Запрет работы по совместительству связанной с управлением транспортом для водителей

Обновлено: 12.06.2024

В идеале на должности специалиста ответственного за БДД, контролера и диспетчера в организации должны быть назначены отдельные штатные сотрудники. Но как быть тем компаниям, у которых небольшой автопарк и для которых слишком накладно содержать еще нескольких сотрудников? Можно ли возложить обязанности этих специалистов на сотрудников, которые уже работают в компании?

Да, можно. И сейчас подробно это разберем, но для начала разберемся в основных вопросах.

Всем ли необходимы контролер ТС, специалист БДД и диспетчер?

  • Специалист БДД. Нужен почти всем. Исключение – ИП и организации, у которых на балансе только легковые автомобили, которые используются исключительно для собственных нужд. Если же компания занята перевозками, или владеет автобусом или грузовиком — специалист БДД необходим, этого требует законодательство.
  • Контролер технического состояния ТС. Нужен всем, даже упомянутым ИП и организациям с легковыми автомобилями.
  • Диспетчер. Строго говоря, необходимость этой должности нигде не прописана и никаких санкций за ее отсутствие не предусмотрено. Здесь всё решает производственная необходимость и здравый смысл. В крупных компаниях диспетчеры есть, иногда несколько, в маленьких – функции диспетчера исполняет, как правило, механик или бухгалтер.

Но тут важно разделять две ситуации. Первая: механик или бухгалтер только заполняет, выдаёт, принимает путевые листы и проверяет правильность их оформления. Здесь потребности в отдельном диспетчере нет, эту обязанность можно просто указать в должностной инструкции этих сотрудников.

Но если механик или бухгалтер (или любой другой сотрудник) должен еще и координировать работу водителей, составлять маршруты, контролировать погрузочно-разгрузочные работы и т.д. – то это, по факту, работа диспетчера. В этом случае в штатном расписании должна быть соответствующая должность, а у диспетчера должно быть соответствующее образование, опять же это требование законодательства.

Любого сотрудника, который подходит под квалификационные требования, установленные в Приказе Минтранса РФ № 287. Давайте по порядку.

Обратите внимание! Если ответственный за БДД, контролер и диспетчер у вас есть, а необходимого образования у них нет, то согласно Статьи 12.31.1 КоАП РФ, проверяющие органы могут наложить на вас административный штраф.

Варианты совмещения: диспетчер, водитель, контролер, специалист БДД

Итак, вы нашли и обучили сотрудников, которые, на ваш взгляд, могут нести дополнительные обязанности по вышеназванным транспортным специальностям. Какие основные варианты совмещения могут быть? Ответим на самые распространенные вопросы.

1. Может ли один человек совмещать должности специалиста БДД, диспетчера и контролера? Да.

Теоретически, может. Прямых запретов на это не установлено и во многих организациях так все и оформлено. Однако, как говорят специалисты, это бессмысленно: ведь специалист по БДД должен контролировать работу диспетчера и контролёра технического состояния ТС.

2. Может ли водитель быть контролером? Да.

Может, если подходит под квалификационные требования.

3. Может ли водитель быть специалистом БДД? Да.

Может, если подходит под квалификационные требования.

4. Может ли водитель быть диспетчером? Нет.

Этот случай подпадает под Ограничения по совместительству для работников транспорта (ст. 329 Трудового кодекса РФ). Это связано с тем, что транспорт является источником повышенной опасности.

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Может ли бухгалтер быть диспетчером?

Нужен ли трудовой договор при совместительстве?

По мнению Минтруда России, нужен. То есть помимо основного трудового договора необходимо заключить с работником второй договор о работе по совместительству. (Напомним, что мы говорим сейчас именно о внутреннем совместительстве.) На основании этого договора издается приказ о приеме на работу.

Если сотрудник хочет, то сведения о работе по совместительству вносятся в его трудовую книжку (ч. 5 ст. 66 ТК РФ).

Как оплачивается труд совместителя?

Оплата труда совместителей обязательна (ч. 1 ст. 285 ТК РФ). По каким принципам она начисляется? По тем же, по каким начисляется и всем вообще наемным работникам.

  • пропорционально отработанному времени,
  • в зависимости от выработки,
  • или на других условиях, прописанных в трудовом договоре.

Размер заработной платы работодатель определяет сам, по согласованию с работником и принимая во внимание размер МРОТ (минимального размера оплаты труда). Разумеется, с учетом всех действующих в регионе районных коэффициентов и надбавок.

42 комментария

Добрый день! Поясните пожалуйста. В штатном нет контролера ТС АТС, есть механик. Могу ли я приказом назначить его ответственным за контроль ТС АТС и включить в должностную обязанность все обязанности контролера! Или обязательно в штатном от должен называться контролером ТС АТС. Механик обучен присвоена квалификация контролера ТС АТС. заранее спасибо.

Здравствуйте подскажите я специалист по бдд и мне вменили разъездной характер ( возить сотрудников по командировкам), а совмещение делать не хотят. Должен ли работодатель делать доплату за эту работу .

Добрый день! Поясните пожалуйста. В штатном нет контролера ТС АТС, есть механик. Могу ли я приказом назначить его ответственным за контроль ТС АТС и включить в должностную обязанность все обязанности контролера! Или обязательно в штатном от дролжен называться контролером ТС АТС. Механик обучен присвоена квалификация контролера ТС АТС. заранее спасибо.

Добрый день всем. Вопрос? Можно ли в организации (юридическое лицо) одновременно назначить одно лицо — контролёром, механиком и водителем? Как все правильно оформить, нужно ли совмещение или просто прописать в инструкции механику, что на него возложены все эти обязанности?

Добрый день! Есть у кого нибудь приказ о возложении исполнения обязанности по БДД с совмещением контролера технического обслуживания?

Доброго времени суток! У нас транспортное предприятие, перед выпуском автобусов и спецтехники с базы работают контролеры техн.состояния транспортных средств, они же открывают ворота днем и запускают возвращающийся транспорт вечером и ночью. Можно ввести в штатное расписание двойную профессию Контролер тех.состояния ТС-сторож?

В законодательстве нет требования назначать диспетчера, но если его назначили, то он должен соответствовать требованиям Приказа Минтранса 287.
Можете ничего не менять, так как с 1 января Приказ 287 отменяется, а в новом приказе диспетчера вообще убрали.

Новый обязательный реквизит 2021 ПЛ — сведения о перевозке. И более ничего не разъясняется.
Виды перевозок: 1 регулярные , 2 по заказам, 3 такси.
А если у нас членовозка, мы катаем по нуждам своих сотрудников(не директоров), документы по фирмам и т.п. что указывать??
И ГДЕ указывать? одной строкой за день, или в каждой графе отправление-назначение? если он до обеда в межгороде, а после обеда по городу, это как считать?
Делитесь мнением, кто как это понимает?

Добрый день.
Подскажите, как думаете изменится ситуация по диспетчерам (требования к образованию), если с 1 января 2021 года отменят приказ 287, а в новом приказе 282, только требования к контролеру и специалисту по БДД?

Судя по приказу 282 теперь требований к диспетчеру вообще ни каких нет.

В каком документе прописано количество специалистов, контролеров и диспетчеров в зависимости от количества водителей?
В моем случае 140 водителей.

Такого документа нет. Соответственно нет и требований к количеству перечисленных специалистов.

Документа нет, но есть здравый смысл, они должны быть минимум в двойном экземпляре, чтобы отпускать др-друга в отпуск. 2 человека — обученных на бдд и контр-ра.

Добрый день,спасибо большое за ответ. А подтвержденный стаж работы не менее одного года по какой специальности.

Добрый день! Транспортная организация, грузоперевозки. Вопрос заключается в следующем. Имеется работник который прошел обучение на специалиста БДД, контролера, диспетчера. Имеет ли право организация в рамках ст. 60.2. ТК РФ (Совмещение профессий должностей (не совместительство внутреннее 60.1)) возложить на него выполнение данных трудовых функций, а именно когда работник официально трудоустроен в должности специалиста БДД, а при дополнительном соглашении к трудовому договору выполняет функции контролера и диспетчера (в рамках только выдачи и приема путевых листов). Правильно ли я понимаю, что все эти должности должны быть в штатном расписании? Заранее Спасибо!

Может исполнять обязанности если есть документальное подтверждение стажа работы не менее одного года и есть диплом об образовании по специальности 23.03.01.
Если нет, то необходимо пройти переподготовку по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. В этом случае стаж не требуется. Как правило курсы можно пройти онлайн в течение 1-2 месяцев.

Добрый день. Совмещаю в организации должность контроллера тех. состояния, диспетчера и ответственного за ББД. В этом году должна быть повторная аттестация. В УГАДН сказали что согласно ст 329 ТК РФ совмещать эти должности я не могу. Так ли это?

Согласно Статьи 329 ТК РФ:
Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Водитель автомобиля
Водитель аэросаней
Водитель вездехода
Водитель-испытатель
Водитель мототранспортных средств
Водитель трамвая
Водитель транспортно-уборочной машины
Водитель троллейбуса
Водитель погрузчика
Водитель электро- или автотележки
Машинист автобетононасоса
Машинист автогудронатора
Машинист автокомпрессора
Машинист бетоносмесителя передвижного
Машинист битумировочной машины
Машинист бурильно-крановой самоходной машины
Машинист дорожно-транспортной машины
Машинист катка самоходного и полуприцепного на пневматических шинах
Машинист катка самоходного с гладкими вальцами
Машинист крана автомобильного
Машинист маркировочной машины для разметки автомобильных дорог
Машинист машины для нанесения пленкообразующей жидкости
Машинист машины для устройства укрепительных полос
Машинист машины для устройства швов в свежеуложенном бетоне при выполнении дорожных работ
Машинист смесителя асфальтобетона передвижного
Машинист укладчика асфальтобетона
Машинист установки передвижной автоматизированной непрерывного действия для приготовления бетонных смесей
Тракторист
Диспетчер автомобильного транспорта
Диспетчер службы движения
Диспетчер станционный

Если Вы занимаете должность или выполняете работу из этого списка, то Вам нельзя совмещать с должностью или с работой из этого же списка. Как видите в списке есть должность диспетчера автомобильного транспорта и её нельзя совмещать с работой или должностями из этого же списка, и значит можно совмещать с работой и должностями которых нет в списке. А в списке как раз отсутствуют должности ответственного за БДД и контролера техсостояния ТС.

Если имеется не большой парк офисных легковых автомобилей, использующих для собственных нужд, не требующий специалиста по БДД. То кто проводит инструктажи по БД, стажировку водителей, обучение по 20ч. программе, сверки с ГИБДД и т.п.? Или всё это не требуется?

Вот и мне интересно! Админ, не пропускай вопросы! ЗавГар в ФСС, 6 легковых по своим нуждам. Приходит проверка, первым делом требуют корки БДДшника, значит они тупые и можно бодаться? А с 21 года, получается, диспетчер не нужен, значит в путевке расписывается один только Контролер. тогда время выезда с парковки и заезда, где раньше стояла графа диспетчер_________ кто расписывается? Или убирать вообще?

Наша организация помимо Завгара хочет ввести должность механика. У нас 12 единиц автотранспорт три гаража. На основании какого закона мы можем обосновано ввести должность механика.

А есть ли в Вашей организации Контролер технического состояния автотранспортных средств?

БД-шник в данный момент нужен всем. Как можно понять, что при наличии, допустим, легковых автомобилей, водитель будет ездить единолично? Тогда теряется всякий смысл автомобиля, как транспортного средства для перемещения кого-то и т.п. Владелец конторы, получается, покупает автомобили, чтобы дать покататься кому-то и платить за это зарплату?

Пассажир — тот кто оплатил проезд. При перевозке пассажиров нужно назначать ответственного за БДД. Если автомобиль перевозит собственных сотрудников организации, то есть бесплатно, то назначать ответственного за БДД не нужно.

Как видите если в организации эксплуатируются только легковые автомобили и при этом они используются только для собственных нужд, то назначать ответственного за БДД не обязательно.
Если у Вас есть свой взгляд на этот вопрос поделитесь им с нами.

Для специалиста по БДД, если необходимость в похождении аттестации УГАДН если компания не перевозчик, и в штате нет грузовых автомобилей и автобусов?

То есть, согласно законодательства, если организация не подпадает под действие п.2 ст.20, то назначать ответственного за обеспечение БДД не требуется. А если он всё таки и назначен, то согласно законодательства, аттестацию ему проходить не требуется.

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарий к ст. 329 ТК РФ

1. Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, запрещено работать по совместительству, если совмещаемая работа также непосредственно связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16.

При поступлении на работу, связанную с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, по совместительству работник должен представить соответствующий документ, подтверждающий, что по основному месту работы его трудовая функция не связана с непосредственным участием в управлении транспортными средствами либо в управлении движением транспортных средств.

2. Особенности, касающиеся рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, предусмотрены в специальных нормативных правовых актах, устанавливающих включение определенных периодов в рабочее время, сокращение рабочего времени для некоторых категорий работников, особенности установления суммированного учета рабочего времени, продолжительность сменной работы и порядок чередования смен, виды и продолжительность перерывов, включаемых в рабочее время, возможность привлечения к аварийным и авральным работам, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, возможность суммирования выходных дней и др.

К числу указанных нормативных правовых актов относятся:

- Положение о рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота, утв. Постановлением Минтруда России от 20.02.1996 N 11;

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133;

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10;

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утв. Приказом МПС России от 05.03.2004 N 7;

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15;

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утв. Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63;

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утв. Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127;

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139;

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181;

- Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы, утв. Приказом Минтранса России от 14.03.2012 N 61, и некоторые другие нормативные правовые акты.

2. Рабочее время отдельных категорий работников транспорта включает в себя не только время фактического управления транспортным средством, но и некоторые иные периоды времени. Например, согласно п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, рабочее время водителя автомобиля состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей;

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Работа, связанная с управлением транспортным средством или с управлением движением транспортных средств, требует постоянной концентрации внимания и значительного нервно-эмоционального напряжения, что обусловило установление для отдельных работников транспорта специальных перерывов для отдыха, включаемых в рабочее время. Так, согласно п. 49 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации члену летного экипажа предоставляются кратковременные перерывы следующей продолжительности:

а) не менее 15 минут - через каждые 1,5 часа полетного времени или после выполнения 10 посадок;

б) не менее 1,5 часа - после каждых четырех часов полетного времени или после 25 посадок, при этом кратковременный отдых может быть совмещен с перерывом для отдыха и приема пищи.

В соответствии с п. 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена работникам локомотивных бригад, работающих на линии, предоставляются специальные перерывы для отдыха. При продолжительности работы (смены) более семи часов суммарная продолжительность специальных перерывов для отдыха должна быть не менее 25 минут. Количество специальных перерывов для отдыха, их продолжительность и место предоставления устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

4. Особенности введения сменного режима работы отдельных категорий работников железнодорожного транспорта предусмотрены в п. п. 22 и 23 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов. Так, режим рабочего времени проводников пассажирских вагонов в поездке регламентируется графиками сменности, утверждаемыми работодателем на каждый поезд применительно к местным условиям с учетом мнения представительного органа работников. По графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) проводников пассажирских вагонов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна превышать 16 часов. При обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому проводнику включается в рабочее время половина времени в пути следования и в соответствии с графиком сменности в пункте формирования и оборота пассажирских поездов.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующих общероссийского профсоюза и общероссийского объединения работодателей. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными настоящим Кодексом.

Комментарий к Ст. 329 ТК РФ

1. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 (СЗ РФ. 2008. N 4. Ст. 268).

Данный Перечень состоит из 4-х разделов: I. Автомобильный, городской наземный электрический транспорт, дорожное хозяйство; II. Железнодорожный транспорт общего и необщего пользования, метрополитен; III. Гражданская авиация; IV. Морской и речной транспорт.

В каждом из разделов названы виды работ, выполняемые по профессиям и должностям, указанным в соответствующем разделе.

2. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются, как правило, соответствующими федеральными органами исполнительной власти РФ в нормативных правовых актах, учитывающих специфику труда таких работников. См., например:

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации РФ, утвержденное Приказом Минтранса России от 30 января 2004 г. N 10 (БНА РФ. 2004. N 11);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденное Приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7 (БНА РФ. 2004. N 24);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена, утвержденное Приказом Минтранса России от 8 июня 2005 г. N 63 (БНА РФ. 2005. N 30);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса, утвержденное Приказом Минтранса России от 18 октября 2005 г. N 127 (БНА РФ. 2005. N 49);

— Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утвержденное Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 (БНА РФ. 2003. N 10), и др.

3. В части, не противоречащей ТК РФ, продолжают действовать и некоторые нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, отражающие специфику труда работников соответствующих видов транспорта.

Второй комментарий к Статье 329 Трудового кодекса

1. Запрещение работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени по профессии или должности, связанной с движением транспортных средств, а также работы, связанной с вредными и опасными условиями труда, касается как случаев привлечения работников к сверхурочным работам, так и работы по совместительству. Такие ограничения вызваны заботой государства о безопасности движения транспорта.

2. Новая редакция комментируемой статьи указывает, что Перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движения транспортных средств, утверждается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3. Федеральный закон от 30 июня 2006 г. закрепляет новый порядок законодательного установления особенностей режима рабочего времени указанных категорий работников. Теперь они устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта, с учетом мнения соответствующего общероссийского объединения профсоюзов и общероссийского объединения работодателей.

Так, продолжительность рабочего времени для таких работников при сменной работе устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников, но не более 12 часов. Работа более двух календарных дней подряд в период ночного времени (с 22 часов до 6 часов) для них не допускается.

Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов. Привлечение работника к работе, независимо от продолжительности использованного отдыха за время предшествующей работы (смены), допускается лишь в случаях производства работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного бедствия и с письменного согласия работника.

5. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации, см. Приказ Минтранса РФ от 30 января 2004 г. N 10.

Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением и занимающих должности руководителя полетов, диспетчера-инструктора службы движения (включая старшего), диспетчера службы движения, осуществляющего непосредственное управление движением воздушных судов (включая старшего) (далее — диспетчер УВД), заключивших трудовой договор с работодателем.

Так, при суммированном учете рабочего времени максимально допустимая продолжительность ежедневной работы не может превышать в дневное время 9 часов, в ночное время — 12 часов.

Диспетчеру, осуществляющему непосредственное управление воздушным движением за диспетчерским пультом, оборудованным видеодисплейным терминалом, после двух часов непрерывной работы предоставляется специальный перерыв продолжительностью не менее 20 минут. Кроме того, при интенсивности воздушного движения более допустимой, определяемой в установленном порядке, диспетчеру УВД после каждого часа работы предоставляется дополнительный специальный перерыв продолжительностью 10 минут. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется.

Добрый день, прошу дать комментарии к ч. 1 ст. 329 ТК и к нашей ситуации.

На предприятии есть специалист ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения. Приказом на специалиста возложены обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств и диспетчера автомобильного транспорта. встал вопрос о возможности исполнения этих функций одновременно с учетом ст. 329 ТК.

в ст. речь идет о работе по совместительству, у нас оно не оформлено именно совместительством, речь идет "поручить специалисту. с его согласия, выполнение обязанностей. " за что сотруднику делается доплата.

Часть 1 ст. 329 в прежней редакции не разрешала работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, производить работу за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени, а также во вредных и (или) опасных условиях труда. Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, должен был утверждаться в порядке, установленном Правительством РФ.В редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ ч. 1 ст. 329 сформулирована более конкретно: установлен запрет на выполнение работы по совместительству, который касается работников, непосредственно управляющих транспортными средствами или осуществляющих управление движением транспортных средств. Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами, должен по новым правилам утверждаться самим Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Указанный Перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 января 2008 г. N 16 (СЗ РФ. 2008. N 4. Ст. 268).

Спасибо, я этот перечень видела, у нас специалист ответственный за обеспечение безопасности дор. движения выполняет за доплату обязанности диспетчера автомобильного транспорта с доплатой. Это является нарушением ст. 329 ТК?

Это не является нарушением ст. 329 Трудового кодекса РФ, так как в данном случае только одна из должностей связана с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, о чем мною было указано ниже.

Приказом на специалиста возложены обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств и диспетчера автомобильного транспорта.

Мила

Обстоятельство, что в отношении специалиста издан приказ о возложении обязанностей, свидетельствует о том, что такому специалисту поручена дополнительная работа, один из случаев которой предусмотрен ст. 60.2 ТК РФ:

С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 51 настоящего Кодекса).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Т. е. в приведенном Вами случае имеет место совмещение профессий (должностей), но никак не совместительство.

Совмещение отличается от совместительства тем, что: 1) последнее осуществляется по другому трудовому договору, заключенному с текущим или другим работодателем; 2) работа по совместительству осуществляется в течение времени, свободного от исполнения работы по основной должности (специальности), а по совмещению — в течение установленного для основной должности рабочего времени.

В Вашем вопросе содержится информация о том, что на специалиста издан приказ — в этом случае заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, но никак не еще один трудовой договор.

То есть формально работа специалистом по обеспечению безопасности дорожного движения и одновременно контролером по состоянию автотранспортных средств и диспетчером автомобильного транспорта не подпадает под ограничение, установленное ст. 329 ТК РФ, и не нарушает трудового законодательства.

Читайте также: