Зачем нужна биоэтика в профессии медработника

Обновлено: 18.05.2024

Так как от сотрудников больниц в большинстве случаев зависят жизнь и здоровье человека, нередко корыстные специалисты манипулировали этим. Роль биоэтики заключается в установлении допустимых границ действий доктора. Все правила направлены на то, чтобы соблюдать нравственность и здоровье пациента.

В системе здравоохранения современная биоэтика необходима для защиты жизни человека.

Видео

Развитие биоэтики в России

Предпосылки развития рассматриваемой дисциплины проявились в нашей стране в начале девяностых годов. Однако это не означает, что биоэтика в России возникла только в конце прошлого столетия. Напротив, большинство биомедицинских технологий впервые были созданы именно в нашей стране. Примером тому может служить аппарат, позволяющий осуществлять искусственное кровообращение. Он был создан С.С. Брюхоненко еще в 1926 г. В том же году состоялось открытие первого в мире Института переливания крови. Кроме того, в 1931 г. Ю.Ю. Вороным в клинических условиях была осуществлена аллотрансплантация почки. Примечательным явился и 1937 г. Тогда провели первую в мире операцию по имплантированию искусственной сердечной мышцы. Руководил данным экспериментом В.П. Демихов, а у него на стажировке был Кристиан Бернар.

Именно в России впервые в мире в 1920 г. были сняты все ограничения законодательных актов по искусственному прерыванию беременности. В двадцатых годах прошлого столетия российскими учеными школы А.С. Серебровского был проведен ряд принципиальных исследований, в результате которых удалось доказать сложную структуру гена.

Широкий спектр работ по различным направлениям медицинских технологий в СССР велся постоянно и очень успешно. Однако этика научных исследований в России в годы правления советской власти сформированной быть попросту не могла. Одной из причин этому являлась идеология государства. Науку в СССР считали не только производительной силой общества, но и высшей человекообразующей ценностью культуры.

Однако, несмотря на это, биоэтика в России постепенно стала завоевывать свои позиции. Так, советским философом И.Т.Фроловым был поставлен вопрос о ценности научных достижений с точки зрения человеческого блага. В 1995 г. впервые опубликовали рукописи М.К.Перова. Этот российский методолог еще в 60-е годы сформулировал мысль о том, что наука слепа ко всему человеческому.

Основные задачи

Если говорить кратко, биоэтикой называется учение, позволяющее выявить разные позиции сложных моральных проблем, которые возникают с развитием прогресса медицинской науки и практики. Сначала доктора не понимали, зачем нужна вообще эта дисциплина, ведь уже существует клятва Гиппократа. Она уже обязывает докторов бороться за жизнь и здоровье пациента любыми силами.

Но на самом деле биоэтика имеет определенные отличия. Клятва Гиппократа несколько столетий рассматривала врача как морального субъекта, который должен выполнить свой долг перед пациентами. Больные ещё оставались только страдающим, пассивным индивидом. Но в биоэтике именно пациент является предметом исследования. Он может вступать в конкурентные или диалогические отношения с докторами.

Наука решает несколько важных задач:

  • возможность клонирования человека;
  • пересадка органов от умершего пациента больному;
  • реальность искусственно выведенных генов;
  • необходимость информирования о неизлечимых болезнях.

Именно в биоэтике поднимаются такие вопросы, как возможность создавать клон человека, а также реальность выведения генов, придающих личности высокие физические и интеллектуальные способности.

В рамках науки решаются вопросы о том, стоит ли спрашивать родственников умершего пациента о пересадке его органов. А также имеет ли право человек знать о том, что он неизлечимо болен.

Биоэтические направления

Понятие биоэтика можно условно разделить на два смысловых направления:


Чему уделяет внимание биоэтика?

Нравственность и здоровье – вот та основа, которая служит для выработки соответствующих рекомендаций современной наукой о моральных отношениях. Она рассматривает такие основные проблемы:

— эвтаназию;- самоубийство;- трансплантологию;- определение факта смерти;- проведение экспериментов на человеке и животных;- отношения между врачом и пациентом;- организацию хосписов;- отношение к людям, являющимся психически неполноценными;- деторождение (суррогатное материнство, генную инженерию и т.д.).

Проблемы биоэтики касаются этической стороны таких действий, как стерилизация и контрацепция, а также искусственное прерывание беременности. Все они представляют собой современные формы вмешательства медицины в репродуктивную функцию.

Проблемы биоэтики касаются и искусственного оплодотворения. С одной стороны, новейшие репродуктивные технологии затрагивают природу самого брака, которая является важнейшей человеческой ценностью. С другой – для некоторых супругов это единственная возможность иметь ребенка. Биоэтика в данном случае призывает придерживаться той грани, когда искусственное оплодотворение помогает отчаявшейся женщине, не превращая данную манипуляцию в вид определенного эксперимента.

суррогатная мать

Спорным вопросом, рассматриваемым биоэтикой, является суррогатное материнство. При этом методе оплодотворенную яйцеклетку от биологических родителей вносят в матку совершенно другой женщины. Эта суррогатная мать нужна для вынашивания ребенка. После родов она отдает младенца биологическим родителям. С одной стороны, это манипуляции, производимые над телесной природой ребенка, с другой – единственный шанс для некоторых пар создать полноценную семью.

Ожесточенные споры продолжают вестись вокруг такой проблемы, как клонирование человека, возможное с применением новейших разработок генной инженерии. В обсуждении моральной стороны этого вопроса принимают участие биологи и врачи, политики и философы. Не обходят стороной данную проблему и священнослужители. В настоящее время существует две совершенно противоположных точки зрения. Одна из них исходит из того, что клонирование вполне этично и является безопасным для человека и общества. Сторонники этой точки зрения полагают, что клонирование является путем к бессмертию и устранению болезней. Но существует и противоположное мнение. Его сторонники считают, что подобная манипуляция аморальна. Кроме того, она несет в себе потенциальную опасность, так как наука пока еще не может предсказать все возможные последствия данного эксперимента.

Очень сложные правовые и этические проблемы порождены трансплантологией. На сегодняшний день пересаживаются сердце и печень, легкое и костный мозг и т.д. Проблемы в данной области касаются обязанностей и прав донора, а также его родственников, медицинских работников, констатации факта необратимой гибели.

Одна из наиболее горячо обсуждаемых этических проблем на сегодняшний день касается эвтаназии. Это намеренное ускорение смерти больного, считающегося неизлечимым. Эвтаназия призвана прекратить страдания пациента. Это действие противоречит взглядам всех религиозных конфессий, а также клятве Гиппократа. Но в то же время окончательно решенным данный вопрос не считается.

Критика биоэтики

Некоторые авторы считают, что биоэтика, в том виде, в каком она существует, сейчас почти изжила себя и не имеет перспективы развития. Все дело в том, что большая часть вопросов концентрируется на медицинской этике. И причины здесь ясны. Ведь люди охотнее обращают внимание на то, что касается непосредственно их личного опыта. При этом беда постановки акцента на медицинской этике не только в сужении круга интересов. Соблюдение ее предписаний может даже оказаться вредным. Что в общем-то очередной этический вопрос.

А если подумать еще, то можно найти много примеров, когда она оказывается вредна для самого пациента. Взять хотя бы употребление гомеопатических препаратов. Согласно медицинской этике, человек имеет право употреблять их, если считает нужным. Но какой ущерб ему могут принести таблетки-пустышки, принимаемые вместо реальных лекарств?

По мнению исследователей, другие проблемы биоэтики, помимо медицинской, должны стать более обсуждаемыми, чтобы дискуссия получилась взвешенной. Ортодоксальные взгляды, преобладающие в медицинской этике, распространяются на всю область познания, и в результате биоэтика становится все более предсказуемой, стерильной и беспрекословной. Она должна снова обратиться к ее философскому происхождению, чтобы переломить возникшую проблему.

Экспансия доказательности — против этномедицины и разнообразия

На чем основано это доверие к доказательной медицине? В современной медицинской практике принят стандарт доказательной медицины (evidence-based medicine). Решения о лечении, диагностике и профилактике заболеваний в рамках этого стандарта принимаются исходя из научно достоверных доказательств их безопасности и эффективности. Методы достижения достоверного, доказательного знания в современной медицине — это систематический обзор (systematic review) и метаананиз (meta-analysis) клинических исследований. В 1998 году группа ученых ввела шкалу оценки доказательности клинических исследований. Диапазон этого рейтинга простирается от правдоподобных теорий, экспертных мнений и исследований на животных (слабая доказательность) до рандомизированных контролируемых исследований, систематических обзоров и метаанализов (сильная доказательность).

Профессиональная этика – это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ.

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией.

Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Термин медицинской деонтологии ввел выдающийся хирург Н.Н.Петров, распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер.

Главными целями профессиональной деятельности медицинской сестры являются: уход за пациентами, облегчение их страданий, восстановление и укрепление их здоровья, предупреждение болезней.

Прежде всего, деонтология медсестры — это ее внутренняя и внешняя культура.

Внутренняя культура — набор качеств, которым в идеале должна обладать медицинская сестра:

- преданность своему делу;

- готовность прийти на выручку;

- умеренность в макияже и украшениях;

- уместные слова и выражение;

- отсутствие фамильярности, вежливость.

Основные принципы, на которых базируется деонтология медсестры, изложены в следующих канонах:

· Клятва Флоренс Найтингейл.

· Этический кодекс Международного совета медицинских сестер.

· Этический кодекс медицинской сестры России.

Точнее всего принципы сестринской этики и деонтологии отражены в клятве, которую дают выпускники сестринских школ во многих странах. Это клятва Флоренс Найтингейл:

«Перед Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая окажется в моём распоряжении во время работы с пациентами и их родными.

Основные задачи медицинской деонтологии:

Ø изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

Ø исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

Ø изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медперсоналом и больным;

Ø устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

Аспектами медицинской деонтологии являются:

Ø взаимоотношения медицинских работников с больными;

Ø взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

Ø взаимоотношения медицинских работников между собой.

Современный этап развития медицинской этики - биоэтика.

Термин был введен американским биологом В.Р.Поттером в начале 1970 гг., для обозначения соединения биологических знаний и человеческих ценностей.

Это научная дисциплина, изучающая «философские, религиозные, этические проблемы современной медицины,

1. Возникающие при биомедицинских исследованиях на живых объектах (на людях, на животных)

1. Искусственный аборт и искусственное оплодотворение, контрацепция,

2. Проблемы реанимации – смерть мозга, эвтаназия, изъятие органов для трансплантации, клонирование и изъятие органов для трансплантации, клонирование и генетическое программирование людей о возможном развитии тяжелых наследственных заболеваний и др.




Основные принципы биомедицинской этики:

1. Принцип гуманности, уважения человеческого достоинства

2. Принцип благодеяния.

3. Принцип не причинения вреда.

4. Принцип справедливости.

Таким образом, Биоэтика включает в себя принципы и вопросы сестринской этики и деонтологии.

Медицинская этика возникла поэтапно. Можно выделить 4 основных этапа:

1 этап – Гиппократовская этика

Связан с деятельностью Гиппократа (5-6 в.). До Гиппократа жизнь человека не считалась священной. Гиппократ первый поднял проблему о святости жизни.

2 этап – модель Парацельса (эпоха возрождения)

Идея: постоянный контакт врача с пациентом (т.е. врач ведет пациента)

3 этап – деонтологическая модель (деонт – долг)

Основоположник Эммануил Кант(немецкий философ, живший во 2-ой половине 18 века). Кант пытается найти объективные критерии оценки поведения и выводит всеобщие правила:

· Поступай так, чтобы твой поступок смог стать примером для подражания.

· Относись к человечеству, и к себе в том числе, как к цели и никогда, как к средству.

· Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Моральная мотивация наших поступков – это и не внешняя целенаправленность (выгода, польза), и не склонность нашего индивидуального характера, но нечто более высокое в природе человека – свободное следование сознанию долга.

Например: Проблема донорства, если сдают кровь из-за денег – это безнравственно и противоречит всеобщему правилу (относись к человечеству и к себе в том числе как к цели, и никогда, как к средству); если из чувства сострадания, тоже не очень нравственно, вдруг это чувство не искренно, и только сдача крови из-за чувства долга – является нравственным поступком.

1. Это нравственно;

2. Вдруг появятся медицинские технологии, позволяющие вылечить.

1. Материал поддержки;

2. Испорчена жизнь семьи и т.д.

4 этап – Современная модель

Зародилась более 20 лет назад.

Современная медицинская этика сталкивается с теми проблемами, которых раньше не было (техника поддержки жизни, пересадка органов и тканей, ЭКО и т.д.).

Особенности развития биоэтики в России

До Революции развивалась по тем же законам, что и зарубежная. Основные понятия:

- жизнь человека священна и является настоящей ценностью

Мудров М.Я. (врач, ординарный профессор патологии и терапии Московского государственного университета), Гааз, Христофор фон Оппель (действительный статский советник, доктор медицины, главный врач для бедных Московского Воспитательного Дома, писатель), Е.М. Бакунина (знаменитая сестра милосердия), Ю.П. Вревская (баронесса, урождённая Варпаховская, во время русско-турецкой войны — сестра милосердия полевого госпиталя Российского Красного креста).

Но 1917 год. И В 1920 г. Нарком здравоохранения Семашко заявляет, что настоящая ценность только то, что представляет ценность для пролетариата, что за врачебная тайна? Какая тайна от пролетариата?

Аспекты медицинской этики:

Ø информирование пациента о его правах;

Ø информирование пациента о состоянии его здоровья;

Ø гуманное отношение к пациенту;

Ø уважение человеческого достоинства пациента;

Ø недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

Ø уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;

Ø уважение автономии пациента;

Ø уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

Ø проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость);

2 Цит. по: Шамов И. ЮНЕСКО обсуждает проблемы биоэтики// Медицинская газета.-М., 2005. – № 025. – С. 2.

Современное общество предъявляет к личности врача два основных требования: высокий уровень профессиональной компетентности и исключительные нравственные качества. Поэтому образовательная деятельность медицинского вуза предполагает не только приобретение студентами профессиональных знаний, умений и навыков, но и формирование нравственных качеств, необходимых присущих профессии врача. Формирование нравственных качеств будущего врача всистеме высшего медицинского образования традиционно происходило в процессе освоения основ медицинской этики и деонтологии. В последние десятилетия XX века зародилась биоэтика – междисциплинарное научное направление, рассматривающее изучение и поиск путей разрешения моральных проблем, порожденных новейшими достижениями биомедицинской науки и практики.

В настоящее время изучение биоэтики стало необходимой составляющей подготовки врача, что потребовало решения ряда вопросов организации учебного процесса: необходимости определения статуса данной учебной дисциплины, ее целей и задач, разработки рабочих программ и учебно-методического обеспечения ее преподавания. Конечным результатом освоения биоэтики студентами медицинского вуза должно стать формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций. При этом следует иметь в виду, что компетентность специалиста предполагает не только наличие профессиональных знаний, умений и навыков, но и способность и готовность реализовыватьзнания, опыт, личностныекачества в профессиональной и социальной сфере, осознавать социальнуюзначимостьиличную ответственность за результаты своей деятельности, понимать необходимость постоянного совершенствования. С точки зрения компетентностного подхода уровень образованности специалиста определяется способностью самостоятельно решать профессиональные задачи и проблемы различного уровня сложности на основе имеющихся знаний, т.е. внимание акцентируется на способности применения полученных знаний, умений и навыков в конкретных ситуациях.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО изучение биоэтики направлено на формирование у студентов следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

ОК-1: способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

ОК-2: способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, к самосовершенствованию;

ОК-5: способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности;

ОК-8: способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну;

ПК-1: способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-4: способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность.

В данном контексте важным является вопрос о соотношении таких учебных дисциплин, как биоэтика и правоведение. В последнее время границы морали зачастую размыты. Как соотносятся закон и нормы морали? В чем может заключаться их противоречие и возможно ли достижение компромисса? В чем заключается институализация биоэтики в современном мире? Эти вопросы требуют глубокого осмысления, поэтому логично, что теоретический уровень изучения биоэтики должен соответствовать периоду изучения правоведения, что в дальнейшем позволит соотносить этико-правовые нормы и медицинскую практику.

При этом не следует забывать, что формирование нравственных качеств будущих врачей требует междисциплинарного подхода, предполагает непрерывность, последовательность и преемственность процесса образования, единство обучения и воспитания. Биоэтическое образование должно осуществляться на протяжении всего периода обучения. Поэтому за первым теоретическим уровнем биоэтического образования следует профессиональный, предполагающий последовательное расширение, углубление и конкретизацию знаний в области биоэтики в процессе изучения клинических дисциплин. Этот процесс завершается на прикладном уровне в ходе клинический практики, а также в процессе последипломного образования. На этих уровнях формируются профессиональные компетенции, связанные с овладением присущими профессии личностными нравственных качествами, умениями и навыками предупреждения и разрешения с позиций биоэтики проблем, возникающих в работе врача.

Так как от сотрудников больниц в большинстве случаев зависят жизнь и здоровье человека, нередко корыстные специалисты манипулировали этим. Роль биоэтики заключается в установлении допустимых границ действий доктора. Все правила направлены на то, чтобы соблюдать нравственность и здоровье пациента.

В системе здравоохранения современная биоэтика необходима для защиты жизни человека.

Видео

Развитие биоэтики в России

Предпосылки развития рассматриваемой дисциплины проявились в нашей стране в начале девяностых годов. Однако это не означает, что биоэтика в России возникла только в конце прошлого столетия. Напротив, большинство биомедицинских технологий впервые были созданы именно в нашей стране. Примером тому может служить аппарат, позволяющий осуществлять искусственное кровообращение. Он был создан С.С. Брюхоненко еще в 1926 г. В том же году состоялось открытие первого в мире Института переливания крови. Кроме того, в 1931 г. Ю.Ю. Вороным в клинических условиях была осуществлена аллотрансплантация почки. Примечательным явился и 1937 г. Тогда провели первую в мире операцию по имплантированию искусственной сердечной мышцы. Руководил данным экспериментом В.П. Демихов, а у него на стажировке был Кристиан Бернар.

Именно в России впервые в мире в 1920 г. были сняты все ограничения законодательных актов по искусственному прерыванию беременности. В двадцатых годах прошлого столетия российскими учеными школы А.С. Серебровского был проведен ряд принципиальных исследований, в результате которых удалось доказать сложную структуру гена.

Широкий спектр работ по различным направлениям медицинских технологий в СССР велся постоянно и очень успешно. Однако этика научных исследований в России в годы правления советской власти сформированной быть попросту не могла. Одной из причин этому являлась идеология государства. Науку в СССР считали не только производительной силой общества, но и высшей человекообразующей ценностью культуры.

Однако, несмотря на это, биоэтика в России постепенно стала завоевывать свои позиции. Так, советским философом И.Т.Фроловым был поставлен вопрос о ценности научных достижений с точки зрения человеческого блага. В 1995 г. впервые опубликовали рукописи М.К.Перова. Этот российский методолог еще в 60-е годы сформулировал мысль о том, что наука слепа ко всему человеческому.

Основные задачи

Если говорить кратко, биоэтикой называется учение, позволяющее выявить разные позиции сложных моральных проблем, которые возникают с развитием прогресса медицинской науки и практики. Сначала доктора не понимали, зачем нужна вообще эта дисциплина, ведь уже существует клятва Гиппократа. Она уже обязывает докторов бороться за жизнь и здоровье пациента любыми силами.

Но на самом деле биоэтика имеет определенные отличия. Клятва Гиппократа несколько столетий рассматривала врача как морального субъекта, который должен выполнить свой долг перед пациентами. Больные ещё оставались только страдающим, пассивным индивидом. Но в биоэтике именно пациент является предметом исследования. Он может вступать в конкурентные или диалогические отношения с докторами.

Наука решает несколько важных задач:

  • возможность клонирования человека;
  • пересадка органов от умершего пациента больному;
  • реальность искусственно выведенных генов;
  • необходимость информирования о неизлечимых болезнях.

Именно в биоэтике поднимаются такие вопросы, как возможность создавать клон человека, а также реальность выведения генов, придающих личности высокие физические и интеллектуальные способности.

В рамках науки решаются вопросы о том, стоит ли спрашивать родственников умершего пациента о пересадке его органов. А также имеет ли право человек знать о том, что он неизлечимо болен.

Биоэтические направления

Понятие биоэтика можно условно разделить на два смысловых направления:


Чему уделяет внимание биоэтика?

Нравственность и здоровье – вот та основа, которая служит для выработки соответствующих рекомендаций современной наукой о моральных отношениях. Она рассматривает такие основные проблемы:

— эвтаназию;- самоубийство;- трансплантологию;- определение факта смерти;- проведение экспериментов на человеке и животных;- отношения между врачом и пациентом;- организацию хосписов;- отношение к людям, являющимся психически неполноценными;- деторождение (суррогатное материнство, генную инженерию и т.д.).

Проблемы биоэтики касаются этической стороны таких действий, как стерилизация и контрацепция, а также искусственное прерывание беременности. Все они представляют собой современные формы вмешательства медицины в репродуктивную функцию.

Проблемы биоэтики касаются и искусственного оплодотворения. С одной стороны, новейшие репродуктивные технологии затрагивают природу самого брака, которая является важнейшей человеческой ценностью. С другой – для некоторых супругов это единственная возможность иметь ребенка. Биоэтика в данном случае призывает придерживаться той грани, когда искусственное оплодотворение помогает отчаявшейся женщине, не превращая данную манипуляцию в вид определенного эксперимента.

суррогатная мать

Спорным вопросом, рассматриваемым биоэтикой, является суррогатное материнство. При этом методе оплодотворенную яйцеклетку от биологических родителей вносят в матку совершенно другой женщины. Эта суррогатная мать нужна для вынашивания ребенка. После родов она отдает младенца биологическим родителям. С одной стороны, это манипуляции, производимые над телесной природой ребенка, с другой – единственный шанс для некоторых пар создать полноценную семью.

Ожесточенные споры продолжают вестись вокруг такой проблемы, как клонирование человека, возможное с применением новейших разработок генной инженерии. В обсуждении моральной стороны этого вопроса принимают участие биологи и врачи, политики и философы. Не обходят стороной данную проблему и священнослужители. В настоящее время существует две совершенно противоположных точки зрения. Одна из них исходит из того, что клонирование вполне этично и является безопасным для человека и общества. Сторонники этой точки зрения полагают, что клонирование является путем к бессмертию и устранению болезней. Но существует и противоположное мнение. Его сторонники считают, что подобная манипуляция аморальна. Кроме того, она несет в себе потенциальную опасность, так как наука пока еще не может предсказать все возможные последствия данного эксперимента.

Очень сложные правовые и этические проблемы порождены трансплантологией. На сегодняшний день пересаживаются сердце и печень, легкое и костный мозг и т.д. Проблемы в данной области касаются обязанностей и прав донора, а также его родственников, медицинских работников, констатации факта необратимой гибели.

Одна из наиболее горячо обсуждаемых этических проблем на сегодняшний день касается эвтаназии. Это намеренное ускорение смерти больного, считающегося неизлечимым. Эвтаназия призвана прекратить страдания пациента. Это действие противоречит взглядам всех религиозных конфессий, а также клятве Гиппократа. Но в то же время окончательно решенным данный вопрос не считается.

Критика биоэтики

Некоторые авторы считают, что биоэтика, в том виде, в каком она существует, сейчас почти изжила себя и не имеет перспективы развития. Все дело в том, что большая часть вопросов концентрируется на медицинской этике. И причины здесь ясны. Ведь люди охотнее обращают внимание на то, что касается непосредственно их личного опыта. При этом беда постановки акцента на медицинской этике не только в сужении круга интересов. Соблюдение ее предписаний может даже оказаться вредным. Что в общем-то очередной этический вопрос.

А если подумать еще, то можно найти много примеров, когда она оказывается вредна для самого пациента. Взять хотя бы употребление гомеопатических препаратов. Согласно медицинской этике, человек имеет право употреблять их, если считает нужным. Но какой ущерб ему могут принести таблетки-пустышки, принимаемые вместо реальных лекарств?

По мнению исследователей, другие проблемы биоэтики, помимо медицинской, должны стать более обсуждаемыми, чтобы дискуссия получилась взвешенной. Ортодоксальные взгляды, преобладающие в медицинской этике, распространяются на всю область познания, и в результате биоэтика становится все более предсказуемой, стерильной и беспрекословной. Она должна снова обратиться к ее философскому происхождению, чтобы переломить возникшую проблему.

Экспансия доказательности — против этномедицины и разнообразия

На чем основано это доверие к доказательной медицине? В современной медицинской практике принят стандарт доказательной медицины (evidence-based medicine). Решения о лечении, диагностике и профилактике заболеваний в рамках этого стандарта принимаются исходя из научно достоверных доказательств их безопасности и эффективности. Методы достижения достоверного, доказательного знания в современной медицине — это систематический обзор (systematic review) и метаананиз (meta-analysis) клинических исследований. В 1998 году группа ученых ввела шкалу оценки доказательности клинических исследований. Диапазон этого рейтинга простирается от правдоподобных теорий, экспертных мнений и исследований на животных (слабая доказательность) до рандомизированных контролируемых исследований, систематических обзоров и метаанализов (сильная доказательность).

Читайте также: