Ампутация ноги выше колена какая группа инвалидности социальные выплаты

Обновлено: 04.07.2024

Ответы на наиболее часто поступающие вопросы при поступлении лиц с инвалидностью в образовательные организации высшего образования

1. Какие документы необходимо предоставить в вуз, чтобы подтвердить статус инвалида?

Для поступления в вуз в рамках особой квоты необходимо помимо основного пакета документов предоставить справку об инвалидности, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

2. Все ли инвалиды могут претендовать на бюджетное квотируемое место и сколько таких мест?

Особая квота устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, выделенных такой образовательной организации на очередной год.

3. Может ли абитуриент с инвалидностью участвовать в конкурсе на поступление в вуз и в рамках особой квоты и по общему конкурсу?

4. Может ли абитуриент с инвалидностью сдавать вступительные испытания в вузе при отсутствии результатов ЕГЭ?

Да, может. В соответствии с пунктом 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, при реализации прав поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

5. Может ли абитуриент с инвалидностью сдавать вступительные испытания в вузе при наличии результатов ЕГЭ?

Да, может. В соответствии с пунктом 17 приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ.

6. Может ли абитуриент с инвалидностью сдавать вступительные испытания в вузе и использовать их результаты при поступлении в вуз наряду с использованием результатов ЕГЭ?

В соответствии с пунктом 17 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, поступающие могут сдавать все общеобразовательные вступительные испытания, проводимые организацией высшего образования самостоятельно, либо сдавать одно или несколько общеобразовательных вступительных испытаний, проводимых организацией высшего образования самостоятельно (вне зависимости от того, участвовали ли они в сдаче ЕГЭ), наряду с использованием результатов ЕГЭ в качестве результатов других общеобразовательных вступительных испытаний.

7. Может ли абитуриент с инвалидностью претендовать на участие в конкурсе на зачисление в вуз, если справка об инвалидности действует на момент подачи документов, но не уверен, будет ли продлена инвалидность?

В вуз нужно предоставить справку, действующую на момент подачи документов, а затем, после продления инвалидности предоставить новую справку.

Для поступления в рамках особой квоты справка об установлении инвалидности должна действовать на момент завершения подачи документов в вуз (в 2021 году – это 29 июля).

8. Имеет ли право абитуриент с инвалидностью III группы, являющийся инвалидом с детства, претендовать на участие в конкурсе на зачисление в вуз на места, выделенные в рамках особой квоты?

9. Кто и на каком этапе определяет потребность и перечень необходимых для абитуриента специальных условий при сдаче вступительных испытаний?

Потребность в специальных условиях обозначается на этапе подачи заявлений до начала вступительных испытаний. В этот же момент абитуриенту следует указать, какие именно условия необходимы. Условия определяются на основе беседы с абитуриентом, анализа индивидуальной программы реабилитации или абилитации, заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Полный перечень возможных условий представлен в Разделе X Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года.

10. Какие условия могут быть предоставлены абитуриенту с инвалидностью при сдаче вступительных испытаний в вузе и на основании чего?

Согласно Разделу X Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, образовательная организация обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности). Основанием для предоставления условий является заявление и документ, подтверждающий инвалидность или ограниченные возможности здоровья, требующие создания указанных условий.

11. Когда абитуриенту с инвалидностью необходимо заявить о потребности в предоставлении ему специальных условий при сдаче вступительных испытаний?

Условия для сдачи вступительных испытаний вуза абитуриентом с инвалидностью носят заявительный характер. Перечень возможных условий определен в Разделе X Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года. Заявление необходимо подать в приемную комиссию до начала вступительных испытаний. Основанием является наличие инвалидности. Необходимые условия могут содержаться в индивидуальной программе реабилитации или абилитации, заключении психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) или условия определяются самим абитуриентом в соответствии с его видом нарушения здоровья.

12. Необходимо ли поступающему, имеющему инвалидность, получать отдельное заключение медико-социальной экспертизы, чтобы подтвердить свои возможности для обучения в вузе на выбранном направлении?

13. Нужно ли абитуриенту с инвалидностью предоставлять заключение медико-социальной экспертизы для подтверждения возможности обучения в вузе на выбранном направлении?

14. Возможен ли прием лиц с инвалидностью на обучение по образовательным программам, предъявляющим требования к состоянию здоровья обучающихся?

Да, Возможен. Ограничений по приему нет. Однако, рекомендуется при поступлении лиц с медицинскими противопоказаниями к соответствующим условиям и видам труда могут возникнуть сложности с освоением образовательной программы, в том числе в рамках практической подготовки. Вузам рекомендуется получить письменное уведомление от абитуриента об осведомленности о возможных последствиях.

15. Если я как абитуриент с инвалидностью подаю документы на несколько направлений подготовки (специальностей), могу ли я воспользоваться особыми правами по всем выбранным направлениям подготовки (специальностям) в несколько вузов?

16. Имеет ли право абитуриент с инвалидностью при подаче документов на несколько направлений подготовки (специальностей) воспользоваться особыми правами по всем выбранным направлениям подготовки (специальностям)?

17. Кто и какую помощь оказывает лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья во время проведения вступительных испытаний?

При проведении вступительных испытаний для поступающих из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с пунктом 68 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с лицами, проводящими вступительное испытание).

В соответствии с п.73 Порядка приема услуги ассистента предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

18. На какое время увеличивается продолжительность проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья?

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается вузом на основе локального нормативного акта, но не более чем на 1 час 30 минут.

В соответствии с пунктом 69 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года, продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа.

В соответствии с п.73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

19. Какие условия создаются при проведении вступительных испытаний для инвалидов с нарушением слуха?

В соответствии с частью 3) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования (при очном проведении вступительных испытаний); предоставляются услуги сурдопереводчика.

В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

20. Какие условия создаются при проведении вступительных испытаний для инвалидов с нарушениями зрения?

В соответствии с частями 1) и 2) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

задания для выполнения на вступительном испытании оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых либо зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту

при очном проведении вступительных испытаний поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (при очном проведении вступительных испытаний);

поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство (при очном проведении вступительных испытаний), возможно также использование собственных увеличивающих устройств;

задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

21. Какие условия создаются для проведения вступительных испытаний для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

В соответствии с частью 6 пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, вступительные испытания при приеме в магистратуру - по решению организации).

В соответствии с пунктом 73 Порядка приема специальные условия предоставляются поступающим на основании заявления о приеме, содержащего сведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

22. Могут ли абитуриенты с инвалидностью использовать при сдаче вступительных испытаний технические устройства индивидуального пользования?

Да, могут. Если техническое средство или устройство индивидуального пользования является необходимым для обеспечения приёма и передачи информации в доступной для абитуриента с инвалидностью форме.Это может быть собственное техническое средство абитуриента или техническое средство, предоставленное образовательной организацией.

23. Может ли гражданин, имеющий III группу инвалидности, который не может претендовать на места по особой квоте, сдавать вступительные испытания, проводимые вузом самостоятельно?

24. Обязан ли вуз предоставлять услуги сурдопереводчика при приеме документов в вуз и при проведении вступительных испытаний?

В соответствии с частью 3) пункта 72 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный Приказом Минобрнауки России №1076 от 21 августа 2020 года при проведении вступительных испытаний вуз обеспечивает предоставление услуг сурдопереводчика.

В соответствии с п.73 Порядка приема услуга сурдопереводчика предоставляются абитуриентам на основании заявления о приеме, содержащего сведения о такой необходимости.

25. Вуз, в который я поступаю, проводит вступительные испытания с использованием прокторинга. Боюсь, что не смогу сдать экзамены, т.к. часто совершаю непроизвольные движения и близко наклоняюсь к монитору. Как в этом случае мне поступить?

С целью минимизации рисков аннулирования результатов экзаменов из-за нарушений, возникших вследствие индивидуальных психофизических особенностей абитуриента, во время проведения вступительных испытаний для абитуриентов с инвалидностью вузам не рекомендуется применять автоматическую систему прокторинга с использованием специальных технических программ. Рекомендуется в заявлении на создание специальных условий указать свои особенности, которые могут помешать процедуре прокторинга.

26. Могут ли инвалиды получать второе высшее образование бесплатно?

Возможность получения второго высшего образования на безвозмездной основе будет доступна после внесения изменений в законодательство Российской Федерации, в случае если имеющаяся инвалидность препятствует осуществлению лицом профессиональной деятельности в соответствии с ранее полученным им документом о профессиональном образовании и квалификации.

27. Есть ли в интернете ресурс, где можно посмотреть информацию о профессиях, специальностях, доступных для лиц с инвалидностью?

28. У меня возникли вопросы по поступлению в вуз. К кому можно обратиться за независимой консультацией?

70-летнему Владимиру Кузьмину в 2015 году ампутировали ногу, два года он был инвалидом второй группы, но в 2017 году ему сменили группу на третью. Мужчина обратился в редакцию Myslo.

– Осенью 2014 года случайно наступил на даче на ржавый гвоздь, ступня начала болеть, даже спать не мог. В начале 2015 года начали появляться волдыри, – рассказал Владимир Кузьмин. – Обратился к врачу, тот направил меня в стационар сосудистой хирургии. Сделали операцию, но через какое-то время шов разошелся. Рана заживала плохо, развился некроз правой стопы, и меня перенаправили в больницу на ул. Тимирязева. Там мне предложили единственный вариант – ампутацию ноги. После этого я прошел медкомиссию и получил вторую группу инвалидности.

В 2016 году Владимир вновь прошел медкомиссию и вновь получил вторую группу инвалидности. А когда пришло время в 2017 году снова проходить медкомиссию и оформлять инвалидность бессрочно, то неожиданно оказалось, что он инвалид третьей группы, а не второй. Комиссию Владимир Кузьмин проходил в Главном бюро медико-социальной экспертизы по Тульской области, в бюро №1.

– Ее руководитель Андрей Шатров, который определял меня на группу, пояснил, что у меня нет инсульта или диабета, поэтому у меня может быть только третья группа. Но я же в магазин не могу сам сходить, мне соцработник помогает – ходит за покупками. Мне самому очень затруднительно себя обслуживать, костыли и протез есть, но он достаточно тяжелый. Так что это настоящая проблема. А тут еще группу изменили: у меня что, нога выросла за год и я теперь себя сам обслуживать могу? Человек палец потеряет, ему третью дают, а у меня ноги нет, и тоже третья!

Приложением к этому документы является Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека). В ней говорится, что высокая ампутация бедра – это 70% нарушения функций организма. То есть как раз достаточно, чтобы человек считался инвалидом второй группы.

Редакция Myslo направила официальный запрос по поводу определения группы инвалидности Владимиру Кузьмину.

Выяснилось, что основания для смены группы действительно есть. В Главном бюро медико-социальной экспертизы Тульской области пояснили, что признание гражданина инвалидом ведется, исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности:

«Основанием для установления инвалидности является не факт наличия заболевания, а его последствия, которые значительно ограничивают способность самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, контролировать свое поведение, общаться, ориентироваться, выполнять трудовую деятельность.

При первичном освидетельствовании во МСЭ уточняются период, в котором находится больной после ампутации, сроки снабжения и освоения по­стоянного протеза (по заключению ортопеда-протезиста). Учитывается также способность пользоваться костылями, поскольку лучше и быстрее осваивают протез лица, свободно владеющие костылями.

При переосвидетельствовании больных во МСЭ следует учитывать степень освоения протеза, которая оценивается в зависимости от длительности пользования протезом при ходьбе, стоянии, сидении без ухудшения состояния культи и компенсирующих органов; состояние сохранившейся конечности, наличие сопутствующих заболеваний.

При значительном снижении степени достигнутой компенсации в результате присоединившегося вторично патологического процесса у лиц с культями нижней конечности группа инвалидности в зависимости от тяжести изменений и возможности самостоятельного передвижения может быть изменена на более высокую с указанием срока переосвидетельствования.

Таким образом, экспертиза больных, перенесших ампутацию нижней конечности, основывается на данных о состоянии культи, эффективности протезирования, функции другой конечности, остальных отделов костно­мышечной системы, сопутствующих заболеваниях.

В соответствии с п. 13.2.4.9 приказа №1024н количественная оценка степени выраженности нарушений функций 70% определяется при ампутации конечности на уровне бедра при наличии медицинских противопоказаний к протезированию и на первый год после ампутации для проведения реабили­тационных (включая необходимость реконструктивного оперативного лече­ния) мероприятий, что соответствует II группе инвалидности. В дальнейшем протезированная культя бедра дает основания для установления III труппы инвалидности независимо от профессии без указания срока переосвидетель­ствования (п. 13.2.4.8 приказа №1024н - 40-60%).

На момент прохождения медико-социальной экспертизы Владимиром Кульминым в 2017 г. ампутационная культя средней трети правого бедра состоя­тельна - без гиперемии , инфильтрации , отделяемого. Культя протезирова­на. Перемещается с опорой на протез и костыли.

Данными о состоянии здоровья Кузьмина в настоящее время учре­ждение медико-социальной экспертизы не располагает, в связи с чем реко­мендуем обратиться в медицинскую организацию по месту его нахождения и, при наличии оснований, оформить направление на медико-социальную экспертизу по форме №088/у.


Лежачим больным часто требуется круглосуточный уход и медицинское наблюдение.

Ухаживать за больным тяжело не только в физическом и моральном плане — это еще и постоянные материальные расходы. Поэтому стоит разобраться, куда обращаться за помощью, если в доме лежачий больной.

I. Обратитесь в поликлинику по месту жительства

Состояние лежачего больного нужно контролировать ежедневно. На дом к лежачему больному обязаны приходить терапевт и профильные врачи из территориальной поликлиники. Вызовите на дом участкового терапевта. Он осмотрит больного, назначит лечение и решит, какого профильного специалиста пригласить дополнительно.

На дом к лежачему больному по заявке терапевта обязаны приходить все узкие специалисты: невролог, окулист, отоларинголог (лор), хирург, онколог, уролог, эндокринолог, кардиолог и другие врачи.

Дома делают электрокардиограмму, берут анализы, проводят лечение. К примеру, при наличии трофических язв хирург назначает лечение с обязательным посещением больного медсестрой для выполнения перевязок.

При необходимости на дом придет окулист. Он определит дефекты зрения, подберет линзы или выпишет очки, найдет глаукому, катаракту или отслоение сетчатки глаз. Невролог может назначить курс лечения с инъекциями, проводить которые должна медсестра из поликлиники.

Если терапевт говорит, что профильные врачи на дом не приходят — не верьте. Обратитесь к заместителю главного врача поликлиники по лечебной работе или руководителю и добейтесь, чтобы к вам направили узких специалистов.

Выдержка из закона: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-03

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

II. Если вам нужна помощь в обеспечении ухода, информация о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, обратитесь в орган в орган социальной защиты населения по месту жительства лежачего больного

В случае признания лежачего больного нуждающимся в предоставлении социальных услуг, ему выдадут индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ), в которой будет указаны необходимые виды социальных услуг, их количество, периодичность и срок предоставления.

Статья 16. Индивидуальная программа

  1. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Социальные услуги делятся на гарантированные и дополнительные. Гарантированные бесплатны или оплачиваются частично. Дополнительные оказываются на условиях полной оплаты.

Дальше вы выбираете, куда обратиться за помощью — в государственную или негосударственную организацию социального обслуживания.

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей- инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Социальный работник может посещать лежачего больного 1-2 раза в день 5 раз в неделю. При необходимости гражданин может быть временно размещен в стационарном учреждении социального обслуживания.

Если нужна сиделка, нанимать ее придется дополнительно по объявлениям, через знакомых или кадровые агентства.

III. Поставьте больного на очередь в государственный хоспис

При некоторых неизлечимых заболеваниях больные имеют право обратиться за помощью в государственный хоспис, который относится к учреждениям паллиативной медицинской помощи. Хоспис — специальное учреждение, в котором больные и их родственники получают медицинскую, социальную, психологическую и иную помощь.

Показания для обращения — онкология, хронические прогрессирующие заболевания терапевтического профиля, последствия травм, необратимые нарушения мозгового кровообращения, различные формы деменции, в том числе болезнь Альцгеймера и другие заболевания.

Для того чтобы встать на учет в государственный хоспис, необходимо направление. Например, если у вас онкологический больной 4-й клинической группы, направление даст районный онколог.

  1. Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
  2. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.

IV. Позвоните в негосударственные организации

Есть много общественных, социально ориентированных организаций и фондов, которые могут оказать лежачему больному необходимую помощь и под держку. Найдите список организаций в вашем городе и обзвоните их.

С учетом имеющихся возможностей во временное пользование может быть предоставлено в пользование оборудование для больного: специальная кровать, противопролежневый матрас, инвалидная кресло — коляска.

Пригласите в дом сотрудника патронажной службы. Он покажет и расскажет, как правильно ухаживать за лежачим больным.

V. Оформите инвалидность и (или) уход за больным

Инвалидность дает право больному на получение пенсии от государства и льготы. Постарайтесь оформить инвалидность и (или) уход за инвалидом — это поможет материально.

Вызовите участкового терапевта. Он определит, есть ли у больного показания для установления инвалидности и оформит документы по форме 088/у для прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Если при оформлении документов потребуется заключение узких специалистов, то заявку на их приход к больному подают родственники в территориальной поликлинике.

Если инвалидность установлена, то с решением комиссии (розовой справкой) необходимо обратиться:

  1. В территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФРФ) по месту жительства для оформления ежемесячных выплат. В ПФРФ можно заменить льготы на лекарства, санаторно-курортное лечение, льготы на оплату коммунальных услуг и проезд в транспорте на денежные выплаты.
  2. В управление соцзащиты по месту жительства для получения социальных услуг, которые положены в зависимости от группы инвалидности.
  3. В МФЦ для получения льгот по оплате коммунальных услуг.
  4. В территориальную поликлинику для получения льгот на лекарства.

Это примерный список учреждений. Полный перечень зависит от группы инвалидности и льгот, которые положены инвалиду.

Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам

  1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам индексируется каждый год и по состоянию на 31.05.2018 ее размер составляет:

1) инвалидам I группы — 3236,98рублей;

2) инвалидам II группы, детям-инвалидам — 2590,24рублей;

3) инвалидам III группы — 2073,51 рублей.

Если вы сами ухаживаете за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет, обратитесь в ПФРФ по месту жительства для оформления ухода за инвалидом.

Так вы будете получать ежемесячное пособие, время ухода будет учтено в трудовой стаж. Оформить уход можно если вы нигде не работаете, не получаете пособий и не имеете дохода в виде зарплаты или пенсии.

Установить с 1 июля 2008 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее — компенсационные выплаты).

Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.


Определен порядок проведения медэкспертизы для инвалидов с ампутациями

В зависимости от степени нарушения функций организма и степени ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом в возрасте 18 лет и старше, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность 1 группы устанавливается сроком на 2 года, а II и III групп – на 1 год (п. 9 Правил). В соответствии с п. 13 Правил, при наличии анатомического дефекта, предусмотренного соответствующим Перечнем (приложение к Правилам), введённым постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 247, группа инвалидности устанавливается без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) не позднее 2-х лет после первичного признания инвалидом. Одновременно с установлением инвалидности каждому инвалиду разрабатывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР).

При оценке степени нарушенных функций организма лица, имеющего ампутационный дефект конечности, учреждения медико-социальной экспертизы исходят не только из характера и размера дефекта, но и из степени компенсации, с учётом приспособления конечности к функции в новых условиях при протезировании больного, так как главным механизмом компенсации дефекта конечности является механизм замещения.

При оценке способностей больных с ампутационными дефектами к осуществлению основных видов деятельности (жизнедеятельности) особое внимание уделяется способности к самостоятельному передвижению, самообслуживанию и трудовой деятельности.

1 группа инвалидности устанавливается при ограничении одной или нескольких категорий жизнедеятельности 3 степени, т.е. неспособности к самостоятельному передвижению, самообслуживанию, трудовой деятельности, и полной зависимости от других лиц.

  • При осуществлении названных категорий жизнедеятельности с использованием вспомогательных технических средств и частичной регулярной помощи других лиц определяется 2 степень ограничения жизнедеятельности, что является критерием 2 группы инвалидности.
  • При ограничении способности к трудовой деятельности 1 степени (потеря профессии, но доступность труда более низкой квалификации; возможность трудовой деятельности в основной профессии, но со снижением квалификации или уменьшением объёма труда) устанавливается 3 группа инвалидности. При не противопоказанности и возможности продолжения труда в своей профессии без ограничений 3 группа устанавливается в связи с ограничением двух иных категорий жизнедеятельности 1 степени (способности к самостоятельному передвижению в замедленном темпе, при сокращении расстояний, с использованием вспомогательных технических средств; осуществлении самообслуживания со снижением темпа, объёма, использованием при необходимости технических средств).
  • При комбинированных дефектах (культи обоих бёдер, бедра и верхней конечности, отсутствие всех пальцев на обеих руках, культи обеих верхних конечностей), как правило, устанавливается 1 группа инвалидности сроком на 2 года. При последствиях тяжёлых травм, погрешностях в лечении, невозможности либо позднем протезировании при первичном освидетельствовании в бюро МСЭ больные признаются инвалидами 2 группы сроком на 1 год.

При последующих освидетельствованиях экспертное решение основывается на результатах оценки степени компенсации утраченной функции конечности, возможности вернуть больного к не противопоказанной трудовой деятельности в прежней или вновь приобретенной профессии. При отсутствии противопоказаний для протезирования, стойкой компенсации нарушенных статодинамических функций организма, адаптации к дефекту конечности, отсутствии сопутствующей патологии другой конечности и (или) выраженных нарушений функции кровообращения и дыхания наиболее часто устанавливается 3 группа инвалидности бессрочно. В противном случае 1 или 2 группа инвалидности устанавливается бессрочно.

ИПР разрабатывается сроком на 1 год, 2 года или бессрочно. Как правило, при нуждаемости в мерах медицинской реабилитации (подлежит наблюдению и коррекции врачей), бессрочно ИПР не разрабатывается. При определении нуждаемости только в технических средствах реабилитации (протезы, коляски, ходунки, костыли, трости и т.д.) срок переосвидетельствования для оценки выполнения и коррекции ИПР не устанавливается.

В случае несогласия с решением бюро по группе инвалидности, установленному сроку переосвидетельствования, содержанию или сроку разработки ИПР, гражданин (его законный представитель) в месячный срок может его обжаловать в главное бюро (г. Краснодар, ул. Чапаева, 58), а решение главного бюро – также в месячный срок в Федеральное бюро (г. Москва, ул. Сусанина, 3). Кроме того решения бюро МСЭ, главного МСЭ и Федерального бюро МСЭ могут быть обжалованы в судебном порядке.

Законом N 94-З внесены изменения в Закон о здравоохранении, которые вступили в силу с 23 июля 2021 г. Изменения в Закон о здравоохранении направлены на создание дополнительных условий для дальнейшего улучшения качества и доступности медицинской помощи и медицинских экспертиз, в том числе на совершенствование правового регулирования организации и проведения медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) медико-реабилитационными экспертными комиссиями (далее — МРЭК). Далее в материале подробнее о нововведениях в этой части.

Изменения коснулись ст. 34 Закона о здравоохранении, которая касается проведения одного из видов медицинских экспертиз — МСЭ. МСЭ проводится МРЭК (ч. 1 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Областные МРЭК, Минская городская МРЭК входят в систему Минздрава (абз. 3 п. 7 Положения о Минздраве).

При этом впервые установлено, что руководители МРЭК назначаются на должности служащих и освобождаются от них Министром здравоохранения по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 2 ст. 34 Закона о здравоохранении).

В целях реализации ч. 22 ст. 34 Закона о здравоохранении приняты Положение о МРЭК и Положение о проведении МСЭ, которые также вступают в силу с 23 июля 2021 г.

Положение о МРЭК определяет их правовой статус, структуру, порядок организации деятельности, полномочия и функции МРЭК и их структурных подразделений, а также порядок обжалования заключений МРЭК.

Положение о проведении МСЭ устанавливает порядок ее проведения.

1. Организационная структура и организация деятельности МРЭК

МРЭК является госорганизацией здравоохранения, создается в каждой области и г. Минске и находится, соответственно, в подчинении главных управлений по здравоохранению облисполкомов, Комитета по здравоохранению Минского горисполкома (далее — главные управления по здравоохранению, Комитет по здравоохранению) (п. 3 Положения о МРЭК).

Руководство МРЭК осуществляется главным врачом, который согласно нововведениям назначается на должность служащих и освобождается от нее Министром здравоохранения по согласованию с соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами (ч. 2 ст. 34 Закона о здравоохранении). Главный врач руководит деятельностью МРЭК и несет ответственность за выполнение возложенных на МРЭК функций (п. 5 Положения о МРЭК).

В структуру МРЭК входят первичные комиссии (специализированные, межрайонные (районные, городские)) центральные комиссии, которые являются вышестоящими по отношению к первичным комиссиям, кабинеты медико-профессиональной реабилитации, отделы оценки качества медицинской помощи, иные структурные подразделения, обеспечивающие деятельность МРЭК (п. 6 Положения о МРЭК).

Количество комиссий в МРЭК определяется из расчета: одна первичная комиссия на 100 тыс. человек, проживающих в районе (городе) обслуживания первичной комиссии, при условии проведения освидетельствований 1,2 — 1,4 тыс. человек в год, а также с учетом объемов выполняемой работы, относящейся к компетенции МРЭК, одна центральная комиссия на 4 первичные комиссии (ч. 1 п. 7 Положения о МРЭК).

Первичные комиссии осуществляют свою деятельность по территориальному принципу (межрайонные, районные, городские) или по профилю заболевания (специализированные) (п. 8 Положения о МРЭК).

Специализированные комиссии создаются в МРЭК как для проведения МСЭ при заболеваниях, наиболее распространенных на данной территории, а также в случаях, когда требуются специальные условия для проведения МСЭ (ч. 2 п. 7 Положения о МРЭК).

Комиссию возглавляет, руководит ее деятельностью и несет ответственность за выполнение возложенных на комиссию задач, в том числе за своевременность и качество проведения комиссией МСЭ, председатель. В состав комиссии входят, как правило, не менее 3 врачей-экспертов. При этом в случае временного отсутствия одного или нескольких врачей-экспертов, входящих в состав комиссии, освидетельствование пациента проводится не менее чем 2 врачами-экспертами, один из которых председатель комиссии или лицо, на которое возложены его обязанности (п. 14, 15 Положения о МРЭК).

Кабинеты медико-профессиональной реабилитации, входящие в структуру МРЭК, осуществляют проведение профессиональной консультации пациентов, направленных в МРЭК для проведения МСЭ, в том числе профессиональной диагностики, подбора профессии рабочего (должности служащего), соответствующей состоянию здоровья, с учетом возможности их последующего трудоустройства, определение необходимых условий и характера труда и (или) нуждаемости в исключении вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение профессиональной консультации детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 14 до 18 лет, а также иные функции в пределах установленной компетенции (п. 9 Положения о МРЭК).

Установлено, что к работе МРЭК привлекаются с правом совещательного голоса врачи-специалисты, специалисты по социальной работе, представители комитетов по труду, занятости и социальной защите областных (Минского городского) исполнительных комитетов, управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите районных (городских) исполнительных комитетов, управлений социальной защиты местных администраций районов в городе, главных управлений по образованию областных (комитета по образованию Минского городского) исполнительных комитетов, управлений (отделов) по образованию районных (городских) исполнительных комитетов, управлений по образованию местных администраций районов в городе (ч. 3 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Комиссии независимо от того, являются ли они первичными или центральными, проводят МСЭ в порядке, установленном законодательством о здравоохранении, направляют пациентов в кабинет медико-профессиональной реабилитации для проведения консультации, в организации здравоохранения, государственные медицинские научные организации для проведения дополнительного обследования, уточнения клинико-функционального диагноза, запрашивают в установленном порядке у организаций здравоохранения и иных организаций информацию о пациенте, в том числе сведения о характере и условиях труда, проводят анализ выполнения мероприятий, предусмотренных ИПРА, ПРП (при переосвидетельствовании инвалида), а также индивидуальной программой медицинской реабилитации пациента в организациях здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь и направивших пациента на МСЭ, анализируют показатели инвалидности, а также дают разъяснения пациентам, иным заинтересованным по вопросам МСЭ, осуществляют иные функции, предусмотренные законодательством (п. 16 Положения о МРЭК).

При этом в случае, если в течение 30 календарных дней с даты вынесения решения первичной комиссии выявляются нарушения в деятельности этой комиссии при проведении МСЭ, центральная комиссия поручает первичной комиссии устранить выявленные нарушения (при условии устранимого характера этих нарушений), информирует заинтересованных лиц о выявленных нарушениях, а также проводит МСЭ (при условии явки пациента для переосвидетельствования и подачи им соответствующего заявления) (подп. 18.3 п. 18 Положения о МРЭК).

2. Одной из основных функций комиссий является проведение МСЭ

Цели проведения МСЭ указаны в п. 3 Положения о проведении МСЭ.

МРЭК осуществляет МСЭ на основании направления, оформленного организацией здравоохранения, оказывающей пациенту медицинскую помощь, направившей пациента на МСЭ в порядке, установленном Инструкцией N 77.

Пациент (его законный представитель) вправе отказаться от направления на МСЭ, кроме случаев направления в период временной нетрудоспособности пациента. Отказ оформляется записью в медицинских документах, что в последующем не лишает его права в любое время повторно обратиться по вопросу установления инвалидности (ч. 6 ст. 34 Закона о здравоохранении).

МСЭ должна быть проведена не позднее 30 календарных дней со дня поступления в МРЭК направления на МСЭ, в котором указывается цель ее проведения, а в отношении пациента, признанного временно нетрудоспособным, — не позднее 3 (при освидетельствовании на выездном заседании МРЭК — 5) рабочих дней со дня поступления в МРЭК направления на МСЭ (п. 7 Положения о проведении МСЭ).

МСЭ проводится в очной или заочной форме. МСЭ в очной форме осуществляется по месту нахождения МРЭК и на выездном заседании: по месту жительства (пребывания) пациента, в организациях здравоохранения, учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, в учреждениях уголовно-исполнительной системы МВД. МСЭ в заочной форме осуществляется только в случаях, установленных международными договорами Республики Беларусь, на основании медицинских и иных документов пациента, которые представляются в МРЭК компетентными органами (п. 4 — 6 Положения о проведении МСЭ).

МСЭ осуществляется путем проведения освидетельствования пациента (абз. 2 п. 2 Положения о проведении МСЭ).

Порядок освидетельствования (переосвидетельствования) пациентов (инвалидов) при проведении МСЭ установлен Инструкцией о порядке освидетельствования.

— сроком на 3 года — при установлении инвалидности I группы;

— сроком на 2 года — при установлении инвалидности II или III группы;

— сроком на 5 лет — при установлении инвалидности, связанной с катастрофой на ЧАЭС, другими радиационными авариями;

— без указания срока переосвидетельствования (ч. 16 ст. 34 Закона о здравоохранении).

— сроком на 1 год, 2 года или 5 лет;

— до достижения ребенком возраста 18 лет (ч. 18 ст. 34 Закона о здравоохранении).

При установлении инвалидности МРЭК устанавливается одна из причин инвалидности. При установлении инвалидности лицам в возрасте старше 18 лет устанавливается одна из причин инвалидности, указанных в ч. 10 ст. 34 Закона о здравоохранении. При установлении инвалидности детям в возрасте до 18 лет устанавливается одна из с причин инвалидности, указанных в ч. 11 ст. 34 Закона о здравоохранении.

В случае признания пациента инвалидом датой установления инвалидности считается дата поступления в МРЭК направления на МСЭ. Датой окончания МСЭ является дата вынесения решения МРЭК (п. 11, 12 Положения о проведении МСЭ).

Решение МРЭК объявляется устно пациенту, проходившему МСЭ, или его законному представителю (п. 10 Положения о проведении МСЭ).

По результатам МСЭ оформляются заключение МРЭК, ИПРА инвалида, ПРП, листок нетрудоспособности и (или) справка о временной нетрудоспособности (при проведении МСЭ в периоде временной нетрудоспособности пациента) (ч. 4 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Пациенту, признанному инвалидом (ребенком-инвалидом), выдается удостоверение инвалида по форме, установленной Совмином, в порядке, установленном законодательством об административных процедурах (ч. 5 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Получение документов подтверждается собственноручной подписью пациента. При невозможности пациента по состоянию здоровья подтвердить собственноручной подписью получение этих документов и отсутствии его законного представителя их получение подтверждается собственноручной подписью лица, сопровождающего пациента при проведении МСЭ, при предъявлении документа, удостоверяющего личность (ч. 2 п. 13 Положения о проведении МСЭ).

Заключение МРЭК в течение 3 календарных дней после окончания МСЭ направляется: в орган, назначающий (назначивший) и (или) выплачивающий пенсию, в страховую организацию при наступлении страховых случаев, нанимателю.

Заключения МРЭК, ИПРА, ПРП с письменного согласия пациента могут направляться в органы и (или) организации, расположенные за пределами Республики Беларусь, если иное не установлено законодательством о здравоохранении или международными договорами Республики Беларусь (п. 13 Положения о проведении МСЭ).

Сведения о всех случаях признания инвалидами граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, в недельный срок со дня вынесения решения МРЭК направляются в военные комиссариаты (обособленные подразделения военных комиссариатов), иные организации, осуществляющие воинский учет (п. 16 Положения о проведении МСЭ).

Заключение МРЭК, оформленное по результатам МСЭ, утрачивает силу по истечении срока его действия или в день, предшествующий дню оформления иного заключения МРЭК (п. 15 Положения о проведении МСЭ).

Переосвидетельствование инвалидов проводится по истечении срока действия заключения МРЭК (ч. 20 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Переосвидетельствование инвалидов ранее установленного срока действия заключения МРЭК или при установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования проводится на основании заявления инвалида (его законного представителя), оформленного в письменной форме, которое подается в организацию здравоохранения, оказывающую ему медицинскую помощь (ч. 21 ст. 34 Закона о здравоохранении).

Читайте этот материал в ilex >>
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также: