4 право подписи законов что такое контрассигнация

Обновлено: 10.05.2024

Цель данной работы состоит в рассмотрении способов внесения поправок и пересмотра конституций в зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть способы внесения поправок и пересмотра конституций в зарубежных странах;
2. рассмотреть способы внесения поправок и пересмотра Конституции во Франции;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………. ……3
1.Местное управление и самоуправление в зарубежных странах………. ….…..4
2.Контрасигнатура актов главы государства в зарубежных странах………..….13
3.Решение задач………………………………………………………….……..…..26
Заключение………………………………………………………………..…..…….27
Список использованной литературы……………………………………….……..28

Файлы: 1 файл

готовая кпзс.doc

Зарубежная практика не исключает возможности объедине ния коммун и общин, создания межмуниципальных союзов (например, синдикаты коммун в Испании). В некоторых странах могут создаваться небольшие самоуправляющиеся территориальные ячейки (хутора, приходы, посады и т.п.), не обладающие статусом муниципалитетов и предназначенные для оказания мелких услуг на местном уровне.

Еще более широкой палитрой представлены виды органов местного самоуправления. На низовом уровне - это, прежде всего старосты сел, деревень и городских кварталов. Обычно они избираются на сходах жителей открытым голосованием. Обязанность старосты может выполнять уполномоченный, назначаемый из числа депутатов общинного совета, проживающих в данной деревне (Болгария). В некоторых странах старосты деревень (Тайланд) и старосты городских кварталов (Индонезия) утверждаются районными, а во втором случае - городскими администраторами, назначаемыми в центре.

Органы непосредственной демократии - сельский сход и собрание деревни. Могут созываться по мере надобности или с определенной степенью регулярности (например, в Индии собрания деревень созываются дважды в год). На сходах и собраниях решаются принципиальные вопросы местной жизни: использование сельскохозяйственных угодий, строительство и ремонт дорог, открытие школ, медицинское обслуживание, сбор средств для решения социальных проблем и др.

Представительными органами местного самоуправления в большинстве случаев являются советы. Их названия весьма разнообразны: в Македонии, Чешской республике и некоторых других странах - муниципальные ассамблеи, в Бразилии - муниципальные палаты, в Киргизии - кенеши, в Туркмении - генгеши и т.п.

Представительные органы, как правило, избираются населением более крупных административно- территориальных единиц (поселков, городов, районов, провинций) сроком на 2-4 года, выполняют законодательные функции и являются важнейшей составной частью местного самоуправления. Основная форма их работы - очередные (регулярно проводимые) и внеочередные сессии. В пределах своей компетенции местные представительные органы образуют постоянные и временные комиссии (комитеты) выполняющие, чаще всего, подготовительные и контролирующие функции в отдельных отраслях муниципальной деятельности. В ряде стран (Великобритания, США, Германия) комиссии могут наделяться и некоторыми распорядительными функциями.

Не менее важную роль в муниципальных системах зарубежных стран играют исполнительные органы, отвечающие за повседневное управление местными делами, реализацию решений представительных органов. В качестве местной администрации выступают должностные лица (мэры, бургомистры и т.п.), исполнительные советы, комитеты, управления, департаменты и пр.

В ряде случаев мэры, бургомистры являются председателями коммун, главами муниципалитетов. Они могут также быть руководителями аппарата исполнительного органа - мэрии, правления, администрации. Есть и коллегиальные исполнительные органы: джунта в Италии, магистрат в некоторых землях Германии.

Объем полномочий исполнительного органа во многом определяется способом его формирования. Среди них наибольшее распространение получили: избрание непосредственно населением, избрание депутатами представительного органа из своего числа, назначение главой государства, назначение исполнительного директора (управляющего), нанятого муниципалитетом по контракту. Наиболее весомое положение в системе местного самоуправления обычно имеет исполнительный орган, сформированный по первому варианту.

Нередко исполнительный орган играет двойственную роль, являясь одновременно органом местного самоуправления и представителем правительства, наделенным некоторыми функциями государственного управления. В таком двойном качестве выступает, например, мэр во Франции, Италии, Японии и ряде других стран.

Практика работы зарубежных органов муниципальной власти постоянно совершенствуется, вырабатывая новые модели, формы, типы организации местного самоуправления. Изменения в экономике, политике и идеологии современных государств вызывают необходимость приспосабливать существующие системы местного самоуправления к новым реалиям.

Начавшийся в 60-х годах нашего столетия и не закончившийся до сих пор процесс реформирования власти на местах - одно из наиболее заметных явлений в государственном устройстве стран мирового сообщества. Общая тенденция этого процесса - развитие самоуправленческих начал и децентрализация власти. 4

Контрасигнатура актов главы государства в зарубежных странах

Контрасигнатура - (контрассигнация)-скрепление акта главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр.

Однако важно отметить, что формально монарх и не был ответствен за свои действия ни перед парламентом, ни перед народом. Следовательно, речь идет о конституционной фикции, о замещении несуществующей и невозможной ответственности главы государства ответственностью должностного лица, осуществляющего полномочия исполнительной власти. При этом изначально оно несло персональную ответственность перед монархом, а позже – перед парламентом.

Фиктивность этого института заключается и в том, что конституции современных государств не предусматривают механизмов какой-либо специальной ответственности, обусловленной ненадлежащим содержанием контрасигнованого акта. А в ряде случаев даже не предполагают персональной политической ответственности министров вообще (ст. 108 Конституции Испании). Характерно в этой связи содержание Федерального конституционного закона Австрии от 10 ноября 1920 г 7 . – согласно ст. 67, все действия, на которые уполномочен Федеральный президент, осуществляются им по предложению либо Федерального правительства, либо Федерального министра. Для того чтобы акты президента были действительны, они должны быть контрасигнованы теми же лицами. Ответственность данных должностных лиц: или политическая (в результате выражения вотума недоверия Федеральному правительству в целом или отдельным его членам, ч. 1 ст. 74 Конституционного закона), или юридическая (в случае виновного нарушения закона Федеральным министром) – возникает, таким образом, по иным основаниям. Следовательно, действительное правовое содержание института контрасигнатуры заключается не в переносе ответственности за акты главы государства на контрасигнующее должностное лицо, а в разграничении (разделении) функций и полномочий исполнительной власти.

Во-первых, в современных конституционно- правовых системах контрасигнатура существует в условиях функционального дуализма исполнительной власти, то есть в тех парламентских и смешанных системах, в которых за главой государства сохранены некоторые функции и полномочия исполнительной власти. Если же в парламентской системе они уже изъяты из ведения монарха (главы государства), институт контрасигнатуры также исчезает. Убедительное свидетельство этого – развитие конституционного права Швеции. Институт контрасигнатуры возник здесь в начале XIX столетия, был существенно изменен с учреждением партийного правительства (на рубеже XIX–XX вв.) 14 . Наконец, Конституция Швеции 1974 г. сохранила за монархом лишь функции представительства, и акты короны более не требуют второй подписи.

В результате регулирование института контрасигнатуры оказывается в смешанных республиках более вариативным. Во-первых, здесь возможно сочетание политического и административного типов контрасигнатуры. Во-вторых, перечень контрасигнуемых актов может быть определен как закрытый (позитивное регулирование контрасигнуемых актов). В классических парламентских системах круг контрасигнуемых актов, как правило, не ограничен, либо определены акты, не подлежащие контрасигнации, акты-исключения из общего правила контрасигнации (позитивное регулирование неконтрасигнуемых актов). Поэтому наряду с политическим и административным типами контрасигнатуры целесообразно выделять формы неограниченной и ограниченной контрасигнатуры. В-третьих, в смешанных республиках возможна контрасигнатура актов не только главы государства, но и правительства (то есть различные виды контрасигнатуры).

Подготовка Президентом законов к официальной публикации также предполагает их пред - варительную контрассигнацию (ст. 82, абз. 1 Основного закона). Вторая фраза ст. 58 Основного закона однозначно указывает, в каких случаях контрассигнация не требуется. В практическом плане она не вызывает никаких проблем, но при научном рассмотрении представляется неясной, а сфера ее применения — опорной.

Смысл контрассигнации виден в двух аспектах. Это политическая зависимость Президента от Правительства, с одной сто - роны, и политическая ответственность Правительства перед пар - ламентом — с другой.

Политическая зависимость заключается в том, что Президент не должен проводить самостоятельную политику вопреки воле контрассигнующего акты Правительства, не должен нарушать единство государственного руководства. Тем самым контрассиг - нация ставит Федерального президента в зависимость от Прави- тельства, так как он не может ни распустить его, ни заставить быть послушным под угрозой роспуска. Таким образом, Президент лишь частично вовлечен в систему управления. Но вместе с тем Федеральный президент обязан проявлять по отношению к Бундестагу и к другим конституционным органам лояльность, сдержанность и стремление к согласованности действий.

Функция контрассигнации в этом аспекте обладает определен - ной амбивалентностью: необходимость такой подписи должна ограничивать полномочия Федерального президента именно в тех случаях, когда он имеет возможность самостоятельно принимать решения, но как раз в этих случаях он и лишается самостоятельности. Тем самым границы сферы применения контрассигнации размываются: нуждаются ли в контрассигнации, например, речи Федерального президента, поскольку в них он выражает свою собственную политическую точку зрения, или же контрассигнация в этих случаях не нужна, дабы предоставить ему возможность независимых оценок?

Осуществляя контрассигнацию, Федеральное правительство берет на себя политическую ответственность перед парламентом.

Федеральный президент такой ответственности не несет, почему он и не может выступать в Бундестаге. Обычно все законы, рас - поряжения и предписания передаются для опубликования Феде - ральному президенту только после их контрассигнации (§ 29 Рег- ламента Федерального правительства). Эта предварительная кон - трассигнация подтверждает готовность данного документа к всту- плению в силу.

Разумеется, требование такой политической ответственности Правительства в значительной степени является устаревшим. В настоящее время Правительство может быть привлечено к от - ветственности буквально за все его действия (ст. 43, абз. 1 Ос - новного закона); оно в любое время и по любой причине может быть смещено (ст. 67). Б этом отношении парламентская система правления превратила контрассигнацию в совершенно ненужную процедуру. Контрассигнация сведена до чистой формальности, при которой Правительство должно брать на себя политическую ответственность за предписания и распоряжения Федерального президента. Но она сохранила другую свою функцию — делать предписания и распоряжения Президента зависимыми от одобре - ния Правительства и тем самым обеспечивать единство руководства государством.

В настоящее время представляется почти бесспорным, что не - исполнение Федеральным президентом каких-либо государственных актов, в том числе официальных правовых, не нуждается в контрассигнации по двум причинам.

Во-первых, Парламент и без контр - ассигнации может спросить Правительство о его мнении в отно - шении подобного действия Президента. Во-вторых, поскольку Президент связан конституционно-правовыми обязанностями, в рамках спора между конституционными органами парламент и Правитель - ство могут настоять на осуществлении им соответствующего дей- ствия.

Еще во времена Веймарской Республики велась научная дис- куссия о том, нужна ли контрассигнация речей и выступлений Федерального президента. Речи его, посвященные вопросам внешней политики, тщательно согласовываются с Правительством. Как правило, Министерство иностранных дел составляет проект речи, так что в действительности (а не формально) уже как бы происходит контрассигнация. Подобное согласование с ведомством подчеркивает особый характер таких речей: Федеральный президент выступает в этих случаях не как самостоятельно действующий Президент, связанный контрассигнацией, т. е. не как один из кон - ституционных органов власти, а просто как представитель Феде - ративной Республики в соответствии со ст. 59, абз. 1 Основного закона. В своих речах он формулирует политическую волю ФРГ, выраженную Правительством. Высокий пост и личные деловые качества Президента дают ему определенную свободу в формули - ровках и некоторую степень самостоятельности. Тот факт, что во время визитов Федерального президента в другие государства его сопровождает министр иностранных дел, свидетельствует о тесной связи Президента с материальным носителем внешнеполитической власти.

В сфере внутренней политики Федеральный президент высту- пает от собственного имени. Одно время существовало мнение, что и такие его речи нуждаются в контрассигнации, но в (послед- них научных работах выражается несогласие с этим. Например, Федеральный президент К. Карстенс называл подобную точку зрения абсурдной и, как и все другие президенты со времен Т. Хойса, выступал с самостоятельными речами без всякой их контрассигнации.

Споря о необходимости контрассигнации речей Федерального президента, практики и некоторые научные круги часто забывают при этом, что господствующее мнение предусматривает лишь одобрение Правительством его речей, причем не предварительное.

Аргументом противников такой точки зрения является функция интеграции, которую Президент, по их мнению, не сможет осу - ществлять, если в своих выступлениях будет зависеть от одобрения Правительства. Такая аргументация справедлива лишь частично. Высказывания, противоречащие политической линии Пра- вительства, таят в себе опасность дезинтеграции. Пост Федерального президента требует включения его в общую систему государственного руководства. Существуют определенные несоответствия между функцией интеграции, нарушаемой полным подчинением воле Правительства, и единством руководства государством, кото - рое может быть нарушено слишком независимыми выступлениями Федерального президента. Однако обязанность проявлять полити- ческое уважение, вытекающее из принципа верности конститу - ционным органам власти, может снять это несоответствие гораздо лучше и более гибко, чем процедура формальной контрассиг - нации.

Случаи, когда контрассигнация не требуется, названы в ст. 58 Основного закона: это назначение и увольнение Федерального канцлера (ст. 63, 67), роспуск Бундестага (ст. 63, абз. 4) и ходатайства Президента о продолжении исполнения Федеральным канцлером или министром своих обязанностей (ст. 69, абз. 3). Но в ст. 58 названы не все случаи отсутствия необходимости контр - ассигнации. Сюда следует отнести также отказ Федерального президента исполнять свои обязанности, предложение им канди- датуры федерального канцлера (ст. 63, абз. 1; ст. 115h, абз. 2) и требование созыва Бундестага (ст. 39, абз 3). Кроме того, не нуждаются в контрассигнации внутриведомственные акты в рамках Канцелярии президента, а также его обращение в Федераль - ный конституционный суд в случае опора между конституционными органами.

В целом ряде других случаев вопрос о необходимости контр- ассигнации представляется спорным. Здесь нельзя найти одно общее решение. При делегировании Федеральным президентом части своих полномочий другим органам (ст. 60, абз. 3) или его отмене возникает дилемма: либо можно обойтись без контрассиг- нации, чтобы предоставить Президенту самостоятельность, либо контрассигнация нужна именно потому, что он действует само - стоятельно.

Так как делегирование полномочий и его отмена от - носятся к сфере исполнения Президентом его обязанностей, а не принятия решений по существу дела, представляется, что и в том, и в другом случае контрассигнация не требуется.

Некоторые считают, что заявление Федерального президента о состоянии обороны (ст. 115а, абз. 3 и 5 Основного закона) и объ- явление состояния законодательной необходимости (ст. 81, абз. 1) не нуждаются в контрассигнации. Такое мнение мотивируется тем, что подобным актам Президента предшествует решение Бундестага (в первом случае) или представление Правительства (во втором случае). Но мнение это ошибочно, так как в подобных случаях контрассигнации подлежит не решение Бундестага и не представление Правительства, а соответствующее заявление Фе - дерального президента. Поэтому контрассигнация здесь конечно же нужна.

В последнее время подвергается сомнению необходимость контрассигнации в случаях помилования, так как могут возни - кать щекотливые ситуации, когда решение Федерального прези- дента о помиловании будет зависеть от соответствующего компетентного министра, причем не беспристрастного, а заинтересованного в исходе дели. Однако несмотря на возможность такой ситу - ации следует однозначно сказать, ссылаясь на ст. 58 Основного закона, что решение Федерального президента о помиловании нуждается в контрассигнации Федеральным канцлером или ком - петентным министром.

Контрассигнация входит в круг и обязанностей Федерального канцлера или компетентного министра (ст. 58). Компетентность последнего определяется сферой деятельности ведомства. Контрассигнация, осуществляемая министром, не занятым в определенной сфере деятельности, считается, согласно закону, недействительной, что нельзя признать справедливым, так как одобрение деятельности Федерального президента, например при подготовке им документов к публикации, вряд ли зависит от определенной отрасли управления. Но Федеральный канцлер в любом случае компетентен контрассигновать акты Президента, его полномочия в этом плане не вызывают сомнений.

Совершенно ясно—и это вытекает из рассмотренной процедуры контрассигнации, — что Федеральный президент в любом случае должен действовать в русле устоявшейся политики государственного руководства. Как правило, он обязан содействовать этой по - литике. В данном отношении нейтралитет Президента заключает - ся в некоторой его зависимости от определенного направления развития и от Правительства. Но и здесь могут быть исключения. Выясняя что-либо, Президент может дать понять, что симпатизирует определенному направлению; делая то осторожные, то более четкие указания, он может и выразить свое несогласие с чем-либо. При этом он всегда поясняет, что не обладает полномочиями при - нимать решение, так как это компетенция других соответствующих органов власти. Обязанность Федерального президента про - являть уважение к задачам и функциям других конституционных органов есть выражение доверия к ним, или конституционно-правовая лояльность.

в) Современная концепция президентской власти

В Основном законе нет записи о том, что Федеральный прези- дент является главой государства. Дошедший до нас из времен монархических традиций, Веймарской Республики и национал- социалистского господства, этот термин до сих пор считался справедливым для поста Федерального президента, но в рамках Основного закона он все же не уместен.

Основной закон дает нам представление о Президенте (частич- но по аналогии с Австрией и Италией), выполняющем свои функ- ции в качестве одного из конституционных органов власти, на которых лежит бремя власти и полномочий по принятию решений. Отсутствие у Президента значимой политической власти является в некоторой степени основой его силы, проявляющейся в духов- ном воздействии на политику общества. Федеральный президент олицетворяет собой то, что объединяет всех. Тем самым он как бы воплощает дух Конституции.

Политики раз за разом находят пробелы в отечественном законодательстве. Ладно еще, если бы такие действия имели целью исправление недоделок законодателей. Но нет, найденные недостатки тут же оборачиваются орудием борьбы против конкурентов. И стороны начинают изощряться в аргументах pro et contra того или иного момента, стремясь доказать, что именно представители определенной политической силы имеют больше полномочий. Очередным таким камнем преткновения стал институт контрассигнации.

Отечественное законодательство дает больше шансов на победу Секретариату Кабмина в споре о контрассигнации Указов Президента

В отечественном законодательстве этот институт упоминается с 1996 года, когда была принята Конституция. Она устанавливает, что акты Президента в ряде сфер должны скрепляться подписями Премьер-министра и министра, ответственного за исполнение акта. Однако больше никаких уточнений не было. В 2004 году Законом "О внесении изменений в Конституцию Украины" был лишь существенно уменьшен список случав применения этого правила. А вот его расшифровки от законодателей дождаться так и не удалось.

Примечательно, что на протяжении 10 лет вопрос контрассигнации никого не волновал. И лишь в сентябре 2006 года, когда впервые в отечественной истории Президент и Премьер представляют противоположные политические силы, он "встал ребром". Причиной тому стало стремление Кабмина четко закрепить положение о том, что акты, требующие контрассигнации, без нее будут недействительны. Этот факт был озвучен вице-премьером по гуманитарным вопросам Дмитрием Табачником.

На следующий же день Кабмин пошел на еще большее обострение. В Секретариат Президента были возвращены семь указов, требующих контрассигнации. В качестве причин такого шага были названы отсутствие их финансово-экономического обоснования и их опубликование до подписи Премьера и соответствующих министров. Естественно, такие действия вызвали бурную реакцию противоположной стороны, к которой присоединился и Министр юстиции Роман Зварыч. Однако последний избрал наиболее дипломатичные выражения и не отверг на корню право Кабмина отказывать в контрассигнации. Оно и понятно, ведь отступать уже некуда, депутатский мандат сдан, в то же время против своей партии тоже не пойдешь. Тяжела судьба министра в коалиционном правительстве.

С юридической точки зрения действительно налицо неопределенность. Конституция никак не связывает контрассигнацию и вступление акта в силу. И даже не устанавливает порядка последнего. Это сделал сам Президент своим Указом от 10.06.1997 № 503/97. Этот нормативный акт содержит прелюбопытнейшую норму о том, что все акты "не пізніш як у п’ятнадцятиденний строк після їх прийняття у встановленому порядку і підписання підлягають оприлюдненню". К несчастью, правда, Конституция указывает, что Премьер и министр не "подписывает", а "скрепляет подписью" акты Президента. Поэтому возможен спор и дальше. Однако Кабинет Министров, учитывая эту норму, скорее прав, чем не прав.

Об этом свидетельствует и международный опыт. Например, Конституция Португалии и Конституция Германии четко указывают, что в случаях, когда контрассигнация предусмотрена, ее отсутствие влечет недействительность акта. Конституция же Венгрии предусматривает, что контрассигнатура Премьера необходима Президенту для принятия некоторых актов. Кроме того, сама суть такой процедуры в том, что Премьер и министр, ставя свои подписи, принимают на себя всю ответственность за принятие акта, а не просто показывают, что знают об этом акте и начинают его реализацию, как утверждают некоторые отечественные политики. Именно так растолковал соответствующие нормы, например, Конституционный Суд Молдовы.

Международный опыт: сначала контрассигнация, потом вступление в силу

Тем более Конституция указывает, что "Кабінет Міністрів України відповідальний перед Президентом України і Верховною Радою України, підконтрольний і підзвітний Верховній Раді України у межах, передбачених цією Конституцією". То есть давать отчет о своих действиях Премьер будет Верховной Раде. И она же контролирует его деятельность. Следовательно, за подписанный акт Президента Премьер будет отвечать перед Верховной Радой. Таким образом, контрассигнация - это не просто подпись "с содержанием акта ознакомлен, к исполнению принял".

А вот о возможности Премьера и министров решать, ставить или не ставить свою подпись под актом Президента, в законодательстве не сказано вообще ничего. Однако исходя из самого смысла контрассигнации, следует отметь, что логичнее было бы предоставить Премьеру и министрам права, похожие на принадлежащие Президенту в процессе промульгации законов. То есть дать им возможность возвращать акты со своими возражениями. И одновременно предусмотреть способ преодоления такого запрета, например, через Верховную Раду. Хотя в любом случае для этого Президент может обратиться в суд.

Вице-премьер Дмитрий Табачник на пресс-конференции заявил: "Мировая практика контрассигнации означает, что без такого критерия акт не может вступить в силу…, это устанавливает как раз механизм сотрудничества между Президентом Украины и Кабинетом Министров, который предусматривает ответственность правительства за реализацию актов Президента и предварительную отработку тех актов, которые содержат в себе расходование бюджетных средств, дополнительную нагрузку на бюджет и т. д." И добавил, что единственным средством влияния Президента на Премьера в этих вопросах может быть убеждение. В случае же несогласия последнего глава государства может поставить перед Верховной Радой вопрос о недоверии правительству.

"Институт контрассигнации указов Президента совсем не означает, что полномочия главы государства переходят от Президента к Премьер-министру. Премьер обязан завизировать президентские указы, тем самым подтверждая, что он знает об этих указах и берет их к исполнению. Другого толкования контрассигнации нет. Если же Премьер действительно это (вернул неподписанные указы в Секретариат Президента. - ) сделал, то это вопиющее нарушение Конституции, которое не вписывается ни в какие рамки", - заявил народный депутат из фракции блока "Наша Украина" Юрий Ключковский. - "Реакцией как минимум будет обращение в Конституционный Суд. Я считаю, что эти указы действуют, несмотря на все прихоти Премьер-министра и его службы". Поддерживает мнение о необходимости рассмотрения вопроса в Конституционном Суде и руководитель Главной службы правовой политики Секретариата Президента, советник Президента Николай Полуденный. Однако он более осторожен в своих оценках происходящего и подчеркивает, что единого мнения по вопросу значимости контрассигнации не существует.

"У процедуры контрассигнации, предусмотренной частью 4 статьи 106 Конституции ("акты Президента Украины, изданные в рамках полномочий, предусмотренных пунктами 5, 18, 21, 23 этой статьи, скрепляются подписями Премьер-министра Украины и министра, ответственного за акт и его исполнение"), также до сих пор нет законодательного отображения, что влечет неоднозначное понимание ее содержания и отсутствие практики ее использования. Тем более Основной Закон не определяет конституционной процедуры обнародования указов Президента. Следовательно, право возвращать указы Президента в связи с нарушением несуществующей "конституционной процедуры их обнародования" не предоставлено ни одному должностному лицу", - говорится в заявлении Министра юстиции Романа Зварыча. Кроме того, Министр подчеркивает, что нынешний порядок используется уже на протяжении 10 лет и не вызывал при этом никаких проблем.

"Решение о возвращении указов главы государства было принято тайком при полном нарушении всех возможных процедур и не обсуждалось на заседании Кабинета Министров Украины. Премьер-министр обязан завизировать президентские указы, тем самым подтвердить, что он знает об этих указах и принимает их к исполнению. Другого толкования понятия контрассигнации в мировой юридической практике не существует. И вдобавок Министерство юстиции Украины не давало рекомендаций Премьер-министру по возвращению указов Президента Украины," - говорится в официальном заявлении фракции блока "Наша Украина".

Глава Секретариата Президента Виктор Балога считает, что возвращенные указы уже вступили в силу. Он также напомнил, что указы об изменениях в составе судей и о дипломатических назначениях были изданы именно для реализации соответствующих предложений, внесенных Президенту Министерством юстиции и Министерством иностранных дел. "Таким образом, в этих указах учтена позиция правительства," - отметил господин Балога. Он также считает, что недоразумения, возникающие в юридической плоскости в отношении документооборота между Кабинетом Министров и Секретариатом Президента, необходимо решить соответствующим службам этих учреждений. Для этого в ближайшее время будет проведено совместное заседание с Министром Кабинета Министров, во время которого определят регламент взаимодействия Кабинета Министров Украины с Секретариатом Президента и согласуют порядок принятия нормативно-правовых актов центральными органами исполнительной власти.

Высказался по этому поводу и сам гарант Конституции, Виктор Ющенко: "Мы исходим из того, что все указы, подписанные Президентом, являются действующими с момента подписания, опубликования". И уточнил свое видение процедуры принятия нормативных актов: "Президент подписывает Указ, что я и делаю, а дальше Премьер-министр в определенных случаях скрепляет его своей подписью. Я делаю свою работу и принимаю решения, все остальное - это техническая, бюрократическая процедура. Думаю, что в правительстве достаточно тех людей, которые должны обеспечивать выполнение этой процедуры, а не делать национальное шоу вокруг этого".

На данный момент отечественным законодательством вопросы контрассигнации не урегулированы, что и дает возможность различных спекуляций на этой теме. Однако исходя из тех "соломинок", которые все же имеются, следует отметить, что контрассигнация должна предшествовать опубликованию акта. И она никоим образом не означает простого ознакомления и принятия к исполнению указа или распоряжения. Наличие подписи в данном случае свидетельствует о том, что Премьер и соответствующий министр взяли на себя ответственность за принятие и исполнение этого акта. Но не перед Президентом, а перед Верховной Радой. Вплоть до снятия с должности.

Контрассигнатура формально объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия (за исключением случаев государственной измены и иных преступлений, если речь идет о Президенте). Встречающаяся значительно реже контрассигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета. (Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских.)

Контрассигнации, согласно Конституции, подлежат акты Президента относительно:

назначения и увольнения глав дипломатических представительств Украины в других государствах и при международных организациях;

приема вверительных и отзывных грамот дипломатических представителей иностранных государств;

решений Совета национальной безопасности и обороны Украины;

введения в Украине или отдельных ее местностях чрезвычайного положения, а также объявления в случае необходимости отдельных местностей Украины зонами чрезвычайной экологической ситуации;

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: ~167 контрас

Члены боевых групп, военизированных отрядов, а также антиправительственных вооруженных формирований.

КОНТРАС [сокр. контрасигнатура

КОНТРАСИГНАТУРА - КОНТРАСИГНАТУ́РА, (контрассигнация)- скрепление акта (см. АКТ (в праве)) главы государства подписью министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Появление принципа контрасигнатуры объясняется тем, что глава государства юридически не отвечает за свои действия за исключением случаев государственной измены. Встречающаяся реже контрасигнатура актов главы правительства соответствующими министрами объясняется стремлением усилить солидарность кабинета за свои действия.

Контрасигнатура означает не только визирование правового акта, но и процедуру, которая предусмотрена конституционном порядке (во Франции, Австрии, Германии). Контрассигнация придает акту правовое значение. Премьер-министр или министр, скрепляющий своим именем правовой акт, принимает на себя политическую и юридическую ответственность за него. Акты, принимаемые главой государства в порядке самостоятельного осуществления особых (дискреционных) полномочий, контрасигнатуры не требуют. Конституция Российской Федерации института контрасигнатуры не предусматривает.

сущ., кол-во синонимов: 2

КОНТРАСИГНАТУРА - этимологию см. контрасигнировать. Скрепа чужой подписи.

- Скрепление акта главы государства подписью министра.

контрасигнация

сущ., кол-во синонимов: 2

- и, ж. (фр. contresignation контрасигнировавший

прил., кол-во синонимов: 5

контрасигнировавшийся

прил., кол-во синонимов: 6

контрасигнирование

сущ., кол-во синонимов: 2

контрасигнированный

контрасигни́рованный; кратк. форма -ан, -ана

прил., кол-во синонимов: 3

контрасигнировать

контрасигни́ровать, -рую, -рует

КОНТРАСИГНИРОВАТЬ, КОНТРОСИНИРОВАТЬ contre-signer, нем. kontrasignieren, пол. kontrasygnowaæ. Удостоверить чью-л. подпись; скрепить своей подписью какой-л. документ. Сл. 18. А патент на те чины напечатав, и кои в штатских рангах, то есть от капитанского и выше, контрасигнировав генерал-полицмейстеру, взносить для подписания к нам. 1737. АА 1 22. Именем его императорского величества Иоанн, регент и герцог. Контрасинировали господа кабинет-министры тако. Андрей Остерман. 1740. Вн. быт 1 485. Контрасигнировал граф Бестужев-Рюмин. 1759. АВ 3 529. Всякое новое узаконение, акт, постановление, манифест, грамоты и патенты, которые государи сами подписывают, должны быть контрасигнированы тем статским секретарем, по департаменту которого то дело производилось, дабы тем публика отличать могла, которое оное департаменту принадлежит. 1762. РИО 7 213-214. Циркуляры были заготовлены, но я воспользовался статьей учреждения министерств, в силу которой я имел право не контрасигнировать. Де-Санглен Зап. // РС 1883 37 22. | перен. Этот план конфирмован гением, контрассигнован обстоятельствами, - окрестите же вы его. Венецианов Статьи 138. Контросинирование я, ср. Також секретарям вместо контросинирования, подписывать на оригинальных рескрыптах. Стат иностр. коллегии. //ЗП 1 533. Контрассигнироваться. Контрассигнование я, ср. Контрассигновать. Контрассигновка и, ж. Контрассигновочный ая, ое. - Лекс. Ян. 1804: контресигнировать или контросигнировать; САН 1847: контросигни/ровать; Уш. 1934: контрассигни/ровать; Даль-1: контрасигни/роваться; Уш. 1934: контрассигни/роваться.

КОНТРАСИГНИРОВАТЬ - новолатинск. contrasignere, фр. contresigner, от лат. contra, против, и signum, знак. Скреплять своей подписью подписанное другим.

контрасигнироваться

подписаться, скрепиться, скрепляться, контрасигноваться, скреплять, подписываться

контрасигнируемый

прил., кол-во синонимов: 3

контрасигнирующий

прил., кол-во синонимов: 3

контрасигнирующийся

прил., кол-во синонимов: 3

контрасигновавший

прил., кол-во синонимов: 5

контрасигновавшийся

прил., кол-во синонимов: 5

контрасигнованный

контрасигно́ванный; кратк. форма -ан, -ана

прил., кол-во синонимов: 3

скрепленный, подписанный, контрасигнированный

контрасигновать

контрасигнова́ть, -ну́ю, -ну́ет

контрасигноваться

контрасигновка

контрасигновочный

прил., кол-во синонимов: 1

контрасигнуемый

прил., кол-во синонимов: 3

контрасигнируемый, скрепляемый, подписываемый

контрасигнующий

прил., кол-во синонимов: 3

контрасигнующийся

прил., кол-во синонимов: 3

контраскарпа

КОНТРЭСКАРП а, м. КОНТРЕСКАРП, КОНТРОШКАРП, КОНТРОШАРП, КОНТРАСКАРПА, КОНТРАШКАРПА, КОНТРАШАРПА contrescarpe f. , > нем. Contrescarpe, Contrescharpe, пол. kontrscarpa. форт.

1. Передняя отлогость наружного рва укреплений, обращенная в сторону противника. БАС-1. По контроскарпу сделана линия для мушкетеров. ЖПВ 1 95. Рвы фортификованной контрешарпы. Римпл. ман. 2. Наши контрашарпу при ладабе одержали, и ныне могут опче с неприятелем говорить. Вед. 1704 1 203. И как оные к тому мосту в ночи пришед, вошли на полисад, и учинили Шведам не малой бой, и оных из контр-ескарпа выгнали. 1703. Желябужский Зап. // ЗРЛ 3 99. Цесарцы овладели цитадельскою покрытою дорогою, и взяли пост на Контръскарпе. Вед. 2 343. Если возьмут контрошкарф, то уже не надеялся бы <неприятель> доброй акорт получить. Пох. журн. 1705 12. За рвом <кремля> сделан контрашкарф. 6. 5. 1707. // ПСЗ 4 381. По заключении капитуляции, нам уступить ворота к Болдырю, с 4-мя бастионами, равелинами и контршарфами. 1710. РИО 25 297. Жестокии бои на гласисе контрашарпы .. учинен. Вед. 1710 2 65. По контроскарпу сделана линия для мушкетеров. ЖПВ 1 95. После того как Цесарцы овладели цитадельскою покрытою дорогою, и взяли пост на Контрскарпе его: то уведали они о мятеже. Вед. 1719 2 343. Рвы фортификованной контрешарпы. Римпл. ман. 2. // Сл. 18 10 148. До контершкарпов крепости выступить. 1739. Журн. боев. действий. // Ломоносов 1891 1 91. Контр-эскарп, покрытая дорога, и бруствер; особливою крепостью деланы. Перед всякою Куртиною, Демилюн. 1747. Достопамятн. 37. Надлежит учащемуся показать разные образы внутренних и наружных крутостей и укрепление контрэскарпа. ПСЗ 16 99. Контрешарповый ая. ое. Двоякие контрешарповые тенайли. Римпл. ман. 2. Контрешарпный ая, ое. Рвов контрешарпных. Кугорн 6. // Сл. 18.

2. Противотанковый ров, выкопанный на скате высоты, обращенном в сторону обороняющегося. БАС-1. - Лекс. Курганов 1769: контрескарп; САР 1792: контреска/рп; Соколов 1834: ко/нтр-эскарп; САН 1847: контр-эска/рп; СИС 1949: контр-эска/рп; БАС-1: контрэска/рп; Сл. 18: контреска/рп 1711 (-тръес- 1730, -трас- 1708, -трос- 1704, -троэс- 1762, -трс- 1711, -тръс- 1719, -терс-1709, -троскарб 1716, также раздельно), контрошкАрп 1794 (-траш- 1710, -треш- 1708, -терш- 1708,-тр-шкарп 1705, -торн шкарп 1708, -трошкарф 1704, -трашкарф 1706, также раздельно); контраша/рп 1703 (-трош-1708, -треш-1708, -трошарф 1710, также раздельно); контраска/рпа 1708 (-трос- 1699, -трес- 1711; контрашка/рпа 1708)-трош- 1751); контраша/рпа 1704 (- треш- 1708).

контрассигнатура, контрассигновка

КОНТРАССИГНАТУРА, КОНТРАССИГНОВКА (этим. см. контрассигнировать). 1) скрепление чужой подписи. 2) подпись министров под правительственным распоряжением, соединенная с их ответственностью.

контрассигнация

КОНТРАССИГНАЦИЯ, контрассигнации, жен. (от лат. contra - против и assigno - ставлю печать) (офиц. загр.). Подпись, скрепа министра на акте, исходящем от главы правительства, означающая, что ответственность за этот акт падает на министра.

ко́нтрассигна́ция, ко́нтрассигна́ции, ко́нтрассигна́ций, ко́нтрассигна́циям, ко́нтрассигна́цию, ко́нтрассигна́цией, ко́нтрассигна́циею, ко́нтрассигна́циями, ко́нтрассигна́циях

- контрассигнации, ж. [от латин. contra - против и assigno - ставлю печать] (офиц. загр.). Подпись, скрепа министра на акте, исходящем от главы правительства, означающая, что ответственность за этот акт падает на министра.

контрассигнированный

ко́нтрассигни́рованный, -ан, -ана, -ано, -аны

контрассигнировать

КОНТРАССИГНИРОВАТЬ, контрассигнирую, контрассигнируешь, совер. и несовер., что (офиц. загр.). Скрепить (скреплять) какой-нибудь документ контрассигнацией.

КОНТРАССИГНИРОВАТЬ (ново-лат., от лат. contra - против, и signum - знак). Скреплять своею подписью что-либо, уже подписанное другим.

контрассигнировать(ся)

ко́нтрассигни́ровать(ся), -ни́рую, -ни́руешь, -ни́рует(ся)

контрассигнироваться

КОНТРАССИГНИРОВАТЬСЯ, контрассигнируюсь, контрассигнируешься, совер. и несовер. (офиц. загр.). страд. к контрассигнировать.

контрассигнованный

КОНТРАССИГНОВАННЫЙ, контрассигнованная, контрассигнованное; контрассигнован, контрассигнована, контрассигновано (офиц. загр.). прич. страд. прош. вр. от контрассигновать.

ко́нтрассигно́ванный, -ан, -ана, -ано, -аны

контрассигновать

КОНТРАССИГНОВАТЬ, контрассигную, контрассигнуешь, совер. и несовер., что (офиц. загр.). То же, что контрассигнировать.

контрассигновать(ся)

ко́нтрассигнова́ть(ся), -ну́ю, -ну́ешь, -ну́ет(ся)

контрассигноваться

КОНТРАССИГНОВАТЬСЯ, контрассигнуюсь, контрассигнуешься, совер. и несовер. (загр. офиц.). То же, что контрассигнироваться.

контрассигновка

КОНТРАССИГНОВКА, контрассигновки, жен. (офиц. загр.). То же, что контрассигнация.

ко́нтрассигно́вка, ко́нтрассигно́вки, ко́нтрассигно́вок, ко́нтрассигно́вке, ко́нтрассигно́вкам, ко́нтрассигно́вку, ко́нтрассигно́вкой, ко́нтрассигно́вкою, ко́нтрассигно́вками, ко́нтрассигно́вках

- Скрепление чужой подписи.

контрассигновочный

КОНТРАССИГНОВОЧНЫЙ, контрассигновочная, контрассигновочное (офиц. загр.). прил. к контрассигновка.

контраст

1. Резко выраженная противоположность.

2. Резкое различие в яркости или цвете предметов (в живописи и фотографии).

КОНТРА́СТ, контраста, муж. (франц. contraste) (книжн.). Противоположность в каком-нибудь отношении. Контраст высокого и низкого. Цветовой контраст черного и белого. Ассоциация по контрасту. Она представляет собой полный контраст своему мужу. Живой контраст.

КОНТРА́СТ, -а, муж. Резкая противоположность. Полный к. К. света и тени.

| прил. контрастный, -ая, -ое.

КОНТРАСТ - муж., франц. противоположность, супротивность; резкая отлика, яркий противень.

Резко выраженная противоположность.

Разительный контраст между словами и делами.

Россия - страна великих контрастов по преимуществу, - нигде нет таких противоположностей, высоты и низости, ослепительного света и первобытной тьмы (Бердяев).

От французского contraste (← лат. contrarius ‘лежащий напротив’, ‘противоположный’). В русском языке - со второй половины XVIII в.

Явление контраста широко применяется в различных видах искусства и литературе. Контраст в психологии - субъективное преувеличение различий воспринимаемых объектов или отдельных участков поля зрения при их пространственной или временно́й сложности (так, черный цвет рядом с белым выглядит еще чернее). Контраст фотографический - быстрота нарастания почернения в фотографическом изображении с увеличением почернения.

КОНТРА́СТ, -а, м

Признак, определяющий резко выраженную противоположность;

Син.: противоположность;

Ант.: гармония.

Контраст между членами команды.

КОНТРА́СТ -а; м. [франц. contraste]

1. Резко выраженная противоположность. Контрасты нищеты и богатства. Расстроенное лицо девочки составляло резкий к. веселью окружающих. Этот фильм выделяется по контрасту с обычным репертуаром.

2. В живописи и фотографии: резкое различие в яркости или цвете предметов. Цветовые контрасты. К. света и тени. Изображение строится на контрасте.

◁ Контра́стный (см.).

контра́ст - отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме. Пороговый контраст - минимальный контраст, воспринимаемый глазом.

КОНТРАСТ - отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме. Пороговый контраст - минимальный контраст, воспринимаемый глазом.

КОНТРАСТ (франц. contraste) - резко выраженная противоположность.

1. Резко выраженная противоположность.

Воспитание Кати было странным контрастом беспутного баловства и неумолимой строгости. Достоевский, Неточка Незванова.

Ее заплаканное, расстроенное лицо составляло резкий контраст с оживленными, радостными лицами. Степанов, Порт-Артур.

2. В живописи и фотографии: резкое различие в яркости или цвете предметов.

контраст - резкая противоположность

Ср. Об умном говорят - "вот голова!"

Но голова другое значит часто:

И в Думах говорят - вот Голова,

Но в смысле уж другом иль - для контраста.

Ср. Тем, кто помнит пятидесятые годы, никогда не забудется резкий контраст между живою вещью, рабом, не имеющим ни личности, ни собственности, и между лично свободным земледельцем-собственником.

А.Ф. Кони. Памяти С.И. Зарудного (в Собрании Юрид. общества. 1899 г.).

Ср. Contraste (фр.) - противоположность, резкое различие.

Ср. Contrasto (ит.) - противоположность, спор, борьба.

Ср. Contrastare (лат.): contra, против - stare, стоять, противостоять.

чего и с чем. Воспитание Кати было странным контрастом беспутного баловства и неумолимой строгости (Достоевский). Ее заплаканное, расстроенное лицо составляло резкий контраст с оживленными, радостными лицами (Степанов).

контра́ст, контра́сты, контра́ста, контра́стов, контра́сту, контра́стам, контра́стом, контра́стами, контра́сте, контра́стах

сущ., кол-во синонимов: 3

Syn: антитеза (кн.), противоположение, противоположность, полярность

Через нем. Kontrast (с 1760 г.; см. Шульц-Баслер 1, 387) или прямо из франц. contraste, ит. contrasto; см. Горяев, ЭС 447.

КОНТРАСТ а, м. contraste m. , нем. Contrast <ит. contrasto.

1. иск. Резкое различие в цвете, яркости, расположении и изображении предметов, фигур и т. п. Сл. 18. Где противныя фалты случаются, что называются контрасти. Рис. худ. III. // Сл. 18 10 147. Полное знание в разсуждении Расположения преметов, приличествующа го Костюма, составления Групов и их противуположений или Контрастов. Виен 8. // сл. 18 10 147. Контраст, (у живописцев и рещиков) противоположение, противообразность в положениях и свойствах фигур. С.-Меран 4. Таковая пестрота <в посадке цветов> многоразличностью и контрастом своим должна неотменно произвести весьма приятное действие. 1778. Лихачев Поэзия садов 284. || В фотографии - значительная разница между светлыми и темными местами изображения. БАС-1.

Читайте также: