Временное отстранение сотрудника овд от выполнения служебных обязанностей обязательно в случае

Обновлено: 21.05.2024

Трудовое законодательство о работе по совместительству: статьей 282 ТК РФ установлено, что совместительство - это выполнение сотрудником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Более подробно труд совместителей регламентирован гл. 44 ТК РФ. Основными признаками совместительства является то, что:
- работник имеет основное место работы (то есть уже состоит в трудовых правоотношениях с тем же или иным работодателем);
- работа выполняется в свободное от основной работы время;
- работа выполняется на условиях отдельного трудового договора.
Трудовое законодательство исходит из того, что работа по совместительству не может быть единственной для работника, то есть обязательно должно быть основное место работы. Вместе с тем законодательством РФ не предусмотрена ответственность работодателя за оформление работника по совместительству при отсутствии у последнего основного места работы.
В ст. 60.1 ТК РФ определено два вида совместительства:
- внутреннее (работа в той же организации в свободное от работы время);
- внешнее (работа по трудовому договору, заключенному с другим работодателем).
Трудовой кодекс содержит запрет для некоторых категорий сотрудников на работу по совместительству, к коим до принятия Закона "О службе в органах внутренних дел" относились и сотрудники полиции.
Раньше ТК РФ устанавливал продолжительность работы по совместительству не более 16 часов в неделю. В настоящее время длительность рабочего времени совместителя увеличилась до 20 часов в неделю (не более 4-х часов в день) (ст. 284 ТК РФ). Законодатель допускает, что в дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день или смену. Если по основному месту работы сотрудник приостановил работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней (ч. 2 ст. 142 ТК РФ) или отстранен от работы на определенный срок (ч. 2, 4 ст. 73 ТК РФ), необходимо контролировать количество часов, которое он отрабатывает. В любом случае продолжительность работы по совместительству ограничена половиной месячной нормы рабочего времени за месяц или другой учетный период.
Работа совместителя оплачивается по существующим расценкам (тарифам, ставкам, окладам) в зависимости от отработанного времени либо выработки. При этом учитываются все причитающиеся коэффициенты и надбавки. При установлении совместителям с повременной оплатой труда нормированных заданий оплата производится по конечным результатам за фактически выполненный объем работ (ст. 285 ТК РФ). Если условия труда, работы по совместительству являются особыми, отклоняющимися от нормальных, то оплата труда производится в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ).
Отдельные нормативные акты устанавливают правила о выплате совместителям, работающим в бюджетных учреждениях, процентных надбавок за непрерывный стаж работы. Все условия оплаты работ, выполняемых в порядке совместительства, должны быть указаны в трудовом договоре.
Практически все гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, локальными нормативными актами, коллективными договорами, соглашениями, распространяются на совместителя.
Совместителю полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, который предоставляется одновременно с отпуском по основной работе (ст. 286 ТК РФ).
Если в порядке совместительства работник занимает должность (выполняет работу), по которой законом предусмотрен удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск, то ему должен предоставляться такой же удлиненный отпуск.
Если на работе по совместительству продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска меньше, чем по основному месту работы, организация обязана предоставить по письменному заявлению работника отпуск без сохранения заработной платы. Продолжительность такого отпуска равна разнице между отпуском по основному месту работы и отпуском по месту работы по совместительству.
Трудовой договор с совместителем расторгается по тем же основаниям, что и с основными работниками (ст. ст. 77, 81 ТК РФ). Но ст. 288 ТК РФ устанавливает дополнительное основание расторжения трудового договора: прием работника, для которого эта работа будет являться основной. Специалист кадровой службы учреждения в этом случае должен предупредить сотрудника в письменной форме не позднее чем за 2 недели до расторжения трудового договора или служебного контракта.
Отличие совместительства от совмещения.
Нередко путаются два понятия - "совместительство" и "совмещение". Понятие совмещения дано в ст. 60.2 ТК РФ - выполнение дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) наряду с работой, определенной трудовым договором. Такая работа выполняется в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) и только с письменного согласия работника. Оплата ее осуществляется дополнительно.
В соответствии с ч. 3 ст. 60.2 ТК РФ срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, устанавливается с его письменного согласия работодателем.
Основное различие между совместительством и совмещением - то, что при совместительстве выполняемая работа осуществляется помимо основной, а при совмещении - наряду с основной работой в течение продолжительности рабочего дня (смены).
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статье 34 "Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел. Совместительство" устанавливает правила совместительства в органах внутренних дел. Законодатель впервые узаконил совместительство в органах внутренних дел:
1. С согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя сотрудник органов внутренних дел наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел имеет право выполнять обязанности по иной должности в органах внутренних дел (совмещать обязанности).
2. Совмещение обязанностей на службе в органах внутренних дел допускается при условии, что это не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел и не приводит к возникновению конфликта интересов.

Наличие трудового договора

Обязательно заключение трудового договора

Достаточно оформить дополнения в имеющийся трудовой договор

Запись в трудовой книжке

По желанию работника по основному месту работы (ст. 66 ТК РФ)

Устанавливается по соглашению сторон

Регулируется ст. 285 ТК РФ. Осуществляется в зависимости от отработанного времени или выработки

Производится в виде доплаты к оплате по основной работе. Размер доплаты устанавливается соглашением сторон (ст. 151 ТК РФ). Районный коэффициент и надбавки к заработной плате для совмещения законодательством не устанавливаются

Устанавливается по общим правилам гл. 22 ТК РФ

Согласно ст. 286 ТК РФ предоставляется одновременно с отпуском по основной работе

Не предоставляется. Оплата отпуска производится с учетом доплат за совмещение профессий

Гарантии и компенсации

Все гарантии, кроме гарантий и компенсаций лицам, совмещающим работу и обучение

Устанавливаются дополнительно в локальных нормативных актах организации и в трудовом договоре

Статьей 282 ТК РФ введены такие ограничения: возраст, вредные условия труда, государственные служащие, отдельные категории работников (педагогические, медицинские и фармацевтические работники, работники культуры), а также ст. 276 ТК РФ установлены ограничения на работу по совместительству руководителя организации - только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации

Может осуществляться как по месту основной работы, так и в других организациях

Осуществляется в той организации, которая является основным местом работы

Конфликт интересов в органах внутренних дел в соответствии со статьей 71 Закона о службе в ОВД - ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника органов внутренних дел влияет или может повлиять на объективное выполнение им служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
3. Порядок и условия совмещения обязанностей на службе в органах внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник обязан уведомить непосредственного руководителя (начальника) (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
В последней редакции Закона преподавательская деятельность заменена на педагогическую, что позволяет несколько расширить диапазон видов деятельности, возможных при совместительстве.
Возвращаясь к пункту 3 статьи 34 Закона о службе в ОВД можно констатировать, что порядок и условия совмещения обязанностей на службе в органах внутренних дел устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 621 "Об утверждении Положения о совмещении обязанностей на службе в органах внутренних дел Российской Федерации".
Положение устанавливает порядок и условия выполнения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации наряду с выполнением служебных обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел Российской Федерации обязанностей по иной должности в органах внутренних дел.
Совмещение обязанностей допускается в пределах подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, образовательного учреждения, научно-исследовательской, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, окружного управления материально-технического снабжения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также иной организации и подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.
Совмещение обязанностей допускается по равнозначной или нижестоящей должности в органах внутренних дел (далее - должность), по которой установлены обязанности, аналогичные обязанностям по замещаемой сотрудником должности, либо по иной должности при условии, что сотрудник соответствует квалификационным требованиям по совмещаемой должности.
Совмещение обязанностей допускается по вакантным и невакантным должностям.
Совмещение обязанностей по невакантной должности допускается в случаях временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске или в командировке, обучения с отрывом от выполнения служебных обязанностей, временного отстранения от выполнения служебных обязанностей сотрудника, замещающего эту должность.
Не допускается совмещение обязанностей:
а) сотрудниками, замещающими должности высшего начальствующего состава;
б) руководителями (начальниками) и их заместителями всех уровней;
в) по должностям, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает содержание, охрану и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
г) по должностям, предусматривающим проведение уголовно-процессуальных действий, сотрудниками, не обладающими полномочиями по проведению уголовно-процессуальных действий по основной должности;
д) по должностям, предусматривающим проведение оперативно-розыскных мероприятий, сотрудниками, не обладающими полномочиями по проведению оперативно-розыскных мероприятий по основной должности.
Совмещение обязанностей может осуществляться по инициативе сотрудника или руководителя (начальника), имеющего право назначения на должность, с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме. Совмещение обязанностей оформляется приказом руководителя (начальника), имеющего право назначения на должность. В приказе о совмещении обязанностей указываются объем и содержание обязанностей, возлагаемых на сотрудника по совмещаемой должности, срок (период), на который устанавливается совмещение обязанностей, а также размер дополнительной выплаты за совмещение обязанностей.
Общий размер дополнительной выплаты за совмещение обязанностей в течение полного календарного месяца не может превышать месячный оклад в соответствии с совмещаемой должностью, в том числе при совмещении обязанностей двумя и более сотрудниками.
Сотрудник вправе отказаться от совмещения обязанностей, предупредив об этом руководителя (начальника), имеющего право назначения на должность, в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня до даты предполагаемого прекращения совмещения обязанностей.
Руководитель (начальник), имеющий право назначения на должность, вправе отменить приказ о совмещении обязанностей, предупредив об этом сотрудника в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня до принятия соответствующего решения.
Руководитель (начальник), имеющий право назначения на должность, обязан в установленном порядке освободить сотрудника от совмещения обязанностей в случае:
а) если совмещение обязанностей повлекло за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности или привело к возникновению конфликта интересов;
б) замещения вакантной должности, по которой сотрудник совмещает обязанности, другим сотрудником;
в) прекращения обстоятельств, предусмотренных пунктом 5 Положения;
г) отказа сотрудника от совмещения обязанностей в порядке, установленном пунктом 11 Положения.
Решение о прекращении совмещения обязанностей оформляется приказом руководителя (начальника), имеющего право назначения на должность.
Делая выводы, отметим, что совместительство допускается в пределах подразделения центрального аппарата, территориального органа МВД России, организации или подразделения системы Министерства. Совмещение возможно по равнозначной или нижестоящей должности. Условие - обязанности по совмещаемой должности аналогичны тем, что сотрудник выполняет по основной, либо он соответствует квалификационным требованиям по совмещаемой должности. Совмещение допускается по вакантным должностям, а в ряде случаев - и по невакантным (при временном отсутствии занимающего эту должность сотрудника из-за болезни, отпуска, командировки, направления на учебу, отстранения).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Временное отстранение обвиняемого или подозреваемого от должности, предусмотренное ст. 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ), является мерой процессуального принуждения, ограничивающей закрепленное в ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим законом установлен судебный порядок ее применения.

Данная мера может быть применена к обвиняемому или подозреваемому независимо от того, является ли он должностным лицом или осуществляет иную деятельность.

Отстранение от должности при наличии оснований может быть применено к довольно широкому кругу лиц, в том числе и к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях (руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий, благотворительных и иных фондов и т.п.).

Данное ограничение может быть применено наряду с избранием меры пресечения.

Временное отстранение от должности осуществляется на основании постановления судьи в случае удовлетворения ходатайства следователя или дознавателя, согласованного прокурором.

Ходатайство рассматривается единолично судьей в течение 48 часов с момента его поступления с участием обвиняемого (подозреваемого), его защитника, прокурора, а также иных участников процесса по усмотрению судьи или ходатайству сторон.

Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения ходатайства. Участие в таком судебном заседании обвиняемого (подозреваемого) является его правом, а не обязанностью.

Постановление судьи о временном отстранении от должности может быть обжаловано подозреваемым, обвиняемым, его защитником, законным представителем и прокурором в апелляционном порядке.

Дальнейшее обжалование осуществляется по правилам, предусмотренным гл. 47.1, 48.1 УПК РФ.

Копия постановления о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности направляется по месту его работы либо в вышестоящую организацию и подлежит немедленному исполнению.

На период отстранения сотрудника от исполнения должностных обязанностей должны быть приняты меры, исключающие несанкционированный доступ сотрудника к табельному оружию и специальным средствам, к служебным документам и материалам.

В период отстранения от должности (работы) в связи с уголовным преследованием трудовые отношения с работником не прекращаются, работник лишь освобождается от обязанности выполнять работу в соответствии с трудовым договором и заработная плата ему не начисляется. Тем самым обе стороны трудового договора освобождаются от выполнения возложенных на них обязанностей, формально сохраняя статус работника и работодателя и не прекращая трудовых отношений, что в данной ситуации может выступать препятствием для трудоустройства отстраненного работника к другому работодателю и получения соответствующего дохода, однако не лишает его возможности заниматься предпринимательской деятельностью или работать по совместительству.

Обвиняемый (подозреваемый), к которому применено временное отстранение от должности, имеет право на получение ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, размер которого определяется Правительством Российской Федерации.

Пособие назначает судья в постановлении о временном отстранении от должности. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ это пособие входит в перечень процессуальных издержек по делу.

Копия решения суда, заверенная в установленном порядке в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления судьи о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, направляется в соответствующую финансовую службу для выплаты денежных сумм указанному лицу или его представителю по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении сумм на текущий (расчетный) счет подозреваемого или обвиняемого по его ходатайству.

Выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подозреваемого или обвиняемого осуществляется не позднее 30 дней со дня получения решения суда.

Выплата ежемесячного пособия отстраненному от должности физическому лицу в силу п. 1 ст. 131 УПК РФ возможна как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств участников уголовного судопроизводства. Следовательно, суд (дознаватель, следователь) может позволить выплачивать пособие и через организацию, если она финансируется из федерального бюджета, поскольку бюджет один и тот же. Таким образом, если казенное учреждение, в котором сотрудник временно отстранен от должности, получило постановление районного суда, согласно которому обязанность по выплате данного пособия возлагается на него, поскольку оно получает финансирование из федерального бюджета, учреждение обязано будет его исполнить.

Данное пособие налогом на доходы физических лиц не облагается. Страховыми взносами в пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования пособие также не облагается.

Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения.

Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость.

Постановление дознавателя, следователя об отказе в удовлетворении ходатайства об отмене данной меры процессуального принуждения, может быть обжаловано в судебном порядке,

Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или суд выносит оправдательный приговор, у лица, в отношении которого была принята данная мера, возникает право на возмещение причиненного ему вреда.

Это означает, что лицо восстанавливается в прежней должности и имеет право на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.

При вынесении обвинительного приговора суд либо отменяет данную меру принуждения, либо, если это предусмотрено Уголовным кодексом РФ, назначает в качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность.

В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого в прежней должности или в других должностях окончательно решается в приговоре суда.

Осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, влечет прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ).

старший преподаватель кафедры кадрового обеспечения и управления персоналом в органах внутренних дел Центра кадрового, психолого-педагогического, медицинского обеспечения деятельности органов внутренних дел и управления персоналом;

редактор редакционно-издательского отдела

(ВИПК МВД России)

В статье рассмотрены некоторые вопросы временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей. Особое внимание уделено порядку отстранения сотрудника органов внутренних дел, если он не прошёл проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Основываясь на опыте подразделений органов внутренних дел, описывается алгоритм такого отстранения.

Ключевые слова: сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации; временное отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей; проверка на профессиональную пригодность; выплата денежного довольствия; аттестация.

G. E. Volgina, V. G. Kovrova. Some of the issues a provisional suspension of an employee of internal Affairs bodies of their duties

senior lecturer of the Department of staffing and personnel management in the bodies of internal Affairs of Center personnel, psychological-pedagogical, medical support activities of internal Affairs agencies and personnel management;

editor of the editorial and publishing Department

(All-Russian Institute for Advanced Training of Employees MIA of Russia)

This article discusses some of the issues a provisional suspension of an employee of internal Affairs bodies of their duties. Special attention is given to the order of dismissal of the employee of internal Affairs bodies, if he didn't check on professional suitability to actions in conditions associated with the use of physical force, special means and firearms. Based on the experience of departments of internal Affairs, an algorithm is described for removal.

Keywords: personnel of bodies of internal Affairs of the Russian Federation; the suspension of the employee from performance of official duties; validation of professional competence; the payment of subsistence allowances examination.

На подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации возложены функции по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, при этом система МВД России предусматривает перераспределение задач согласно должностным категориям. Данное разграничение функций позволяет сконцентрировать усилия сотрудников органов внутренних дел на выполнение обязанностей в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией). Профессиональная служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел осуществляется в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией), утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем (ст. 29 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ)[1]. Несоблюдение должностного регламента может привести к наступлению негативных факторов, одним из которых является принятие в отношении сотрудника органов внутренних дел решения о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей.

Прежде чем говорить о положениях действующего законодательства, касающихся вопросов временного отстранения сотрудника, представляется целесообразным рассмотреть нормы ранее действующего законодательстве по данным вопросам.

Так, сотрудник органов внутренних дел мог быть временно отстранён от должности, если он привлечён в качестве обвиняемого в совершении преступления, а также, если сотрудник допустил грубое нарушение служебной дисциплины (ст. 16 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1)[2].

Отстранение от должности применялось в крайних случаях. Решение об отстранении сотрудника от должности принималось в целях полноты и объективности расследования уголовного дела или служебной проверки.

Основанием для отстранения являлось постановление о привлечении сотрудника в качестве обвиняемого в совершении преступления либо факт грубого нарушения служебной дисциплины (п. 8.4 приказа МВД России от 14.12.1999 № 1038)[3].

До решения вопроса о допуске к исполнению обязанностей временно отстранённый сотрудник выполнял поручения начальника органа внутренних дел (п. 8.5 приказа МВД России от 14.12.1999 № 1038) 3 .

Ограничений в выплате денежного довольствия сотруднику, временно отстранённому от должности, не имелось. Денежное довольствие выплачивалось в полном размере (ст. 16 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 № 4202-1) 2 . Исходя из вышеизложенного, следует признать, что решение об отстранении сотрудника от должности принималось крайне редко.

В настоящее время вопросы временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей урегулированы Федеральным законом от 30.11.2011 №342-ФЗ 1 . Рассмотрим содержание этого Закона. В статье 73 указанного Закона законодатель определил основания временного отстранения. Условно их можно разделить на две группы. Первая группа – это действие руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или лица, уполномоченного руководителем органа внутренних дел, когда отстранение сотрудника от выполнения служебных обязанностей осуществляется в обязательном порядке:

– вынесение судьёй постановления о временном отстранении сотрудника от должности;

– избрание в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу;

– прекращение допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Вторая группа – решение руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или лицом, уполномоченным руководителем органа внутренних дел об отстранении сотрудника органов внутренних дел, принимаемое самостоятельно:

– в случае назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей;

– в случае уголовного преследования сотрудника без применения меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу, либо вынесения судьёй постановления о временном отстранении сотрудника от должности;

– в случае возникновения конфликта интересов.

Наряду с этим законодатель предусмотрел дополнительное условие отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей (ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ) 1 , если сотрудник не прошёл проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Данное отстранение производится до вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел (ст. 73 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ)1.

Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей урегулирован приказом МВД России от 25.06.2012 № 630[4].

Приказ о временном отстранении сотрудника издаётся в течение суток. Содержание приказа должно включать в себя основание для временного отстранения сотрудника с указанием на норму Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ)1, дату, начиная с которой сотрудник временно отстраняется.

На время отстранения от выполнения основных обязанностей при решении вопроса о прекращении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, назначения служебной проверки по факту грубого нарушения служебной дисциплины, разрешения возникшего конфликта интересов, уголовного преследования сотрудника без применения к нему мер пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу, сотрудник может привлекаться к выполнению обязанностей по иной должности или к выполнению отдельных служебных поручений. Тогда в приказе указывается либо должность, либо перечень отдельных служебных поручений, к выполнению которых будет привлечён сотрудник. Опыт подразделений свидетельствует о том, что такому сотруднику разрабатывают временный должностной регламент. В обязательном порядке отмечается служебное место сотрудника, дата, с которой сотрудник привлекается к выполнению обязанностей по иной должности или отдельных служебных поручений, и, если это возможно, срок привлечения к выполнению обязанностей по иной должности или отдельным служебным поручениям.

Необходимо отметить, что в приказе МВД России от 25.06.2012 № 630 4 отсутствует норма, указывающая на необходимость ознакомления сотрудника с приказом об отстранении от исполнения служебных обязанностей. В то же время в нормах трудового законодательства установлена обязанность руководителя знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации[5]. Следовательно, с приказом об отстранении от выполнения служебных обязанностей и к допуску в обязательном порядке необходимо знакомить отстраняемого сотрудника органов внутренних дел.

Особо регулируется выплата денежного довольствия сотруднику органов внутренних дел на период его отстранения. Особенность состоит в том, что отстранённому сотруднику выплачивается денежное довольствие в размере должностного оклада, оклада по специальному званию, а также надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет). Причём данный порядок выплаты применяется наиболее часто. А если сотрудник органов внутренних дел обвиняется (подозревается) в совершении преступления и в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, выплата денежного довольствия ему приостанавливается. Необходимо отметить, что в случае вынесении сотруднику оправдательного приговора или при прекращении в отношении его уголовного дела по реабилитирующим основаниям денежное довольствие выплачивается в полном размере за весь период содержания под стражей (ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ)[6].

Ещё одна особенность состоит в том, что случаях временного отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей и отстранения сотрудника, получившего неудовлетворительную оценку при сдаче зачётов по профессиональной служебной и физической подготовке, не выплачивается премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей (п.п. 31.1 и 31.2 приказа МВД России от 31.01.2013 № 65)[7]. Вышеуказанная норма действует с 1 марта 2016 года. Действенность данной нормы несомненна, так как мотивирует сотрудника на скорейшее устранение недостатков и упущений в служебной деятельности. Возобновление выплаты премии произойдет со дня допуска сотрудника к выполнению служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

На практике самым распространённым основанием отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей является непрохождение проверки на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Основанием для отстранения сотрудника органов внутренних дел не прошедшего проверку на профессиональную пригодность служат:

Механизм отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей при данных основаниях следующий. В течение суток с момента не сдачи проверки непосредственный или прямой руководитель (начальник) оформляет рапорт, в котором ходатайствует о временном отстранении сотрудника от выполнения служебных обязанностей. На основании рапорта издаётся приказ о временном отстранении сотрудника. Сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, со дня издания приказа о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей. Как указывалось ранее, премия за период отстранения сотрудника от выполнения служебных обязанностей не выплачивается.

Руководитель федерального органа власти в сфере внутренних дел или лицо, уполномоченное руководителем, принимает решение о проведении в отношении сотрудника внеочередной аттестации. Непосредственный руководитель представляет в соответствующую аттестационную комиссию отзыв о выполнении сотрудником служебных обязанностей, содержащий мотивированные предложения аттестационной комиссии. Далее материалы в отношении сотрудника направляются на аттестационную комиссию для решения вопроса о соответствии его замещаемой должности (порядок проведения аттестации урегулирован приказом МВД России от 14.03.2012 № 170[9]). По результатам аттестации аттестационная комиссия выносит одну из следующих рекомендаций:

– аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника) либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;

– сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел (ч. 13 с. 33 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ) 1 .

Рассматривая выводы аттестационной комиссии, руководитель, имеющий право назначения на должность, не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимает одно из решений:

– о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника);

– о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел (ч. 16 ст. 33 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ) 1 .

Анализируя опыт подразделений, алгоритм действий заинтересованных подразделений, в том числе сотрудника, следующий. Если в отношении сотрудника принимается решение о переносе аттестации на определённый срок, для устранения недостатков и упущений разрабатывается дополнительный план обучения сотрудника. Основной задачей сотрудника является выполнение плана в в установленные сроки и успешная сдача зачётов. По окончании обучения комиссия принимает зачёты. В случае успешной сдачи зачётов, руководитель органов внутренних дел назначает проведении внеочередной аттестации, для решения вопроса о соответствии сотрудника замещаемой должности. На основании решения аттестационной комиссии, непосредственным начальником оформляется рапорт-ходатайство. Руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или лицом, уполномоченным руководителем, подписывается приказ о допуске сотрудника к исполнению служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Выплаты премии возобновляется с момента допуска сотрудника к выполнению служебных обязанностей.

В заключение хотелось бы отметить, что соответствовать уровню физической подготовки квалификационным требованиям, проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия – это обязанности сотрудника органов внутренних дел, которые закреплены в федеральном законодательстве. И на сегодняшний день, во многом, это важные критерии, которые учитываются руководителями органов внутренних дел при решении вопроса о соответствии сотрудника замещаемой должности.

[5] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "О СЛУЖБЕ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Статья 73 Временное отстранение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей

1. Сотрудник органов внутренних дел временно отстраняется от выполнения служебных обязанностей в случае:

1) избрания в отношении сотрудника меры пресечения в виде домашнего ареста либо заключения под стражу - до отмены избранной меры пресечения;

2) вынесения судьей постановления о временном отстранении сотрудника от должности - до отмены временного отстранения от должности;

3) прекращения допуска сотрудника к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей требует допуска к таким сведениям, - до получения допуска к указанным сведениям, перевода на другую должность в органах внутренних дел или увольнения со службы в органах внутренних дел.

2. Сотрудник органов внутренних дел может быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей в случае:

1) уголовного преследования сотрудника без применения мер, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - до прекращения уголовного преследования по основаниям, дающим право на реабилитацию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) назначения служебной проверки по факту совершения сотрудником грубого нарушения служебной дисциплины, исключающего возможность выполнения им служебных обязанностей, - на период проведения служебной проверки и исполнения наложенного по ее результатам дисциплинарного взыскания;

3) возникновения конфликта интересов - до его урегулирования.

3. Решение о временном отстранении сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей принимается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. О временном отстранении от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.

4. Порядок временного отстранения сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Сотрудник органов внутренних дел, временно отстраненный от выполнения служебных обязанностей по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 настоящей статьи, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, не требующих допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

6. Сотрудник органов внутренних дел, временно отстраненный от выполнения служебных обязанностей по одному из оснований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть привлечен к выполнению обязанностей по иной должности в органах внутренних дел или к выполнению отдельных служебных поручений, если это не помешает проведению полной и объективной служебной проверки или урегулированию конфликта интересов.

7. Непосредственный руководитель (начальник) обязан временно отстранить от выполнения служебных обязанностей сотрудника органов внутренних дел, находящегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, и немедленно уведомить об этом прямого руководителя (начальника).

8. Денежное довольствие сотруднику органов внутренних дел, временно отстраненному от выполнения служебных обязанностей, выплачивается на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Читайте также: