Административное задержание как мера административно процессуального принуждения

Обновлено: 02.07.2024

Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу):

Кратко по теме задержания

Статья актуальна на 2021 год

В 21 веке каждый человек должен знать свои права и обязанности. Более того, очень полезно знать, когда и при каких обстоятельствах эти права могут быть ограничены или нарушены.

Поэтому в этой статье мы с вами разберем кто, кого и когда может задержать по правилам УПК, какие существуют виды такой меры процессуального принуждения и можно ли обычному прохожему в Украине задержать человека в 2020 году.

Право человека на свободу и личную неприкосновенность

Конституция Украины от 28.06.1996 № 254к/96-ВР гласит: человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность – высшая социальная ценность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека считается главной обязанностью государства.

В связи с рассмотрением меры процессуального принуждения в виде задержания напомним, что ст. 29 Конституции Украины закрепляет право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность. В чем же эти права появляются и как они защищаются?

Итак, право на свободу и личную неприкосновенность понимается как:

  1. запрет на арест или содержание под стражей без решения суда и с нарушением порядка, установленного государством;
  2. если необходимо предотвратить преступление или прекратить его совершение, то в таком случае содержание под стражей возможно. Но обоснованность именно этой меры в течение 72 часов обязательно проверяется судом.
  3. Если же в течение 72 часов такому человеку не выдано аргументированное решение суда о содержании его под стражей, он должен быть обязательно освобожден;
  4. каждый арестованный или задержанный имеет право знать свои права, а также он имеет право знать основание его задержания, защищать себя самостоятельно или воспользоваться правовой помощью.

Кстати, помимо Конституции Украины, все международные нормативные документы также стоят на страже права на свободу и личную неприкосновенность (например, ст. 5 Конвенции о защите прав и основных свобод, ратифицированной Украиной 17.07.1997, ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Украиной еще 19.10.1973 и другие).

Задержание как мера процессуального принуждения

Задержание ‒ это временная мера обеспечения уголовного производства (далее ‒ мера процессуального принуждения). Ее основная цель ‒ предотвратить правонарушение или установить причастность задержанного к совершенному уголовному правонарушению, а также пресечь попытки избежать ответственности. Задержание применяется в порядке, предусмотренном Уголовным процессуальным кодексом Украины от 13.04.2012 № 4651-VI (далее ‒ УПК) и заключается в ограничении права на свободу и личную неприкосновенность человека.

Основные правила задержания указаны не только в Конституции, но и в ст. 12 УПК. Итак, давайте коротко рассмотрим их суть:

  • эта мера процессуального принуждения должна использоваться исключительно в порядке и на основаниях УПК.
  • Каждый, кто задержан по подозрению или обвинению в совершении уголовного преступления, должен быть в кратчайшие сроки доставлен к следственному судье для решения вопроса о законности и обоснованности его задержания.
  • Если через 72 часа задержанный не получил решения суда о содержании его под стражей, то его обязательно немедленно должны освободить.
  • О задержании и месте пребывании задержанного обязательно немедленно сообщают близким родственникам, членам семьи или иным лицам (по выбору задержанного).

Формы задержания

В соответствии с требованиями УПК задержание как мера уголовно-процессуального принуждения имеет две формы:

  1. задержание подозреваемого, обвиняемого на основании определения следственного судьи, суда с целью привода (ст. 187 ‒ 191 УПК);
  2. задержание лица без решения следственного судьи, суда. Эта форма, в свою очередь, делится на законное задержание (ст. 207 УПК) и задержание уполномоченным должностным лицом (ст. 208 УПК).

Мы разберем каждую из этих мер процессуального принуждения по порядку.

Задержание по решению суда

Использовать такую меру процессуального принуждения нужно в порядке ст. 187 ‒ 191 УПК. Ее суть состоит в кратковременном (до 36 часов) содержании подозреваемого или обвиняемого под стражей для обеспечения возможности предстать перед следственным судьей, судом для решения вопроса об избрании меры пресечения.

Итак, основными особенностями данной формы задержания являются:

  • Цель задержания ‒ привод в суд для обеспечения его участия в рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения.
  • Фактическими основаниями для задержания считаются:
  1. неявка подозреваемого, обвиняемого для рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или содержания под стражей при условии, что решение о приводе не было выполнено (ч. 3 ст. 187 УПК);
  2. неприбытие без уважительных причин или наличие риска неприбытия подозреваемого, обвиняемого по судебным вызовам для участия в рассмотрении ходатайства о применении меры пресечения в виде содержания под стражей (ст. 188 УПК).
  • Обязательное основание задержания ‒ решение следственного судьи или суда. Кстати, следственный судья или суд не могут отказать в рассмотрении такого ходатайства. Поэтому они должны рассмотреть его немедленно и в закрытом судебном заседании.
  • Срок задержания ‒ до 36 часов. В этот период времени подозреваемого, обвиняемого необходимо доставить к следственному судье, суд или освободить (ч. 1 ст. 191 УПК).

Следственный судья, суд по ходатайству прокурора вправе решить вопрос о повторном задержании. Но касаемо одного и того же лица в том же уголовном производстве использовать такую же меру процессуального принуждения можно только, если возникли новые обстоятельства для содержания человека под стражей.

Задержание обычным прохожим (законное задержание)

Итак, по общему правилу, задерживать человека можно только по решению следственного судьи или суда. Это гарантия того, что права человека не будут безосновательно нарушены или ограничены.

Но из любого правила есть исключения. Таковым является особая форма меры процессуального принуждения, которая позволяет любому человеку задержать любого другого человека. Конечно, речь идет не о произвольном задержании, а именно на основаниях и порядке УПК.

Основная цель законного задержания ‒ прекратить уголовное преступление, предотвратить уклонение от следствия (суда) и не дать возможность создать препятствия для расследования.

По сути, мера процессуального принуждения в виде законного задержания возможна тогда, когда необходимость задержания возникает внезапно и имеет неотложный характер. В этом случае, логично, что времени на бумажную волокиту не остается.

Давайте разберёмся, когда это возможно. УПК дает право любому человеку задерживать любого человека, кроме судей и народных депутатов Украины и некоторых других категорий лиц, в таких случаях:

  1. при совершении или покушении на совершение уголовного правонарушения;
  2. непосредственно после совершения уголовного правонарушения или во время непрерывного преследования лица, подозреваемого в его совершении.

Проще говоря, если вы проходите мимо и видите, что совершается уголовное правонарушение или человек пытается его совершить, или совершил и убегает с места происшествия, вы можете его задержать.

Задержанного необходимо немедленно доставить в ближайший правоохранительный орган. Если такой возможности у вас нет, срочно сообщите в правоохранительный орган о задержании.

После этого уполномоченным лицом правоохранительных органов обязательно проверяется законность задержания, составляется протокол и фиксируются обстоятельства процессуального задержания подозреваемого. В дальнейшем он будет действовать в соответствии со ст. 208 УПК.

Более того, по правилам ст. 168 УПК вы даже можете изъять у задержанного вами человека имущество, связанное с совершением преступления. И как только вы доставите задержанного в правоохранительный орган, обязаны имущество передать уполномоченному лицу. Это также фиксируется в протоколе.

Задержание уполномоченным лицом без решения суда

Порядок использования подобной меры процессуального принуждения прописан в ст. 208 – 213 УПК. Он напрямую касается уполномоченных лиц. Сразу разберемся, о ком идёт речь. Исходя из Научно-практического комментария к УПК, к уполномоченным лицам относятся работники любого правоохранительного органа Украины при условии, что такое право им предоставлено законом.

Так вот уполномоченное лицо тоже может задержать подозреваемого без решения следственного судьи и суда.

Но для того, чтобы не было произвола, законодатель четко очертил случаи, когда это возможно. Итак, такое задержание возможно, если человек подозревается в совершении преступления с санкцией в виде лишения свободы, но только в случаях:

  1. если человек был застигнут непосредственно при совершении преступления или при покушении на его совершение;
  2. если человек совершил преступление ранее, и очевидные признаки на нем (например, пятна крови) или очевидцы указывают на него;
  3. если человек совершил тяжкое или особо тяжкое коррупционное преступление и уполномоченное лицо предполагает, что он может уклоняться от уголовной ответственности.

Как исключение, разрешается задержать лицо, совершившее преступление, за которое предусмотрено санкция в виде штрафа в размере 3 000 необлагаемых минимумов доходов граждан. Но подобная мера процессуального принуждения в виде задержания уполномоченным органом будет возможна только, если подозреваемый не исполнил обязанности, возложенные на него при избрании меры пресечения, или не выполнил в установленном порядке требований о внесении средств в качестве залога.

То есть, как видим, основания для задержания уполномоченным лицом более серьезные, так как речь идет о преступлениях со значительной санкцией, чего не скажешь о законном задержании. Напомним, что там речь шла о любых правонарушениях, куда относятся и проступки, и преступления.

Как мы понимаем, цель меры процессуального принуждения в виде задержания уполномоченным лицом – не дать возможность подозреваемому спрятаться от правоохранительных органов и продолжить преступную деятельность.

Обращаем ваше внимание на то, какие действия обязано совершить уполномоченное лицо после задержания:

  • Сообщить основания задержания и в совершении какого преступления подозревается задержанный,
  • разъяснить право иметь защитника, получать медицинскую помощь, давать объяснения, показания или не говорить ничего по поводу подозрения против него, немедленно уведомить других лиц о задержании и местонахождении, потребовать проверку обоснованности задержания

У задержанного есть право немедленно сообщить близким родственникам, членам семьи или иным лицам (по выбору задержанного) о своем задержании. Но если у уполномоченного лица есть подозрения в том, что это может навредить расследованию, он может сообщить об этом сам, но немедленно. Также о задержании немедленно сообщают в орган бесплатной правовой помощи, если у задержанного нет адвоката.

О применении меры процессуального принуждения в виде задержания обязательно составляется протокол. В нем должны быть зафиксированы все обстоятельства задержания, а именно:

  1. данные о месте, времени, дате, основаниях для задержания
  2. результаты личного обыска,
  3. ходатайства, заявления или жалобы задержанного,
  4. полный перечень процессуальных прав и обязанностей задержанного лица.

В итоге протокол подписывается уполномоченным лицом и задержанным. Но если задержанный не хочет его подписывать, он на это имеет полное право. Также он имеет право дать письменные пояснения о причинах отказа. И об этом также должны указать в протоколе.

Копия протокола о задержании немедленно должна быть вручена задержанному под роспись.

Далее задержанный доставляется в ближайший орган досудебного расследования, где уже будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе задержанного (то есть о применении мер пресечения).

Момент и срок задержания

Момент задержания является важным, так как от правильного его установления зависит возможность правильного отсчета разрешенного времени задержания человека. Так, момент задержания зависит от того, кто совершил задержание:

  • если задержание было проведено уполномоченным лицом, то момент задержания ‒ момент его физического воздействия на задержанного с целью предотвращения дальнейшего передвижения и продолжения противоправной деятельности;
  • если обычный человек, то момент задержания ‒ доставка задержанного в правоохранительный орган, должностные лица которого уполномочены процессуально оформить задержание.

Срок меры процессуального принуждения в виде задержания = максимум 72 часа с момента задержания. Но не позже 60 часов после задержания человек должен быть либо доставлен в суд для решения вопроса о применении мер пресечения, либо освобожден.

Права задержанного:

В случае задержания по подозрению в совершении преступления задержанного должны не позднее 72 часов или освободить, или доставить в суд для избрания меры пресечения.

В соответствии с ч. 1 ст. 116 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) мерами процессуального принуждения являются установленные настоящим Кодексом действия, которые применяются к лицам, нарушающим установленные в суде правила и препятствующим осуществлению административного судопроизводства.

Законодатель предусмотрел несколько видов мер процессуального принуждения:

- ограничение выступления участника судебного разбирательства или лишение участника судебного разбирательства слова;

-удаление из зала судебного заседания;

-обязательство о явке;

Общим для указанных мер процессуальной ответственности является: виновное нарушение обязанностей, возложенных на участника процесса в соответствии с КАС РФ; претерпевание участником процесса неблагоприятных процессуально-правовых последствий (лишение его процессуального права либо возникновение у него дополнительной процессуальной обязанности).

Исключением является такая мера процессуального принуждения, как обязательство о явке, применение которой исходя из буквального толкования ст. 121 КАС РФ не связано с совершением участником процесса какого-либо процессуального правонарушения.

Отдельно необходимо отметить, что использование меры процессуального принуждения (процессуальной ответственности) не освобождает нарушителя от исполнения процессуальной обязанности, в связи с неисполнением которой к нему применена соответствующая мера.

Рассматриваемые меры в качестве санкции применяются немедленно после совершения процессуального правонарушения. Однако из это правила есть исключения, поскольку такая мера процессуального принуждения, как наложение судебного штрафа, не во всех случаях может быть применена немедленно. В силу ч. 1 ст. 123 КАС РФ вопрос о наложении судебного штрафа разрешается в судебном заседании, а применение обязательства о явке не обусловлено установлением факта совершения процессуального правонарушения.

Исходя из принципа процессуальной ответственности за одно и тоже процессуальное нарушение, не может быть применено более одной меры процессуального принуждения. Однако это не означает, что повторно совершенное лицом нарушение останется безнаказанным.

Например, гражданин, присутствующий в судебном заседании и нарушающего его порядок самовольными выкриками с места, был предупрежден от имени суда в соответствии с п.1 ч.1 ст. 119 КАС РФ о недопустимости нарушения порядка в суде, повторно совершает аналогичное нарушение, выкрикивая с места. В данном случае суд на основании ч. 2 ст. 119 КАС РФ применяет к нему иную (вторую по счету после объявленного предупреждения) меру процессуального принуждения - удаление из зала судебного заседания на все время судебного заседания.

Применение меры процессуального принуждения оформляется отдельным определением суда, либо занесением сведений о принятой мере в протокол судебного заседания.

Так, сведения о принятых мерах процессуального принуждения в виде ограничения выступления участника судебного разбирательства или лишения участника судебного разбирательства слова не требует вынесения отдельного определения. Процессуальное решение о применении такой меры и возражения относительно ее применения заносятся в протокол судебного заседания. Обжалование ее применения возможно лишь при обжаловании итогового судебного акта, принятого на соответствующей стадии процесса.

В определении о принятии меры процессуального принуждения содержатся основания для ее применения, указывается лицо, в отношении которого вынесено определение, его место жительства или место пребывания. В случаях, когда определение о применении меры процессуального принуждения выносится в отношении органа или организации, суд в определении указывает место нахождения соответствующего субъекта. На названное определение может быть подана частная жалоба.

Рассматривая отдельные виды мер процессуального принуждения следует отметить, что КАС РФ перенял традиционные меры принуждения, ранее закрепленные в гражданском и арбитражном процессуальном законодательстве; Новацией является обязательство о явке, ранее характерное только для уголовно-процессуального законодательства.

Обязательство о явке представляет собой оформленное в письменной форме обязательство участника процесса своевременно являться по вызову суда в судебное заседание, а в случае перемены места жительства или места пребывания (нахождения) незамедлительно сообщать об этом суду.

Данная мера применима к любому лицу, участие которого в судебном разбирательстве в соответствии с законом является обязательным или признано судом обязательным.

Обязательство о явке может быть оформлено в виде отдельного определения, о получении и об ознакомлении с которым у участника процесса отбирается подпись.

Все меры процессуального принуждения (за исключением обязательства о явке) являются мерами процессуальной ответственности и направлены на повышение эффективности административного судопроизводства.

Л Е К Ц И Я

Автор: Волошина Олеся Павловна – кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин, подполковник полиции

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Задержание как мера государственного

принуждения, применяемая полицией………………………….…………..6

Вопрос 2. Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные

помещения, на земельные участки и территории…………………………13

Вопрос 3. Оцепление (блокирование) полицией участков местности,

жилых помещений, строений и других объектов………………………….16

ВВЕДЕНИЕ

Продолжительность лекции – 2 часа.

Актуальность темы лекции. В рамках лекции рассматриваются основные правомочия полиции и ее сотрудников, определяющие основу их деятельности.

Теоретическая значимость лекции. В рассматриваемой теме обосновывается значимость предоставленных полиции и ее сотрудникам полномочий по осуществлению мер государственного принуждения.

Практическая значимость лекции. Знания по вопросам, рассматриваемой лекции требуются каждому сотруднику органов внутренних дел в его практической деятельности.

Задачи лекции:

- дать слушателям устойчивые базовые знания по содержанию данной лекции;

- довести до слушателей значимость полученных знаний для их повседневной практической работы.

Основные цели лекции:

- устойчивое усвоение слушателями знаний о правовых основаниях видов государственного принуждения, рассматриваемых в лекции;

- формирование практических умений и навыков, связанных с применением мер государственного принуждения.

- воспитывать уважение слушателей к нормативным предписаниям, в том числе и регламентирующих деятельность полиции;

- воспитывать слушателей в духе неуклонного соблюдения законности и соблюдения прав и свобод граждан.

- развивать у слушателей уровень правосознание;

- формировать способность анализировать, выделять главное;

- совершенствовать умение составлять конспекты, тезисы лекции;

- поддерживать познавательный интерес к изучаемой дисциплине.

Межпредметные связи лекции. Изучение темы по своему содержанию тесно связано с такими дисциплинами, как морально-психологическая подготовка, правовая подготовка и др.

Глубокое и полное изучение материалов темы позволит слушателям понять сущность и назначение полиции, ее значение в деятельности по охране прав и свобод граждан, обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка.

Структура лекциисоответствует предписаниямиРабочей учебной программы.

Ключевые понятия, определения, аббревиатура: Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

Вхождение (проникновение) полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории.

Оцепление (блокирование) полицией участков местности, жилых помещений, строений и других объектов.

Учебное оборудование и ТСО, которое будет использоваться при проведении занятия.Слайды, иллюстрирующие положения темы.

Вопрос 1. Задержание как мера государственного принуждения, применяемая полицией.

Полиция для исполнения своих полномочий наделена правом в предусмотренных законом случаях применять отдельные меры государственного принуждения.

Государственное принуждение– это реакция государственных органов на неправомерное, противоправное поведение людей.

Законодательством Российской Федерации определяются основания для применения органами государственной власти мер принуждения, закрепляются признаки (составы правонарушений), при наличии которых применяются принудительные средства.

Принуждение как способ обеспечения правопорядка должно применяться строго:

– на правовой основе;

– специально уполномоченными государством органами и лицами;

– исключительно к конкретным субъектам в связи с их неправомерными действиями.

Под задержанием понимается кратковременное ограничение свободы физического лица путем принудительного его водворения в специально охраняемое помещение и содержания там.

Задержание как мера государственного принуждения применяется по трем различным основаниям, предусмотренным в законах:

1. В рамках уголовного судопроизводства.

2. В рамках производства по делам об административных правонарушениях.

3. В связи с применением мер административного принуждения (пресечения).

(1). В рамках уголовного судопроизводстварассматриваемый вид принуждения представляет собойзадержание подозреваемогов качествемеры процессуального принуждения,применяемой органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (см.: пункт 11 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

Этот вид задержания осуществляется в процессе предварительного расследования по факту совершенного преступления уже по возбужденному уголовному делу

(2). В рамках производства по делам об административных правонарушениях может осуществляться административное задержание.

Административное задержание предусмотрено Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 27.3) и представляет собой меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Административное задержание - это кратковременное ограничение свободы физического лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Признаки административного задержания:

-кратковременность ограничения свободы физического лица;

- применение в исключительных случаях, предусмотренных законом;

- для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении либо для исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Административное задержание вправе осуществлять, в частности, должностные лица органов внутренних дел (полиции):

- при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиции);

- либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях;

- а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

Срок административного задержания не должен превышать три часа.

Как исключение, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов:

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения ( ч. 2 ст. 27.5 КоАП);

- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест (ч. 3 ст. 27.5 КоАП),

Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

Этот вид задержание (задержание на местности), собственно, и применяют сотрудники полиции той категории, по которой вы обучаетесь.

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, - до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, - до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, - до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, - до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, - по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, - до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, - до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, - до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, - до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

ПРИ ЗАДЕРЖАНИИ СОТРУДНИК ПОЛИЦИИ ОБЯЗАН:

- назвать свои: должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, сообщить причину и цель обращения сообщить причину и цель обращения;

- разъяснить задержанному причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина;

- разъяснить его права на:

а) юридическую помощь (задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) с момента задержания).

б) услуги переводчика (задержанное лицо вправе пользоваться переводчика также с момента задержания);

в) уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания;

г) отказ от дачи объяснения.

Сроки всех указанных видов задержания, за исключением административного, исчисляются с момента фактического ограничения свободы передвижения лица.

Как было отмечено, срок административного задержания исчисляется с момента доставления лица для составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ), а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5 КоАП РФ).

Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

По факту задержания составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации - при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

3) должностные лица военной автомобильной инспекции - при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) - при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

6) должностные лица таможенных органов - при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, - при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, - орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Комментарии к ст. 27.3 КОАП РФ

1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание - неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.

Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, - со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).

3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.

4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.

5. Административное задержание также не допускается:

а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;

б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).

6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.

Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ - депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.

8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.

Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).

9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.

Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).

10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предоставлено право осуществлять административное задержание.

11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).

12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).

13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.

Читайте также: