Выплата зарплаты госслужащим сроки

Обновлено: 16.05.2024

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 288 "Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 - 2021 годы" прописана необходимость 2021 году обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. Как правило, изменения в начислениях зарплаты бюджетникам (государственным и муниципальным служащим) происходят в период 1 апреля, 1 июня и 1 октября текущего года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам российских ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в 2021 году — в среднем на 6,8%. О нюансах и последних новостях о новых формах начисления зарплат бюджетникам - читайте ниже.

Зарплаты учителей должны отличаться

На пресс-конференции Владимира Путина 17 декабря был поднят вопрос о том, что после повышения МРОТ до уровня прожиточного минимума зарплаты уборщиц в школах приблизились к зарплатам учителей. В связи с этим президент поручил Правительству пересмотреть уровень зарплат российских педагогов.

КАКАЯ БЫЛА СИТУАЦИЯ С ЗАРПЛАТАМИ БЮДЖЕТНИКОВ В 2020 ГОДУ

Сейчас зарплату бюджетников рассчитывают местные власти и муниципалитеты. На деле же эти функции часто возложены на плечи руководителей организаций, что приводит к разрыву в зарплатах не только в разных населенных пунктах, но даже в соседних предприятиях одного города.

Что слышно про сокращение госслужащих и бюджетников?

Вместе с тем, повышение зарплат бюджетников в 2020 году связано с запланированным масштабным сокращением госслужащих федерального, регионального и муниципального уровня. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

"Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь", — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — "автоматически": численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

"То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности", — пояснила Нестеренко.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2021 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Сроки выплаты зарплаты по ТК РФ

Работодатель обязан выплачивать зарплату минимум дважды в месяц, причем не позже 15 дней с конца периода начисления (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Конкретные даты каждая компания устанавливает самостоятельно в коллективном договоре, ПВТР и трудовых договорах персонала (Письмо Минтруда от 24.05.2018 № 14-1/ООГ-4375).

Зарплату нужно выплатить раньше срока в последний рабочий день, если зафиксированная локальным актом дата выпала на выходной или праздник (ч. 8 ст. 136 ТК РФ).

Когда выплачивать зарплату за декабрь 2021

Если срок выплаты зарплаты персоналу за вторую половину декабря приходится на январские праздники, выдайте зарплату в декабре 2021 года.

В этом году новогодние каникулы продлятся с пятницы 31 декабря (Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 № 1648) по 9 января 2022 года.

Получается, если установленная локальными актами дата выдачи зарплаты совпадает с интервалом 31.12.2021-09.01.2022, то выплатить ее нужно в последний рабочий день — 30 декабря 2021 года.

При таком подходе в декабре зарплата будет перечислена трижды:

  • за вторую половину ноября;
  • за первую половину декабря;
  • за вторую половину декабря.

Если ежемесячно зарплата платится 10-15 числа, то ничто не мешает выплатить за декабрь 2021 года по привычному графику — в январе 2022. Выплачивать раньше не надо.

Досрочная безосновательная выплата — нарушение нормы ст. 136 ТК РФ о выдаче заработка не реже чем каждые полмесяца. Если хотите пойти навстречу работникам, жаждущим получить деньги до Нового года, разделите сумму, подлежащую выплате 10-15 января, на две части: первую выплатите в декабре, а другую — в январе.

Также помните, что 15 января 2022 года — суббота, значит выдать доходы персоналу нужно накануне — 14 января.

Сроки перечисления НДФЛ за декабрь 2021

Для тех, кто будет выплачивать декабрьскую зарплату в январе, ничего не меняется. Отправьте налог в бюджет на следующий день после выплаты зарплаты.

Что касается работодателей, которые выплатят декабрьскую зарплату в декабре, то тут сложнее.

Выплаты персоналу признаются доходом для целей НДФЛ в последний день месяца. Получается, что удержать налог из доходов, выплаченных до окончания месяца нельзя (Письмо Минфина от 13.03.2018 № 03-04-06/15182). Выплачивая последнюю в году зарплату в декабре до конца месяца, перечислите ее без удержания налога. А НДФЛ удержите при первой выплате в январе 2022 года, например, в день перечисления январского аванса. Соответственно, и перечислить в ФНС налог нужно на следующий день после удержания налога и выплаты зарплаты.

Однако ежегодно повторяющаяся ситуация с декабрьским подоходным налогом в НК РФ не регламентирована. По сути, выплачивая зарплату в последний или предпоследний рабочий день года, работодатель доходы начислил, в том числе и за последний рабочий день, даже если выплата проходит раньше. Соответственно нарушений в действиях налогового агента не будет, если зарплата будет выдана за вычетом НДФЛ.

Выплачивая зарплату в последний рабочий день 30 декабря 2021 года, перечислите подоходный налог в бюджет в ближайший после нерабочего праздника рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ), то есть 10 января 2022.

Сроки уплаты страховых взносов за декабрь 2021

Страховые взносы на все виды страхования перечисляются не позднее 15 числа месяца после отчетного. Для оправки в бюджет декабрьских взносов у работодателей в 2022 году будет 6 рабочих дней с 10 января.

Так как 15 января 2022 — суббота, то дата перечисления без нарушения сроков отодвигается вперед на ближайший рабочий день — 17 января.

Ответственность за нарушение сроков

Если зарплату, выпадающую по сроку выплаты на 31.12.2021 — 09.01.2022, не выдать до праздников, ГИТ привлечет к административной ответственности:

Правонарушение Кто будет оштрафован Мера ответственности Норма НПА
Невыплата заработной платы в установленный срок или выплата в неполном объеме Должностное лицо Предупреждение или штраф 10-20 тыс. рублей ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ
ИП Штраф 1-5 тыс. рублей
Юрлицо Штраф 30-50 тыс. руб.

Если вы нарушаете не в первый раз, наказание будет суровее (ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ):

  • для должностного лица — штраф 20-30 тыс. рублей или дисквалификация на 1-3 года;
  • для предпринимателя — штраф 20-30 тыс. рублей;
  • для юрлица — штраф 50-100 тыс. рублей.

Отвечаем на основные вопросы

Если в организации установленный срок выплаты зарплаты совпадает с нерабочими днями в январе 2022 года, то выплачивать зарплату нужно 30 декабря 2021.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Сроки выплаты зарплаты

В какой бы сфере ни работало предприятие, каким бы трудом не занимались его штатные или внештатные сотрудники, первый и главный вопрос, которых их волнует – заработная плата и все, что ее касается. Ни условия труда, ни наличие социальных гарантий, ни какие-либо другие факторы не волнуют наемный персонал так сильно, как выплата заработанных денег. И тут первостепенную роль играет финансовая культура на предприятии, его честность и порядочность во взаимоотношениях с работниками, а также законопослушность в отношениях с государством.

То, как и в каком порядке должна выплачиваться заработная плата устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации. 136 его статья как раз и регулирует сроки выплаты зарплаты сотрудникам предприятий и организаций. В частности в ней говориться о том, что зарплата должна выдаваться не реже двух раз в месяц, с желательным интервалом в 15 дней.

Некоторое время назад ряд законотворцев предлагали ввести вариант еженедельной оплаты труда, но, данная поправка пока не получила одобрения Правительства. Но, начнем по порядку.

Вопрос: Как отразить в учете организации начисление и выплату денежной компенсации работникам за нарушение сроков выплаты заработной платы?
Заработная плата за прошедший месяц выплачена работникам с нарушением сроков, установленных коллективным договором для ее выплаты. Сумма компенсации за задержку выплаты заработной платы, исчисленная исходя из минимального размера, установленного Трудовым кодексом РФ, и количества календарных дней задержки выплаты, составляет 12 478 руб.
Причитающаяся работникам компенсация перечислена на счета работников в банке. Операции, связанные с начислением и выплатой заработной платы, в данной консультации не рассматриваются.
Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ

Какими документами можно установить порядок и сроки выплаты заработной платы

Для установления конкретных сроков выплаты зарплаты, работодатели могут ввести в действие несколько видов документов.

    Трудовой договор. Как наиболее распространенный, этот вид регулирующего документа, обязательно включает в себя пункт о порядке и сроке выплат заработной платы. Чаще всего, на предприятиях он является типовым и заключается индивидуально с каждым сотрудником либо до того, как тот приступит к выполнению своих обязанностей, либо не позже трех рабочих дней после фактического вступления работника в должность. Единственный минус трудового договора в плане установки выплаты заработной платы: если вдруг произойдут какие-то изменения, то их придется отражать в дополнительном соглашении с каждым отдельным работником. А это лишняя бюрократия и бумагомарательство.

В какие дни устанавливать выплату заработной платы работникам

Государство защищает и строго охраняет права наемных работников, поэтому все тонкости и нюансы, касаемо заработной платы, четко прописаны в Законе РФ. В частности, несмотря на то, что ни в одном законодательном акте не определены какие-то конкретные числа месяца для выплаты з/п, в законе однозначно сказано, что она должна производиться каждый месяц, причем не реже двух раз. Привязки к календарному месяцу в данном вопросе не существует, при этом промежутки между выплатами не должны превышать двух недель. Как правило, заработная плата состоит из двух частей: аванса и основной выплаты.

Бывает так, что работник предприятия хочет получать зарплату один раз в месяц, но закон не дает права работодателям выплачивать зарплату единовременно. В подобных случаях, по желанию работника, аванс может составлять, например 1/10 от общего размера з/п., сохраняя, таким образом, законный баланс между предпочтениями наемного сотрудника и обязанностями организации.

Кстати говоря! Если выплата заработной платы выпала на выходной, нерабочий или праздничный день, то произвестись она должна накануне этого дня, в противном случае это будет расцениваться как нарушение. В данном вопросе Закон тоже четко стоит на стороне работника.

Ответственность

Задерживать или уклоняться от выплаты зарплаты работодателям крайне невыгодно. Если руководство предприятия периодически или систематически нарушает сроки выплаты зарплат, то оно несет за это административную, а иногда, даже уголовную ответственность.

Штрафы при этом очень высокие – они могут достигать полумиллиона рублей, а в особо злостных случаях подобные нарушения способны привести руководство к лишению свободы сроком до двух лет и запрету занимать высокие посты в течение определенного промежутка времени.

Помимо выплаты заработной платы существует еще ряд обязательных выплат, которые руководство предприятия должно обеспечивать сотрудникам в тех или иных случаях в строго определенные сроки.

  • Отпускные: По Закону работодатель должен выплачивать отпускные не позже трех календарных дней до начала отпуска у сотрудника. Но иногда работники берут срочный отпуск и тогда, для избежания нарушений в этой части законодательства, им следует пойти навстречу начальству и прибегнуть к следующим вариантам:
    1. На первые три дня взять отгулы в счет будущего неиспользованного отпуска;
    2. На первые три дня уйти в неоплачиваемый отпуск, а через три дня, как и полагается по закону – в обычный оплачиваемый;
    3. Оформить отпуск, как того требует законодательство — через три дня, но уйти в отпуск тогда, когда это необходимо, а потом выйти из отпуска за три дня до его формального окончания.
  • Больничные. Как гласит Закон, оплата пособия по беременности, а также больничного листа должна производиться не позже 10 рабочих дней после того, как он дойдет до бухгалтерии организации. Как правило, бухгалтерии стараются не нарушать данное правило и больничные выплачиваются в ближайший день выдачи заработной платы.
  • Премии. Не всегда, но довольно часто в коллективных и трудовых договорах бывают прописаны сроки и порядки выплаты премий. Поскольку для работодателей премии – дело добровольное, то в законе нет четких указаний на ограничение сроков данных выплат. Тем не менее, если в договоре руководство обязуется выплачивать премии, но по каким-то причинам уклоняется от этого, работники вправе обратится в суд за защитой своих прав.
  • Командировочные. Данный вид выплат может производиться двумя путями. Если работник получает суточные, то они должны выплачиваться непосредственно перед командировкой в полном объеме за весь ее период. Если же командировочные рассчитываются исходя из среднего заработка во время командировки, то деньги командировочный получает в первую зарплату после поездки.
  • Увольнение. По закону сотрудник, принявший решение об увольнении и предупредивший начальство об этом заранее, должен получить расчетные средства в последний день исполнения своих трудовых обязанностей. Причём в эту сумму должна быть включена не только оплата за фактически отработанные дни, но компенсация за неиспользованный отпуск. Если на предприятии, с которого увольняется работник, были предусмотрены денежные премии и поощрения, то работодатель вправе выплатить их позднее. Более конкретные сроки в данном случае законом не оговариваются.

Таким образом, сроки выплаты заработной платы и иных выплат работникам, строго и достаточно подробно оговорены в Законе РФ. Нарушение этих сроков влечет за собой самые серьезные последствия, вплоть до административной и уголовной ответственности. Поэтому на предприятиях очень важно соблюдать трудовую дисциплину и букву закона.


Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

Читайте также: