3 какой возраст уголовной ответственности устанавливали руководящие начала по уголовному праву рсфср

Обновлено: 25.06.2024

Наркомюст в 1919 г. Издал Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Руководящие начала представляли собой кодификацию норм Общей части уголовного права. Руководящие начала состояли из 8 разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о действии уголовного права в пространстве. Введение содержало классовую характеристику уголовного права, раскрывались его задачи - охрана общественных отношений в интересах трудящихся масс путем репрессий.

Преступление понималось как нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом. Наказание трактовалось не как возмездие, а как оборонительная мера. При определении меры наказания суду предписывалось оценивать не только совершенное преступление, но и личность преступника. Насчитывалось 16 видов наказаний, причем меры общественного воздействия применялись в качестве уголовного наказания (общественное порицание, бойкот). Высшей мерой наказания был расстрел. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Широко применялось условное осуждение как имеющее воспитательное значение. Специфика Особенной части уголовного права состояла в наличии условного деления преступлений на обычные, характерные для любой исторической обстановки, и государственные, контрреволюционные преступления, направленные против правящего режима (вооруженные мятежи, шпионаж, теракты). Последние подлежали жестокому подавлению с применением крайних мер.

Появление новых составов преступлений (объявление врагом народа, лишение свободы до победы мировой революции, объявление вне закона) являлось порождением революционного творчества и было спецификой отдельной страны.

  1. Государственный аппарат в годы гражданской войны

В годы гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов. Состоялись VI, VII и VIII съезды в ноябре 1918 г., в декабре 1919 г. и в декабре 1920 г. соответственно. В перерывах между съездами Советов высшим органом власти являлся ВЦИК.

В декабре 1919 г. был установлен сессионный порядок работы ВЦИК.Каждые два месяца созывались плановые сессии. По мере необходимости по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК могли созываться чрезвычайные сессии.

С сессионным порядком работы ВЦИК изменился и характер деятельности его Президиума: он был наделен правом руководить заседаниями ВЦИК, наблюдать за выполнением его постановлений, назначать наркомов, инструктировать центральные и местные органы, отменять постановления СНК и др. В декабре 1920 г. Президиум ВЦИК был наделен законодательными полномочиями.

Другим высшим органом государственного управления стал Совет рабоче-крестьянской обороны (СРКО),сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны.

Перед СРКО ставились следующие задачи: мобилизация, вооружение, продовольственное снабжение и оперативное руководство армией.

В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны (СТО),действовавший на правах комиссии при СНК. Возглавлял Совет председатель Правительства РСФСР.

9 апреля 1919 г. ВЦИК было принято Положение о государственном контроле. В соответствии с декретом ВЦИК от 8 февраля 1920 г Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (РКИ).РКИ выполняла следующие функции: наблюдение за законностью, охрана государственной собственности, борьба с бюрократизмом и злоупотреблениями в госаппарате и хозяйственных органах и др. РКИ основывалась на принципах выборности ее членов и на местах опиралась на ячейки содействия РКИ.

В 1923 г. была произведена реорганизация РКИ:ее органы были объединены с органами Центральной контрольной комиссии (ЦКК) партии. Таким образом, партийная контрольная комиссия получила возможность осуществлять через РКИ прямой контроль за деятельностью государственной администрации.

Гражданская война обусловила изменения в работе местных Советов.Усилилось идеологическое воздействие на них со стороны Коммунистической партии.

В 1920 г ВЦИК принял Положения о сельских Советах и волостных исполнительных комитетах, сформировав тем самым низовое звено советской системы.

В задачи ревкомоввходили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами.

Вооруженные силы были главным органом государства в его защите от внешних и внутренних врагов.

Рабоче-крестьянская Красная Армиябыла создана декретом СНК в январе 1918 г. Новая армия формировалась на основе принципа добровольности и рекомендаций от войсковых комитетов, партийных и профсоюзных организаций.

2 сентября 1918г. для осуществления руководства всеми вооруженными силами страны постановлением ВЦИК был образован Революционный военный совет республики — Реввоенсовет.

Чрезвычайные органы.

В задачи ревкомоввходили: организация обороны своих территорий, поддержание внутреннего порядка, проведение мобилизации. Ревкомы наделялись правами реквизиций имущества, принудительного выселения, расквартирования воинских частей, а также другими чрезвычайными правами.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Уголовно-правовые нормы содержались в Декретах СНК РСФСР о борьбе со спекуляцией (от 15 ноября 1917 г.), о революционном трибунале печати (от 18 декабря 1917 г. и от 28 января 1918 г.), о взяточничестве (от 8 мая 1918 г.), о спекуляции (от 22 июля 1918 г.), о набатном звоне (от 30 июля 1918 г.) и др.

Процесс создания новых уголовно-правовых актов в первые годы существования Советской власти шел столь интенсивно, что вскоре возникла необходимость систематизировать и кодифицировать эти акты. И первым таким кодифицированным актом были Руководящие начала по уголовному праву РСФСР.

Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. Они представляли собой первое обобщение уголовного законодательства и практики его применения первых лет Советской власти. Руководящие начала содержат только нормы Общей части и являлись прообразом Общей части будущего УК РСФСР 1922 г. Они состояли из восьми разделов:

  1. об уголовном праве;
  2. об уголовном правосудии;
  3. о преступлении и наказании;
  4. о стадиях осуществления преступлений;
  5. о соучастии;
  6. виды наказания;
  7. об условном осуждении;
  8. о пространстве действия уголовного права.

Первые общесоюзные уголовные законы. После образования в 1922 г. Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР 1924 г. был издан ряд общесоюзных уголовных законов:

  • Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г.;
  • Положение о воинских преступлениях 1924 г. (принятое затем в новой редакции в 1927 г.);
  • Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) 1927 г.

Нормы УК РСФСР 1926 г. с многочисленными изменениями действовали в течение 35 лет, до 1 января 1961 г., когда вступил в силу УК РФ 1960 г. В 1927-1935 гг. в союзных республиках были приняты свои, новые для того времени уголовные кодексы, являвшиеся в значительной степени вариацией УК РСФСР 1926 г., но и имевшие некоторые отличия, вызывавшиеся особенностями национального и местного характера.

Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Он, как и принятые в 1959-1961 гг. кодексы других союзных республик, полностью соответствовал Основам уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, в связи с чем к нему относятся все отмеченные выше достоинства и недостатки Основ. Серьезной антидемократической чертой этого Кодекса было его несоответствие общепризнанным международным нормам о правах и свободах человека. Целый ряд его норм серьезно ограничивал и духовную свободу советских граждан (ст. 70 — об ответственности за антисоветскую пропаганду и агитацию; ст. 142 — о нарушении законов об отделении церкви от государства и школы от церкви и др.), выбор места жительства и рода занятий (ст. 198 — о нарушении правил паспортной системы, ст. 209 — о занятии бродяжничеством или попрошайничеством либо ведении иного паразитического образа жизни, ст. 153 — о частнопредпринимательской деятельности и коммерческом посредничестве) и другие права и свободы. Эти положения противоречили Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН, и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., а также последующим международно-правовым документам о правах и свободах человека.

Как известно, в 1985 г. в Советском Союзе начались демократические процессы перестройки и обновления социалистического общества. Определенные изменения коснулись и уголовного законодательства. Первым шагом на этом пути была отмена уголовной ответственности за так называемую антисоветскую агитацию и пропаганду. В соответствии с уголовным законом под ней понималось распространение или хранение в целях подрыва или ослабления Советской власти в письменной, печатной или иной форме произведений, порочащих советский государственный или общественный строй (ст. 70 УК РСФСР 1960 г.). Масштабы репрессий по этой статье были огромны. Во времена сталинизма обвинение в контрреволюционной пропаганде и агитации было одним из самых распространенных для лиц, населявших тогда переполненные лагеря. Осуждались по обвинению в этом преступлении и в относительно недавних 1960-1980-х гг.

Понятно, что в пору перестройки и демократического обновления общества старая редакция ст. 70 УК РСФСР 1960 г. должна была быть отменена, так как вступала в резкое противоречие с гласностью, развитием демократии, идеей правового государства. Она была отменена в 1989 г.

В 1989 г. из УК РСФСР 1960 г. была исключена и статья об уголовной ответственности за распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй. Этот явно антидемократический состав преступления был сформулирован в 1966 г. для расправы с диссидентами и являлся своего рода резервом по отношению к составу антисоветской пропаганды и агитации (он применялся нередко тогда, когда не хватало доказательств наличия первого состава).

Кратко назовем другие позитивные новеллы: в Основы была включена норма об ограниченной вменяемости, в соответствии с которой учитывалось наличие у виновного психических отклонений, не исключающих вменяемости; расширен круг обстоятельств, исключающих преступность деяния, за счет, например, отнесения к ним оправданного профессионального и хозяйственного риска; учтен феномен организованной преступности; расширен перечень наказаний, не связанных с лишением свободы. Следует отметить, что многие из этих новелл в силу их прогрессивного демократического характера несколькими годами позже были отражены и в УК РФ 1996 г.

Читайте также: