Абсентеист от чего уклоняется

Обновлено: 02.07.2024

Абсентеизм (от латинского absentia — отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов или должностных лиц.

Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Гражданин РФ обладает активным и пассивным избирательным правом, правом выражать свою точку зрения, быть политически активным , но в реальности ситуация выглядит иным образом. Проблема абсентеизма в Российскои ̆ Федерации в настоящее время достаточно актуальна. Эта проблема нуждается не только в обсуждении, но и в принятии каких-то мер и решений. Сегодня "абсентеизм" - форма сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивныи ̆ протест населения против существующеи ̆ формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностеи ̆. В широком смысле под абсентеизмом понимается факт равнодушного отношения населения к политическои ̆ жизни, представление отдельных личностей о том, что от них в политике ничего не зависит.

Данное представление противоречит основам конституционного строя России. Если "человек, его права и свободы являются высшеи ̆ ценностью", то их проявление в политическои ̆ жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. В соответствии со Стать ей 32 конституции : "Граждане Российскои ̆ Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителеи ̆" Но это право в единстве со свободои ̆ человека дает ему возможность неучастия в политическои ̆ жизни, избирательнои ̆ кампании. То есть абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе.

Но свобода от неучастия в политическои ̆ жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно- политическим делам общества и государства. Поэтому, обладая общеи ̆ и политическои ̆ культурои ̆, человек обязан свободно реализовывать свои права в политическои ̆ жизни.

Абсентеизм представляет собои ̆ естественно историческое явление, неотъемлемыи ̆ атрибут политическои ̆ системы, построеннои ̆ на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политическои ̆ жизни любого демократического общества и правового государства. Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычае в .

Проблема абсентеизма принадлежит к тем проблемам социологического познания, которая на протяжении последних десятилетий находится в центре внимания как Российских , так и зарубежных социологов, исследующих процессы, протекающие в политическои ̆ сфере жизни общества. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, я выделила основные четыре . Первая причина заключается в следующем: социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах. Никто из ученых и политических деятелеи ̆, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активнои ̆ политическои ̆ жизни представителеи ̆ определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Вторая причина заключается в том что однои ̆ из характерных черт политическои ̆ жизни постиндустриального общества является резкое снижение политическои ̆ активности граждан. растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателеи ̆, тогда как в конце 80-х - начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первои ̆ и второи ̆ Государственнои ̆ Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателеи ̆.

Третья причина заключается в том, что политическии ̆ деятель, не

получившии ̆ поддержки большеи ̆ части населения не может рассматриваться как носитель законнои ̆ власти, что обычно ведет к дестабилизации социального организма.

Четвертая причина связана с разработкои ̆ проблемы абсентеизма представителями социологическои ̆ науки. Как показывает анализ ряд аспектов даннои ̆ проблемы не получили должного освещения в научнои ̆ литературе. В частности, не выработана единая точка зрения на природу абсентеизма; нет четкого представления о главных причинах, заставляющих индивидов принимать решения "не участвовать в политике вообще" и в выборах в частности; не сформировалось мнение и относительно того, как связан абсентеизм с формои ̆ правления, с эффективностью деятельности институтов государства, семьи, образования и т.д. Основными причинами абсентеизма являются: неверие в демократизм выборов; особенности п олитическои ̆ культуры, которая характеризуется низкои ̆

степенью доверия граждан к государственным институтам; на электоральную активность существенно влияет уровень социально-экономического состояния общества: именно слои населения с низшим уровнем дохода более склонны к проявлению абсентеизма. В настоящее время среди проблем общественного сознания, связанных с абсентеизмом, актуальнои ̆ является абсентеизм молодежи. Необходимо при этом отметить, что низкии ̆ уровень политического участия молодежи, или политическии ̆ абсентеизм, не является исключительно проблемои ̆ России .

Несмотря на то что активные меры по мотивированию молодежи к участию в выборах, выделяется финансирование, проводятся разны е акции и конкурсы, явка молодежи на выборы по-прежнему минимальна. По данным Госкомстата молодые люди в возрасте от 1 8 до 29 лет уделяют общественнои ̆ деятельности 4,4 % своего времени.

Наблюдается факт того, что большинство опрошенных молодых людеи ̆ говорят о том, что выборы нужны, но участвовать в них не считают нужным.

Для того чтобы решить данную проблему, считаю нужно ввести некоторые меры, например, повышение электоральной и политической культуры населения в частности молодежи этого можно достичь через внедрения в школах и ВУЗах основ активного избирательного права, проведение каких-о-либо тематических игр например модель референдума

абсенте и зм [сэнтэ], абсентеизма, мн. нет, муж. (от лат. absens - отсутствующий) (книж.). Уклонение от посещений, связанных с выполнением каких-нибудь общественных обязанностей. На последних выборах не замечалось абсентеизма избирателей. Проявлять абсентеизм (отсутствовать на собраниях).

Политическая наука: Словарь-справочник

(от лат. absentia - отсутствие)

неучастие в голосовании на выборах или референдуме граждан, обладающих активным избирательным правом; уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главы государства. Абсентеизм вызван, как правило, аполитичностью граждан, утратой их доверия к государственным органам власти, низким уровнем политической компетенции избирателей, низкой значимостью результатов выборов для граждан. Абсентеизм оказывает негативное влияние, поскольку снижает легитимность власти и свидетельствует об отчуждении граждан от государства; в некоторых странах (Италия, Бельгия, Греция, Австрия) преследуется по закону; земледельческий: форма землевладения, при которой собственник земли, не участвуя в процессе производства, получает денежный доход в виде ренты или прибыли.

Современный экономический словарь. 1999

(от лат. absentia - отсутствие)

1) отсутствие собственника, форма землепользования; При которой земля отделена от собственника, получающего денежный доход в виде ренты, но не участвующего в обработке и производственном использовании земли;

2) отсутствие работника на работе, невыход на работу, без уважительной причины.

Политология. Словарь терминов

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня.

Энциклопедический словарь

(от лат. absentia - отсутствие), уклонение избирателей от участия в голосовании при выборах представительных органов, главы государства и т. д.

Словарь Ожегова

АБСЕНТЕИЗМ [ сэнтэ ], а, м. (книжн.). Уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы.

| прил. абсентеистский, ая, ое.

Словарь Ефремовой

м.
Уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(англ. Absenteeism, от absent — отсутствующий) — слово, обязанное своим происхождением известному тяжелому положению Ирландии и обозначающее постоянное отсутствие тамошних крупных землевладельцев из своих поместий. В этом отсутствии видели главную причину обеднения и одичания ирландского народа, ибо благодаря этому у страны отнимались большие суммы денег, которые землевладельцы тратили вне ее. Этот взгляд, впрочем, поставленный безусловно, является неосновательным, ибо производители известной страны должны обосновывать свое существование на своих собственных доходах, а не на доходах отсутствующих сограждан. Но дело представляется совсем иначе, если, как это существует в Ирландии, отсутствующие суть владетели почти всей земли и у них вместо многочисленного среднего класса сосредоточен почти весь наличный капитал, а вместе с тем и благосостояние всей страны, в то время как больше 60% остальных земледельческих семейств основывают свое существование на таких крошечных арендах и ведут такое микроскопическое хозяйство, которое с трудом только может доставить им самое необходимое для жизни. Ввиду этого нормальное распределение капиталов при постоянном отсутствии самих землевладельцев делается крайне неудобным. Отсутствие личной общеполезной деятельности проживающих вне страны землевладельцев всегда зло невознаградимое. Нет непосредственного соглашения между собственниками и арендаторами, посредничество посторонних лиц, не имеющих ничего общего ни с народом, ни со страною, всегда односторонне направляется лишь к тому, чтобы как можно более добыть для своего доверителя и при этом обогатить и себя. Предложено было даже для ограничения ирландского А. насильное удерживание землевладельцев или же обложение отсутствующих (Absentees) особой податью. Но первое было бы слишком сильным посягательством на личную свободу, второе мало бы помогло, оба же средства значительно бы понизили ценность поземельной собственности в Ирландии. Продажа имений на основаниях "Encumbered Estates Act" (1849) не достигла своей цели — облегчения образования оседлого класса мелких и средних землевладельцев, а только увеличила число чужеземных собственников, так как покупателями явились исключительно англичане и шотландцы. Проявившееся в новейшее время аграрное движение и с ним связанные убийства могут, конечно, зло только ухудшить. Вообще, ирландский А. является не одиночным злом, а результатом общего несчастного состояния страны, которое может быть исправлено лишь глубокими и радикальными реформами всего хозяйственного и социального ее строя (см. Ирландия ) .

Абсентеизм - одна из форм бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.04.2010
Размер файла 17,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Основные причины абсентеизма

2. Виды политического абсентеизма

Абсентеизм (от лат. absens (absentis) -- отсутствующий, англ. Absenteeism) -- слово, обязанное своим происхождением известному тяжёлому положению Ирландии, и обозначающее постоянное отсутствие тамошних крупных землевладельцев из своих поместий.

Современное применение термина: "абсентеизм" - одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит, политика "не мое дело" и т.д.

Подобное представление противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Если "человек, его права и свободы являются высшей ценностью", то их проявление в политической жизни предполагает отказ от абсентеизма, аполитичности. Статья 32 Конституции гласит: "Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей". Но это право в единстве со свободой человека дает ему возможность неучастия в политической жизни, избирательной кампании. Тем самым абсентеизм выступает как признак свободы человека в обществе.

Но свобода от неучастия в политической жизни оборачивается формированием отсутствующего сознания, безразличия к общественно-политическим делам общества и государства. Поэтому, обладая общей и политической культурой, человек обязан свободно реализовывать свои права в политической жизни. Массовый абсентеизм может взорвать демократические механизмы управления социумом, сделать население объектом манипулирования, абсолютно подвластным "верхам", сформировать пассивную личность.

1. Основные причины абсентеизма

Абсентеизм представляет собой естественноисторическое явление, неотъемлемый атрибут политической системы, построенной на принципах демократии и свободы. Он является феноменом политической жизни любого демократического общества и правового государства, вступившего на нисходящую ветвь своего развития. Широкое распространение абсентеизма, как в странах классической демократии, так и тех, которые недавно вступили на путь демократического развития, связано с нарастанием процессов дисфункциональности в их политических системах, исчерпанностью креативного потенциала исторически сложившихся демократических институтов, возникновением "подданнического" типа политической культуры у широких масс под воздействием СМИ.

Масштаб абсентеизма и формы его проявления напрямую связаны с историческими условиями становления институтов демократии, с различиями в менталитете народов, с существованием различных традиций и обычаев в данном социуме.

Проблема абсентеизма принадлежит к тем проблемам социологического познания, которая на протяжении последних десятилетий находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных социологов, исследующих процессы, протекающие в политической сфере жизни общества. Это связано с рядом объективных и субъективных причин, среди которых, прежде всего, необходимо назвать четыре основные.

Первая причина такова. Социальная практика убедительно свидетельствует, что участие населения в политическом процессе и, прежде всего, в формировании выборных органов власти является условием успешного функционирования любого общества, построенного на демократических принципах. Никто из ученых и политических деятелей, приверженных принципам демократии, не ставит под сомнение тот факт, что исключение из активной политической жизни представителей определенных социальных групп, увеличение числа тех, кто сознательно дистанцируется от политики, неизбежно препятствует формированию структур гражданского общества, негативно сказывается на эффективности деятельности выборных органов власти.

Практически для всех, кто занимается проблемами политики в научном и практическом плане, является очевидным, что рост числа абсентеистов - это свидетельство несовершенства сложившейся политической системы, показатель роста недоверия к демократическим институтам, индикатор нарастания социальной напряженности в обществе. Именно с этим обстоятельством, прежде всего, связан тот пристальный интерес к проблеме абсентеизма, который демонстрируют многие из отечественных и зарубежных ученых.

Вторая причина может быть описана следующим образом. Как известно, одной из характерных черт политической жизни постиндустриального общества является резкое снижение политической активности граждан. Рост числа абсентеистов фиксируется практически во всех высокоразвитых в экономическом отношении странах, начиная с Англии и заканчивая Японией. По данным Международного института демократии и содействия выборам (Стокгольм, Швеция), проводившего анализ активности избирателей на всеобщих парламентских и президентских выборах в 163 странах мира, среднестатистический показатель явки избирателей снизился за последние годы с 70 до 64%3. Таким образом, с известными допущениями можно утверждать, что абсентеизм стал своеобразной "визитной карточкой" новейшего времени.

Растет число абсентеистов и в России, где в выборах различного уровня не участвует от 40 до 70% потенциальных избирателей, тогда как в конце 80-х - начале 90-х годов в выборах депутатов Верховного Совета РСФСР, а затем депутатов первой и второй Государственной Думы РФ участвовало более 85% внесенных в списки избирателей.

Нет необходимости доказывать тот факт, что политический деятель, не получивший поддержки большей части населения не может рассматриваться как носитель законной власти, что обычно ведет к дестабилизации социального организма, порождает многочисленные кризисные явления. Такова третья причина, обусловливающая значимость темы, вынесенной в заглавие диссертационной работы.

Четвертая причина связана с разработкой проблемы абсентеизма представителями социологической науки. Как показывает анализ ряд аспектов данной проблемы не получили должного освещения в научной литературе. В частности, не выработана единая точка зрения на природу абсентеизма; нет четкого представления о главных причинах, заставляющих индивидов принимать решения "не участвовать в политике вообще" и в выборах в частности; не сформировалось мнение и относительно того, как связан абсентеизм с формой правления, с эффективностью деятельности институтов государства, семьи, образования и т.д.

Главной причиной абсентеизма является неприемлемость для части избирателей социального строя, института выборов, отсутствие интереса к политике и потребности заниматься политической деятельностью, а не сложности технического или организационного порядка, как это утверждает ряд западных авторов.

2. Виды политического абсентеизма

Можно выделить два основных вида абсентеизма: пассивный абсентеизм - низкая политическая и правовая культура определенных слоев населения, порождающая безразличие к политическому процессу и отчуждение от него и активный абсентеизм - результат отказа от участия в выборах по политическим мотивам, например несогласие с вынесением вопроса на референдум, отрицательное отношение ко всем кандидатам на президентских выборах и т.п.

Абсентеизм является видом электорального поведения, которое весьма многообразно. Последнее проявляется не только в участии или неучастии в выборах, но и в уклонении от голосования, а также в "безучастном" (конформном) голосовании, в протестном голосовании и т.д. Каждая из вышеперечисленных форм поведения избирателя свидетельствует о принятии или опровержении целого комплекса социальных и политических норм и ценностей. Электоральное поведение реализуется в политических процессах, которые раскрывают динамику развития и изменения институтов политической системы, масштабы участия различных групп населения в политической деятельности.

Электоральное поведение - это лишь одна из форм политического поведения. Электоральное поведение является не "участием во власти", а ценностно-ориентационной деятельностью по выбору определенной политической силы, существующей в виде или политического института или персонифицированного облика. Эта деятельность разворачивается на протяжении всей сознательной жизни человека и не сводится к поведению в период избирательной кампании или в момент голосования.

Концепция "ограниченного электорального участия" не может быть принята для объяснения явления абсентеизма, так как явно противоречит базовым принципам демократии, основывающимся на активном и максимально широком участии граждан в управлении государством посредством выборов (референдумов). Отстаивая точку зрения о "нежелательности участия в выборах представителей некоторых социальных групп", мы неизбежно в итоге придем к замене демократии олигархией или "меритократией", которые как раз и основаны на участии в политической жизни только "достойных представителей высших социальных страт". При подобном подходе ставится под вопрос правомерность идеи о всеобщем и равном участии всех в делах государства, т.е. идеи базовой для демократии. Функция выборов как механизма формирования воли большинства становится сомнительной.

Абсентеизм - это, прежде всего, сознательное уклонение избирателей от голосования по политическим причинам. Данное понятие по своему содержанию существенно отличается он понятия "неучастие в голосовании", которое широко применяется социологами и политологами для описания процессов, протекающих в политической сфере жизни общества.

Абсентеизм является показателем отчуждения граждан от власти и собственности, формой политического протеста против сложившейся политической системы, политического режима, формы власти, утвердившегося общественного строя в целом.

Абсентеизм в своих крайних проявлениях приобретает черты политического экстремизма. Плодотворной почвой для расширения экстремистских настроений являются социальные кризисы и конфликты, процент нарушения демократических прав и свобод, крушение нравственных ориентиров, ценностей и состояние аномии.

Политический экстремизм и абсентеизм проявляются в среде наиболее активной части населения. Изменение сложившейся политической ситуации - главное направление их деятельности. При пересечении или совпадении политических устремлений экстремистов и абсентеистов возможны крайние формы политических преобразований. Может казаться, что "молчащие" и "пассивные" составляют в обществе меньшинство, но в определенный момент, например на выборах, оно может проявить себя как "молчаливое большинство".

Представление об абсентеизме как о политической индифферентности обманчиво. Массовое разочарование в возможности что-либо изменить не равнозначно истощению деятельного потенциала. Скорее всего, мы имеем дело со своеобразной сублимацией политической активности, с ее переходом в латентную форму. Абсентеизм избирателей отражает не неприятие политики как таковой, а отвержение утвердившихся способов политического действия. Подобная оценка позволяет предположить, что при очередном обострении политической ситуации или сколько-нибудь серьезном повороте к иным способам реализации политики потенциальная энергия масс может трансформироваться в политическое действие.

На активность избирателей существенное влияние оказывают многие факторы, в том числе тип выборов, особенности региона, особенности избирательной кампании, уровень образования, тип поселения, тип политической культуры, который доминирует в обществе, и тип избирательной системы. Уровень участия избирателей в голосовании ниже в странах, где применяется мажоритарная или мажоритарно-пропорциональная система способов подсчёта голосов, и выше в странах с пропорциональной избирательной системой.

Практика развития политического процесса в России говорит о непредсказуемом, а иногда и противоположном ожиданиям характере поведения российского избирателя. Проявившаяся в последние десятилетия XX века тенденция к ослаблению зависимости между социальным статусом, принадлежностью к определенной группе и электоральным выбором говорит о том, что нет корреляции между политическим выбором, социально-профессиональной принадлежностью и социальным статусом личности, который осуществляет этот выбор. В этом отличительная особенность развития политического процесса в России. Проблема абсентеизма является одной из ключевых проблем российской демократии. Стремительное расширение масштабов абсентеизма в последние годы говорит о нестабильности сложившейся в России политической системы. Снижение избирательной активности является, прежде всего, выражением разочарования населения в российской избирательной системе, утратой доверия к власти, свидетельством нарастания протестного потенциала в различных социальных группах, нигилистического отношения к демократическим институтам, политическим партиям и их лидерам.

Заключение

Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.

Возникновение абсентеизма как феномена российской политической практики связано с рядом объективных и субъективных факторов, среди которых главными являются деформации в политической системе общества, падение доверия к институтам государственной власти, уменьшение значимости демократии как ценности для представителей различных электоральных групп.

Таким образом:

1. Численность абсентеистов находится в прямой зависимости от типа и уровня выборов.

2. Число лиц, уклонившихся от голосования, тесно связано со значимостью выборов для индивида и той электоральной группы, представителем которой он является.

3. Материальное положение и социальное самочувствие не являются главными факторами, определяющими выбор индивидом абсентеистского типа поведения. Выбор абсентеистского типа электорального поведения определяется в первую очередь причинами политического порядка.

4. Масштаб абсентеизма в различных половозрастных группах различен. Значительную долю абсентеистов составляют женщины в возрасте 30-49 лет, имеющие высокий уровень образования, высокий социальный статус.

5. В среде абсентеистов можно выделить две основные группы, демонстрирующие различные типы электорального поведения: а) группу радикалов и б) группу конформистов.

6. По мере падение роли демократических институтов и выстраивания жесткой вертикали власти количество абсентеистов будет возрастать.

Список литературы

1. Выборы во всем мире: Электоральная свобода и общественный прогресс. Авт. и сост. А.А. Танин-Львов. - М.: Электоральная статистика, 2001

3. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2005

4. Пушкарева Г.В. Политический менеджмент. - М. 2002

5. Сергеева Е.Я. Политическое участие и политическая ориентация российского населения: методология исследования и прогнозирования. Автореф. дис. … кандид. политич. наук. М., 2005

6. Философский словарь. - М., 2007

Подобные документы

Особенности политического абсентеизма - одной из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказа от участия в них. Причины политического неучастия в выборах. Пути преодоления апатии избирателей как угрозы демократическому развитию России.

контрольная работа [31,8 K], добавлен 05.12.2011

Понятие и основные теоретические подходы к изучению абсентеизма, предпосылки его появления и характерные особенности. Проявление конфликтного потенциала в условиях абсентеизма в современном избирательном процессе, его последствия и механизмы преодоления.

курсовая работа [56,4 K], добавлен 14.05.2015

Понятие и основные характеристики политического поведения. Содержание и формы политического участия. Политическая иммобильность и абсентеизм: причины и следствия. Во всех развитых демократических странах существуют институты политического образования.

реферат [14,3 K], добавлен 15.12.2003

Теоретические и методические аспекты "политического участия" граждан в жизни страны, его сущность, виды и формы протекания. основные характеристики политического поведения. Практические и целенаправленные формы политического участия в современной России.

реферат [24,2 K], добавлен 20.09.2011

Теоретико-методологические аспекты исследования политического протеста. Рисковое существование и возникновение на этом этапе развития новых форм протестной политической активности. Трансформация уже ранее существующих форм политического протеста.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 28.06.2017

Понятие и формы политического режима. Основные формы правления. Характер политического режима. Тоталитарное государство - историческая справка. Предпосылки тоталитаризма. Авторитаризм - главные черты. Демократия - три основных модели.

контрольная работа [17,4 K], добавлен 03.08.2007

Понятие легитимности власти как соответствия политического режима господствующим в обществе ценностям и нормам. Доверие граждан к власти. Политические аспекты современного взаимодействия с избирателями. Идеологическая активность политических субъектов.

Как гласит Конституция, Российская Федерация - демократическое государство. Единственным источником власти является народ, который осуществляет ее непосредственно (референдум, свободные выборы) и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Выборы это - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица[5].

В политических системах всего мира абсентеизм достаточно распространенное явление: нередко в голосовании не принимают участия 50% и даже более избирателей, имеющих право голоса, или при голосовании хотя бы трех избирателей выборы считаются состоявшимися. В России это явление также распространено.

Свобода, которая выражается в том, что население не участвует в выборах, перевоплощается в отсутствующее сознание, индифферентизм к различным сферам общества и государства. Именно поэтому, как говорилось ранее, необходимо воспитывать политическую культуру в каждом человеке, чтобы он смог в дальнейшем претворить в жизнь свои избирательные права. То обстоятельство, что электорат активно игнорирует свое право, может привести к тому, что демократические основы страны будут подорваны. В результате происходит деформация: человек пассивен, население становится объектом манипулирования.

Как и в зарубежных странах, в Российской Федерации наибольшая активность избирателей проявляется на общенациональных выборах, значительно ниже она на региональных выборах и выборах органов местного самоуправления[1]. Существующая разница объясняется рядом факторов.

Общенациональные выборы представляются более организованными, наблюдается более организованная работа избирательных комиссий. Предвыборная агитация проходит на высшем уровне. Незадолго до начала выборов проводят ряд телевизионных передач, посвященных кандидатам и их партиям для того, что бы донеси до населения политическую программу. Также на улицах страны размещаются баннеры с фотографиями, именами кандидатов и кричащими лозунгами, побуждающие население голосовать. Несомненно, для осуществления контрольной функции за проведением выборов предоставляются лучшие специалисты своего дела, для предотвращения фальсификации, мошенничества и иных преступлений и правонарушений. Резюмируя все сказанное, автор приходит к мнению о том, что население накануне голосования достаточно информировано, что даже ребенок сможет назвать кандидатов. Неявку на голосование при данных обстоятельствах можно объяснить только нежеланием населения участвовать в выборах, незаинтересованностью дальнейшего политического развития страны.

Обратной стороной является участие в региональных выборах и выборах в органы местного самоуправления. Всегда ли население знает список всех кандидатов? Или всегда ли политическая программа донесена до избирателя? Из личного опыта автора, можно сделать вывод о том, что население крайне мало информировано. Вдобавок ко всему наблюдается некачественная организация работы избирательных комиссий. Бюллетени доставляются с опозданием, когда голосование уже началось. Технические ошибки в бюллетенях могут доставлять сложности при голосовании. Например, был случай, когда в графе фамилии кандидата могло быть указано две фамилии, а голосовать, как известно, можно только за одного. Или, например, закон допускает осуществлять процедуру голосования на дому избирателям, которые не в состоянии по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещения для голосования. При указанном случае встречались ситуации, когда член избирательной комиссии мог посоветовать кандидата или выездная бригада с урной брала с собой большое количество бюллетеней, а также члены комиссии разрешали голосовать родственникам по нескольким паспортам за отсутствующих граждан и тому подобное [2].

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что неявка на региональные выборы или выборы в органы местного самоуправления объясняется тем, что население неуверенно в своем кандидате и не желает отдавать решение судьбы государства, города, села неизвестному человеку. Однако, цитата Нейтона, указанная в качестве эпиграфа к статье, не дает оправдания и этому аргументу, определяя, что таким образом народ выбирает плохую власть.

Чем же объясняется такое отношение к выборам? Что служит причиной уклонения граждан от участия в выборах?

О многие граждане, в частности молодые или люди, которые не обладают достаточными знаниями, не понимают значения выборов, не осознают, что участие в выборах это право, которое им предоставлено Конституцией Российской Федерации. По их мнению, так как это не обязанность, то можно и воздержаться от реализации данного права. Однако хочется донести до читателя, что хоть это и право, а не обязанность, но иногда от одного бюллетеня может зависеть исход выборов;

О многие граждане не верят в способность воздействовать на власть посредством выборов и считают, что результат выборов предопределен;

О избиратели могут не видеть среди кандидатов человека, который им импонировал бы, вызывал у них доверие или могут быть информированность населения о списке кандидатов;

О население считает, что отсутствует интриги и победитель известен заранее;

О также среди ученых существует мнение о том, что нежелание участвовать в выборах может быть вызвано боязнью взять на себя ответственность за принятое решение;

Органы государственной власти и органы местного самоуправления должны непременно бороться с данным явлением, которое подрывает основу демократии. Однако каждый человек должен помнить о том, что, игнорируя возможность реализации своего избирательного права, он позволяет усидеть на месте не квалифицированному и коррумпированному бюрократу, прокладывающему путь к авторитаризму.

Избирательное право должно оставаться правом, согласно Конституции Российской Федерации. Необходимо воспитывать политическую культуру населения, политическую заинтересованность, а также заинтересованность в судьбе своего государства, города, района и желание внести вклад в их развитие. Ко всему сказанному, также учить молодежь уметь свободно мыслить, быть ответственными за свой выбор. Разумеется, не нужно забывать о совершенствовании средств агитирования и информирования.

Таким образом, эффективная борьба с абсентеизмом, совершенствование института демократии, воспитание политической культуры каждого, в конце концов, приведут к удовлетворению интересов как государственных органов и органов местного самоуправления, так и всего населения.

Список литературы

1. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.

2. Мартынов С.А. Муниципальные выборы как фактор демократизации политического процесса. Автореф. дис…кондид. политич. наук. М., 2000

3. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2005.

Читайте также: