Сколько получают директора школ в башкирии

Обновлено: 23.04.2024


В последнее время сфера образования в республике переживает бурные изменения. В 2019 году с приходом на пост руководителя региона Радия Хабирова резко изменилась система обучения в школах – повсеместно была внедрена пятидневка. Многие родители до сих пор теряются и не понимают, что делать по субботам. Мы решили поговорить об этом с министром образования и науки Айбулатом Хажиным, который объяснил, для чего это было сделано. Помимо этого, глава ведомства затронул и другие острые вопросы.

- Айбулат Вакилович, расскажите, пожалуйста, как вообще реализуется пятидневка в школах? Что теперь делают школьники по субботам?

- Субботы мы полностью освободили для развития детей, раскрытия их талантов, способностей. В одну из суббот в месяц наше ведомство организует тематический день. Например, в сентябре у нас была спортивная, в октябре – этно-культурная. Спецификой этого мероприятия является не только взаимодействие детей со школой, а еще подключение родителей. Они должны стать активными участниками. Этот день должен стать по-настоящему семейным. Если в сентябре на тематическую субботу пришли порядка 20% родителей, то в октябре их было уже больше. Что касается других суббот месяца, мы не навязываем образовательным организациям какие-либо мероприятия, в этом плане у них полная свобода. Школы, родители и сами дети вправе выбирать дополнительные формы для проведения этого дня.

- Многие родители не понимают, зачем приходить в школы в субботы, если уроков нет. Все эти мероприятия обязательные? На них отмечают посещаемость?

- Нужно понять всем – хоть теперь и пятидневники, но в субботы школы открыты для каждого. Вся задумка была в том, что у родителей и детей из-за шестидневки совершенно не остается времени общаться между собой. Теперь этого свободного времени много. Это сделано специально для родителей и для развития ребенка. Дети не должны быть заняты одними уроками. Суббота – это как раз такой день, когда ребенок может приходить в школу, чтобы отдохнуть головой и заняться спортом, посетить различные секции. Присутствие по субботам мы отмечаем только в тематические дни. Это, как я уже говорил, раз в месяц. Никаких норм для учителей по посещению суббот, никаких счетчиков не существует. Все строго по желанию. Если родитель решил посвятить субботу общению с ребенком дома, то ради бога. Наша главная задача – дать возможность ребенку за два дня полностью разгрузить свою нервную систему, отвлечься от той образовательной среды, которая его окружала пять дней, ну и почаще общаться с родителями. Мы проводили социологическое исследование о том, как часто родители общаются со своими детьми. Выяснилось, что 30% родителей общаются 1-2 раза в неделю по 5-15 минут. Ни учитель, ни классный руководитель, ни социальный педагог – никто не может заменить матери или отца. Родитель – это самое важное. Если ребенок не видит внимания со стороны родителей к себе, то у него формируется комплексы, которые в дальнейшем не дадут ему возможности полностью раскрыть свой потенциал. Любой комплекс является очень мощным тормозом. Посмотрите на самых талантливых людей. Они, как правило, жили в любящих семьях.

- Как я понимаю, в субботу родители совершенно спокойно могут прийти в школу и просто поговорить с учителями о своем ребенке?

- Да, совершенно верно, не надо ждать родительских собраний. Всегда можно прийти в субботу, двери школы открыты. Учитель однозначно подскажет, на какие направления стоит усилить внимание, какие темы стоит изучить, какие есть проблемы и прочее. Эту информацию мы пытаемся и будем продолжать доводить для родителей. Суббота в школах теперь семейный день.


- Одна из самых главных проблем для родителей – куда пойти учиться после школы. Как министерство в этом плане помогает сделать выбор?

- Звучит масштабно.

- Вы хотите сказать, что если ребенок сам не может определиться с будущей профессией, то лучше брать за руку и вести на эти проекты?

- Обязательно. У нас почему-то родители очень пассивно себя ведут в этом направлении. Мол пусть школа сама определит и подскажет. Понятно, что школа должна разглядеть задатки ребенка, но не всегда это происходит эффективно. Лучше родителя своего ребенка все равно никто не знает.

- В последнее время все чаще говорят про возвращение системы обязательного распределения после вузов. Вы за или против?

- Это система с советского времени. Меня такая процедура коснулась. Это был как раз последний год, когда всех распределяли. С одной стороны, конечно, это замечательно, когда у каждого выпускника есть возможность выбора того или иного учреждения, куда бы он мог поехать и трудоустроиться. Лично для меня это было очень интересным форматом – я выбрал другой регион и попробовал свои силы там. Если бы не было этого направления, то я бы совершенно точно никуда не уехал. Но если смотреть с другой стороны, то если ребенок не заключает договор о целевом обучении, насколько конституционно правильно будет вмешиваться в жесткое распределение его судьбы?


- Обязаловкой это не сделаешь, но вуз может ведь просто выдавать предложения.

- Предложения для выпускников и сейчас есть. Это никуда не исчезало. В каждом башкирском вузе есть центр трудоустройства студентов. Здесь уже остается право выпускника согласиться с этими предложениями или не согласиться. Для самого вуза тоже очень важен процент трудоустройства выпускников, это один из показателей эффективности работы. Если выпускники не могут трудоустроиться по специальности, то встает вопрос, зачем она вообще нужна, зачем готовить в таком количестве специалистов. Естественно, возникает вопрос и к качеству преподавания.

- Пиар – это, конечно, новая категория. Насколько рынок сейчас насыщен этими специалистами?

- Выпускников много, а вот вакансий совсем мало.

- Вот в этом и проблема.

- Почему такое происходит? Почему такие огромные коммерческие наборы на такие специальности?

- На какие специальности тогда нужно ориентироваться?

- Недавно министерством экономики был озвучен список специальностей, которые будут популярны через 5-10 лет. В этом пуле присутствуют те специальности, без которых общество жить не может – педагоги, врачи. Наверное, детям и родителям необходимо ориентироваться именно вот на такие серьезные выкладки и исследования. Любой выпускник должен прогнозировать ситуацию на семь лет вперед. Мы сейчас очень динамично развиваемся. Та ситуация, которая сейчас, может кардинально измениться к моменту выпуска. Вот, например, возможно было ли представить 10 лет назад, что нашему рынку понадобятся инженеры квадрокоптеров? Тогда большинство даже не знали, что это такое. А сегодня рынку очень нужны подобные специалисты. Не надо ориентироваться на бытующее в народе мнение, оно часто не оправдано и отправляет нас часто к прошлому, а не к будущему.


- С учителями же есть большая беда – зарплата. Существует большой разрыв по заработку между молодыми и опытными педагогами. Вот молодые и не идут.

- На ваш взгляд, нынешняя система высшего образования в республике актуальна, подходит под современные запросы и полностью обслуживает потребности жителей Башкирии?

- Наша система сформировавшаяся, компетентная, разносторонняя и в тот же момент очень самодостаточная. Возьмите любой абсолютно вуз, и он занимает свою нишу на тех правах, которую и должен занимать. Наш классический университет, БашГУ, это сильнейший вуз, флагман. Нефтяной и авиационный – лидеры в своих отраслях. БГПУ – один из сильнейших педагогических вузов России. Я назвал только основные, но остальные тоже достойно представлены на рынке услуг высшего образования. Практически любой запрос выпускников они способны удовлетворить. При этом вузы остаются очень динамичными и быстро реагируют в случае новой потребности, открывают новые специальности.

- Много говорится про студенческий кампус, который будет возведен в районе Демы. Этот проект уже согласован и действительно появится?

- Да, проект одобрили уже на самом высоком уровне. Студенческий межвузовский кампус точно появится. Он не будет принадлежать ни одному из вузов. Рассчитан на 4,5 тысячи студентов и дополнительно 500 мест для молодых преподавателей. В первую очередь, конечно, в рамках кампуса мы ориентированы на зарубежных студентов, но, естественно, там будут жить студенты и из нашей республики. Локация действительно определена – это район Демы. Это не будет просто местом проживания, это абсолютно уникальная студенческая, культурная, научная среда, где будут коворкинг-зоны, лаборатории, появится вся необходимая социальная инфраструктура. Для студенческих семей даже построим детский сад. Условия проживания в кампусе будут, как минимум, на уровне отеля трех звезд. То есть отдельные комнаты с санузлом.

- Когда по планам это все будет отстроено?

- Первая очередь – 2022 год. Полное завершение – 2024.

- Само строительство когда начнется?

- Если все документы будут оформлены, то осенью 2020-го мы готовы выходить на площадку.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: