190 статья уголовного кодекса рф что за статья

Обновлено: 02.07.2024

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

  • Статья 189. Незаконные экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники
  • Статья 191. Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга

Комментарий к ст. 190 УК РФ

Объект преступления — установленный порядок вывоза из Российской Федерации и возвращения на ее территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран действующим законодательством предусмотрен особый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей независимо от их формы собственности.

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно: созданные гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими здесь; имеющие важное значение для Российской Федерации; обнаруженные на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями либо в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Предмет преступления — культурные ценности художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

в) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов и т.д.

Указанные предметы делятся на три категории: 1) подлежащие вывозу из Российской Федерации; 2) подлежащие временному вывозу из Российской Федерации; 3) не подлежащие вывозу из Российской Федерации .

Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, являются именно ценности, которые подлежат временному вывозу из Российской Федерации.

Временный вывоз культурных ценностей — это их перемещение через таможенную границу России с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

Временный вывоз с территории Российской Федерации культурных ценностей осуществляется для организации выставок, реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в других необходимых случаях.

Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается соответствующими государственными органами после обязательной их экспертизы и заключения между этими органами и лицом, вывозящим ценности, договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. При принятии данного решения выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, в котором, так же как и в указанном договоре, устанавливается срок обязательного возврата ценностей на территорию страны.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии — невозвращении указанных ценностей в установленный срок на территорию Российской Федерации, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под невозвращением понимается невыполнение лицом обязанности возвратить на территорию России культурные ценности в срок, установленный в соответствующем договоре и свидетельстве на право их временного вывоза.

Лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно не имеет реальной возможности возвратить культурные ценности (например, ценности утрачены в результате стихийного бедствия, военных действий).

Деяние является оконченным после истечения срока, установленного для возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации. Состав преступления формальный.

Невозвращение вывезенных ценностей из-за границы необходимо отличать от их хищения, совершенного лицом, не являющимся собственником этих предметов. В последнем случае лицо изначально не собиралось возвращать эти ценности в Россию, имея корыстную цель их присвоения. Данные действия необходимо квалифицировать по статьям главы 21 УК РФ (например, ст. ст. 160, 164).

Рассматриваемое преступление необходимо разграничивать с контрабандой (ч. 2 ст. 188 УК РФ), уголовная ответственность за которую наступает в случае, если предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран перемещаются через таможенную границу России незаконно.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в установленный срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, и желает этого.

Субъект преступления специальный — вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, на которое возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности (например, собственник ценностей, руководитель музея или библиотеки, организатор выставки).

Преступления в сфере предметов искусства и национального достояния

Картина

Анализ имеющейся судебной практики показывает, что подобные криминальные деяния совершаются людьми, причастными к работе музеев, частными коллекционерами, искусствоведами и иными лицами, чья профессиональная деятельность связана с культурным наследием страны.

Предметы живописи, искусства, артефакты, исторические документы, редкие книги, иконы и все, что составляет историческую, культурную ценность для государства, нередко становятся объектами преступных деяний.

К таковым относят:

  • картины, гравюры, иконы;
  • книги и исторические документы;
  • предметы быта;
  • драгоценные украшения, имеющие историческую ценность;
  • археологические находки.

В основной массе случаев ценные предметы вывозятся за пределы страны с целью их последующей продажи коллекционерам. После выяснения обстоятельств незаконной продажи, на лиц допустивших или совершивших подобные незаконные действия, возлагается ответственность за их возвращение в пределы страны.

Невыполнение таких указаний – это правонарушение, попадающее под нормы ст. 190 УК РФ, дающей определение преступлениям, связанным с невозвратом в пределы государства вывезенных предметов искусства и культуры.

В ряде ситуаций вывоз предметов искусства за пределы страны изначально не имеет криминального характера, например, с целью демонстрации или исследований, но возврат вывезенных артефактов произведён не своевременно или они не возвращены вовсе – в таких ситуациях также имеет место невозвращение на территорию российской федерации культурных ценностей.

Судебная практика по статье 190 УК РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.10.2017 N 34

Приговором Симферопольского районного суда Автономной Республики Крым от 9 декабря 2013 года Асанов оправдан по ч. 3 ст. , ч. 3 ст. 146 УК Украины и по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. , п. п. 6, 9, 12, 13 ч. 2 ст. 115, ч. 1 ст. , ч. 3 ст. , п. п. 3, 6, 9, 12, 13 ч. 2 ст. 115, ч. 1 ст. , ч. 3 ст. 146, ч. 3 ст. , ч. 3 ст. , ч. 2 ст. 146, ч. 3 ст. , ч. 3 ст. 146, ч. 3 ст. 146, ч. 5 ст. 185, ч. 1 ст. , ч. 4 ст. 187, ч. 4 ст. 187, ч. 3 ст. , ч. 4 ст. 187, ч. 3 ст. , ч. 1 ст. , ч. 3 ст. 190, ч. 4 ст. 190, ч. 3 ст. , ч. 4 ст. 190, ч. 3 ст. , ч. 2 ст. , ч. 3 ст. 357, ч. 3 ст. , ч. 3 ст. 357, ч. 3 ст. , ч. 3 ст. 357, ч. 3 ст. , ч. 3 ст. 358, ч. 3 ст. , ч. 1 ст. 358, ч. 3 ст. , ч. 3 ст. 358, ч. 3 ст. , ч. 4 ст. 358, ч. 3 ст. , ч. 4 ст. 358 УК Украины осужден к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества, на основании ч. 2 ст. УК Украины по совокупности с приговором от 4 августа 2005 года — к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества.

Определение Конституционного Суда РФ от 30.06.2020 N 1424-О

Закрепленная частью первой.1 статьи 108 УПК Российской Федерации специальная норма, согласно которой заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой той же статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 159, статьями 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также частями пятой — седьмой статьи 159, статьями 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК Российской Федерации, является дополнительной гарантией конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N 250-О-О, от 20 ноября 2014 года N 2637-О и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 23.07.2020 N 1863-О

Согласно части первой.1 статьи 108 УПК Российской Федерации заключение под стражу в качестве меры пресечения при отсутствии обстоятельств, указанных в пунктах 1 — 4 части первой той же статьи, не может быть применено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 159, статьями 159.1 — 159.3, 159.5, 159.6, 160, 165 и 201 УК Российской Федерации, если эти преступления совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, а также частями пятой — седьмой статьи 159, статьями 171, 171.1, 171.3 — 172.3, 173.1 — 174.1, 176 — 178, 180, 181, 183, 185 — 185.4 и 190 — 199.4 УК Российской Федерации. Данная специальная норма уголовно-процессуального закона является дополнительной гарантией конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2011 года N 250-О-О, от 20 ноября 2014 года N 2637-О и др.).

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 16.11.2017 N 66-АПУ17-21

После составления этих протоколов указанные лица, включая осужденного Рогова И.П., в присутствии защитников были ознакомлены с их содержанием, подписали каждую страницу протоколов, им было предоставлено право сделать соответствующие замечания. Поэтому содержащиеся в апелляционной жалобе адвоката Пилеевой О.В. доводы о том, что записи в протоколах допроса Рогова И.П. не соответствуют буквальному тексту ст. 190 УК РФ, не могут быть приняты во внимание. О том, что протоколы были прочитаны и лично обвиняемым Роговым И.П., свидетельствуют соответствующие записи в этих протоколах.

в Республике Казахстан Дюсекешов А.С. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан, а именно в совершении мошенничества в крупном размере. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Карапетян С.А. 1 декабря 2021 года принял решение о выдаче Дюсекешова А.С. правоохранительным органам Республики Казахстан для привлечения к уголовной ответственности.

постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 15 февраля 2021 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Молдова о выдаче Чудина А.А. правоохранительным органам Республики Молдова для привлечения к уголовной ответственности по ч. 5 ст. 190 УК Республики Молдова. Данное постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Чудиным А.А. было обжаловано в Московский городской суд, который постановлением от 15 марта 2021 года жалобу оставил без удовлетворения.

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 19.09.2017 N 5-АПУ17-56

постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 31 марта 2021 года удовлетворено ходатайство Генеральной прокуратуры Республики Казахстан о выдаче Курбанова Н.З. для привлечения его к уголовной ответственности за совершение в июле 2013 года, августе и сентябре 2014 года путем обмана и злоупотребления доверием хищений денежных средств в крупном и особо крупном размере, т.е. преступлений, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 190 и п. 2 ч. 4 ст. 190 УК Республики Казахстан.

постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 3 апреля 2021 г. Усольцев А.А. выдан правоохранительным органам Республики Казахстан для привлечения к уголовной ответственности по п. 2 ч. 4 ст. 190 УК Республики Казахстан. Выражая несогласие с данным решением, Усольцев А.А. и адвокат Захарова Е.А. обратились в Псковский областной суд с жалобами, в удовлетворении которых было отказано.

Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации 04.05.2018 удовлетворен запрос о выдаче Суванова Х.У. правоохранительным органам Республики Казахстан для привлечения к уголовной ответственности по п. 2 ч. 4 ст. 190 УК Республики Казахстан. Данное решение обжаловано в Краснодарский краевой суд адвокатом Фурсовым А.В. в защиту Суванова Х.У.

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, -

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к Статье 190 УК РФ

1. Нормативный материал к статье: ФЗ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 02.11.2004) ; Постановление Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" (в ред. от 03.10.2002) и др.
--------------------------------
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377.

СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938; 2002. N 41. Ст. 3983.

2. Предметами коммент. статьи являются особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран, перечисленные в диспозиции статьи: а) предметы художественного достояния; б) предметы исторического достояния; в) предметы археологического достояния, возвращение которых обязательно на территорию России в соответствии с законодательством.

3. К предметам художественного достояния закон относит художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы, произведения декоративного прикладного искусства и др.

4. Предметы исторического достояния - это исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).

5. Предметами археологического достояния закон считает предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок.

6. В качестве предмета посягательства могут выступать как предметы, которые могут быть вывезены за пределы Российской Федерации, так и предметы, вывоз которых запрещен, кроме случаев временного вывоза.

7. Обязательному возвращению в Россию, безусловно, подлежат следующие законно вывезенные за ее пределы предметы культурного достояния: а) движимые предметы, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия РФ, независимо от времени их создания; б) движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством РФ; в) культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей РФ; г) культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено законом.

В отношении указанных предметов возможен только временный вывоз за пределы Российской Федерации.

8. Порядок вывоза культурных ценностей из Российской Федерации и возвращения их обратно состоит в следующем.

Заявленные к вывозу или временному вывозу с территории РФ культурные ценности подлежат обязательной экспертизе. Экспертиза осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Минкультуры России (ныне - в Росохранкультуры) или его территориальные органы.

Выявление в процессе рассмотрения документов, представленных заявителем, обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя правомочий, позволяющих осуществить вывоз или временный вывоз культурных ценностей с территории РФ, является основанием для отказа заявителю в их вывозе или временном вывозе.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы относительно возможности или невозможности вывоза или временного вывоза представленных культурных ценностей с территории РФ и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости.

На основании экспертного заключения, решения Государственной экспертной комиссии, а также по результатам проверки культурных ценностей по государственным охранным спискам или реестрам Минкультуры России или его территориальные органы принимают решение о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории России.

При принятии решения выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории России.

9. Объективная сторона состава преступления заключается в невозвращении в установленный срок на территорию России указанных выше предметов, вывезенных за ее пределы.

Под невозвращением культурных ценностей на территорию России понимают оставление их на территории иностранного государства по истечении обусловленного договором срока. Срок возвращения культурных ценностей устанавливается в свидетельстве на право вывоза культурных ценностей и в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей, который заключается между организацией или лицом, вывозящими ценности, и их владельцами (государством в лице его учредителей, организацией, другим владельцем).

10. Преступление окончено в момент несовершения действий, которые лицо должно было совершить.

11. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме умысла, причем прямого.

Должна быть установлена реальная возможность возврата ценностей виновным лицом.

12. Если лица, ответственные за возвращение ценностей, еще до их вывоза преследовали цель присвоения ценностей на территории иностранного государства, ответственность по ст. 190 исключается. Виновный привлекается к УО за хищение.

13. Субъектом преступного посягательства может быть лицо (частное, руководитель любой организации), ответственное за возвращение предметов культурного достояния в Россию.

14. Преступление отнесено законодателем к категории тяжких.

Другой комментарий к Ст. 190 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления выступают:

а) предметы художественного достояния народов России и зарубежных стран. К ним относятся: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства; изделия традиционных народных художественных промыслов;

б) предметы исторического достояния народов России и зарубежных стран. К ним относятся: исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

в) предметы археологического достояния народов России и зарубежных стран. К ним относят предметы и фрагменты, полученные в результате раскопок.

2. Статья 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" закрепляет перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации ни на каких условиях, а также перечень культурных ценностей, которые могут временно вывозиться.

3. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок; для осуществления реставрационных работ и научных исследований; в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью; в иных необходимых случаях.

4. В ст. 190 УК РФ ответственность установлена только за невозвращение культурных ценностей, вывезенных на законном основании, если такое возвращение является обязательным.

5. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, на который культурные ценности вывозились за пределы России.

6. Субъектом этого преступления может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей, должностное лицо или иной представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов России и зарубежных стран за пределы России, которые обязаны в соответствии с законодательством возвратить культурные ценности в установленный срок.

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 190 УК РФ

1. В Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 06.12.2011) и других нормативных актах термины "предметы художественного, исторического и археологического достояния" не используются. Однако под такими предметами принято понимать категории предметов, подпадающих под действие названного Закона (см. ст. 7 указанного Закона).

--------------------------------
Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718; СЗ РФ. 2004. N 45. Ст. 4377; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 29. Ст. 3587; 2011. N 27. Ст. 3880; N 50. Ст. 7351.

2. Согласно Закону РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" уполномоченный орган государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей (в настоящее время - Минкультуры России ) составляет перечень культурных ценностей, подпадающих под действие этого Закона. Перечень культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации, утвержден Приказом Россвязьохранкультуры от 14.03.2008 N 117 .

--------------------------------
См.: Указ Президента РФ от 08.02.2011 N 155 "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации" (в ред. от 21.05.2012) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 938; 2012. N 22. Ст. 2754; Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" (в ред. от 17.09.2012) // СЗ РФ. 2011; N 31. Ст. 4758; N 44. Ст. 6272; 2012. N 6. Ст. 688; N 47. Ст. 2018; N 26. Ст. 3524; N 37. Ст. 5001; N 39. Ст. 5270.
БНА. 2008. N 24.

3. По ст. 190 УК может квалифицироваться неисполнение обязанности возвратить на территорию РФ только таких культурных ценностей, которые были временно вывезены за ее пределы на законном основании. Законными основаниями вывоза следует признавать не только формальное соблюдение разрешительной процедуры вывоза культурных ценностей, завершающейся выдачей соответствующего свидетельства, заключением договора. На оценку вывоза как незаконного влияет и то обстоятельство, что лицо, заключая договор, предусматривающий возвращение культурных ценностей в установленный в нем срок, не собирается ценности возвращать. В этом случае лицо использует полученные им документы для незаконного перемещения ценностей через таможенную границу обманными способами, а потому содеянное должно квалифицироваться по ст. 226.1 УК.

4. В ст. 27 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" определены субъекты, имеющие право временного вывоза культурных ценностей, и цели вывоза. В ст. 9 этого Закона указано, какие категории культурных ценностей вывозу не подлежат. Вывоз культурных ценностей, не подпадающих под действие ст. 9 Закона, может осуществляться в соответствии с решением о возможности их вывоза, принимаемым государственными органами, определенными данным Законом (ст. 17 Закона).

5. Преступление считается оконченным по истечении срока, до наступления которого лицо, получившее разрешение на временный вывоз культурных ценностей, было обязано согласно договору возвратить ценности на территорию РФ (о предмете, субъектах и пр. такого договора см. ст. 27 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"). Лицо несет ответственность по комментируемой статье в том случае, если объективные обстоятельства не препятствуют ему выполнить свои обязательства по возврату ценностей в означенный в договоре срок.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. Субъектом преступления является лицо, обязанное в соответствии с вышеназванным договором вернуть ценности в Россию. О лицах, имеющих право вывозить культурные ценности, см. ст. 36 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

8. Если лицо, на котором лежит обязанность возвратить на территорию РФ предметы, названные в комментируемой статье, не являясь собственником временно вывезенного имущества, совершит, находясь за границей, хищение этих предметов, то оно должно нести ответственность и по комментируемой статье, и за преступление против собственности (с учетом ч. 1 ст. 12 УК). Однако если вывоз культурных ценностей за границу по замыслу посягателя был лишь частью объективной стороны хищения, то деяние квалифицируется только как хищение, поскольку действия, являющиеся частью объективной стороны преступления, нельзя расценить как временный вывоз ценностей, совершенный на законных основаниях.

Другой комментарий к статье 190 УК РФ

Объект преступления - установленный порядок вывоза из Российской Федерации и возвращения на ее территорию предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В целях сохранения культурного наследия народов Российской Федерации и зарубежных стран действующим законодательством предусмотрен особый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей независимо от их формы собственности.

Под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира, находящиеся на территории Российской Федерации, а именно: созданные гражданами Российской Федерации или иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими здесь; имеющие важное значение для Российской Федерации; обнаруженные на территории Российской Федерации; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями либо в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Предмет преступления - культурные ценности художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" предусмотрены следующие категории предметов, подпадающих под его действие:

а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

в) художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов и т.д.

Указанные предметы делятся на три категории: 1) подлежащие вывозу из Российской Федерации; 2) подлежащие временному вывозу из Российской Федерации; 3) не подлежащие вывозу из Российской Федерации .

--------------------------------
Не подлежат вывозу культурные ценности, относящиеся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации независимо от времени их создания (абз. 2 п. 1 ст. 9 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей"). См. также: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" // РГ. 2002. 29 июня; Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. N 1487 "Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 23. Ст. 1961.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, являются именно ценности, которые подлежат временному вывозу из Российской Федерации.

Временный вывоз культурных ценностей - это их перемещение через таможенную границу России с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

Согласно абз. 3 - 5 п. 1 ст. 9 и абз. 6 ст. 27 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" к таким предметам относятся: движимые предметы, независимо от времени их создания охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Российской Федерации; культурные ценности, созданные более ста лет назад.

Временный вывоз с территории Российской Федерации культурных ценностей осуществляется для организации выставок, реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в других необходимых случаях.

Порядок и условия временного вывоза культурных ценностей регламентирован действующим законодательством, в частности ст. ст. 27 - 35 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается соответствующими государственными органами после обязательной их экспертизы и заключения между этими органами и лицом, вывозящим ценности, договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. При принятии данного решения выдается свидетельство на право временного вывоза культурных ценностей, в котором, так же как и в указанном договоре, устанавливается срок обязательного возврата ценностей на территорию страны.

Объективная сторона преступления выражается в бездействии - невозвращении указанных ценностей в установленный срок на территорию Российской Федерации, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под невозвращением понимается невыполнение лицом обязанности возвратить на территорию России культурные ценности в срок, установленный в соответствующем договоре и свидетельстве на право их временного вывоза.

Лицо не подлежит уголовной ответственности, если оно не имеет реальной возможности возвратить культурные ценности (например, ценности утрачены в результате стихийного бедствия, военных действий).

Деяние является оконченным после истечения срока, установленного для возвращения культурных ценностей на территорию Российской Федерации. Состав преступления формальный.

Невозвращение вывезенных ценностей из-за границы необходимо отличать от их хищения, совершенного лицом, не являющимся собственником этих предметов. В последнем случае лицо изначально не собиралось возвращать эти ценности в Россию, имея корыстную цель их присвоения. Данные действия необходимо квалифицировать по статьям главы 21 УК РФ (например, ст. ст. 160, 164).

Рассматриваемое преступление необходимо разграничивать с контрабандой (ч. 2 ст. 188 УК РФ), уголовная ответственность за которую наступает в случае, если предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран перемещаются через таможенную границу России незаконно.

Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что не возвращает в установленный срок на территорию Российской Федерации предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, и желает этого.

Субъект преступления специальный - вменяемое физическое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, на которое возложена обязанность возвратить в установленный срок на территорию России культурные ценности (например, собственник ценностей, руководитель музея или библиотеки, организатор выставки).

Невозвращение в установленный срок на территорию Российской Федерации культурных ценностей, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, -
наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Комментарий к статье 190 УК РФ

1. Предметом преступления выступают:

1) предметы художественного достояния народов РФ и зарубежных стран. К ним относятся:

а) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

б) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов;

в) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

г) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

д) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

е) произведения декоративно-прикладного искусства;

ж) изделия традиционных народных художественных промыслов и др.;

2) предметы исторического достояния народов РФ и зарубежных стран, которые включают в себя исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

3) предметы археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, т.е. предметы и фрагменты, полученные в результате раскопок.

2. Статья 9 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" закрепляет перечень культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. По решению уполномоченных государственных органов это правило может быть распространено на культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

3. Временный вывоз культурных ценностей осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими, а также физическими лицами для организации выставок, осуществления реставрационных работ и научных исследований, в связи с театральной, концертной и иной артистической деятельностью и в иных необходимых случаях.

Он может быть осуществлен при условии заключения между ходатайствующей стороной и Федеральной службой по сохранению культурных ценностей договора о возврате временно вывозимых культурных ценностей. Содержащееся в указанном договоре требование возврата культурных ценностей обеспечивается залогом временно вывозимых культурных ценностей.

4. Комментируемая статья предусматривает наказание только за невозвращение культурных ценностей, вывезенных на законном основании.

5. Преступление считается оконченным с момента истечения срока, на который культурные ценности вывозились за пределы Российской Федерации.

6. Субъект преступления - собственник культурных ценностей, уполномоченное им для временного вывоза культурных ценностей лицо, должностное лицо или иной представитель организации, уполномоченный ею на временный вывоз предметов достояния народов РФ и зарубежных стран за пределы России, обязанные возвратить культурные ценности в установленный срок.

Другой комментарий к статье 190 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственный объект - отношения и интересы государства по поводу владения и распоряжения предметами художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран и сохранения культурного наследия народов России.

2. Особое значение имеет предмет данного преступления. Это вещи материального мира, являющиеся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран. Все они в совокупности образуют понятие "культурные ценности народов Российской Федерации и зарубежных стран". Содержание этого понятия раскрывается в Законе РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (в ред. от 06.12.2011).

3. Объективная сторона преступления выражается в совершении деяния в форме бездействия. Оно заключается в невыполнении возложенных на определенное лицо обязанностей по возвращению в установленный срок на территорию Российской Федерации ценностей, являющихся художественным, историческим и археологическим достоянием народов Российской Федерации и зарубежных стран. Ответственность возможна лишь в случае, когда возвращение указанных предметов является обязательным в соответствии с законодательством России.

4. Преступление окончено с момента фактического невозвращения на территорию Российской Федерации ценностей по истечении установленного срока. Срок устанавливается в свидетельстве на право вывоза и в договоре о возврате временно вывезенных культурных ценностей. Сторонами договора являются владелец ценностей и организация (физическое лицо), вывозящая ценности.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Причины невозвращения культурных ценностей должны быть неуважительными. При доказанности умысла виновного на завладение ценностями с корыстной целью действия следует рассматривать как хищение.

6. Субъект преступления - специальный. Ответственности подлежит физическое лицо, на котором в соответствии с законодательством или иными нормами лежит обязанность возвратить на территорию Российской Федерации указанные ценности. Это может быть и собственник культурных ценностей, и уполномоченное им лицо, а также представитель или руководитель юридического лица, осуществляющего вывоз культурных ценностей.

Комментарии и консультации юристов по ст 190 УК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 190 УК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Читайте также: