Закономерно вытекает определение что производительность труда

Обновлено: 16.05.2024

Тема -Расчет производительности труда.
Продолжительность - 2 часа.
Цель -Усвоение порядка расчета показателей производительности труда.
Обучающийся должен уметь осуществлять организацию рабочих мест.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Производительность труда - это показатель эффективной деятельности людей по созданию материальных благ за определенный отрезок времени.
Для характеристики уровня и динамики производительности труда используются следующие показатели:
1. ТРУДОЕМКОСТЬ (норма времени) определяется по формуле:

Ч - численность работников, чел.;
t - трудоемкость (норма времени) на изготовление единицы продукции, нормо-час.;
Фэф.р. - эффективный фонд времени одного работающего, час.

2. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА определяется по формуле:

Т - трудоемкость (норма времени)на весь объем произведенной продукции, нормо-час.;
Q - количество продукции (объем производства);
Ч - численность работающих, чел.

3. ДИНАМИКА РОСТА производительности труда определяется по формуле:

∆Птр. = [(Qфакт./ Чфакт.) : (Qплан./Чплан.)] * 100%

∆Птр. = (Qфакт / Qплан) * 100%

∆Птр. = (Тфакт. / Тплан.) * 100%

Qфакт.; Qплан. - объем производства продукции (услуг) фактически и по плану;
Чфакт.; Чплан. - численность работающих фактически и по плану;
Тфакт.; Тплан. - трудоемкость (норма времени) фактически и по плану.

4. Показатель РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА является величиной необходимой для выполнения производственной программы. Чем выше показатель роста производительности труда, тем меньше требуется работающих.
Если известна экономия рабочей силы в абсолютных числах, то процент роста производительности труда определяется по формуле:

∆Птр. = (∆Ч * 100%) : (Чбаз. - ∆Ч)

∆Ч - экономия (сокращение) численности работающих;
Чбаз. - чиленность работников, рассчитанная по выработке базисного (отчетного) периода.

Если известен рост производительности труда, то экономия рабочей силы определяется по формуле:

∆Ч = [(∆Птр. * Чбаз.* Км) : (100% + ∆Птр.)]

Км - время действия мероприятий, за счет которого получается экономия численности работающих.

Рост производительности труда в планируемом периоде по сравнению с базисным (отчетным) периодом определяется по формуле:

∆Птр. = [100% - ((Птр. баз. * 100%) / Птр. план )]

Птр. баз. - производительность труда в базисном (отчетном) периоде;
Птр. план - производительность труда в плановом периоде.

5. Зависимость между увеличением выработки и снижением трудоемкость определяется по формуле:

а = (100% * Птр.%) : (100%+Птр.%)

∆Птр. = (100% * a) : (100% - а)

а - процент снижения трудоемкости, определяется по формуле:

t1 - трудоемкость (норма времени) до внедрения мероприятий, нормо-час.
t2 - трудоемкость (норма времени) после внедрения мероприятий, нормо-час.

Задачи для самостоятельного решения:

Задача 1. Определить cреднегодовой уровень и рост производительности труда по плану, если за отчетный год выпущено 40000 штук изделий при численности работающих 1000 человек. В планируемом году предусматривается увеличение объема выпуска изделий в два раза, а численность работающих планируется увеличить до 500 человек.

Задача 2. Определить рост производительности труда и снижение трудоемкости обработки изделий, если на обработку до внедрения рационализаторского предложения приходилось 24 минуты, а после внедрения - 20 минут.

Задача 3. Численность работающих в отчетном году составила 600 человек. С 1 января (плановый период) в эксплуатацию будут введены 10 станков, которые позволят повысить производительность труда, но при этом высвобождаются 21 человек. Определить рост производительности труда в плановом периоде.

Задача 4. Определить выполнение плана по производительности труда на основании следующих данных:

Изделие Количество, шт. Трудоемкость обработки
одного изделия, нормо-час
ПланОтчет
А 12300 13100 1,2
Б 19350 21180 0,63

Задача 5. На предприятии занято 20 человек. Каждый работает 160 часов в месяц. За это время было изготовлено 128000 штук изделий. Определить годовую производительность одного рабочего.

Задача 6. Определить производительность труда в плановом и отчетном периодах и динамику роста производительности труда. Объем производства продукции в отчетном году составил 125000 рублей. В плановом году объем производства продукции - 148000 рублей. Численность работающих: в отчетном году - 325 человек, а в планируемом году численность увеличится на 30 человек.

Задача 7. Трудоемкость изготовления одного изделия составляет 1,5 нормо-час. Эффективный годовой фонд времени одного работающего составляет 1640 часов. Определить трудоемкость работ за год и за месяц, если численность работников по категориям следующая:
- основные рабочие - 50 человек;
- вспомогательные рабочие - 25 человек;
- руководители - 15 человек;
- специалисты - 8 человек;
- служащие - 2 человека.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема - Расчет производительности труда

Задача 1. Определить cреднегодовой уровень и рост производительности труда по плану, если за отчетный год выпущено 40000 штук изделий при численности работающих 1000 человек. В планируемом году предусматривается увеличение объема выпуска изделий в два раза, а численность работающих планируется увеличить до 500 человек.

РЕШЕНИЕ:
1. Определяем производительность труда на одного работающего в отчетном периоде:
Потч. = Qотч. / Чотч. = 40000 / 1000 = 40 шт.

2. Определяем объем выпуска продукции в планируемом периоде:
Qплан. = 40000 * 2 = 80000 шт.

3. Определяем численность работников в планируемом периоде:
Чплан = 1000+500 = 1500 чел.

4. Определяем производительность труда одного работающего в планируемом периоде:
Пплан = Qплан / Чплан = 80000 / 1500 = 53 шт.

5. Определяем процент роста производительности труда в планируемом периоде:
∆Птр. = [100% - ((Птр. отч. * 100%) / Птр. план )] = [100% - (40*100%) / 53)] = 24,53%

Задача 2. Определить рост производительности труда и снижение трудоемкости обработки изделий, если на обработку до внедрения рационализаторского предложения приходилось 24 минуты, а после внедрения - 20 минут.

РЕШЕНИЕ:
1. Определяем снижение трудоемкости обработки изделий:
а = [1 - (t2 / t1)] * 100% = [1-(20/24)]*100% = 16,67%

2. Определяем рост производительности труда после внедрения рационализаторского предложения:
∆Птр. = (100% * а) : (100% - а) = (100%*16,67%) : (100%-16,67%) = 20,0%

Задача 3. Численность работающих в отчетном году составила 600 человек. С 1 января (плановый период) в эксплуатацию будут введены 10 станков, которые позволят повысить производительность труда, но при этом высвобождаются 21 человек. Определить рост производительности труда в плановом периоде.

РЕШЕНИЕ:
1. Определяем рост производительности труда в плановом периоде:
∆Птр. = (∆Ч * 100%) : (Чбаз.- ∆Ч) = (21*100%) : (600-21) = 3,63%

Задача 4. Определить выполнение плана по производительности труда на основании следующих данных:

Изделие Количество, шт.Трудоемкость обработки
одного изделия, нормо-час
ПланОтчет
А12300131001,2
Б19350211800,63

РЕШЕНИЕ:
1. Определяем общую трудоемкость работ на всю партию изделий в плановом периоде:
- общая трудоемкость изделия "А" (ТА) = 12300*1,2 = 14760 нормо-час.
- общая трудоемкость изделия "Б" (ТБ) = 19350*0,63 = 12190,5 нормо-час.
- общая трудоемкость иделий "А" и "Б" (Тплан) = 14760+1290,5 = 26950,5 нормо-час.

2. Определяем общую трудоемкость работ на всю партию изделий в отчетном периоде:
- общая трудоемкость изделия "А" (ТА) = 13100*1,2 = 15720 нормо-час.
- общая трудоемкость изделия "Б" (ТБ) = 21180*0,63 = 13343,4 нормо-час.
- общая трудоемкость иделий "А" и "Б" (Тфакт.) = 15720+13343,4 = 29063,4 нормо-час.

3. Определяем выполнение плана по производительности труда:
∆Птр. = (Тфакт. / Тплан) * 100% = (29063,4/26950,5)*100% = 107,84%

Задача 5. На предприятии занято 20 человек рабочих. Каждый работает 160 часов в месяц. За это время было изготовлено 128000 штук изделий. Определить годовую производительность одного рабочего.

РЕШЕНИЕ:
1. Определяем производительность труда одного рабочего за месяц:
Птр. = Q / Ч = 128000/20 = 6400 шт.

2. Определяем производительность труда одного рабочего за год:
Птр. = 6400*12 = 76800 шт.

Задача 6. Определить производительность труда в плановом и отчетном периодах и динамику роста производительности труда. Объем производства продукции в отчетном году составил 125000 рублей. В плановом году объем производства продукции - 148000 рублей. Численность работающих: в отчетном году - 325 человек, а в планируемом году численность увеличится на 30 человек.

РЕШЕНИЕ:
1. Определяем производительность труда одного работающего в отчетном периоде:
Птр. отч. = Q / Ч = 125000/325 = 384,6 руб.

2. Определяем численность работающих в планируемом периоде:
Чплан = 325+30 = 355 чел.

3. Определяем производительность труда в планируемом периоде:
Птр. план = Q / Ч = 148000/355 = 416,9 руб.

4. Определяем динамику роста производительности труда:
∆Птр. = [100% - ((Птр. отч. * 100%) / Птр. план )] = [100% - ((384,6*100%)/416,9)]=7,75%

Задача 7. Трудоемкость изготовления одного изделия составляет 1,5 нормо-час. Эффективный годовой фонд времени одного работающего составляет 1640 часов. Определить трудоемкость работ за год и за месяц, если численность работников по категориям следующая:
- основные рабочие - 50 человек;
- вспомогательные рабочие - 25 человек;
- руководители - 15 человек;
- специалисты - 8 человек;
- служащие - 2 человека.

РЕШЕНИЕ:
1. Определяем общее количество работающих на предприятии:
Ч = 50+25+15+8+2 = 100 чел.

2. Определяем трудоемкость работ за год:
Тгод = Ч * t * Фэф.р. = 100*1,5*1640 = 246000 нормо-час.

3. Определяем трудоемкость работ за месяц:
Тмес. = 246000 / 12 = 20500 нормо-час.

Употребление плеонастических сочетаний характерно и для фольклора: Ты куда, Вольга, идешь? Куда путь держишь? Чтоб по имени тебе место дать, по изотчеству. В устном народном творчестве традиционно использовались экспрессивно окрашенные плеонастические сочетаниягрустъ-тоска,море-оки- ян, путь-дороженька и др.

Разновидностью плеоназма является т а в т о л о г и я (из гр. tauto - то же самое, logos - слово). Тавтология как явление лексической стилистики может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ,умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущийлейтмотив). В пос-

леднем случае иногда говорят о скрытой тавтологии.

Повторение однокоренных слов, создающее тавтологию, - очень распрост-

закономерностями. Чтобы осмыслить подобное высказывание, надо прежде всего избавиться от тавтологии. Возможен такой вариант стилистической правки: Вытекает вполне обоснованный вывод, что производительность труда на различных ступенях развития техники определяется объективными закономерностями.

Однако повторение однокоренных слов не всегда следует рассматривать как стилистическую ошибку. Многие стилисты справедливо считают, что исключать из предложений однокоренные слова, заменяя их синонимами, не всегда

1 ПушкинА. С. Собр.соч.: В 10 т.-M.,1977.-T.9.-С. 124 .

необходимо: в одних случаях это невозможно, в других это может привести к обеднению, обесцвечиванию речи. Несколько однокоренных слов в близком контексте стилистически оправданы в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами (тренертренировать; выборы, избиратели - выбирать; привычка - отвыкнуть; закрыть - крышка; варить - варенье

и др.). Как избежать, скажем, употребления однокоренных слов, когда надо сказать: На кустах расцвели белые цветы; Книга отредактирована главным редактором*?

В языке немало тавтологических сочетаний, употребление которых неизбежно, так как в них используется терминологическая лексика (словарь иностранных слов, звеньевая пятого звена, бригадир первой бригады и т. п.). Приходится мириться с таким, например, словоупотреблением: следственные органы. расследовали; болеть базедовой болезнью; подрубку пласта ведет врубовая машина и т. п.

Многие родственные с этимологической точки зрения слова в современном языке утратили словообразовательные связи (ср.: снять - поднять - понять - обнять — принять, песня - петух, утро - завтра). Такие слова, имеющие общий этимологический корень, не образуюттавтологических словосочетаний (черные чернила, красная краска, белое белье).

Тавтология, возникающая при сочетании русского слова и иноязычного, которые совпадают по значению, обычно свидетельствует о том, что говорящий не понимает точного смысла заимствованного слова. Так появляются сочетания

Тавтология, как и плеоназм, может быть стилистическим приемом, усиливающим действенность речи. В разговорной речи используются такие тавтологические сочетания, как сослужить службу, всякая всячина, горе горькое и

др., вносящие особую экспрессию. Тавтология лежит в основе многих фразеологизмов (есть поедом, видать виды, ходить ходуном, сиднем сидеть,

набит битком, пропадать пропадом). Особенно важное стилистическое значение приобретают тавтологические повторы в художественной речи, преимущественно в поэтической.

Встречаются тавтологические сочетания нескольких типов: сочетания с тавтологическим эпитетом (И новь не старою была, а новой новью и победной. -

Сл.), с тавтологическим творительным падежом (И вдруг белым-бела березка в угрюмом ельнике одна. - Сол.). Тавтологические сочетания в тексте выделяются на фоне остальных слов; это дает возможность, прибегая к тавтологии, обратить внимание на особо важные понятия (Итак, беззаконие было узаконено; Все меньше и меньше остается у природы неразгаданных загадок). Важную смысловую функцию несет тавтология в заголовках газетных статей («Зеленый щит

Тавтологический повтор может придавать высказыванию особую значительность, афористичность (Победителю ученику от побежденного учителя. - Жук.; По счастью, модный круг теперь совсем не в моде. - П.; И устарела старина, и старым бредит новизна. - П.). Как источник речевой экспрессии тавтология особенно действенна, если однокоренные слова сопоставляются как синонимы ( Точно они не виделись два года, поцелуй их был долгий, длительный. - Ч.), антонимы (Когда мы научились быть чужими? Когда мы разучились говорить? — Евт.).

Как и всякие повторы, тавтологические сочетания повышают эмоциональность публицистической речи [Седьмая симфония (Шостаковича) посвящена торжеству человеческого в человеке. На угрозу фашизма -обесчелоеечить человека - композитор ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного. - А. Т.].

Нанизывание однокоренных слов используется в г р а д а ц и и (от лат. gradatio - постепенность) - стилистической фигуре, основанной на последовательном повышении или понижении эмоционально-экспрессивнойзначимости

(О! ради наших прошлых дней погибшего, погубленного счастья, не разрушай

в душе моей к прошедшему последнего участья! - От.).

В экспрессивно окрашенной речи тавтологические повторы, как и повторение звуков, могут стать выразительным средством фоники (Потом тягачи с

пушками потянулись, полевая кухня проехала, потом пехота пошла. - Шол.). Поэты часто совмещают оба приема - повторение корней и повторение звуков

(Все хорошо: поэт поет, критик занимается критикой. -Маяк.).

Возможность каламбурного столкновения однокоренных слов позволяет использовать тавтологию как средство создания комизма, сатирической окраски. Этим приемом блестяще владели Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин (Позвольте вам этого не позволить; Писатель пописывает, а читатель почитывает).

Повторение слов следует отличать от тавтологии, хотя и оно нередко бывает проявлением речевой избыточности. Неоправданныелексические повторы, которые часто сопровождаются тавтологией и плеоназмами, обычно свидетельствуют о неумении автора четко и лаконично сформулировать мысль. Например, в протоколе заседания педагогического совета читаем; Сочинение списано, и списавший не отрицает, что списал сочинение, а тот, кто дал списать, даже написал, что дал списать сочинение. Так что факт установлен. Разве нельзя было сформулировать эту мысль кратко? Стоило только указать фамилии виновников случившегося: Иванов не отрицает, что списал сочинение у Петрова, который разрешил ему это сделать.

Чтобы избежать лексических повторов, при литературном редактировании нередко приходится значительно изменять авторский текст:

1. Были получены результаты,

1. Были полученырезультаты, близ-

близкие к результатам, полученным

кие к тем, которые дало испытание

на модели корабля. Полученные ре-

модели корабля. Это свидетельству-

2. В воду для мытья пола хорошо

2. В воду для мытья пола рекомен-

добавить небольшое количествохлор-

дуется добавлять немного хлорной

ной извести -это хорошая дезинфек-

извести: она дезинфицирует и хоро-

ция, и, кроме того, это хорошо осве-

шо освежает воздух.

жает воздух в комнате.

3. Всегда быть одетой хорошо и

3. Шейте сами, и вы всегда будете

по моде можете быть и вы, если вы

одеты модно и красиво.

будете шить себе сами.

Однако повторение слов не всегда свидетельствует о стилистической беспомощности автора: оно может стать стилистическим приемом, усиливающим выразительность речи. Лексические повторы помогают выделить важное в тексте понятие (Век живи, векучись. - Посл.; За добро добром платят. - Погов.). Этот стилистический прием мастерски использовал Л. Н. Толстой: Она [Анна] была

Повторение слов обычно свойственно эмоционально окрашенной речи. Поэтому лексические повторы часто встречаются в поэзии. Вспомним пушкинские строки: Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный.

В поэтической речи лексические повторы нередко сочетаются с различными

Нанизыванием одинаковых слов можно отразить характер зрительных впечатлений (Но идет, идет пехота мимо сосен, сосен, сосен без конца. - Луг.). Лексические повторы иногда, подобно жесту, усиливают выразительность речи:

Бой гремел за переправу, А внизу, южнее чуть - Немцы с левого на правый,

Запоздав, держали путь. (. )

А на левом с ходу, с ходу

Подоспевшие штыки Их толкали в воду, в воду, А вода себе теки.

(А. Т. Твардовский.)

Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов и выражений отражает комизм описываемой ситуации:

Таким образом, в художественной речи словесные повторы могут выполнять разнообразные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.

Стилистическое использование в речи синонимов

Лексическая синонимия по праву заслуживает самого пристального внимания стилиста. Знание синонимических богатств родного языка - необходимое условие речевой культуры человека.

Состав синонимов русского языка изучается уже более 200 лет (первый синонимический словарь вышел в 1783 году, его автором был известный русский

Словари, представившие и описавшие русскую синонимию, содержат неоценимый материал для изучения выразительных возможностей языка, его лексических богатств, стилистического многообразия. Однако успехи в создании синонимических словарей русского языка не исключают трудностей в теоретической разработке проблем лексической синонимии. Само понятие синонимии получает у лингвистов разное истолкование. Ученые спорят о том, какие слова считать синонимами, как их классифицировать, какие критерии синонимичности являются определяющими. При этом высказываются разнообразные, часто противоречивые мнения.

На наш взгляд, важнейшее условие синонимичности слов -их семантическая близость, а в особых условиях - тождество. В зависимости от степени семантической близости синонимичность слов может проявляться в большей или меньшей мере. Например, синонимичность слов спешить - торопиться выражена яснее, чем, скажем, слов смеяться -хохотать -заливать- ся — закатываться - покатываться — хихикать — фыркать — прыскать, имеюших значительные смысловые и стилистические отличия. Наиболее выраженный характер получает синонимия при смысловом тождестве слов (ср.: здесь -

тут, языкознание -лингвистика).

В современной лексикологии достигнута четкость в определении хронологических границ синонимии. При установлении синонимических отношений необходимо учитывать синхронность рассматриваемых лексических единиц. Не образуют, например, синонимического ряда слова странник и турист: они относятся к разным историческим эпохам. Справедливо критикуется выделение так называемых к о н т е к с т у а л ь н ы х , или функционально-речевых, с и н о - нимов, к которым относят слова, сближаемые но значению только в определенномконтексте.

Уточнение понятия синонима ведется и в направлении разграничения синонимов и вариантов слов. В отличие от синонимов, в а р и а н т ы с л о в полностью совпадают в значениях при некоторой модификации фонетического, орфографического или орфоэпического оформления (ср.: полночь - полуночь, Фадей - Фаддей, индустрия - индустрия). Выделение морфологических вариантов слов возможно в том случае, когда у них разные окончания

синонимичен только глаголу потупить [Юноша смущенно опускает свои глаза (М. Г.); Рудин остановился и потупил глаза сулыбкойневольного смущения (Т.)].

ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ СИНОНИМОВ

Учитывая смысловые и стилистические отличия синонимов, их разделяют на несколько грyпп.

1. Синонимы, различающиеся оттенками в значениях, называются с е м а н -

т и ч е с к и м и (от г p. semantikos - обозначающий) 1 (молодость - юность, красный — багровый — алый).

2. Синонимы, которые имеют одинаковое значение, но отличаются стилистической окраской, называются с т и л и с т и ч е с к и м и . К ним относятся: 1) синонимы, принадлежащие к различным функциональным стилям речи [ср.: жить

(межст.)- проживать (офиц.-дел.), новобрачные (офиц.)- молодые (разг.)>; 2) синонимы, принадлежащие к одному и тому же функциональному стилю, но имеюшие различные эмоциональные и экспрессивные оттенки [ср.: (разг.) толковый (с положительной окраской) - башковитый, головастый (с оттенком гру- бовато-фамильярным); сказанул -ляпнул - брякнул - отколол - отмочил - выдал]. Внутристилевая синонимика, особенно развитая в разговорной речи, значительно богаче и ярче, чем межстилевая.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СИНОНИМОВ

Важнейшая стилистическая функция синонимов - быть средством наиболее точного выражения мысли. Окружающие явления и предметы, их свойства, качества, действия, состояния познаются нами со всеми их особенностями, понятие называется словом, наиболее подходящим для выражения нужного

1 Их еще называют идеографическими (rp. idea- понятие, grapho- пишу), или п о н я т и й н ы м и .

значения. Так возникают ряды синонимов, позволяющих с предельной точностью детализировать описание явлений действительности.

А. С. Пушкин, описывая впечатление Дубровского от встречи с враждебно настроенным Троекуровым, вначале употребил такие слова: Заметил злобную улыбку врага, но потом два из них заменил синонимами: . ядовитую улыбку своего неприятеля. Это исправление сделало высказывание более точным.

Все это случаи с к р ы т о г о использования синонимов, потому что в самом тексте синонимы как таковые отсутствуют. Мы видим уже стилистически обработанный материал, где слова употреблены в точном соответствии с их значением и эмоционально-экспрессивной окраской, но за каждым словом можно подразумевать синонимический ряд слов-конкурентов, из которых автор выбирал наиболее подходящие. И только изучение рукописей вводит нас в творческую лабораторию писателя, позволяет проследить, как шел отбор лексики.

Различные стилистические функции в речи получают синонимы при от- к р ы т о м их использовании, т. е. при употреблении в тексте нескольких синонимов одновременно.

Синонимы могут выполнять в речи функцию у т о ч н е н и я . Употребление синонимов, дополняющих друг друга, позволяет более полно выразить мысль

(Он словно потерялся немного, словно сробел. - Т.). Один из синонимов в таких случаях может сопровождаться словами, подчеркивающими его значение (Так вышло, что необщительный, даже нелюдимый художник оказался у Невредимовых. -С.-Ц.).

Синонимы используются и в функции р а з ъ я с н е н и я [Я употребляю его

1 В скобках даны слова, которые автор употребил первоначально, но потом зачеркнул, заменив их синонимами.

тривиальный, привычный. - Т.]. При употреблении специальной лексики, иноязычных слов, архаизмов, которые могут быть непонятны читателю, писатели часто поясняют их синонимами (Началась анархия, то есть безначалие. - С.-Щ.). Как правило, синонимами поясняются узкоспециальные термины в на- учно-популярной литературе (Эти случайные, или, как говорят, пекулярные,

скорости измеряются в диске немногими десятками километров в секунду).

Синонимы могут быть использованы для с о п о с т а в л е н и я обозначаемых ими понятий; в этом случае автор обращает внимание на различия в их семантике (Врача пригласить, а фельдшера позвать. -Ч.).

В особых случаях синонимы выполняют функцию противопоставле -

ни я (Он, собственно, не шел, а влачился, не поднимая ног от земли. - Купр.). Важнейшая стилистическая функция синонимов - функция з а м е щ е н и я , когда необходимо избежать повторения слов (Орловский мужик живет в дрянных осиновых избенках. Калужский оброчный мужик обитает в простор-

ных сосновых избах. - Т.).

Разнообразить речь помогают и близкие по значению слова, не принадлежащие к синонимам (Лорд Байрон был того же мненья; Жуковский то же говорил. - П.). Необходимость избегать повторения слов особенно часто возникает при передаче диалога. Для обозначения факта речи употребляются различные глаголы (. - Душевно рад, - начал он. (. ) - Надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас, - продолжал Николай Петрович. (. )- Так как же, Аркадий,- заговорил опять Николай Петрович.

(. ) - Сейчас, сейчас, - подхватил отец. - Т.). Подбирая новые слова для обозначения близких понятий, писатели не механически заменяют одно слово другим, а учитывают их разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки.

Для создания градации можно использовать не только синонимы, но и слова, связанные общностью значений, не доходящей до синонимии. Например:

Читайте также: