12 какие органы осуществляют лицензионный контроль

Обновлено: 19.05.2024

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Главное управление регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено день назад

ЛОМ ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

Правовые основания проведения проверки по соблюдению лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, исполнение которых подлежат проверке:

- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. № 369 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения";

- Положение об управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16 октября 2012 г. № 371-пр;

- Постановление Правительства Хабаровского края от 28 февраля 2013 г. № 31-пр "Об утверждении перечней должностных лиц главного контрольного управления Правительства Хабаровского края, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)";

- Постановление Правительства Хабаровского края от 11 февраля 2016 г. № 24-пр "Об утверждении перечня должностных лиц управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)".

При проведении проверок проверяемое лицо предоставляет следующие документы и подтверждает наличие оборудования согласно вышеуказанным нормативным правовым актам:

- документы, подтверждающие наличие на праве собственности или на ином законном основании земельного участка, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям;

- трудовые договоры с работниками и документы, подтверждающие квалификацию следующих работников: контролер лома и отходов металла 2 разряда; прессовщик лома и отходов металла 1 разряда;

- приказы о назначении лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов; лица, ответственного за проведения контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;

- наличие на объекте площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов;

- документацию и наличие оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;

- документацию и наличие на объекте и пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт), а также оборудования для сортировки и измельчения стружки.

ЛОМ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Правовые основания проведения проверки по соблюдению лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов, исполнение которых подлежат проверке:

- Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1287 "О лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. № 370 "Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения";

- Положение об управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 16 октября 2012 г. № 371-пр;

- Постановление Правительства Хабаровского края от 11 февраля 2016 г. № 24-пр "Об утверждении перечня должностных лиц управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)".

При проведении проверок проверяемое лицо предоставляет следующие документы, согласно вышеуказанным нормативных правовых актов:

- документы, подтверждающие наличие на праве собственности или на ином законном основании земельного участка, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям;

- трудовые договоры с работниками и документы, подтверждающие квалификацию следующих работников: контролер лома и отходов металла 2 разряда; прессовщик лома и отходов металла 1 разряда;

- приказы о назначении лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов; лица, ответственного за проведения контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;

- наличие на объекте площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов;

- документацию и наличие оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;

- документацию и наличие на объекте пресса для пакетирования лома цветных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт), а также оборудования для сортировки и измельчения стружки;

- документация и наличие на объекте оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.

Вопрос-ответ

Вопрос: Организация получила лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов. В качестве места осуществления деятельности указан адрес в одном из субъектов РФ. Организация планирует приобретать лом у ломообразующих организаций на территории других субъектов РФ и осуществлять его перепродажу (без хранения и переработки). Необходимо ли получать лицензию на осуществление деятельности по приобретению и реализации лома на территории тех субъектов, где будет приобретаться лом? Необходимо ли доставлять приобретаемый лом на лицензированный участок? Что в данном случае будет считаться местом осуществления деятельности по реализации (и приобретению) лома?

Ответ: При наличии лицензии на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, выданной в одном из субъектов РФ, получать дополнительно лицензии в каждом субъекте РФ, где ведется деятельность, не нужно.

В результате переоформления лицензии в нее будет добавлено новое место деятельности (на территории каждого субъекта РФ, где ведется деятельность по приему металла, нужно иметь оборудованный пункт приема).

Доставка лома на один из пунктов приема, указанных в лицензии, обязательна.

Местом осуществления деятельности по реализации и приобретению лома будет считаться каждый из пунктов приема, адреса которых указаны в лицензии.

Обоснование: В соответствии с п. 34 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов является лицензируемой. В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 (далее - Положение), лицензирование рассматриваемой деятельности производят органы исполнительной власти субъекта РФ.

Согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона N 99-ФЗ деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях других субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 21.11.2011 N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".

Согласно п. 3 данного Постановления к уведомлению, направляемому в лицензирующий орган, прилагаются:

- заявление о переоформлении лицензии;

- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в связи с изменением адресов мест осуществления лицензируемой деятельности.

Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов), и Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 N 369 (далее - Правила обращения с ломом черных металлов), предусматривают, что организация, ведущая заготовку лома, обязана иметь определенный штат работников и набор оборудования не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных и цветных металлов в пределах территории субъекта РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона N 99-ФЗ место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), - объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Соответственно, если организация, имеющая лицензию на заготовку и реализацию лома черных, цветных металлов в одном субъекте РФ, решает организовать такую деятельность дополнительно в другом субъекте РФ, ей необходимо осуществить уведомление лицензирующего органа соответствующего субъекта РФ и приложить к уведомлению заявление о переоформлении лицензии в связи с появлением нового адреса осуществления лицензируемой деятельности.

Согласно п. 5 Положения одним из лицензионных требований является наличие у лицензиата на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления. Нарушение данного правила признается п. 6 указанного Положения грубым нарушением лицензионных требований.

Ответственность за нарушение лицензионных требований предусмотрена:

ч. 3 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в форме административного штрафа;

ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (за грубые нарушения) в форме административного штрафа либо административного приостановления деятельности.

Суды квалифицируют заготовку лома металлов по адресу, отличающемуся от адреса, указанного в действующей лицензии, как несоблюдение лицензионных условий, являющееся административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 по делу N А23-3592/2012).

Таким образом, лом металлов необходимо доставлять на лицензированный пункт приема, чтобы произвести его заготовку и реализацию, не нарушая лицензионных требований. В противном случае организация подлежит административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 либо ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в зависимости от того, оборудовано ли место приема, не включенное в лицензию, надлежащим образом.

В силу того что при ведении деятельности по заготовке и реализации лома металлов в разных субъектах РФ необходимо иметь в каждом из них хотя бы один пункт приема, оборудованный согласно Правилам обращения с ломом черных металлов, Правилам обращения с ломом цветных металлов, каждый из соответствующих пунктов приема включается в лицензию при переоформлении в качестве места осуществления лицензируемой деятельности.

Соответственно, местами осуществления лицензируемой деятельности будут все пункты приема металла, оборудованные в каждом субъекте РФ, где ведется лицензируемая деятельность, и упомянутые в лицензии.

Вопрос: "За какие нарушения законодательства Российской Федерации в области лицензионного контроля предусмотрены штрафные санкции?"

Ответ: Нарушения лицензионных требований и условий установленных Федеральным законом № 99-ФЗ:

наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;

установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям;

неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Административные правонарушения согласно:

- статьи 14.1 КоАП РФ: осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией;

осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией;

- статьи 19.4.1 КоАП РФ: осуществление деятельности, не связанной с привлечением прибыли, с нарушением требований или условий, предусмотренных лицензией, если такая лицензия обязательна;

осуществление деятельности, не связанной с привлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий, предусмотренных лицензией, если такая лицензия обязательна;

- статьи 19.7 КоАП РФ: непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде;

- статьи 19.20 КоАП РФ: воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора).

Вопрос: "Какие документы необходимо предоставить специалистам комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства края при проведении проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных, цветных металлов?"

Ответ: При проведении проверок проверяемое лицо предоставляет следующие документы, а также подтверждает фактическое наличие оборудования:

- документы, подтверждающие наличие на праве собственности или на ином законном основании земельного участка, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям;

- трудовые договоры с работниками и документы, подтверждающие квалификацию следующих работников: контролер лома и отходов металла 2 разряда; прессовщик лома и отходов металла 1 разряда;

- приказы о назначении лица, ответственного за проведение радиационного контроля лома и отходов черных металлов; лица, ответственного за проведения контроля лома и отходов черных металлов на взрывобезопасность;

- наличие на объекте площадки с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием, предназначенной для хранения лома и отходов черных металлов;

- документация и наличие оборудования для проведения радиационного контроля лома и отходов черных металлов в соответствии с установленными требованиями;

- документация и наличие на объекте и пресса для пакетирования лома черных металлов (с усилием прессования не менее 2500 кН), либо пресс-ножниц (с усилием реза не менее 3000 кН), либо установки для дробления и сортировки легковесного лома (с мощностью привода не менее 495 кВт), а также оборудования для сортировки и измельчения стружки;

- документация и наличие на объекте оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.

В связи с усложнением экономических и правовых отношений, в нашей стране возникла необходимость введения жесткого контроля по отношению к некоторым видам деятельности, осуществление которых может нанести существенный вред жизни и здоровью человека, окружающей среды, безопасности страны и т.д. Для этого нужен Федеральный закон, который бы определял порядок получения разрешений на такие виды работ.

Ныне действующий ФЗ №99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” не первый в истории, до этого было еще 3 редакции, начиная с 1994 года, которые имели различные акценты. Последний закон 2011 года сосредоточен на взаимоотношениях лицензирующих органов РФ с соискателем лицензии или лицензиатом, на их правах и обязанностях.

Даем определения

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

Азы для понимания процедуры получения лицензий на осуществление некоторых видов работ даны в ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Закон предусматривает также порядок ее переоформления и аннулирования, права и обязанности лицензиата и органа власти, обладающего полномочиями по выдаче разрешений.

Основные понятия также даны в ст. 3 ФЗ №99. В законе установлено, что лицензирующими органами могут быть федеральные органы исполнительной власти, на территории субъекта могут создаваться их подразделения, в некоторых случаях полномочия могут быть делегированы региональным органам исполнительной власти. То есть, есть следующие виды лицензирующих органов:

  • федеральные, в том числе отделения в субъекте РФ;
  • региональные.

Под лицензированием понимаются целый перечень работ – непосредственно сама выдача разрешения, мероприятия, связанные с его переоформлением, приостановлением, возобновление, аннулированием, осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности предприятий в последующем.

Органы власти

Перечень федеральных органов власти с распределением за конкретными сферами дан в Постановлении Правительства № 957 от 21.11.2011. Он представляет собой список учреждений с описанием деятельности, на которую они выдают разрешения.

Этот документ учитывает только федеральные органы. Если какие-то сферы отданы под контроль только региональных властей, или им переданы некоторые полномочия, то такие особенности в этом документе не отражены. Более подробная информация дана в Положении о лицензировании определенного вида деятельности.

Перечислим наиболее часто встречающиеся потребителю. Лицензирующими органами являются:

  • Рособрнадзор он контролирует сферу образования;
  • Роскомнадзор – услуги связи, теле и радиовещание, производство аудиовизуальных произведений, компьютерных программ;
  • Росавиация – перевозка пассажиров и грузов по воздуху;
  • Ространснадзор – перевозки на внутреннем водном транспорте, автомобильном и железнодорожном;
  • Росздравнадзор – медицинскую работу;
  • Росгвардия – работу частных охранников.

Компетенция

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

В обязанности органа власти, выдающего разрешение, входит оценка эффективности проведения подобного контроля за деятельностью фирм. Порядок проведения мониторинга, оценка деятельности и формы докладов по полученным показателям установлены в Постановлении Правительства № 467 от 05.05.2012.

Лицензирующий орган самостоятелен в создании отдельных универсальных форм для обращения соискателя, форматов документов, уведомляющих о наличии ошибок в деятельности лицензиата, утверждении форм предписаний, выписок, которые содержат информацию о лицензиях.

Но в одной сфере деятельности это единые формы, даже если полномочия распределены между несколькими учреждениями. Например, в сфере образования, несмотря на то, что часть разрешений выдается в субъекте (местными органами власти), все формы утверждаются Приказами Рособрнадзора.

В полномочия лицензирующих органов входит предоставление информации о порядке получения лицензии, о лицензиатах, о формах обращения в них как соискателей, так и граждан, пострадавших от недобросовестных фирм. Так, в соответствии с ч.4 ст. 7 ФЗ № 99 они должны оповестить пострадавшего от неправомерных действий организаций о принятых мерах в отношении нарушителей в 30-дневный срок с момента обращения.

Для осуществления подобных действий сотрудники лицензирующих органов имеют право получать информацию от иных органов власти различных уровней и от самого лицензиата. Они могут проводить проверки и на основании их данных выдавать предписания о необходимости устранить недочеты, а в последующем контролировать процедуру их исправления.

Служащие лицензионных органов могут самостоятельно привлекать нарушителей к ответственности с целью исправления или пресечения правонарушений.

Проверка

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

Все органы, осуществляющие лицензирование, обладают правом проводить проверки тех фирм, что получали в них разрешения. Проверки бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. Документарные проводятся только в отношении тех документов и сведений, которые поданы в орган власти посредством сопоставления с ответами на запросы в иные властные структуры.

  1. Выездные проводятся для проверки соответствия лицензионным требованиям зданий, помещений, оборудования, компетентности работников, иных объектов, наличие которых является обязательным, в соответствии с Положением о получении разрешения на конкретный вид работ.
  2. Плановые проводятся в соответствии с графиком, который устанавливается ежегодно. Порядок его составления определен в Постановлении правительства № 489 от 30.06.2010. Он должен размещаться в доступной форме для всех желающих с ним ознакомиться.
  3. Очередная проверка обязательно проводится через год после получения разрешения, а далее каждые 3 года. Более короткие периоды определены в отдельных нормативных актах для здравоохранения, образования и социальной сферы.
  4. Внеплановые происходят с целью проверки соискателя или лицензиата требованиям законодательства. Они могут организовываться на основании заявления самой фирмы, когда она планирует начать лицензируемый вид деятельности или, когда она переоформляет разрешение.

Основанием для ее проведения может стать окончание срока, определенного ранее выданным предписанием для устранения нарушений, заявления самого лицензиата об их исправлении досрочно. Если лицензия приостанавливается, то возобновляется она только на основе данных, полученных в результате проверки.

В положениях для каждого вида работ определены нарушения, которые считаются грубыми. Если в орган власти поступает обращение СМИ, граждан, запросов иных властных структур, сообщающие о наличии таких нарушений, то проведение проверки является обязательным. В этом случае о планируемых мероприятиях обязательно оповещать органы прокуратуры.

Лицензирование

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

Полномочия лицензирующих органов даны в ч.2 ст. 5 ФЗ № 99. Они могут осуществлять непосредственно саму выдачу лицензии. Для каждого вида работ существует свой орган власти, он определен в Положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Иногда обязанности распределены между несколькими учреждениями, каждый из которых обслуживает более узкий круг заявителей.

Например, при лицензировании образовательной деятельности Рособрнадзор предоставляет разрешение только тем образовательным учреждениям, которые предлагают получение высшего образования, либо профессионального, связанного с обороной страны. Право предоставлять такую услугу для других заявителей отдано в региональные органы власти в сфере образования.

Сама процедура предоставления лицензии состоит из нескольких обязательных этапов. Во-первых, органы власти организуют прием заявок, обрабатывают документы, проводят их проверку на соответствие требованиям, во-вторых, организовывают проверку предприятия соискателя, дабы убедиться, что все предоставленные справки соответствуют действительности, а заявитель отвечает предъявляемым к нему требованиям.

И только третьим этапом происходит непосредственно сама выдача лицензии. Лицензирующие органы ведут учет выданных лицензий. Существует общий список у федеральных властей, и местный – у региональных.

Именно в рамках такой деятельности как лицензирование, органы власти имеют полномочия переоформлять разрешения, выдавать дубликат, приостанавливать работу фирм или становиться инициаторами аннулирования разрешения.

Приостановление и аннулирование

Какие лицензирующие органы действуют в РФ

Порядок применения к фирмам таких мер, как приостановление или аннулирование разрешений, оговорено в ст. 20 ФЗ № 99. Приостановить лицензию могут только в случае, если он допустил грубые нарушения в своей работе или не выполнил предписание лицензирующего органа, и за это ему назначено административное наказание, с применением такой санкции, как приостановление деятельности.

Обратите внимание, что это правило действует далеко не во всех сферах. Например, для разрешений в области управления многоквартирными домами приостановление лицензии не предусмотрено.

Аннулирование лицензии происходит по решению суда. Инициатором данных мероприятий может быть лицензирующий орган, который ходатайствует перед судом о применении данной меры.

Как правило, такая мера применяется в случае повторного неисполнения предписания. Но существуют и иные порядки. Например, аннулирование лицензии на работу управляющих компаний в сфере ЖКХ, происходит в два этапа: сначала они лишаются права обслуживания одного адреса, и лишь когда таких адресов наберется в размере 15% площадей от общего объема, в течение года, только тогда орган власти может инициировать процедуру лишения.

Заключение

Лицензирующий орган – это исполнительный орган власти, в компетенцию которого входят все услуги, связанные с разрешением – выдача, переоформление, приостановление, возобновление, аннулирование, а также работы по осуществлению контроля за выполнением лицензиатом требований законодательства в процессе работы.

Правительство Российской Федерации не относится к лицензирующим органам, так не осуществляет функцию лицензирования. Однако, Законом о лицензировании оно наделено широкими полномочиями в сфере правового регулирования лицензирования.

Так, в соответствии со статьей 5 Закона о лицензировании Правительство Российской Федерации:

определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Негосударственная (частная) охранная деятельность

Негосударственная (частная) сыскная деятельность

Торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия

Торговля патронами к оружию

Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

Коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию

Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации

Деятельность по предупреждению и тушению пожаров

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Эксплуатация пожароопасных производственных объектов

Деятельность по технической защите конфиденциальной информации

Деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств

Предоставление услуг в области шифрования информации

Разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем

Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний

Медицинская деятельность

Изготовление протезно-ортопедических изделий по заказам граждан

Производство медицинской техники

Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Производство лекарственных средств

Фармацевтическая деятельность

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей

Производство оружия и основных частей огнестрельного оружия

Производство патронов к оружию и составных частей патронов

Разработка и производство боеприпасов и их составных частей

Утилизация боеприпасов и их составных частей

Производство пиротехнических изделий

Деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом

Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия

Разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса

Разработка вооружения и военной техники

Производство вооружения и военной техники

Ремонт вооружения и военной техники

Утилизация вооружения и военной техники

Торговля вооружением и военной техникой

Ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения

Проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений

Культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ

Перевозки морским транспортом пассажиров

Перевозки морским транспортом грузов

Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров

Перевозки внутренним водным транспортом грузов

Перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

Перевозки железнодорожным транспортом грузов

Перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах

Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте

Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути

Деятельность по обеспечению авиационной безопасности

Перевозки воздушным транспортом пассажиров

Перевозки воздушным транспортом грузов

Геодезическая деятельность

Картографическая деятельность

Аудиторская деятельность

Лицензирование деятельности прекращается с 1 июля 2006 года.

Деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией

Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино).

Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов).

Оценочная деятельность

Лицензирование деятельности прекращается с 1 июля 2006 года.

Выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления

Выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления

Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

Деятельность инвестиционных фондов

Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами

Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов

Деятельность по продаже электрической энергии гражданам

Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов

Эксплуатация химически опасных производственных объектов

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности

Производство маркшейдерских работ

Производство взрывчатых материалов промышленного назначения

Хранение взрывчатых материалов промышленного назначения

Применение взрывчатых материалов промышленного назначения

Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения

Деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов

Космическая деятельность

Туроператорская деятельность

Лицензирование деятельности прекращается с 1 января 2007 года.

Турагентская деятельность

Кроме того, указанным Постановлением утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности:

Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов (Минпромэнерго России);

Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов (Минпромэнерго России).

Указанным Постановлением особо оговаривается, раз лицензии на осуществление названных видов деятельности выдаются на местном уровне, то при осуществлении этих видов деятельности на территории других субъектов, требуется предварительно уведомить лицензирующие органы этого субъекта о намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности на их территориях.

В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Законом о лицензировании.

В предыдущем разделе упоминалось о лицензирующих органах, наделенных полномочиями Постановлением Правительства №45. Однако, данным Постановлением перечень лицензирующих органов не исчерпывается. Напомним, что указанное Постановление принято во исполнение Закона о лицензировании, который в свою очередь не распространяется на некоторые лицензируемые виды деятельности. Так, например, лицензирующим органом при лицензировании банковских операций будет являться Центральный банк Российской Федерации, лицензии на производство и поставку алкогольной продукции выдает ФНС Российской Федерации, а на розничную продажу – субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке.

В соответствии со статьей 6 Закона о лицензировании лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий;

прекращение действия лицензии. Следует отметить, что по общему правилу лицензирующие органы не вправе самостоятельно, без обращения в суд, аннулировать лицензию. Исключение составляет случай, указанный в пункте 3 статьи 13 Закона о лицензировании (действовал до 1 июня 2006 года), согласно которому лицензирующие органы могли аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии;

ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий;

обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Лицензирующие органы в целях реализации положений Закона о лицензировании вправе издавать в пределах своих полномочий нормативные акты, регулирующие порядок осуществления ими отдельных функций (например, по контролю за соблюдением лицензионных требований).

Кроме того, лицензирующим органам вменена обязанность формировать открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким ресурсам в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен (пункт 2 статьи 6 Закона о лицензировании).

Осуществление контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации

Сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении ФСТЭК России полномочий по контролю за соблюдением указанных лицензионных требований определены Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации и Административным регламентом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по исполнению государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации (далее - Регламенты, государственные функции).

Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственные функции

Государственные функции по контролю за соблюдением указанных лицензионных требований (далее - лицензионный контроль) осуществляются Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК России) и управлениями ФСТЭК России по федеральным округам (далее - территориальные органы ФСТЭК России).

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственных функций

Исполнение государственных функций осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";

Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю";

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг";

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности";

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 г. N 171 "О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415 "О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок";

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 323 "О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия";

приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

приказом Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11 апреля 2005 г. N 124 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях".

Предмет лицензионного контроля

Лицензионный контроль осуществляется в форме документарных проверок, плановых проверок и внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее - лицензиаты).

Предметом проверок являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении лицензионного контроля

При осуществлении лицензионного контроля должностные лица ФСТЭК России (территориальных органов ФСТЭК России) обязаны:

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы лицензиата, проверка которого проводится;

3) проводить проверку на основании приказа ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России) о ее проведении в соответствии с ее назначением;

4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России);

5) не препятствовать руководителю лицензиата (иному уполномоченному им лицу) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

5.1) истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), при организации и проведении проверок от иных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (далее - Перечень).

В рамках межведомственного информационного взаимодействия ФСТЭК России (территориальным органом ФСТЭК России) запрашиваются документы и (или) информация, указанные в пунктах 60, 69, 70, 77, 78, 88, 89, 90, 91, 93, 96, 97, 129, 131, 144, 145 Перечня;

5.2) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя лицензиата с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

6) предоставлять руководителю лицензиата (иному уполномоченному им лицу), присутствующему при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

7) знакомить руководителя лицензиата (иное уполномоченное им лицо) с результатами проверки;

8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для безопасности государства, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов лицензиата;

9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании лицензиатами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

11) не требовать от лицензиата документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя лицензиата (иного уполномоченного им лица) ознакомить их с положениями Регламента;

13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок (в случае его наличия у лицензиата).

При осуществлении лицензионного контроля должностные лица ФСТЭК России (территориальных органов ФСТЭК России) не вправе:

1) проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции ФСТЭК России;

2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя лицензиата (иного уполномоченного им лица);

3) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

4) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) превышать установленные сроки проведения проверки;

6) осуществлять выдачу лицензиатам предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

7) проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не опубликованными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) проверять выполнение требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР и не соответствующих законодательству Российской Федерации;

9) требовать от лицензиата представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, указанные в пунктах 60, 69, 70, 77, 78, 88, 89, 90, 91, 93, 96, 97, 129, 131, 144, 145 Перечня;

10) требовать от лицензиата представления документов, информации до даты начала проведения проверки. ФСТЭК России (территориальный орган ФСТЭК России) после принятия приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

При осуществлении лицензионного контроля должностные лица ФСТЭК России (территориальных органов ФСТЭК России) вправе истребовать документы и информацию, необходимую для осуществления указанной государственной функции.

Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых у лицензиата в ходе проверки соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности по технической защите конфиденциальной информации, приведен в приложении N 3 к Регламенту.

Права и обязанности лицензиата, в отношении которого осуществляются мероприятия по лицензионному контролю

Руководитель лицензиата (иное уполномоченное им лицо) при проведении лицензионного контроля имеет право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

2) получать от должностных лиц ФСТЭК России информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2.1) знакомиться с документами и (или) информацией, полученными ФСТЭК России (территориальным органом ФСТЭК России) в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация;

2.2) представлять документы и (или) информацию, запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в ФСТЭК России (территориальный орган ФСТЭК России) по собственной инициативе;

3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц ФСТЭК России;

4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц ФСТЭК России, повлекшие за собой нарушение прав лицензиата при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5.1) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Руководитель лицензиата (иное уполномоченное им лицо) при проведении проверки обязан:

1) предоставить должностным лицам ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки;

2) обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые лицензиатом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому лицензиатом оборудованию.

Результат исполнения государственной функции

Результатом исполнения государственной функции является составление должностными лицами ФСТЭК России (территориального органа ФСТЭК России) акта проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований.

В случае выявления при проведении проверки нарушения лицензиатом лицензионных требований результатами исполнения государственной функции являются:

выдача предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований руководителю лицензиата (иному уполномоченному им лицу);

возбуждение дела об административном правонарушении (при наличии оснований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях).

Если заметили ошибку в тексте, выделите ее курсором мыши и нажмите Ctrl + Enter или воспользуйтесь сервисом Обратной связи в правом верхнем углу страницы

Читайте также: