10 какие виды режимов предоставляются иностранным гражданам на территории государства

Обновлено: 02.07.2024

Иностранец - лицо, не являющееся гражданином страны пребывания и обладающее гражданством другого государства.

Этим определяется его правовой режим. Он находится под полной территориальной юрисдикцией страны пребывания и под личной юрисдикцией государства, гражданином которого является. Преимущество принадлежит территориальной юрисдикции. В отношении иностранца должны соблюдаться общепризнанные права человека.

В результате широкое распространение получил национальный режим, в силу которого иностранцы в принципе приравниваются в правах к местным гражданам, за некоторыми исключениями.

Этот режим закреплен и Конституцией РФ, в которой говорится, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются "правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации" (ч. 3 ст. 62).

Особенно важное отличие правового статуса иностранца от статуса гражданина состоит в отсутствии права на дипломатическую защиту со стороны государства пребывания и права участвовать в управлении делами государства, права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем иностранцы не несут некоторых обязанностей, лежащих только на гражданах, прежде всего это касается воинской обязанности.

Законодательство многих стран ограничивает права иностранцев в отношении занятия некоторыми видами профессиональной деятельности, например в отношении занятия должностей в госаппарате, работы в качестве адвокатов, капитанов морских и воздушных судов и др..

Существует три основных режима иностранцев: национальный, наибольшего благоприятствования и специальный. Национальный режим сегодня является практически общепринятым. Вместе с тем, заключая договоры, государства вносят изменения в этот режим, обычно предоставляя дополнительные права своим гражданам, в основном в области торговли, налогов, таможни и т.п.

Для того чтобы избежать расхождений в правовом положении иностранцев, государства используют режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым граждане договаривающихся государств обладают правами не меньшими, чем любые иные иностранцы.

В прошлом был распространен специальный режим, при котором объем прав граждан соответствующего государства определялся договором. В одних случаях он был более благоприятным по сравнению с национальным, в других - более ограничительным. В настоящее время ограничительный специальный режим применяется в основном в качестве репрессалий. Благоприятный специальный режим используется в рамках интеграционных объединений.

Правовой статус беженцев.

Беженцы — это лица, вынужденно покинувшие территорию госу­дарства своего гражданства или постоянного Места жительства по сле­дующим причинам:

1. Обоснованные опасения стать жертвами преследования по при­знаку расы, национальности, принадлежности к определенной соци­альной группе, политических или религиозных убеждений; отсутствие возможности и желания вернуться в соответствующее государство вследствие таких опасений.

2. Внешняя агрессия, оккупация, иностранное господство или со­бытия, серьезно изменившие публичный порядок в государстве или на определенной части его территории.

3. Явления природного характера (землетрясение, наводнение, за­суха и т.п.), подорвавшие материальные основы существования насе­ления.

В соответствии с Конвенцией 1951 г. беженцам предоставляется та­кой же режим, как и другим иностранным гражданам, если только специально для беженцев не предусмотрено более благоприятного правового статуса. В некоторых областях беженцы пользуются нацио­нальным режимом, т.е. уравниваются в правах с местным населением (начальное образование, размер вознаграждения за труд, медицин­ское обслуживание). Личным законом беженца является закон страны убежища, — ст. 12 Конвенции предусматривает, что личный статус бе­женца определяет закон государства его домицилия (юридически оформленного места проживания), а если такого нет, то закон страны его фактического пребывания.

В области имущественных отношений беженцам должен быть пре­доставлен режим наибольшего благоприятствования (как минимум). На территории всех государств — участников Конвенции 1951 г. (ст.16) беженцы имеют право свободного доступа в суды. Государства-участники взяли на себя обязательство по возможности обеспечить ассимиляцию беженцев и их натурализацию, т.е. способствовать полу­чению беженцами местного гражданства (ст. 34).

Конвенция 1951 г. запрещает высылку беженцев или их принуди­тельное возвращение в страну, из которой они прибыли. Государство убежища не облагает беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан..

Статус беженца обладает серьезными преимуществами по сравне­нию со статусом мигрантов. Решение вопроса о том, какое правовое положение имеет соответствующее лицо — мигранта или беженца, принадлежит государству убежища.

Среди беженцев выделяется особая категория лиц — вынужденные переселенцы (внутренние беженцы). Это лица, недобровольно поки­нувшие какую-либо часть своей страны и вынужденные переселиться в другую ее часть.

В соответствии с Соглашением СНГ 1995 г. вынужденными переселенцами признаются граждане страны убежища, которые были выну­ждены покинуть место своего постоянного жительства на территории другой договаривающейся стороны вследствие совершения в отноше­нии них или их семей насилия или преследования, либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политиче­ских убеждений, принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами (ст. 2).

Иностранцы, обладающие иммунитетами и привилегиями (дипломатической защитой) .

Кроме того, иностранцы подразделяются на постоянно и временно пребывающих.

Временное пребывание на основании визы, постоянное на основание вида на жительство.

Существуют три вида режима иностранцев

Национальный режим – означает уравнивание иностранцев в той или иной области с гражданами государства

Режим наибольшего благоприятствования -Связан с торговой деятельностью, нередко устанавливается в свободных экономических зонах.

Специальный режим предоставление иностранцам в определенной области некоторых прав или ограничение их обязанностей, которые существенно отличаются от прав и обязанностей граждан государства (нередко устанавливается в приграничных территориях).

Лица без гражданства

Безгражданство – правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого- либо государства.

Абсолютным - безгражданство лица с момента его рождения

Относительным - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

Лица без гражданства (апатриды) подчиняются законодательству страны проживания. Апатриды находятся под защитой ООН. Безгражданство правовая аномалия и государства с ней борются.

Правовой режим лиц без гражданства сходен с правовым режимом иностранцев.

Вопросы безгражданства регулируются:

Конвенцией о статусе апатридов1954 г.

«Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. Политическое убежище, его виды. Международные последствия предоставления политического убежища

Политическое убежище — предоставление государством какому-либо лицу ил лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подверглись в стране своего гражданства или обычного места жительства.

Территориальное убежище возможность укрыться от преследований на определенной территории государства

Дипломатическое убежище - возможность укрыться от преследований на территории дипломатического представительства государства.

Для предоставления политического убежища помимо наличия преследований необходим сам факт обращения лица . с соответствующей просьбой. В дальнейшем государство рассматривает эту просьбу и вправе, а не обязано удовлетворить ее.

Вопросы политического убежища относятся как внутригосударственным, так и имеют внешне государственное выражение.

В МП вопросы предоставления убежища регулируются

Декларацией ООН о территориальном убежище 1976 г. Политическое убежище, предоставляемое государством должно , уважаться иными государствами.

Основным международно-правовым последствием – предоставлением политического убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище. Поэтому - убежище не может быть предоставлено лицу, совершившему обще уголовное преступление.

2. Также, государство, предоставившее политическое убежище какому- либо лицу приобретает право его квазидипломатической защиты, в случае притеснений его за границей.

3. Государство, предоставившее политическое убежище какому-либо лицу становится ответственным за деятельность такого лица, в том числе и против того государства, из которого данное лицо, эмигрировало.

Политическое убежище прекращается в случае изменения обстоятельств, ставших причиной просьбы лица о предоставлении ему убежища, а также в случае натурализации беженца.

Беженцы - это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживши в результате преследований военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.

Вопросы беженства регулируются Конвенцией о статусе беженцев 1966г.

Любой беженец вправе требовать политического убежища. Предоставление политического убежища государством, обязывает его выдать вид на жительство

Перемещенные лица - это яйца, насильственно вывезенные в ходе шпорой мировой войны Германией или ее союзниками. с оккупированных территорий. В последнее время данный термин применяется также к лицам, по тем или иным объективным причинам, покинувшим территорию своего проживания. Их еще именуют «вынужденными переселенцами.

Все иностранные граждане, находящиеся в России, получили шанс легализоваться – даже те, кто давно нарушил сроки пребывания в стране. Для этого нужно обратиться в орган МВД с заявлением. Только надо успеть до 30 сентября 2021 г., пока действует запрет на выдворение и принятие решений об ограничении въезда в РФ

Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ

Новый указ продлевает действие временных мер по урегулированию правового положения иностранцев и допускает еще больше послаблений по сравнению с прежним Указом от 18 апреля 2020 г. № 274 (с изменениями от 15 июня, 23 сентября и 15 декабря 2020 г.).

Что же изменилось в правилах пребывания иностранных граждан на территории РФ с 16 июня 2021 г.?

Для кого и на сколько приостановили течение сроков пребывания в России и продлили действие разрешительных документов?

Возможно ли выдворение по новому указу президента?

Новый указ лояльнее прежнего. Напомню: иностранные граждане, нахождение в России которых к 15 марта 2020 г. считалось незаконным, с этой даты по 15 сентября 2020 г. подлежали привлечению к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа. В период с 16 сентября 2020 г. по 15 июня 2021 г. им назначалось наказание в виде выдворения за пределы РФ, но только в форме контролируемого самостоятельного выезда из России. При этом сроки добровольного выезда в соответствии с указом президента продлевались.

За нарушение иностранным гражданином сроков пребывания на территории РФ ему могут ограничить въезд в страну на 3, 5 или даже 10 лет. Столько же дается уполномоченному органу на принятие решения о запрете на въезд

Согласно новому указу до 30 сентября 2021 г. не могут приниматься решения об административном выдворении. Поэтому даже если иностранный гражданин находится в России незаконно на протяжении 10 лет, самым суровым наказанием будет административный штраф в размере 5 тыс. руб.

Также новый указ запрещает до 30 сентября 2021 г. принимать решения о неразрешении въезда в Россию в отношении иностранных граждан, которые находятся на ее территории. Прежний указ президента не содержал подобных запретов, а потому было принято много таких решений на основании ч. 4 ст. 26 Закона № 114-ФЗ. В суде представители УМВД доказывали, что принятие данных решений возможно в пандемию.

Учитывая послабления, предусмотренные новым указом, – сейчас лучшее время для легализации в России без последствий в виде выдворения и запрета на въезд в страну. Обратите внимание: эти послабления распространяются на всех иностранцев, находящихся в данный момент в России.

Как легализоваться в России, если уже допущено нарушение миграционного законодательства?

Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.

Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.

Изменилось ли что-то для иностранцев, работающих в России?

В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.

А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?

В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2021 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.

Рекомендации иностранным гражданам

  • Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2021 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
  • Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
  • Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
  • Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.

1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р.

2 Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 г. по делу № 05-1803/21, Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 июня 2021 г. по делу № 05-1315/21, Постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2021 г. по делу № 05-1431/21 и др.

Читайте также: