5 какое значение имело агнатическое родство и когнатическое родство в положениях о наследовании

Обновлено: 04.07.2024

Семья в древнейший период римской истории представлял тип патриархальной семьи, объединявшей под властью главы семьи (paterfamilias), жену, детей, других родственников, кабальных и рабов. Термином familia обозначались первоначально рабы в данном хозяйстве, а потом все относящиеся к составу домашнего хозяйства: имущество и рабочая сила (жена, подвластные дети и рабы). Глава семьи и властелин древнейшей семьи – квирит (от греческого слова kueros – власть, т.е. имеющий власть). Отец классической семьи (pater familias), которая в древности объединяла представителей нескольких поколений и была хозяйственной единицей, имел неограниченную власть над своими домочадцами – ius vitae et necis. Родство исчислялось ретроспективно, по поколениям по отцовской линии (adgnatio – рожденный после). Главой семьи был старший агнат, ближайший к предкам. Он считался "отцом семейства", даже если сам был малолетним. Идея кровного родства (cognatio) чужда древней патриархальной семье. Эмансипированный сын, например, не являлся агнатом отца, приемный же, напротив, являлся.

С развитием государства внутри рода происходит имущественная дифференциация; власть внутри рода попадает в руки наиболее богатых семей, во главе каждой из которых стоял домовладыка. Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (manus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их – домовладыка мог истребовать с помощью одинакового виндикационного иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила различные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.

Подчинением одного и того же домовладыки определялось и первоначальное родство, так называемое агнатское родство. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д.; и наоборот, постороннее лицо, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом.

С развитием производственных отношений, разложения патриархальной семьи, власть домовладыки ослабевала, что давало определенную самостоятельность взрослым членам семьи.

По мере развития хозяйства и ослабления патриархальных устоев получало все большее значение родство по крови, так называемое когнатское родство, в конце концов, полностью вытеснившее агнатское родство.

Понятие семейного права. Status familiae. Помимо изложения правового положения (status) римских граждан, латинов, перегринов, рабов, вольноотпущенников, в отделе частного права юрист Гай изложил и вопросы отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris. Изложение отношений между лицами sui juris и лицами alieni juris охватывало в основном три группы вопросов: во-первых, вопросы отношений между мужем и женой (брачное право); во-вторых, вопросы отноше­ний между отцом как носителем patria potestas и детьми, т. е. лицами, находящимися под patria potestas (отцовское право); в-третьих, вопросы возмещения не достигшим дееспособности лицам sui juris, которые, в связи с возрастом, полом или психическими, моральны­ми или физическими недостатками, были полностью или частично недееспособными (опекунское и попечительское право).

Установления брачного, отцовского, опекунского и попечительского права составляли содержание изложения римских юристов при изучении правового положения лиц с точки зрения их положения в семье, или с точки зрения их семейного статуса (status familiae). Согласно предписаниям римского права, status familiae, или положение лиц в семье, кроме status civitatis и status libertatis, имело чрезвычайное значение для утверждения право- и дееспособности римских граждан.

Лица sui juris и лица alieni juris. Основным различием римских граждан, в отношении status familiae или же правового положения в семье, было деление на лиц sui jures (лица со своим правом) и лиц alieni juris (лица с чужим правом). Уже по Законам XII таблиц лицами sui juris считались лица мужского и женского пола, имеющие status libertatis и status civitatis, поскольку на них не распространялась власть отца или мужа (patria potestas, manus). И наоборот, лицами alieni juris считались лица, без учета пола и возраста, на которых распространялась власть главы семьи, была ли это власть мужа (manus) или же власть отца (patria potestas).

Деление членов семьи на лиц sui juris и лиц alieni juris было одной из существенных черт римской патриархальной семьи, которая являлась законченным типом общественного объединения, основанного на самовластии pater familias, или главы семьи. Первые проявления такого деления возникли при создании патриархального рода при естественном разделении труда между мужчиной и женщиной, что привело к "историческому поражению женского пола". Именно при возникновении патриархального рода (позднее и консорциума) женщины утратили равноправие с мужчинами — они были признаны лицами, от которых требовалось всю жизнь проводить под защитой и руководством мужской части рода (и мужской части консорциума).

Расширение группы зависимых лиц (лиц alieni juris) и мужских представителей римского народа привело к распаду консорциума на патриархальные семьи, как следствие развития частной собственности и новой структуры семьи. С того времени pater familias, как частный собственник орудий и средств производства, и, следовательно, средств существования, в своем домашнем хозяйстве (domus, familia, familia pecuniae) обладал абсолютной и пожизненной властью (patria potestas). Pater familias в семье был единственным лицом sui juris, а все другие — мужчины и женщины, взрослые и дети — члены семьи были лицами alieni juris, или лицами с чужим правом, т. е. лицами, подчиненными pater familias.

Агнатическое и когнатическое право. По предписаниям современного права, родство представляет собой кровную связь между лицами общего происхождения. Эта связь имеет правовое значение, так как на основании родства в отношениях между сородичами возникают многочисленные права и обязанности. Такое понимание родства существовало не всегда. В древнеримском праве кровные узы между отдельными лицами сами по себе не имели правового значения. Для того, чтобы стать правозначимыми и воздействовать на родственные связи, они должны были рассматриваться и со стороны совместного проживания в одном производственном сообществе. А именно, кровный родственник, покинувший производственное сообщество, терял всякую значимую в правовом отношении родственную связь с членами этого сообщества. Другими словами, родство в древнеримском праве утверждалось не по крови и происхождению, а только фактом совме­стного проживания. Это было так называемое агнатическое родство.

а) Агнатическое родство как основной вид родственной связи существовало в Риме до тех пор, пока римская семья представляла собой сообщество производителей. Когда же эта семья начала превращаться в сообщество потребителей, наряду с эволюцией семьи происходила и эволюция в понимании сущности родственных связей. В римской семье, как сообществе потребителей, постепенно возобладало понимание того, что родственниками, без учета вопроса совместного проживания, следует считать лиц, кровно связанных между собой. Такой взгляд возобладал только ко времени Юстиниана. Тогда же система агнатического родства была окончательно вытеснена системой так называемого кровного, или когнатического, родства.

Близость агнатического родства воспринималась как близость связей, которые лицо alieni juris имело со страшим поколением в консорциуме или с главой семьи. Для исчисления близости в агнатическом родстве употреблялись, главным образом, два основных понятия: 1) деление агнатических родственников и групп на более близких и более дальних агнатов и 2) деление по степени родства в отдельной группе.

Агнатические родственники делились на одну группу близких и две группы далеких родственников. Группу ближайших агнатов, или агнатов с наибольшими правами, составляли лица, которые действительно находились в одном консорциуме под властью pater familias. Эти агнаты назывались sui. Две более дальние группы агнатов составляли лица: 1) которые когда-то были и 2) которые хотя бы могли быть членами данного консорциума или находиться под этой patria potestas, если бы прежний pater familias еще был жив при их вступлении в семью. Значение деления агнатических родственников на одну группу ближайших родственников и две группы более отдаленных агнатов было особенно велико для на­следственного и опекунского и попечительского права.

Близость родства отдельных лиц внутри отдельной группы агнатов выражалась степенью родства. В агнатической системе степень родства выяснялась определением того, сколько освобожде­ний от patria potestas требуется или потребовалось бы совершить лицам, чтобы стать лицом sui juris.

б) Когнатическими родственниками были лица, которые непосредственно или косвенно происходили хотя бы от одного общего предка. Принципы определения близости когнатического родства отличались от принципов определения близости агнатического родства. А именно, когнатические родственники происходили и от отцовской и от материнской стороны и, согласно такому критерию, делились на две линии: на родственников по материнской и на родственников по отцовской линии. Кровные родственники делились на родственников по прямой и родственников по боковой линии (linea recta и linea collaterals). Родственниками по прямой линии были лица, которые в непрерывной последовательности происходили один от другого.

Родственниками по боковой линии были лица, происходящие от одного общего предка, но не один от другого (братья, сестры, дядья по матери, племянники, дядья по отцу, двоюродные братья).

Дальнейшим делением когнатических родственников было деление на полнородных (germani) и полуродных (consanguinei и uterini). Полнородными родственника­ми были происходящие от тех же мужских и женских предков, в то время как полуродные происходили от того же отца и различных матерей (consanguinei) или от той же матери и различных отцов (uterini).

Дальнейшим значительным делением конатических родственников было деление на брачных (legitimi) и внебрачных родственников (spurii, vulgo concepti), и на так называемых ascedenti и descedenti. Ascedenti были предками, a descedenti потомками определенных лиц (linea ascedens — восходящая линия, linea descedens — нисходящая линия).

Степень родства у когнатических родственников исчислялась на основании правила: tot gradus quod generationes. Согласно этому правилу, когнатическими родственниками той же степени, по прямой или боковой линии, считались лица, отдаленные от или до некоего общего предка одинаковым числом рождений (генераций).

в) В семейном праве известное значение имело родство по свойству (affinitas), или родство между мужем и когнатическими родственниками жены и между женой и когнатическими родственниками мужа. Близость родства по свойству исчислялась по тем же принципам, как и близость когнатического родства.

Римская семья. На протяжении римской истории появилось и сменилось три вида семьи: консорциум, патриархальная семья агнатов и когнатическая семья.

а) Consortium, или семейная община агнатов, предшествовал римской патриархальной семье и утвердился непосредственно после распада рода, когда для отдельных групп производителей, меньших чем прежние роды, появилась возможность жить и работать самостоятельно.

"Anticum consortium", как называл эту общину Ауло Гелий, или "societas fratrum", как ее называл Гай, составляли свободные и равноправные агнатические сородичи. Как правило, их потомки вступали в брак между собой. Об организации и общественной роли римского консорциума почти нет сведений. Вероятнее всего, эта семейная организация не отличалась от семейных общин других народов. Во главе общины находился старейшина, а мужчины старшего поколения, с одинаковыми правами и заодно с ним, участвовали в решении дел общины.

б) Когда развитие производительных сил сделало возможным самостоятельное существование производственных групп меньших, чем консорциум, в Риме образовались так называемые патриархальные семьи агнатов. Так, уже во времена Законов XII таблиц существовали тяжбы о разделе. Тяжбой о разделе, если его не удавалось согласовать, каждый представитель старшего поколения мог добиваться раздела общинного имущества и, вместе с лицами, которые в консорциуме были связаны с ним, основать свою собственную семью. Такой гражданин получал статус главы семьи (pater families), в то время как другие члены находились под его властью (лица alieni juris).

Новые семьи, находились под patria potestas главы семьи и были замкнутыми хозяйственными объединениями. Целью этих объединений было совместное проживание и совместный труд, обеспечивающий получение самых необходимых средств для собственного существования и продолжения семьи. Названная цель подчеркивалась и терминами, обозначающими семью агнатов. Термины familia и familia pecuniaque охватывали и земли, и средства произ­водства, и продукты производства, и всех людей, трудящихся в рамках семьи. Такое же значение имел и позднейший термин — dornus — дом, домашнее хозяйство.

В агнатической семье pater familia был лицом, которое имело власть в семье. Dominium главы семьи назывался также patria potestas. Patria potestas простиралась 1) на собственную жену и на жен его женатых сыновей (rnanus); и являлась: 2) полной и пожизненной властью над собственными детьми и детьми других членов семьи (patria potestas в узком значении); 3) полной и пожизненной властью над рабами, работающими в рамках domus (dominica potestas); 4) властью над лицами, живущими в dornus на основании mancipium, долгового рабства и т. д. и 5) полной властю над землями, средствами производства, продуктами труда и другим имуществом в составе домуса (dominium, proprietas, собственность).

Содержание власти главы семьи отражало истинную сущность такой семьи, которая заключалась в совместном проживании и труде, качественно отличном от консорциума. Именно patria potestas была этим новым качеством — установлением, неизвестным прежним семейным общностям. Такая пожизненная и почти неограниченная власть pater familias, управителя и собственника средств производства, целые поколения свободных лиц alieni juris удерживала в положении, почти одинаковом с положением рабов.

в) Установление латифундий привело к делению патрицианской семьи на familia rustica — семью производителей и familia urbana — семью потребителей. В этом факте коренятся начала создания семьи когнатов Когнатическая семья возникала постепенно и расширялась вместе с хозяйственным и персональным улучшением положения лиц alieni juris, с преобладанием брака без manus и с новым правопорядком наследования. Когнатическая семья, независимо от факта совместного проживания и труда, была союзом кров­ных родственников, происходящих от общего предка.

В трудах римских юристов когнатическая семья делилась на два вида: семью в узком и семью в широком смысле.

Когнатическая семья в широком смысле не была особым видом союза. Это была общность родственников, которые происходили от общего предка и между которыми, только благодаря этому факту, условно могли устанавливаться какие-то права и обязанности, главным образом, связанные с проблемами издержек и наследования.

г) Cognatio servilis. До появления когнатического родства семейные отношения рабов не имели никакого значения. Но с этого времени римляне в какой-то мере признали и родственные связи рабов, проявляющиеся в существующих семейных союзах рабов — контуберниумах.

Семья – сфера личных прав, имеющих непосредственную связь с конкретным лицом. Строй древнейшей римской семьи во многом схож с первобытно-общинной семьей, которая характеризуется общей совместной собственностью членов семьи на средства производства и продукты производства. С образованием государства в семье происходит трансформация – во главе семьи становится домо-владыка (paterfamilias).

Правовые черты римской семьи:

2) на первый план выдвигалась не когнатическая связь между paterfamilias и его подвластными, а агнатическая.

Родство определяется по линиям – прямым (parentes – родители и liberi – дети) и боковым, а также по степеням, определяемым числом рождений, связывающих родственников. Братья и сестры могут быть полнородными (germani) и неполнородными: consanguinei и uterini (единоутробными). Римляне различали и свойства.

Агнатическое родство – родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семей-|ства, первоначальное родство (по римской терминологии – юридическая связь). В состав агна-тической семьи входили: его жена in manu mariti, его дети in patria potestate, жены сыновей, состоящие в браке cum manu и подчиненные не власти своих мужей, которые сами были подвластны paterfamilias, а власти этого последнего, и наконец все потомство подвластных сыновей. Поэтому дочь, выходившая замуж и поступавшая под власть нового домовладыки, переставала быть агнаткой своего отца, братьев и т. д. В этой семье только paterfamilias является вполне правоспособным лицом, persona sui juris. Никто из остальных членов семьи personae alieni juris полной правоспособности не имеет.

Когнатическое родство – кровное родство. С течением времени власть отца семейства уменьшилась из-за усиления самостоятельности взрослых членов семьи. В связи с этим все большее распространение начало получать когнатическое родство, пока совсем не заняло приоритетное место;

3) термином familia (семья)обозначалось совокупность всего того, что принадлежало семье: не только агнаты, но и принадлежащие семье рабы, кабальные, скот и даже вещи неодушевленные (имущество). Власть paterfamilias над женой и детьми по существу мало отличалась от его прав на раба. Существенное отличие patria potestas от права собственности на раба проявлялось лишь в момент смерти paterfamilias: право собственности на раба переходило к наследнику paterfamilias, в то время как лица, бывшие in patria potestate, переживали capitis deminutio, которая в данном случае означала не умаление прав, а изменение семейного состояния, заключавшееся для некоторых из членов семьи (для сыновей умершего) даже в приобретении полной правоспособности.

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ: УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ ЗАВЕЩАНИЙ, ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАВЕЩАНИЙ, ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫЕ СУБСТИТУЦИИ. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И НИЧТОЖНЫЕ ЗАВЕЩАНИЯ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90

Завещание – распоряжение лица своим имуществом на случай смерти, которое содержит назначение наследника. Завещание – односторонняя сделка, так как в нем выражается воля только наследодателя, который может в одностороннем порядке изменить или отменить завещание. Кроме назначения наследника, в завещании могут заключаться и иные распоряжения на случай смерти: легаты и фидеикомиссы, отпущение рабов на волю, назначение опекунов, распоряжения о погребении и т. д.

Условия для совершения завещания:

– способность завещателя к совершению этого акта, предполагающая наличие общей правоспособности в области имущественных отношений. Завещателями могли быть дееспособные совершеннолетние римские граждане, не находящиеся под чужой властью. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, расточители и т. д.;

– соблюдение установленной законом формы завещания;

– надлежащее назначение наследника в завещании.

Формы завещания:

– testamentum comitis calatis – совершалось в народном собрании по куриям, которое созывалось для этого два раза в год. Завещатель устно выражал свою волю, а затем обращался к народу с просьбой это засвидетельствовать;

– завещание посредством весов и меди или манципации – завещатель передавал свою семью и все свое имущество доверенному лицу, который обязывался выполнить распоряжения, делавшиеся тут же завещателем. Держа в руках слиток металла, в присутствии пяти свидетелей (совершеннолетних граждан) и весовщика доверенное лицо произносило формулу. После этого он передавал слиток завещателю, а затем завещатель излагал свои распоряжения и обращался к свидетелям с просьбой засвидетельствовать. Устные распоряжения завещателя составляли nuncupatio, присоединявшуюся к завещанию. Виды завещания:

– устные – вышеперечисленные;

– письменные – воля завещателя излагалась на навощенных табличках, скрепленных подписями завещателя и семи свидетелей;

– публичные – завещание, заявленное перед судом, и завещание, передававшееся на хранение императору.

Завещание ничтожнов случае:

– отсутствия у завещателя активной завещательной правоспособности;

– несоблюдения формы завещания;

– составления нового с уничтожением старого или заявлением об этом в отношении завещаний, составленных 10 лет назад;

– отсутствия действительного назначения наследника;

– совершения под заблуждением, принуждением или обманом;

Завещание недействительно:

– вследствие отмены его завещателем, которая в древнейшее время могла быть произведена только путем составления нового завещания, а по преторскому праву – путем уничтожения tabulae testamenti (срывом с них печатей);

– если завещатель потеряет активную завещательную правоспособность по совершении завещания;

– если все назначенные наследники утратят пассивную завещательную правоспособность;

– если наследники умрут раньше завещателя;

– если наследники не примут наследства;

– если в завещании нарушаются интересы необходимых наследников.

ЛЕГАТЫ И ФИДЕИКОМИССЫ

Легат(завещательный отказ) – распоряжение, которое делалось в завещании наследодателем и состояло в предоставлении определенному лицу какого-либо права или иной выгоды за счет наследственного имущества (например, с помощью легата устанавливалось право легатария на известную или определенную вещь наследодателя). Легатарий – преемник наследодателя в отдельном праве, но не в какой-то доле наследства (сингулярный характер преемства легатария). Получение легата не сопровождалось ответственностью за долги наследодателя.

Легат мог быть оставлен только в завещании. Нельзя было возложить легаты на наследника по закону. В практике нередко встречались случаи, когда легаты составлялись без соблюдения формы завещания, а распоряжением на случай смерти, не содержащим в себе назначение наследника.

Видов легатов:

– legatum sinendi.Наследник обязывался только позволить легатарию взять отказанную вещь;

Фидеикомисс мог быть возложен на наследникакак по завещанию, так и по закону; он мог быть установлен и раньше, и позже завещания в виде дополнения к нему; установленный ранее, он мог быть затем утвержден в последующем завещании. Какой-либо формы для них не требовалось: они могли быть установлены даже простым кивком головы. Как правило, фидеикомиссы оставлялись в виде письма на имя наследника.

Легаты получили в Риме широкое распространение. Завещатели назначали столько легатов, что наследникам не оставалось ничего. В интересах наследников были введены ограничения легатов.Установили, что нельзя назначать легаты размером свыше 1000 ассов каждый, а легатарий не должен получать больше наследника. Законом Фальцидия было гарантировано наследнику получение четверти наследства (Фальциди-вая четверть).

КВАЗИКОНТРАКТЫ (ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ИЗ ВЕДЕНИЯ ЧУЖИХ ДЕЛ БЕЗ ПОРУЧЕНИЯ И НЕОСНОВАТЕЛЬНОГО ОБОГАЩЕНИЯ, ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН, ИСКОВАЯ ЗАЩИТА)

Виды квазиконтрактов:

1) ведение чужих дел без поручения(negotiorum gestio) – отношение, при котором одно лицо (гестор) вело дело другого лица (хозяина дела) без поручения этого другого лица. Цель: предупреждение ущерба для лиц, не имеющих возможности самим позаботиться о своих интересах. Необходимые элементы:

– ведение чужихдел;

– на гесторе не было обязанности лично перед хозяином дела совершать определенные действия;

– гестор вел дело за счет хозяина дела.

Гестор обязанбыл относиться к делу заботливо. Он отвечал за любую форму вины и должен был отчитываться перед хозяином дела о совершенных действиях.

Хозяин дела обязанбыл возместить гестору понесенные издержки, но только в том случае, если действия гестора были хозяйственно целесообразными и отвечали интересам хозяина. Если действия гестора нельзя было признать целесообразными, то хозяин не только имел право на возмещение издержек, но и был обязан восстановить положение, в котором находилось имущество хозяина до вмешательства гестора;

2) неосновательное обогащение – увеличение или сбережение имущества одного лица за счет другого без надлежащего основания, не соответствующее данным отношениям или противоречащее правовым нормам. Обогащение – приобретение права собственности, владения, сервитута, права требования, освобождение от обязательства и другие сбережения. Неосновательное обогащение порождалокондик-цию(condictio) – личный иск о выдаче обогащения, который носил абстрактный характер, т. е. основание, из которого возникала обязанность ответчика, в нем не упоминалось.

Виды кондикции:а) иск об истребовании неосновательно полученного(condictio sine causa):

– о возврате ошибочно уплаченного долга (condictio indebiti). Необходимые элементы: наличие факта платежа, совершенного уплатившим лицом с намерением погасить долг; несуществование долга, погашение которого имелось в виду лицом, совершившим платеж; платеж должен быть произведен ошибочно. Деньги всегда возвращаются в полученной сумме, а вещи в натуре, при отсутствии – их стоимость. Риск гибели лежит на плательщике;

– об истребовании полученного по неосуществившемуся основанию (condictio causa data non secuta). Необходимые элементы: предоставление имущественной выгоды одним лицом другому; предоставление выгоды было сделано для определенной цели (например, приданое в связи с ожидаемым браком); неосуществление цели; б) иск о возврате полученного посредством продажи(condictio ex iniusta causa):

– об истребовании похищенного (condictio ex causa furtiva), предъявляется наравне с виндикацион-ным иском к похитителю и его наследникам;

– об истребовании полученного по бесчестящему основанию (condictio ob turpem causam), например выкупа не давалось, если бесчестье было на стороне дающего;

– об истребовании полученного вопреки запрету (condictio ob iniustam causam), например уплата ростовщических процентов.

Квазиделикты(обязательства как бы из деликтов) – обязательства, порождающие ответственность, как при деликтах, возникающие из обстоятельств, которые не могли быть подведены под понятие деликта, либо вследствие отсутствия необходимого элемента, либо вследствие осложнения моментами, выходящими за пределы деликта. Виды квазиделиктов:

– ответственность судьи за умышленно неправильное или небрежное разрешение судебного дела или за нарушение каких-либо судейских обязанностей;

– ответственность лица, из дома которого что-нибудь выброшено или вылито на улицу. Выбрасывание или выливание могло иметь место из дома или из лавки, из телеги или с корабля в любое место, где публика в данное время имеет обыкновение обращаться. Пострадавшее лицо (пострадавшее лично или понесшее ущерб в результате, например, гибели раба, животного) могло предъявить иск о взыскании двойной стоимости ущерба или штрафа;

– ответственность хозяина дома, если у этого дома что-нибудь было повешено или поставлено так, что могло причинить вред прохожим;

– ответственность хозяина корабля, гостиницы или постоялого двора за кражу, совершенную их слугами на корабле, в гостинице или постоялом дворе по отношению к проезжающим.

Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками – агнатами. По мере развития отношений частной собственности все большее значение приобретало родство по крови – когнатское родство.

На всех этих этапах развития семьи в Риме, но особенно в древнейший период, очень велика была отцовская власть. Члены семьи, в том числе и взрослые сыновья, считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

Римская семья образовывалась посредством брака.

17 Понятие и формы брака, условия его заключения и прекращения

Римская семья образовывалась посредством брака. Брак определялся как союз мужа и жены, предполагавший равенство. На самом деле равенства супругов в браке не было; мужчина в браке имел явный приоритет.

Римский брак заключался при следующих условиях: 1) если имело место согласие жениха и невесты и их домовладык на заключение брака; 2) если было достигнуто брачное совершеннолетие (для юноши - 14 лет, для девушки – 12 лет); 3) если ни одно из лиц, вступающих в брак уже не состояло в другом браке; 4) если имелось ins conubii.

Брак в Риме заключался неформально. Достаточно было выражения согласия будущих супругов и отведения невесты в дом жениха. Правда, при браке cum manu требовалось совершение определенных формальных актов для установления власти мужа.

Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а) смертью одного из супругов; б) утратой свободы одним из супругов; в) разводом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко. Но по Юстиниановскому Кодексу развод был ограничен: развод по обоюдному согласию супругов запрещался вообще; развод по одностороннему заявлению одного из супругов удовлетворялся лишь в исключительных случаях (если другой супруг, например, покушался на жизнь супруга, или не был способен к половому сожительству и т.д.).

18 Личные и имущественные отношения супругов

Отн-я м\у супругами зависили от вида брака. При закл-и с властью мужа она становилась полностью зависима, первонач-но он мог ее даже убить,, все им-во жены, кот было и будет поступает к мужу, оно не возвращалось даже после прекращения брака. Жена – наследница мужа = с детьми, а тж наследница всех его агнатов. Бесправие жены смягчалось обычаями в соотв с кот муж не д б наказывать жену без учета мнения совета, в кот входили когнаты, честь которой удостаивался муж переходила и на жену. При браке без власти мужа сохранялось определенное рав-во в семье, жена получала имя и сословное положение мужа, обязана была жить в том же месте где живет муж. Последствия измены жены были тяжелее чем для мужа, однако она оставалась подвластна своему отцу или лицом своего права, если была таковым до брака. Им-во супругов оставалось раздельным, поэтому мужу необходимо согласие жены даже на управление. Жена вправе вступить с мужем в любую сделку, однако запрещено м\у супругами дарение для обеспечения их самост-сти. Все приобретения жены во время брака поступали в ее собст-сть, муж обязан защищать и охранять жену, а она почитать мужа. Приданное – часть им-ва, предоставляемое мужу женой или ее домовладыкой для облегчения матер-х затруднений семейной жизни. Муж не имел права распоряжаться недвижимостью внесенной в кач-ве приданного.

19 Правовые отношения родителей и детей. Глава семьи и подвластные

Фактом рождения или актом воли. В древние времена для установления отцовской власти над детьми рожденными в семье требовалось соблюдение всех условий: 1.ребенок должен родиться от жен в браке с отцом сем-ва или с к-л муж из его сем-ва, 2.отец сем-ва д б признать ребенка, рожденного в рамках дома, членом своей семьи. Ребенок вне брака как и ребенок не признанный м б отвергнут и обречен на гибель. З-ны 12 таблиц: самим фактом рожд-я без спец признания становились все здоровые мальчики и первородные дочери. По воле отца сем-ва в состав семьи м б включены лица рожденные вне состава семьи, усыновление или легитимация. Усыновление чужого ребенка чаще происходило в Др.Риме, рим бездетные гр-не усыновляли детей своих родственников или пролетариев. Для усынов-я (адопция) мальчика требовалась тройная, а для удочерения одна фиктивная манципация, затем усыновитель и прежний отец д б явиться в магистратуру и в фиктивном процессе добиться реш-я о присоединении к семье. В клас и постклас периоды процедура урегулирована лучше: усыновитель д б старше усыновленного не меньше 18 лет, адопция совершалась или рескриптом императора или подтверждалась записью составленным соотв гос органом. Возможна потеря всех связей с прежним сем-вом (адрогация –ритуальная форма) или не терял прав в прежнем, приобретая все права в новом.

Прекращение: естественной или гражд-й смертью отца сем-ва или с эмансипацией детей, добившихся высокого положения на общ-ной службе, или же при недостойном поведении отца. Физ смерть отца погашает власть над лицами в первой степени родства, а отдален родственники меняли отца сем-ва. При утрате полной или средней или миним провосп-ти главы сем-ва. Наиб частым случаем – манципация, или освоб-е от отцовской власти по воле главы семьи. Форма манципации была тройная фиктивная прдажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины. При недостойном поведении отца (выбросил своего ребенка, сводничал в отн-и своей дочери или заключил инцестуозный брак. Эмансипация наступала если дети становились жрецами.

20 Узаконение и усыновление

Узаконение. Patria potestas (власть отца) предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путём узаконения, legitimatio. Однако, легитимация возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении детей, рождённых от конкубината. Постепенно сложилось 3 способа легитимации:

Семья в древнем Риме представляла собой патриархальную семью, объединенную под властью главы семьи – домовладыки. Все члены семьи, включая кабальных и рабов, считались родственниками – агнатами. По мере развития отношений частной собственности все большее значение приобретало родство по крови – когнатское родство.

На всех этих этапах развития семьи в Риме, но особенно в древнейший период, очень велика была отцовская власть. Члены семьи, в том числе и взрослые сыновья, считались подвластными домовладыки. Взрослый сын мог занимать высокие государственные должности, руководить армиями, но в семье он был всецело подчинен отцовской власти (даже если сам состоял в браке).

Римская семья образовывалась посредством брака.

17 Понятие и формы брака, условия его заключения и прекращения

Римская семья образовывалась посредством брака. Брак определялся как союз мужа и жены, предполагавший равенство. На самом деле равенства супругов в браке не было; мужчина в браке имел явный приоритет.

Римский брак заключался при следующих условиях: 1) если имело место согласие жениха и невесты и их домовладык на заключение брака; 2) если было достигнуто брачное совершеннолетие (для юноши - 14 лет, для девушки – 12 лет); 3) если ни одно из лиц, вступающих в брак уже не состояло в другом браке; 4) если имелось ins conubii.

Брак в Риме заключался неформально. Достаточно было выражения согласия будущих супругов и отведения невесты в дом жениха. Правда, при браке cum manu требовалось совершение определенных формальных актов для установления власти мужа.

Брачный союз прекращался в связи со следующими обстоятельствами: а) смертью одного из супругов; б) утратой свободы одним из супругов; в) разводом. Развод был свободным и в классические времена происходил легко. Но по Юстиниановскому Кодексу развод был ограничен: развод по обоюдному согласию супругов запрещался вообще; развод по одностороннему заявлению одного из супругов удовлетворялся лишь в исключительных случаях (если другой супруг, например, покушался на жизнь супруга, или не был способен к половому сожительству и т.д.).

18 Личные и имущественные отношения супругов

Отн-я м\у супругами зависили от вида брака. При закл-и с властью мужа она становилась полностью зависима, первонач-но он мог ее даже убить,, все им-во жены, кот было и будет поступает к мужу, оно не возвращалось даже после прекращения брака. Жена – наследница мужа = с детьми, а тж наследница всех его агнатов. Бесправие жены смягчалось обычаями в соотв с кот муж не д б наказывать жену без учета мнения совета, в кот входили когнаты, честь которой удостаивался муж переходила и на жену. При браке без власти мужа сохранялось определенное рав-во в семье, жена получала имя и сословное положение мужа, обязана была жить в том же месте где живет муж. Последствия измены жены были тяжелее чем для мужа, однако она оставалась подвластна своему отцу или лицом своего права, если была таковым до брака. Им-во супругов оставалось раздельным, поэтому мужу необходимо согласие жены даже на управление. Жена вправе вступить с мужем в любую сделку, однако запрещено м\у супругами дарение для обеспечения их самост-сти. Все приобретения жены во время брака поступали в ее собст-сть, муж обязан защищать и охранять жену, а она почитать мужа. Приданное – часть им-ва, предоставляемое мужу женой или ее домовладыкой для облегчения матер-х затруднений семейной жизни. Муж не имел права распоряжаться недвижимостью внесенной в кач-ве приданного.

19 Правовые отношения родителей и детей. Глава семьи и подвластные

Фактом рождения или актом воли. В древние времена для установления отцовской власти над детьми рожденными в семье требовалось соблюдение всех условий: 1.ребенок должен родиться от жен в браке с отцом сем-ва или с к-л муж из его сем-ва, 2.отец сем-ва д б признать ребенка, рожденного в рамках дома, членом своей семьи. Ребенок вне брака как и ребенок не признанный м б отвергнут и обречен на гибель. З-ны 12 таблиц: самим фактом рожд-я без спец признания становились все здоровые мальчики и первородные дочери. По воле отца сем-ва в состав семьи м б включены лица рожденные вне состава семьи, усыновление или легитимация. Усыновление чужого ребенка чаще происходило в Др.Риме, рим бездетные гр-не усыновляли детей своих родственников или пролетариев. Для усынов-я (адопция) мальчика требовалась тройная, а для удочерения одна фиктивная манципация, затем усыновитель и прежний отец д б явиться в магистратуру и в фиктивном процессе добиться реш-я о присоединении к семье. В клас и постклас периоды процедура урегулирована лучше: усыновитель д б старше усыновленного не меньше 18 лет, адопция совершалась или рескриптом императора или подтверждалась записью составленным соотв гос органом. Возможна потеря всех связей с прежним сем-вом (адрогация –ритуальная форма) или не терял прав в прежнем, приобретая все права в новом.

Прекращение: естественной или гражд-й смертью отца сем-ва или с эмансипацией детей, добившихся высокого положения на общ-ной службе, или же при недостойном поведении отца. Физ смерть отца погашает власть над лицами в первой степени родства, а отдален родственники меняли отца сем-ва. При утрате полной или средней или миним провосп-ти главы сем-ва. Наиб частым случаем – манципация, или освоб-е от отцовской власти по воле главы семьи. Форма манципации была тройная фиктивная прдажа мужчины и одна фиктивная продажа женщины. При недостойном поведении отца (выбросил своего ребенка, сводничал в отн-и своей дочери или заключил инцестуозный брак. Эмансипация наступала если дети становились жрецами.

20 Узаконение и усыновление

Узаконение. Patria potestas (власть отца) предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установлена путём узаконения, legitimatio. Однако, легитимация возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении детей, рождённых от конкубината. Постепенно сложилось 3 способа легитимации:

Читайте также: