6 в чем заключаются организационно правовая и социологическая концепции разделения властей

Обновлено: 04.07.2024

Возникновение теории разделения властей связано с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма. Стремясь к ограничению королевской власти, идеологи молодой буржуазии (Ш. Л. Монтескье и др.) выдвинули тезис о разделении государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Предполагалось, что первая будет вручена избираемому народом парламенту (на деле в течение столетий существовало ограниченное избирательное право), вторая — главе государства, под которым буржуазия, стремившаяся сначала к компромиссу с феодальной верхушкой, в то время подразумевала наследственного монарха; считалось, что ему будут подчинены министры (концепция ответственного перед парламентом правительства появилась гораздо позже). Судебная власть должна была осуществляться независимыми судами, по уголовным делам — с участием представителей населения (суды присяжных, суды шеффенов или иные суды). Впоследствии речь стала идти о трех ветвях государственной власти1.

Против такого организационно-правового подхода к структуре государственной власти выступили другие мыслители XVIII в. (Ж. Ж. Руссо и др.), отвергавшие идею разделения властей с социологических позиций. Они утверждали, что вся власть должна принадлежать народу, а формой ее осуществления должны стать народные собрания (для крупных государств допускалось также существование представительных органов).

В некоторых современных конституциях триада разделения властей подвергнута модификациям и дополнениям.

В сферу законотворчества вмешивается не только исполнительная власть, но и суды — общие суды в англосаксонской системе права (это не относится к Великобритании, где нет конституционного контроля), верховные и конституционные суды, конституционные советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.

Идея о субсидиарности ветвей власти впервые возникла в практике деятельности органов Европейского Союза, в их отношениях с государственными органами его членов, а затем стала переноситься на внутригосударственные отношения. Смысл ее в том, что одна

ветвь может дополнять своими действиями другую, помогать ей, в какой-то мере замещать ее, если это не затрагивает существенные прерогативы первой, не встречает ее возражений и согласуется с конституцией.

Разделение властей ведет к различиям в способах осуществления государственной власти теми или иными органами государства, содержит возможность конфликтов ветвей на правовой основе, но нельзя доводить разногласия до борьбы. По принципиальным вопросам государственной политики все ветви власти должны действовать согласованно, иначе невозможно управлять обществом. Такое развитие событий, когда противоречия властей доводятся до стадии борьбы, как показывает опыт отдельных постсоциалистических и развивающихся стран, имеет только разрушительный характер.

В современной зарубежной политологии есть и другие взгляды о разделении властей. Различают власть постановляющую (власть большинства) и противодействующую (роль оппозиции, эту власть называют трибутарной), проводят разделение власти между правящими и управляемыми, наконец, между решающей и контрольной властями.

Выше речь шла о горизонтальном разделении властей на уровне государства как целого, без учета особенностей его политико-территориального устройства. Вместе с тем в федерациях, унитарных государствах, имеющих автономные образования политического характера, существует вертикальное разделение властей (государственной власти федерации и государственной власти ее субъектов, а также государственной власти политической автономии в унитарном государстве), а в связи с концепциями публичной власти территориального коллектива — также разделение государственной власти и власти местного самоуправления.

Первая проблема решается на основе разграничения полномочий (предметов ведения) между федерацией и ее субъектами путем установления исключительных полномочий федерации, принципа верховенства федерального закона в сфере совместных полномочий и верховенства закона субъекта федерации в сфере полномочий, отнесенных к его исключительному ведению. С автономией дело обстоит несколько иначе: в конституциях и иных законах четко перечисляются вопросы, по которым органы политической автономии могут принимать местные законы по ограниченному кругу вопросов (а иногда они принимают не законы, а лишь постановления, как это имеет место в Крыму или с 1999 г. в британской автономии Уэльс). Третья проблема — разграничение полномочий государственной власти (унитарного государства или субъекта федерации) и власти местного самоуправления. Она решается по-разному. Если в административно-территориальных единицах создаются местные органы государственной власти (например, государственные администрации в областях и районах на Украине по Конституции 1996 г.) и наряду с ними существуют местные выборные советы как органы местного самоуправления, полномочия между ними разграничиваются в конституциях или специальных законах. Но иногда на местах не бывает назначенных органов государства или представителей государственной власти (комиссаров, губернаторов, префектов), а существуют только органы иной публичной власти — власти территориального коллектива (местное самоуправление). В этом случае конституция и законы также определяют объем полномочий местных советов (органов местного самоуправления), но функции государственной власти они могут осуществлять только тогда, когда это им поручено государством.

Разделение властей — демократическая концепция. Она направлена против авторитаризма, тоталитаризма. Однако преувеличение значения разделимости ведет к неуправляемости государства.

Актуальность темы исследования.Вспоминая историю, можно вывести один факт, что любая форма правления в государстве оказывала сильное влияние на состояние общества. Поэтому не случайно существует огромное многообразие мнений и взглядов различных ученых и теоретиков, одобряющих или критикующих, занимающихся оценкой и выявлением положительных или отрицательных черт той или иной формы государственного устройства, в том числе и разделение властей. Что было в древние времена, остается и в наши день. Времена меняются, а интересы людей остаются теми же. В этом и заключается актуальность данного исследования.

Объектом данного исследования являются порядок формирования и взаимодействие органов государственной власти стран запада и Российской Федерации рассмотренные на основе принципа разделения властей.

Предмет исследования составляют теории, идеи, нормативно-правовые акты, связанные с действием данного принципа.

Структура работы определена целями и задачами и состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка использованной литературы.

1. Концепции разделения властей от античности до Новейшего времени.

О принципе разделении властей заговорили еще во времена до нашей эры. Такие философы, как Аристотель, Платон выделяли различные ветви в управлении государством. Так, Платон выделял только две ветви: законодательной и судебной, которые по его словам, имели один и тот же предмет, но и с другой стороны были отличны друг от друга[1].

Аристотель выделял уже три ветви: законодательные ("законосовещательные"), исполнительные (административные) и судебные органы государственной власти, где законодательную он считал доминирующей во всей этой структуре разделения властей[2].

В эпоху Средневековья основополагающую роль в жизни общества принадлежала католической церкви, одной из важнейших задач которой было теоретическое обоснование приоритета церковной власти перед светской. С этой целью Фомой Аквинским была произведена теологизация аристотелизма, т.е. придание концепции о разделении властей Аристотеля теологических элементов, в результате которой идея о разделении государственной власти становится основным оружием церкви в борьбе против государства[3]. По его мнению, разделение власти между церковью и королем является результатом творчества Бога. Законодательная власть, как власть самобытная и первоначальная, должна принадлежать народу. Народ не должен служить королю, а наоборот, король должен служить народу. Не королевская власть, а католическая церковь является высшим и священным учреждением в обществе.

Борьба между светской и церковной властью за право господства в обществе привела к первому крупному разделению властей, которое развело политическую и религиозную власти. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, все Средневековье и начало Нового времени как на Востоке, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и в наше время. При этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная преимущественно христианская цивилизация решила спор в пользу светской власти. Восточная - в пользу значительного политического влияния религиозных начал в жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

В период формирования абсолютизма расширяется сфера проникновения государственной власти, что ведет к усилению государственной деятельности, дифференциации функций власти, усложнению форм и методов её осуществления. Это находит свое отражение в трудах мыслителей того времени. Так,
М. Падуанский обосновывают необходимость разграничения полномочий между законодательной и правительственной (исполнительной) властью[4]. Считая народ источником всей госвласти, называют его верховным законодателем, который для осуществления управления страной создает правительственный орган. Последний во главе с государем является исполнителем воли народа и действует строго в рамках закона. В случае несоблюдения законов государь несет ответственность перед народом.

В эпоху Нового Времени выдвигается более "классическая" концепция разделения властей. Основоположником данной теории был Джон Локк. Локк считал, что все подчиняются законодательной власти, потому что кто создаёт законы, у того и власть. Судебная власть была структурным элементом исполнительной власти[5].

Шарль Монтескьё, который тоже участвовал в формировании "классической" концепции разделения властей, считал, что наоборот, судебная ветвь имеет место быть в системе органов власти. Но полномочия были у выборных лиц из народа, которые привлекались к осуществлению правосудия лишь на определенное время[6].

При создании американского государства первоначально за основу была взята концепция разделения властей по Локку. В связи с отторжением американской практикой модели Локка разделения властей отцами американской конституции была взята за основу усовершенствованная схема Монтескьё. Ее основополагающим принципом стало не только горизонтальное, но и вертикальное разделение власти (федерация — штаты).

В свою очередь И. Кант определяет разделение властей как требование чистого разума и основополагающий принцип государства. Государство, отмечает он, заключает в себе три власти, то есть волю, соединенную в одном тройственном лице: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя — народа, исполнительная — в лице Правителя, судебная — предоставляется лицам, назначаемым правителем или избираемым народом. Для развития свободы необходимо, считал Кант, чтобы названные власти были разделены. Но разделенные, эти власти не должны быть лишены взаимной связи. В их взаимодействии заключается благо государства. Поскольку без содействия других властей, ни одна из них не может реализовывать свою задачу, то они должны функционировать, дополняя друг друга.

Российские концепции о разделении властей.

Главные черты и особенности такого устройства сводятся, по мнению автора, к тому, чтобы:

Суть второго варианта такого устройства сводится к тому, чтобы не только внешне покрыть самодержавие, но и ограничить его внутреннюю и внешнюю, существенную силу установлений. Нужно установить державную власть на законе не словами, но и на деле.

2) сословие судебное должно быть так образовано, «чтобы в бытии своем оно зависело от свободного выбора, и один только надзор форм судебных и охранение общей безопасности принадлежали правительству;

Взвесив все "за" и "против" граф Сперанский пришёл к выводу, что отдаёт предпочтение второму варианту, как более совершенному.

Четко была выделена концепция разделения властей у одного из главных идеологов декабристского движения Никиты Михайловича Муравьева в его конституционном проекте. Он отдавал предпочтение конституционной монархии, согласно проекту. Власть монарха была ограничена:

1) представление законодательной власти Народному Вече;

2) исполнительная власть у монарха;

3) судебная власть передавалась Верховному судилищу.

Русский юрист Ф.Ф. Кокошкин, который определял участие народа в законодательстве и разделение властей как два основополагающих фактора правового государства. Ф.Ф. Кокошкин выделил три элемента сдерживания исполнительной власти: контроль представительного органа за бюджетом и численностью армии, ответственность министров и право судебной власти проверять законность правительственных распоряжений. В отношении законодательной власти Ф.Ф. Кокошкин перечислил четыре аспекта:

- участие главы исполнительной власти в законодательном процессе с помощью двух видов вето: абсолютного или отлагательного;

Исследуя суть и основной коэффициент правового государства, другой выдающийся русский ученый В.М. Гессен также внес крупный вклад в прогресс учения о разделении властей. Одним из первых автор анализирует принцип разделения властей как характерное свойство правового государства и сводит его к отделению исполнительной власти от законодательной и судебной, от той и другой. Именно Гессену принадлежит определение закона как главной в государстве юридической нормы, а также утверждение, что закон - высшая норма параллельно правительственному приказу[9].

Довольно интересную концепцию выдвигает советский и российский учёный-правовед Ю.А.Тихомиров, которые выделял четыре модели разделения властей[10]:

- внутригосударственное; иначе разделение трех организационно-правовых форм государственной власти;

- сфера взаимодействия государства с другими субъектами политической системы самоуправления в гражданском обществе;

- международная форма; партнерство государств в обеспечении соблюдения прав человека.


3. Разделение властей в России на практике.

Обращая внимание на 10 статью Конституции РФ 10 , государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебных властей самостоятельны.

Но как это было на протяжении последних 30 лет?

Говоря о проведение в жизнь теории разделения властей в современной России, нужно акцентировать внимание на основные этапы реализации теории разделения властей а практической деятельности.

Этап.

До Конституции Российской Федерации, которая была принята в 12 декабря 1993 года, были динамические изменения в государственной жизни, неизменная и интенсивная перемена имеющихся государственной и законодательной систем, политической системы сообщества в целом и не в последнюю очередь, хотя и весьма противоречивое и типичное, движение в сторону восприятия множества признанных в мире показателей государственности, функционирующей на базе принципа разделения властей.

Этап.

Данный этап характеризуется рядом указов до Конституции Российской Федерации 1993 года.

Указ от 7 октября 1993 года "О порядке назначения и освобождения от должности глав администрации краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения"[13] был отменен действовавший порядок выборности глав администраций органами государственной власти. Право в решении данных вопросов перешла от органов законодательной власти к органам исполнительной власти.

Последний этап начинается от принятия Конституции Российской Федерации 1993 года до сегодняшних дней.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума (нижняя палата), депутаты которой избираются населением страны путем прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации (верхняя палата), которая включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия. Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель

Правительства и т.д. Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при назначение Президенту придется считаться с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности его заместителей и федеральных министров. Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства, им осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Конституционный Суд. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126). Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

Принцип разделения властей в сегодняшней России конституционно закреплен и главное признан, в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

В повседневной деятельности органов государственной власти важное место занимает проблема взаимоотношений всех ветвей власти.

Не смотря на независимость всех трех ветвей власти у нас в Российской Федерации, де факто это не так. Президент обладает мощными рычагами воздействия на законодательную и исполнительную ветви государственной власти. На законотворческую работу парламента он вправе влиять, пользуясь правом отлагательного вето, причем Конституция не требует юридически обосновывать это действие. Подобное затягивание процесса законотворчества, связанное с отклонением законопроектов лишь по мотивам нецелесообразности их принятия, не способствует конструктивному взаимодействию Президента и Федерального Собрания. Конституция России определяет одну из главенствующих ролей Верховного Суда Российской Федерации в судебной системе государства. Верховный Суд РФ имеет право законодательной инициативы, то есть участвует в образовании и формировании законодательной базы страны. Так как глава Верховного Суда назначается Советом Федерации по представлению Президента России, то это создает механизм влияния, прежде всего, президентской администрации и самого Президента РФ на деятельность Верховного Суда России. Исходя из практики и специфики политической жизни России, мы можем отметить, что у Верховного Суда нет рычагов административного воздействия и влияния на принятие государственных решений. Кроме того, через структуру и практику деятельности всех судов общей юрисдикции Верховный Суд получает возможность косвенного контроля за выполнением государственных решений.

Для введения принципа разделения властей в России нужно недопустить какое-либо вмешательство исполнительной власти в разработку проектов; обеспечить подлинную независимость судебной системы, которая должна руководствоваться только Конституцией, федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации , защищая в первую очередь интересы человека и гражданина, и в пределах своей компетенции, чтобы действовать самостоятельно; ни один из трех спектров власти не должен заимствовать функции другой власти, а тем более смешиваться с ней или заменять её путём внесения в Конституцию поправок на счет разделения властей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Платон. Горгий. Соч. в 3 томах. T. 1.— M., 1968.

11. Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.) — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. Ст. 10, Ст. 102, Ст. 103, Ст. 125, Ст. 126.

12. Конституция РСФСР (12.04.1978). — М., 1992 ст.3.

15. Указ Президента Российской Федерации N 1400 от 21.09.1993
"О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // Собр. закон. РФ. - 1993. - № 39. - Ст. 3597.

[2] См.: Платон. Горгий. Соч. в 3 томах. T. 1.— M., 1968

[11] См.: Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.) — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. ст. 10, ст. 102,ст. 103,ст. 125,ст. 126.

[12] См.: Указ Президента Российской Федерации N1400 от 21.09.1993 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // Собр. закон. РФ. - 1993. - № 39. - ст. 3597.

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.


О понятии разделение властей заговорили еще в XVII-XVIII столетиях англичанин Джон Локк и философ, уроженец Франции, Шарль де Монтескье. Они утверждали, что жажда безгранично обладать властью, порождает злоупотребления ею.

Разделение властей - один из основополагающих принципов государственного конституционного строя, закрепленный в соответствующей статье конституции. Это принцип построения, функционирования системы политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений во всех демократических государствах современного мира.

  • законодательной;
  • исполнительной;
  • судебной.

Они являются независимыми друг от друга (в рамках компетенции). При разделении властей, исполнительные, законодательные и судебные институты взаимно контролируют, сдерживают друг друга, препятствуя концентрации (сосредоточения) всей полноты политической власти в одних руках. Тем самым, исключается злоупотребление властью, диктатура и, вытекающие из нее, последствия - деспотизм, насилие и бесправие, подавление прав и свобод человека.

Разделение властей предполагает не только разграничение исполнительной, законодательной и судебной власти, но и наличие сильной, действующей в рамках закона, оппозиции.

В системе разделения властей, главенствующие позиции занимает парламент. Высший законодательный орган представляет интересы граждан страны и издает законопроекты. На этапе разработки, парламент согласовывает правовые акты с правительственными инстанциями.

Нынешняя демократия требует, чтобы, хотя бы одну из палат парламента, избирало население. Выборы в парламент - это, своего рода, индикатор настроений в социуме. Они выражаются в разнонаправленных политических партиях. Партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство.

Выборы могут проходить:

  • по пропорциональной системе (выбирают партии);
  • по мажоритарной системе (депутатов выбирают от избирательных округов).

Выборы проводятся регулярно, раз на четырех-, пятилетний период, посредством тайного голосования населения, наделенного избирательными правами.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Ее главные функции заключаются в:

  • разрешении, урегулировании, согласно закону, социальных конфликтов между государством и гражданами, между физическими, а также юридическими лицами;
  • контроле за конституционностью законов.

Что такое государственная власть?

Каждому институту государственной власти соответствуют та или иная система государственных органов, а также присущи специфические признаки, организационные принципы, нормативно-правовая база.

Что такое механизм государства?

В каждом демократическом государстве создан свой механизм реализации принципа разделения властей.

Механизм государства - комплексная, многоуровневая, целостная система государственных, правительственных органов, учреждений, которые, на практике, осуществляют государственную власть, выполняют функции, задачи державы. Без вышеупомянутого механизма государство существовать не может.

Признаками государственного аппарата являются:

  • целостность и иерархичность;
  • особый состав и специальные цели деятельности;
  • материальная и техническая обеспеченность.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Структура механизма государства включает:

К основным принципам организации, деятельности государственного аппарата относятся - представительство интересов людей, гласность, открытость к диалогу, компетентность, высокий уровень профессионализма, законность, субординация.

Не нашли нужную информацию?

Закажите подходящий материал на нашем сервисе. Разместите задание – система его автоматически разошлет в течение 59 секунд. Выберите подходящего эксперта, и он избавит вас от хлопот с учёбой.

Гарантия низких цен

Все работы выполняются без посредников, поэтому цены вас приятно удивят.

Доработки и консультации включены в стоимость

В рамках задания они бесплатны и выполняются в оговоренные сроки.

Вернем деньги за невыполненное задание

Если эксперт не справился – гарантируем 100% возврат средств.

Тех.поддержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры работают в выходные и праздники, чтобы оперативно отвечать на ваши вопросы.

Тысячи проверенных экспертов

computer

Гарантия возврата денег

Эксперт получил деньги, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем возврат полной уплаченой суммы

Разделение властей - один из основных принципов политической организации общества, закрепленный в конституционном законодательстве всех современных государств либеральной демократии. Основной смысл данной политической концепции состоит в предотвращении или сведении до минимума возможности злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Средством для этого служит установление в государстве такого отношения различных властей между собой, при котором они могли бы сдерживать друг друга, не допуская перевеса одной из них. Данная система сдержек и противовесов предполагает четкое правовое определение компетенции и функций трех основных видов власти - законодательной, исполнительной и судебной, характера их отношений с обществом и между собой.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…………. 5
1.1. Зарождение теории разделения властей в античности……………………5
1.2. Развитие теории в трудах Шарля-Луи де Монтескье……………………..7
1.3. Современная концепция разделения властей…………………………….11
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………. 15
2.1. Реализация концепции разделения властей в законодательстве США…15
2.2. Реализация концепции разделения властей в законодательстве РФ……19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

Файлы: 1 файл

Дамдинов Зоригто 572-2. Концепция разделения властей и ее реализация.doc

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ…………. 5

    1. Зарождение теории разделения властей в античности……………………5
    2. Развитие теории в трудах Шарля-Луи де Монтескье……………………..7
    3. Современная концепция разделения властей…………………………….11

    ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ………. 15

      1. Реализация концепции разделения властей в законодательстве США…15
      2. Реализация концепции разделения властей в законодательстве РФ……19

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..34

      Разделение властей - один из основных принципов политической организации общества, закрепленный в конституционном законодательстве всех современных государств либеральной демократии. Основной смысл данной политической концепции состоит в предотвращении или сведении до минимума возможности злоупотребления властью путем ее сосредоточения в одних руках. Средством для этого служит установление в государстве такого отношения различных властей между собой, при котором они могли бы сдерживать друг друга, не допуская перевеса одной из них. Данная система сдержек и противовесов предполагает четкое правовое определение компетенции и функций трех основных видов власти - законодательной, исполнительной и судебной, характера их отношений с обществом и между собой. В соответствии с тем, как осуществляется распределение полномочий трех ветвей власти в основном законодательстве, можно выделить три основные формы правления правового государства - конституционная монархия, президентская республика и парламентская республика. Реализация принципа разделения властей (наряду с принципом народного суверенитета) означала решающий шаг при переходе от государственности старого порядка (абсолютизма) к правовому (конституционному) государству нового времени.

      Благодаря принципу разделения властей органы государственной власти сдерживают и контролируют друг друга, не допуская концентрации власти в руках одного лица или органа. Каждая из ветвей (законодательная, исполнительная и судебная) самостоятельна и независима в реализации своих полномочий. Ни одна из ветвей власти не может осуществлять функции другой. Все государственные органы действуют только в рамках своей компетенции. Все ветви власти взаимосвязаны, взаимодействуют и образуют единый государственный механизм.

      Цель данной курсовой работы – исследовать принцип разделения властей.

      В процессе достижения определенной цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:

      • рассмотреть зарождение теории разделения властей в античности;
      • проследить развитие теории разделения властей в трудах Шарля-Луи де Монтескье;
      • изучить современную концепцию разделения властей;
      • исследовать реализацию концепции разделения властей в законодательстве США;
      • проанализировать реализацию концепции разделения властей в законодательстве РФ.

      Методология и методика исследования. Исследование основывается на концептуальных положениях философии, социологии, общей теории государства и права. Кроме того, при проведении исследования были использованы следующие частно–научные методы: формально-юридический, историко-правовой, системно-структурный, метод сравнительного правоведения и другие методы научного исследования.

      При написании данной курсовой работы были использованы труды ученых-правоведов специализирующихся в данной области, таких как Ишеков К.А., Монтескье Ш., Калинин А.Ю., Шестакова О.В. и др.

      Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения в сфере разделения властей.

      Предметом исследования курсовой работы является принцип разделения властей.

      ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

      1.1. Зарождение теории разделения властей в античности

      Прежде чем обрести формы широко известной "классической" доктрины, концепция разделения властей прошла сложный путь развития. Фундамент этой теории не оказался бы столь прочным, если бы она не опиралась на наследие мыслителей Древнего мира и Средних веков. Предпосылки разделения властей зародились вместе с идеями об ограничении абсолютной власти, сфокусированной в руках одного человека или небольшой группы лиц. Можно предположить, что первые воззрения подобного рода стали появляться в эпоху формирования древних государств, так как в условиях любого политического режима возможно свободомыслие и явная или скрытая оппозиция.

      Человечество во все времена стремилось к ограничению абсолютной власти, вся полнота которой в древности была сосредоточена в руках ограниченного круга лиц или одного человека. Однако управление определенной общностью - процесс трудоемкий. Осуществление всех властных функций одним человеком (или небольшой группой) - непосильная задача. Поэтому уже в ранних государствах стало необходимым учреждение государственного аппарата, обеспечивающего реализацию властных полномочий 1 .

      Безусловно, распределение некоторых полномочий между людьми, подвластными и подконтрольными монарху, еще не говорит о реализации принципа разделения властей или ограничении публичной власти. Реальное ограничение власти верховного правителя стало исторически возможным благодаря влиянию многих идеологических, политических, экономических и иных факторов. Определенное воздействие на формирование идейной основы разделения властей оказали политико-правовые взгляды выдающихся философов и государствоведов.

      Величайший мыслитель древности Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) основой "каждого из видов государственного устройства" считал три его отдельные части: "первая - законосовещательный орган, рассматривающий дела государства, вторая - должности, третья - судебные органы".

      Несмотря на то что в теоретических изысканиях Аристотеля формально присутствует трехчленное деление власти, утверждения авторов, считающих античного философа основоположником концепции разделения властей, выглядят недостаточно убедительно.

      Существует несколько причин того, почему высказывания Аристотеля не следует считать воззрениями о разделении властей в прямом смысле слова. Исходя из его учения, разделению подлежит не государственная власть, а структура государственного управления. При этом носителем суверенитета является не весь народ, а отдельные группы людей либо один человек. Функции отдельных органов государственной власти, согласно его воззрениям, имеют содержание, противоположное смыслу властных функций в классической теории разделения властей. Так, одна из ветвей власти у Аристотеля носит название законосовещательного, а не законодательного органа. Достаточно размыто определены полномочия исполнительной власти или "должностей", хотя, по всей видимости, имеются в виду исполнители полномочий государственного управления. Справедливо отмечено, что Аристотеля интересуют не столько функции этих органов, сколько различное устройство каждого элемента государственной власти в разных формах государства 2 .

      Говоря о ранних предпосылках разделения властей, необходимо упомянуть политико-правовые взгляды Полибия (210 - 123 гг. до н.э.), жившего в эпоху республиканского периода истории Древнего Рима. Мыслитель выступал за смешанную форму правления и отмечал, что в Римском государстве существовало три власти: власть консулов, власть сената и власть народа. При этом власть была поделена таким образом, чтобы ни одна из ее составных частей не перевешивала другую.

      Резюмируя взгляды некоторых древних мыслителей на политическое устройство, можно отметить, что в рассматриваемый период говорилось лишь о распределении управленческих полномочий между государственными органами. Единоличным обладателем власти являлся монарх, либо в роли носителя суверенитета выступала малая группа людей (аристократия, олигархия), относящихся к определенным слоям населения (высшим сословиям), но не весь народ в целом. Таким образом, воззрения древних авторов являлись лишь предпосылкой зарождения концепции разделения властей, но не самой теорией 3 .

        1. Развитие теории в трудах Шарля-Луи де Монтескье

        Идея ограничения абсолютизма посредством разделения властей на три ветви была развита позднее выдающимся французским философом Ш. Монтескье (1689 - 1755).

        Можно с уверенностью сказать, что Ш. Монтескье заложил системную основу теории разделения властей. Все дальнейшее развитие анализируемой концепции было связано с различным истолкованием взглядов этого выдающегося французского просветителя, а также применением сформулированной им идеи на практике в качестве конституционно-правового принципа.

        Монтескье констатировал, что в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, в силу которой "государь или учреждение создает законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы"; власть исполнительная, ведающая вопросами войны и мира, дипломатического права, вопросами государственной безопасности; власть судебная, карающая преступления и разрешающая столкновения частных лиц.

        Есть основания полагать, что одной из основных целей концепции разделения властей на "три рода власти", которые обладали бы взаимным "правом отменять" некоторые решения, вынесенные другой ветвью власти, являлось ограничение абсолютной власти.

        В научной и публицистической литературе существует мнение о том, что Монтескье присуждал приоритет законодательной власти 4 . В обоснование этого тезиса приводятся высказывания просветителя о том, что законодательная власть рискует утратить свою независимость, если законы о налогах будут приниматься на неопределенно длительный срок. Однако подобные заявления весьма дискуссионны. Дело в том, что Монтескье предупреждает об опасности потери самостоятельности не только законодательной, но и других ветвей власти.

        В качестве другого аргумента, подтверждающего превалирование законодательной власти, приводят следующее высказывание философа: "Человечество погибнет. тогда, когда законодательная власть окажется более испорченной, чем исполнительная". Вместе с тем не говорится, что указанному утверждению предшествует мысль о необходимости подчинения армии исполнительной власти, т.е. данная идея была изложена автором в ином ключе. Кроме того, умалчиваются контраргументы, свидетельствующие в пользу исполнительной власти. В частности, предоставляя право "останавливать действия законодательного собрания" исполнительной власти, Монтескье отмечает, что "наоборот, законодательная власть не должна иметь права останавливать действия исполнительной власти". К тому же, ничего не говоря о неприкосновенности членов законодательного органа власти, он настаивает на том, что личность человека, отправляющего исполнительную власть, "должна быть священна". "Свобода исчезла бы с того момента, - пишет французский философ, - как исполнительная власть подверглась бы обвинению или была бы привлечена к суду" 5 .

        Представляется, что, говоря о приоритете законодательной власти, Ш. Монтескье лишь подчеркивал наличие реальных властных полномочий законодательных органов, существующих "по природе". Но это отнюдь не означает, что подобный дисбаланс между отдельными ветвями власти должен сохраняться в будущем. Тем не менее исследователи воззрений французского философа не всегда замечают эту разницу. Именно этим объясняются разночтения в определении места законодательной власти в теории разделения властей, сформулированной выдающимся французским мыслителем. Мнение о верховенстве законодательной власти как чисто локковском тезисе, связанном с именем англичанина Локка, но не француза Монтескье, представляется более убедительным 6 .

        На первый взгляд, определяя место исполнительной власти в теории Ш. Монтескье, можно было бы сказать, что она занимает доминирующее положение среди других ветвей власти. В подтверждение тому следовало бы указать на высказывания французского теоретика об обладании главой исполнительной власти права "вето", о неприкосновенности монарха и др. Однако идея Монтескье глубже и содержательнее. Характеризуя сущность исполнительной власти, сам Монтескье прямо заявляет, что "исполнительная власть ограничена по своей природе". Чтобы действия исполнительной власти не нарушали баланс в системе разделения властей, французский мыслитель еще в XVIII в. на теоретическом уровне ввел элементы взаимных ограничений властных полномочий, которые позднее стали прообразом механизма "сдержек и противовесов", описанного американскими федералистами и примененного ими на практике.

        В качестве еще одного аргумента, говорящего в пользу исполнительной власти, можно было бы привести наличие у исполнительных органов чрезвычайных полномочий по осуществлению уголовного преследования. Однако право на арест человека исполнительной власти предоставляет власть законодательная. Кроме того, это возможно только тогда, когда, как пишет Монтескье, "власть законодательная оказалась бы в опасности вследствие какого-нибудь тайного заговора против государства или каких-либо сношений с внешним врагом", т.е. в случае возникновения чрезвычайных условий.

        Излагая концепцию разделения властей, Ш. Монтескье подчеркивал, что судебная власть, будучи самостоятельной ветвью власти, должна быть независимой в принятии своих решений и должна руководствоваться только текстом закона. Вместе с тем, говоря об отделении судебной власти от других ветвей, теоретик допускал "три исключения, основанные на наличии особых интересов у лиц, привлекаемых к суду". Содержание первого исключения сводилось к тому, чтобы "знать судилась не обыкновенными судами нации, а той частью законодательного собрания, которая составлена из знати". Объясняя необходимость иммунитета знатных слоев от юрисдикции народного суда, Монтескье утверждал, что "привилегия, которой пользуется любой гражданин свободного государства, - привилегия быть судимым равным себе". Второе исключение затрагивало право законодательных органов на смягчение наказания, т.е. "произнесение приговоров, менее суровых, чем те, которые им предписываются" судом. Третье исключение касается положения о том, что представителя той или иной палаты парламента вправе судить не суд, а только та палата, членом которой является обвиняемый в совершении общественно опасного преступления. В данных утверждениях видятся определенные зачатки позднее получившего распространение института депутатской неприкосновенности. Однако и сейчас наличие неприкосновенности у депутатов парламента, а также определение пределов ее распространения является предметом оживленных дискуссий.

        пы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Они могут совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерени­ем в дальнейшем преобразовать ее в религиозную органи­зацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.

        Местной религиозной организацией признается религи­озная организация, состоящая не менее чем из 10 участни­ков, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

        Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.

        Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан России, объединенные в религи­озную группу, у которой имеется подтверждение ее суще­ствования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, которое выдано органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизо­ванной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

        Государственная регистрация религиозных организа­ций осуществляется компетентным государственным ор­ганом, что дает статус юридического лица. Религиозные организации, имеющие статус юридического лица, вправе: основывать и содержать культовые здания и сооружения; производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, ау­дио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного на­значения; осуществлять благотворительную деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования для подготовки служителей и религиозного 194 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

        персонала; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты; иметь в собственности здания, земельные участки, денежные средства и иное имущество, необходи­мое для обеспечения их деятельности; осуществлять пред­принимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в соответствии с законодательством РФ.

        Ликвидация деятельности религиозной организации возможна по решению учредителей или органа, управомо-ченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых на­рушений норм Конституции РФ и действующего федераль­ного законодательства.

        В России основными религиозными объединениями яв­ляются православие и ислам. Кроме них имеют место като­лицизм, баптизм, иудаизм.

        В настоящее время в России действуют 208 мужских и 235 женских православных монастырей, 12 665 право­славных приходов, 4696 воскресных школ, 4 Римско-католических церкви, 220 приходов, треть которых храмо­вых зданий не имеет. В стране также насчитывается более 4000 мечетей и около 70 синагог. Большей частью своей собственности религиозные организации распоряжаются на правах безвозмездной аренды.

        Вопросы и задания для самоконтроля

        1. Дайте понятие и расскажите о признаках правового государ­ства.

        2. Что вы знаете о становлении идеи правового государства в России?

        3. Дайте понятие и расскажите о видах республиканской фор­мы правления.

        4. Охарактеризуйте республиканскую форму правления в Рос­сии.

        5. Что понимается под разделением властей? Что вам известно о становлении идеи разделения властей?

        6. В чем заключаются организационно-правовая и социологи­ческая концепции разделения властей?

        7. Что вам известно о концепциях горизонтального и верти­кального разделения властей?

        8. Расскажите о конституционном закреплении и проблемах реализации разделения властей в России.

        9. Дайте понятие и охарактеризуйте концепции социального государства.

        10. Каковы основные направления и проблемы реализации со­циальной политики Российского государства?

        11. Дайте понятие федеративного государства. Б чем отличие федеративного государства от унитарного государства и конфеде­рации?

        12. Назовите виды федерации. Каково соотношение понятий федерации и федерализма?

        13. Что вам известно о возникновении и становлении идеи го-су даре т ве н н ого су верен итета?

        14. Каковы концепции суверенитета в федеративном государ­стве?

        15. Расскажите о конституционных основах суверенитета в России.

        16. Каковы конституционные основы светского характера Рос­сийского государства?

        Литература

        1. Абдулатипов, Р. Г. Опыты федерализма / Р. Г. Абду-латипов, Л. Ф. Болтенкова. — М, 1994.

        2. Бариашов, А. М. Теория разделения властей: станов­ление, развитие, применение / А. М. Барнашов. - Томск, 1ОД8

        ЭО.

        3. Бурьянов, С. А. Реализация конституционной свобо­ды совести и свободы вероисповедания в Российской Фе­дерации : дисс. . канд. юрид. наук / С. А. Бурьянов. — М„ 2009.

        4. Валентен, С. Д. Федерализм: российская история и российская реальность / С. Д. Валентей. — М., 1998.

        5. Витрук, Я. В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституционные ценности: вопросы теории и практики / Н. В. Витрук // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: материалы Междунар. науч. конф. / под ред. проф. Н. В. Витрука, проф. Л. А. Нуд-ненко. - Т. 1. - М., 2009. - С. 9-20. "

        6. ГаЗжиев, Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного Суда РФ) / Г. А. Гаджиев. — М, 2002.

        7. ДуЬко, И. Г. Принцип разделения властей и обеспече­ние конституционности / И. Г. Дудко // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. — Т. 1. -С. 170-178.

        8. Козлихин, И. Ю. Идея правового государства: история и современность / И. Ю. Козлихин. — СПб., 1993.
        196 Глава 8. Конституционно-правовые основы Российского государства

        9. Кокотов, А. Н. Русская нация и российская государ­ственность / А. Н. Кокотов. — Екатеринбург, 1994.

        10. Левин, И. Д. Суверенитет / И. Д. Левин. — СПб., 2003.

        11. Национальный вопрос и государственное строитель­ство: проблемы России и опыт зарубежных стран. — М., 2001.

        12. Нечаева, Е. Г. Становление теории социального госу­дарства / Е. Г. Нечаева // Государственная власть и мест­ное самоуправление. — 2007. — № 2.

        13. Пастухова, Н. Б. Проблемы государственного суве­ренитета / Н. Б. Пастухова. — М., 2005'.

        14. Панкин, И. В. Светскость государства / И. В. Пон-кин. - М., 2004.

        15. Разделение властей: история и современность: спец­курс / под ред. М. Н. Марченко. М., 1996.

        16. Социальное правовое государство: вопросы теории и практики : материалы межвуз. науч.-практ. конф. 21 июня 2003 г. - СПб., 2003.

        И.Хлопушин, С. Н. Конституционное регулирование демократического правового государства в России (совре­менные проблемы) : автореф. дисс. . канд. юрид. наук / С. Н. Хлопушин. - М., 2007.

        18. Чиркии, В. Е. Современное федеративное государ­ство / В. Е. Чиркин. - М., 1997.

        19. Чиркин, В. Е. Единство государственной власти и раз­деление ее ветвей в ценностном измерении / В. Е. Чир­кин // Конституционные ценности: содержание и пробле­мы реализаций. — Т. 1. — С. 159—169.

        20. Шайо, А. Самоограничение власти : краткий курс конституционализма / А. Шайо. — М., 2001.

        21. Шумков, Д. В. Государственный суверенитет России: история и современность / Д. В. Шумков. — СПб., 2002.

        Читайте также: