2 имейте в виду что злые браконьеры являются уголовными преступниками и будут непременно наказаны

Обновлено: 30.06.2024


1) На темном листе блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
2) День обещал быть ветреным и ДОЖДЕВЫМ.
3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ запах, дурманящий аромат цветущей липы.

Пояснение.
ДОЖДЕВОЙ день — день, связанный с дождем. По контексту подразумевается ДОЖДЛИВЫЙ день.

Правильный ответ указан под номером 2.


1) Единичный случай в эксперименте не подтверждает гипотезу.
2) Этот случай оказался далеко не единичным, и почти ежегодно он повторяется.
3) Дмитрий оставался самым весёлым, а точнее, единичным человеком в группе, который без конца шутил.
4) Нужно стараться обращать внимание на явление в целом, а не на единичные его проявления.

Пояснение.
ЕДИНИЧНЫЙ человек — отдельный или редкий человек. По контексту подразумевается ЕДИНСТВЕННЫЙ человек.

Правильный ответ указан под номером 3.


1) Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где всё уснуло по прихоти ЗЛОЙ феи.
2) Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки.
3) Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры являются уголовными преступниками будут непременно наказаны.
4) Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

Пояснение.
ЗЛЫЕ браконьеры — браконьеры, испытывающие злобу. По контексту подразумеваются ЗЛОСТНЫЕ браконьеры.

Правильный ответ указан под номером 3.

Пояснение.
Корректно: апатичный.

Правильный ответ указан под номером 4.


1) Константин — человек мягкий, тонкий, весьма дипломатичный.
2) Ответ был составлен в дипломатичных выражениях.
3) Он постоянно нарушал дипломатичный этикет, разговаривая с послами без учета требований речевого поведения.
4) Выступление главного редактора оказалось неожиданно уклончивым и дипломатичным.

Пояснение.
ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет — свойственный дипломату этикет. По контексту подразумевается ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет.

Правильный ответ указан под номером 3.


1) После того как рой полностью привьётся, под собравшийся клуб подводят роевню и в неё СТРЯХИВАЮТ основную массу пчёл.
2) Настоящий педагог должен стремиться ОХВАТИТЬ вниманием всех своих учеников.
3) В музыкальном салоне был представлен огромный ОТБОР дисков с записями известных исполнителей и начинающих певцов.
4) Составленный руководителем проекта план в процессе его разработки ПРЕТЕРПЕЛ большие изменения.

Пояснение.
ОТБОР — выделение из общего числа. По контексту подразумевается ВЫБОР.

Правильный ответ указан под номером 3.


1) Для того чтобы домашний квас получился ИГРИСТЫМ, приятным и освежающим, необходимо соблюдать технологию его приготовления.
2) В июле стояла жара, и, когда по зелёной листве сначала медленно и неуверенно, а затем всё настойчивей застучали капли ЖИВУЧЕЙ влаги, вся природа встрепенулась и потянулась навстречу дождю.
3) Нефролепис может расти и при ИСКУССТВЕННОМ освещении, но, как и все папоротники, нуждается в повышенной влажности воздуха.
4) На летние месяцы школьников отправляют в международный ЯЗЫКОВОЙ лагерь, одно из основных направлений деятельности которого — изучение иностранных языков.

Пояснение.
ЖИВУЧАЯ влага — крайне жизнеспособная влага. По контексту подразумевается ЖИВИТЕЛЬНАЯ влага.

Правильный ответ указан под номером 2.


1) Кошки чрезвычайно терпеливы и могут часами ВЫЖИДАТЬ, когда мышь покинет своё убежище.
2) Никакая работа не ПРЕДСТАВЛЯЛА для этого блестяще образованного и высокоорганизованного человека больших затруднений.
3) Система контроля в дальнейшем может ПЕРЕТЕРПЕТЬ значительные изменения.
4) Чем больше мы узнаём о ЖИВОЙ природе, тем больше мы познаём самих себя.

Пояснение.
ПЕРЕТЕРПЕТЬ изменения — выдержать изменения, потерпев какой-то время. По контексту подразумевается ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Правильный ответ указан под номером 3.


1) По мнению преподавателей, ЯЗЫКОВЫЙ барьер — это то, что чаще всего мешает взрослому человеку успешно овладевать иностранным языком.
2) В период заморозков растениям необходимо ЖИВИТЕЛЬНОЕ тепло, поэтому садоводы должны заранее обдумать, какой тип теплиц использовать, чтобы сохранить нежные всходы.
3) Потенциальные инвесторы продолжают ВЫЖИДАТЬ подходящего момента для вложений денежных средств, оценивая наиболее перспективные направления инвестиций.
4) Курс культурологии, который изучается на кафедре гуманитарных и социальных наук, был введён с целью ВОСПОЛНИТЬ пробелы в знании требований воинского и гражданского этикета.

Пояснение.
ЯЗЫКОВЫЙ барьер — барьер, сделанный из языков. По контексту подразумевается ЯЗЫКОВОЙ барьер.

Правильный ответ указан под номером 1.


1) Абитуриенты до назначенного дня должны ПРЕДСТАВИТЬ все необходимые для приёма в выбранное учебное учреждение документы.
2) АДРЕСАТ должен сам прийти на почту, как только узнает о том, что для него пришло заказное письмо.
3) Недостаток кальция в организме черепахи можно легко ВОСПОЛНИТЬ при кормлении животного мелкой рыбой с костями.
4) Анастасия распахнула окно, и комната наполнилась ЖИВУЧИМ дыханием соснового бора.

Правильный ответ указан под номером 4.

Пояснение.
ИГРИСТОЕ настроение — пенящееся, шипучее настроение. По контексту подразумевается ИГРИВОЕ настроение.

Правильный ответ указан под номером 4.


1) Если АДРЕСАТ не приходит за письмом в течение пяти суток, то почтовое отделение направляет ему повторное уведомление.
2) На полотнах ЗАЧИНАТЕЛЯ крестьянского бытового жанра в русском искусстве М. Шибанова академическая условность композиции и сдержанность характеристик персонажей сочетаются с любовной обрисовкой крестьянского быта.
3) Чтобы получить ЖИВИТЕЛЬНЫЙ заряд положительной энергии, посмотрите цирковое представление или посетите дельфинарий.
4) Работодатель обязан ПРЕДСТАВИТЬ оплачиваемый учебный отпуск работнику, который учится в аспирантуре (адъюнктуре) заочно.

Пояснение.
ПРЕДСТАВИТЬ — познакомить, показать, вообразить. По контексту подразумевается ПРЕДОСТАВИТЬ.

Правильный ответ указан под номером 4.


1) А. Н. Радищев в прозе и стихах обращается к сокровищнице народного творчества и народного языка, поэтому его можно считать ЗАЧИНАТЕЛЕМ того процесса, который нашёл своё завершение в произведениях А. С. Пушкина.
2) По требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица акционерное общество обязано в разумные сроки ПРЕДСТАВИТЬ им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему.
3) Конечно, тот самый ИГРИСТЫЙ русский квас, который пили наши предки, приготовить в современных условиях практически невозможно, но можно попробовать приготовить неплохие квасные напитки.
4) После того как отправленное АДРЕСАНТОМ заказное письмо достигнет адресата, отправитель получит уведомление о вручении.

Пояснение.
ПРЕДСТАВИТЬ — познакомить, показать, вообразить. По контексту подразумевается ПРЕДОСТАВИТЬ.

Правильный ответ указан под номером 2.

Пояснение.
Глагол ОТРЯХНУТЬ используется без предлогов, с существительным в винительном падеже. Здесь подразумевается глагол СТРЯХНУТЬ.

Правильный ответ указан под номером 4.


1) Механическая обработка не полностью отвердевшей формованной конструкции бывает ЗАТРУДНИТЕЛЬНОЙ вследствие повышенной вязкости этой конструкции.
2) Уже не в первый раз российская женская сборная по баскетболу одерживает ВПЕЧАТЛЯЮЩУЮ победу над командой соперниц.
3) Бойкий ЯЗЫКАСТЫЙ парень, продававший неподалёку книги и календари, время от времени сочувственно поглядывал на молоденькую продавщицу, у которой никак не получалось привлечь покупателей.
4) Человек, искренне любящий свою страну, не позволит, чтобы в его присутствии УНИЖАЛИ заслуги отечественных учёных, новаторов и изобретателей.

Пояснение.
УНИЖАЛИ — умаляли достоинство, оскорбляли самолюбие. По контексту подразумевается ПРИНИЖАЛИ.

Правильный ответ указан под номером 4.


1) ПАМЯТНЫЕ дни устанавливаются в честь значительных событий в мировой истории или истории России.
2) Ранимый, ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНЫЙ ребёнок тяжело переносит неудачи в играх, поражения в соревнованиях, и, попадая в такие ситуации, он долго плачет и сердится.
3) Информация о расписании авиарейсов, НАЛИЧНОСТИ мест на самолёт и стоимости авиабилетов является актуальной на момент запроса этой информации на указанном в рекламном проспекте сайте.
4) Под ЗАТРУДНЕННЫМ дыханием подразумевается неприятное ощущение сложности выполнения вдоха или выдоха.

Пояснение.
НАЛИЧНОСТЬ — деньги, имеющиеся налицо. По контексту подразумевается НАЛИЧИЕ.

1) Повернуть –свернуть,

3) Накрытый –покрытый,

1) Дорожка – стежка,

2) Обогнать- перегнать,

4) Классный – классовый.

1) Скрытый – скрытный,

3) Добрый –ласковый,

4) Скупой –жадный.

1) Грустно –печально ,

2) Лицо –личность,

4) Удивительный –чудный.

1) Раскололось –разбилось,

2) Бедность –богатство,

3) Убежденно –убедительно,

4) Открытый –закрытый.

1.В каком предложении вместо слова информационный нужно употребить информативный?

  1. Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
  2. Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной телепрограммы.
  3. Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
  4. Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы

2. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?

  1. На востоке наравне с серебром и медью раскрылись каменные богатства Алтая.
  2. 2. Стены мрачного коридора, а также потолок были высечены из сплошной каменной глыбы.
  3. 3. Здесь, на каменных вершинах, ничто не растет.
  4. У этого человека каменное сердце

3. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?

  1. Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления?
  2. Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно помогали людям в сложных ситуациях.
  3. Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок.
  1. Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны

4. В каком предложении вместо слова БЕЗОБИДНЫЙ нужно использовать НЕОБИДЧИВЫЙ?

1) Заведующий отделением часто отчитывал нас без всяких оснований, но в сущности был совершенно безобидным человеком.

2) Шутки брата далеко не всегда были безобидны.

3) Я люблю общительных, безобидных людей, которые понимают шутки.

4) Мыши – совершенно безобидные существа, хотя многие их боятся.

  1. 5. В каком предложении вместо слова злой нужно употребить злостный?
  1. Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по велению злой феи?
  2. Не по злой воле он допускал промахи и ошибки.
  3. Имейте в виду, что злые браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны.
  4. Человек он был злой; ему непременно нужно было кого-то мучить.

6. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?

1 Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.

2 Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.

3. Наша текстильная фабрика одевала всю область.

4 Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы

7. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить каменистый?

  1. И упало каменное слово на мою еще живую грудь.
  2. 2. Эти сооружения возникли в период перехода от деревянного зодчества к каменному.
  3. Мы шли долго в темном лесу по извилистой каменной тропке.
  4. 4. В жаркие июльские дни, когда каменный город изнывал от солнца, здесь царила тишина и прохлада..

8. В каком предложении вместо слова будничный нужно употребить будний?

9. В каком предложении вместо слова песочный нужно употребить песчаный?

1 На празднике детей угощали песочными пирожными.

2 Отдыхающие загорали на песочном пляже.

3 На столике стояли песочные часы

4 Внимание пассажиров привлек мужчина в пальто песочного цвета

10. В каком предложении вместо слова великий нужно употребить величественный?

1 Это великое счастье, когда рядом друзья.

2 Я считаю, что перед нами великая картина выдающегося художника.

3 Вот и наступил рассвет, и перед нами открылись великие и прекрасные перспективы древнего города.

4.Пока друзья были на отдыхе, накопилось великое множество бытовых проблем и неотложных дел

11. В каком предложении вместо слова водный нужно употребить водяной?

  1. У травянистого берега невидимые мушки и водные жуки вычерчивают на речной глади сложные фигуры.
  2. В дождливую погоду цветок запасается влагой и может долго обходиться своими водными запасами.
  3. Водные карнавалы стали популярными, особенно среди молодых людей.
  4. Непродуманная мелиорация нарушила водный баланс в нашей местности.

12. В каком предложении вместо слова военный нужно употребить слово воинский?

1) Федоров был военным человеком и хорошо представлял, какие испытания ждут впереди солдат его полка.

2) 3а храбрость и доблесть он получил очередное военное звание.

3) Он многое испытал в жизни, но сумел сохранить даже военную выправку.

4) Военная промышленность этой страны очень развита.

13.. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить слово взрывчатый?

1) Взрывная волна отбросила мальчика метра на три.

2) Давно уже кончилась война, но в этих местах еще встре­чаются взрывные предметы.

3) Снайперы обезвредили взрывное устройство, угрожав­шее жизни людей.

4) В нем горели, обжигая, страстные, порой взрывные чув­ства.

14. В каком предложении вместо слова гуманный нужно употребить слово гуманитарный?

1) Оба брата были чрезвычайно обходительными с людьми, и вообще очень гуманными и добрыми.

2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склон­ности не к точным наукам, а к гуманным.

3) В студии этого великого мастера царили искренность и гуманная, тончайшая правда человеческих пережива­ний.

4) Русская литература подарила много выдающихся про­изведений, глубоко гуманных, мудрых, истинно пре­красных.

А 2. Лексические нормы. Паронимия Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского

№ слайда 1

А 2. Лексические нормы. Паронимия Подготовила Корзунова Ж. В., учитель русского языка, ЗАТО п. Солнечный, 2011 По материалам сборника Единый государственный экзамен. 2011. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ. – М.: Интеллект-Центр. 2011

А 2. Лексические нормы. Паронимия В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужн

№ слайда 2

А 2. Лексические нормы. Паронимия В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ? Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека. Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы. ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе. ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

А 2. Лексические нормы. Паронимия 2. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ н

№ слайда 3

А 2. Лексические нормы. Паронимия 2. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ? Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках. Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг. Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах

А 2. Лексические нормы. Паронимия 3. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ

№ слайда 4

А 2. Лексические нормы. Паронимия 3. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи. Для одного искусство лишь средство стать знаменита и известным, для другого – ЖИЗНЕННАЯ необходимость. Основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ. ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом, и далеко не все они являются положительными.

А 2. Лексические нормы. Паронимия 4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТ

№ слайда 5

А 2. Лексические нормы. Паронимия 4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕОСТАВИТЬ? ПРЕДСТАВЬТЕ гостям вашего друга. Актер умел ПРЕДСТАВИТЬ пение соловья. Я ПРЕДСТАВИЛ вам право самостоятельно решать эти вопросы. Вы должны срочно ПРЕДСТАВИТЬ отчет о командировке.

А 2. Лексические нормы. Паронимия 5. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТ

№ слайда 6

А 2. Лексические нормы. Паронимия 5. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ? За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде. Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность. Нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника. Русский язык – громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности

А 2. Лексические нормы. Паронимия 6. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ

№ слайда 7

А 2. Лексические нормы. Паронимия 6. В каком предложении вместо слова ВРАЖДЕБНЫЙ нужно употребить ВРАЖЕСКИЙ? Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого, даже ВРАЖДЕБНОГО приема. В этом капризном воздухе была нарядность юга, его подчеркнутая ВРАЖДЕБНАЯ северу красота. Вокруг села расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк. В народных сказках животные иногда выступают в качестве ВРАЖДЕБНОЙ силы, опасной для людей.

А 2. Лексические нормы. Паронимия 7. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно

№ слайда 8

А 2. Лексические нормы. Паронимия 7. В каком предложении вместо слова ЗЛОЙ нужно употребить ЗЛОСТНЫЙ? Здесь было так неуютно и страшно, как в заколдованном царстве, где все уснуло по колдовству ЗЛОЙ феи. Не по ЗЛОЙ воле он допускал промахи и ошибки. Имейте в виду, что ЗЛЫЕ браконьеры, являющиеся уголовными преступниками, будут непременно наказаны. Человек он был ЗЛОЙ: ему непременно нужно было кого-то мучить.

А 2. Лексические нормы. Паронимия В каком предложении уместно использовать глаго

№ слайда 9

А 2. Лексические нормы. Паронимия В каком предложении уместно использовать глагол ОДЕТЬ? Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки. Малышей … потеплее. Дедушка взял газету и … очки В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.

Ответы: Гуманитарные вопросы (2) Глинистые минералы (3) Житейские привычки (4) П

№ слайда 10

Ответы: Гуманитарные вопросы (2) Глинистые минералы (3) Житейские привычки (4) Предоставил право решать (3) Предоставляет (4) Вражеский полк (3) Злостные браконьеры (3) Малышей одеть потеплее. (2)

Читайте также: