1 что является основным условием обеспечения и сохранности жизни

Обновлено: 02.07.2024

Однако в ряде стран к решению этой проблемы приступили раньше. В последние два десятилетия в международной практике сформировалось новое междисциплинарное направление прикладных исследований – электронное сохранение (digital preservation), в рамках которого изучаются риски долговременного хранения, формулируются мероприятия и инструментарии по обеспечению сохранности. Сегодня реализуется целый ряд национальных и международных проектов по созданию архивов долговременного хранения электронных документов, появилось большое количество нормативов, стандартов, программных средств и баз данных по этой теме. Важно отметить, что значительные достижения стали возможны во многом благодаря международной кооперации архивных служб и учреждений.

Прежде чем представить выработанные в мировой практике решения, напомним, что электронный документ – это последовательность цифровых кодов, хранящихся на специальных носителях (электронных, магнитных, оптических и т.д.), информация на которых недоступна человеческому восприятию. При записи на носитель осуществляется преобразование воспринимаемой человеком информации (текста, звука, изображения, видео и т.д.) в кодовую последовательность с помощью специальной аппаратуры и программ, а при считывании – обратное преобразование и вывод на экран, принтер и т.п.

Проблемы хранения обусловлены тем, что, с одной стороны, носители электронных документов, как правило, менее надежны, нежели бумага, и быстрее деградируют физически, с другой – темпы развития информационных технологий таковы, что системы кодирования информации, виды носителей (диски, дискеты, флэшки и т.д.), а также связанные с ними устройства и программы регулярно обновляются, а прежние исчезают из обихода. Вследствие этого консервация носителя сама по себе проблемы сохранности электронного документа (по крайней мере, за пределами 5–10 лет) не решает. Со временем информация не может быть считана либо из-за физического разрушения носителей, либо из-за устаревания применявшейся для записи технологии. Значит, пассивная консервация носителя бесполезна. Поэтому на первый план выходят постоянные активные действия по контролю сохранности электронных документов, анализу рисков и предупреждающей миграции документов на новые носители с возможным преобразованием форматов.

Долговременное хранение электронных документов сопряжено с рядом спе­цифических рисков. Так, их носители подвержены ошибкам (сбоям) при записи/чтении информации, вирусным атакам и физической деградации. По разным данным, время жизни магнитных дисков отличается: гибких – составляет от 3 до 5 лет, твердых – от 2 до 8, а магнитной ленты – от 10 до 30 лет; в среднем раз в десятилетие носители морально устаревают. На смену им приходят новые, более эффективные носители и соответственно новые аппаратно-программные средства, выпуск же средств для работы с устаревшими носителями прекращается.

Еще один риск связан с обеспечением преемственности при пересмотре, обновлении или замене, по мере развития технологий, форматов (правил преобразования), специфических для каждого вида информации (текстов, изображений, видео и т.д.). Новые программы и устройства, как правило, работу с прежними форматами не обеспечивают. Для считывания, интерпретации и установления аутентичности электронного документа необходимо обеспечить сохранение не только содержания (контента), но и метаданных, описывающих его свойства и жизненный цикл, в том числе архивное хранение.

Противостоять вышеназванным рискам помогают различные программно-технические решения. Это, к примеру, может быть консервация. Под ней понимается сохранение исходной технологии, т.е. использование применявшихся ранее аппаратно-программных средств для работы с документами в оригинальных форматах и на оригинальных носителях (так называемый музейный подход).

Еще одно решение – эмуляция – воспроизведение функциональности устаревшей системы для обеспечения работы с устаревшими форматами данных. Оно включает и виртуализацию, подразумевающую создание на компьютере так называемой виртуальной машины, воспроизводящей функциональность исходной аппаратно-программной среды. Инкапсуляция – сохранение описания документа в одном объекте с самим документом – предполагает включение технического описания документа в состав цифрового объекта, что уменьшает его зависимость от внешней среды, поскольку данная информация позволяет либо воспроизвести исходную среду, либо перенести документ в новую. Миграция – перенос документов на другие носители или в другую систему, а конверсия – преобразование в другие форматы. В настоящее время миграция/конверсия являются основными стратегиями, применяемыми в мировой практике электронного сохранения. В случае, когда не было выполнено необходимых действий по сохранению документа, может помочь восстановление недоступного или искаженного документа, т. е. цифровая археология (digital archaeology). Но это вынужденная стратегия.

Обеспечить сохранность электронных документов помогает комплекс организационно-технических мероприятий. Их перечень приведен в рекомендациях Национального альянса по цифровому управлению США (National Digital Stewardship Alliance – NDSA). Это создание копий электронных документов и помещение их в различные геолокации; использование механизма контрольных сумм для контроля неизменности документа; разграничение и аудит доступа, антивирусная защита; использование рекомендуемых стандартов архивных метаданных и ведение метаданных процесса сохранности электронных документов; ограничение числа поддерживаемых форматов и миграция в более устойчивые форматы по мере появления критических рисков.

При наличии в архиве большого количества разнородных и разрозненных носителей процедуры контроля состояния электронных документов и обеспечения их битовой сохранности технологически весьма затруднены в силу объема работ и стоимости оборудования. Эффективной альтернативой является переход от хранения отдельных носителей к использованию единого хранилища, гарантирующего битовую сохранность информации за счет контрольных процедур, необходимого резервирования и планового технического обновления аппаратно-программных средств хранения. В современных условиях профессиональные услуги надежного хранения оказывают дата-центры и облачные хранилища.

Для хранения различных видов информации используются тысячи различных форматов и их версий, которые постоянно обновляются. Чтобы обеспечить доступность документа в течение всего срока хранения, архивы должны вести постоянный мониторинг актуальности форматов документов и при высоких рисках их дальнейшего использования осуществлять миграцию в более перспективные форматы. Для оценки перспективы использования формата вводится понятие его устойчивости (sustainability), т.е. возможности длительного использования документов, сохраненных в этом формате. На устойчивость формата влияют следующие факторы: доступность его описания или прозрачность (воспринимаемость человеком), что упрощает создание программ для работы с ним; распространенность (вероятность сохранения средств работы с форматом в будущем повышается при его массовом использовании в настоящем); независимость от внешней среды, т.е. отсутствие необходимости привлекать какие-то дополнительные ресурсы; правовая и техническая защита, например лицензионные ограничения, пароли, шифрование.

При прочих равных условиях преимущество отдается так называемым открытым форматам (стандартам), использование которых общедоступно и ничем не ограничено, а также форматам, не зависящим от аппаратно-программной среды. Поскольку для хранения информации одного и того же вида может применяться множество различных форматов, что несет угрозу управлению ими в архиве, желательно сократить их разнообразие. Это можно сделать посредством установления ограничений на форматы документов, которые принимаются на архивное хранение, и/или путем конвертирования не поддерживаемых архивом форматов документов при их приеме в архив (так называемая нормализация форматов).

Сегодня все большая часть электронных документов хранится в базах данных, на основе которых функционируют различные информационные системы: регистры, реестры, системы управления документами и т.п. Для текущей работы с БД требуется специальное программное обеспечение – системы управления базами данных (СУБД). Их использование для архивного хранения данных сопряжено со значительными рисками и проблемами. Ведь поскольку данные хранятся в специальных, как правило, закрытых форматах, для доступа к ним нужно соответствующее программное обеспечение, которое, в свою очередь, регулярно обновляется производителем, как и форматы, что требует проведения работ по миграции данных. К рискам использования СУБД относится и высокая стоимость поддержания БД в форматах СУБД (лицензии, высококвалифицированный ИТ‑персонал, платная поддержка производителя, высокопроизводительное оборудование). Конечно, можно хранить не сами базы, а их отдельные элементы, например извлеченные документы. Однако в этом случае теряется важнейшая информация о связях между документами в базах данных.

Концепция электронной сохранности баз данных (database preservation) предлагает для решения проблем долговременного хранения их перевод в архивный формат, который должен обладать следующими свойствами: быть открытым, прозрачным и устойчивым во времени, т.е. не зависеть от долговременных технологических изменений, а также от исходной СУБД; сохранять всю необходимую информацию из СУБД и возможность обратного реимпорта; не привлекать профессиональных ИТ‑специалистов в области СУБД.

Общепризнанным и широко используемым в архивном сообществе решением в области архивного хранения баз данных является система их архивации в открытый и программно-независимый формат – SIARD, разработанная и свободно распространяемая Национальным архивом Швейцарии. Она используется более чем в 600 организациях в 65 странах мира.

Архивная информационная система должна содержать модули, обеспечивающие выполнение следующих функций: формирование из исходных файлов электронных документов источника комплектования так называемого сдаточного пакета, содержащего файлы документов и необходимый набор метаданных; формирование так называемого архивного пакета, в том числе специальных метаданных архивного хранения, а также нормализацию форматов и группировку документов по форматам; поддержание собственно процесса архивного хранения, включая обеспечение неизменности документов и, в случае необходимости, миграцию в более устойчивые во времени форматы; формирование так называемого дистрибутивного пакета, содержащего информацию по запросам потребителей (для решения этой задачи в архивной системе предусматриваются инструменты поиска и извлечения информации).

Схема эталонной модели архивной системы

Схема эталонной модели архивной системы

В рамках модели OAIS разработаны наиболее часто используемые открытые стандарты метаданных: дублинское ядро – популярный формат метаданных семантических ресурсов, применяемый как базовый для электронных документов; стандарт кодированного описания архива – EAD –XML‑формат архивных справочников; стандарт кодирования и передачи метаданных – METS – XML‑спе­цификация метаданных, необходимых для управления цифровыми объектами в хранилище; иерархический формат упаковки файлов для хранения и передачи пакетов произвольного цифрового контента – BagIt (широко используется в связи с его независимостью от аппаратных платформ, операционных систем и наличием многих программных средств для работы с ним). И, наконец, словарь метаданных для обеспечения долговременного архивного хранения электронных документов – PREMIS (он специально разработан для описания событий/действий с документом в течение архивного хранения).

Национальным архивом Великобритании разработана Программа анализа форматов DROID, применяемая в большинстве проектов и систем долговременного архивного хранения. Ее основная функция – точная идентификация формата файла, даже если его расширение неверно или отсутствует. В настоящее время DROID идентифицирует более 1400 форматов файлов, и их количество постоянно растет.

Самым полным в мире общедоступным регистром форматов файлов является PRONOM, который также ведется в Национальном архиве Великобритании. Он содержит информацию о форматах файлов и программных продуктах для работы с ними: идентификации, чтения, записи и т.д. Существуют и полнофункциональные системы долговременного архивного хранения электронных документов. Значительная их часть применяется в пилотном режиме в ограниченном числе организаций. Наиболее продвинутым промышленным решением стала коммерческая система долговременного архивного хранения компании Preservica. Ее программным обеспечением пользуются сотни заказчиков в десятках стран, включая крупнейшие компании и международные консорциумы, а также национальные архивы.

Несмотря на определенные риски, не вызывают сомнений преимущества использования облачных технологий для долговременного архивного хранения электронных документов. Профессиональные центры обработки данных в рамках своей базовой функциональности автоматически обеспечивают решение в этом направлении целого ряд задач: контроль сохранности носителей и целостности данных, их резервирование и восстановление, в том числе с использованием распределенных геолокаций, технологическое обновление аппаратно-программной среды.

При наличии общих облачных сервисов различные организации могут совместно использовать специализированные инструменты обеспечения долговременного хранения, такие как управление форматами, миграция документов при устаревании форматов, уничтожение документов по истечении срока хранения, оперативный доступ пользователей к документам. В качестве примера коммерческого облачного сервиса, ориентированного на долгосрочное архивное хранение, можно привести решение Amazon S 3 Glacier, которое обеспечивает повышенный уровень надежности – 99,999 999 999 %, резервное копирование, контроль целостности и автоматическое самовосстановление, оперативность работы с архивными документами (быстрое извлечение, работа с документами непосредственно в облаке), соответствие всем распространенным международным нормативным требованиям безопасности архивной информации; поддерживает в облаке 3500 специализированных программных продуктов обеспечения долговременного хранения.

Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности.

Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация.

Первоочередное жизнеобеспечение населения при возникновении чрезвычайных ситуаций является одной из основных задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), позволяющих уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Цель первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях

Главной целью первоочередного жизнеобеспечения в чрезвычайных ситуациях является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения.

Организация первоочередного жизнеобеспечения населения

Осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС.

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения

Осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов жизнеобеспечения населения, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Подготовка территорий субъектов Российской Федерации

Подготовка территорий субъектов Российской Федерации к организации первоочередного жизнеобеспечения населения в ЧС осуществляется заблаговременно.

Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного жизнеобеспечения населения

Проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени опасностей для населения возможных чрезвычайных ситуаций, характерных для каждой территории.

Жизнеобеспечение населения представляет собой совокупность взаимно увязанных по времени, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайных ситуаций, на маршрутах эвакуации и в местах размещения эвакуируемых. Успешное решение задач по жизнеобеспечению населения требует четкой организации работ и наличия необходимых запасов материальных средств. К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся:

- обеспечение населения водой;

- предметами первой необходимости;

Оценка потребностей населения по всем видам обеспечения, необходимой номенклатуре продукции и услуг проводится специалистами служб жизнеобеспечения. В эти службы входят представители организаций независимо от их организационно-правовых форм, которые осуществляют свою деятельность на соответствующей территории, а основу их составляют подразделения и организации коммунального хозяйства. Торговли, общественного питания, энергетики, транспорта, медицинских учреждений. Суточные потребности населения в воде, продуктах питания, коммунально-бытовых услугах. Топливе рассчитываются по его общей численности и нормам обеспечения в условиях чрезвычайной ситуации или военного времени. Потребности во временном жилье: землянках, палатках, сборных домиках оцениваются по численности населения, оставшегося без крова при условии дефицита жилья в населенных пунктах, в которых население концентрируется. Для обеспечения временным жильем обычно широко используются общественные здания. Численность медицинского персонала: врачей, среднего медицинского персонала, санитаров определяется по нормам, установленным Министерством здравоохранения России для чрезвычайных ситуаций и условий военного времени. При организации жизнеобеспечения обязательно следует учитывать потребности личного состава аварийно-спасательных формирований и самих служб жизнеобеспечения. Прибывающие в зону чрезвычайных ситуаций аварийно-спасательные формирования и войска должны иметь автономное жизнеобеспечение на срок до 3 суток.


Для чего необходимо положение о материальной ответственности и на чем оно основано

Положение о материальной ответственности работников (ПМО) представляет собой внутренний локальный акт, описывающий схему взаимоотношений работодателя и работников в плане сохранности имущества фирмы и затрагивающий нюансы возмещения ущерба.

С какими локальными актами нужно ознакомить работника при приеме на работу, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в путеводитель по кадровым вопросам.

Наличие такого документа предусматривает единый подход ко всем работникам в отношении их ответственности за имущество фирмы, а также исключает разногласия между сторонами трудового договора по вопросам возмещения материальных убытков.

Положение № 85 носит дополнительный нормативно-информационный характер. Помимо готового шаблона договора о материальной ответственности (ДМО), в нем перечислены должности и работы, выполняемые сотрудниками, с которыми возможно заключение ДМО.

Постановление № 85 и ПМО

При разработке ПМО стоит деликатно отнестись к содержанию постановления № 85. Предусматривая ответственность работников, связанную с обеспечением сохранности имущества фирмы, необходимо соотнести законность требований ПМО с информацией, отраженной в указанном постановлении. Кроме того, договоры с работниками лучше оформлять с учетом приведенного в постановлении № 85 шаблона ДМО.

Заключая со своими сотрудниками ДМО, придется не только свериться с перечнем должностей из постановления № 85, но и принять во внимание указанные в нем виды работ.

ВАЖНО! Чем более дотошно работодатель проведет подготовительные процедуры по оформлению всех важных бумаг, тем проще в будущем будет разрешать ситуации, связанные с материальным возмещением ущерба. Кроме того, ответственный подход работодателя к системе обеспечения сохранности своего имущества и изначальная детальная проработка расчетных алгоритмов определения суммы ущерба (на этапе заключения трудового договора и ДМО) показывают работнику степень его материальной ответственности.

У работодателя может возникнуть соблазн перестраховаться и заключить ДМО со всеми без исключения сотрудниками. В этом случае он самовольно расширит перечень лиц, с которыми по постановлению № 85 можно заключать ДМО, а права работников, чья профессия или выполняемая работа в этот перечень не включены, будут нарушены.

Во избежание признания ДМО неправомерно заключенным и придания ПМО статуса документа, соответствующего законодательству, непосредственно в тексте или в качестве приложения к нему необходимо перечислить все должности согласно штатному расписанию фирмы, занятие которых работником требует оформления ДМО.

Особые случаи, отражаемые в ПМО

Ограничиться перечислением в ПМО должностей, соответствующих постановлению № 85, - значит не учесть важный нюанс, предусмотренный трудовым законодательством. Он касается ситуаций, когда полная материальная ответственность может наступить для тех работников, с которыми ДМО не заключены (и по закону их оформление не требуется).

Внедоговорная материальная ответственность наступает в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ):

  • ущерб имуществу фирмы нанесен умышленными действиями работника;
  • повреждение, утрата и порча активов наступила в результате действий или бездействия сотрудника, находящегося в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или токсического);
  • имущество фирмы было испорчено в результате преступных действий работника (есть приговор суда) или совершенного им административного проступка, факт которого установлен госорганом;
  • работник повредил имущество фирмы, используя его в личных целях;
  • фирма понесла ущерб в результате разглашения ее работником секретных сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

В такой ситуации работодатель может дополнительно подстраховаться, заключив с работником, имеющим допуск к секретной информации, договор о неразглашении коммерческой тайны. Он подчеркнет важность неразглашения секретных данных и формально наложит на работника дополнительную ответственность за их сохранность.

ВАЖНО! Взыскать с работника упущенную выгоду договор о неразглашении не поможет, так как обязанность по возмещению ущерба возникает в рамках трудовых отношений и правила ст. 139 ГК РФ о возмещении убытков в полном объеме для таких случаев не применяются.

Возрастной аспект ПМО

Описывая в ПМО принципы возмещения работниками материального ущерба, необходимо принимать во внимание такой немаловажный фактор, как их возраст.

К примеру, если активы фирмы пострадали от действий несовершеннолетнего работника, находящегося в неадекватном состоянии (под воздействием наркотиков, алкоголя или токсических веществ), а также в результате совершения им преступления или административного проступка, ущерб подлежит возмещению в полном объеме.

Остальные работники, возраст которых превышает 18 лет, перед законом равны и возмещают нанесенный работодателю ущерб в соответствии с возложенными на них обязанностями и условиями заключенных ДМО.

5 нюансов при возмещении ущерба, которые нужно учесть

В ПМО необходимо предусмотреть условия, когда работодатель может на законных основаниях предъявить работнику претензии по поводу ненадлежащего исполнения им трудовых обязанностей, повлекшего необходимость возмещения материального ущерба. В этом случае фирма обязана:

  • доказать вину работника в недостаче или материальном ущербе;
  • определять размер ущерба только в величине реального уменьшения (ухудшения) имущества и суммы затрат на его восстановление (при их наличии) без учета неполученных доходов;
  • производить расчет суммы возмещения из рыночных цен, действующих на день причинения ущерба, но не ниже остаточной стоимости утраченного или испорченного имущества по данным бухучета с учетом естественной убыли;
  • не требовать от работника полного возмещения ущерба в случаях, когда не произошло недостачи и (или) порчи имущества (ограниченная ответственность);
  • освободить работника от возмещения ущерба, если не были обеспечены надлежащие условия для хранения имущества, вверенного работнику.

Вправе ли работодатель привлечь работника к материальной ответственности за ущерб, возникший в результате уплаты работодателем штрафа, который был наложен на него по вине работника? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Описание этапов взыскания материального ущерба с работника

Обособленно от организационных аспектов в ПМО необходимо уделить внимание подробному описанию процесса взыскания с работников стоимости утраченного или испорченного имущества фирмы.

Последовательность процедур взыскания представляет собой цепочку поэтапно выполняемых работодателем действий, направленных на снижение собственных материальных потерь, вызванных халатными действиями сотрудников. Особое значение при этом имеет соблюдение всех требований законодательства.

Начальный этап: инвентаризация

Предварительной ступенью процедуры взыскания ущерба является инвентаризация. Она призвана выявить факт порчи имущества фирмы и задокументировать его (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Инвентаризация проводится после оформления соответствующего приказа.

1-й этап: служебное расследование

Следующее звено цепочки - внутрифирменное расследование, целью которого является определение причин повреждения или утраты активов (ст. 247 ТК РФ). При этом не обойтись без создания комиссии, состав которой утверждается приказом руководителя фирмы.

Работнику, нанесшему ущерб, тоже придется потрудиться - он обязан письменно объяснить причины возникновения ущерба. Его отказ это сделать налагает на работодателя дополнительную функцию по составлению акта, фиксирующего факт отказа (ст. 247 ТК РФ).

Письменные объяснения провинившегося работника рассматриваются комиссией и принимаются во внимание при определении степени его вины. Если ущерб причинен несколькими работниками, комиссии придется выяснить объем ответственности каждого из них.

2-й этап: расчет суммы ущерба

Прибавится работы и у специалистов финансовой службы фирмы - им необходимо максимально достоверно определить величину причиненного работником ущерба.

Во внимание нужно принять множество факторов: рыночную цену утраченного или испорченного имущества на дату нанесения ущерба, информацию из бухучета об остаточной стоимости имущества и др. (ст. 246 ТК РФ).

Заключительный этап: оформление документов и иные завершающие процедуры

Материалы служебного расследования не являются закрытой информацией для работника, в отношении которого оно проводится, и (или) его представителя. Чинить препятствия указанным лицам при ознакомлении и обжаловании оформленных и полученных в ходе расследования бумаг работодатель не вправе (ст. 247 ТК РФ).

Длительность завершающего этапа зависит от того, будет ли работодатель обращаться в суд для взыскания ущерба.

Взыскать с работника исчисленную сумму ущерба работодатель вправе без обращения в судебные органы, если его величина не превышает среднего месячного заработка работника. Этой процедуре предшествует оформление распоряжения руководителя фирмы. Сделать это необходимо в месячный срок с даты расчета окончательной суммы ущерба (ст. 248 ТК РФ).

В отдельных случаях работник и работодатель могут заключить соглашение, предусматривающее постепенное возмещение работником материальных потерь (рассрочка). Одновременно с соглашением работник должен письменно выразить свое обязательство уплатить означенную сумму и конкретизировать сроки платежей.

Если работник уклонился от обязательств по возмещению ущерба, работодатель имеет право обратиться в суд (ст. 248 ТК РФ).

Все вышеописанные этапы закрепляются в положении о материальной ответственности работников, содержание которого у разных компаний может отличаться. С одним из вариантов такого документа вы можете ознакомиться бесплатно, кликнув по картинке ниже:

Итоги

Материальные потери фирмы, возникшие по вине ее работников, подлежат возмещению. Чтобы взыскать ущерб, работодателю придется потрудиться: провести инвентаризацию, создать комиссию, рассчитать ущерб и т. д. Все этапы этого процесса, а также общие вопросы взаимодействия работодателя и работников по вопросам обеспечения сохранности имущества находят отражение в положении о материальной ответственности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Наличие залога значительно повышает шансы кредитора на удовлетворение требований в процедуре банкротства. Однако статус залогового кредитора связан с определенной спецификой и ограничениями, которые порою могут сводить к минимуму залоговые преимущества. Анализ практики последних лет показывает, что она направлена на последовательное сокращение преимуществ залогового кредитора и формирует для него значительные издержки.

Ниже приведены основные вопросы, которые могут возникнуть в процедурах банкротства у залогодержателя и ответы на них со ссылкой на актуальную практику.

Вправе ли залоговый кредитор инициировать процедуру банкротства?

Вправе, если у него есть соответствующее основное денежное требование к должнику – наличие или отсутствие залога в этом случае значения не имеет. Однако если залогодатель и должник по основному обязательству не совпадают в одном лице – права на подачу заявления к залогодателю у залогового кредитора нет.

ПП ВАС от 23.07.2009 года, №58 (п.20).

Подлежат ли субординации (понижению) требования залогового кредитора, аффилированного с должником?

Подлежат, как и любые иные требования контролирующих лиц и/или аффилянтов должника, если речь идет о компенсационном финансировании в условиях имущественного кризиса. В таком случае требования залогового кредитора будут удовлетворяться из оставшейся от реализации предмета залога выручки преимущественно перед кредиторами его субординированной очереди. Иными словами шансов у него фактически не будет.

Обзора судебной практики по включению КДЛ, утвержден Постановлением Президиума ВС от 29.01.2020 года (п.6.1); Постановление 16 ААС от 16.10.2020 года по делу №А63-20981/2019.

Каково положение залогового кредитора, не заявившего свои права в установленный законом срок?

Права такого кредитора (как и опоздавшего незалогового кредитора) подлежат субординации – они удовлетворяются после удовлетворения требований всех кредиторов, включенных в третью очередь. Правда залоговый кредитор в этом случае имеет преимущество – его требования в опоздавшей очереди могут быть удовлетворены из остатков стоимости залогового имущества. Ясно, что это очень сомнительная привилегия.

Определение ВС от 01.04.2019 года №304-ЭС17-1382

В какой очередности и из какого источника удовлетворяются требования залогового кредитора в части штрафных санкций?

Требование по взысканию различного рода неустоек подлежит удовлетворению после погашения суммы основного долга кредиторов, включенных в третью очередь реестра. Если речь идет о залоговом кредиторе, то его требования по неустойкам тоже погашаются после удовлетворения требований всех кредиторов третьей очереди, но имеют залоговое преимущество перед иными (незалоговыми) требованиями по неустойкам – погашаются из остатков выручки от предмета залога.

Определение ВС от 30.03.2017 года №301-ЭС16-17271

Может ли залоговый кредитор претендовать на погашение его требований за счет незалогового имущества? В какой момент возникает такое право?

В соответствии с положениями ЗоБ залоговый кредитор, требования которого не были удовлетворены из суммы реализации предмета залога, вправе получить удовлетворение наравне с иными кредиторами третьей очереди (ст. 18.1 ЗоБ). При этом, если незалоговое имущество реализовано раньше залога и при наличии сомнений в том, что продажа залога приведет к полному погашению требований залогового кредитора, конкурсный управляющий должен зарезервировать средства, поступившие в конкурсную массы до момента реализации залога и погашения требований залогового кредитора.

Каковы особенности положения залогового кредитора в процедуре банкротства залогодателя, который не является должником по основному обязательству (ситуация залога по обязательствам третьего лица)

Размер требований указанного выше лица для целей включения в реестр определяется оценочной стоимостью имущества (то есть, она ограничена), хотя это не сказывается на погашении его требований из стоимости залогового имущества – они погашаются в полном объеме (если это позволяет сумма от реализации предмета залога).

Требования залогового кредитора в процедуре банкротства залогодателя (который не является должником по основному обязательству) удовлетворяются только из суммы от реализации предмета залога и не могут удовлетворяться за счет иного имущества должника.

(п.20 ПП ВАС от 23.07.2009 года, №58; Определение от 18.03.2015 года №310-ЭС14-5299)

Может ли залоговый кредитор настаивать на продаже заложенного имущества отдельным лотом (лотами)?

Условия продажи залогового имущества определяет сам залоговый кредитор, включая начальную цену и состав лота/лотов (ст.18.1, 138 ЗоБ). Однако конкурсный управляющий и прочие кредиторы, исходя из наиболее оптимального варианта реализации имущественного комплекса, могут в судебном порядке добиваться формирования единого лота и/или иной конфигурации при продаже залогового и незалогового имущества.

Определение ВС от 20.11.2017 года №305-ЭС16-10852

Может ли залоговый кредитор отказаться от залогового статуса в отношении части своих требований? Каковы последствия такого отказа?

Залоговый кредитор после включения своих требований в реестр вправе отказаться от своих залоговых прав в части и потребовать перевести эти требования (как не залоговые) в третью очередь реестра с предоставлением соответствующих прав на собраниях кредиторов (права голоса).

Какие обязанности перед конкурсной массой возникают у залогового кредитора в случае оставления заложенного имущества за собой?

Залоговый кредитор, который оставил за собой заложенное имущество, обязан перечислить в конкурсную массу денежные средства в размере 30% или 20% (в соответствии с пп 1, 2 ст. 138 ЗоБ). Кроме этого, он перечисляет должнику компенсацию всех расходов, связанных с реализацией и обеспечением сохранности залогового имущества (п.6 ст. 138 ЗоБ).

До момента такого перечисления, управляющий не вправе передавать залоговому кредитору имущество, которое он оставил за собой.

Может ли (в процедурах банкротства) считаться находящимся в залоге имущество должника, которое было арестовано в рамках судебных разбирательств?

Предусмотренное п.5 ст. 334 ГК РФ правило, согласно которому лицо, в чьих интересах судом был наложен арест на имущество должника, наделяется правами залогодержателя – не применяется в процедурах банкротства. Обеспечительные меры не могут приравниваться к ординарному залогу (в силу договора или закона), поскольку по своей сути не направлены на обеспечение обязательств. Иной подход, по мнению ВС, идет в разрез с принципом равенства кредиторов в процедурах банкротства.

Определение ВС от 27.02.2017 года №301-ЭС16-16279

Может ли залоговое имущество передаваться в аренду (в процедурах банкротства)? Кто принимает решение и как распределяется выручка?

Решение о порядке использования, способах обеспечения сохранности и условиях продажи залогового имущества определяются залоговым кредитором (ст. 18.1 ЗоБ). Однако это не означает, что в отсутствии согласия залогового кредитора на аренду, управляющий лишен права сдать такое имущество. Это возможно при недобросовестном поведении конкурсного кредитора (в частности, уклонения от погашения текущих требований, связанных с залоговым имуществом). Вопрос в качестве разногласий может быть разрешен судом.

Например, Постановление АС Центрального Округа от 20.12.2018 года №Ф10-896/18 по делу №А62-4766/2014

Оценка необходимости сдачи имущества в аренду, поиск арендатора, формирование условий договора аренды является обязанностью арбитражного управляющего (не залогового кредитора!). Именно управляющий несет ответственность за экономическую эффективность такого решения и любые негативные последствия, вызванные его небрежностью.

Доходы от аренды залогового имущества распределяются в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 138 ЗоБ – в соответствующих пропорциях в пользу залогового кредитора и кредиторов 1,2 очередей и текущих. Такой подход (залоговое преимущество) применяется, если договор залога (ипотеки) заключен после 01.07.2014 года

Определение ВС от 20.11.2017 года №301-ЭС17-9716

Какие расходы в процедуре банкротства покрываются из выручки от реализации предмета залога (то есть фактически за счет залогового кредитора)?

Расходы, связанные с реализацией залогового имущества и обеспечением его сохранности возмещаются из выручки от реализации предмета залога до ее распределения в порядке пп 1 и 2 ст 138 ЗоБ (пункт 6 статьи 138 ЗоБ).

Состав указанных расходов законом не определен. Однако в текущей практике есть относительный консенсус в отношении следующих видов расходов, которые погашаются за счет залогового кредитора: расходы на охрану и/или ответственное хранение; расходы на оценку залогового имущества; стоимость публикаций, связанных с залоговым имуществом; расходы на организатора торгов и площадку; привлеченные лица, которые задействованы в мероприятиях, связанных с залоговым имуществом (инвентаризация, правовые услуги и т.д.).

Недавно стала формироваться практика, которая относит к расходам, связанным с залоговым имуществом – любые фискальные обязательства: НДС (в случае аренды залогового имущества); налог на имущество, земельный налог.

Определение от 19.10.2020 года №305-ЭС20-10152, Определение от 01.03.2021 №305-ЭС20-20287

Может ли конкурсный управляющий отказаться от договора залога (в порядке статьи 102 ЗоБ).

Какие могут быть основания для оспаривания договора залога в процедуре банкротства?

Отказ от договора залога не может быть заявлен по правилам статьи 102 ЗоБ, поскольку он не относится к числу сделок, которые препятствуют восстановлению платежеспособности и/или влекут убытки для должника. ПП ВАС от 23.07.2009 года, №58 (п.8).

Оспаривание

Чаще всего залог оспаривается в процедуре банкротства залогодателя, который не является должником по основному обязательству, исходя из того, что эта сделка не обусловлена понятными деловыми целями, влечет очевидный ущерб для кредиторов. Однако в случае, когда залогом обеспечиваются требования к аффилированному с должником лицу, судебная практика отвергает такое доводы со ссылкой на то, что наличие корпоративных связей (или иной групповой зависимости) между залогодателем и должником, обязательства которого он обеспечил, является достаточным и легальным мотивом для совершения обеспечительной сделки. Основанием для признания залога недействительным в такой ситуации может выступать только недобросовестность сторон сделки, направленная на причинение ущерба прочим кредиторам (ст.ст. 10, 168 ГК РФ).

Могут ли применяться положения о залоге в отношении удерживаемого кредитором имущества должника?

Имущество, правомерно удерживаемое кредитором (в порядке ст.ст 359, 360 ГК РФ), в процедуре банкротства должника реализуется как заложенное имущество (в интересах удерживающего лица). При этом кредитор, у которого находится имущество, обязан передать его в конкурсную массу в той процедуре, которая предполагает реализацию заложенного имущества.

Определение ВС от 27.06.2019 года №301-ЭС19-2351

Какие права (в процедуре банкротства) имеет лицо, исполнившее (в том числе, частично) обеспеченные залогом обязательства должника перед его кредитором?

Лицо, исполнившее обязательства должника перед его кредитором, приобретает в порядке суброгации требования к должнику и соответствующие обеспечительные права (ст. 313, 384, 365, 387 ГК РФ).

Если произошло частичное погашение обязательств должника, то лицо, которое произвело погашение, приобретает права к должнику и обеспечительные права (в т.ч. залоговые) в соответствующей части. При этом такое лицо становится созалогодержателем вместе с основным кредитором. Надо учитывать, что права такого созалогодержателя субординируются - он может получить удовлетворение только после погашения требований основного (первоначального) кредитора из выручки от продажи предмета залога.

ПП ВС от 24.12.2020 года №45 (п.19); Постановление 14ААС от 26.01.2021 года по делу №04АП-5501/20

Читайте также: