Является ли профессия водитель опасной

Обновлено: 28.05.2024

Источником повышенного профессионального риска водителей автотранспортных средств (автобусы, грузовики, такси) является автомобильный транспорт. Профессия-водитель предполагает возникновение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, получение травм различной степени тяжести, в том числе травм несовместимых с жизнью, развитие которых может привести к утрате полноценной трудоспособности работника, и в отдельных случаях – к получению инвалидности.

Ключевые слова

Статья

Актуальность проблемы. Под влиянием комплекса факторов различной интенсивности у водителей автотранспортных средств формируются профессиональные и профессионально обусловленные заболевания.

Цель. Провести анализ данных литературы о вредных факторах, влияющих на здоровье водителей.

Задачи исследования. Определить группы профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, развивающихся у водителей и уточнить роль факторов, принимающих участие в их формировании.

Материалы и методы. Изучение и анализ литературных данных о состоянии здоровья водителей современного автотранспортного транспорта.

Полученные результаты. По статистическим данным отмечено, что 42,3% работников (почти 30 млн. человек) трудятся во вредных и тяжелых условиях, в число которых входит большинство водителей. Число проб, взятых на рабочих местах, в которых количественные показатели вредных производственных факторов превышают допустимые нормативы, колеблется в пределах 20-40%. К конкретным причинам, приводящим к развитию профессиональной патологии, относятся износ оборудования и устаревание технологий, недостаточное количество средств индивидуальной и коллективной защиты, недостаток нормативной информации, массовые нарушения технологической дисциплины, низкий уровень культуры производства и подготовки работников, снижение контроля за соблюдением санитарных норм и других охранно-трудовых нормативов, несоблюдение режимов труда и отдыха, пренебрежение к собственному здоровью, распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания). Следует подчеркнуть, что перечисленные причины во многом определяются невысокой в целом медико-гигиенической культурой российских работников транспортной отрасли. Работами ряда авторов установлено, что профессиональные и профессионально обусловленные заболевания прямо связаны с неблагоприятными условиями труда, достаточно распространенны среди работников транспортной отрасли, определяя не только уровень их работоспособности, но и состояние здоровья, а также продолжительность творческого долголетия.

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания водителей условно делятся на 5 групп.

1. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. Нервная система постоянно находится под напряжением, что вызывает заболевания нервно-психической сферы и сердечно-сосудистую патологию. У водителей нередко развиваются аритмии, кардиалгии, гипертензия, инфаркты миокарда.

2. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким заболеваниям относятся остеоартозы, остеохондрозы, спондилоартрозы, спондилолистезы (несращение дуги позвонков), радикулиты, грыжи дисков позвонков, привычные вывихи, шейно-плечевые плекситы, вибрационная болезнь, простатит, геморрой.
3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным питанием в рабочее время. К ним причисляют гастрит, язвенную болезнь, холецистит, колит, панкреатит, дисбактериоз.
4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями обмена веществ. Это - сахарный диабет и ожирение.

5. Аллергические и онкологические заболевания. К ним относят бронхиальную астму (выхлопные газы, дизельное топливо, бензин, смазочные масла), рак легкого и гортани (при изготовлении тормозных колодок применяют асбест; в момент торможения автомобиля на тормозных колодках происходит температурный рост, достигающий восьмисот градусов по Цельсию, с одновременным выделением фенола).

Данные заболевания касаются профессиональных водителей, а не любителей.

Гигиенистами доказано, что важный по степени значимости вредный производственный фактор - физические нагрузки, влияющие на шейно-плечевые суставы и связочный аппарата из-за частых поворотов головы (90-150 раз за 1 час) на 50-130° (к зеркалам заднего вида, дверям, пассажирам). Частота нажима педалей ногами, обращение к рычагам, штурвалам, вынужденная поза (сидя) в течение длительного времени - все это создает большие физические нагрузки общего и местного характера. Одним из самых частых метаболических заболеваний костной системы, вызванным воздействием общей, локальной или комбинированной вибрации, является остеопороз. Выявляется функциональная перестройка костной ткани, которая проявляется в изменении костных балок, изменении рельефа суставных поверхностей, появлении зон остеосклероза, усилении бугристости в местах прикрепления мышц, изменении направления костных балок. При наступлении декомпенсации развиваются патологические изменения в виде кист (из-за развития дистрофического процесса вследствие травмы или ангиоспазма, приводящего к появлению очагов ишемии), эностозов (из-за избыточной продукции остеобластов), остеоартрозов. Нередко костно-дистрофические изменения возникают задолго до клинических появлений профессиональной патологии. Ряд публикаций содержит сведения о том, что постоянными вредными факторами, оказывающими действие на водителя, являются также вибрация и шум, превышающие допустимые санитарные нормативы, а также инфразвуковые колебания, загазованность воздуха оксидом углерода (угарным газом), оксидами азота, серы, бензином, углеводородами, канцерогенными и другими продуктами, запыленность, пониженная или повышенная температура воздушной среды, недостаточная освещенность. Учитывая влияние этих неблагоприятных условий труда, среди водителей, начиная примерно с 45 лет, то есть еще до наступления пенсионного возраста, нередко наблюдается уход из своей профессии. Во многих исследованиях выявлено что, у водителей регистрируются такие профессиональные заболевания, как отравления угарным газом, этилированным бензином, вибрационная болезнь, токсико-пылевой бронхит, нейросенсорная тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Возможны острые отравления выхлопными газами (в основном угарным газом), которые наблюдаются даже в средней полосе России в жаркое время года при не отрегулированной работе двигателя; бензиновые пневмонии от попадания бензина в легкие при его засасывании через шланг. Из-за работы в вынужденной позе у водителей наблюдаются застой венозной крови в нижней части тела и предрасположенность к геморрою, варикозной болезни нижних конечностей. Необходимо отметить, что наиболее распространенное заболевание у этой группы – простатит, основной причиной которого является застой кровообращения в малом тазу из-за неудобного сидячего положения за рулем. Частая задержка мочеиспускания из-за безостановочной езды может стать причиной рака мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Недостаточно благоприятные условия труда водителей вызывают патологию органов дыхания (до 50% от всех болезней), желудочно-кишечного тракта, периферической нервной системы, женской половой сферы (6-7%), нарушение обмена веществ, аллергические и онкологические заболевания. Водители автотранспорта являются группой повышенного онкологического риска по раку желудка, гортани, легкого, а также раку почек и мочевого пузыря.

Выводы. Проведенный анализ литературных данных позволил оценить негативное влияние вредных факторов на состояние здоровья водителей, способных вызывать развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, что требует в дальнейшем проведения профилактики и реабилитации лиц данной профессии.

Литература

1. Акентьев П.В. Влияние экстремальных ситуаций профессиональной деятельности на работоспособность и заболеваемость водителей оперативного транспорта: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2005. – 18 с.

3. Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. – М., 2008. – 588 с.

5. Гореликова О.Н. Онкологическая заболеваемость и смертность водителей автомобильного транспорта (обзор литературы). – Медицина труда и промышленная экология. – 1993. - №5-6. – С. 34-38.

6. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность. – М.: Медицина, 2002. – 392 с.: ил.

7. Косарев В.В., Лотков В.С., Бабанов С.А. Профессиональные болезни. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.

11. Чурсин Г.В. Методы и средства прогнозирования, диагностики и профилактики профессиональных заболеваний операторов человеко-машинных систем: на примере водителей агропромышленного комплекса: дис. . канд. техн. наук. - Курск, 2010. - 154 с.

Каким образом оценить условия труда водителей? По каким показателям трудового процесса осуществляется общая оценка их условий труда? Об этом вы узнаете из статьи.

Оценка труда водителя: являются ли условия труда водителя вредными?

Каждая организация в силу специфики процессов производства обладает рядом профессий и должностей, а также определенными особенностями в организации труда своих работников.

Самой распространенной профессией, которая встречается практически в каждой организации, является водитель.

Труд водителя носит определенный характер и существенно отличается от других видов работ. Данная особенность заключается, в частности, в том, что этот труд связан с движением транспортного средства, представляющего собой источник повышенной опасности. Управляя автомобилем, водитель однозначно подвергается воздействию внешних факторов: в кабине автомобиля шумно, от руля и сидения передается вибрация, водитель вдыхает испарения топлива, несет ответственность за безопасность и жизнь других людей, кроме того, есть риск и для его собственной жизни. Все перечисленные факторы: шум, вибрация, напряженность труда – считаются вредными. Поэтому рабочие места всех водителей подлежат оценке условий труда.

Рабочее место водителя

Рабочее место по условиям труда водителей существенно отличается от других рабочих мест, так как в это понятие входит не только рабочее место в кабине автомобиля, но и подготовка транспортного средства к выезду на линию и оформление необходимой документации, текущий ремонт автомобиля и т.п.

Есть случаи, когда водители выполняют обязанности экспедитора, грузчика, кондуктора и т.п. Однако основным видом деятельности водителя, наиболее важным, занимающим, как правило, бо¢льшую часть рабочего времени, является вождение автомобиля. Эксплуатация транспортных средств связана с определенными рисками, имеет свои особенности. Именно в процессе эксплуатации автомобиля и определяются наиболее существенные производственные факторы.

Что касается производственной среды водителей автомобилей, то она достаточно хорошо изучена, и даже существует четкий перечень вредных факторов, присутствующих на рабочем месте водителя – уровни шума, вибрации, микроклимата и т.д.

Кроме того, профессиональная деятельность водителей отличается наличием таких факторов, как тяжесть и напряженность трудового процесса.

Очень важно правильно определять содержание элементов, составляющих условия труда водителей, объективно оценивать их влияние на работника в процессе труда.

Аттестация рабочего места

В силу требований ст. 17 Закона № 356-З наниматель должен проводить оценку фактического состояния условий труда на рабочем месте при аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация).

Документ:

Документ:

Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2008 № 253.

Справочно:

аттестация – система учета, анализа и комплексной оценки на конкретном рабочем месте всех факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности (абз. 2 ст.1 Закона № 356-З).

Основная задача аттестации

Основной задачей проведения аттестации являются комплексная оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществление мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в сфере охраны труда.

Справочно:

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее – ТК).

Справочно:

работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются гарантии и компенсации (ст. 225 ТК). При этом указанные в ст. 225 ТК льготы предоставляются работникам, в т.ч. по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Рабочие места подлежащие аттестации

Прежде чем приступить к проведению замеров факторов производственной среды и оценке тяжести и напряженности трудового процесса, аттестационной комиссии необходимо определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

После определения перечня необходимо решить вопрос о том, какие рабочие места водителей можно считать однотипными, а какие – аналогичными.

Для того чтобы определить однотипные рабочие места для водителей автомобиля, необходимо сгруппировать автомобили аналогичных марок по грузоподъемности, по маркам двигателей и т.п.

Если в организации имеются автотранспортные средства одной модели, одного года выпуска, с одинаковым техническим состоянием и эксплуатирующиеся в одинаковых условиях, иными словами, если класс условий труда водителей одинаков, то такие рабочие места могут считаться аналогичными и аттестацию рабочего места достаточно провести на любом автотранспортном средстве из данной группы.

В этом случае обследованию подлежит не менее 20 % таких рабочих мест. Полученные результаты измерений и (или) исследований вредных производственных факторов усредняют и используют в оценке условий труда всех однотипных рабочих мест.

Справочно:

в случаях, когда водитель транспортного средства помимо своих основных трудовых функций выполняет дополнительные, при аттестации такого рабочего места необходимо исследовать вредные производственные факторы при выполнении им и основных, и дополнительных трудовых функций.

Определение вредных производственных факторов

При определении вредных производственных факторов, которые могут присутствовать на рабочих местах водителей автомобилей (например, шум в кабине транспорта, транспортно-технологическая вибрация, наличие в кабине вредных химических веществ), следует руководствоваться СанПиН № 47.

Документ:

Уровень шума, вибрации, и соответственно опасность их воздействия зависят от технического состояния автомобиля. Иногда простой ремонт глушителя значительно снижает опасность работы водителя.

Измерения и исследования факторов производственной среды проводятся исключительно лабораториями, аккредитованными в системе аккредитации Республики Беларусь и включенными в реестр Системы аккредитации Республики Беларусь.

Внимание!

Наниматель не вправе самостоятельно проводить измерения и исследования уровней вредных и опасных факторов производственной среды, за исключением случаев, когда в составе организации имеется аккредитованная испытательная лаборатория.

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса

При проведении оценки тяжести и напряженности трудового процесса на рабочем месте водителя автомобиля необходимо учитывать особенности организации его труда.

Длительное нахождение в фиксированной позе и связанная с ней вынужденная ограниченная двигательная активность вызывают специфическое утомление водителя, снижают его работоспособность и могут способствовать возникновению и развитию ряда заболеваний.

Напряженность трудового процесса водителя автомобиля напрямую зависит от характера и условий выполняемых работ, режима работы, типа используемого транспортного средства, времени занятости работника за рулем и других критериев.

Следует отметить, что повышенные требования к функции внимания, нагрузка на органы чувств (в первую очередь на зрительный анализатор), необходимость воспринимать сигналы, принимать и перерабатывать большой объем информации в ограниченное время, влекут за собой нервно-эмоциональную напряженность, которая также является одной из главных характеристик труда водителя.

Больше всего влияет на состояние работника и на результаты аттестации такой показатель фактора напряженности трудового процесса, как эмоциональные нагрузки (степень ответственности за результат собственной деятельности, за безопасность других лиц (только при перевозке людей), степень риска для собственной жизни).

В соответствии с табл. 15 СанПиН № 211 устанавливается самый высокий класс опасности только за вероятность риска для собственной жизни и наступления ответственности за безопасность других лиц.

Класс опасности по этим показателям не может быть снижен в зависимости от времени нахождения за рулем автомобиля.

Оценка вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса

Результаты оценок вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса вносятся в карту аттестации рабочего места.

Общую оценку определяют с учетом оценок всех присутствующих вредных производственных факторов, тяжести и напряженности трудового процесса, с учетом времени их воздействия.

Время ежедневной занятости водителя управлением автомобиля можно определить по показаниям приборов либо рассчитать с учетом расхода топлива и средней скорости движения автомобиля.

Если время нахождения водителя за рулем меняется, то определяется усредненное время нахождения водителя за рулем. Общую оценку условий труда определяют за полный рабочий день с учетом усредненного времени нахождения водителя за рулем.

Оценка факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса проводится путем сопоставления полученных в результате измерений и исследований их фактических величин с гигиеническими нормативами и последующего соотнесения величин отклонения каждого фактора производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с критериями, на основании которых устанавливается класс условий труда.

Справочно:

условия труда в зависимости от степени отклонения производственных факторов среды и трудового процесса от гигиенических нормативов разделяются на следующие классы: оптимальные (1-й класс), допустимые (2-й класс), вредные (3-й класс), опасные (4-й класс). Классы устанавливают в соответствии с табл. 1–15 приложения 2 к СанПиН № 211.

Только оптимальные и допустимые условия труда относят к безопасным.

Условия труда признаются вредными (3-й класс), когда уровни производственных факторов на рабочем месте выходят за пределы гигиенических нормативов и оказывают неблагоприятное действие на организм работника. Вредные условия труда, имеющие 4 степени (гл. 2 п. 9 СанПиН № 211) и опасные (4-й класс), дают право на ряд компенсаций за работу в таких условиях.

Компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

В качестве компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрены:

– доплата за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

– сокращенная продолжительность рабочего времени;

– пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда.

Исходя из собственного опыта, могу сказать, что по результатам измерений и исследований вредных факторов на рабочих местах водителей вредность подтверждается всегда, но в разной степени. Поэтому размеры надбавок за вредность и продолжительность отпуска бывают разными.

Чаще всего по результатам аттестации рабочих мест водителей подтверждается класс опасности 3.1 и 3.2. Это значит, что водителям предоставляются компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в виде дополнительного отпуска и доплат.

Классу 3.1 соответствует надбавка 0,10 % тарифной ставки 1-го разряда за час работы во вредных условиях и 4 дополнительных дня отпуска; классу 3.2–0,14 % и 7 дней отпуска соответственно.

Кроме того, если водители заняты на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536), либо на работах с вредными и тяжелыми условиями (по Списку производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.05.2005 № 536) и результатами оценки условий труда на рабочих местах установлены или подтверждены факторы, послужившие основанием для включения в перечень рабочих мест с особыми условиями труда, то такая категория водителей имеет право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Является ли вредной профессия водителя-оператора мусоровоза? Где это закреплено законодательно?

Смотря для чего вам нужна эта "вредность". Ваша работа относится к вредным условиям труда, которая дает право на дополнительные дни отпуска (при работе на машине 1,5-3 т - 6 дн., свыше 3т - 12 дн.) и сокращенный рабочий день. Указанное право вам предоставляет п. 4 Инструкции. утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20, т.к. ваша должность (работа) указана в списке профессий - п. 43 подраздела "Санитарная очистка городов и рабочих поселков" раздела "Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20). Но существуют еще профессии, которые позволяют раньше срока выйти на пенсию. А вот в этом случае, ваша профессия под указанные требования не подпадает (ст. 27 № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Коллегам: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н фактически утратил силу, как и приказ от 31.08.2007 № 569. С 1 января 2014 действует ФЗ "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Словом, теперь проводится не аттестация рабочих мест, а специальная оценка условий труда.

Уважаемый Сергей. В соответствии со ст.212 ТК РФ к обязанности работодателя относится установление соответствующим требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. Для этой цели проводится аттестация рабочих мест, которой подлежат все рабочие места и по результатам которой аттестационная комиссия проводит оценку условий труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. Он вступил в силу 1.09.2011 г., согласно которого Порядок аттестации, утвержденый Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утратил силу.

Таким образом признание профессии водителя-оператора мусоровоза вредной относится к обязанности работодателя. Надо сказать, что в соответствии с п.52 Порядка ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. Невыполнение этой обязанности является нарушением законодательства о труде и об охране труда и грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ).

"Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".

Являясь рядовым пользователем услуг мусоровозов, считаю, что неотнесение вашей профессии к категории вредной будет явно неправильным, учитывая вредные факторы промышленных и бытовых жидких и твёрдых отходов и их воздействия на человека. При этом не имеет значения, внесена ли ваша профессия в упомянутый моим коллегой Список. Право на досрочную пенсию и обеспечение спецодеждой, спецпитанием и другими гарантиями, а также сокращённая рабочая смена (ст.92 ТК РФ), ежегодный дополнительный отпуск (ст.117 ТК РФ), повышенная оплата труда (ст.147 ТК РФ) вещи разные и не зависят друг от друга.

При приёме на работу по вашей профессии о вредных условиях труда и компенсационных гарантиях должно быть указано в трудовом договоре.

Вам совет. Выяснить проводилась ли аттестация рабочих мест и каковы её результаты по вашей профессии в части отнесения её к категории вредной. В случае отрицательного ответа начните с подачи жалобы в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области. Вот её контакты. Южно-Сахалинск, ул.Антона Буюклы, 38, офис 7. 466052 - горячая линия. Далее по результатам рассмотрения жалобы ГИТ в судебном порядке. Уверен, у вас получится!


Нет, работа водителя в том числе водителя мусоровоза не относится к вредной и

никаких льгот не предусмотрено.

В Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях и Списках производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день водителя-оператора мусоровоза не нашел.

Нет. Ваша должность не входит в список профессий, которым предоставляются льготы в виде дополнительного отпуска, бесплатного питания и т.д.

Если я вам помогла, оставьте положительный отзыв.

Уважаемый Сергей. В соответствии со ст.212 ТК РФ к обязанности работодателя относится установление соответствующим требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. Для этой цели проводится аттестация рабочих мест, которой подлежат все рабочие места и по результатам которой аттестационная комиссия проводит оценку условий труда. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н утвержден новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. Он вступил в силу 1.09.2011 г., согласно которого Порядок аттестации, утвержденый Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" утратил силу.

Таким образом признание профессии водителя-оператора мусоровоза вредной относится к обязанности работодателя. Надо сказать, что в соответствии с п.52 Порядка ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту представления информации в государственную инспекцию труда возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок лежит на работодателе и аттестующей организации. Невыполнение этой обязанности является нарушением законодательства о труде и об охране труда и грозит административными штрафами (ст. 5.27 КоАП РФ).

"Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток".

Являясь рядовым пользователем услуг мусоровозов, считаю, что неотнесение вашей профессии к категории вредной будет явно неправильным, учитывая вредные факторы промышленных и бытовых жидких и твёрдых отходов и их воздействия на человека. При этом не имеет значения, внесена ли ваша профессия в упомянутый моим коллегой Список. Право на досрочную пенсию и обеспечение спецодеждой, спецпитанием и другими гарантиями, а также сокращённая рабочая смена (ст.92 ТК РФ), ежегодный дополнительный отпуск (ст.117 ТК РФ), повышенная оплата труда (ст.147 ТК РФ) вещи разные и не зависят друг от друга.

При приёме на работу по вашей профессии о вредных условиях труда и компенсационных гарантиях должно быть указано в трудовом договоре.

Вам совет. Выяснить проводилась ли аттестация рабочих мест и каковы её результаты по вашей профессии в части отнесения её к категории вредной. В случае отрицательного ответа начните с подачи жалобы в Государственную инспекцию труда в Сахалинской области. Вот её контакты. Южно-Сахалинск, ул.Антона Буюклы, 38, офис 7. 466052 - горячая линия. Далее по результатам рассмотрения жалобы ГИТ в судебном порядке. Уверен, у вас получится!

Удачи. Сергей. Мой ответ - ваш отзыв.

Смотря для чего вам нужна эта "вредность". Ваша работа относится к вредным условиям труда, которая дает право на дополнительные дни отпуска (при работе на машине 1,5-3 т - 6 дн., свыше 3т - 12 дн.) и сокращенный рабочий день. Указанное право вам предоставляет п. 4 Инструкции. утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20, т.к. ваша должность (работа) указана в списке профессий - п. 43 подраздела "Санитарная очистка городов и рабочих поселков" раздела "Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения" (утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20). Но существуют еще профессии, которые позволяют раньше срока выйти на пенсию. А вот в этом случае, ваша профессия под указанные требования не подпадает (ст. 27 № 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Коллегам: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н фактически утратил силу, как и приказ от 31.08.2007 № 569. С 1 января 2014 действует ФЗ "О специальной оценке условий труда" от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Словом, теперь проводится не аттестация рабочих мест, а специальная оценка условий труда.

Читайте также: