Анализ проблемы как обеспечить экологическую безопасность россии

Обновлено: 02.07.2024

В 1997 г ., учитывая сложившуюся экологическую ситуацию, Правительство РФ утвердило Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, в которой отражены современные взгляды и задачи, принципы, методы и пути обеспечения экологической безопасности. В стране разрабатываются и реализуются масштабные государственные программы, однако в целом ситуация продолжает оставаться чрезвычайно тревожной.

Экологическая безопасность – состояние защищенности природных объектов, жизни, здоровья человека, имущественных интересов физических и юридических лиц от источников экологической опасности. Таким образом, объектами экологической безопасности являются человек, общество, природные ресурсы и природная среда.

Обеспечение экологической безопасности – деятельность по проведению комплекса мер правового, эколого-экономического, научно-методического, инженерно-технического, образовательного, социального, воспитательного и иного характера, направленных на предотвращение возникновения, развития экологически опасных ситуаций, нейтрализацию и ликвидацию угроз, возникающих или возникших в результате загрязнения природной среды и (или) истощения природных ресурсов, а также на защиту жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц от неблагоприятных воздействий от источников экологической опасности.

Экологическая опасность – природная среда или ее отдельные объекты, которые представляют или могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан, их жизненно важным интересам, окружающей среде в результате осуществления антропогенной деятельности и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Источник экологической опасности – природная среда, загрязненная или иным образом измененная человеком или естественными природными процессами и явлениями, которая может представлять или представляет угрозу жизни и здоровью человека, имущественным интересам физических и юридических лиц.

Принципы экологической политики в сфере экологической безопасности:

  • приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества в целом, а также общечеловеческих ценностей;
  • разрешительный порядок осуществления производственной и другой деятельности, способной создать угрозу экологической безопасности населения и территорий;
  • обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства, реконструкции экологически опасных объектов, а также производства любой продукции;
  • суверенитет государства над природными ресурсами;
  • непричинение ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства и неотвратимость ответственности за экологические последствия трансграничных воздействий;
  • организация системы государственного экологического мониторинга окружающей природной среды;
  • гласность планов осуществления деятельности, связанной с угрозой возникновения экологической опасности, а также обеспечение полной и своевременной информацией об этой опасности населения, общественных организаций и государственных органов;
  • широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности.

В интересах обеспечения экологической безопасности в процессе целенаправленной деятельности человека предусматривается решение определенных задач:

  • установление и поддержание на определенном минимально возможном научно обоснованном уровне экологического риска воздействий техногенных, природных и экологических факторов, путем выработки и реализации эффективных стратегий по снижению опасностей, охране и регулированию качества природной среды;
  • поддержание гармоничной структуры, взаимосвязи и саморегуляции естественных процессов, сохранение репродуктивности и видового разнообразия популяций организмов живой природы, обеспечение равновесного состояния экосистем;
  • обеспечение сохранения здоровья людей и исключение отдаленных последствий вредных воздействий для настоящего и последующего поколений.

Для решения этих задач требуется проведение целого ряда мероприятий организационного, технического, экономического, нормативно-правового, научно-исследовательского и иного характера. Система мероприятий по обеспечению экологической безопасности включает:

  • комплекс базовых мероприятий, выполнение которых дает возможность поддерживать на определенном уровне методы, средства, организацию обеспечения экологической безопасности и правильно определять пути безопасного в экологическом отношении социально-экономического развития территориально-хозяйственных структур;
  • комплекс превентивных, регулярных и оперативных мероприятий, проводимых для установления, поддержания и нормализации экологической обстановки, с учетом установленных уровней экологических рисков.

Каждый из этих комплексов, в свою очередь, объединяет несколько крупных блоков мероприятий. В первый входят мероприятия по:

  • экологическому нормированию всех видов антропогенных воздействий и нагрузок, падающих на объекты биосферы, и обоснованию приемлемых уровней экологических рисков;
  • разработке и поддержанию на современном уровне научных знаний и нормативно-правовой базы в области обеспечения экологической безопасности;
  • экологической экспертизе и лицензированию хозяйственной деятельности;
  • проведению фундаментальных и прикладных научных исследований в области природопользования и экологической безопасности, включая экономические и социальные аспекты;
  • разработке оптимальных стратегий хозяйственной деятельности, направлений и программ безопасного в экологическом отношении социально-экономического развития промышленных районов, других территориально-хозяйственных структур, регионов, государств;
  • экологической подготовке населения и профессиональных работников, информированию населения и общественности об экологических опасностях и рисках, а также о необходимых мерах по обеспечению экологической безопасности.

Второй комплекс мероприятий также включает ряд достаточно объемных по содержанию и важных по значимости блоков. К их числу следует отнести мероприятия по:

  • идентификации, анализу и оценке всех видов экологической опасности и экологического риска, включая глобальные компоненты;
  • организации и осуществлению комплексного экологического мониторинга с учетом возможных трансграничных и трансрегиональных вредных воздействий;
  • регулированию, восстановлению качества окружающей среды и управлению экологическими рисками с использованием организационно-технических, экономических, правовых и других механизмов;
  • сбору, утилизации и захоронению промышленных и хозяйственно-бытовых отходов, очистке сбросов, сливов и газоаэрозольных выбросов, очистке воды питьевого и промышленного водоснабжения и др.;
  • сохранению здоровья и нормальной жизнедеятельности людей, а также исключению отдаленных последствий для настоящего и последующих поколений в условиях повышенных антропогенных воздействий и нагрузок, а также экологических неблагополучий и бедствий;
  • нормализации экологической обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера и в других экстремальных условиях, по восстановлению гармоничности и саморегуляции природных процессов, протекающих в экосистемах, выводу их на гомеостатическое плато и восстановлению ассимиляционной емкости;
  • подготовке и принятию управленческих решений, направленных на обеспечение экологической безопасности.

Особое внимание уделяется разработке системы мероприятий по обеспечению экологической безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение экологической безопасности во многом зависит от выбора пути: будут приниматься меры в рамках старой традиции (неустойчивое развитие) или будут выбраны для этого концепция и стратегия устойчивого развития.

Неустойчивое развитие предполагает резкий рывок, революционные преобразования в сфере обеспечения экологической безопасности. Так, сторонники этой концепции считают, что необходимо жесткое и решительное вмешательство государства в регулирование процессов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и гидросферу.

Наиболее прогрессивна позиция тех, кто считает, что обеспечивать экологическую безопасность необходимо через устойчивое развитие.

Принцип устойчивого развития был поддержан ООН. Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2, Рио-де-Жанейро, 1992), в которой участвовали представители 179 стран, перевела идею устойчивого развития в плоскость конкретных международных обязательств и планов.

Президент Российской Федерации Указом № 440 от 1 апреля 1996 года утвердил Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Первоначально устойчивое развитие рассматривалось в контексте поиска ответа на экологический вызов, но такой ответ предполагает системное решение множества экономических, социальных, демографических, научно-технических и иных проблем современной цивилизации.

В научной литературе выделены следующие основные принципы устойчивого развития:

− каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в благоприятной для него окружающей среде;

− социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем;

− развитие должно осуществляться не во вред окружающей природной среде и обеспечивать возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешних, так и будущих поколений людей;

− сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса устойчивого развития, в одно целое должны быть соединены экономическое развитие, социальная справедливость и экологическая безопасность, которые в совокупности определяют основные критерии развития;

− выживание человечества и стабильное социально-экономическое развитие должны базироваться на закономерностях биотической регуляции при сохранении биоразнообразия в биосфере;

− рациональное природопользование должно основываться на неистощимом использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, утилизации и безопасном захоронении отходов;

− экологобезопасное хозяйствование должно базироваться на усилении взаимосвязи экономики и экологии, формировании единой (сопряженной) экологизированной экономической системы развития;

− реализация надлежащей демографической политики должна направляться на стабилизацию численности населения и оптимизацию масштабов его деятельности в соответствии с фундаментальными законами природы;

− необходимо широкое использование принципа упреждения, опережающего принятия эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф;

− важным условием перехода общества к устойчивому развитию является искоренение бедности и предотвращение больших различий в уровне жизни людей;

− использование разнообразия форм собственности и механизма рыночных отношений должно быть ориентировано на гармонизацию социальных отношений при обеспечении общественной безопасности;

− в перспективе, по мере реализации идей устойчивого развития, должно возрастать значение вопросов рационализации масштабов и структуры личного потребления населения;

− сохранение малых народов и этносов, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию;

− развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостной экосистемы Земли должно быть подкреплено принятием государствами соответствующих международных соглашений и иных правовых актов;

− необходимы свободный доступ к экологической информации, создание соответствующей базы данных с использованием в этих целях глобальных и национальных коммуникаций и других средств информатики;

− в ходе развития законодательной базы следует учитывать экологические последствия предполагаемых действий, исходить из необходимости повышения ответственности за экологические правонарушения, обеспечивать компенсации лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;

− экологизация сознания и мировоззрения человека, переориентация системы воспитания и образования на принципе устойчивого развития должны способствовать выдвижению интеллектуально-духовных ценностей на приоритетное место по отношению к материально-вещественным;

− суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государства за нарушение глобальных экосистем;

− ведение хозяйственной деятельности должно осуществляться с отказом от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.

Несомненно, понимание и реализация указанных принципов устойчивого развития потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития общества в глобальном масштабе должны достигаться без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, экстенсивного роста производства.

Колоссальные изменения, происшедшие в мире, потребовали поиска новых форм жизнедеятельности, организации нового мирового порядка. В результате этого поиска человечество пришло к идее устойчивого развития. Концепция и стратегия устойчивого развития – это понимание того, что удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно ставить под угрозу способности будущих поколений удовлетворять потребности.

Современный мир испытывает от острой экологической ситуации угрозы экологической безопасности. Трудно предположить, что в ближайшие годы мы станем свидетелями значительного уменьшения экологических угроз, рисков, опасностей. Несомненно, что это практически не может произойти в рамках старых традиций неустойчивости. Серьезное улучшение состояния экологической безопасности в ближайшей перспективе возможно только на пути устойчивого развития.

В 1997 г ., учитывая сложившуюся экологическую ситуацию, Правительство РФ утвердило Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, в которой отражены современные взгляды и задачи, принципы, методы и пути обеспечения экологической безопасности. В стране разрабатываются и реализуются масштабные государственные программы, однако в целом ситуация продолжает оставаться чрезвычайно тревожной.

Экологическая безопасность – состояние защищенности природных объектов, жизни, здоровья человека, имущественных интересов физических и юридических лиц от источников экологической опасности. Таким образом, объектами экологической безопасности являются человек, общество, природные ресурсы и природная среда.

Обеспечение экологической безопасности – деятельность по проведению комплекса мер правового, эколого-экономического, научно-методического, инженерно-технического, образовательного, социального, воспитательного и иного характера, направленных на предотвращение возникновения, развития экологически опасных ситуаций, нейтрализацию и ликвидацию угроз, возникающих или возникших в результате загрязнения природной среды и (или) истощения природных ресурсов, а также на защиту жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц от неблагоприятных воздействий от источников экологической опасности.

Экологическая опасность – природная среда или ее отдельные объекты, которые представляют или могут представлять угрозу жизни и здоровью граждан, их жизненно важным интересам, окружающей среде в результате осуществления антропогенной деятельности и чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Источник экологической опасности – природная среда, загрязненная или иным образом измененная человеком или естественными природными процессами и явлениями, которая может представлять или представляет угрозу жизни и здоровью человека, имущественным интересам физических и юридических лиц.

Принципы экологической политики в сфере экологической безопасности:

  • приоритет безопасности для жизни и здоровья личности и общества в целом, а также общечеловеческих ценностей;
  • разрешительный порядок осуществления производственной и другой деятельности, способной создать угрозу экологической безопасности населения и территорий;
  • обязательность государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов строительства, реконструкции экологически опасных объектов, а также производства любой продукции;
  • суверенитет государства над природными ресурсами;
  • непричинение ущерба окружающей среде за пределами юрисдикции государства и неотвратимость ответственности за экологические последствия трансграничных воздействий;
  • организация системы государственного экологического мониторинга окружающей природной среды;
  • гласность планов осуществления деятельности, связанной с угрозой возникновения экологической опасности, а также обеспечение полной и своевременной информацией об этой опасности населения, общественных организаций и государственных органов;
  • широкое участие в международной деятельности в области экологической безопасности.

В интересах обеспечения экологической безопасности в процессе целенаправленной деятельности человека предусматривается решение определенных задач:

  • установление и поддержание на определенном минимально возможном научно обоснованном уровне экологического риска воздействий техногенных, природных и экологических факторов, путем выработки и реализации эффективных стратегий по снижению опасностей, охране и регулированию качества природной среды;
  • поддержание гармоничной структуры, взаимосвязи и саморегуляции естественных процессов, сохранение репродуктивности и видового разнообразия популяций организмов живой природы, обеспечение равновесного состояния экосистем;
  • обеспечение сохранения здоровья людей и исключение отдаленных последствий вредных воздействий для настоящего и последующего поколений.

Для решения этих задач требуется проведение целого ряда мероприятий организационного, технического, экономического, нормативно-правового, научно-исследовательского и иного характера. Система мероприятий по обеспечению экологической безопасности включает:

  • комплекс базовых мероприятий, выполнение которых дает возможность поддерживать на определенном уровне методы, средства, организацию обеспечения экологической безопасности и правильно определять пути безопасного в экологическом отношении социально-экономического развития территориально-хозяйственных структур;
  • комплекс превентивных, регулярных и оперативных мероприятий, проводимых для установления, поддержания и нормализации экологической обстановки, с учетом установленных уровней экологических рисков.

Каждый из этих комплексов, в свою очередь, объединяет несколько крупных блоков мероприятий. В первый входят мероприятия по:

  • экологическому нормированию всех видов антропогенных воздействий и нагрузок, падающих на объекты биосферы, и обоснованию приемлемых уровней экологических рисков;
  • разработке и поддержанию на современном уровне научных знаний и нормативно-правовой базы в области обеспечения экологической безопасности;
  • экологической экспертизе и лицензированию хозяйственной деятельности;
  • проведению фундаментальных и прикладных научных исследований в области природопользования и экологической безопасности, включая экономические и социальные аспекты;
  • разработке оптимальных стратегий хозяйственной деятельности, направлений и программ безопасного в экологическом отношении социально-экономического развития промышленных районов, других территориально-хозяйственных структур, регионов, государств;
  • экологической подготовке населения и профессиональных работников, информированию населения и общественности об экологических опасностях и рисках, а также о необходимых мерах по обеспечению экологической безопасности.

Второй комплекс мероприятий также включает ряд достаточно объемных по содержанию и важных по значимости блоков. К их числу следует отнести мероприятия по:

  • идентификации, анализу и оценке всех видов экологической опасности и экологического риска, включая глобальные компоненты;
  • организации и осуществлению комплексного экологического мониторинга с учетом возможных трансграничных и трансрегиональных вредных воздействий;
  • регулированию, восстановлению качества окружающей среды и управлению экологическими рисками с использованием организационно-технических, экономических, правовых и других механизмов;
  • сбору, утилизации и захоронению промышленных и хозяйственно-бытовых отходов, очистке сбросов, сливов и газоаэрозольных выбросов, очистке воды питьевого и промышленного водоснабжения и др.;
  • сохранению здоровья и нормальной жизнедеятельности людей, а также исключению отдаленных последствий для настоящего и последующих поколений в условиях повышенных антропогенных воздействий и нагрузок, а также экологических неблагополучий и бедствий;
  • нормализации экологической обстановки при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера и в других экстремальных условиях, по восстановлению гармоничности и саморегуляции природных процессов, протекающих в экосистемах, выводу их на гомеостатическое плато и восстановлению ассимиляционной емкости;
  • подготовке и принятию управленческих решений, направленных на обеспечение экологической безопасности.

Особое внимание уделяется разработке системы мероприятий по обеспечению экологической безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение экологической безопасности во многом зависит от выбора пути: будут приниматься меры в рамках старой традиции (неустойчивое развитие) или будут выбраны для этого концепция и стратегия устойчивого развития.

Неустойчивое развитие предполагает резкий рывок, революционные преобразования в сфере обеспечения экологической безопасности. Так, сторонники этой концепции считают, что необходимо жесткое и решительное вмешательство государства в регулирование процессов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и гидросферу.

Наиболее прогрессивна позиция тех, кто считает, что обеспечивать экологическую безопасность необходимо через устойчивое развитие.

Принцип устойчивого развития был поддержан ООН. Вторая Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-2, Рио-де-Жанейро, 1992), в которой участвовали представители 179 стран, перевела идею устойчивого развития в плоскость конкретных международных обязательств и планов.

Президент Российской Федерации Указом № 440 от 1 апреля 1996 года утвердил Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Первоначально устойчивое развитие рассматривалось в контексте поиска ответа на экологический вызов, но такой ответ предполагает системное решение множества экономических, социальных, демографических, научно-технических и иных проблем современной цивилизации.

В научной литературе выделены следующие основные принципы устойчивого развития:

− каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в благоприятной для него окружающей среде;

− социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем;

− развитие должно осуществляться не во вред окружающей природной среде и обеспечивать возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешних, так и будущих поколений людей;

− сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса устойчивого развития, в одно целое должны быть соединены экономическое развитие, социальная справедливость и экологическая безопасность, которые в совокупности определяют основные критерии развития;

− выживание человечества и стабильное социально-экономическое развитие должны базироваться на закономерностях биотической регуляции при сохранении биоразнообразия в биосфере;

− рациональное природопользование должно основываться на неистощимом использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, утилизации и безопасном захоронении отходов;

− экологобезопасное хозяйствование должно базироваться на усилении взаимосвязи экономики и экологии, формировании единой (сопряженной) экологизированной экономической системы развития;

− реализация надлежащей демографической политики должна направляться на стабилизацию численности населения и оптимизацию масштабов его деятельности в соответствии с фундаментальными законами природы;

− необходимо широкое использование принципа упреждения, опережающего принятия эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф;

− важным условием перехода общества к устойчивому развитию является искоренение бедности и предотвращение больших различий в уровне жизни людей;

− использование разнообразия форм собственности и механизма рыночных отношений должно быть ориентировано на гармонизацию социальных отношений при обеспечении общественной безопасности;

− в перспективе, по мере реализации идей устойчивого развития, должно возрастать значение вопросов рационализации масштабов и структуры личного потребления населения;

− сохранение малых народов и этносов, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию;

− развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостной экосистемы Земли должно быть подкреплено принятием государствами соответствующих международных соглашений и иных правовых актов;

− необходимы свободный доступ к экологической информации, создание соответствующей базы данных с использованием в этих целях глобальных и национальных коммуникаций и других средств информатики;

− в ходе развития законодательной базы следует учитывать экологические последствия предполагаемых действий, исходить из необходимости повышения ответственности за экологические правонарушения, обеспечивать компенсации лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;

− экологизация сознания и мировоззрения человека, переориентация системы воспитания и образования на принципе устойчивого развития должны способствовать выдвижению интеллектуально-духовных ценностей на приоритетное место по отношению к материально-вещественным;

− суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государства за нарушение глобальных экосистем;

− ведение хозяйственной деятельности должно осуществляться с отказом от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.

Несомненно, понимание и реализация указанных принципов устойчивого развития потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития общества в глобальном масштабе должны достигаться без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, экстенсивного роста производства.

Колоссальные изменения, происшедшие в мире, потребовали поиска новых форм жизнедеятельности, организации нового мирового порядка. В результате этого поиска человечество пришло к идее устойчивого развития. Концепция и стратегия устойчивого развития – это понимание того, что удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно ставить под угрозу способности будущих поколений удовлетворять потребности.

Современный мир испытывает от острой экологической ситуации угрозы экологической безопасности. Трудно предположить, что в ближайшие годы мы станем свидетелями значительного уменьшения экологических угроз, рисков, опасностей. Несомненно, что это практически не может произойти в рамках старых традиций неустойчивости. Серьезное улучшение состояния экологической безопасности в ближайшей перспективе возможно только на пути устойчивого развития.

Читайте также: