Какие ограничения устанавливал данный памятник права для бальи и сенешалей

Обновлено: 30.06.2024

Второе сословие королевства и общества, дворянство, составляет не более 1 % всего населения (50 000 семей). К этой разнородной группе в первую очередь относятся король и члены королевской фамилии (принцы крови — потомки Людовика Святого — и некоторые королевские бастарды), затем вельможи (герцоги и пэры Франции, 6 церковных пэров — Реймса, Ланга, Лана, Бове, Шалона и Нойона — и 76 светских пэров в 1715 г.). Они чаще всего живут при дворе, и их иерархия определяется тонкостями этикета.

Дворянство шпаги, хоть и растерявшее свою спесь во время двух последних регентств, прежде всего служит королю с помощью оружия и являет собой пример рыцарской доблести. Наследственный феод (исторические владения сеньоров) обеспечивает титул (герцог, маркиз, граф, виконт, барон), престиж и доход знаменитым родам (таким как герцогский дом Монморанси или Ларошфуко). Им обеспечены высочайшие должности (маршалов, председателей парламентов, архиепископов и т.д.). За свои заслуги некоторые

простолюдины могут добиться милостей короля и возведения в дворянство. Так, моряк Жан Бар получает крест Людовика Святого и королевские грамоты (1694). Звание рыцаря или оруженосца не означает владения землей в качестве сеньора; так, первый королевский хирург, Жорж Марешаль, сначала служит оруженосцем (1707), пока не получает земли Бьевр (1712).

К дворянству мантии принадлежат семейства выходцев из высшего управления. Титул чаще всего получен недавно, дворянство приобретено путем покупки или получения должности. Речь идет о королевских секретарях (которые являются сотрапезниками короля), судейских (советники и секретари верховных судов, парижской тюрьмы Шатле, Высшего совета), финансовых чиновниках (счетные палаты, высшие податные суды, монетные дворы, управления финансовыми округами), но также членах городского управления (купеческие старшины и эшевены крупных городов, так называемое дворянство колокола).

Гораздо больше, чем должность, ранг аристократического рода определяется его древностью (дворянские титулы) и состоянием (доходы от капитала и недвижимости, жалованье и должностные привилегии, пенсии и денежные подарки короля).

Таким образом, в самом низу этого привилегированного класса мы видим мелкопоместных дворян, старинную сельскую знать, чьи доходы почти равняются доходам богатых крестьян. Для них роскошь двора является мечтой или воспоминанием, однако главное — это сохранить свою честь и достоинство. Эти главнейшие добродетели берегут как личное достояние, тем более что вторая половина XVII в. для многих сеньоров полна неопределенности. Ситуация для земельной ренты неблагоприятная: земля по-прежнему придает престиж, но доходы с нее уменьшаются.

Отныне аристократ — это человек, которого король считает дворянином. Во второй половине правления Людовика XIV увеличение количества должностей, дающих дворянство и являющихся объектом купли-продажи, позволило пополнить ряды дворян и вместе с ними отчасти и государственную казну.

Неизменная привлекательность дворянского статуса объясняется привилегиями, которые он дает. Помимо многочисленных знаков отличий (приставка к имени, титулы, герб, ношение шпаги, старшинство в социальной иерархии, право на охоту) дворяне пользуются послаблением в правосудии (никаких процессов в низших судах, уголовные дела в первой инстанции разбираются напрямую бальи или сенешалями, а более серьезные дела передаются в верховную палату парламента; при вынесении смертного приговора дворян не вешают, а отрубают голову, преимущественно мечом) и в уплате налогов (в частности, дворяне не платят талью и не отрабатывают барщину, однако обязаны платить другие налоги, например капитацию, введенную в 1695 г.); также дворяне имеют приоритетное право на получение самых высоких должностей (церковных, военных и административных). С другой стороны, дворянин обязан: жить благородно, то есть доходами со своего поместья (для старших в роду), служить королю или Церкви (военная или духовная карьера для младших в роду), но главное — избегать любой коммерческой или промышленной деятельности, что влечет за собой временное или постоянное лишение дворянства. Подобная угроза бесчестья все-таки допускает некоторые компромиссы: так, в период правления Людовика XIV можно было встретить дворян кузнецов, витражистов и даже авантюристов, занимавшихся морской торговлей. И потом, к услугам тех, кто боялся запятнать добродетель разными спекуляциями, всегда имелись подставные лица.

Общие отношения между короной и феодализмом. Царствование Людовика Святого отмечено значительным развитием королевской власти или, что то же, возрастающим упадком сеньориальных властей. Отсюда не следует заключать, будто король умышленно действовал против феодализма, как впоследствии — министры Филиппа Красивого. Людовик IX не раз показывал, что законные привилегии и традиции феодализма были в его глазах столь же почтенны, как и права самой монархии. Он олицетворял собой не какое-нибудь специальное право, а абсолютную справедливость; все установленные власти, раз они не выходили за свои законные пределы, находили в нем защитника. Поэтому неудивительно, что он не раз отстаивал владения и права крупных и мелких сеньоров против чрезмерного усердия и злоупотреблений своих чиновников. Он предоставлял полную независимость судьям, заседавшим в его парламенте, и они часто пользовались ею для того, чтобы выражать порицание королевским чиновникам, ожесточенным против знати и слишком склонным игнорировать как традиционные права сеньорий, так и предписания областных кутюмов. Но, признавая законными те правила и обычаи, которые составляли феодальное право, Людовик IX в то же время с непреклонной твердостью заставлял сеньоров сообразовывать свой образ жизни с теми высшими началами справедливости и нравственности, которыми руководствовался он сам. Знатнейший из баронов не мог рассчитывать на его снисхождение, раз было доказано, что он нарушил закон. Людовик бросил в темницу и приговорил к большому штрафу сеньора де Куси, сжег одну знатную даму, убившую своего мужа, и даже самого надменного из своих братьев, Карла Анжуйского, заставил признать права слабого и принцип апелляции к королю, некий от мысли извлекать выгоды из распрей, возникавших между его баронами (как делали многие государи и до, и осле него), он вмешивался лишь для того, чтобы примирять ротивников. Озабоченный прежде всего интересами мира и эщественного порядка, руководствуясь все той же христианской идеей и предписаниями церкви, он запретил частные войны, судебный поединок и турниры.

Национальное духовенство. Гильом Оверньский. Можно было опасаться, что, ввиду глубокого благочестия Короля и его преданности церкви, епископство воспользуется тесными узами, соединявшими его с престолом, чтобы увеличить свои привилегии, расширить свою юрисдикцию и усилить свою власть в ущерб гражданскому обществу. С тем высоким беспристрастием, которое составляет отличительную черту его политики, Людовик IX защищал своих епископов против захватов и злоупотреблений бальи и их подручных. В пользовании своим правом раздачи церковных бенефиций он, как и во всех делах, обнаруживал умеренность и справедливость, строго придерживался канонических правил и обращался за указаниями к совету из епископов и аббатов, которые помогали ему находить наиболее подходящих людей для замещения свободных должностей. Щепетильный во всяком деле, он осудил постановлением своего парламента хранителей королевской регалии1, воспользовавшихся своим положением для незаконной наживы, и запретил даже графу Шампанскому взимать чрезмерные поборы с вакантных епископских кафедр своей области. Наконец, он счел необходимым облегчить возвращение церкви десятины, перешедшей путем пожалований в руки светских лиц, отказавшись от тех церковных сборов, которыми сам владел, как доманиальный собственник, и разрешив всем своим вассалам свободно пользоваться их сборами на пользу духовенства.

Но этот же самый король, так зорко охранявший имущество и права своих епископов от всякого покушения, не допускал, чтобы церковь преступала границы своей компетенции. Известно, с какой твердостью и каким благоразумием Людовик Святой отстаивал прерогативы короны против притязаний епископства, отказав ему даже (хотя и не так безусловно, как представлено дело у Жуанвиля) в помощи светской власти для преследования упорствующих еретиков. Именно начиная с его царствования, церковное общество регулярно несет тяжкое бремя податей (1/10, 1/12, 1/100), наложенных на него французским правительством с согласия римской курии. Французская церковь облагается податью сначала под предлогом покрытия издержек на крестовые походы, затем — для поддержки нерелигиозных предприятий, одобренных папством, наконец, просто для покрытия правительственных расходов. С другой стороны, Людовик Святой, как и его предшественники, не был склонен поощрять захваты епископского суда. Он не только поддержал жалобы и решения французских баронов, составивших в 1235 и 1246 гг. лиги для противодействия захватам церковной юрисдикции, но и добился от папы постановления, чтобы женатые или занимающиеся торговлей клирики более не подлежали церковному суду. Епископ Парижский (1228–1249) Гильом Оверньский был в то царствование типом светского прелата, до такой степени преданного монархическим учреждениям и королевской политике, что иногда защищал их наперекор папе. В церковном мире он играл роль посредника и миротворца, аналогичную той, которую присвоил себе сам король по отношению к феодальному обществу. Пользуясь неизменной поддержкой Людовика Святого, которому он служил как бы первым министром по религиозным делам, он основал большое количество церквей и богаделен, воспользовался распадением университета, чтобы предоставить Братьям проповедникам их первую богословскую кафедру, преобразовал аббатства, поддерживал нищенствующих монахов против зависти клириков и энергично боролся против совмещения церковных должностей.

Подчинение коммун монархической власти. Политическое значение третьего сословия, то есть массы народа, продолжает возрастать и при Людовике Святом, в том смысле, что граждане крупных городов приобретают все больше влияния в королевских советах. Это доказывается, между прочим, участием нотаблей главных городов в составлении знаменитого ордонанса 1262 г. о денежной системе. В качестве членов парламента, бальи, прево, судей и всякого рода администраторов, буржуазия овладевает в это время значительной долей власти. Людовик Святой ускорил этот процесс, запретив назначать людей знатного происхождения на низшие должности, подчиненные бальи и сенешалям. В качестве поверенных центрального правительства люди третьего сословия возвышают буржуазию, изо дня в день увеличивают ее богатство и значение. Но вместе с тем они теряют ту независимость, которую они приобрели под видом присяжных коммун или консульских городов. Ниже мы познакомимся с политикой Людовика Святого по отношению к муниципальным учреждениям. Нельзя сказать, чтобы он преднамеренно, как позднее Филипп Красивый, стремился к уничтожению коммунальных порядков. Напротив, он пытался положить предел злоупотреблениям, какие совершались в коммунах, и внушал последним идеи бережливости и порядка. Ордонанс 1256 г. предписывал им мудрые правила по избранию магистратов и заведованию коммунальной казной. Но этот указ плохо исполнялся и имел лишь незначительные последствия. Однако личное благоволение короля было бессильно предупредить пагубные последствия вражды, которую обнаруживали королевские чиновники к коммунам, как и ко всем остальным общественным органам, затруднявшим дело монархической централизации. Их склонность игнорировать в коммунах сеньориальные и муниципальные права не раз вызывала порицания со стороны Людовика Святого. Он старался искоренить это зло путем формальных постановлений своего парламента или путем выражения своей личной воли. Но королевские слуги обращали мало внимания на эти выговоры и порицания и неуклонно продолжали дело разрушения всех привилегий и вольностей. Результатом их усердной деятельности было то, что в конце царствования Людовика Святого муниципальная юрисдикция существовала еще только номинально.

Развитие королевской администрации; следователи. Административный строй, отчасти созданный, отчасти развитый Филиппом Августом, приобретает в царствоваие его внука правильность и значение, которые делают его самым действенным и самым надежным орудием династии.

В центре дворец первобытной эпохи, состоявший из лиц, которые были одновременно и домашними слугами, и высшими сановниками монархии, уступил место королевскому двору, где мы находим две категории лиц: 1) клириков и рыцарей, составляющих военную стражу, личный совет и домовую церковь короля; 2) дворцовых слуг, распадающихся на шесть служб. Значение ближайших советников короля, естественно, возрастает при Людовике Святом уже потому, что владения и власть короля с каждым днем расширяются. Могущественный класс королевских клириков и рыцарей был рассадником, откуда выходили: 1) агенты центральной власти, судьи, административные и финансовые чиновники, которые сопровождали короля в его разъездах или постоянно заседали в парламенте; 2) представители королевской власти в провинциях, бальи, сенешали и следователи, на обязанности которых лежали проведение и защита монархических принципов на всем протяжении королевства; 3) лица, получавшие дипломатические миссии за границу. В совете Людовика Святого все еще преобладает церковный элемент, что объясняется личными склонностями короля. Его советники, люди опытные и осторожные, в общем направляли деятельность капетингского правительства консервативным путем, хотя и не уклонялись от необходимых реформ. Между ними уже немало законоведов, но последние еще не получили того перевеса, который в царствование Филиппа Красивого позволит им действовать революционными средствами и довести развитие монархии до его крайних последствий.

Королевский двор и советы; парламент. Группа королевских советников, специальное назначение которых состояло в том, чтобы помогать государю в отправлении текущих административных и политических дел, лишь в царствование Людовика Святого начинает обособляться от других двух групп, которым король поручал руководство судебными делами и финансовый контроль над агентами короны.

Политический совет короля еще долго сохранял свой походный характер. Государю нужно было повсюду, где он поселялся, иметь под рукой своих помощников в деле правления. С другой стороны, три секции, на которые распался старый королевский двор, сохраняют в ту эпоху свой прежний состав, и члены их с чрезвычайной легкостью переходят из одной в другую.

Юридическая секция, или парламент в собственном смысле слова, становится в царствование Людовика Святого почти оседлым, и местом его заседаний служит сам дворец. В его составе есть неизменный элемент — советники по профессии, назначаемые королем и получающие от него жалованье, — клирики, рыцари и бальи, и элемент менее постоянный — королевские сановники, бароны и прелаты, призываемые более или менее регулярно в зависимости от характера дел. Дифференциация различных органов парламента в эпоху Людовика Святого едва заметна, хотя сановники, эрым поручается ведение следствий, начинают с этих пор заседать отдельно. В местах своего пребывания Людовик IX лично разбирал тяжбы своих подданных, иногда самым простым и патриархальным способом: кто не знает судебных разбирательств, которые он производил под венсенским дубом? Судебная власть, осуществляемая лично королем, дала начало дворцовому суду, в котором председательствовал или сам король, или кто-либо из близких ему лиц по специальному назначению короля. Отсюда же произошли и дворцовые челобитные, которые принимали и передавали королю те же лица, носившие названия королевских спутников. Они были членами политического совета и в то же время имели право участвовать в заседаниях парламента.

Административные и финансовые реформы. Таким образом, королевская власть сильно возросла при Людовике IX, не столько под влиянием какой-нибудь могучей воли, готовой устранить всякое препятствие, или даже нравственного превосходства, внушавшего уважение и покорность, сколько благодаря естественной силе монархической эволюции и приобретенной ею скорости. Он сам так мало дорожил властью, что однажды даже решил сложить ее с себя и его лишь с трудом удалось отклонить от этого решения. Царствовать — значило для него, прежде всего, быть реформатором и законодателем, стараться осуществить в сфере, подвластной его влиянию, христианский идеал, которым была проникнута его душа. Преобразовательная деятельность Людовика IX простиралась на все части социального организма; но ее главной целью было водворить правосудие и нравственность в сфере администрации; не надо забывагь, что в ту эпоху, когда разделение властей было почти неизвестно, компетенция каждого из представителей общественной власти была чрезвычайно широка и разнообразна.

Знаменитый ордонанс 1254 г. относительно бальи был одним из перлов этого благодетельного законодательства. Целью указа было устранить одно из органических зол средневекового общества: эксплуатацию народа со стороны административных чиновников. В силу этого ордонанса, который лишь пояснялся или дополнялся административными указами последующих царствований, бальи обязан был при вступлении в должность давать клятву, что будет творить суд каждому без вражды и лицеприятства; что будет тщательно соблюдать права короля и местные вольности; что будет надзирать за подчиненными ему чиновниками и, в случае надобности, карать их. Чтобы предупредить лихоимство, бальи запрещается принимать от тяжущихся какие бы то ни было подарки как для себя, так и для своих близких; точно так же сам не должен делать подарков своим начальникам. Ему эго воспрещены всякие личные и денежные отношения с подчиненными, так и с начальниками. Чтобы предупредить злоупотребление властью, ему запрещается вступать в брак и женить или выдавать замуж своих детей в пределах его округа, доставлять им бенефиции в этом округе, участвовать в торгах, иметь родственников откупщиками или помощниками в звании прево, лейтенанта или судьи, без цобности входить в монастыри, обирать население и ут-цать его перенесением с места на место центра балиальной администрации. Ему предписывалось точно в срок устраивать судебные заседания и особенно исполнять свои бязанности лично. Он мог назначать заместителя или лейтенанта лишь в случае болезни или отлучки по делам королевской службы. Будучи обязан исполнять королевские приказы, имея, однако, право сообщать государю официальным письмом с приложением печати законные мотивы, которые мешали ему исполнить полученный приказ. Для вящей пре-эсторожности ему предписывалось по сложении им своего звания оставаться в данном округе сорок дней, чтобы население могло заявить против него свои законные претензии и гобы он не мог уклониться от ответственности, тяжесть которой пала бы на его преемников.

Эти предписания, направленные к уничтожению тирании и лихоимства в администрации, не остались мертвой буквой. Одно место в сочинении Жуанвиля показывает нам, как Людовик IX сам применил их в своей столице, радикально изменив характер должности парижского прево: на место всеобщего откупщика, ненавидимого народом, он поставил чиновника, получавшего жалованье, со строго ограниченной властью, уполномоченного только творить правый суд для парижан.

Основным мероприятием Людовика Святого и его советников в этой области, — тем из их дел, которое в глазах средневекового общества составляло одно из их главных прав на славу, — была монетная реформа. Ее первой целью было сделать королевскую монету более ценной и более постоянной, чем сеньориальная, и ввести ее во всеобщее употребление, добившись того, чтобы она циркулировала во всех частях королевства. С одной стороны, король восстановил употребление монеты, введя в обращение золотую и серебряную монету, которая почти совершенно исчезла, тщательно регулируя ее вес и пробу и особенно поддерживая валюту на одном уровне. С другой стороны, он распространил и сделал обязательным ее употребление за пределами королевского домена, в крупных независимых феодах, часто в ущерб монете самого владельца. Знаменитый указ от мая 1263 г. постановлял: 1) сеньориальная монета должна по наружному виду отличаться от королевской; 2) в королевском домене и во всех областях, где нет сеньориальной монеты, должна быть в обращении исключительно королевская монета, а в тех сеньориях, которые владеют правом чеканки, она должна идти наравне с сеньориальной; 3) чтобы предупредить незаконные операции с королевской монетой, было запрещено, под страхом лишения имущества и телесного наказания, урезывать или переплавлять монету, вышедшую из королевских мастерских. Чтобы усилить влияние и обеспечить исполнение этого указа, Людовик Святой скрепил его подписями граждан Парижа, Провена, Орлеана, Санса и Лана: любопытное нововведение, показывающее, насколько король стремился в этом деле опереться на нравственный авторитет крупных городов. Этим путем капетингское правительство обеспечило за королевской монетой настоящую привилегию на повсеместное обращение; мало того, его агенты вскоре вывели из этого факта заключение, что всякое нарушение указа о монетах, в какой бы сеньории оно ни произошло, подлежит исключительно ведению короля: новая монополия, которая делала невозможным для баронов уклонение от королевского указа. Таким образом, под видом монетной реформы провозглашалось подчинение всех сеньориальных властей власти капетингского государя. Подобный политический акт был возможен лишь в такую эпоху, когда авторитет короля сделался преобладающим и когда высшая феодальная знать уже сама чувствовала себя неспособной к сопротивлению.

Законодательство Людовика Святого; популярность короля. Указанными законодательными мерами Людовик Святой исполнял обязанность государя, любящего порядок и справедливость и стремящегося внушить своим подданным привязанность к своей власти. Но он издавал законы и как христианин, проникнутый религиозной идеей, которая неудержимо влекла его согласовать гражданские законы с каноническим правом. Убежденный в том, что учение церкви осуждает отдачу денег в рост и что лихоимство оскорбляет Бога, он усилил репрессивные меры, принятые его предшественниками против евреев. Тремя ордонансами была окончательно запрещена отдача денег в рост и предписано произвести частичную конфискацию имущества еврейских заимодавцев в пользу короны и задолжавших христиан. Несколько раз евреи даже поголовно подвергались лишению имущества и изгнанию. Суровые меры Людовика Святого против евреев объясняются не только тем, что они занимались ростовщичеством, но и их принадлежностью к отвергнутой и проклятой религии; это доказывается его распоряжениями о сожжении талмудических книг и указом 1269 г. об обязательном ношении полоски желтого сукна. Впрочем, в то же время королевское правительство, оставаясь последовательным, вообще запретило отдачу денег в рост и изгнало из Франции других иностранцев-капиталистов и почти всех итальянцев, занимавшихся денежными делами. Эти ломбардцы и кагортинцы, к помощи которых корона обращалась в минуты затруднений, были изгнаны из государства или, по крайней мере, принуждены уплатить выкуп. На юге Франции правительство Альфонса Пуатьеского относилось к евреям с такой же враждой — правда, более из финансовых, чем из религиозных соображений; но оно встречало затруднения при исполнении репрессивных мер, которые лишь изредка одобрялись лангедокским и провансальским населением, привыкшим относиться к евреям с большей терпимостью.

Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии. Предпосылки объединения страны.

Сословно-представительная монархия. Изменения в общественном и государственном строе.

Общая характеристика французского абсолютизма.

Феодальное право Франции:

право собственности и обязательства;

семейное и наследственное право;

преступления и наказания; процесс.

Вопросы для самоконтроля и казусы к теме

Периодизация французского феодального государства.

Сущность вассальных договоров.

Образование господствующего класса и класса феодально-зависимых крестьян.

Становление и сущность сеньориальной монархии.

Предпосылки объединения страны.

Реформы Людовика IX. Их значение.

Оформление сословно-представительной монархии.

Генеральные Штаты. Полномочия, структура, порядок формирования.

Великий мартовский ордонанс 1357 г., его значение.

Становление абсолютизма во Франции.

Изменения в общественном и государственном строе в период абсолютной монархии во Франции.

Источники французского феодального права.

Обязательственное право средневековой Франции.

Что такое майорат?

Раскройте черты уголовного права средневековой Франции.

Виды преступлений и наказаний.

Судебные органы и виды судов во Франции в период феодализма.

Инквизиционный (розыскной) процесс, сущность, стадии.

Тема 10. Феодальное государство и право Германии

Образование феодального государства в Германии. Раннефеодальная монархия.

Предпосылки децентрализации империи. Борьба за инвеституру. Золотая булла 1356 г.

Германия в период феодальной раздробленности.

Особенности германского абсолютизма.

Феодальное право Германии:

семейное и наследственное право;

право собственности и обязательства;

уголовное право и процесс. Каролина;

семейное и наследственное право.

Вопросы для самоконтроля и казусы к теме

Сущность военной реформы Генриха I, ее влияние на оформление сословий.

Общественный строй Германии в период раннефеодальной монархии.

Государственный строй Германии в период раннефеодальной монархии.

Влияние политики Оттона I на усиление королевской власти.

Причины децентрализации германской империи.

Золотая булла 1356 г., ее содержание.

Общественный строй Германии в период феодальной раздробленности.

Государственный строй Германии в период феодальной раздробленности.

Особенности германского абсолютизма. Абсолютная монархия в Пруссии и Австрии.

Источники германского феодального права.

Черты права собственности на землю в Германии в период феодализма.

Оформление земского права в Германии в XIII в.

КАЗУС. В середине XIII века свободный, но безземельный саксонский крестьянин Беригард поселился в одном из феодальных поместий на условиях несения земельной повинности - чинша.

Какие платежи и повинности причитаются с Беригарда на основании “Саксонского зерцала”? Может ли он покинуть имение феодала?

Закрепление ленного права в “Саксонском зерцале” 1230 г.

Закрепление обязательственных отношений в земском, ленном и городском праве средневековой Германии.

Правовое положение супругов в Германии в средние века. Имущественные отношения супругов.

КАЗУС. Работая на своем поле, саксонский крестьянин Ганс нашел большой драгоценный камень. Взяв лопату, он стал копать в месте находки и нашел кувшин с золотом и драгоценными камнями. Узнавший о крестьянской находке сборщик налогов потребовал отдать весь клад в казну короля. Ганс отказался это сделать. Как будет решен спор по “Саксонскому зерцалу”?

Принципы наследования в средневековой Германии по земскому и ленному праву.

КАЗУС. В 1567 г. в Нюрнберге был найден убитым Генрих Штаубе, находившийся в имущественной тяжбе с Фридерихом Рихтером, задолжавшим убитому крупную сумму денег. Случайный прохожий из числа добропорядочных бюргеров видел незадолго до гибели Генриха Штаубе и Фридериха Рихтера в обществе подозрительных вооруженных личностей. Свидетель также утверждал, что Рихтер называл имя Штаубе. Судья отдал приказ о задержании Рихтера, а при его допросе использовал пытку. Рассмотрите по “Каролине”, правомерны ли действия судьи? Какое наказание грозит Фридриху Рихтеру? Будет ли вынесен обвинительный приговор, если Рихтер не признается под пыткой?

КАЗУС. В Бранденбурге в открытые двери одного дома вбежал бродяга и схватил несколько вещей. Вора поймали во время бегства на улице, при этом поднялся шум и крик, так что многие жители квартала были напуганы. По свидетельству хозяина украденные вещи стоили 4 гульдена. Каким будет наказание вора по “Каролине”, если выяснится, что кражу он совершил впервые?

КАЗУС. Манфред Штоль, обвиняемый в убийстве, был арестован и допрошен под пыткой. Несмотря на все страшные муки, Манфред отрицал свою причастность к убийству. Старания следствия были напрасны – его вина не была доказана. Подлежат ли ответственности согласно “Каролине” судья, по приказу которого проводилась пытка, а также истец, по заявлению которого началось следствие?

КАЗУС. В 1547 г. житель немецкого города Люнебург Генрих Фогель распространил слух о занятии колдовством ткачихи Маргариты Шпее. Якобы она, обладая рецептом волшебной мази, подкидывала уродов в колыбели покупателей ее шелковых изделий. Под пыткой она не созналась в этих преступлениях. Можно ли, основываясь на статьях “Каролины” 1532 г., вынести обвинительный приговор? Какую пользу мог извлечь Г. Фогель из своего доноса?

Система доказательств в “Саксонском зерцале”.

Многие знают это слово, но не многие знают, что же это на самом деле.
Давайте разбираться.


Бальи (фр. bailli) — во Франции (в средневековье) представитель короля или сеньора, управлявший областью, называемой бальяжем, в которой представлял административную, судебную и военную власть. В Южной Франции подобные же функции выполняли сенешали.
Еще одно отличие Севера Франции от Юга.

Соответственно, это же определение верно и для областей, на которые распространяется французское законодательство.
Об этом всем вскользь мы упоминали ранее в статье о виконте Гента. там еще кусок подробностей. А чтобы не повторяться, я приведу перевод исторического документа,

"О должность Бальи"

§ 12. По нашему мнению, человек, желающий быть справедливым и честным бальи, должен обладать десятью добродетелями, из которых одна является главной и госпожой над всеми другими, и без нее не могут существовать другие добродетели правителей. И эта добродетель называется мудростью, что означает быть мудрыми. Поэтому скажем прямо, что тот, кто хочет стать бальи и вершить правосудие, должен быть мудрым, иначе он не справится с обязанностями бальи.

§ 13. Вторая добродетель, которую должен иметь бальи, это то, что он должен сильно любить Бога - нашего отца и спасителя, а также из любви к Богу - Святую церковь. И речь идет не о любви, которую некоторые слуги питают к своим сеньорам, любви, основанной на страхе и боязни, а о подлинной любви, той, которой сын должен любить отца.

§ 14. Третья добродетель, которой должен обладать бальи, -это спокойствие и доброта; ему должны быть чужды свирепость и жестокость. Но он не должен быть добр ни к изменникам, ни к жестоким, ни к совершающим преступления, потому что к такого рода людям он должен показать себя строгим и даже суровым, чтобы положить конец их злодеяниям. Ведь так же, как врач позволит болезни из жалости к ней свалить больного, которого он должен лечить, добрый к злоумышленникам бальи подвергает угрозе смерти людей, жаждущих жить в покое. И нет большего блага для бальи, как выкорчевывать зло при помощи скорого суда. Итак, когда мы говорим, что бальи должен быть добр, это значит, что он должен быть добр к тем, кто желает блага, и к простому народу, а также в тех случаях, которые произошли больше по несчастью, чем по злому умыслу.

§ 15. Четвертая добродетель, которой должен обладать бальи, - это терпение и умение внимательно выслушивать, способность не выходить из себя ни в каком случае, ибо бальи, который спешит с выводами или терзает и гневается, не может уяснить себе всего, что предлагают ему в суде. А если он не может всего этого себе уяснить и не может ничего хорошо запомнить, он не может надлежаще осуществить свою должность. Итак, бальи должен быть терпелив и внимательно выслушивать таким образом, чтобы предоставить тем, которые находились перед ним в суде, (возможность) высказать в суде все, что покажется необходимым одной стороне против другой, не прерывая их слов. Только в этом случае бальи сможет наилучше и наиболее мудро судить или заставить судить, если это суд (двор), где судят вассалы. Так же, как мы говорили, что доброта бальи не должна простираться на злоумышленников, мы говорим, что на них не должно простираться его сострадание; но он должен очень внимательно их выслушать, так как часто таким путем он может узнать, что скрывают они в своих сердцах. Мы также не считаем, что бальи должен быть чересчур сострадателен в делах об оскорблении его сеньора или причинении его сеньору или ему самому ущерба. Если вред или оскорбление нанесено его сеньору или ему, он должен быстро и мудро наказать за это сообразно тому, что требует содеянное, подавая самим наказанием другим пример того, как следует себя вести в отношении своих сеньоров или своих бальи, потому что бальи, находясь в своей должности, представляют своего сеньора и потому преступление против бальи является преступлением против сеньора.

§ 16. Пятая добродетель, которой должен обладать бальи, - это смелость и энергичность без всякой лени. Ленивый бальи упускает множество обязанностей, которые следует осуществлять, предоставляя другим делать массу таких дел, которые должны быть сделаны им самим, и откладывает по своей лени решение таких вопросов, разрешение которых незамедлительно. О смелости же мы говорим потому, что без этой добродетели бальи не может делать то, что относится к его должности, ибо, если он труслив, он не сможет обвинить богатого человека, который совершил что-либо против бедняка, не посмеет осудить того, кто заслужил смерти, из страха за свою семью, и он не посмеет ни арестовать преступников, ни схватить их из страха, что (злоумышленники) могут оказать сопротивление. И все, что он не сделает из трусости, надлежит сделать ему. Итак, он должен быть смелым и бесстрашным, ничего не бояться и не колебаться, иначе он не сможет совершить то, что надлежит ему по своему положению. Но всегда, когда ему надлежит действовать решительно (смело), он должен делать это разумно. Ведь есть два рода смелости: одна - мудрая, другая - сумасбродная. Мудрая смелость состоит в том, чтобы проявлять ее после зрелого размышления и разумно. Сумасброд же, желая проявить свою смелость, поступает, никогда не подумав о результатах.
§ 17. Шестая добродетель, которая должна быть присуща бальи, - щедрость.

§ 18. Седьмая добродетель, необходимая бальи, состоит в том, что он должен повиноваться приказам своего сеньора.

§ 19. Восьмая добродетель, необходимая тому, кто взял на себя должность бальи, - быть настоящим знатоком (своего дела).

§ 20. Девятая добродетель, которая должна быть у того, кто взял на себя (должность) бальи, состоит в том, чтобы он был способным, сообразительным и умел хорошо исполнять (свои обязанности), не причиняя вреда другим, а также хорошо считать. Хорошо исполнять (свои обязанности) означает, что доходы, земли сеньора не должны уменьшаться по небрежности бальи, но, напротив, должны всегда расти, благодаря его разумным действиям.

§ 21. Десятая добродетель, которая должна быть у того, кто взял на себя (должность) бальи, - лучшая из всех, без которой ни одна ничего не стоит, потому что она озаряет все остальные. Эта добродетель называется верностью.

§ 22. Мы говорили о десяти добродетелях, которые должны быть у того, кто взял на себя (должность) бальи. И тот, который бы обладал ими, заслужил бы любовь Бога и своего сеньора. Но так как очень трудно обладать всеми добродетелями, то, по крайней мере, бальи должен следить за тем, чтобы у него не было недостатка в верности. Если же он может быть мудрым и верным, он имеет все остальное.

§ 47. Ни один преступник, каковы бы ни были его преступления, до тех пор пока они не доказаны и недостаточно известны, не должен быть приговорен к смерти. Прежде следует спросить бальи, хочет ли он дожидаться законных доказательств, и если он этого не хочет, пусть держит его (преступника) в тюрьме, так как его плохая репутация свидетельствует против него.

Последний пункт мне наиболее симпатичен! Прям да.

Это отрывок из известнейшего документа 13 века - "Кутюмов Бовези" - сборника обычаев средневекового французского права, применявшихся преимущественно в северо-восточной части Франции в провинции Бовези (фр. Beauvaisis). Был создан французским юристом Филиппом де Бомануаром в 1282 году. Оригинал сборника не сохранился; существует несколько хорошо сохранившихся списков с него, отличающихся только по диалекту.
Проводимые Людовиком IX государственные реформы, направленные на централизацию и укрепление власти, потребовали систематизации и унификации правовых норм на территории всей Франции. Составление кутюмов Бовези стало одной из первых попыток записи обычаев французских народов.
Многие подобные документы за давностью времени увы, не сохранились, но этот документ, просто прекрасен, и отлично отражает все то, что давала и к чему обязывала должность бальи
Да, для тех кто не знает, "Кутюмы" - это "Обычаи". Все право держится на Римском законодательстве, как основе, и местных обычаях, которые были закреплены законодательно.

Читайте также: