75 домашних дел которые можно поручить ребенку

Обновлено: 04.07.2024

Каж­дый роди­тель желает, чтобы его ребе­нок вырос тру­до­лю­би­вым, чтобы он был помощ­ни­ком во всех домаш­них делах. Мно­гие мамы и папы зада­ются вопро­сами: когда начи­нать при­учать ребенка к домаш­нему труду и какая работа явля­ется посиль­ной для малыша в раз­ных воз­раст­ных периодах.

Традиции помощи взрослым

Совре­мен­ное обще­ство ста­вит под вопрос необ­хо­ди­мость помощи детей, осо­бенно, если это дети дошколь­ного воз­раста. Боль­шое коли­че­ство пред­ме­тов быто­вой тех­ники зна­чи­тельно упро­стило и облег­чило работу по дому, и стало казаться, что помощь детей стала вовсе не обя­за­тель­ной. Но роди­тели должны пони­мать, что очень важно позна­ко­мить малыша с домаш­ними обя­зан­но­стями как можно раньше, а также закре­пить их испол­не­ние в повсе­днев­ной жизни ребенка.

Каждому возрасту — своё!

Неуве­рен­ность роди­те­лей часто про­ис­те­кает из того, что они не знают, в каком воз­расте какое зада­ние будет для ребенка посильно. И этот вопрос дей­стви­тельно очень серье­зен, ведь если пору­чить ребенку дело, пре­вы­ша­ю­щее его воз­мож­но­сти, это может при­ве­сти к тому, что…

…ребе­нок всеми силами будет сопро­тив­ляться выпол­не­нию этого зада­ния, что может быть рас­це­нено роди­те­лями как лень и вызвать их недо­воль­ство и упреки в сто­рону малыша;

До 2 лет

Кризис трех лет

От 2 до 3,5 лет

От 3,5 до 5 лет

Можно не про­сто уби­раться, а укла­ды­вать игрушки спать, а машинки ста­вить в гараж.

Важ­ной осо­бен­но­стью дан­ного воз­раст­ного пери­ода явля­ется то, что ребе­нок этого воз­раста оце­ни­вает поступки (свои и чужие) только по послед­ствиям, кото­рые они несут. Это можно про­ил­лю­стри­ро­вать на примере.

Рома, 4,5 года, при­ду­мал соб­ствен­ную систему хра­не­ния машин, в кото­рой была игро­вая логика, понят­ная малышу, но неяс­ная для мамы. Поэтому мама, ино­гда руга­ясь, ино­гда взды­хая, каж­дый вечер пере­де­лы­вала работу сына. Сна­чала Рома пытался объ­яс­нить, потом про­те­сто­вал, а потом сми­рился… про­сто пере­став уби­рать за собой игрушки. Оче­видно, что после пра­виль­ного пове­де­ния (уборки игру­шек) для Ромы насту­пали нега­тив­ные послед­ствия (мама руга­лась и пере­де­лы­вала). Чув­ство ответ­ствен­но­сти за свои вещи угасло, и Рома теперь сразу пред­по­чи­тает пере­по­ру­чить уборку маме, кото­рая искренне не пони­мает, почему сын не желает выпол­нять ее требования.

От 5 до 7 лет

Ребе­нок в этом воз­расте дол­жен иметь соб­ствен­ные «зоны ответ­ствен­но­сти свя­зан­ные с лич­ными вещами и игруш­ками, сохра­не­нием достой­ного внеш­него вида, пони­ма­ние важ­но­сти береж­ного отно­ше­ния к при­роде и вещам, при­над­ле­жа­щим дру­гим, началь­ными пред­став­ле­ни­ями о соб­ствен­ной ответ­ствен­но­сти за здо­ро­вье. Взрос­лый сей­час дол­жен быть вни­ма­тель­ным настав­ни­ком, к кото­рому ребе­нок может обра­титься, направ­ля­ю­щий (но не тол­ка­ю­щий!) в нуж­ном направ­ле­нии. Ребе­нок дол­жен иметь соб­ствен­ные закре­пив­ши­еся зоны обя­зан­но­стей, кото­рые выпол­няет только он, и невы­пол­не­ние кото­рых вли­яет на него самого, его близ­ких, а также домаш­них любим­цев. Ребенку этого воз­раста уже понятно зна­че­ние ответ­ствен­ного пове­де­ния, и совест­ли­вость детей доста­точно высока, чтобы пони­мать соб­ствен­ные ошибки и недочеты.

Принципы-помощники

Когда вы хотите добиться, чтобы ребе­нок выпол­нял домаш­ние обя­зан­но­сти, вы можете вос­поль­зо­ваться несколь­кими прин­ци­пами, кото­рые помо­гут вам в этом непро­стом деле.

Перед тем как тре­бо­вать — научите! К сожа­ле­нию, ино­гда созда­ется впе­чат­ле­ние, что роди­тели до сих пор верят в вол­шеб­ство: им кажется, что ребе­нок дол­жен научиться всему без их непо­сред­ствен­ного уча­стия, а если у него не полу­ча­ется, то это плоды его лени. Стоит пом­нить: воз­можно, вам при­дется несколько раз пока­зать и объ­яс­нить, как именно сде­лать пра­вильно то, что вы тре­бу­ете, какой резуль­тат вы хотите полу­чить и каким обра­зом этого резуль­тата можно достичь. Научите и только потом требуйте!

Посто­ян­ство тре­бо­ва­ний — это важно! Если вы хотите, чтобы ребе­нок выпол­нял домаш­ние обя­зан­но­сти, необ­хо­димо, чтобы эти обя­зан­но­сти рас­смат­ри­ва­лись вами как посто­ян­ные, потому что только в этом слу­чае они ста­нут тако­выми и для ребенка. Роди­тели совер­шают ошибку, то напо­ми­ная ребенку о его обя­зан­но­стях, то выпол­няя их сами, а также дис­ку­ти­руя при ребенке о необ­хо­ди­мо­сти выпол­не­ния им обя­зан­но­стей. Непо­сто­ян­ство роди­тель­ской пози­ции мешает малышу закре­пить обя­зан­но­сти как посто­ян­ный навык.

Сказки и потешки. Открыв сбор­ник рус­ских поте­шек, вы обя­за­тельно обна­ру­жите те, в кото­рых будет гово­риться о том, какие обя­зан­но­сти были у детей в рус­ских дерев­нях. Пусть это чте­ние ста­нет пово­дом для вашего рас­сказа о рус­ской деревне и, конечно, о необ­хо­ди­мо­сти помощи детей взрос­лым. Про­чте­ние дет­ских лите­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, сов­мест­ный про­смотр мульт­филь­мов и даль­ней­шее обсуж­де­ние их с ребен­ком — чрез­вы­чайно эффек­тив­ный метод в при­ви­ва­нии детям поня­тий о помощи роди­те­лям в домаш­них делах. Заме­ча­тель­ные про­из­ве­де­ния — это цикл про всеми люби­мого Незнайку Н. Носова, стихи А. Барто. А если вы сочи­ните свою сказку, то это будет для малыша не только инте­рес­ным, но и полез­ным заня­тием, ведь через лич­ное твор­че­ство любые нормы усва­и­ва­ются легче и быстрее!

Когда речь идет о дошколь­ни­ках, роди­те­лям стоит пом­нить, что в этом воз­расте дети очень легко отвле­ка­ются и пред­по­чи­тают заня­тия инте­рес­ные, нежели полез­ные. Вни­ма­ние детей непро­из­воль­ное и, уви­дев в поле зре­ния при­вле­ка­тель­ный пред­мет или опи­ра­ясь на неожи­дан­ную фан­та­зию, они могут начать игру, забыв об обя­зан­но­стях. Конечно, роди­тели должны быть готовы про­явить тер­пе­ние, напо­ми­ная детям об их обя­зан­но­стях, но не выпол­няя дело за них. Именно наше доб­ро­же­ла­тель­ное отно­ше­ние и уве­рен­ность в их силах помо­гут им сфор­ми­ро­вать навыки в домаш­нем труде.

Посильная помощь

До 2 лет: воз­можны одно­ра­зо­вые неболь­шие задания.

2–3,5 года: те же неболь­шие зада­ния, но с уче­том того, что ребе­нок доста­точно уве­ренно знает, где у какой вещи место. Нужно пом­нить, что в этом воз­расте выпол­не­ние дел вос­при­ни­ма­ется как игра, кото­рая закан­чи­ва­ется, как только ста­но­вится неин­те­ресно. Ребенку нужно напо­ми­нать, что он может выпол­нить задания:

3,5–5 лет: те же обя­зан­но­сти, но на более высо­ком уровне, с тре­бо­ва­нием взрос­лого дове­сти дело до конца. Воз­можно, ребенку потре­бу­ется ваша помощь и доб­ро­же­ла­тель­ное сти­му­ли­ро­ва­ние, чтобы закон­чить дело. Новые обязанности:

Читайте также: