4 что является основой демократии а что ей угрожает по мнению а де токвиля

Обновлено: 19.05.2024

Либеральная демократия, как политическая система и как форма общественно-политического устройства. Основные принципы либеральной демократии: право на жизнь и на достоинство личности, свобода слова, равенство перед законом. Теория демократии А. Де Токвиля.

Рубрика Политология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.05.2013
Размер файла 19,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

ЛИБЕРАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Либеральная демократия является формой общественно-политического устройства -- правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.

Хотя либеральные демократии включают элементы прямой демократии (референдумы), подавляющее большинство верховных государственных решений принимается правительством. Политика этого правительства должна зависеть только от представителей законодательной власти и главы исполнительной власти, которые устанавливаются в результате периодически проводимых выборов. Подчинение правительства каким-либо не избираемым силам не допускается. В промежутке между выборами правительство должно работать в режиме открытости и прозрачности, факты коррупции должны немедленно предаваться огласке.

Одним из главных положений либеральной демократии является всеобщее избирательное право, дающее каждому взрослому гражданину страны равное право голосования, независимо от расы, пола, материального положения или образования. Реализация этого права, как правило, связана с определённой процедурой регистрации по месту жительства. Результаты выборов определяются только теми гражданами, которые фактически приняли участие в голосовании, однако часто явка должна превысить некоторый порог, чтобы голосование считалось состоявшимся.

Важнейшей задачей выборной демократии является обеспечение подотчётности избранных представителей перед нацией. Поэтому выборы и референдумы должны быть свободными, справедливыми и честными. Им должна предшествовать свободная и честная конкуренция выразителей различных политических взглядов, сочетающаяся с равенством возможностей для избирательных кампаний. На практике политический плюрализм определяется присутствием нескольких (минимум двух) политических партий, которые имеют значимую власть. Важнейшим необходимым условием для этого плюрализма является свобода слова. Выбор людей должен быть свободен от преобладающего влияния армии, иностранных держав, тоталитарных партий, религиозных иерархий, экономических олигархий и любых других могущественных групп. Культурные, этнические, религиозные и прочие меньшинства должны иметь приемлемый уровень возможностей участия в процессе принятия решений, который, как правило, достигается путём предоставления им частичного самоуправления.

Наиболее часто приводимые критерии либеральной демократии имеют форму гражданских прав и свобод. Большинство из этих свобод были заимствованы из различных течений либерализма, однако приобрели функциональное значение.

· Право на жизнь и на достоинство личности

· Свобода средств массовой информации и доступ к альтернативным источникам информации

· Свобода вероисповедания и публичного выражения религиозных взглядов

· Право на объединение в политические, профессиональные и другие организации

· Свобода собраний и открытой общественной дискуссии

· Равенство перед законом

· Право на соблюдение надлежащих правовых процедур в условиях верховенства закона

· Неприкосновенность частной жизни и право на личную тайну

· Право на владение собственностью и на частное предпринимательство

· Свобода передвижения и выбора места работы

· Право на образование

· Право на свободный труд и свободу от чрезмерной экономической эксплуатации

Некоторые из перечисленных свобод в определённой степени ограничены. Однако все ограничения обязаны отвечать трём условиям: они должны строго соответствовать закону, преследовать праведную цель и должны быть необходимы и адекватны для достижения этой цели. Законы, вводящие ограничения, должны стремиться быть недвусмысленными и не давать возможность для разных толкований. Среди легитимных целей числятся защита репутации, достоинства личности, национальной безопасности, общественного порядка, авторского права, здоровья и морали. Многие ограничения носят вынужденный характер, чтобы права одних граждан не умаляли свободу других.

Особого внимания заслуживает то, что люди, принципиально несогласные с доктриной либеральной демократии (в том числе, по культурным или религиозным мотивам), наравне с остальными обладают теми же правами и свободами. Это вытекает из концепции открытого общества, согласно которой политическая система должна быть способна к самоизменению и эволюции. Понимание важности этого положения является относительно новым в либеральной демократии, и ряд её сторонников до сих пор считает легитимными правовые ограничения на пропаганду любых идеологий, враждебных этому режиму.

ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ А. ДЕ ТОКВИЛЯ

либеральный демократия право токвиль

Известно, что Токвиль допускал неточности при использовании слова “демократия”. У него не было единого и ясного понимания этого термина, он постоянно употреблял это слово в разных значениях. Сначала это слово означало для него стремление к уравниванию всех сторон жизни общества. Он полагал, что это стремление является наиболее важным и неизбежным плодом Французской революции, и именно этому феномену уделял самое глубокое внимание. В то же время он употреблял это слово для обозначения представительской формы правления. Иногда оно принимает у него значение “народ”, особенно когда он говорит о непокорных массах. Этим же словом он называет всеобщее избирательное право, а также быстрое движение общества к равенству, которое сметало все привилегии, особенно в области политики. Вероятно, это объясняется его убеждением, что стремление к демократии он обнаружил в Америке, хотя исследователи его творчества и его друзья полагают, что туда он приехал, что бы своими глазами увидеть последствия тех тенденций, которые, как ему было известно, уже зародились в Европе. К тому времени, когда он начал анализировать свой американский опыт, принципы, на которых строились его размышления, уже сформировались.

Основная мысль его “Размышлений о демократии в Америке” -- признание исторической неизбежности упадка аристократии и повсеместного движения в сторону равенства и демократии. “Постепенное развитие равенства есть факт провиденциальный и имеет все главные признаки такового: оно существует во всем мире, постоянно и с каждым днем все более ускользает из-под власти человека, и все события, как и все люди, служат этому развитию.” Любые попытки приостановить это движение к демократии означали бы сопротивление “божьей воле”. Рационалистическим объяснением тому Токвиль считает то, что цели демократии “полезнее”, чем цели аристократии, они соответствуют принципу социального справедливости, то есть достижению благосостояния если не всех, то, по крайней мере, большинства граждан. “Законы демократии исходят от большинства граждан, которое может ошибаться, но не может иметь интересов, противоположных ему самому”. Аристократия же создает блага для меньшинства.

Хотя член демократического государства беднее аристократа, демократическая нация в целом сильнее аристократической. В то же время аристократия имеет перед демократией преимущества в области искусства государственного управления и законодательства. “Владея собой, она не склонна к случайным увлечениям; она имеет далекие замыслы, которые умеет сохранить до тех пор, пока не представится удобный случай к их исполнению”.

Демократия же поступает иначе: “законы ее почти всегда неудовлетворительны и несвоевременны”, поэтому она “часто бессознательно работает против себя”. Поскольку демократия может стать игрушкой страстей, необходимо оградить ее от этой опасности, введя двухпалатный принцип, каким является “конституционная экспертиза”. Тем не менее, самая лучшая аристократия (английская) хуже самой лучшей демократии (американской).

Величайшей заслугой американской демократии Токвиль считает систему сдержек и противовесов (checks and balances), а также принцип разделения властей. Американцам весьма повезло с составителями Конституции, их страна занимает выгодное географическое положение, но наиболее важным фактором их успеха следует считать особенности их нравов и то, что они начали свою историю “с нуля”.

Токвиль защищал либеральные устои, главным для него была свобода выбора, а “тирания большинства”, как и всякая другая тирания, внушала страх, почему он и предпочитал представительскую форму правления, считая, что чем меньше у власти законных полномочий, тем слабее угроза тирании.

В основе идеального правления, по его мнению, должна лежать частная собственность, равенство людей перед законом, закрепленное конституцией.

Всеобщее избирательное право считал опасным излишеством, предлагая дать право голоса совершеннолетним мужчинам при прохождении ими имущественного ценза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. - М., 1995.

Читайте также: