Аминов д и коррупция как социально правовой феномен и пути ее преодоления

Обновлено: 04.07.2024

Наиболее точным, с философско-социологической точки зрения (ибо возможны еще и другие подходы), как нам кажется, является следующее определение[1]:

Коррупционные действия может совершить любое лицо, наделенное тем или иным видом, той или иной степенью властных полномочий, независимо от места службы и занимаемой должности.

Обязательные признаки коррупционного нарушения, содержащегося в действии должностного лица:

  • явно или косвенно просматриваемая, заранее предусмотренная, та или иная личная выгода, носящая меркантильный или близкий к нему характер (например, извлечение эмоционального удовлетворения, приобретение дополнительных знаний или завоевание заслуженного авторитета можно условно отнести к личной выгоде, но она будет немеркантильного характера), которую можно извлечь только благодаря полномочиям, предоставляемым занимаемой должностью;
  • явно/неявно просматриваемое противоречие между действиями должностного лица и интересами организации или общества;
  • наличие, как минимум, второй заинтересованной стороны, дающей повод и обеспечивающей (подтверждающей свое участие) процесс осуществления коррупционного действия;
  • наличие нарушения морально-этических принципов и норм[4].

Коррупционное действие может содержать в себе нарушение действующего законодательства, т.е. являться правонарушением с юридической точки зрения и подлежать административной/уголовной ответственности, а может и не содержать. Но коррупционное действие – это всегда нарушение морально-нравственных норм, т.е. преступление этического характера, предполагающее его оценку с точки зрения Принципа личной персональной Ответственности[5].

В связи с этим становится актуальным вопрос: что именно нарушает человек, совершающий коррупционное действие, и перед кем/чем он несет моральную (этическую) ответственность?

Именно этот тезис о личной персональной ответственности и постулат о необходимости духовно-теологического воспитания личности и преодоления атеистического мировоззрения[7] позволят нам в дальнейшем говорить о теоретической возможности предупреждения и преодоления коррупции.

Природа, т.е причины, коррупции как социального явления кроется в психологии и даже, прежде всего, физиологии человеческой личности. В основе коррупционных действий, являющихся, по сути, ни чем иным, как стремлением к (возможно, иллюзорно-мнимому) повышению уровня и качества жизни, лежит один из базовых, а потому неколебимых, вечных животных инстинктов, которыми человек наделен, являясь одной своей составляющей частью животного мира[8], – Инстинкт Самосохранения.

Животный организм всегда будет стремиться идти на поводу своих инстинктов и Принципа Оптимума, поэтому если человек видит в чем-то личную выгоду, он всегда будет стремиться совершить данное действие – баланс нарушается в сторону центробежных сил, которым противостоять может/способна только энергия как силовой параметр/качество отдельного человека. Другими словами, противостоять такой природе вещей может только так называемая высоконравственная личность – человек, живущий в большей степени идеальной (духовной, служебной) составляющей, чем животной, следующий морально-этическим принципам и ставящий общественные, общечеловеческие интересы выше своих индивидуально-собственнических, т.е. человек, способный подняться/переступить над своими животными инстинктами – баланс в сторону центростремительных сил.

Каждое коррупционное действие, как и любое межличностное взаимодействие, базируется на предварительном очном/заочном договоре/соглашении между людьми. Если обе стороны сходятся во мнении и готовы к тем или иным действиям, условия договора реализуются, будь то этичное/законное или неэтичное/противозаконное действие. Человека нельзя принудить участвовать в коррупционном действии (мы уже поняли, что оно всегда носит характер, минимум, двусторонних отношений), если он сам не готов/не хочет этого. В отношении коррупционного действия справедлив тот же постулат, что и в отношении любого неэтичного/противозаконного поступка: свобода волеизъявления – понятие, относящееся исключительно к системе внутренних установок личности; человек всегда волен выбирать, как именно ему поступить, пусть даже перед лицом неминуемой смерти[10].

Вполне естественно, что в своем стремлении к улучшению качества жизни, человек старается использовать все имеющиеся возможности, и только те или иные личностные установки, правила, законы, страх перед наказанием могут помешать ему совершить в этом стремлении неэтичный/противозаконный поступок. Если таковые установки, правила, законы, страх наказания не оказывают сдерживающего влияния, то в отношениях между людьми возможно все, вплоть до откровенного геноцида и прямого уничтожения себе подобных в целях извлечения той или иной собственной выгоды. Получается, что коррупция как вид неэтичных/противозаконных действий еще не самый страшный вариант межличностных отношений, что ни в коей мере не уменьшает ее опасности и нежелательности для здорового общества.

Чем же могут быть реально опасны коррупционные действия любого характера для общества и государства? Перечислим по пунктам негативные последствия коррупции:

Понятно, что чем выше степень коррупционизированности общества, тем более разрушительными будут перечисленные последствия.

В итоге уверенно можно говорить о том, что коррупция как социальное явление не только препятствует государству как социальной, общественной организации осуществлять стоящие перед ним задачи, нанося прямой ущерб обществу, но и морально развращает участников коррупционных процессов, оказывая негативное влияние на судьбы отдельных людей и целых родов.

В силу того, что истоки коррупции как социального явления лежат в животной природе человека и в межличностных отношениях, реально практически не поддающихся регламентации, более корректно говорить не о преодолении коррупции и не о борьбе с ней, т.к. бороться с коррупцией, по сути, означает бороться с природой человеческой, а о методиках ее профилактики и регуляции меры/степени общей коррупционизированности общества или того, в какой степени коррупционизированность общества препятствует его стабильному развитию. Ибо понятно, что пока существует целостная, как мы знаем, несовершенная человеческая личность, до тех пор будут существовать личностные недостатки, которые можно преодолеть только изнутри каждой отдельной личности с помощью методик самопознания, самосовершенствования и самореализации; любое насильственное вмешательство здесь будет малоэффективно, т.к. превращает человека в рабское существо. Поэтому методики преодоления коррупции в итоге сводятся исключительно к морально-нравственному, духовно-теологическому и гражданскому воспитанию личности, т.е., по сути, к профилактике неэтичного поведения. Но в случае коррупции, как в случае со всеми личностными недостатками, необходимо то или иное силовое влияние/воздействие властных структур любого ранга с целью удержания общественных масс в рамках этических норм[13].

Методики и действия, логически вытекающие из всего вышесказанного и реально способствующие профилактике, предупреждению, ограничению, нормированию коррупции:

В случае присвоения перечисленным направлениям статуса государственных программ и планомерных их разработки и внедрения вполне реально через какое-то время говорить о сведении коррупции к возможному оптимуму/минимуму, не препятствующему стабильному развитию государства.

Оставим разработку правовой юридической и социально-экономической концепций профессионалам в этих областях (хотя и эта работа, по идее, должна осуществляться в тесном сотрудничестве с философами и педагогами, ибо обеспечивает целостность миросозерцательного подхода) и сосредоточимся на философско-этических вопросах.

Основные проблемы, как всегда, заключаются в:

а) разработке самих методик, т.е. конкретных идеях и их последовательном методическом оформлении,

б) легитимизации концепций на государственном уровне и предании им статуса государственных (национальных) программ,

в) выделении специальной статьи в государственном бюджете на их внедрение.

Далее приведем некоторые тезисы, которые входят составными пунктами в концепцию морально-нравственного/этического и духовно-теологического развития личности и в программу профилактики/преодоления коррупции, базирующиеся на теоретико-практических положениях философско-этического учения Солнечный Путь.

Краткая энциклопедическая справка.

Учение Солнечный Путь заключает в себе синтез идеалистического и материалистического исторически-философских подходов к познанию человека и окружающей действительности.

Предметом Учения СП является триединство человека (тело, душа, разум) с присутствующей в нем четвертой составляющей Духом и его взаимодействие с окружающей действительностью. Учение носит универсальный характер, и его положения распространяются на все сферы человеческой деятельности.

Основные понятия Учения СП: морально-нравственный принцип, Этическая Норма, Закон Щелконогова, Закон Любви, триединство человека, Дух, Абсолют, Труд, Творчество, Богочеловек.

Один из основных постулатов Учения СП гласит: структурируя свою жизнь, труд и творчество согласно морально-нравственным принципам, человек получает возможность достичь Абсолюта Энергии и Информации, то есть прийти к понятию Богочеловек.

Философия Служения (тезисы).

1) Норма Сохранения жизни на Земле,

2) Трансформация ноосферы,

3) Полноценность Бытия,

4) Абсолютность и Относительность Бытия,

5) Детерминизм Сущего,

6) Ценность Сущего,

7) Суперпозиция сущности и явления[29].

  • Структурируя свою жизнь, труд и творчество согласно морально-нравственным принципам и этическим нормам, человек получает возможность достичь Абсолюта Энергии и Информации, то есть прийти к понятию Богочеловек и к максимальной реализации заложенного при рождении потенциала на благо личности и общества в целом.

Философия государственной службы (тезисы).

  • Человек в силу наличия инстинктов, а особенно Инстинкта Стадного чувства – существо социальное. Создание различных объединений облегчает и оптимизирует процессы жизнеобеспечения, самореализации и воспроизводства. Мы сильнее, чем Я.
  • Социальное объединение людей должно быть проявлением/следствием их духовно-интеллектуального единения.
  • Один из основных способов социальной организации человеческих сообществ – государство[30].
  • Каждый человек, избирающий государственную службу как профессию и призвание, обязан следовать общим тезисам о призвании и служении.
  • Основная задача служащего – добросовестное исполнение трудового договора и должностной инструкции. Основные принципы исполнения служебных обязанностей: дисциплинированность, исполнительность, инициативность.
  • Иерархия государственных служащих должна быть проявлением/следствием духовно-интеллектуальной иерархии личностей: позиции человека в обеих иерархиях должны соответствовать друг другу.

Морально-нравственное, духовно-теологическое и гражданское воспитание и образование личности.

Учитывая то, что основная тема данной работы – предупреждение/преодоление коррупции, необходимо начать с констатации следующего факта: истинные лояльность, преданность, добросовестность и активность граждан никогда не стимулировались деньгами, принуждением или страхом наказания. Они проистекают из системы внутренних установок каждой отдельной личности, т.е. из системы миросозерцания, которая формируется в результате воспитания и образования личности, происходящих на протяжении всей ее жизни, начинаясь еще до физического зачатия (самые первые и влиятельные воспитатели и учителя человека – его родители), т.е. во многом формируются под влиянием окружающей среды. И страх наказания способен удержать человека от совершения неэтичного поступка только в случае, если подобная установка все-таки имеет место. Поэтому, как уже упоминалось, более корректно говорить о мерах предупреждения/профилактики коррупции, которые выражаются исключительно в специально разработанных методиках морально-нравственного, духовно-теологического и гражданского воспитания и образования личности человека и гражданина[31].

Данные программы обучения необходимо вводить в обязательные курсы общеобразовательных школ и профессиональных средних и высших учебных заведений с учетом конкретной специфики учреждения и возраста учащихся. Также необходимо разработать краткосрочные учебные курсы для работников всех сфер и иерархий, придав им статус обязательного корпоративного образования.

В рамках философско-этического учения Солнечный Путь уже сейчас разработаны следующие учебные курсы, призванные содействовать морально-нравственному, духовно-теологическому и гражданскому воспитанию личности, следовательно, предупреждению коррупции, а также развитию лидерских качеств, необходимых каждому человеку для успешной реализации потенциала и исполнения призвания:

1. Учение Солнечный Путь (Академический курс).

2. Качества лидера[32].

3. Лидерство как профессия.

4. Этика экономического мышления.

5. Маленькие секреты большого бизнеса.

6. Матрица Щелконогова.

7. Корпоративная идеология. И другие.

Также возможна разработка дополнительных, более узконаправленных учебных курсов различной тематики.

Предполагается, что в результате последовательного и методического морально-нравственного, духовно-теологического и гражданского воспитания на государственную службу/производство приходит высоконравственная, духовно развитая личность, мотивированная к добросовестному исполнению своих должностных обязанностей[33].

Читайте также: