Основные конституционные права и обязанности граждан в россии практическая работа

Обновлено: 25.06.2024

Цели: подвести учащихся к пониманию ценности прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности государством.

ВложениеРазмер
dokument_microsoft_office_word.docx 38.62 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 112.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации (слайд 1)

Цели: подвести учащихся к пониманию ценности прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности государством.

  1. Обучающие: рассмотреть с учащимися основные права и обязанности граждан России зафиксированные в Конституции РФ; выявить важнейшие характеристики прав человека и гражданина; показать возможности защиты прав человека и гражданина.
  2. Развивающие: развивать у учащихся навыки работы с нормативными текстами, законами и практического применения их в жизни; продолжать формировать основы правовой культуры; развивать навыки групповой работы.
  3. Воспитательные : продолжить содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма, уважительного отношения к Конституции и способности брать на себя ответственность.

Основные понятия урока : права человека, конституционные свободы, конституционная обязанность, правовой статус человека, альтернативная гражданская служба.

Тип урока : комбинированный

  • Права и свободы человека и гражданина.
  • Принципы конституционного статуса человека и гражданина.
  • Виды конституционных прав и свобод
  • Конституционные обязанности гражданина РФ.
  • Конституционные гарантии прав и свобод.
  • Работа с кейсами в группах.
  • Защита результатов работы с кейсами.

Форма организации обучения: смешанная

Основные виды деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная

Домашнее задание:( по выбору)

( М. Бакунин - идеолог анархизма)

  1. Какова актуальность заявленной темы?
  2. Актуален ли этот вопрос для выпускников учреждений среднего профессионального образования?
  3. Почему?

В течение всего занятия мы с вами будем повторять ранее изученный материал, а также рассмотрим основные обязанности граждан России, зафиксированные в Конституции РФ. ( слайд 3)

3.Проверка выполнения домашнего задания. Учащимся в ходе урока предлагаются следующие вопросы изадания:

Права человека- возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни.

  • Свобода- закрепленная в Конституции или ином законном акте возможность определенного поведения .
  • Конституция - основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, основные права и обязанности граждан.
  • Правовой статус человека- совокупность прав и обязанностей.
  • Гуманизм- человечный
  • Справедливость – у древних добродетель. В современной этике связано с понятием о должном, с представлением о неотъемлемых правах человека .
  • Конституционные гарантии прав и свобод- установленные Конституцией процессуальные права, служащие средством защиты основных материальных прав и свобод человека.

Б)(слайд 5) А теперь давайте проанализируем суждения о правах человека.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина.

Основные идеи о правах человека появились в эпоху Античности.

Основные документы по защите прав человека возникли в ХХ веке.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

К международным документам, защищающим права человека относится Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года.

В) Работа с обучающим текстом. ( Приложение 1) Прочитайте текст и сформулируйте принципы правового положения личности в Российской Федерации. Запишите в тетради. (слайд 6 для проверки )

Учитель: Основные права, зафиксированные в Конституции РФ можно классифицировать.

  1. По какому критерию выделяют группы прав человека?

( По основной сфере проявления в общественных отношениях)

( личные- присущи всем людям в силу их человеческой природы; политические- обеспечивают участие граждан в осуществлении политической власти; социально-экономические- обеспечивают гражданину возможность достичь желаемых условий своего существования; культурные- обеспечивают доступ граждан к духовным ценностям, свободу культурного творчества)

Г) Выполнение заданий (слайд 7) , ( слайд 8)

4. Изучение нового материала

Учитель: Во взаимосвязи с правами человека находятся и их обязанности. О основных конституционных обязанностях вы узнаете сейчас, прослушав видео-лекцию. По окончании лекции

Для составления схемы используйте Конституцию РФ и учебник.

Прочитайте текст Конституции статьи 2, 15(часть4), 17 (часть1-3), 18,19( часть1-3) и сформулируйте принципы правового положения личности в Российской Федерации.

Карточка 3. Гражданские права и свободы ( статьи 20-23, 6, 25-29).

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2. Свой выбор аргументировать

Карточка 4. Политические права и свободы ( статьи 30-33)

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2. Свой выбор аргументировать

Карточка 5 Экономические права и свободы ( статьи 34-35, 37, 40-41,43-44)

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2. Свой выбор аргументировать

Карточка 6. Социальные права и свободы ( статьи37-39)

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2. Свой выбор аргументировать

Карточка 7.Экологические права( статья 42)

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2. Свой выбор аргументировать

КЕЙС ДЛЯ ГРУППЫ 1

Анна работает продавцом-консультантом в салоне сотовой связи. В связи с выполнением своих служебных обязанностей она имела возможность предоставлять клиентам данные об их входящих и исходящих соединениях. Знакомый Анны, Иван, попросил её передать ему данные о входящих и исходящих соединениях его девушки. Анна выполнила просьбу Ивана. Сама она данные не просматривала, просто скопировала полученную информацию на накопитель и передала Ивану.

  1. Выявите основную проблему: какое право нарушено в данном случае?
  2. Чьи права нарушены в данном случае? Кто является нарушителем?
  3. Проанализируйте предоставленный нормативный материал.
  4. Предложите вариант решения данной ситуации.
  5. Подготовьте презентацию (3,4 слайда), защитите свою точку зрения (один представитель от группы).

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

Статья 152.2. Охрана частной жизни гражданина

1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.

Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.

2. Стороны обязательства не вправе разглашать ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина, являющегося стороной или третьим лицом в данном обязательстве, если соглашением не предусмотрена возможность такого разглашения информации о сторонах.

3. Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина.

4. В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

5. Право требовать защиты частной жизни гражданина способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 150 настоящего Кодекса и настоящей статьей, в случае его смерти имеют дети, родители и переживший супруг такого гражданина.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 6 марта 1997 г.

Перечень сведений конфиденциального характера, который включает:

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

3. Незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия, -

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Читайте также: