1 когда и на каких условиях были подписаны шенгенская конвенция 1990 г маастрихтское соглашение

Обновлено: 15.06.2024

* Конвенция вступила в силу 27 января 1980 года. В ней участвуют 76 государств, в том числе Россия - с 29 апреля 1986 года.

Государства - участники настоящей Конвенции,

учитывая важнейшую роль договоров в истории международных отношений,

признавая все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе,

отмечая, что принципы свободного согласия и добросовестности и норма pacta sunt servanda получили всеобщее признание,

подтверждая, что споры, касающиеся договоров, как и прочие международные споры, должны разрешаться только мирными средствами и в соответствии с принципами справедливости и международного права,

напоминая о решимости народов Объединенных Наций создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров,

принимая во внимание принципы международного права, воплощенные в Уставе Организации Объединенных Наций, такие, как принципы равноправия и самоопределения народов, суверенного равенства и независимости всех государств, невмешательства во внутренние дела государств, запрещения угрозы силой или ее применения и всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех,

полагая, что кодификация и прогрессивное развитие права договоров, осуществленные в настоящей Конвенции, будут способствовать достижению указанных в Уставе целей Организации Объединенных Наций, а именно поддержанию международного мира и безопасности, развитию дружественных отношений между народами и осуществлению их сотрудничества друг с другом,

подтверждая, что нормы международного обычного права будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции,

договорились о нижеследующем:

Часть I. ВВЕДЕНИЕ

Статья 1
Сфера применения настоящей Конвенции

Настоящая Конвенция применяется к договорам между государствами.

Статья 2
Употребление терминов

1. Для целей настоящей Конвенции:

a) "договор" означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования;

b) "ратификация", "принятие", "утверждение" и "присоединение" означают, в зависимости от случая, имеющий такое наименование международный акт, посредством которого государство выражает в международном плане свое согласие на обязательность для него договора;

c) "полномочия" означают документ, который исходит от компетентного органа государства и посредством которого одно или несколько лиц назначаются представлять это государство в целях ведения переговоров, принятия текста договора или установления его аутентичности, выражения согласия этого государства на обязательность для него договора или в целях совершения любого другого акта, относящегося к договору;

d) "оговорка" означает одностороннее заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора или присоединении к нему, посредством которого оно желает исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству;

e) "участвующее в переговорах государство" означает государство, которое принимало участие в составлении и принятии текста договора;

f) "договаривающееся государство" означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора, независимо от того, вступил ли договор в силу или нет;

g) "участник" означает государство, которое согласилось на обязательность для него договора и для которого договор находится в силе;

h) "третье государство" означает государство, не являющееся участником договора;

i) "международная организация" означает межправительственную организацию.

2. Положения пункта 1, касающиеся употребления терминов в настоящей Конвенции, не затрагивают употребления этих терминов или значений, которые могут быть приданы им во внутреннем праве любого государства.

Статья 3
Международные соглашения, не входящие
в сферу применения настоящей Конвенции

Тот факт, что настоящая Конвенция не применяется к международным соглашениям, заключенным между государствами и другими субъектами международного права или между такими другими субъектами международного права, и к международным соглашениям не в письменной форме, не затрагивает:

a) юридической силы таких соглашений;

b) применения к ним любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых они подпадали бы в силу международного права, независимо от настоящей Конвенции;

c) применения настоящей Конвенции к отношениям государств между собой в рамках международных соглашений, участниками которых являются также субъекты международного права.

Статья 4
Настоящая Конвенция не имеет обратной силы

Без ущерба для применения любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых подпадали бы договоры в силу международного права, независимо от Конвенции, она применяется только к договорам, заключенным государствами после ее вступления в силу в отношении этих государств.

Статья 5
Договоры, учреждающие международные организации,
и договоры, принятые в рамках международной организации

Настоящая Конвенция применяется к любому договору, являющемуся учредительным актом международной организации, и к любому договору, принятому в рамках международной организации, без ущерба для соответствующих правил данной организации.

Часть II. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВСТУПЛЕНИЕ ДОГОВОРОВ В СИЛУ

Раздел 1. Заключение договоров

Статья 6
Правоспособность государств заключать договоры

Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры.

1. Лицо считается представляющим государство либо в целях принятия текста договора или установления его аутентичности, либо в целях выражения согласия государства на обязательность для него договора, если:

a) оно предъявит соответствующие полномочия или

b) из практики соответствующих государств или из иных обстоятельств явствует, что они были намерены рассматривать такое лицо как представляющее государство для этих целей и не требовать предъявления полномочий.

2. Следующие лица в силу их функций и без необходимости предъявления полномочий считаются представляющими свое государство:

a) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора;

b) главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы;

c) представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации, или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

Статья 8
Последующее подтверждение акта, совершенного
без уполномочия

Акт, относящийся к заключению договора, совершенный лицом, которое не может на основании статьи 7 считаться уполномоченным представлять государство с этой целью, не имеет юридического значения, если он впоследствии не подтвержден данным государством.

Статья 9
Принятие текста

1. Текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 2.

2. Текст договора принимается на международной конференции путем голосования за него двух третей государств, присутствующих и участвующих в голосовании, если тем же большинством голосов они не решили применить иное правило.

Статья 10
Установление аутентичности текста

Текст договора становится аутентичным и окончательным:

a) в результате применения такой процедуры, какая может быть предусмотрена в этом тексте или согласована между государствами, участвующими в его составлении; или

b) при отсутствии такой процедуры - путем подписания, подписания ad referendum или парафирования представителями этих государств текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст.

Статья 11
Способы выражения согласия на обязательность договора

Согласие государства на обязательность для него договора может быть выражено подписанием договора, обменом документами, образующими договор, ратификацией договора, его принятием, утверждением, присоединением к нему или любым другим способом, о котором условились.

Статья 12
Согласие на обязательность договора,
выраженное подписанием

1. Согласие государства на обязательность для него договора выражается путем подписания договора представителем государства, если:

a) договор предусматривает, что подписание имеет такую силу;

b) иным образом установлена договоренность участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу; или

c) намерение государства придать подписанию такую силу вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

2. Для целей пункта 1:

a) парафирование текста означает подписание договора в том случае, если установлено, что участвующие в переговорах государства так условились;

b) подписание ad referendum договора представителем государства, если оно подтверждается этим государством, означает окончательное подписание договора.

Статья 13
Согласие на обязательность договора, выраженное путем
обмена документами, образующими договор

Согласие государств на обязательность для них договора, состоящего из документов, которыми они обмениваются, выражается посредством этого обмена, если:

a) эти документы предусматривают, что обмен ими будет иметь такую силу; или:

b) иным образом установлена договоренность этих государств о том, что этот обмен документами должен иметь такую силу.

Статья 14
Согласие на обязательность договора, выраженное
ратификацией, принятием или утверждением

1. Согласие государства на обязательность для него договора выражается ратификацией, если:

a) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией;

b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации;

c) представитель государства подписал договор под условием ратификации; или

d) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

2. Согласие государства на обязательность для него договора выражается принятием или утверждением на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации.

Статья 15
Согласие на обязательность договора,
выраженное присоединением

Согласие государства на обязательность для него договора выражается присоединением, если:

a) договор предусматривает, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения;

b) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения; или

c) все участники впоследствии договорились, что такое согласие может быть выражено этим государством путем присоединения.

Статья 16
Обмен ратификационными грамотами и документами
о принятии, утверждении или присоединении или
депонирование таких грамот и документов

Шенгенское соглашение было подписано в Люксембурге и обеспечило свободную систему перемещений внутри государств, подписавших договор, облегчающую передвижение путешественников.

В состав зоны по соглашению входят Австрия, Германия, Исландия, Литовская Республика, Испания, Бельгия, Мальта, Греческая республика и другие государства. Запланировано включение в шенген Болгарской и Хорватской республик и т.д.

Что такое шенгенское соглашение

Что такое шенгенское соглашение?

Договор европейских стран обеспечивает упрощение прохождения контроля на границах государств Шенгена.

Соглашение обеспечивает комфортное перемещение, упрощение торгово-экономических отношений с организациями разных государств Европы.

Не все страны в зоне Шенгена вошли в состав Евросоюза. Некоторые государства утвердили соглашение и входят в ЕС, однако законодательно оставили прежним визовый контроль для въезжающих, требующий получения национальных визовых документов.

История подписания соглашения

Соглашение было подписано 14 июня 1985 г. в д. Шенген представителями 5 государств. Однако вступление в силу бумаги состоялось позже (в 1995 г.), тогда внутренние границы были устранены между Французской Республикой, Нидерландами, Испанией, Германией, Бельгией, Португалией и Люксембургом.

Подписание Шенгенского соглашения в 1985 году

Впоследствии соглашение было прекращено (1999 г.). Затем был утвержден Шенгенский договор с поправками, внесенными от Европейского союза, в новый документ вошли ранее согласованные положения и правила.

В 2000 г. в состав стран была включена Греческая республика, в 2001 г. — скандинавские страны (Финляндия, Королевство Дания, Швеция), а также Норвегия, Исландия. Список увеличивался поэтапно в 2007-2011 гг.

Страны, подписавшие соглашение

В основном перечне:

  1. C 1985 г. в союзе Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и т.д.
  2. С 1990 г. — Италия.
  3. С 1991 г. — Испания и Португалия.
  4. С 1992 г. — Греция.
  5. С 1995 г. — Австрия.
  6. С 1996 г. — Королевство Швеция, Королевство Дания и т.д.

Страны, подписавшие соглашение

С 2004 г. соглашение подписали следующие страны:

  • Латвийская Республика;
  • Венгрия;
  • Словения;
  • Чешская Республика;
  • Польша;
  • Мальта;
  • Эстония;
  • Словакия и т.д.

Основные правила и требования

В соглашении прописаны правила, определяющие последовательность оформления виз и пересечение границ представителями других стран. В своде правил 6 отделов с данными о транзитных перемещениях правила подготовки визовых документов и 13 приложений.

Основные правила и требования

При равном количестве дней на посещение разных стран заявку подают в посольство государства первого въезда

Основные практические положения соглашения:

Шенгенская зона

Перечень государств Шенгенской зоны

Шенгенская зона объединяет территории стран, на которых действует утвержденный кодекс ЕС и на которой распространяется действие визы.

По территориям разрешается свободное перемещение без сложного стандартного паспортного контроля. Виза европейским гражданам не нужна.

Общая площадь территории составляет более 4,3 млн км².

Страны, входящие в Шенгенскую зону

В состав зоны входят 26 стран, прошедших проверку готовности:

  • Австрия;
  • Греция;
  • Венгрия;
  • Германия;
  • Королевство Испания;
  • Исландия;
  • Латвия;
  • Литовская Республика;
  • Мальта;
  • Италия;
  • Люксембург;
  • Дания;
  • Франция;
  • Нидерланды;
  • Республика Польша;
  • Финляндия;
  • Республика Чехия;
  • Эстония и т.д.

Страны-исключения

Страны-исключения

Не все европейские территориальные образования подписали договор:

  • Албания;
  • Великобритания;
  • Дания;
  • Ирландия;
  • Нидерланды;
  • Македония;
  • Норвегия;
  • Сербия;
  • Испания;
  • Босния и Герцеговина;
  • Черногория и т.д.

Дания — государство имеет особенные договоренности с европейскими странами, прописанными в правилах соглашения, т.к. на входящие в состав страны территории Гренландии договор не распространяется.

Ирландия — государство не утвердило договор для сохранения прежних правил перемещения граждан и поддержания безопасности территорий.

Нидерланды — в территориальных образованиях, расположенных за границами Европы, соглашение не действует.

Норвегия — законодательные европейские нормы не действуют на о. Ян-Майен и в Шпицбергене.

Франция — не распространяется действие шенгенского договора, на посещение заморских земель за пределами европейских государств потребуется подготовить отдельные въездные документы.

Путешествие

Статус особых территорий имеют небольшие государства:

  1. Андорра — власти государства не подписали документ, однако при въезде иностранцев виза не потребуется.
  2. Ватикан — не имеет специального проверочного пункта на границе, т.к. входит в состав Италии.
  3. Монако — государство не утвердило договор, имеет паспортный контроль в порту, проверки осуществляются французскими властями.
  4. Сан-Марино — окружено территорией Италии, не имеет усиленной проверки на приграничной зоне.

Какие страны планируют войти в шенгенскую зону?

В зону европейского соглашения планируют войти государства Евросоюза:

  • Республика Кипр;
  • Румыния;
  • Болгария;
  • Хорватия.

Точное число подписания конвенции не озвучивается, требуется утверждение документов, проверка на соответствие к требованиям.

Пересекать границы данных государств можно по шенгенскому въездному документу либо национальным визам.

Шенгенские соглашения - это форма продвинутого сотрудничества между государствами - членами Союза, которые стремятся к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и правосудия. Первоначальными участниками данных соглашений были пять стран (Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Впоследствии к Шенгенским соглашениям присоединились остальные государства-члены, кроме Великобритании и Ирландии.

В 1999 г. "Шенгенские достижения" (Шенгенские соглашения плюс изданные на их основе правовые акты) были признаны составной частью права Европейского Союза, которую обязаны ввести в действие на своей территории все страны, вступающие в состав этой организации.

Под Шенгенскими достижениями понимаются не фактические результаты одноименного процесса, а правила и документы, которые его регулируют. Понятие “ Шенгенские достижения”, таким образом, по своему содержанию и объему весьма близко к введенному ранее термину “Шенгенское право”.

Согласно Шенгенскому протоколу договоры и акты, составляющие названные достижения, включаются в правовую систему Европейского союза. Страны ЕС - участницы Шенгенского процесса уполномочены установить между собой отношения продвинутого сотрудничества в областях, подпадающих под действие Шенгенских достижений. Перечень Шенгенских достижений и статей учредительных договоров ЕС, на базе которых применяются документы, входящие в эти достижения, зафиксирован в 1999 г. двумя решениями Совета Европейского союза.

Интеграция Шенгенского права в правовую систему Европейского союза изменяет также политические и институциональные рамки Шенгенского процесса. Шенгенский исполнительный комитет прекратил свое существование. Его полномочия перешли к Совету - основному законодательному органу Европейского союза. В реализации и принятии новых актов в рамках Шенгенских достижений, контроле за их соблюдением, вправе участвовать и другие институты Европейского союза: Комиссия (главный исполнительный орган), Европейский парламент (представительный орган) и Суд.

Великобритания и Ирландия на основании специальных решений Совета Европейского Союза позднее также присоединились к Шенгенским соглашениям, но лишь в части, касающейся борьбы с преступностью. На основании специальных договоренностей ассоциированными участниками Шенгенских соглашений стали еще три страны, не входящие в состав Европейского Союза, - Исландия, Норвегия и Швейцария.

Шенгенские соглашения были подписаны во второй половине 1980-х гг., т.е. еще до заключения Договора о Европейском Союзе (1992 г.). Слово "шенгенские" в их названии указывает на место подписания этих документов: небольшая деревня и одноименный замок Шенген (Schengen), расположенные в государстве Люксембург на пересечении его границ с Францией и ФРГ.

Всего существует два Шенгенских соглашения, подписанных соответственно в 1985 и 1990 гг. Первое - Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенское соглашение 1985 г.) - носило предварительный характер и на сегодняшний день утратило значение. Второе - Конвенция о применении Шенгенского соглашения (Шенгенская конвенция 1990 г.) - сохраняет большую роль по сей день. Именно в Шенгенской конвенции:

- закреплен принцип прозрачности внутренних границ, т.е. границ между государствами - членами Союза: "Внутренние границы можно пересекать в любом месте, не подвергаясь какому бы то ни было личному контролю" (ст. 2);

- введены единые условия въезда на территорию Союза иностранцев и единая ("шенгенская") виза;

- содержатся нормы правоохранительной направленности, объединенные в специальный раздел "Полиция и безопасность" (раздел III Шенгенской конвенции);

- предусмотрено создание "Шенгенской информационной системы", благодаря которой в единую компьютеризированную сеть были объединены правоохранительные базы данных разных государств-членов.

На основании Шенгенской конвенции функционировал также специальный орган - Шенгенский исполнительный комитет, состоявший из министров внутренних дел государств-участников. Данный Комитет издал множество правовых актов по вопросам пересечения внутренних и внешних границ, борьбы с преступностью, которые образуют составную часть "Шенгенских достижений" (англ. Schengen acquis; франц. acquis de Schengen). В 1999 г. Исполнительный комитет был ликвидирован, а его полномочия перешли к Совету - главному законодательному институту Европейского Союза. В настоящее время активно развивается процесс замены "Шенгенских достижений", включая Шенгенские соглашения, нормативными актами Совета Европейского Союза и Европейского парламента. Так, в период 2006-2009 гг. взамен Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета были изданы:




- Шенгенский кодекс о границах 2006 г., в котором собраны все основные правила относительно пересечения как внутренних (между государствами-членами), так и внешних (с третьими странами) границ ЕС. Именно в Шенгенском кодексе о границах (ст. 5) закреплены теперь единые условия въезда в ЕС иностранцев, которые также применяются при выдаче Шенгенской визы;

- законодательство о Шенгенской информационной системе второго поколения 2006-2007 гг. Шенгенская информационная система второго поколения базируется на передовых технических принципах, обеспечивающих ей большую надежность, вместимость и скорость передачи данных по сравнению с Шенгенской информационной системой первого поколения, учрежденной Шенгенской конвенцией 1990 г.;

- Визовый кодекс ЕС 2009 г. После вступления в силу (5 апреля 2010 г.) он заменил собой соответствующие нормы Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета, посвященных единой (Шенгенской) визе. В соответствии с Визовым кодексом Европейская комиссия должна издать новую практическую инструкцию о выдаче виз, адресованную консульствам всех шенгенских государств.

Итак, после 2010 г. большинство норм, первоначально содержавшихся в Шенгенских соглашениях, закрепляются в нормативных актах Европейского Союза, изданных его законодательными институтами. Шенгенские соглашения все более превращаются в своеобразный "исторический памятник", который представляет интерес не столько в практическом, сколько в историко-правовом контексте.

Читайте также: