ответили 77 родителей – 86,5 %

отрицательно ответили 12 человек – 13,5 %

-На 7 вопрос (100%) – 89 родителей отметили, что их ребёнок проявляет интерес к музыке разными способами: он внимательно слушает музыку, подпевает, простукивает ритм, любит танцевать, играть на детских музыкальных инструмента.

-На 8 вопрос 78 родителей или 87,6 % отметили, что специально никто не занимается с ребенком музыкой, лишь 11 родителей или 12, 4 % отметили, что с детьми ведутся специальные занятия по музыкальному воспитанию.

– Отвечая на 9 вопрос все 89 анкетированных родителей, или 100 % отметили, что все дети поют дома песни, разученные в детском саду.

– На 10 вопрос 52 родителя или 58,4 % отметили, что любимая песня ребенка – это детские песни из мультфильмов, а остальные 37 родителей или 41,6 %, что любимые песни детей – это песни современных исполнителей.

– На 11 вопрос 21 родитель или 23,5 % отметили, что могли бы выступить со своим ребенком; 24 родителя или 26, 9 % что могут сыграть роль на утреннике; 0 родителей или 0 % ответили, что не смогут сыграть на музыкальном инструменте; 19 родителей или 21, 3 % могут помочь сшить костюм; 21 родитель или 23, 5 % могут помочь в разработке сценария литературного характера; 51 родитель или 57,3 % ответили, что могут принять участие в играх и аттракционах; 22 человека или 24,8 % дали свои предложения по музыкальному воспитанию своих дошкольников.

  1. Любит ли ваш ребенок музыку?________________________
  2. Какая музыка больше всего находит эмоциональный отклик в его душе: современная, классическая, фольклор?
  3. Как реагирует ребенок на понравившуюся мелодию?_______________
  4. Считаете ли вы эти проявления способностями или нет?____________
  5. Как вы считаете, есть ли у вашего ребенка музыкальный слух, голос, ритм?__________________________________________________
  6. Хотел бы ваш ребенок обучаться игре на каком-либо музыкальном инструменте? Если да, то, на каком?_____________________________
  7. Кто больше уделяет внимания музыкальному воспитанию вашего ребенка в семье?______________________________________________
  8. Как вы считаете, способность к музыке у ребенка – врожденная, наследуемая или воспитуемая?

1. На первый вопрос 98 родителей или 96, 1 % ответили, что их дети любят музыку, и лишь 4 родителя или 3,9 % ответили, что их дети не любят музыку.

2. Отвечая на 2 вопрос анкеты, 86 родителей или 84,3 % считают, что современная музыка больше всего находит эмоциональный отклик в душе ребенка. 14 родителей или 17,7 % считают, что это классическая музыка, и 2 родителя или 1,9 % считают, что фольклор больше всего находит эмоциональный отклик в душе ребенка.

3. На третий вопрос анкеты 96 родителей или 94, 1 % ответили, что дети и танцуют, и напевают, услышав музыку, и лишь 6 человек или 5,8 % ответили, что никак не реагируют на музыку.

4. 82 родителя или 80,4 % считают, что эти проявления являются способностями, 20 человек или 19, 6 % не считают эти проявления способностями.

5. На пятый вопрос 54 родителя или 52,9 % считают, что есть у ребенка музыкальные данные, 10 родителей или 9, 8 % не знают есть ли у детей музыкальный слух, голос, ритм. 38 родителей или 37,2 % считают, что нет у их детей музыкальных данных.

6. 85 родителей или 83, 3 % считают, что их дети хотят обучаться игре на каком-либо музыкальном инструменте, 17 родителей или 16,7 % считают, что не хотят обучаться игре на музыкальном инструменте по разным причинам.

7. Отвечая на 8 вопрос 63 родителя или 61, 7 % ответили, что больше внимания музыкальному воспитанию ребенка в семье уделяет мама, 37 человек или 36, 2 % считают, что бабушка и 2 человека или 2, 1 % ответили, что папа уделяет больше внимания музыкальному воспитанию ребенка в семье.

8. 34 родителя или 33,4 % считают, что способность к музыке у ребенка врожденная, 17 родителей или 16,6 % – наследуемая, 5 родителей или 4,9 % считают, что способности к музыке у ребенка воспитуемая, а остальные 46 человек или 45,1 % не знают, является ли способность к музыке у ребенка врожденной, наследуемой или воспитуемой.

1. Что интересного в музыкальном воспитании Вы находите в ДОУ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Атмосфера на музыкальных занятиях, общение с детьми музыкального руководителя. _____________________________________________________

3. Пользуется ли музыкальный руководитель авторитетом и уважением в коллективе? _______________________________________________________

4. В чем проявляется взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя в Вашем ДОУ? ____________________________________________________

5. Формы участия музыкального руководителя в работе с родителями__________________________________________________________________________________________________________________________

В 2012 учебном году проведено анкетирование с воспитателями детского сада. В опросе прияли участие 18 педагогов. По итогам анкетирования были получены следующие результаты:

  1. На первый вопрос анкеты 18 анкетированных воспитателей или 100 % ответили, что проведение совместных праздников и развлечений детей с родителями, развитие музыкального творчества детей, участие в городских и районных конкурсах и фестивалях, использование большого количества игр для развития музыкальности ребенка.
  2. На 2 вопрос 18 воспитателей или 100 % считают, что атмосфера на музыкальных занятиях, общение с детьми музыкального руководителя доброжелательная.
  3. Отвечая на 3 вопрос анкеты, пользуется ли музыкальный руководитель авторитетом и уважением в коллективе 18 воспитателей или 100% ответили положительно.
  4. На 4 вопрос анкеты 18 анкетированных воспитателей или 100% считают, что взаимосвязь музыкального руководителя и воспитателя проявляется в совместной подготовке к утренникам и развлечениям, воспитании любви к музыке, в совместных музыкальных занятиях, в развитии эстетического вкуса у детей.
  5. На 5 вопрос 18 воспитателей или 100 % считают, что к формам участия музыкального руководителя в работе с родителями относится выступление на родительских собраниях, круглые столы музыкального руководителя и воспитателей, музыкального руководителя и родителей, участие родителей в музыкальной деятельности ДОУ.

Автор: Евдокимова Анастасия Николаевна

Организация: МБДОУ №151

Населенный пункт: Иркутская область, г. Иркутск

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения – достаточно актуальная тема. ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу развития социально - активной творческой личности ребенка.

Дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы личностного, физического, психического, развития человека. В исследовательском поиске детская потребность обусловлена биологически, исследователем ребёнок не рождается. Любознательность, жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать - важнейшие черты детского поведения.

Поэтому одним из целевых ориентиров в дошкольном образовании является проявление ребенком инициативности в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Инициатива детей дошкольного возраста в естественной форме происходит в виде вербального исследования (вопрос взрослому - почему?) и в виде детского экспериментирования с предметами.

ФГОС ДО – это, по определению А.Г.Асмолова, стандарт создания мотивации для ребенка, который готов всех и каждого мучить своими вопросами.

Что означает – инициативный ребенок дошкольного возраста? Для каждой возрастной группы существует примерные показатели инициативности ребенка. Дошкольное образование нацелено на поддержкувозрастающей инициативы ребенка (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев).

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.Музыкальная деятельность в детском саду тесно связана с творческой инициативностью. Для творчества нужна основа, поэтому первая задача музыкального руководителя и воспитателя, создать эту основу, развивая при этом у ребенка нужные умения и навыки.

В развитии творческой инициативы ребенка важны все виды музыкальной деятельности дошкольников.

Слушание музыки обогащает музыкальное представление ребенка, учит простейшему анализу произведения, а также в дальнейшем поможет ребенку самостоятельно выражать характер музыки в танцах, песнях, музыкальных играх.

Упражнения, танцы, музыкальные игры, игра на детских музыкальных инструментах, дают толчок детям к творческому воображению, их инициативе.Со временем у детей начнет проявляться оценочное отношение к музыке и движениям. Это говорит о формировании задатков музыкального вкуса. Дети учатся самостоятельно оценивать свои возможности, стараются проявить активность.Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно, и динамичнее развитие личности.

Не принуждать ребенка - вот главная задача педагога, а побуждать его к самостоятельным действиям, к проявлению инициативы. Педагог должен постараться помочь ребенку, если он не уверен, начать вместе с ним, предложить детям поддержать его аплодисментами, любыми действиями, которые подвигнут ребенка на выполнение задания.

Использование социокультурного пространства ДОУ (театр, библиотека, музыкальная школа и т.д.) рождает у детей новые, яркие впечатления и, соответственно, побуждает к придумыванию новых образов в самостоятельной деятельности детей. Например, поход в театр на премьерный спектакль, побудил ребят подготовительной группы попробовать себя в разных образах, проявляя при этом свою инициативность.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.

Для инициативной личности характерно:

  1. Произвольность поведения;
  2. Самостоятельность;
  3. Развитая эмоционально волевая сфера;
  4. Инициатива в различных видах деятельности;
  5. Стремление к самореализации;
  6. Общительность;
  7. Творческий подход к деятельности;
  8. Высокий уровень умственных способностей;
  9. Познавательная активность.

Главная задача педагога не заставить и приучить, а помочь ребенку научится быть активней и смелей в познавательной деятельности и в повседневном общении со сверстниками.

В данной статье рассматриваются вопросы организации системы педагогических условий поддержки музыкальным руководителем детской инициативы в процессе музыкальной деятельности.

Инициатива – это первый шаг в каком- либо деле, внутренне побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Теоретическое обоснование вопросов формирования, развития и поддержки детской инициативы занимались Коротаева Е.В., Святцева А.В., Васютина, О.А. Скоролупова и др. Анализ их работ позволяет сделать обобщенное определение инициативы как интегративного качества личности, характеризующегося мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. Это определение позволяет выделить основные составляющие компоненты детской инициативы: мотивационный, когнитивный, поведенческий и рефлексивный.

Мотивационный компонент инициативы – мотивационная готовность что-либо сделать. Мотивация к деятельности может быть разной: желание попробовать что-то сделать, получить положительную оценку взрослых, желание самоутвердиться. Задача музыкального руководителя – повышать интерес к различным видам музыкальной деятельности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.

Когнитивный компонент инициативы – определенные знания о ходе выполнения задания, действия. Ребенок должен владеть определенным багажом знаний, быть научен основным приемам звукоизвлечения на детских шумовых инструментах, танцевальным движениям, элементам перестроений, знать основные понятия музыкального языка и т.д. Задача музыкального руководителя – расширять возможности музыкальной деятельности воспитанников.

Поведенческий компонент инициативы – самостоятельность, готовность к трудностям и их преодолению, настойчивость, доведение начатого до конца. Задача музыкального руководителя – создавать условия для возможности принимать самостоятельные решения и творческое начало в выполнении доступных по трудности задач, поощрять качества, актуальные для поведенческого компонента инициативы.

Рефлексивный компонент инициативы – умение сопоставлять результаты деятельности и обозначенную цель. Проявляется в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к совершаемым действиям, планировании, самооценке и др. Задача музыкального руководителя – предоставлять возможность воспитанникам осуществить самоконтроль, осознать и дать оценку собственным действиям.

Непосредственно музыкальной деятельности касается когнитивный компонент, остальные являются универсальными для любого вида детской активности.

На основе работы Коротаевой Е.В. и других авторов были выделены три возрастных периода развития детской инициативы.

Старший дошкольный возраст – период, когда инициатива наиболее ярко развивается в процессе музыкального творчества детей. Творческие задания предоставляют широкие возможности для проявления инициативы, активизируют музыкальные способности детей, что помогает воспитанникам более успешно усваивать программные умения и навыки.

Опираясь на теоретическое обоснование, можно сформулировать основные условия, обеспечивающие поддержку детской инициативы в процессе организации музыкальной деятельности воспитанников:

  • опора на индивидуальные особенности ребенка, выражающаяся в подборе соответствующих приемов, методов, которые способствуют поддержке инициативы (проблемность заданий, посильная креативность и т.д.);
  • создание специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей повышение непосредственного интереса к самостоятельности, активности, инициативности в различных видах музыкальной деятельности;
  • опора на системно-деятельностный подход, в основе которого лежит активизация самостоятельной деятельности и инициативности ребенка (знания не даются в готовом виде, ребенку предоставляется возможность проявить свою активность и самостоятельность в различных видах музыкальной деятельности в соответствии с его возрастными возможностями);
  • установление доверительных и открытых отношений между музыкальным руководителем и воспитанником; поддержка ребенка через создание ситуации успеха, предвосхищающую положительную оценку и т.п.;
  • Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через непосредственное общение с каждым воспитанником;
  • систематичность и последовательность (а не эпизодичность) в развитии и поддержке инициативы у детей дошкольного возраста, что является, самым важным условием [4, с.3].

Комплексное применение системы условий поддержки детской инициативы положительно влияет на музыкальное развитие воспитанников. Дети становятся более раскрепощенными, коммуникативными, умеющими не только подражать другому, но и проявить себя в различных видах музыкальной деятельности. Качество владения основными музыкальными умениями и навыками улучшается. Уровень эмоциональной отзывчивости повышается: дети определяют характер, настроение музыки, эмоционально на неё откликаются, имеют любимые произведения, песни, игры, танцы. Таким образом, предложенная система условий поддержки детской инициативы позволит повысить качество музыкального развития воспитанников ДОУ.

Читайте также: