192 статья уголовного кодекса рф что за статья

Обновлено: 02.07.2024

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание утратило силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.

Комментарий к ст. 192 УК РФ

Объект преступления - установленный порядок сдачи драгоценных металлов или драгоценных камней.

Согласно ст. 20 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением их самородков, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в специальные организации. Перечень таких предприятий, а также порядок их работы утверждаются Правительством РФ . Собственниками драгоценных металлов после аффинажа являются организации, осуществляющие их добычу, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.

Постановление Правительства РФ от 17 августа 1998 г. N 972 "Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов" // РГ. 1998. 27 авг.

Аффинаж драгоценных металлов - это процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории Российской Федерации, или международным стандартам (ст. 1 названного Закона).

В соответствии с ч. 5 ст. 2 и ст. 20 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" специальному федеральному органу государственной власти и органу государственной власти субъекта РФ предлагаются собственниками для приобретения в приоритетном порядке следующие добытые и произведенные ценности: 1) аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде; 2) не подлежащие аффинажу самородки драгоценных металлов; 3) уникальные самородки драгоценных металлов ; 4) драгоценные камни в рассортированном виде; 5) уникальные драгоценные камни.

Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1068 "О порядке и критериях отнесения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней к категории уникальных" // РГ. 1999. 22 окт.

Такое преимущественное право необходимо государству в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ. При реализации его государством организации, осуществляющие добычу и производство указанных ценностей, обязаны их продать .

Некоторые специалисты считают, что нарушение приоритетного порядка продажи ценностей образует состав преступления, предусмотренный ст. 191 УК РФ. См.: Лопашенко П.А. Преступления в сфере экономики: авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). М., 2006. С. 563.

Предмет преступления - драгоценные металлы и драгоценные камни (см. комментарий к ст. 191 УК РФ).

В соответствии с диспозицией ст. 192 УК РФ ценности должны быть добыты из недр (путем разработки месторождений), получены из вторичного сырья (путем обработки лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней), а также подняты или найдены (путем обнаружения самородков драгоценных металлов и драгоценных камней) организациями, осуществляющими свою деятельность на основании разрешений (лицензии).

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - уклонении от обязательной сдачи на аффинаж или от обязательной продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней, последствии в виде крупного размера, причинной связи.

Под уклонением от обязательной сдачи на аффинаж драгоценных металлов понимается их непредоставление в аффинажные организации.

Под уклонением от обязательной продажи понимается незаключение договора купли-продажи драгоценных металлов или драгоценных камней со специально уполномоченными органами исполнительной власти в случаях, установленных действующим законодательством РФ.

Деяние является оконченным в момент истечения срока исполнения соответствующей обязанности в крупном размере. Состав преступления формальный.

В соответствии с примечанием к ст. 169 УК РФ под крупным размером уклонения понимается стоимость драгоценных металлов и драгоценных камней, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей (см. комментарий к ст. 191 УК РФ).

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или продажи драгоценных металлов или драгоценных каменей, сопряженное с их незаконным оборотом, квалифицируется по совокупности со ст. 191 УК РФ.

Обязанность сдачи на аффинаж или продажи государству драгоценных металлов или драгоценных камней не распространяется на лиц, добывающих либо производящих ценности без соответствующей лицензии. Указанные действия уголовно наказуемы по ст. 171 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконное предпринимательство. Последующий оборот этих предметов образует совокупность ст. 171 со ст. 191 УК РФ.

Несдача на аффинаж драгоценных металлов или драгоценных камней и последующее их хищение дополнительно квалифицируются со ст. 160 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что нарушает правила сдачи на аффинаж или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней в крупном размере, и желает этого.

Субъект преступления общий - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, в том числе руководитель организации, осуществляющей добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, руководитель артели старателей.

Судебная практика по статье 192 УК РФ

по приговору Уалихановского районного суда Северо-Казахстанской области Республики Казахстан от 8 октября 2015 г. Борисов был признан виновным в том, что 19 августа 2015 г. в с. Кишкенеколь Уалихановского района Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, действуя по предварительному сговору с другим лицом, он незаконно проник в жилой дом, где с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, совершил разбойное нападение на потерпевших П. и Б. завладев их денежными средствами в размере 30000 и 3600 тенге. За совершение указанных действий Борисов был осужден по п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 192 УК Республики Казахстан на 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с конфискацией имущества, однако наказание полностью не отбыл, так как на основании постановления Кокшетауского городского суда Акмолинской области Республики Казахстан от 22 мая 2018 г. был условно-досрочно освобожден на неотбытый срок 2 года 2 месяца 26 дней. Впоследствии Борисов скрылся от контроля специализированных органов Республики Казахстан, в связи с чем по постановлению Уалихановского районного суда Северо-Казахстанской области Республики Казахстан от 28 сентября 2018 г. его условно-досрочное освобождение отменено, на основании судебного решения в отношении его избрана мера пресечения в виде содержания под стражей и он объявлен в розыск.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Комментарий к ст. 192 TК РФ

1. Настоящая статья, определяя понятие дисциплинарного проступка, устанавливает исчерпывающий печень взысканий, применяемых работодателем при общей дисциплинарной ответственности к работникам, виновным в нарушении трудовой дисциплины.

2. ППВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 называет в п. 35 нарушения трудовой дисциплины, являющиеся дисциплинарными проступками.

3. Работники, на которых распространяется действие уставов и положений о дисциплине, несут специальную дисциплинарную ответственность (см. комментарий к ст. 330 ТК).

4. Выбор конкретной меры дисциплинарного взыскания принадлежит работодателю, который имеет право применять взыскания, предусмотренные только федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

5. В случае совершения работником дисциплинарного проступка работодатель может и не применять дисциплинарное взыскание, поскольку сам работодатель решает, применить к провинившемуся работнику то или иное взыскание либо вообще не привлекать работника к дисциплинарной ответственности, а ограничиться устным замечанием, личной беседой и т.д.

Судебная практика по статье 192 TК РФ

Статья 192 ТК РФ предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
замечание;
выговор;

30. В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарные взыскания применяются работодателем к работнику за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
Дисциплинарные взыскания на судей могут быть наложены квалификационными коллегиями судей за совершение дисциплинарных проступков, выразившихся в нарушении норм Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 15 декабря 2001 г.), а также положений Кодекса судейской этики.

СТАТЬИ 192 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.И. Кулапин оспаривает конституционность части третьей статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей основания, увольнение по которым является дисциплинарным взысканием.
По мнению заявителя, отсутствие в этом перечне основания, предусмотренного пунктом 13 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, не соответствует статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем ст. 15 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ) предусмотрено, что лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Однако действующее законодательство Российской Федерации административной ответственности за нарушение срока и порядка ответа на обращения граждан не устанавливает. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности на основании ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

2.2. Часть третья статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливая месячный срок применения дисциплинарного взыскания, ограничивает право работодателя на привлечение работников к дисциплинарной ответственности определенным сроком и направлена на защиту прав работника. Данная норма подлежит применению в отношении любого работника и любого представительного органа работников при необходимости учета его мнения относительно применения к работнику дисциплинарного взыскания в случаях, предусмотренных законом, коллективным договором, соглашением (статьи 41, 46, часть вторая статьи 82 и часть третья статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации). Следовательно, часть третья статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая принцип равенства прав и свобод человека.

В своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации В.М. Рубанов просит признать противоречащими статьям 2, 4 (часть 1), 15 (части 1 и 4), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 21 (часть 1), 37 (части 2 и 3), 46 (часть 1), 47, 50 (части 1 и 2), 52, 53, 54 (часть 1), 55 (части 1 и 2), 120 и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10, статьи 15, 150, 151, пункты 2 и 5 статьи 152, статьи 1100, 1101 ГК Российской Федерации, пункт 5 части первой статьи 23, статьи 24, 39, часть третью статьи 45, часть вторую статьи 61, часть первую статьи 194, части третью и четвертую статьи 198, абзац пятый статьи 215, абзац четвертый статьи 217, абзац третий статьи 328, пункты 1 и 2 части первой статьи 362, статьи 381, 393, 397 ГПК Российской Федерации, пункт 4 части первой статьи 33, статью 121.1 КЗоТ Российской Федерации, часть вторую статьи 82, статьи 192, 193, 232, 233, 238, 242, 246, 247, 373, 390, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, части вторую и пятую статьи 20, часть первую статьи 318 УПК Российской Федерации.

По приказу начальника Каспийского пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации N . от 08 августа 2006 года трудовой договор с ним расторгнут, он уволен на основании статей 71, 192 Трудового кодекса РФ, как не прошедший испытательный срок. Данный приказ считает незаконным, так как вменяемый ему в вину проступок, ставший предметом служебного расследования, он не мог быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Другие виды дисциплинарных взысканий в соответствии со ст. 192 ТК - РФ могут быть предусмотрены только федеральными законами, уставами положениями о дисциплине отдельных категорий работников. А согласно ст. 6 ТК РФ принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения, относится к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

СТАТЬИ 192 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой,

Новикова Е.А. обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Ярий А.А. об изменении даты приема на работу, изменении формулировки основания увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, восстановлении нарушенных прав в оплате труда, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что с 6 октября 2010 года она работала у ответчика в должности . . 30 июля 2011 года истец уволена за прогул со ссылкой на статью 192 Трудового кодекса Российской Федерации. С увольнением Новикова Е.А. не согласна, поскольку считала, что прогула не совершала. Истец просила обязать ответчика изменить дату приема на работу на 6 октября 2010 года, признать увольнение незаконным, изменить дату увольнения с 30 июля 2011 года на день вынесения решения суда, изменить формулировку причины увольнения на увольнение по собственному желанию, выплатить средний заработок за время вынужденного прогула с 30 июля 2011 года, задолженность по заработной плате в размере . руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере . руб., проценты за задержку выплаты денежных средств в размере . руб., компенсацию морального вреда в размере . руб.

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству
добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных
металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными
работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на
срок до пяти лет.

Комментарий к Ст. 192 Уголовного кодекса

1. Предмет преступления - драгоценные камни и драгоценные металлы, добытые или полученные на законных основаниях, а также поднятые и найденные драгоценные металлы или драгоценные камни.

2. Объективная сторона преступления выражается: а) в уклонении от обязательной сдачи на аффинаж или б) в уклонении от обязательной продажи государству перечисленных предметов.

3. Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками, если иное не оговорено условиями сделок. Порядок работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, а также порядок оплаты предоставляемых этими организациями услуг и предельные сроки проведения аффинажа устанавливаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. N 1419 "Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа").

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж - это не предоставление в установленные сроки всех или хотя бы части добытых из недр, полученных из вторичного сырья, найденных или поднятых драгоценных металлов и драгоценных камней.

4. Аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном порядке предлагаются: а) специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации; б) уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Федерации, на территориях которых были добыты эти драгоценные металлы и драгоценные камни, для пополнения соответствующих государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации.

Перечисленные органы и организации пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам.

Вместе с тем право приоритетной покупки не равнозначно обязательной продаже, о которой говорится в диспозиции статьи, в связи с чем существует точка зрения, согласно которой такая форма преступления, как уклонение от обязательной продажи государству драгоценных металлов, в настоящее время утратила свое значение.

Второй комментарий к Ст. 192 УК РФ

1. Предмет — драгоценные металлы и драгоценные камни, которые: а) добыты из недр; б) получены из вторичного сырья; в) подняты и найдены.

2. Объективная сторона включает в себя:

1) уклонение от обязательной сдачи драгоценных металлов на аффинаж;

2) уклонение от обязательной продажи драгоценных металлов и камней государству. Деяние должно быть совершено в крупном размере.

3. Аффинаж драгоценных металлов представляет собой деятельность, осуществляемую специализированными организациями, включенными в утвержденный Правительством РФ перечень, по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла (ст. 1 ФЗ от 26 марта 1998 г.).

4. Состав — формальный.

5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект — руководитель организации, добывающей или производящей в установленном законом порядке драгоценные металлы или драгоценные камни.

Третий комментарий к статье 192 УК РФ

1. Непосредственный объект - интересы государства по распоряжению добытыми из недр драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Предмет - драгоценные металлы и драгоценные камни, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий.

2. Объективная сторона данного преступления может выражаться в следующих формах бездействия: уклонение от обязательной сдачи на аффинаж добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней; уклонение от обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней.
Аффинаж - получение драгоценных металлов высокой пробы (технологический процесс по переработке драгоценных металлов). Этот процесс не касается драгоценных камней.
Добытыми из недр признаются камни или металлы, извлеченные из рудных, россыпных и техногенных месторождений. Поднятыми и найденными признаются самородки драгоценных металлов и камней.
Проблемы существуют при решении вопроса об ответственности за уклонение от обязательной продажи государству указанных предметов. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (в ред. от 19.07.2011) не установил такой обязанности. Сохранен лишь приоритетный порядок продажи лишь небольшой части драгоценных металлов и драгоценных камней (аффинированных, уникальных самородков и т.п.). Нарушение такого порядка в определенных случаях может рассматриваться как преступление, предусмотренное ст. 191 УК.

Вопрос с привлечением к уголовной ответственности должен решаться после проведения соответствующей криминалистической экспертизы.
Любое деяние, указанное в диспозиции, может влечь уголовную ответственность только в том случае, если оно совершено в крупном размере, т.е. на сумму, превышающую 1 млн. 500 тыс. рублей.

3. Состав по конструкции - формальный, преступление окончено с началом уклонения. Если уклонение предшествует фактическому завладению указанными предметами с корыстной целью, то действия виновного необходимо рассматривать как хищение.

4. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

5. Субъект преступления - специальный. Лицо физическое, вменяемое, на которое возложена обязанность по сдаче на аффинаж или на продажу государству предметов данного преступления.

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Утратило силу.

Комментарий к Ст. 192 УК РФ

2. Аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам.

Перечисленные в указанных подпунктах органы и организации пользуются преимущественным правом покупки драгоценных металлов и драгоценных камней только при условиях предварительного (по драгоценным металлам не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) заключения договоров купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства и авансирования (выдачи задатка) в счет платежей, причитающихся с этих органов и организаций по указанным договорам.

Российской Федерацией и субъектам РФ принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собственность добытых и произведенных драгоценных металлов и драгоценных камней с субъектами их добычи и производства в целях пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ.

Согласно п. 7 Положения о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.1994 N 756 (в ред. от 24.08.2004) вторичное сырье продается (поставляется) его владельцами Роскомдрагмету, предприятиям-заготовителям и скупочным предприятиям. Предприятия-заготовители и скупочные предприятия продают (поставляют) вторичное сырье Роскомдрагмету , а также заключают в порядке, устанавливаемом Роскомдрагметом, договоры с аффинажными заводами на оказание услуг (выполнение работ) по переработке вторичного сырья. Продажа (поставка) предприятиями-заготовителями и скупочными предприятиями вторичного сырья другим субъектам не допускается.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291; 1998. N 49. Ст. 6058; 2004. N 35. Ст. 3639. Утратил силу в части, касающейся минерального сырья, содержащего драгоценные металлы.

Эта функция перешла к Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (Госфонду России). См.: Перечень функций упраздненного Роскомдрагмета, переданных Минфину России в Постановлении Правительства РФ от 21.11.1996 N 1378 (в ред. от 28.07.2006) // СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5555; 2006. N 32. Ст. 3575.

5. Таким образом, продажа собственником ценностей, которые он добыл, суть обязательное звено в цепи его предпринимательской деятельности, без которой он не сможет извлечь прибыль. Закон ограничивает его право, предоставляя государству преимущественную возможность заключить с собственником ценностей сделку об их покупке. И если государство выразит соответствующее желание, собственник будет обязан добытые ценности ему продать.

С учетом приведенных нормативных требований об установлении приоритетного порядка предложения ценностей для продажи государству и означает наличие в законодательстве правила обязательной продажи данных ценностей государству. Отказ государства от реализации своего права преимущественного приобретения ценностей в конкретном случае не означает отсутствия в законодательстве требования обязательной продажи собственником указанных ценностей при наличии установленных в законе обстоятельств (согласия государства эти ценности купить).

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного комментируемой статьей, состоит в неисполнении приведенных требований об обязательной сдаче минерального сырья, содержащего драгоценные металлы, на аффинаж, а также об обязательной продаже драгоценных металлов или драгоценных камней в крупном размере, который определяется по стоимости указанных ценностей.

7. Размер преступления определяется стоимостью ценностей, по которой была бы заключена сделка об их обязательной продаже. Согласно примеч. к ст. 169 УК крупный размер составляет сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. руб.

8. Субъективная сторона — прямой умысел.

9. Субъект преступления — специальный. Им является лицо, на которое возложена соответствующая обязанность об обязательной продаже.

Читайте также: