12 плата за загрязнение как форма возмещения экономического ущерба от загрязнения окружающей среды

Обновлено: 15.05.2024

Правовая природа платежей за негативное воздействие на окружающую среду

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее также - плата за загрязнение) на сегодняшний день регулируется прежде всего Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". В соответствии со статьей 3 указанного Закона платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде отнесены к числу принципов охраны окружающей среды. Исходя из того, что использование природных ресурсов определено в Законе как их эксплуатация, вовлечение в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности (статья 1 Закона), следует сделать вывод, что платность природопользования охватывает и плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 10 декабря 2002 года N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации":


"Федеральный закон от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде (статья 3) и определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий (пункты 1 и 2 статьи 16), тем самым, по существу, предписывает взимание соответствующих платежей и называет объект обложения - виды негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, им устанавливаются и другие существенные признаки этих платежей: субъекты - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4 статьи 15), в общей форме облагаемую базу - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны (статьи 22-28)".

Таким образом, плательщиками платы за загрязнение окружающей среды выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом данного платежа выступают такие виды негативного воздействия на окружающую среду, как выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр и почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами физических воздействий.

Облагаемая база - выбросы и сбросы загрязняющих веществ и иные виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, устанавливаемых в целях ее охраны.

Что касается правовой формы платы за загрязнение окружающей среды, то нужно отметить следующее.

Выше уже был дан анализ правовой природы платы за загрязнение, по итогам которого вопреки мнению Конституционного Суда РФ признали указанный платеж налогом. Вместе с тем, помимо проанализированных аргументов в подтверждение неналогового статуса платы за загрязнение Конституционный Суд РФ в определении от 10.12.2002 N 284-О признал плату за загрязнение окружающей среды фискальным сбором, используя критерий наличия у этой платы компенсационного характера. На наш взгляд данный признак на сегодняшний день полностью нивелирован.

Суть компенсационного характера платы за загрязнение в контексте определения N 284-О заключается в том, что она представляет собой форму возмещения экономического ущерба от негативного воздействия субъекта хозяйственной деятельности на окружающую среду, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Аналогичной позиции придерживается Т.В.Петрова, указывая, что "данная функция платы обеспечивается путем установления целевого характера ее использования на осуществление мероприятий природоохранного характера"*. Более того, в пункте 2.2. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных письмом Минприроды России от 26.01.1993 N 01-15/65-265 указано, что "плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов".

* Петрова Т.В. Указ.соч. С.115.

Приведенные позиции объединяет один существенный недостаток, который не позволяет признать их соответствующими законодательству РФ, а именно: в качестве основной посылки для выводов рассматривается экономический характер платы за загрязнение, а не ее юридические признаки. Между тем, такой же компенсационный характер свойственен и существовавшим до 01.01.2000 взносам в Пенсионный фонд РФ и другие социальные внебюджетные фонды*. Однако, Конституционный Суд РФ в постановлении от 24.02.1998 N 7-П признал указанные взносы налоговыми платежами. Анализируя данное постановление Конституционного Суда РФ, С.Г.Пепеляев справедливо указал на то, что "о компенсаторном характере взносов можно говорить лишь в самом общем экономическом плане, а с правовой точки зрения компенсационности нет"**. Как указывалось выше, сторонники компенсационного характера платы за загрязнение ссылаются на то, что она представляет собой форму возмещения экономического ущерба, причиненного окружающей среде хозяйственной деятельностью. Однако, согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды": "Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде". И именно возмещение вреда окружающей среде носит компенсационный характер (статья 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды"), поскольку Законом провозглашен принцип возмещения вреда в полном объеме (пункт 1 статьи 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Порядок определения размера причиненного вреда установлен статьей 78 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Таким образом, именно возмещением вреда достигается цель компенсации экономического ущерба, причиненного окружающей среды.

Читайте также: