Является ли фз о государственной гражданской службе источником трудового права

Обновлено: 09.05.2024

Конституция РФ в ч. 4 ст. 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу. При этом местное самоуправление, выведенное согласно ст. 12 Конституции РФ за пределы органов государственной власти, по действующему российскому законодательству обеспечивается институтом муниципальной службы. Оба эти вида публичной службы, реализуя властные полномочия и управленческие функции, осуществляются на профессиональной основе кадровым корпусом государственных и муниципальных служащих, имеющих по своей природе немало сходств и различий. Рассмотрим шесть главных особенностей.

Особенность 1.
Поступление на должность

Одним из существенных нововведений в комментируемые законы является подробное регламентирование процесса поступления на службу.

Статья 16. Поступление на муниципальную службу

1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

Статья 21. Право поступления на гражданскую службу

1. На гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Таким образом, в качестве условий поступления гражданина на службу часть 1 ст. 16 Закона о муниципальной службе и часть 1 ст. 21 Закона о гражданской службе определяют следующие:

1) достижение возраста 18 лет;

2) владение государственным языком Российской Федерации, то есть русским языком;

Положение о возрасте служащего является изъятием из общего правила части 1 ст. 63 ТК РФ, которая гласит, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

Гражданская дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными Трудовым кодексом РФ, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также особыми требованиями, предъявляемыми законами.

К тому же федеральные законы закрепляют следующую норму: после достижения 65-летнего возраста гражданин не вправе замещать должности гражданской и муниципальной служб (ч. 2 ст. 13 Закона о муниципальной службе и ч. 2 ст. 21 Закона о гражданской службе). При этом частью 7 ст. 25 Закона о гражданской службе и частью 2 ст. 19 Закона о муниципальной службе сохранены нормы, позволяющие продлевать нахождение на службе после достижения предельного возраста путем заключения срочного договора или контракта.

Мнение Конституционного суда РФ о соблюдении возрастных критериев

Требование о соблюдении возрастных критериев при приеме на гражданскую службу и увольнении с нее по достижении предельного возраста для нахождения на должности гражданской службы неоднократно оспаривалось в Конституционном Суде РФ как не соответствующее Конституции РФ.

Кроме того, статья 12 Закона о гражданской службе и статья 9 Закона о муниципальной службе устанавливают еще одно условие поступления на службу: для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (гражданской службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Особенность 2.
Конкурсный порядок замещения должностей

Исходя из положений рассматриваемых законов, конкурс на замещение вакантной должности гражданской (муниципальной) службы проводится в целях оценки профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской (муниципальной) службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к данной должности.

Так, часть 1 ст. 22 Закона о гражданской службе содержит императивную норму, согласно которой поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. В свою очередь, часть 1 ст. 17 Закона о муниципальной службе содержит диспозитивную норму.

Статья 17. Конкурс на замещение должности муниципальной службы

1. При замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Следует обратить внимание, что применение конкурсных процедур при отборе кадров способствует комплектованию государственных органов Российской Федерации и органов местного самоуправления в Российской Федерации наиболее способными и квалифицированными специалистами.

Особенность 3.
Установление ограничений и запретов, связанных с прохождением службы

Различают две правовые категории, связанные с правовым статусом муниципального (гражданского) служащего: ограничения и запреты. Соблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, обязательно как для граждан, желающих поступить на гражданскую службу, так и для сторон служебного контракта.

Так, в соответствии со ст. 16 Закона о гражданской службе гражданина нельзя принять на гражданскую службу, а гражданского служащего, уже занимающего государственную должность, необходимо освободить от этой должности и уволить с гражданской службы в связи с несоблюдением ограничений, установленных законодательством.

Законодательство о государственной и муниципальной службе предусматривает ряд дополнительных ситуаций, которые несовместимы с замещением соответствующих должностей. Эти обстоятельства называются запретами, связанными с какой-либо одной из видов службы. Назначение запретов заключается в повышении эффективности деятельности всей системы гражданской и муниципальной служб и лиц, на них занятых. В случае возникновения таких ситуаций или совершения служащим действий, перечисленных в ст. 16 и 17 Закона о гражданской службе и ст. 13 и 14 Закона о муниципальной службе, к нему можно применить меры ответственности, вплоть до прекращения служебного контракта (расторжения трудового договора с муниципальным служащим) и увольнения с гражданской (муниципальной) службы.

Е. В. Кузичева, юрист, главный специалист правового управления администрации Энгельсского муниципального района


Хотя работник государственного аппарата относится к категории трудящихся и его взаимоотношения с работодателем в основном регулируют нормы ТК РФ, есть определенные моменты, которые определяют иные законодательные акты. Это касается в том числе оснований, процедуры и сроков увольнения таких сотрудников. В данной статье рассказываем про увольнение с государственной службы государственного служащего.

Основания прекращения трудовых отношений с госслужащим

В отличие от сотрудников коммерческих организаций госслужащие заключают не трудовой договор, а служебный контракт. Полный перечень оснований его расторжения приведен в ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.


Контракт подлежит расторжению в связи с увольнением из-за допущенных при его заключении нарушений. Перечень оснований прекращения служебного контракта по решению руководства схож со списком для инициативы работодателя в ТК РФ (ст. 37 Закона о государственной гражданской службе). Это:

  • несоответствие занимаемой должности по состоянию здоровья или ввиду недостатка квалификации;
  • утрата доверия к служащему в связи непринятием мер по урегулированию конфликта интересов;
  • неоднократное неисполнение обязанностей;
  • однократное грубое нарушение должностных обязанностей;
  • представление подложных документов при заключении контракта;
  • прекращение допуска к гостайне;
  • в случае больничного длительностью свыше 4-х месяцев подряд (если законодательно не установлен иной срок сохранения рабочего места);
  • при сокращении должностей в соответствующем госучреждении или его упразднении.

При этом действуют ограничения для определенных категорий лиц в связи с увольнением по инициативе представителя нанимателя. Так, по этому основанию нельзя уволить:

  • во время отпуска или больничного;
  • запрещено расторгать контракт с беременными, одинокими матерями или единственными опекунами, воспитывающими детей до 14 лет или детей-инвалидов до 18 лет, женщин с детьми до 3-х лет;

Запрет на увольнение установлен только в отношении больничного длительностью до 4-х месяцев (за исключением случаев, когда предусмотрено сохранение должности на более длительный срок).

Расторжение контракта по не зависящим от воли сторон причинам происходит на тех же основаниях, что применяют для коммерческих компаний. Например (ст. 39 Закона о государственной гражданской службе):

  • увольнение в связи с призывом в армию;
  • при ухудшении здоровья, делающего невозможным продолжение работы;
  • осуждение к отбыванию наказания;
  • признание лица полностью недееспособным.

Перечень документов-оснований для расторжения контракта

Несмотря на то, что процедуру прекращения служебного контракта регулирует Закон о государственной гражданской службе, перечень документов, которые инициируют ее начало, тот же, что и в коммерческих компаниях.

Например, если работник бюджетной сферы решил уволиться, он подает заявление на увольнение госслужащего в произвольной форме. Его так же подают за две недели до даты прекращения контракта.


Хотя каждое госучреждение самостоятельно разрабатывает внутренние бланки указанных выше документов, в остальном процедура расторжения трудовых отношений едина для всех.

Так, госслужащий, определяясь с тем, какую дату указывать в заявлении на увольнение, должен учитывать срок предупреждения об уходе. В течение этого периода работник может отозвать заявление, а по его окончании, прекратить работу.

При увольнении за виновные действия всегда проводят служебную проверку, которую оформляют отчетом. В нем:

  • указывают обстоятельства совершения проступка;
  • смягчающие события;
  • определяют степень вины сотрудника.

Обязательно истребование письменных пояснений от провинившегося. На вопрос, считается ли увольнение с работы административным взысканием, в подобном случае можно ответить скорее положительно. Только правильнее назвать его дисциплинарным взысканием.

Порядок оформления увольнения госслужащего

После поступления документов-оснований начинают непосредственную процедуру расторжения служебного контракта. Она включает в себя:

1. Издание приказа об увольнении — на бланке собственной разработки или по форме № Т-8 (ч. 2 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе).

В нём обязательно указывают основание прекращения сотрудничества согласно формулировкам указанного выше закона.

Также обязательно указание на дату расторжения контракта и реквизиты документов-оснований. С приказом работника нужно ознакомить под роспись. А при его отказе — сделать в нем соответствующую отметку.

При увольнении по инициативе служащего в период больничного по его письменному заявлению оно может быть перенесено на период после завершения нетрудоспособности (ч. 8 ст. 36 Закона о государственной гражданской службе).

2. В последний рабочий день сотрудника финансовый отдел госструктуры проводит с ним полный расчет.

Для этого используют данные по учету рабочего времени, внутренних локальных актов и нормативных документов по оплате труда соответствующего ведомства.

Оформляют табель на уволенного сотрудника, образец которого представлен ниже. Составляют записку-расчет, в которой указывают все начисления, удержания и положенные к выплате суммы.


  • денежное содержание за исполнение обязанностей;
  • суммы в рамках предоставленных ему госгарантий, федеральных законов;
  • компенсацию неиспользованных дней отпуска.

В случае увольнения в связи с сокращением/упразднением госучреждения или в связи с длительной болезнью ему положена дополнительная выплата денежного содержания за 4 месяца.

Может быть проведено удержание из зарплаты за отгулянный авансом отпуск, невозвращенных денежных авансов. В других случаях сумма изъятия не должна превышать 20%, а в отдельных — не более 50% (например, по исполнительным листам).

4. В последний день вносят запись в трудовую книжку, если она ведется в бумажном виде или в реестр электронных сведений о трудовой деятельности.

Нужно подать сведения по форме СЗВ-ТД — не позднее дня, следующего за датой издания приказа.

Формулировка об увольнении в трудовой книжке должна повторять аналогичную запись об основании увольнения в приказе.

Также в этот день делают запись в личной карточке служащего по форме № Т-2ГС (МС).

5. В день увольнения работник получает следующие документы:

  • трудовую книжку или форму СТД-Р;
  • справку о зарплате для расчета больничного по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н;
  • выписки из форм по персонифицированному учету — СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, раздела 3 РСВ.

Сведения о доходах и уплаченных налогах, а также иные документы, связанные со службой по контракту выдают только по письменному заявлению увольняемого.

Если при увольнении госслужащего остался непогашенный до конца исполнительный лист, информация по нему должна быть передана приставу-исполнителю. Так, копию документа высылают в ФССП, а оригинал с отметкой об окончании взыскания и общей удержанной суммой передают ушедшему работнику. Также уволенный должен быть исключен из реестра госслужащих.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


Государственная гражданская служба

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Обзор изменений в законодательстве о государственной гражданской службе за 2020 г.

Обзор изменений в законодательстве о государственной гражданской службе за 2020 г.

Расширен перечень документов, в соответствии с которыми осуществляется развитие государственной гражданской службы Российской Федерации, путем дополнения его основными направлениями развития федеральной гражданской службы, определяемыми Президентом Российской Федерации, расширена сфера проведения экспериментов по применению новых подходов к организации государственной гражданской службы Российской Федерации и обеспечению деятельности государственных гражданских служащих: эксперименты могут проводиться не только в государственном органе или его самостоятельном структурном подразделении, но и в территориальном органе государственного органа либо в нескольких государственных органах. При этом в целях обеспечения прав и сохранения гарантий участников эксперимента предусмотрено, что на период проведения эксперимента в государственном органе, но не более чем на один год, могут изменяться условия служебных контрактов гражданских служащих - участников эксперимента, при этом такое изменение не должно приводить к уменьшению размера денежного содержания гражданского служащего - участника эксперимента по сравнению с его денежным содержанием на момент начала эксперимента, а также к понижению этого гражданского служащего в должности по сравнению с должностью, замещаемой им на момент начала эксперимента. Федеральным законом также предусмотрено, что порядок организации и требования к проведению экспериментов, направленных на развитие федеральной государственной гражданской службы, устанавливаются указом Президента Российской Федерации, а экспериментов, направленных на развитие государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, – нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Уточняется, что комиссия по служебным спорам состоит из равного числа назначаемых представителем нанимателя представителей и избираемых на собрании (конференции) гражданских служащих государственного органа представителей гражданских служащих, включая представителей выборного профсоюзного органа.

Установлен порядок проведения собраний и конференций гражданских служащих, на которых они избирают своих представителей в комиссию.

Более подробно определен порядок проведения заседаний комиссии по служебным спорам. Указано, когда такое заседание является правомочным, как в нем участвует лицо, обратившееся за разрешением спора, как принимается итоговое решение. Урегулированы вопросы, связанные с возникновением или возможностью возникновения конфликта интересов. К примеру, если член комиссии имеет прямую или косвенную личную заинтересованность в решении по служебному спору, он обязан до начала заседания или в ходе рассмотрения спора заявить об этом. После чего он уже не участвует в принятии решения по спору.

Уточнены положения, касающиеся поощрений и награждений за гражданскую службу. Так, включены положения о выплате гражданским служащим, гражданам, уволенным с гражданской службы после представления к награждению, членам семей погибших (умерших) гражданских служащих, единовременного поощрения за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих при награждении государственными наградами Российской Федерации или поощрении Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

Уточнен круг лиц, включаемых в состав конкурсной и аттестационной комиссий государственных органов, порядок и сроки их включения. В частности, установлено, что данными лицами могут являться представители научных, образовательных и других организаций – специалисты в областях и видах профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, в сфере кадровых технологий и государственной гражданской службы. Предусмотрено, что включаемые в составы аттестационных и конкурсных комиссий представители будут приглашаться и отбираться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской службы или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации или нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации. Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной и (или) конкурсной комиссии государственного органа установлен не более трех лет.

Определен порядок организации экспериментов по применению новых подходов к организации федеральной государственной гражданской службы и обеспечению деятельности федеральных государственных гражданских служащих, требования к проведению экспериментов в федеральном государственном органе, его самостоятельном структурном подразделении или в территориальном органе федерального государственного органа либо в нескольких федеральных государственных органах.

Определены порядок и сроки представления лицами, претендующими на замещение государственных должностей или должностей федеральной государственной службы уведомления о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте.

Определен единый порядок проведения испытания для гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти.

Единая методика проведения аттестации установлена в целях формирования единых методологических подходов к проведению аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации. Урегулированы вопросы организации проведения аттестации и порядка ее проведения. Приводятся форма примерного правового акта государственного органа о проведении аттестации и форма отзыва об исполнении подлежащим аттестации госслужащим должностных обязанностей за аттестационный период.

Уточнен порядок согласования проектов распоряжений Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) об отпусках лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия).

Из перечня лиц, которым возмещаются расходы, связанные со служебными командировками, по тарифам бизнес-класса, исключены помощники лиц, замещающих государственные должности Республики Саха (Якутия), кроме помощника Главы Республики Саха (Якутия).

Установлено, что с 1 июля 2020 г. расходы по найму жилого помещения при направлении гражданских служащих в служебные командировки на территории иностранных государств возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не превышающим предельные нормы возмещения расходов по найму жилого помещения при краткосрочных служебных командировках на территории иностранных государств, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

Уточнены отдельные положения о согласовании проектов распоряжений Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия) о командировании государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия) – обязательное согласование с Председателем Правительства Республики Саха (Якутия).

Положение о порядке предоставления государственным гражданским служащим Республики Саха (Якутия) социальной выплаты (единовременной субсидии) на приобретение жилого помещения приведено в соответствие с федеральным законодательством.

В связи с кадровыми изменениями внесены изменения в состав комиссии.

Под государственными служащими подразумевается отдельная категория работников, трудящихся в госорганах и получающих денежные средства за счет бюджетных средств.

Особенности труда такой категории работников оговаривается в отдельном федеральном законе, который регламентирует все правоотношения с такими сотрудниками.

Общая характеристика закона

Основной нормативный акт, который регламентирует деятельность госслужащих в Российской Федерации — ФЗ № 79. В этом акте содержатся все основные постулаты государственной службы страны.

Основное целевое предназначение этого нормативного акта заключается в законодательном урегулировании деятельности государственных гражданских служащих. В целом, этот документ можно сопоставить с Трудовым кодексом, так как в нем отражены все нюансы трудовых правоотношений с госслужащими.


Чтобы начать работать в госструктуре, человек должен соответствовать нескольким требованиям:

  1. На момент трудоустройства кандидату должно исполниться 18 лет.
  2. Он должен хорошо владеть русским языком.
  3. У кандидата должны быть навыки, которые свидетельствуют о наличии у него достаточного квалификационного уровня.

Все вышеперечисленные требования оговорены в этом федеральном законе.

Из ФЗ № 79 можно почерпнуть следующую информацию:

  1. Порядок трудоустройства в госорган.
  2. Увольнение со службы.
  3. Статус госслужащего.

Внимание! Положения этого нормативного акта не противоречат нормам трудового законодательства. Частично они дублируют нормы Трудового кодекса, но не идут вразрез с ними.

Начало над проектом закона было еще в 2003 году. Готовый нормативный акт был принят только 7 июля 2004 года, но вступил в силу он только спустя полгода после его первой публикации.

Содержание

Ключевые моменты, которые касаются осуществления государственной гражданской службы, оговариваются в 17 отдельных главах Федерального закона № 79. У каждой главы есть свое название.

Первая часть закона — описание основных моментов службы. Здесь дана краткая информация о существующих должностях, список обязанностей. Отдельно даются пояснения по вопросам деятельности госслужащих:

  1. Условия, на которых граждане принимаются на работу.
  2. Нахождение работника на службе, его режим труда и отдыха.
  3. Проведение аттестаций.
  4. Перечень предоставляемых гарантий.
  5. Максимальный возраст для сотрудника.
  6. Особенности правоотношений между сотрудниками.
  7. Формирование кадрового состава.

Важно! В нормативном акте оговаривается запрет на осуществление служащими предпринимательской деятельности.

Положения о государственной госслужбе


Общие положения государственной гражданской службы содержатся в 7 статьях федерального закона. Именно эти статьи принято считать основной акта, так как именно в них содержится вся основная суть, дающая понимание документа и его особенностей.

В данных статьях содержится следующая информация:

  1. Основная терминология.
  2. Сферы правоотношения, являющиеся предметом, урегулированным законом.
  3. Понятие госслужбы.
  4. Принципы, по которым осуществляется деятельность гражданских госслужащих.
  5. Перечень нормативных актов, на которых базируются отношения в сфере госслужбы.
  6. Взаимосвязь государственных служб.
  7. Перечень аспектов взаимосвязи.

Именно в этих семи статьях содержится фундаментальная база, на которой и строится весь нормативный документ. Благодаря наличию такого вступления, человек понимает акт и особенности, на которых он применяется в системе законодательства.

Правовое положение служащего

В третьей главе нормативного акта содержится основная информация об урегулировании статуса служащего. Именно в этой части документа полностью раскрываются моменты деятельности:

  1. Понятие государственного гражданского служащего.
  2. Полный спектр возложенных на человека обязанностей и данных ему прав.
  3. Существующие ограничения.
  4. Существующие запреты.
  5. Дозволенные рамки поведения.
  6. Особенности урегулирования конфликтов.
  7. Передача сведений о получаемых госслужащим доходах и имеющегося у него имущества.


Изменения в законе

Рассмотрим более подробно.

Последняя редакция ФЗ

В 2017 году закон о государственных служащих претерпел существенные изменения. С этого момента к кандидатам на поступление на службу предъявляются более высокие требования.

У граждан, которые претендуют на получение высокой должности, должно быть полное высшее образование (бакалавриат не учитывается). Новые изменения не распространяются на тех лиц, которые поступили на службу до их вступления в силу. Требования не относятся и к гражданам, которые окончили высшее учебное заведение до августа 1996 года.


Все требования, предъявляемые к квалификации служащего, должны соответствовать с его должностью. Все сотрудники должны отвечать следующим требованиям:

  1. Наличие профессиональной подготовки.
  2. Наличие знаний, которые позволяет ему качественно выполнять все возложенные на него профессиональные обязанности.

Отдельным гражданам отдаются предпочтения ввиду наличия специальной подготовки — такие лица проходят специальную подготовку для службы в определенном госоргане.

В целом, в новую редакцию нормативного акта были внесены следующие изменения:

  1. Корректировка статьи 7 заключается в изменении звучания первого пункта без изменения смысла написанного.
  2. Статья 12 претерпела изменения, и теперь в ней значится, что для поступления на определенную должность, человек должен иметь соответствующее образование, уровень подготовки и достаточный трудовой стаж. Конкретные условия напрямую зависят от занимаемой должности.
  3. В статье 16 появился новый пункт, согласно которому ряд обязательных сведений, оговоренных в статье 20.2 этого нормативного акта, допускается не обозначать.
  4. В статью 17 была внесена корректировка, согласно которой госслужащий, его супруг и несовершеннолетние дети не должны иметь банковского счета за пределами Российской Федерации.
  5. Согласно статье 20 акта, каждый служащий вправе пользоваться интернетом с целью передачи персональных данных, если это необходимо для последующего проведения процедуры идентификации.
    Лица, которые представляют интересы нанимателя, вправе обрабатывать поступившую информацию, если она была размена претендентом на получение должности. Работники вправе проводить проверку того, насколько полно человек предоставил сведения о себе.
  6. Статья 22 акта тоже претерпела изменения в звучании, но это не отразилось на смысловой нагрузке нормы.

Изменения в законе


В декабре 2018 года в федеральный закон были внесены некоторые изменения. В основном они коснулись порядка проведения расчета стажа гражданской службы и упразднения такого понятия, как правоохранительная служба.

Стаж службы представляет собой суммарную продолжительность периодов, в течение которых человек осуществлял государственную службу или иные виды деятельности, принимаемые во внимание при определении права на получение пенсии госслужащего и размера такого обеспечения.

В стаж включаются следующие временные промежутки:

  1. Периоды работы на должностях служащего в госорганах.
  2. Периоды работы в должностях федеральных госслужащих и на прочих должностях.

Для получения надбавки к страховой пенсии человек должен набрать достаточный стаж работы на выборной должности:

  1. При стаже работы в пять лет размер прибавки составит 55% от должностного оклада.
  2. Если стаж работы составит десять лет, то размер прибавки увеличится до 75%.

Вступление в силу Закона о повышении пенсионного возраста

Как иные меры денежного обеспечения, выплачиваемого от государства, пенсия для государственных гражданских служащих с 2019 года претерпела существенные изменения. Основные изменения произошли из-за проведения новой индексации и увеличения возраста выхода на пенсию.


Госслужащий вправе оформить денежное довольствие по достижении определенной выслуги лет, при наличии следующих условий:

  1. Наличие стажа работы в 16,5 лет.
  2. Человек должен иметь отношение к лицам, которые вправе оформить пенсионное обеспечение по достижении оговоренного в законодательстве возраста.
  3. На момент увольнения, человек должен отработать минимум один год на должности федерального госслужащего.

Размер размера пенсионного обеспечения для госслужащих, выходящих на пенсию, будет производиться исходя из количества лет, которые были отработаны на этой должности.

Граждане, которые работают в государственных структурах, относятся к сотрудникам бюджетной сферы. Соответственно, уровень их пенсионного обеспечения не будет большим, так как согласно статистике средний уровень заработной платы у бюджетных работников невысок.

В 2021 году законодательством не предусматривается увеличение выслуги, которая дает право на выход на пенсию, с 20 до 30 лет. Но при этом действие закона не отменяется, поэтому в Российской Федерации продолжится поэтапное увеличение минимального стажа работы в госорганах.

Соответственно, возраст для выхода на пенсию для данной категории работников продолжит поэтапно увеличиваться. Ежегодно возрастная отметка будет увеличиваться по полгода до достижения минимального показателя, оговоренного в законодательстве:

  1. 65 лет для служащих — мужчин.
  2. 60 лет для женщин.

На данный момент служащий, который имеет 20-летнюю выслугу, вправе рассчитывать на прибавку к пенсии в размере половины от своего довольствия. В ближайшее время планируется увеличить эту выслугу до 25 лет.

Читайте также: