Выдели в предложении все прилагательные дети в художественной школе где работала оля

Обновлено: 18.05.2024

Цели. Обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи; закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных.

Оборудование. Опорные схемы, таблицы; сигнальные карточки (падежные и родовые окончания прилагательных); предметные картинки; сигнальная линейка; таблички с записями слов для инсценировки.

I. Организационный момент

Сколько правил,
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь.
Будь внимательным и только,
Будь старательным и только,
Все запомнишь, все поймешь!

Тема нашего занятия – "Имя прилагательное".

Учитель записывает тему урока на доске.

– Мы повторим и обобщим все, что знаем об этой части речи, а также узнаем о прилагательном что-то новое. Тот, кто безошибочно выполнит задания и активно поработает, в конце урока получит почетное звание "Грамотей" и будет награжден памятным знаком. Буду рада вашим хорошим ответам.
Начинаем!

III. Закрепление пройденного материала

Двое учеников выходят к доске и читают наизусть стихотворение.

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?

Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая",
"Красивая", "любимая".
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы все отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту в речи их вставлять.

У. Так для чего же в нашей речи используются прилагательные?

Дети. Для того чтобы называть признаки предметов, точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь выразительной.

У. Послушайте загадку. В ней используется много признаков предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка?

Д. О сороке.

Учитель показывает картинку с изображением сороки.

У. Какие признаки предмета названы?

Д. Цвет, длина хвоста.

У. Вспомните, что такое имя прилагательное? Дадим ему определение как части речи.

Д. Имя прилагательное – часть речи, отвечающая на вопросы "какой, -ая, -ое, -ие" и обозначающая признаки предмета.

У. С какой частью речи связано имя прилагательное?

Д. С существительным.

У. Да! Прилагательное и существительное очень дружны. Вот как об этой дружбе рассказывается в одной сказке.

К доске выходят четыре ученика и инсценируют сказку.

– Родились прилагательные с покладистым характером, а так как собственного числа, рода и падежа они не имели, решили они подружиться с существительными.

Дети в парах поворачиваются друг к другу лицом и берутся за руки.

– Существительные с удовольствием одолжили свои формы прилагательным.

"Существительные" снимают со своей головы одну диадему – наружную – и надевают ее на голову "Прилагательных" в парах; другая, точно такая же, диадема остается на голове у "Существительных". Дети снова становятся лицом к классу.

– Так и живут до сих пор прилагательные: чтобы согласовываться с существительным, берут у него напрокат формы рода, числа, падежа.

Д (хором). Вместе – служба, вместе – дружба!

У. Ребята, а в чем сходство имен прилагательных и существительных по форме изменения?

Д. Прилагательные, как и существительные, изменяются по числам и падежам.

У. Приведите примеры.

Дети отвечают.

– В чем различие прилагательных и существительных?

Д. Прилагательные изменяются по родам в единственном числе, а существительные имеют постоянный род.
– Существительные делятся на три склонения, а у прилагательных склонение определить нельзя.
– Безударные окончания прилагательных узнают по вопросам, а для определения безударных падежных окончаний существительных используют слова-помощники.

У. Посмотрим, как вы умеете проверять безударные родовые окончания имен прилагательных. Вам надо подобрать прилагательные к предложенным существительным и определить род прилагательных. Повидло по вкусу.

Д. Сладкое повидло.

У. Земляника по цвету.

Д. Алая земляника.

У. Тюль по длине.

Д. Короткий тюль.

У. Ворона по окраске.

Д. Серая ворона.

У. Проверим, какие окончания вы написали.

Используя сигнальные карточки, дети показывают записанные окончания прилагательных.

– К каким прилагательным можно подобрать антонимы?

Д. Сладкое – горькое; короткий – длинный.

У. К какому прилагательному можно подобрать синоним?

Д. Алая – розовая, то есть бледно-красная; пунцовая, то есть ярко-красная, вишневая, малиновая.

У. Разберите самостоятельно по составу прилагательные в словосочетаниях.

Д. Сладкое, алая, короткий, серая.

У. Понаблюдаем, какие суффиксы использовались при образовании имен прилагательных.

Д. Суффикс к.

У. Посмотрите на таблицу. Нет ли на ней суффиксов, которые характерны для прилагательных?

Д. Есть! Это – -еньк-, -оньк-, -ущ и др.

У. Запишите свои прилагательные с этими суффиксами.

Дети выполняют задание в тетрадях.

– Что у вас получилось?

Д. Маленький, бегущий, счастливый, смешной.

IV. Физкультминутка

V. Проверка домашнего задания

У. Проверим ваше домашнее задание. Вы должны были выписать из художественных произведений отрывки на тему "Зима" и указать род, число, падеж прилагательных.

Внимание! Требуется привести пример имени прилагательного:

– в единственном числе и в Винительном падеже;
– во множественном числе и Дательном падеже;
– в единственном числе и Родительном падеже;
– во множественном числе и Предложном падеже.

Приводя свои примеры, дети дают образец рассуждения по памятке "Как определить падеж прилагательного".

Памятка

1. Найти существительное, с которым связано прилагательное.
2. Определить падеж существительного.
3. По падежу существительного узнать падеж прилагательного.

VI. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Запишем стихотворение о лесе.

Учитель диктует стихотворение, подчеркнутые слова комментируются.

Жаль озябшего бедняжку.
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.

У. Какое время года описано в четверостишии?

У. Найдите безударные окончания прилагательных и объясните их написание.

Д. Озябшего – вопрос "какого?" – пишутся окончания -ого или -его; последнюю – вопрос "какую?" – пишутся окончания -ую, -юю.

У. Укажите падеж прилагательных, подчеркните буквы, которые следует проверять при письме. Какие буквы проверяли при письме?

Д. Озябшего – зябнуть; бедняжку – бедный, бедняжечка; ветрам и ветеркам – ветер; рубашку – рубашечка; раздарил – дар.

У. Каким членом предложения являются прилагательные?

Д. Второстепенным.

У. Какие правила вспомнили?

Д. Правописание безударных гласных и парных согласных.

У. Разберите прилагательное "последнюю" как часть речи устно.

Один ученик отвечает с места. Класс работает с сигнальной линейкой. Правильный ответ – сигнал зеленого цвета; неправильный ответ – сигнал красного цвета.

Д. "Последнюю" – имя прилагательное, связано с существительным "рубашку", женского рода, единственного числа, стоит в Винительном падеже.

У. Продолжим упражнения в написании падежных окончаний прилагательных. Я буду читать текст. Записывать его не надо. Ваша задача – записать в тетради через запятую только окончания имен прилагательных.

Учитель диктует.

Пришла вьюжная зима. Земля укрыта мягким пушистым снегом. Голодно птицам в зимнем лесу. Дружные ребята мастерят кормушки. Они повесят их в школьном саду.

В тетради дети записывают: -ая, -им, -ым, -ем, -ые, -ом.

– Обменяйтесь тетрадями. Поставьте друг другу знак "+", если в работе не было ошибок. (Для проверки на доске учитель открывает написанный текст.)

– Послушайте следующее задание: самостоятельно составьте загадку из "разбросанных слов" и запишите ее. Не забудьте – концы строк должны рифмоваться.

У. Что получилось?

Д. Бел, как мел, с неба прилетел.

У. Есть ли имя прилагательное в загадке?

Д. Да! Бел – краткое прилагательное.

У. Как узнали?

Д. По вопросу "Каков?"

У. Что обозначает краткое прилагательное?

Д. Признак предмета.

У. Как образуется краткое прилагательное?

Д. В мужском роде полных прилагательных окончание "уходит погулять": белый – бел, милый – мил. Прилагательное как бы укорачивается.

У. Устно измените краткое прилагательное "мил" по родам.

Д. Мальчик – мил, девочка – мила, дитя – мило.

У. А как вы думаете, изменяется ли краткое прилагательное по числам?

У. По падежам?

У. По падежам краткие прилагательные не изменяются. Существует только форма Именительного падежа: мальчик мил. Одна девочка попробовала изменить краткое прилагательное по падежам. Вот что у нее получилось:

Я учитель всей страны,
Дети все мои умны.
Всем ученикам умнам
Я урок прекрасный дам.

– В какой падеж пыталась поставить краткое прилагательное эта девочка?

Д. В Дательный.

У. Каким членом в предложении бывает краткое прилагательное?

Д. Главным, а именно сказуемым.

У. Запишите предложение, укажите род, число прилагательного.

Д. Этот мальчик мил. – И.п., м.р., ед.ч.

VII. Физкультминутка

VIII. Знакомство с новым материалом

У. Итак, на уроке мы вспомнили о прилагательных, которые отвечают на вопросы "Какой?", "Какая?", "Какое?", "Какие?"
Это полные прилагательные.
На вопросы "Каков?", "Какова?", "Каково?", "Каковы?" отвечают краткие прилагательные. А сейчас мы поговорим еще об одной группе прилагательных, которые реже встречаются в нашей речи.
Образуйте словосочетания с прилагательным. Запишите их.

Берлога, принадлежащая медведю.

Д. Медвежья берлога.

У. Перо, принадлежащее страусу.

Д. Страусово перо.

У. Валенки, принадлежащие деду, дедушке.

Д. Дедовы, дедушкины валенки.

У. На какие вопросы отвечают эти имена прилагательные?

Д. На вопросы "Чей?", "Чьё?", "Чья?", "Чьи?"

У. Эти прилагательные обозначают признак по принадлежности чего-либо человеку или животному.

Учитель открывает третий столбик с вопросами в опорной таблице.

– Теперь вы знаете все вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Посмотрите на нашу таблицу и повторите их.

Дети повторяют вопросы с опорой на таблицу.

IX. Проверка знаний учащихся

У. Осталось последнее задание – тест. Возьмите в руки листочки, подпишите их. Вы ставите цифру, соответствующую номеру задания и записываете ответ.

Вопрос 1. Какие слова не являются именами прилагательными? Запишите их.

Быстрая, первый, одиннадцатое, эти, клейкий.

Вопрос 2. Какой частью речи является подчеркнутое слово в предложении?

Вопрос 3. Если прилагательное относится к подлежащему, оно будет стоять в . падеже.

Вопрос 4. Придумайте два словосочетания с именами прилагательными так, чтобы прилагательные употреблялись в переносном значении.

Вопрос 5. Подберите синоним к слову "зеленая" в тексте.

Текст, записанный на доске за занавеской, открывается.

У. Сдайте листочки. Узнали ли вы, о чем говорилось в тексте?

Д. О смородине.

Д. Смородина бывает разных сортов: красная, черная и белая.

Ответы учеников на вопросы:

1. Первый, одиннадцатое, эти.
2. Существительное.
3. В Именительном падеже.
4. Золотые руки, каменное сердце.
5. Зеленая – незрелая.

X. Итог урока

У. Урок подходит к концу. Выполнили мы задачу урока? Чем заинтересовал вас урок?

Дети отвечают.

– Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Спасибо за работу. Почетное звание "Грамотей" заслужили. Хорошо поработали.

Предлагаем вашему вниманию контрольные работы по русскому языку, 5 класс.

Автор - учитель русского языка и литературы ГОУ Центра образования №1927 г. Москвы Прокофьева Ирина Александровна.

Задания позволяют проверить, как освоена программа I полугодия учебного года.

Вы найдете:
- 2 варианта работ,
- ответы.

Итоговая контрольная работа по русскому языку за I полугодие, 5 класс
1 вариант

I. Отметь слово, в котором количество букв и звуков совпадает:
1) шьёшь; 2) сирень; 3) ель; 4) ясно.

II. Укажи словосочетание, в котором слово холодный употребить нельзя:
1) холодный чай;
2) холодный кипяток;
3) холодный ветер;
4) холодный взгляд.

III. Отметь предложение, где вместо слова надеть нужно употребить одеть.
1) Он надел серое летнее пальто и мягкую шляпу.
2) Чтобы не замерзнуть, надень меховые рукавицы.
3) Поверх рубашки можно надеть вязаный жилет.
4) Мне пришлось долго ждать, пока она надевала ребенка.

IV. Укажи фразеологизм:
1) считать быстро;
2) настоящий друг;
3) сесть в калошу;
4) сильно кашлять.

V. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) бе…болезненный, бе…звездный, ни…ходить;
2) …десь, …дать, не…дешний;
3) …дание, ра…писание, …бить;
4) ра…битый, бе…вкусный, бе…граничный.

VI. В каком слове допущена орфографическая ошибка?
1) притяжение; 2) приоткрыть; 3) прикратить; 4) приписать.

VII. В каком наречии на конце не пишется Ь?
1) проч…
2) невтерпеж…
3) наотмаш…
4) настеж…

VIII. Укажи наречие с буквой О на конце:
1) изжелт…; 2) направ…; 3) справ…; 4) изредк…

IX. Укажи вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)услышишь;
2) море (не)истовствует;
3) меня (не)касается;
4) (не)почувствовал.

X. Укажи слово, в корне которого пишется буква Е:
1) соб…рать;
2) расст…лать;
3) зам…реть;
4) бл…стательный.

XI. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква А.
1) д…лина, д…лекий;
2) просл…влять, ор…шать;
3) насл…ждение, под…рить;
4) уд…ляться, нав…днение.

XII. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква Ь.
1) она учит…ся, учит…ся в школе;
2) надо встретит…ся, будем занимат…ся спортом;
3) каша варит…ся, знания пригодят…ся;
4) печь топит…ся, долго собирает…ся.

XIII. Найди ошибку в определении разряда местоимения:
1) нечто - отрицательное;
2) кто-нибудь - неопределённое;
3) этого - указательное;
4) мой - притяжательное.

XIV. На месте каких цифр должна стоять запятая в предложении?
Что(1) ты(2) рано(3) осень(4) в гости(5) к нам(6) пришла?

XV. В предложении "Осенний ветер срывал с деревьев разноцветные листья и медленно кружил их в воздухе" грамматическая основа:
1) срывал листья
2) кружил в воздухе
3) ветер срывал
4) ветер срывал и кружил
I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV.
Часть В
При выполнении заданий В1-В7 запиши свой ответ словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

1) Блеснул первый луч солнца, и лес начинает просыпаться. 2) Засверкали, как драгоценные капли, крохотные росинки. 3) Венчики цветов потянулись к теплу, обласканные и зачарованные им. 4) Над ними жужжит шмель, приглашает собраться к угощенью. 5) И только гигантские мохнатые ели стоят отрешенно. 6) В таинственном полумраке увидишь родник, который робко просочился между узловатыми корнями, хлопочущих муравьев, змею, которая сторожит добычу.
7) Дальше за елями расстилается темное болото, дышащее тяжелыми испарениями. 8) Хрустнул под ногами сучок, и ты быстрее возвращаешься на залитую солнцем поляну. 9) Здесь все звенит и заливается, прославляя тепло.

В1. Запиши номер сложного предложения из первого абзаца.
Ответ____________________________________

В2. Найди предложение с однородными членами в первом абзаце.
Ответ____________________________________

В3. Подбери синоним к слову крохотные из предложения №2.
Ответ____________________________________

В4. Найди слово без окончания в предложении №5.
Ответ____________________________________

В5. Какой частью речи является слово которая в предложении №6.
Ответ____________________________________

В6. Укажи спряжение глагола жужжит.
Ответ____________________________________

В7. Определи морфемный состав слова блеснул.
Ответ____________________________________

Часть С
1. Какой тип речи представлен в тексте?
Ответ____________________________________

2. Как можно озаглавить текст?
Ответ____________________________________

3. Какой художественный прием использован в предложении №1?
Ответ____________________________________

4. Из предложения №3 выпиши словосочетание глагол + существительное.
Ответ____________________________________

Ответы для 1 варианта

Часть А
I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV.
3 2 4 3 4 3 2 2 2 3 3 2 1 3, 4 4

Часть В
В1 1
В2 4
В3 маленькие, малюсенькие
В4 отрешенно
В5 относительное местоимение
В6 II спряжение (ударное личное окончание)
В7 блес-ну-л Дать значками разбор: корень, суффикс (входит в основу), суффикс (не входит в основу), нулевое окончание.

Часть С
С1 описание
С2 Лес. Утро в лесу
С3 олицетворение
С4 потянулись к теплу

Итоговая контрольная работа по русскому языку за I полугодие, 5 класс
2 вариант

Часть А
I. Выбери слово, в котором количество букв и звуков совпадает:
1) язык; 2) рожь; 3) муравей; 4) юла.

II. Укажи словосочетание, в котором слово крепкий употребить нельзя:
1) крепкая дружба;
2) крепкие руки;
3) крепкий ливень;
4) крепкая ткань.

III. В каком предложении вместо слова одеть нужно употребить надеть?
1) Мотоциклист одел шлем и нажал на педаль.
2) Хозяин платил батракам мало, зато хорошо кормил и одевал.
3) Наша текстильная фабрика одевала всю область.
4) Всех танцовщиц одели в одинаковые национальные костюмы.

IV. Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
1) глаза разгорелись;
2) глаза на лоб лезут;
3) куда глаза глядят;
4) карие глаза.

V. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бе…вкусица, ни…падать, чере…чур;
2) …делать, бе…полезный, в…порхнуть;
3) пере…дать, …десь, не…гораемый;
4) ра…говор, бе…шумный, бе…жалостный.

VI. В каком слове допущена орфографическая ошибка?
1) присесть; 2) приозерный; 3) пречудливый; 4) прикоснуться.

VII. В каком наречии не пишется на конце Ь?
1) навзнич…
2) проч…
3) сплош…
4) замуж…

VIII. Укажи наречие с буквой А на конце:
1) накрепк…; 2) издавн…; 3) засветл…; 4) насух…

IX. Укажи вариант ответа, в котором НЕ с глаголом пишется слитно:
1) (не)узнал;
2) (не)выполнишь;
3) (не)прикасается;
4) (не)сдобровать.

X. Укажи слово, в корне которого пишется буква И:
1) зам. рать;
2) расст. лить;
3) прот…реть;
4) зам. реть.

XI. Выбери ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква О.
1) изл…гать, предл…жение;
2) изл…жение, р…стение;
3) предпол…жение, р…сток;
4) отр…сль, р…стущий.

XII. Укажи ряд, в котором во всех словах на месте пропусков пишется буква Ь:
1) быстро двигает…ся, скоро поправит…ся;
2) нужно учит…ся, не нужно боят…ся;
3) дети радуют…ся, не будем купат…ся;
4) мне не спит…ся, кабинет проветривает…ся.

XIII. Найди ошибку в определении разряда местоимения.
1) тот - указательное;
2) сколько? - вопросительное;
3) который - определительное;
4) ничего - отрицательное.

XIV. На месте каких цифр должна стоять запятая в предложении?
Что(1) ты(2) клонишь(3) над водами(4) ива(5) макушку(6) свою?

XVI. Грамматическая основа из предложения "Осенним вечером мы бродили по дорожкам парка и любовались разноцветными листьями":
1) мы бродили;
2) бродили по дорожкам;
3) мы бродили и любовались;
4) любовались листьями.

I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV.

Часть В
При выполнении заданий В1-В7 запиши свой ответ словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

1) Блеснул первый луч солнца, и лес начинает просыпаться. 2) Засверкали, как драгоценные капли, крохотные росинки. 3) Венчики цветов потянулись к теплу, обласканные и зачарованные им. 4) Над ними жужжит шмель, приглашает собраться к угощенью. 5) И только гигантские мохнатые ели стоят отрешенно. 6) В таинственном полумраке увидишь родник, который робко просочился между узловатыми корнями, хлопочущих муравьев, змею, которая сторожит добычу.
7) Дальше за елями расстилается темное болото, дышащее тяжелыми испарениями. 8) Хрустнул под ногами сучок, и ты быстрее возвращаешься на залитую солнцем поляну. 9) Здесь все звенит и заливается, прославляя тепло.

1. Запиши номер сложного предложения из второго абзаца.
Ответ____________________________________

2. Найди предложение с однородными членами во втором абзаце.
Ответ____________________________________

3. Подбери синоним к слову гигантские из предложения №5.
Ответ____________________________________

4. Найди слово без окончания в предложении №6.
Ответ____________________________________

5. Какой частью речи является слово (над) ними в предложении №4.
Ответ____________________________________

6. Какого спряжения глагол стоят?
Ответ____________________________________

7. Определи морфемный состав слова хрустнул.
Ответ____________________________________

Часть С
1. Какой тип речи представлен в тексте?
Ответ____________________________________

2. Как можно озаглавить текст?
Ответ____________________________________

3. Какой художественный прием использован в предложении №2?
Ответ____________________________________

4. Из предложения №9 выпиши словосочетание глагол + наречие.
Ответ____________________________________

Ответы для 2 варианта

Часть А
I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. XI. XII. XIII. XIV. XV.
3 3 1 4 2 3 4 2 4 1 3 2 3 4, 5 3

Часть В
В1 8
В2 9
В3 большие, огромные, исполинские
В4 робко
В5 личное местоимение
В6 II спряжение (ударное личное окончание)
В7 хруст-ну-л Дать значками разбор: корень, суффикс (входит в основу), суффикс (не входит в основу), нулевое окончание.

Часть С
С1 описание
С2 Лес. Утро в лесу
С3 сравнение
С4 звенит здесь

  • Функциональная грамотность
  • Педагогическая диагностика и мониторинг
    • Готовность к обучению
    • Мониторинг УУД
    • АИС Школьный старт, УУД
    • 1 класс
    • 2 класс
    • 3 класс
    • 4 класс
    • 5 класс
    • 6 класс
    • 7 класс
    • 8 класс
    • 9 класс
    • 10 класс
    • 11 класс
    • 1-4 класс
    • 5-11 класс
    • Детский сад
    • Начальная школа
    • Средняя школа
    • Проектная деятельность
    • Исследовать – интересно!
    • 1-4 класс
    • 5-9 класс
    • Обучение грамоте
    • Русский язык
    • Математика
    • Литературное чтение
    • Окружающий мир
    • Технология
    • Музыка
    • Изобразительное искусство
    • Английский язык
    • Финансовая грамотность
    • Дошкольникам
    • Развивающие игры
    • Прочее
    • Контрольные работы
    • Планирование
    • Конспекты уроков
    • Внеурочная работа

    При копировании материалов, размещенных на сайте, ссылка на сайт с указанием автора обязательна.

    Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.
    Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.
    Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога.

    (1)Когда Ассоль исполнилось восемь лет, отец выучил её читать и писать.

    (2)Он стал изредка брать её с собой в город, а затем посылать даже одну.

    (З)Однажды в середине такого путешествия к городу девочка присела у дороги съесть кусок пирога. (4)Перекусывая, она разбирала игрушки; из них две-три оказались новинкой для неё: Лонгрен сделал их ночью. (5)Одной из них была миниатюрная гоночная яхта. (б)Белое судёнышко подняло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка. (7)Ассоль пришла в восхищение. (8)Пламенный весёлый цвет так ярко горел в её руке, как будто она держала огонь. (9)Дорогу пересекал ручей, который уходил в лес.

    (10)«Если я спущу её на воду поплавать немного, — размышляла Ассоль, — она ведь не промокнет. (11)Девочка осторожно спустила на воду пленившее её судно и побежала за уплывающей игрушкой, надеясь, что её где-нибудь прибьёт к берегу. (12)Она старалась не терять из виду красивый, плавно убегающий треугольник парусов, спотыкалась, падала и снова бежала.

    (13)В такой безуспешной и тревожной погоне прошло около часа, когда с удивлением, но и с облегчением Ассоль увидела, что деревья впереди свободно раздвинулись, пропустив синий разлив моря, облака и край жёлтого песчаного обрыва, на который она выбежала, почти падая от усталости. (14)С невысокого, изрытого корнями обрыва Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и рассматривает её с любопытством слона, поймавшего бабочку.

    (15)Это был Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.

    — (16)Теперь отдай мне, — несмело сказала девочка. — (17)Ты как поймал её?

    (18)Эгль поднял голову и с минуту разглядывал девочку, улыбаясь. (19)Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.

    — (20)Клянусь Гриммами, Эзопом и Андерсеном, — сказал Эгль, посматривая то на девочку, то на яхту. — (21)Это что-то особенное. (22)Это твоя штука?

    — (23)Да, я за ней бежала по ручью. (24)Она была тут?

    — (25)У самых моих ног. (26)Как зовут тебя, крошка?

    — (27)Ассоль, — сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

    — (28)Хорошо, — продолжал старик. — (29)Я занимался, сидя на этом камне, сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул эту яхту, а затем появилась ты. (30)Я, милая, поэт в душе — хоть никогда не сочинял сам. (31)Что у тебя в корзинке?

    — (32)Лодочки, — сказала Ассоль, встряхивая корзинкой.

    — (ЗЗ)Отлично. (34)Тебя послали продать. (35)По дороге ты занялась игрой: пустила яхту поплавать, а она сбежала — ведь так?

    — (36)Ты разве видел? — с сомнением спросила Ассоль. — (37)Тебе кто-то сказал или ты угадал?

    — (38)Я это знал. (39)Потому что я — самый главный волшебник. (40)Тебе нечего бояться меня, — серьёзно сказал он. — (41)Напротив, мне хочется поговорить с тобой по душам.

    (42)Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением: невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы.

    — (43)Ах, почему я не родился писателем? — продолжал Эгль. (44)Ну-ка, слушай меня внимательно. (45)Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идёшь, в Каперне. (46)Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь, никем не слышанное. (47)Но у вас не рассказывают сказок. (48)У вас не поют песен. (49)А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом.

    (50)Не знаю, сколько пройдёт лет, только в Каперне расцветёт одна сказка памятная надолго. (51)Ты будешь большой, Ассоль. (52)Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнёт алый парус. (53)Сияющая громада парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. (54)Тихо будет плыть этот чудесный корабль; на берегу много соберётся народу, удивляясь и ахая: и ты будешь стоять там. (55)Корабль подойдёт величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. (56)Тогда ты увидишь храброго красивого принца. «(57)3дравствуй, Ассоль! — скажет он. — (58)Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти навсегда в своё царство.

    (60) Он посадит тебя в лодку, привезёт на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где восходит солнце и где звёзды спустятся с неба чтобы поздравить тебя с приездом.

    — (61)Это всё мне? — тихо спросила девочка. (62)Её серьёзные глаза просияли доверием. — (бЗ)Может быть, он уже пришёл. тот корабль?

    — (64)Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал ты вырастешь — и это сбудется. (65)Что бы ты тогда сделала?

    — (66)Я? (67)Я бы его любила, — поспешно сказала она и не совсем т " прибавила: — Если он не дерётся.

    — (68)Нет, не будет драться, — сказал волшебник, таинственно подмигнув — не будет, я ручаюсь за это. (69)Иди, девочка, и не забудь того, что сказал я. (70)Иди. (71)Да будет мир пушистой твоей голове!

    Грамматика – это раздел науки о языке, включающий в себя морфологию и синтаксис. Известный лингвист Н.Ф. Бунаков утверждает, что знание грамматических норм помогает людям передавать оттенки своих чувств и переживаний. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

    Таким образом, именно грамматика позволяет нам передавать свои чувства и эмоции и помогает людям понимать друг друга.

    Смысл приведённого фрагмента текста я понимаю так: Ассоль – тонкая, ранимая натура с необычным взглядом на жизнь и богатым внутренним миром. Она произвела сильное впечатление на волшебника Эгля своей верой в светлое будущее и ожиданием настоящего чуда. Приведём примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

    9.3 Как Вы понимаете значение слова НАДЕЖДА?

    Что даёт человеку надежда? Можно смело утверждать, что она окрыляет нас и в трудную минуту дарует силы для движения вперёд. Даже в самые тяжёлые моменты нельзя утрачивать последнюю надежду: чёрная полоса обязательно уступит место белой. Обратимся к тексту, чтобы подтвердить эти мысли.

    Таким образом, можно сделать вывод, что без надежды человеку трудно выжить, и именно она иногда спасает нас и помогает изменить жизнь в лучшую сторону, обрести счастье.

    По инто­на­ции раз­ли­ча­ем вос­кли­ца­тель­ные и невос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния. По цели выска­зы­ва­ния ука­жем пред­ло­же­ния повест­во­ва­тель­ные, вопро­си­тель­ные и побу­ди­тель­ные пред­ло­же­ния.

    Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

    Что такое интонация предложения?

    Интонация явля­ет­ся одной из важ­ных харак­те­ри­стик пред­ло­же­ния. Начнем с опре­де­ле­ния, что назы­ва­ет­ся инто­на­ци­ей.

    Рассмотрим более подроб­но, с какой инто­на­ци­ей про­из­но­сят­ся пред­ло­же­ния и какую име­ют эмо­ци­о­наль­ную окрас­ку.

    Таблица

    ПО ИНТОНАЦИИ
    Восклицательное Невосклицательное
    Мне пода­ри­ли котен­ка! Мне пода­ри­ли котен­ка.
    ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
    Повествовательное Вопросительное Побудительное
    На ули­це пре­крас­ная пого­да. Почему вы сиди­те дома? Идите гулять.

    Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

    Виды предложений по интонации

    По инто­на­ции и силе выра­жен­но­го чув­ства, по эмо­ци­о­наль­ной окрас­ке раз­ли­ча­ют два вида пред­ло­же­ний:

    Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

    Невосклицательные предложения

    Каждое пред­ло­же­ние име­ет инто­на­цию кон­ца пред­ло­же­ния. Если выска­зы­ва­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но, без осо­бой эмо­ци­о­наль­ной нагруз­ки в его кон­це, это невос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние.

    Предложение, в кото­ром не выра­же­но чув­ство, назы­ва­ет­ся невос­кли­ца­тель­ным.

    Примеры невосклицательных предложений

    Поздно ночью пошёл силь­ный дождь. Он весе­ло сту­чал в окна, лихо шумел в густой лист­ве дере­вьев, дело­ви­то жур­чал в водо­сточ­ных тру­бах (Л. Лагин).

    Летом сра­зу бро­са­ют­ся в гла­за обиль­ные кисти с глян­це­вы­ми чер­ны­ми яго­да­ми (В. Солоухин).

    Большая пло­щадь ста­ро­го горо­да над Днепром зарос­ла тра­вой. Здесь было тихо и чин­но. Над собо­ром ека­те­рин­ских вре­мен вились ласточ­ки (А. Толстой).

    Восклицательные предложения

    Простые пред­ло­же­ния могут допол­ни­тель­но выра­жать эмо­ции и чув­ства гово­ря­ще­го. Тогда про­из­но­сят­ся они с осо­бой инто­на­ци­ей вос­кли­ца­ния.

    В деревне куда при­воль­ней, чем в горо­де. Можно и в лес за яго­да­ми схо­дить, да и на речу — иску­пать­ся и поры­ба­чить. А к обе­ду уха, да ещё какая! (Г. Скребицкий).

    Последнее пред­ло­же­ние в этом сооб­ще­нии явля­ет­ся по инто­на­ции явля­ет­ся вос­кли­ца­тель­ным, так как выра­жа­ет чув­ство вос­хи­ще­ния.

    В вос­кли­ца­тель­ных пред­ло­же­ни­ях исполь­зу­ют­ся место­име­ния и наре­чия в роли уси­ли­тель­ных частиц:

    Голубушка, как хоро­ша! Чем любо­вать­ся тут?
    Ох, при­зна­юсь — хоть это мне и больно- не прав и я ! (И. А. Крылов)

    Предложения по цели высказывания

    По цели выска­зы­ва­ния — сооб­ще­ние, вопрос, побуж­де­ние — про­стые пред­ло­же­ния делят­ся на три вида:

    • повест­во­ва­тель­ные
    • вопро­си­тель­ные
    • побу­ди­тель­ные

    Восклицательным может быть каж­дое из этих про­стых пред­ло­же­ний.

    Виды предложений по интонации и цели высказывания (3 класс) таблица, примеры

    Повествовательное предложение

    В уст­ной речи пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся спо­кой­но и ров­но, толь­ко голос повы­ша­ет­ся на одном из чле­нов пред­ло­же­ния и пони­жа­ет­ся к его кон­цу. Это повест­во­ва­тель­ная инто­на­ция, а такой вид пред­ло­же­ния назы­ва­ет­ся повест­во­ва­тель­ным. В нём сооб­ща­ет­ся, кон­ста­ти­ру­ет­ся о каком-либо собы­тии или фак­те, напри­мер:

    Второй день льёт дождь как из вед­ра.

    В кон­це повест­во­ва­тель­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся завер­ша­ю­щий пунк­ту­а­ци­он­ный знак — точ­ка.

    Примеры повествовательных предложений в художественной литературе

    Белая бере­за под моим окном при­на­кры­лась сне­гом точ­но сереб­ром (С.Есенин).

    Бесконечная доро­га убе­га­ет лен­той вдаль (С. Есенин).

    В одном боло­те, под дикой ивой, выве­лись утя­та (М. Пришвин).

    Одуванчики цве­тут с вес­ны до осе­ни (В. Солоухин).

    Солнце уже спус­ка­лось за лес. Оно бро­са­ло несколь­ко чуть теп­лых лучей, кото­рые про­ре­зы­ва­лись огнен­ной поло­сой через весь лес (И. Гончаров).

    Вопросительные предложения

    По цели выска­зы­ва­ния раз­ли­ча­ют вопро­си­тель­ные пред­ло­же­ния, кото­рые выра­жа­ют вопрос. В уст­ной речи голос инто­на­ци­он­но повы­ша­ет­ся на том сло­ве, кото­рый явля­ет­ся глав­ным в вопро­се, напри­мер:

    Сегодня ты покор­мил соба­ку?

    Сегодня ты покор­мил соба­ку?

    Сегодня ты покор­мил соба­ку?

    Такое выде­ле­ние голо­сом важ­но­го по смыс­лу сло­ва в пред­ло­же­нии назы­ва­ет­ся смыс­ло­вым, или логи­че­ским уда­ре­ни­ем.

    В кон­це вопро­си­тель­но­го пред­ло­же­ния необ­хо­ди­мо поста­вить вопро­си­тель­ный знак.

    Примеры вопросительных предложений в художественной литературе

    Знаете ли вы, какое насла­жде­ние выехать вес­ной до зари? (И.Тургенев).

    Жалко ста­ло ребя­там, что лисе­нок убе­жал. Куда он такой малень­кий денет­ся? Пропадет в лесу. Пришел дедуш­ка, посмот­рел нору, голо­вой пока­чал и гово­рит:
    — Нет, ребя­та. Это не лисе­нок ход про­ко­пал. Это мать-лиса за ним при­хо­ди­ла (В.Бианки).

    Крошка-сын к отцу при­шёл и спро­си­ла кро­ха:
    — Что такое хоро­шо и что такое пло­хо? (В. Маяковский).

    О чём эта пес­ня вагон­ных колес,
    И птиц щебе­та­нье,
    И шелест берёз?
    О родине, толь­ко о родине (Расул Гамзатов).

    Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
    Из чего толь­ко сде­ла­ны маль­чи­ки?
    Из ули­ток, раку­шек,
    И зеле­ных лягу­шек (С. Маршак).

    Побудительное предложение

    Если пред­ло­же­ние выра­жа­ет побуж­де­ние, прось­бу, при­каз, силь­ное чув­ство, то инто­на­ция ста­но­вит­ся побу­ди­тель­ной. Тогда пред­ло­же­ние про­из­но­сит­ся с повы­ше­ни­ем голо­са, напря­жён­но. Для побу­ди­тель­но­го пред­ло­же­ния харак­те­рен более высо­кий тон, чем при повест­во­ва­тель­ном, но более низ­кий, чем при вопро­се.

    Примеры предложений

    Мартышка ста­ла пря­мо. Попугай ско­ман­до­вал:
    — Упражненье нача­лось!
    Ноги вме­сте! Руки врозь!
    Раз, два, три, четы­ре!
    Ноги выше! Руки шире! (Григорий Остер)

    А дождь идёт все силь­нее и сильнее…Ползет к гри­бу мок­рая Бабочка:
    — Муравей, Муравей, пусти меня под гри­бок! Промокла я — лететь не могу! (В. Сутеев).

    Не мешай­те мне тру­дить­ся!
    Я води­цы при­та­щу
    И коло­дез­ной води­цей
    Всех, конеч­но, уго­щу (Е. Благинина).

    Читайте также: