Востребована ли профессия летчика

Обновлено: 16.05.2024

Сколько зарабатывает пилот самолета, как стать пилотом гражданской авиации?

Чтобы претендовать на должность летчика, нужно как минимум получить среднее полное образование, то есть окончить 11 классов. Продолжить обучение по специальности можно вступив на соответствующий факультет в ВУЗе, где помимо необходимой теории, студент получит практические навыки. Можно стать летчиком, окончив и 9 классов: лётные училища и частные школы для будущих пилотов всегда нуждаются в абитуриентах.

Чтобы стать пилотом, недостаточно отучиться в государственном учреждении. Студент должен подтвердить, что ментально и физически здоров. В противном случае могут отклонить заявку абитуриента на поступление. Также нужно учитывать тот факт, что между абитуриентами с одинаково высокими экзаменационными рейтингами предпочтут лудирующего по показателям здоровья. Будущему абитуриенту нужно задуматься о состоянии физической подготовки уже сегодня.
В добавок к вышеперечисленному, курсанты проходят специальные тесты на стрессоустойчивость, чтобы выявить свои слабые стороны. В такой способ происходит отбор психически устойчивых претендентов. Этот этап важен по многим причинам: во время полёта лётчик подвергается многим стрессовым ситуациям и только сильный организм способен справляться с ними на постоянной основе; профессия требует выносливости, развитой логики и реакции.

Обучающий процесс займет много времени, в него включены частые проверки курсантов на стрессоустойчивость и выносливость. Нужно морально подготовиться к постоянному выходу из зоны комфорта.

Какие нормативы нужно сдать

Абитуриенты постоянно будут сталкиваться с разносторонней нагрузкой для поддержания физической формы. Подготовка включает в себя такие дисциплины:
· бег на дистанцию;
· прыжки в долготу;
· подтягивания;
· отжимания.

На то, как будут оцениваться сданные нормативы, влияет возраст и пол курсанта. Если студент не показывает нужных результатов, его могут отчислить.

Почему от показателей здоровья зависит тот факт, сможет ли студент получить желаемую работу? Это обусловлено модификациями организма во время перелетов — человек с проблемами сердечно-сосудистой системы или слабыми легкими попросту не справится со сменой давления.

Типы лётчиков

Для начала нужно определиться, пилотом какого типа абитуриент хочет быть. Различают: гражданская, военная авиация и управляющий вертолетом. Выучиться на все эти специальности можно как после 9, так и по окончанию 11 класса(к примеру, выучиться на пилота пассажирских перевозок можно в университете гражданской авиации, расположенном в Петербурге).

Детальный список учреждений и училищ для поступления можно найти в интернете.

Формат обучения

Помимо углубленных теоретических знаний, абитуриент приобретёт практический опыт. Практика начинается со второго или третьего курса, этот фактор зависит от типа учреждения, в котором обучается курсант.

Изучаются:
· теории по управлению самолётом;
· в какие методы осуществляется эксплуатация самолёта;
· основы картографии и маршрутизации;
· дисциплины аэродинамики и метеорологии;
· как сконструированы двигатели и прочие запчасти;
· медицинская помощь, как себя вести в чрезвычайной ситуации;
· иностранные языки и прочие предметы.
Современные ВУЗы или частые школы предлагают практику, приближенную к реальности — виртуальные симуляторы. На последнем курсе студент должен будет прыгнуть с парашютом. Также он сможет совершить свой первый полёт на пассажирском самолете.

Военная авиация

Смежная профессия, которая не менее востребована и высоко оплачивается. Отличие в том, что военному летчику, помимо всего перечисленного, нужен отдельный курс подготовки. В среднем заработок капитана военного экипажа начинается от 110 тысяч рублей ежемесячно.
Положительные стороны: оплата выше средней по российским меркам, небольшая конкуренция, востребованность профессии; перспектива карьерного роста и повышения должности.
В связи с тем, что военная авиация — составляющая армии, то есть военной силы, в РФ эта отрасль быстро развивается и ей уделяют должное внимание. Военным летчикам предоставляют сбалансированное питание, инвентарь и льготы. Также военным летчикам предусмотрена ранняя пенсия.

Отрицательные стороны:
· высокий уровень риска; постоянное перемещение и проживание в условиях, далеких от комфортных и удобных;
· не исключены проблемы со здоровьем, ведь на нервной почве могут возникать различные заболевания и так далее.

Зарплата пилота

Пилот воздушного судна — одна из самых опасных профессий, требующая железной выдержки, самоконтроля и ответственности. Заработок представителей авиационного флота на порядок выше, чем у занятых в других отраслях(65 — 300 тысяч рублей в месяц).

На уровень заработной платы пилотов влияют следующие факторы:
1. престиж автокомпании;
2. суммарное количество отработанных часов (минимум, который считается нормой — отлетать 65 часов в месяц. Чем больше часов способен отлетать пилот, тем выше его зарплата);
3. профессионализм в области обслуживания авиационной техники.

Перспектива

В России транспортная инфраструктура находилась в не самом лучшем состоянии и сейчас активно развивается. Эта отрасль экономики всегда будет востребована, соответственно, как и опытные работники. После завершения карьеры летчика человек может реализовать себя во многих смежных профессиях благодаря ценным навыкам, которые он обрёл во время учебы и практики. Он может работать в посольстве, переводчиком, гидом, инструктором или даже ректором в университете.
Выбор огромный, и всегда можно найти занятие по душе.

Кто из членов экипажа зарабатывает больше

Кабина воздушного судна представляет собой два места для ведущего и второстепенного пилота. В некоторых случаях команда может быть увеличена до трёх специалистов — лайнеры практикуют присутствие авиатехника на борту.

Труд пилотов выше всего оплачивается в Москве и Санкт-Петербурге.

Чего ожидать выпускникам российских ВУЗов?

К сожалению, получение диплома не всегда гарантирует выпускнику удачное трудоустройство, с этим могут возникнуть проблемы. Несмотря на дефицит ведущих лётчиков в стране, устроиться на работу мечты можно только в таком случае:
· наличие диплома, подтверждающего профессионализм и результативность студента во время обучения;
· рекомендации от государственного учреждения на желаемую должность;
· наличие опыта перелетов(все авиакомпании выставляют свои требования насчёт нужного количества отработанных часов, руководствуясь своей политикой).

Естественно, получить нужный работодателям опыт сразу после окончания университета крайне сложно. Самая полезная рекомендация будущему пилоту — выжимать максимум из полученных знаний практической базы, которую он освоил во время обучения. Профессионализм и опытность в рабочем деле повышают шансы выпускника на трудоустройство. Также важно проявлять себя как конкурентоспособную личность и отстаивать собственные интересы.

Крупные авиакомпании: как попасть к ним на стажировку

Стать пилотом в крупной компании непросто, это потребует многих усилий и хороших навыков.
Теоретическая база — неотъемлемая вещь, однако популярных авиаперевозчиков, в первую очередь, интересуют практические навыки потенциальных сотрудников. Чтобы устроиться в такой авиакомпании, нужно иметь за плечами определенное количество отработанных часов. Для этого отлично подойдёт курс стажировки в региональных кадрах.

Несомненно, свободное владение несколькими языками считается базовым требованием для пилота. Это преимущество откроет будущему летчику множество возможностей и сделает его привлекательным для работодателей.

Женщина–пилот: как стать

Пилот пассажирского лайнера — крайне престижная и высокооплачиваемая профессия, которую мечтают получить не только юноши, но и девушки. В гендерно равном обществе это стало досягаемо.

Как девушка может стать пилотом и что для этого нужно делать? Парни и девушки вступают в ВУЗы и другие частные школы на общих требованиях и основаниях. Девушка должна сдать вступительные экзамены, пройти медицинскую комиссию и показать результаты выше среднего на нормативах. Если она, как и каждый другой желающий абитуриент, соответствует требованиям, то будет зачислена на образовательный курс.

Разумеется, девушки могут столкнуться с трудностями на пути к желаемой профессии. До сих пор есть люди, считающие, что пилот — сугубо мужская работа, однако эти стереотипы постепенно развеиваются.

Если есть мечта и все способности для её реализации — стоит бороться за своё счастье.

Кому подойдёт профессия пилота

Эта работа высокооплачиваемая и престижная не просто так: немногие смогут пройти весь путь испытаний, чтобы наконец получить звание капитана. Человек, претендующий на этот пост, должен обладать следующими характеристиками:
· выносливость, железная выдержка, умение контролировать эмоции;
не паниковать при чрезвычайных ситуациях, сохранять холодную рассудительность;
· гибкий интеллект, долгосрочная память;
ответственность;
· цельное здоровье: зрение на уровне, способность различать все цвета;
· внимательность, отвага, педантичность и рационализм.

Какие обязанности должен выполнять капитан воздушного судна

Обязанности:
· он организовывает и подготавливает экипаж к взлету;
обеспечивает безопасность всех пассажиров и экипажа во время полёта;
· должен суметь осуществить полёт в неподходящих, а то и сложных погодных условиях;
· должен быть подготовлен к нестандартным ситуациям и иметь четкий план, как доставить пассажиров невредимыми;
· держать под контролем уровень топлива;
· проводить метеорологический и орнитологический анализ;
пересекать действия пассажиров, если они угрожают благополучию и здоровью остальных;
· заполнять необходимую документацию;
разбирать полёт, делать анализ с коллегами по экипажу.

Как стать пилотом-любителем

Это подойдёт для тех, кто хочет овладеть теоретической базой и практическими навыками для себя, и не рассматривает возможность трудоустройства. Это можно реализовать, записавшись на специальные подготовительные курсы для всех желающих.

Как проходят курсы? Занятия распределены так, что несколько часов отведено на теорию, а остальное время — практикум на настоящем самолете в присутствии инструктора. Также есть возможность записаться на курсы в училище, которое оснащено взлетно-посадочной площадкой и личным самолётом. Ученик, окончивший курсы, стает обладателем сертификата и лётного удостоверения.

Преимущества этой профессии

Стать обладателем этой профессии — мечта многих юношей и девушек, и это не удивительно. Зарплата выше средних показателей(сеть глобальных авиаперевозчиков обещает капитану пассажирского самолёта заработную плату от 400 000 рублей ежемесячно), перспектива карьерного роста и возможность увидеть мир — это все ждёт тех счастливчиков, которые пройдут свой путь до конца. Также плюс стать пилотом в том, что появится возможность в совершенстве выучить несколько языков, это поможет в дальнейшем свободно путешествовать. Такая профессия позволит окружить себя новыми, влиятельными, талантливыми людьми и обзавестись связями.

Недостатки

Быть пилотом — значит ежедневно подвергаться эмоциональному напряжению и рисковать не только своей, а и жизнью всего пассажирского экипажа.
Не всем подойдёт такое дело жизни, каким бы привлекательным и романтичным оно не казалось бы. Также в этой отрасли жёсткая конкуренция, выбирают сильнейших и более способных людей. Нужно обладать десятками качеств, привести в порядок физическую подготовку, и ещё, что самое главное, не иметь врожденных заболеваний и пороков. Путь обещает быть нелёгким, и нужно каждый день совершенствоваться, чтобы соответствовать званию пилота в престижной и глобальной авиакомпании.

У людей, занятых в этом деле, практически не остаётся времени на личную жизнь. Они редко видятся с семьей, про друзей тоже можно практически забыть. Работа требует отдавать всего себя, и если читатель на это готов, почему бы и не попробовать.

Пилоты рано уходят в отставку, от 35 до 40 лет. Также экипаж старше 30 лет не нанимают.

Как начать путь пилота: советы и рекомендации от действующего летчика

Вывод

Стать летчиком сложно, но возможно. Для этого нужно немало постараться и использовать весь свой потенциал, чтобы пробиться к желаемой должности. Обучиться этой профессии можно в ВУЗе или в частной школе, после 9 и после 11 класса. Для зачисления нужно написать экзамены, пройти медикаментозное обследование и сдать вступительные нормативы. Зарплата пилотов зависит от многих факторов, и решающий из них — количество отработанных часов. Чем больше стаж, тем выше заработная плата. Нужно иметь крепкое здоровье и быть эмоционально готовым к возможным трудностям во время работы капитаном воздушного судна. Желающие могут пройти подготовительные курсы для любителей.


Наверное, каждый советский и российский мальчишка, узнав историю нашего великого соотечественника и космического первопроходца Юрия Гагарина, грезил такой далекой для всех профессией космонавта. И не зря, ведь в понимании каждого ребенка (и не только), космонавтика – полная романтики и приключений работа. Но относительно короткому промежутку исследований и работ, проводимых на орбите, предшествует долгая и нудная работа на земле, допущенными к которой смогут быть только те, кто пройдут тщательный отбор. Так, сегодня отряд действующих космонавтов Роскосмоса состоит всего из 38 членов, и только 23 из них посчастливилось покинуть пределы Земли. Однако возможно мечта покорить небо ближе, чем кажется?

В преддверии Международного дня космонавтики и авиации, отмечаемого 12 апреля и посвященного первому настоящему шагу на встречу неизведанному, Карьерист.ру расскажет посетителям портала об отечественной авиации, некоторых профессиях и состоянии рынка труда авиатранспортной отрасли, как ранее о метеорологии и архивной службе.

В такой огромной стране как Россия, авиация имеет стратегическое значение. Помимо привычных всем гражданских международных и внутренних перелетов, авиация выполняет массу задач, начиная от перевозки грузов и охраны государственной границы, и заканчивая решением военных задач, в т.ч. за пределами нашей страны. Так, согласно ст. 20 Воздушного кодекса РФ, различают гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию . Каждый из этих видов имеет свои задачи и функции, а также деление на иные разновидности. А поэтому каждый из нормативно закрепленных видов стоит рассмотреть отдельно.

  • Гражданская авиация . Формально, данный вид авиации делят на пассажирскую, транспортную, грузопассажирскую и общего назначения . В функции первых трех входит коммерческая перевозка граждан и грузов в конкретные пункты назначения. Проще говоря, это привычные всем перевозки авиакомпаниями. Набирает также обороты так называемая деловая авиация , предусматривающая использование суден малой вместимости для корпоративных и частных перелетов. Авиация общего назначения – особый вид гражданской авиации, не занятый в коммерческих грузопассажирских перевозках. Он используется в самых разнообразных целях – начиная от сельскохозяйственных работ и заканчивая медицинскими срочными перевозками. К ней также следует относить малую авиацию, задействованную для обучения летному делу, в спортивных мероприятиях и при прыжках с парашютом.
  • Государственная авиация . Данный вид используется для исполнения военных, пограничных, полицейских, таможенной и прочих функций государства, в т.ч в части космических исследований. Ее делят на военную авиацию (которая, в зависимости от выполняемых функций, также имеет свою градацию) и авиацию специального назначения, в которую входит авиация других силовых ведомств (МВД, ФСБ и т.д.), авиация МЧС, авиация РОСТО и авиация Роскосмоса.
  • Экспериментальная авиация . Используется для проведения разного рода конструкторских опытов и испытаний в научных и промышленных целях. Вся такая авиация находится в ведении Роскосмоса и Министерства промышленности и торговли. Как и государственная авиация, она может использоваться в коммерческих целях в специально установленном законом порядке.

Наиболее распространенной и привлекательной для желающих начать летную карьеру является, конечно же, гражданская авиация. Она пестрит разнообразием профессий, как непосредственно связанных с летным делом, так и обслуживающих полеты, пассажиров и аэропорты специалистов. Вся гражданская авиация входит в компетенцию Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), которое, в свою очередь, входит в структуру Министерства транспорта РФ.

Так, как уже сказано гражданская авиация предусматривает множество профессий. Их количество ограничивается исключительно потребностями авиакомпаний, аэродромных и аэропортовых служб, цехов обслуживания и административного персонала конкретных ведомств, структур и компаний – конкретного перечня попросту не существует. В зависимости от того, насколько они приближены к самому процессу полета, варьируется и их ответственность и связанная с этим опасность. Поскольку количество таких профессий огромно, Карьерист.ру рассмотрит 5 самых известных:

Состояние рынка труда авиатранспортной отрасли

  • Оценка компетенций работников и их эффективности, путем разработки и внедрения профилей должностей, перепрофилирования и обучения работников, совмещения некоторых смежных функций и т.д.
  • Сокращение численности персонала , которое в некоторых компаниях, особенно связанных с чартерами и ориентированными на туристические перевозки, достигло 20% от общего штата;
  • Сокращение зарплат и премиальных выплат , что в некоторой степени способствует сохранению персонала. В зависимости от специальностей и должностей, в сравнении с 2015 годом, сокращения зарплат составят от 5 до 40% — больше всего пострадает летный состав и высший менеджмент;
  • Пилотов;
  • Бортпроводников;
  • Инженеров аэродромной службы;
  • Приемостадчиков груза и багажа;
  • Агентов перронного обслуживания;
  • Агентов по организации обслуживания перевозок;
  • Инспекторов службы авиационной безопасности;
  • Специалистов по ТО ВС.

Таким образом, даже в условиях современного кризиса, при желании и наличии необходимых работодателю навыков, пусть не все, но многие соискатели смогли бы сделать первые шаги в авиацию и приблизить осуществление своих детских или взрослых грез о небе…

профессия пилот самолета

Занимая место на борту воздушного судна, мы во всем полагаемся на его экипаж и, в первую очередь, на пилотов самолета. У нас нет права сомневаться в их опыте и профессионализме. Мы обязаны верить в то, что управление железной махиной, которая поднимает в небо несколько десятков человек и сотни килограммов багажа, находится в достойных руках. А значит и пассажиры — в полной безопасности. Не случайно пилот в представлении большинства людей — сильный, надежный мужчина с мощным самообладанием. И это не фантазии, а своего рода пропуск в профессию.

История специальности

Первые серьезные попытки разобраться в принципах аэродинамики предприняли китайцы, когда сконструировали воздушного змея. В 15 веке итальянский врач Джованни де Фонтана попробовал с помощью пороха запустить бумажно-деревянную ракету. Она поднялась, но не высоко и пролетела короткое расстояние. Невзирая на неудачу, изобретатель никогда не сомневался в том, что человек с помощью крыльев, искусственно приводимых в движение, все-таки поднимется в небо.

Первый пилотируемый полет был совершен на воздушном шаре. В 1784 году француз Жак Шарль наполнил его водородом и поднялся на высоту 3400 метров. Во второй половине 19 века появились дирижабли. Они имели двигатель и сложную систему управления.

Описание профессии

Пилот гражданской авиации совершает перевозку пассажиров на внутренних и международных авиалиниях. Он несет ответственность за безопасность полета, сохранность здоровья и жизни пассажиров. Это одна из тех профессий, в которой нет и не может быть права на ошибку. Во время работы летчик должен быть предельно сосредоточен, внимателен к деталям, иметь хорошую реакцию и уметь быстро соображать.

Самолет является средством повышенной технической сложности. Пилоту необходимо до мельчайших подробностей знать принципы работы авиалайнера и методы управления им. От глубины профессиональных знаний и уровня специальной подготовки авиатора зависит насколько комфортным и безопасным будет перелет вне зависимости от его продолжительности. Поэтому весь период освоения профессии пилот должен развивать свои навыки, учиться, повышать квалификацию.

Практически все современные самолеты оснащены системами автопилотирования. Однако совсем отказаться от участия живых пилотов в управлении воздушными лайнерами человечество пока не готово. Поэтому на них лежит большая ответственность. Командир экипажа должен управлять машиной в моменты набора высоты, ее снижения и захода на посадку. Во время полета ему необходимо следить за тем, как работают двигатели, что показывают приборы, по какой траектории движется машина.

В небольших самолетах обычно работают два пилота — командир и его помощник. На сложных рейсах и больших авиалайнерах в состав экипажа входят штурман и бортинженер. Первый следит за траекторией полета, рассчитывает курс движения самолета. Второй отслеживает исправность систем управления.

Чем полезна профессия “пилот”? Она помогает нам преодолевать огромные расстояния за несколько часов. Утром Марракеш— вечером Бангладеш. Разве наши предки могли об этом мечтать?

Требования к специалистам

С пилотов гражданской авиации особый спрос. По большому счету, эти люди должны быть безупречны во всем. Вредные привычки для них запрещены. Пилот должен иметь отличное здоровье, быть физически выносливым, технически грамотным и высококвалифицированным специалистом.

Назовем еще ряд качеств, необходимых для этой работы:

Чтобы стать сотрудником крупной авиакомпании, командиром экипажа, работать на престижных пассажирских авиарейсах, молодому пилоту необходимо проделать определенный карьерный путь.

Выпускник летного училища или авиационного института должен:

  • иметь не менее 150 часов учебных полетов;
  • налетать не менее 250 (в крупных авиакомпаниях не менее 350) часов на грузовом самолете;
  • получить разрешение на управление пассажирским лайнером после сдачи экзамена;
  • получить заключение медкомиссии.

В будущем работникам летных экипажей воздушных судов придется ежегодно проходить аттестацию и подтверждать квалификацию. Для пилотирования больших самолетов типа Airbus и Boeing потребуется дополнительное обучение и допуск к управлению.

Стюардесса – описание профессии, плюсы и минусы, перспективы карьеры.

Где учат управлять самолетом

Профессию пилота можно получить в летных училищах, авиационных институтах и университетах гражданской авиации. Рекомендуем некоторые из них:

  1. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.
  2. Московский авиационный институт.
  3. Высшее авиационное училище гражданской авиации в г.Ульяновск.
  4. Краснокутское летное училище гражданской авиации (г.Красный Кут Саратовской области);
  5. Бугурусланское летное училище гражданской авиации (г.Бугуруслан Оренбургской области);
  6. Сасовское летное училище гражданской авиации (г.Сасово Рязанской области);
  7. Омский летно-технический колледж гражданской авиации.

Чего ждать от профессии

  • социальные льготы и гарантии;
  • зарплата от 100 тысяч рублей;
  • отпуск 45 дней;
  • пенсия в 50 лет.
  • большая ответственность;
  • высокие физические и психологические нагрузки;
  • риски для жизни и здоровья;
  • необходимость постоянного подтверждения квалификации.

Резюме

Редактор портала Info-Profi, преподаватель истории и обществознания со стажем 22 года. По второму образованию юрист.

Краткое описание: кто такой летчик?

От летчика зависит безопасность, здоровье и жизнь пассажиров и экипажа летательного аппарата (либо сохранность грузов). Это очень большая ответственность, и она редко когда возложена только на одного человека. Как правило, пилотов на судне двое, также на нем могут присутствовать командир, штурман, бортинженер. Во внештатных ситуациях летчики могут обращаться за помощью к авиадиспетчерам, находящимся на земле. Это профессия, требующая отличного физического и психологического здоровья.








Профессиональные обязанности

Перечень обязанностей пилота, занимающего должность командира воздушного судна:

  • организация подготовки экипажа к полету, обеспечение максимального уровня безопасности;
  • осуществление полета в ручном режиме, если того требуют сложные погодные условия или иные обстоятельства, когда нельзя полагаться на автоматику;
  • отслеживание уровня топлива и контроль показаний приборов аппарата;
  • анализ условий, в которых производится полет, при необходимости внесение изменений в маршрут и их согласование с диспетчером;
  • оценка действий экипажа и заполнение отчетной документации после завершения полета.

Специальность второго пилота подразумевает наличие иных обязанностей. Сотрудник выполняет распоряжения командира экипажа, которые позволяют подготовить борт к полету, изучает полетную документацию. Он информирует команду о плане действий, проверяет функциональность оборудования. Во время полета второй пилот следит за исправностью автопилота, а в случае отсутствия в команде штурмана берет на себя его функции.



Пример должностной инструкции



Пример инструкции (стр. 2)



Пример инструкции (стр. 3)



Пример инструкции (стр. 4)



Пример инструкции (стр. 5)

Особенности профессии

Небезосновательно принято считать, что пилот – это не столько профессия, сколько призвание. Для успешного выполнения обязанностей летчика необходима постоянная концентрация, регулярная учеба (поскольку на рынке появляются все новые и новые модели самолетов, вертолетов и сопутствующей техники), а также внимание к своему здоровью и состоянию даже в нерабочее время. Основной объем работ, который должны осилить претенденты на вакансию летчика, следующий:

  • Эксплуатация авиационных комплексов, соответствующая требованиям безопасности (в мирное и военное время).
  • Использование автоматизированных систем и компьютерных технологий при управлении летательными аппаратами.
  • Взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов.
  • Принятие и реализация управленческих решений в условиях дефицита времени и в критических ситуациях.
  • Оценка уровня безопасности полета, принятие решения о возможности/невозможности его совершения.
  • Выполнение наладки и испытаний авиационных комплексов.
  • Выполнение настройки и регулировки бортового оборудования.
  • Заполнение сопроводительных документов.
  • Организация работы авиационного персонала.

Может показаться, что ответить на вопрос о том, кто такой летчик, можно одной простой фразой: тот, кто ответственен за перелет воздушного судна из точки А в точку Б. Однако на практике и подготовка к этому перелету, и его осуществление, и благополучное завершение зависимы от огромного количества факторов. Чтобы грамотно их распознавать и учитывать, принимать оптимальные решения в каждую секунду рабочего времени, необходимо располагать глубокими знаниями и внушительным опытом.










Как построить карьеру

Что касается карьеры, судьба пилота гарантирована практически любому выпускнику соответствующего ВУЗа. Правда, сразу в серьезную компанию молодого летчика вряд ли не возьмут, так как налет часов у него будет минимальным. Наработать опыт можно в небольших фирмах, на коммерческих маршрутах и в легкой авиации. Пройдет не более двух лет, и можно будет претендовать на должность командира воздушного судна. В дальнейшем откроется довольно много возможностей продвижения по карьерной лестницы: от должности главного пилота до руководителя структурного подразделения авиакомпании.




Важные личные качества

Как уже было неоднократно отмечено, для летчика имеет большое значение физическое и психологическое состояние. Никаких хронических заболеваний, проблем со зрением, слухом, вестибулярным аппаратом и другими сенсорными системами у представителей этой профессии быть не должно. Пилоты регулярно проходят медкомиссию, и при появлении каких-либо недугов могут быть просто не допущены к полетам.

Кроме того, для таких специалистов важна ответственность, эмоциональная устойчивость, способность к концентрации, высокая скорость реакции, способность быстро переключать внимание, отсутствие страха высоты и замкнутого пространства, определенные коммуникативные и лидерские способности, аналитическое мышление.

Кому подходит

Пилотирование любых воздушных судов подходит исключительно уверенным в себе и ответственным людям, которые способны контролировать эмоции. Это профессия для того, кто любит воздушную стихию, испытывает страсть к путешествиям, не ощущает дискомфорта от пребывания на высоте. Хорошим пилотом можно стать только при наличии способности сохранять внимание даже через несколько часов рутинной работы. Специальность предназначена для людей с высоким уровнем интеллекта и без вредных привычек, готовых постоянно развиваться.

Обучение на летчика

Для поступления в ссуз достаточно аттестата (конкурс проводится по среднему баллу), а для учебы в вузе на летчика необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку, математике и физике или информатике. Обучение этой ответственной и непростой профессии, в любом случае, будет длиться не менее 5 лет (даже при поступлении в ссуз). Более того, при обучении в вузе в заочной или вечерней форме на освоение профессии пилота понадобится потратить 6 лет, а при поступлении в ссуз после 9-го класса – на 4 месяца больше.

Ульяновский институт гражданской авиации имени маршала авиации Б.П. Бугаева

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (Ульяновский институт гражданской авиации имени маршала авиации Б.П. Бугаева)

Московский государственный технический университет гражданской авиации

Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (Факультет авиационных систем и комплексов МГТУГА)

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева

Системы управления летательными аппаратами (Институт космической техники СибГУ им. М.Ф. Решетнева)

Уфимский государственный авиационный технический университет

Системы управления летательными аппаратами (Факультет авионики, энергетики и инфокоммуникаций УГАТУ)

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) (МАИ)






Заработная плата

Доходы пилотов традиционно превышают уровень, который считается средним по стране. Даже новички в этой области получают не менее 70-90 тыс. рублей при условии выработки стандартного минимума часов. Сотрудник крупной авиакомпании с опытом, занимающий должность командира экипажа, в среднем получает 250 тыс. рублей в месяц. Это показатели, характерные для работников международных линий.

На внутренних рейсах заработки пилотов значительно ниже. Дополнительный плюс профессии в универсальности. При желании работать по профилю можно и в другой стране, достаточно подтвердить уровень квалификации.



Пример резюме



Пример резюме (стр.2 )

Плюсы и минусы

Работа в воздушной гавани имеет целый ряд преимуществ:

  • стабильная работа и официальное трудоустройство;
  • неплохая заработная плата;
  • частые премии;
  • возможность получить льготный кредит;
  • шанс построить карьеру.

Минусы также есть. Это ночные смены и продолжительный рабочий день, высокий уровень ответственности и риск терактов. Кроме того, большинство аэропортов расположено на окраине или за чертой города, поэтому добираться домой приходится долго.

Поиск подходящего места работы

В поисках работы, естественно, все пилоты гражданской авиации в России отталкиваются от того, какая лицензия у них есть. Так, при наличии CPL следует попытаться устроиться в небольшую авиакомпанию, занимающуюся предоставлением туристических услуг. Как вариант, можно рассмотреть вакансии инструкторов в летных школах, однако тогда придется окончить дополнительные курсы.

Куда больше перспектив открывается перед теми, кто владеет лицензией ATPL. В этом случае велика вероятность, что большая авиакомпания сама предложит вам работу. Вот только есть одно но — скорей всего придется записаться на специальные курсы, позволяющие освоить управление авиалайнером.

Беда в том, что их стоимость довольно высока. Следовательно, придется заключать особый договор, согласно которому пилот будет отчислять часть своей зарплаты, дабы погасить долг перед авиакомпанией. К тому же изначально новичка допускают лишь к должности 2-го пилота, так как капитанское место требует наличия опыта полетов на крупных самолетах (свыше 1,5 тыс. часов).


Полет нормальный

История специальности

Первые серьезные попытки разобраться в принципах аэродинамики предприняли китайцы, когда сконструировали воздушного змея. В 15 веке итальянский врач Джованни де Фонтана попробовал с помощью пороха запустить бумажно-деревянную ракету. Она поднялась, но не высоко и пролетела короткое расстояние. Невзирая на неудачу, изобретатель никогда не сомневался в том, что человек с помощью крыльев, искусственно приводимых в движение, все-таки поднимется в небо.

Пилоты военно-воздушных сил РФ

Большинство военных летчиков окончило Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Это учебное заведение находится в Воронеже и вот уже несколько десятилетий выпускает лучших небесных асов. Попасть сюда можно по достижении совершеннолетия, сдав ряд вступительных экзаменов и физподготовку.

Однако следует помнить о том, что летчик-истребитель — это немного другая профессия. Пилотов данного класса обучают только в Краснодарском высшем военном авиационном училище летчиков им. А.К. Серова. В отличие от предыдущего варианта, сюда принимают только мужчин, достигших 27 лет. Также в стенах училища осуществляется жесткий отбор по состоянию здоровья, физической подготовке и успеваемости учеников.


Рабочее время

Рабочий день экипажа воздушного судна начинается еще на земле, в кабинете медицинского работника с измерения пульса, давления. Далее – брифинг: знакомство с летной командой, изучение полетной документации.

По закону летный состав проводит в небе не более 80 часов в месяц. Допускается увеличение этой нормы до 90 часов в месяц, но только с согласия пилотов, и никак иначе.

Длительность рабочего времени строго регламентируется и составляет около 12-14 часов. А так называемое полетное время может быть не более 11 часов. Если перелет достаточно длинный (рейс, например, в Доминикану обычно длится 13 часов), в составе экипажа могут появиться дополнительные пилоты. По прилету командир и второй пилот покидают кабину последними. Осматривают самолет и заполняют необходимые бумаги.

В зависимости от рейса (его продолжительности, места назначения, метеоусловий и т. д.) определяется и Обычно – 10-14 часов.

Воздушные задачи

Быть просто инженером и быть авиационным инженером — это несколько разные вещи. У второго профессионала другие задачи, поскольку он работает с авиационной техникой. Основным отличием ее от наземной являются малая масса, высокая надежность и прочность. Также для силовых установок крайне актуален более высокий, чем для наземных аналогов, КПД. Есть даже шутка — идеальный самолет должен быть сделан из бумаги: полетит всегда и никогда не разобьется.

На самом деле проблема подбора материалов для самолетостроения из уже имеющихся крайне сложна. Также для авиации и космоса активно используются и разрабатываются новые материалы. В первую очередь — композитные, поскольку возможности известных металлов и их сплавов уже используются по максимуму. Современная конструкторская мысль упирается в несоответствие имеющихся в наличии материалов возрастающим требованиям по массогабаритным характеристикам и прочностным качествам.

Однако основное русло подготовки всё-таки другое.

Востребованность кадров в авиации

Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.

Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.

Читайте также: