2 почему страховые компании не имеют возможности страховать уголовную ответственность

Обновлено: 02.07.2024

Страховая инвестиционная компания: страхование ответственности застройщиков. Как изменится рынок жилищного строительства?

Рассмотрим все возможные варианты обеспечения ответственности застройщика перед дольщиком, предоставленные законом.

1. Поручительство банка. Неприемлемо для застройщиков в первую очередь из-за его высокой цены. По закону срок поручительства должен покрывать период строительства и двухлетний срок после него. В итоге он должен составлять 4 года и более. При ставке от 2% годовых цена поручительства получается не менее 8% от стоимости жилья. Это непомерно дорого. При этом лишь треть банков юридически сможет заниматься выдачей таких поручительств. Требования к банку: срок работы не менее 5 лет, уставный капитал – от 200 млн. рублей, размер собственного капитала – 1 млрд. рублей и более. Этим требованиям соответствуют лишь треть (около 300) из более 900 банков. Большинство из них – крупные и, соответственно, очень консервативные. Захотят ли они разделить с застройщиками их
риски? Представители Сбербанка говорят о том, что оценивают риски, связанные поручительством за застройщиков, как гораздо более высокие, чем при выдаче ипотечных кредитов дольщикам. Представители Газпромбанка однозначно заявляют, что не будут поручаться за застройщиков.Также следует иметь в виду, что, получая гарантию, застройщик расходует свои лимиты, в пределах которых ему могут быть предоставлены банком кредитные ресурсы.

2. Членство в обществе взаимного страхования (ОВС) застройщиков ОВС – это, по сути, специализированная страховая компания, создаваемая в форме некоммерческого партнёрства и осуществляющая только один вид страхования. В данном случае – страхование ответственности застройщиков. ОВС страхует только своих членов. Кроме страхового тарифа, члены ОВС платят также вступительные и членские взносы. При недостаточности у ОВС средств его члены несут ответственность по его долгам. Закон предусматривает создание в стране единственного общества взаимного страхования. ОВС было создано в конце прошлого года и получило лицензию 27 декабря 2013 года. Отрицательными сторонами ОВС является наличие довольно большого – 500 000 рублей – вступительного взноса и неограниченная ответственность членов ОВС по его долгам.

3. Классическое страхование. Рынок страхования ответственности застройщиков весьма привлекателен для страховых компаний, и многие из них хотели бы на нём работать. Тем не менее крупнейшие страховые компании заняли выжидательную позицию или говорят о своём нежелании страховать застройщиков. Почему? Из нескольких сотен страховых компаний лишь несколько десятков соответствуют требованиям закона к страхованию ответственности застройщиков. Кроме соблюдения требований к опыту работы и финансовой устойчивости страховая компания должна иметь лицензию на страхование гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору (21 вид страхования) и правила страхования ответственности застройщиков. Ряд страховых компаний имеют лицензии на 21 вид страхования, но получен он был ими для страхования других рисков – это видно из их лицензий. Многие из них направили регулятору свои правила страхования ответственности застройщиков. Но ответной реакции никто из них не получил. Центробанк стал регулятором страховой деятельности недавно. Страховщики по опыту знают, что регулятор может и не признать утверждённые ими правила. Если страховщик начнёт заключать договоры, а впоследствие выяснится, что правила незаконны, все заключённые на их основании договоры страхования станут недействительными, а деятельность по страхованию – незаконной, что влечёт ответственность вплоть до уголовной. Крупнейшие страховщики не хотят подвергать свой бизнес такому риску. Росреестр тоже опасается принимать договоры страхования таких страховщиков. На настоящий момент во всей стране только Общество взаимного страхования застройщиков, Страховая Инвестиционная Компания и ещё 2 страховые компании получили лицензию на страхование гражданской ответственности за исполнение обязательств по договору применительно именно к страхованию ответственности застройщиков. Это следует из текста их лицензий. Правила страхования этих страховых компаний прошли проверку ЦБ в процессе выдачи лицензии. Выдача лицензии является подтверждением их законности. Поэтому мы являемся одними из немногих, кто может с уверенностью выходить на рынок. Остальные страховые компании понимают, что действительность их договоров страхования ответственности застройщиков может быть подвергнута сомнению. Поэтому крупные компании не выходят на рынок, а предложения, исходящие от мелких страховщиков, недобросовестны, а зачастую – просто подделки. В Новосибирской области уже есть пример, когда застройщика привлекли к ответственности за то, что он застраховал свою ответственность в компании, которая не имела на это права.

Москва, ул. Кульнева, 5,
тел. (499) 709-85-52
г. Омск, ул. Фрунзе, 1, к. 4 оф. 609,
тел. (3812) 91-37-72,

В России с 1 сентября 2020 года вступает в силу закон, который регламентирует отношения банка и заемщика, если второй при оформлении кредита приобретает еще и дополнительную страховку к нему. По сути, нововведения приводят законодательство в соответствие со сложившейся практикой.

Обязательно ли покупать еще и страховку, если нужен кредит?

Есть только один обязательный страховой продукт, который придется оформить при получении кредита, — страховка недвижимости для ипотечного займа (по сути залоговое страхование). Она покрывает, как правило, разрушение конструктивных элементов жилья — стен, перегородок, перекрытий — и призвана защитить от риска утраты и повреждения приобретаемого имущества. То есть от ситуации, когда квартира пострадает, например, от пожара, взрыва газа, наводнения и жить в ней будет невозможно.

Банки могут предлагать расширенную страховку жилья, которая покрывает в том числе внутреннюю отделку, движимое имущество и гражданскую ответственность. Но это уже необязательно делать через банк. Мы рассказывали, как самостоятельно застраховать жилье.

Вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин объяснил схему выплат в случае двойного страхования — обязательного по ипотеке и самостоятельного: "При наступлении страхового случая выплата будет осуществляться в зависимости от того, какой риск реализовался. Если залив соседей, то это гражданская ответственность и выплата пойдет в пользу соседей. Если хищение движимого имущества, то выплата в пользу собственника-страхователя. Если реализовался риск по "обязательному" страхованию, то выплата может быть различной. Вариант первый: в зависимости от размера задолженности по кредиту. Например, если страховая сумма — три миллиона, а задолженность по кредиту — только 500 тыс. (такое часто бывает в случае частичного досрочного погашения), то банку возместят задолженность, а остальное получит физическое лицо. Второй вариант: в зависимости от размера ущерба. Если он незначительный и клиент своевременно продолжает платить по кредиту, то вся сумма отойдет ему". Размер ущерба определяет страховая компания, но клиент может провести свою оценку и оспорить решение страховщика.

Если вы покупаете жилье в кредит на этапе строительства, то застраховать его нужно будет после оформления права собственности. То есть между подписанием ипотеки и покупкой обязательной страховки может пройти и пара лет. При этом если владелец не застрахует квартиру сам, банк может сделать это за него и потребовать возместить расходы. В банке ВТБ, например, ответили, что в 95% случаев заемщики страхуют имущество сами, а с оставшимися организация разбирается индивидуально.

Также по закону банк имеет право потребовать застраховать предмет залога, под который выдается кредит, — например, уже имеющиеся у клиента квартира или машина.

Все остальные виды страховок, которые может предлагать банк, добровольные. И при оформлении заявки на кредит организация должна указать полный список дополнительных услуг, чтобы клиент мог с ним ознакомиться, — та же страховка, кредитная карта и т.д., напоминают специалисты проекта ЦБ по финансовой грамотности.

Регулятор, кстати, предложил передать страхование по ипотечному кредиту от заемщика банку, но пока это только идея.

А какие дополнительные страховки банки считают важными?

Банки не имеют права требовать купить страховку, аргументируя тем, что не выдадут кредит. По закону о защите прав потребителей нельзя одну услугу ставить в зависимость от покупки другой. Но есть страховые инструменты, которые они считают очень нужными. И придется смириться, что их в любом случае предложат, если вы обратитесь за займом, отметил председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

Страхование жизни и здоровья — такой полис порекомендуют при оформлении любого вида кредитов. Он позволит погасить долг, если заемщик умрет или получит инвалидность (как правило, покрывает инвалидность I и II степеней), а также из-за болезни или травмы не сможет долгое время платить.

Здесь нужно быть внимательным к условиям, которые предлагает страховка. Так, далеко не все компании страхуют ситуации, когда клиент пострадал, занимаясь экстремальными видами отдыха. Другие признают такие случаи страховыми, но и полис стоит дороже. Дмитрий Янин также обратил внимание на значительный список болезней-исключений и ситуаций, которые страховые скорее всего откажутся возмещать. С ним стоит ознакомиться до того, как подписывать договор.

Проверять ваше здоровье банк скорее всего не будет, но обязательно напомнит о необходимости подтвердить декларацию о состоянии здоровья, содержащуюся в договоре страхования. То есть страхователь, подписывая договор, принимает ответственность, что его здоровье соответствует тому, что он указал, объяснил начальник управления "Страхование" банка ВТБ Александр Ефремов.

Часто страхование жизни и здоровья идет в комплексе со страховкой от потери работы. В этом случае страховая компания обязуется какое-то время платить за заемщика. Главное ограничение здесь, как правило, — страховка действует, когда клиент потерял работу по не зависящим от него причинам. Например, сокращение штата или ликвидация организации. Уход по собственному желанию или по соглашению сторон страховщик не оплатит.

Если вы покупаете имущество на вторичном рынке, то может пригодиться титульное страхование, которое защищает право человека на какую-либо собственность. Такой полис оградит от ситуаций, если продавец окажется мошенником или уже после сделки кто-нибудь из его родственников ее оспорит. А значит, есть риск остаться без жилья и втянутым в судебные разбирательства. Как раз титульная страховка должна покрыть убыток в подобной ситуации.

Если заемщик собирается купить автомобиль, то ему может понадобиться каско на случай угона или повреждений, напоминают в проекте ЦБ. И в отличие от ОСАГО этот полис действует даже, когда авария произошла по вине страхователя.

Дополнением к каско может стать GAP-страхование. Эксплуатация машины приводит к износу ее деталей, а значит, и к снижению стоимости. И страховая компания при расчете компенсации по каско учитывает этот износ, так что выплата будет меньше первичной цены. Полис GAP-страхования как раз и призван покрыть эту амортизацию. Хотя он может и не понадобиться, если по договору каско при угоне или полной гибели транспорта вы получаете ее полную стоимость на момент покупки полиса.

Но нужны ли эти дополнительные страховки?

Банки с помощью страховок снижают риски невозврата, а значит, получают возможность предложить клиентам более низкие процентные ставки. Поэтому в договоре может быть закреплено, что при отказе от дополнительного страхования банк увеличит процент по займу, предупреждает ЦБ.

"При получении существенного кредита на длительный срок, даже если это не влияет на условия кредита, вполне разумно застраховать свою жизнь, чтобы обезопасить себя и своих близких", — считает Виктор Дубровин. По его словам, нужно оценивать необходимость страхования шире, чем просто в связи с оформлением займа. Ведь страхование жизни, здоровья и имущества — это важный институт личной финансовой защиты. Самое правильное — иметь хорошие страховые продукты и не думать о страховании именно для кредита.

В случае с ипотекой, которая берется зачастую на очень длительный срок, эксперты советуют все-таки не отказываться от страхования. Но оформить его можно не через банк, а самостоятельно в страховой компании.

Банки обычно выступают агентами страховых и берут за свои услуги комиссию. В результате полис у них грозит обойтись дороже, чем если заключать его напрямую со страховщиком. Нужно только удостовериться, что выбранная компания входит в список одобренных вашим банком.

Можно ли отказаться от уже купленной страховки?

Да, отказаться от страховки можно. Для этого предусмотрен так называемый период охлаждения — минимум 14 дней с момента заключения договора, но страховая может и увеличить этот срок. В зависимости от условий полиса в этот период можно вернуть либо всю сумму страховой премии, либо часть за вычетом тех дней, которые страховка уже покрыла.

Например, в договоре говорится, что полис начинает действовать только через три дня после подписания документа (это то, что называется временной франшизой). Тогда если вы захотите вернуть деньги в эти три дня, то сумму вернут полностью. Если вы созреете только через неделю, то вам вернут страховую премию за вычетом суммы, пропорционально покрывающей страховку четырех дней. После отказа от страховки деньги должны вернуть в течение семи дней.

Дмитрий Янин рассказал, что все чаще осведомленные заемщики именно так и поступают — оформляют кредит, соглашаясь на дополнительную страховку, а потом отказываются от нее в течение периода охлаждения.

А что банк может предпринять при отказе от страховки?

Если обязанность оформить страховку прописана в договоре, а заемщик игнорирует ее больше месяца, то банк может даже потребовать досрочно вернуть потребительский кредит. Но только если договор не предусматривает, что отказ от страховки позволяет повысить процентную ставку. Как раз этот пункт кредитные организации уже давно прописывают в своих документах.

Теперь закон закрепил, что они обязаны предоставить клиенту возможность взять кредит без оформления страховки, но с условием, что они могут увеличить ставку. При этом тот факт, что кредитор эту обязанность выполнил, должен подтверждаться в письменной форме. То есть, предлагая страховку при оформлении кредита, менеджеры банка должны отдельно сообщать клиенту, что он может ее и не покупать, но тогда и процент будет выше.

В КонфОП такой подход считают все-таки ценовой дискриминацией, заявил Дмитрий Янин.

Скрыть отказ от банка не выйдет: кредитные и страховые организации обмениваются информацией, если страховка как-то влияла на условие кредита или заключена с участием банка, объяснил Виктор Дубровин.

Ранее проблемы также нередко возникали при расторжении договоров коллективного страхования. Суть такой страховки в том, что договор заключается между страховой и банком, а последний уже присоединяет клиента к своей программе. В этом случае организации нередко отказывались возвращать средства страхователям. Впрочем, Верховный суд выступил на стороне заемщиков, приняв решение, что клиенты вправе вернуть себе все траты за подключение к коллективным программам страхования, в том числе и комиссию банка, если откажутся от страховки в течение все тех же 14 дней. Теперь закон также подтвердил это право.

Может ли банк прибавить цену страховки к самому кредиту?

Банк действительно может так поступить, но только с вашего согласия. По сути, это означает, что он дополнительно дает в долг еще и на оплату страховки. "По ряду кредитных программ у заемщиков есть возможность включить стоимость страховки в тело кредита. Поскольку в составе кредита не выделяется статья расходов именно на страхование, то начисление процентов производится на всю сумму в соответствии с правилами кредитования", — объяснил Александр Ефремов.

От такой страховки можно отказаться, но тогда и полис придется покупать самостоятельно. Или не покупать совсем и, вероятно, столкнуться с повышением процента по займу.

Можно ли отказаться от страховки по окончании периода охлаждения?

В принципе по закону отказаться практически от любой страховки можно когда угодно. Но, как правило, в таком случае вернуть страховую премию не получится, только если это отдельно не оговорено в договоре.

А какие страховки нельзя вернуть?

В ЦБ напоминают, что нельзя отказаться от:

Но, кроме последней, никакие из этих страховок не связаны с оформлением займов.

Если погасить кредит досрочно, получится ли вернуть страховую премию?

Изменения в законодательстве как раз и нужны в том числе, чтобы избежать разночтений по этому вопросу. С точки зрения клиента, все очевидно: кредит закрыт, а значит, и страховаться перед банком больше не нужно. У страховых компаний была другая логика: риски повреждения недвижимости или проблем со здоровьем никуда не исчезают, так что страховка еще может понадобиться.

В результате клиентам приходилось через суд добиваться возврата средств. Теперь закон подтвердил: отказаться от страховки можно и при досрочном погашении займа. Важное условие — страховой договор должен быть заключен именно в "целях обеспечения исполнения обязательств заемщика" по кредиту. Он считается таким, либо если наличие страховки влияет на условия кредита, либо если страховую выплату получает банк, то есть он становится выгодоприобретателем.

А куда жаловаться, если банк навязал страховку?

"Если человек считает, что имело место "навязывание", то есть его сознательно ввели в заблуждение и оформили полис страхования против его воли, то необходимо для начала обратиться с заявлением в кредитную или страховую организацию. В нем изложить обоснования своего мнения и указать на необходимость прекращения договора. Но надо учитывать, что кредитная организация вправе провести разбирательства и учесть все обстоятельства, включая документы, которые человек подписывал, а также объяснения работавшего с ним менеджера", — отметил Виктор Дубровин.

Дмитрий Янин считает, что шансы через суд доказать навязывание очень маленькие, так как главным аргументом банка будет ваша добровольно поставленная подпись под договором страхования. Выход — или не оформлять страховку вообще, или вовремя отказываться от нее.

Тем не менее если вы считаете, что банк навязал вам ненужную услугу, то жаловаться можно в ЦБ или Роспотребнадзор.

Кстати, сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который предусматривает штрафы для кредитных организаций за навязывание дополнительных услуг — не только страховых, но и любых других. Финансовые организации пытаются заменить штрафы таким же периодом охлаждения, как тот, что действует для страховщиков. В каком виде закон будет принят, узнаем в осеннюю сессию.

А если у вас возникли разногласия уже непосредственно со страховой компанией, например по размеру или срокам выплат, то для начала нужно обратиться к финансовому омбудсмену. Здесь мы подробнее рассказывали, чем он поможет.

Разбираемся, в каких случаях получится возместить убытки, как выбрать страховую компанию и что делать, если наступил страховой случай.

Как работает страхование жилья

Этот вид страхования пригодится, когда у вас есть недвижимость и вы хотите защитить себя на случай, если с жильём что-то произойдёт. Пожар, взрыв газа, ограбление, стихийное бедствие, соседи забыли закрыть кран в ванной — во всех этих ситуациях вы рискуете понести серьёзные убытки и даже совсем потерять дом или квартиру. Страхование помогает возместить потери частично или полностью.

Для этого вы заключаете договор со страховой компанией, в котором будет прописано:

  • что именно вы страхуете;
  • какие случаи будут считаться страховыми;
  • на какую сумму вы хотите застраховать жильё.

После вы регулярно платите взносы. Если страховой случай всё-таки наступает, компания оценивает ущерб и выплачивает вам сумму, предусмотренную договором. То есть всё работает примерно так же, как и с любой другой страховкой.

Что можно застраховать в квартире или доме

Всё: от жилья целиком до отделки, мебели и других предметов интерьера. Обычно страховые компании предлагают такие варианты объектов страхования:

  • конструктивные элементы — пол и потолок, стены и перегородки, балконы и лоджии;
  • инженерное оборудование — трубы, счётчики, проводка и прочие коммуникации;
  • внутренняя отделка — напольное и потолочное покрытие, обои, краска или декоративная штукатурка, окна, двери и любые части декора;
  • движимое имущество — техника, мебель, ценные личные вещи;
  • право на собственность — такое страхование называется титульным и помогает сократить убытки, если при покупке жилья вы столкнулись с мошенниками.

Важно помнить, что жилищное страхование распространяется далеко не на любое движимое имущество. Не стоит рассчитывать, что вам компенсируют стоимость всей вашей одежды, украшений, детских игрушек и бабушкиного сервиза на 12 персон. Что-то из дорогих вашему сердцу вещей вы сможете застраховать, но всё будет зависеть от страховой.

От чего можно застраховать жильё

  • соседи залили водой;
  • прорвало водосточную или канализационную трубу;
  • жильё ограбили;
  • произошёл пожар.

Поэтому в первую очередь стоит застраховать дом или квартиру именно от этих рисков. Но это, конечно, не полный список. Страховые компании предлагают ещё несколько опций:

  • стихийные бедствия;
  • взрыв газа;
  • конструктивные дефекты;
  • техногенные аварии;
  • действия животных;
  • падение летательных аппаратов и их частей; .

Кроме того, есть возможность застраховать свою гражданскую ответственность. Такая страховка помогает возместить ущерб, если по вашей вине пострадала чужая недвижимость, например вы залили соседей.

Также страховая компания может покрывать расходы на временное проживание и хранение вещей, уборку территории, оформление и оплату документов и справок, которые нужны для восстановления жилья.

Каждый страховщик предлагает на выбор свой перечень рисков или пакетные варианты, которые включают всё сразу.

Как оформить страховку

1. Выберите надёжную страховую компанию

Важно, чтобы у страховщика была лицензия Центрального банка России. Проверить это можно на официальном сайте. Также стоит обратить внимание на тарифы и другие условия. Например, чтобы компания указала в договоре все важные для вас страховые риски.

2. Внимательно прочитайте условия договора

Нужно понимать, что основная цель страховой компании — заработать, а не спасти вас от разорения. Поэтому информация на красивых сайтах страховщиков и в калькуляторах стоимости страховки может немного отличаться от реальности и сглаживать не слишком удобные условия. Важно максимально точно прояснить для себя:

  • что именно компания считает страховым случаем;
  • когда она может отказать вам в выплате;
  • как происходит процедура оценки и возмещения ущерба;
  • какие документы потребуются, когда наступит страховой случай;
  • каков точный размер страховых взносов.

Например, вы хотите, чтобы компания возместила вам ущерб в случае затопления. Но если внимательно прочитать договор, может выясниться, что страховым случаем будет считаться только ситуация, когда вас залили соседи, а прорыв трубы или наводнение — уже нет. Та же история и с пожарами: некоторые компании не возмещают ущерб, если пожар случился из-за дефектов проводки или поломки электрических приборов.

3. Оцените стоимость имущества

Вы сами выбираете, на какую сумму застраховать жильё и то, что в нём находится. Именно её вам выплатит страховая компания, если что-то случится. Но от этой же суммы напрямую зависит и стоимость вашей страховки.

4. Узнайте, можно ли использовать франшизу

  • Условная: вам возместят ущерб, только если он выше определённой суммы. Например, ваша условная франшиза — 5 000 рублей. Если ущерб меньше 5 000 рублей, вы разбираетесь с ситуацией сами, если больше, его возмещает страховая компания. Скажем, вас залили соседи, наступил страховой случай. Ремонт обойдётся вам в 15 000 рублей. Эту сумму полностью выплатит страховщик.
  • Безусловная: вы устанавливаете сумму, которую в любом случае компенсируете самостоятельно, а остальное вам добавит страховщик. Если ваша безусловная франшиза 5 000 рублей, а ремонт после того, как вас залили соседи, обойдётся в 15 000, то страхования компания возместит вам 10 000 рублей.

5. Почитайте отзывы

Иногда страховые компании радостно заключают договоры и принимают от клиентов деньги, но сами с выплатами не спешат. Они затягивают процесс, заставляют в рабочее время собирать бумажки и стоять в очередях, при оценке существенно занижают размер ущерба.

Предвидеть такое развитие событий во время заключения договора сложно, нарушением закона всё это не является, а оспаривать решение страховой будет себе дороже. Так что стоит обратиться к чужому опыту и заранее узнать, что пишут о компании её клиенты.

6. Принесите все необходимые документы и подпишите договор

Обычно вам будет достаточно паспорта и документа, подтверждающего право собственности на жильё. Некоторые страховые компании могут попросить дополнительные документы, например выписку из ЕГРН.

Как получить страховую выплату

Если наступил страховой случай, вам нужно сделать следующее:

  • Как можно скорее сообщить обо всём в страховую компанию. Обычно в договоре прописан срок, в течение которого вы должны это сделать. Иногда это три дня, иногда сутки. Если вы опоздаете, деньги могут не выплатить.
  • Обратиться в службу, которая зафиксирует случившееся. Это может быть полиция, МЧС, управляющая компания. От них требуется документ, подтверждающий произошедшее, например справка о пожаре, постановление о возбуждении уголовного дела в случае ограбления и так далее.
  • Подать в страховую компанию необходимые документы. Как правило, это действующий страховой полис, квитанции об оплате страховых взносов и бумаги, подтверждающие, что наступил страховой случай.
  • Дождаться решения страховщика. Компания вызовет оценщика, примет решение и, если оно будет положительным, полностью или частично возместит ущерб.

В каких случаях страховку могут не выплатить

Такие ситуации перечислены в договоре страхования, и у каждой компании они свои. Как правило, вам могут отказать по нескольким причинам.

  • Ваша ситуация не считается страховым случаем: вы застраховали дом от стихийного бедствия, а на него упал фонарный столб.
  • Всё случилось по вашей вине: вы оставили включённым утюг и ушли на работу, а в квартире начался пожар.
  • Вы нарушали условия договора: например, не вносили вовремя страховые взносы или поздно обратились в страховую компанию.

Если страховая компания отказывает вам в выплате компенсации без видимых причин, вы можете обратиться с жалобой в Центральный банк.

Пишу для Лайфхакера о продуктивности, мотивации, отношениях, социальных проблемах и ловушках мышления. Выбираю для статей проверенные источники информации — научные работы, статистику, мнения экспертов.

Читайте также: